Как правильно научить ребенка правильно произносить звуки?

22 ответов на вопрос “Как правильно научить ребенка правильно произносить звуки?”

  1. Gavigrinn Ответить

    Гульнара Ахматгалиева
    «Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР
    Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»
    “Как научить ребенка слышать звуки
    Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
    Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
    Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.
    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
    Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
    Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бек — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук. Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук; бом — сом; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.
    Игры для развития фонематических процессов.
    «Услышишь — хлопни».Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах
    Взрослый произносит три—четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
    «Кто больше?»Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
    «Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
    «Что за звук спрятался в середине слова?»
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.
    «Что за звук в конце слова
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.
    Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.
    «Нужное слово».
    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
    Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
    «Зоркий глаз»
    Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
    Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
    «Чудесный художник»
    Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
    Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
    «Запоминайка».
    Цели: развивать слуховое внимание, память.
    Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:
    сад—сани
    сок—шок
    сумка—суп—сапоги
    шапка—сын—шуба
    При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
    «Бусы»
    Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

    Ход игры. После слов ведущего:

    – Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:
    на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
    «Повтори и прибавь»
    Цели: развивать слуховое внимание, память.
    Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
    жук
    жук, жаба
    жук, жаба, ужи
    жук, жаба, ужи, ежи и т. д
    «Звуковые песенки»
    Цели: развивать фонематический анализ, синтез.
    Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
    «Сложи звуки».
    Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
    Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.
    «Скажи наоборот».
    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
    Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
    1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А; И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У; Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
    2 вариант — с твердыми согласными звуками
    Па. ап, по-…оп и т. д.
    3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
    Па –. пя, по -. пё и т. д.
    «Цепочка».Цели: развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.
    «Назови лишнее слово»Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.
    Гора, гора, гора, нора, гора.
    Голос, колос, голос, голос.
    Коса, коса, коза, коса.
    Утенок, утенок, котенок, утенок.
    Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.
    «Футбол»Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.
    Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова:
    no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.
    Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.
    Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».
    «Третий лишний»Цели:развивать фонематические представления, слуховое внимание,
    Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
    • Мак-бак-банан
    • Сом-индюк-ком
    • Лимон-вагон-кот
    • Так-рак-веник
    После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.
    «Доскажи словечко»
    Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).
    Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).
    Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).
    Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).
    Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).
    Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).
    То назад, то вперед может плыть. (пароход).
    Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.
    Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем.

  2. ниЧЁтак@Я Ответить

    Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата
    Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
    Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
    Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
    Отклонения в строении зубов или челюсти.
    Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.
    Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

    Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

    Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.
    Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.
    Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям
    Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
    Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
    Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
    Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
    Произносим звуки Ж и Ш. Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
    Больше слов с Ж и Ш. Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
    Произносим букву Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!
    Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

    Были галчата в гостях у волчат,
    Были волчата в гостях у галчат,
    Ныне волчата галдят как галчата,
    И как волчата, галчата молчат.

    Учимся произносить букву Р

    Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.
    Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  3. Voodooktilar Ответить

    «Как научить ребенка правильно произносить звуки»
    Коррекция звукопроизношения – самый распространенный вид работы логопеда. Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.
    Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:
    – подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
    – этапа появления звука (постановка звука);
    – этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).
    – развивать фонематическое восприятие;
    Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?
    Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.
    Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
    Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
    Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
    Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?
    Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.
    Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.
    Расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);
    У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.
    Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).
    Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.
    -работать над умением составлять рассказы, пересказы;
    -обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
    -справиться с проблемой нарушения чтения, письма – дислексией и дисграфией;
    -формировать слоговую структуру слова;
    Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
    В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
    Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.
    Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.
    Желаю Вам и вашим деткам успехов!

  4. bvgonlc Ответить

    Становление речи у малышей — острая тема для многих родителей. Воспитатели ДОУ, логопеды, педиатры и детские психологи уже не первый год стройным хором пытаются донести до общественности тревожную мысль: «Современные дети значительно отстают от своих предшественников в звукопроизношении». Причин этому однозначно нерадостному явлению немало:
    обилие современных гаджетов делает живое общение неактуальным;
    излишняя опека со стороны родителей приводит к тому, что все желания ребёнка угадываются с полувзгляда и малышу просто не нужно стараться внятно их озвучивать;
    недостаток работы для маленьких ручек тормозит развитие мелкой моторики, которая необходима для правильного и своевременного становления речи.
    Но что делать мамам и папам, которые осознают важность развития речи ребёнка? Как избежать логопедических проблем и помочь ребёнку говорить звуки чисто и правильно? В частности, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»

    Становление звука «С» согласно возрастным нормам

    Уважаемые читатели! Мы обращаем ваше внимание на то, что каждый ребёнок — особенная личность со своими индивидуальными чертами характера и темпами развития. Поэтому озвучиваемые нормы можно воспринимать лишь как материал для ознакомления. Если вы замечаете, что звукопроизношение карапуза не соответствует возрастным нормам, паниковать не стоит, но обратить на это внимание необходимо однозначно. И лучший способ избавиться от терзаний — консультация у опытного, грамотного логопеда. Как правило, большинство затруднений в развитии речи можно решить в домашних условиях.
    Итак, в среднем твёрдый звук «С» появляется в детской речи в 2–2,5 года. На его становление и автоматизацию может потребоваться много времени, но уже к 4,5–5 годам малыши хорошо справляются со всеми звуками, в том числе свистящей парой «С» и «З», дифференцируя их по твёрдости/мягкости. Единственный звук, который может появиться чуть позже, ближе к 6 годам, — это «Р», о чём мы писали ранее.
    Вы можете помочь ребёнку научиться правильно выговаривать звуки «С» и «Сь», занимаясь с ним артикуляционной гимнастикой и выполняя специальные упражнения в домашних условиях.

    5 эффективных упражнений для постановки звука «С»

    Упражнение 1. Настольный футбол

    Как выполнять
    Приготовьте лёгкий шарик из ваты или бумаги. Можно использовать маленькие полые пластмассовые шарики из настольных игр. Обозначьте на столе место ворот — выложите их спичками, скрепками, счётными палочками. Цель игрового упражнения — загнать мячик в ворота, ничем к нему не прикасаясь. На шарик надо дуть. Причём дуть так, чтобы не надувать щёки.
    В чём польза
    В процессе игры ребёнок тренируется делать длинный выдох без перерывов, что важно для постановки правильных свистящих и шипящих звуков.

    Упражнение 2. Настольные гонки

    Как выполнять
    Приготовьте лёгкие шарики. Их количество должно совпадать с количеством участников «забега». Игрокам надо приготовиться: растянуть рот в широкой улыбке, передний край язычка уложить на нижнюю губу. А теперь выдуваем длинную струю, произнося протяжный звук «ф». Ну-ка, чей мячик окажется дальше всех?
    В чём польза
    В описанном положении артикуляционного аппарата ребёнок тренируется пускать струю воздуха по центру языка. Контролируйте, чтобы на выдохе звучало именно «ф», так как в этом случае мы добиваемся узкой воздушной струи, которая нужна для произношения звука «с».

    Упражнение 3. Маляр

    Как выполнять
    Попросите ребёнка представить, что его зубки — это забор. А язычок — кисть маляра. Наша задача — аккуратно и ровно покрасить заборчик. Для этого надо в улыбке открыть рот и старательно языком поводить по внутренней стороне нижних зубов сначала из стороны в сторону, а затем снизу вверх.
    В чём польза
    В процессе выполнения упражнения следите, чтобы язычок всё время оставался за нижними зубами. Очень важно научить малыша удерживать кончик языка в таком положении. Без этого мы не сможем научить ребёнка правильно произносить свистящий звук «с» и его звонкую пару «з».

    Упражнение 4. Отпуск

    Как выполнять
    Язычок в трёх предыдущих упражнениях старательно работал. Ему нужно отдохнуть. Давай, малыш, отправим его в отпуск. Раскрываем рот в улыбке, укладываем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и оставляем его так «загорать». Сколько времени получится удерживать губы и язык в таком положении? Малыш держит, а взрослый считает: 1, 2, 3… А потом можно поменяться ролями: так вы покажете ребёнку пример, как правильно держать язык, а заодно повторите с ним устный счёт.
    В чём польза
    Выполняя упражнение, ребёнок в игровой форме учится удерживать артикуляционный аппарат в нужном положении. Следите, чтобы улыбка была расслабленной, нижняя губа не подворачивалась, а язык лишь немного прикрывал её. Язычок должен быть широким, словно блинчик.

    Упражнение 5. Соедини

    Как выполнять
    Для упражнения вам понадобятся карточки с гласными звуками «о», «а», «е» и звуком «с». Сначала вы показываете малышу одну букву, он произносит её долго, протяжно, а потом соединяет её со звуком, который вы показываете на второй карточке. Получаются протяжные слоги:
    c-с-с-о;
    c-с-с-а;
    c-с-с-е;
    о-о-о-с;
    а-а-а-с;
    е-е-е-с.
    В чём польза
    Это упражнение подходит для ребят, которые научились произносить звук «с» правильно, но пока не отработали этот навык до автоматизма. Кстати, автоматизировать звуки отлично помогают специальные простые рифмованные строчки — чистоговорки.

    Как организовать логопедические занятия в домашних условиях: 5 советов родителям

    Перед тем как предлагать ребёнку выполнить упражнение, тщательно отрепетируйте его самостоятельно перед зеркалом. Вы должны чётко понимать, какое положение губ и языка является правильным, а какое надо исправлять.
    Занятия тем эффективней, чем регулярней они проходят. По возможности занимайтесь каждый день, предпочтительно в одно и то же время. Конечно, необходимо подобрать такой момент в распорядке дня малыша, когда кроха будет бодр, весел и готов к работе, требующей определённой сосредоточенности.
    Занятия должны заинтересовать ребёнка. Принуждать карапуза нельзя — так вы не добьётесь положительных результатов. Придумывайте на основе озвученных упражнений новые сюжеты, которые близки вашему малышу. Привлекайте к упражнениям его любимые игрушки. Проявите педагогическое творчество!
    Будьте аккуратны! Неправильная работа над звукопроизношением может обернуться развитием дефектов речи. Если ваши занятия не приносят ожидаемых плодов или, что ещё хуже, приводят к регрессу, обратитесь за профессиональной помощью грамотного логопеда.
    Добившись хорошего, правильного произношения, не забывайте о необходимости автоматизировать поставленные звуки. Без этого этапа речь ребёнка может вернуться к уровню до начала занятий. Разучивайте с малышом логопедические стишки и песенки, читайте специальные сказки и играйте в словесные игры, делая акцент на звуках, требующих особого внимания.
    Счастливого вам родительства, друзья!

  5. Dathis Ответить

    Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».
    Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.
    Виды нарушений произношенияМногие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».
    Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
    «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
    Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
    Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».
    Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

    Правильная артикуляция звука Л

    Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
    Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
    Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
    Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.В таком порядке надо проводить занятия
    Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

    Постановка произношения твердого звука Л

    Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» — очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
    Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла»  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
    Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
    Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
    Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.Упражнения на произношение звука Л
    После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

  6. Не_Тр0гаЙ_мЕня Ответить

    Марина Прожерина
    Как научить ребёнка правильно произносить звуки. Консультация учителя-логопеда
    Прежде всего следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребенок. Рассмотрим звуки, которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении.
    Одни звуки «живут» на нижнем этаже, это значит, что язык при их произнесении находится за нижними зубами. Другие звуки «живут» на верхнем этаже, положение языка – за верхними зубами.
    У нижних зубов образуются звуки: С – СЬ, З – ЗЬ, Ц – это группа свистящих звуков. Глава семьи у них – звук С. Артикуляционный уклад (положение языка) при их произнесении почти один и тот же. Значит, если ребенок нечисто произносит С, то страдают и звуки З, Ц.
    Если ребенок плохо произносит звуки, образующиеся у нижних зубов, скорее всего у ребенка не выражены боковые края и кончик языка, либо язык чрезмерно напряжен. Для отработки чистого звукопроизношения необходим специализированный комплекс для свистящих звуков.
    Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
    ПОКУСАЕМ ЯЗЫК
    Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.
    Варианты:
    1. Покусывать кончик языка.
    2. Покусывать середину языка.
    3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.
    Во время выполнения упражнения произносить «та-та-та».
    ДУЕМ НА ЛОПАТКУ
    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно дуть посередине языка. Усложнение: По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.
    КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА
    Улыбнуться, спеть «и-и-и» (язык расширится). Не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз.
    КИСКА СЕРДИТСЯ
    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, удерживать под счёт до 5-10.
    ЗАБОРЧИК (УЛЫБКА)
    Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт дор 5-10.
    ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ
    Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны.
    • Артикуляционную следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому, давая образец выполнения движений.
    • Артикуляционную гимнастику обязательно делайте перед зеркалом.
    • Не стоит выполнять все упражнения сразу. Лучше заниматься несколько раз, выполняя по 2-3 упражнения.
    • Занимаясь с ребёнком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданием.
    Звуки Ш, Ж, Ч, Щ называют шипящие и объединяют в одну группу: все они образуются за верхними зубами, положение языка почти одинаковое. Среди этой группы звук Ш – самый главный в их шипящей семье. Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то и Ж, Ч, Щ он выговаривает не очень четко.
    Если ваш ребенок плохо говорит все звуки, живущие на верхнем этаже, это значит, что язык при произнесении вяло удерживается за верхними зубами, не достиг хорошей подвижности верхних движений. Поэтому решению проблемы будут способствовать специальные артикуляционные упражнения для отработки верхнего подъема языка.
    Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
    ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ГУБОЙ
    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу («обнять» губу языком). Подержать язык на верхней губе под счёт до 5, убрать в рот.
    ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
    ЧАШЕЧКА
    Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки (края языка находятся у верхних зубов).
    ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ
    Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны.
    ПАРАШЮТИК
    На кончик носа положить комочек ваты. Широкий язык в форме чашечки прижать к верхней губе. Плавно подуть вверх и сдуть ватку с носа.
    • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной игровой форме.
    • Соблюдайте точность выполнения упражнений.
    • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий,
    • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
    • Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
    • Запаситесь терпением и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
    • Воспитывайте в ребёнке усидчивость, самостоятельность.
    • Верьте в силы своего ребенка.
    Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!

  7. RaffeeShow Ответить

    Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…
    Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.
    Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:
    сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
    затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
    и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.
    В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

    Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

    Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать — если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.
    Запомните одно простое правило: любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь — это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда – огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.
    Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша — и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

    Упражнения для разминки

    Постановка звука Р – это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:
    Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
    Упражнение «Маятник». Как и в первом случае — нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.
    Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.
    «Чистим зубки». Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.
    Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».
    Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

    Упражнения на постановку звука Р

    К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:
    1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
    2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто — с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» – таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
    3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
    4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»…

  8. Like pa$an Ответить

    КОНСУЛЬТАЦИЯ
    для родителей
    «Как научить ребёнка слышать и правильно произносить звуки»
    Составила:
    Хроменкова С.Н.
    Развитие фонематических процессов
    Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.
    Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:
    • способность слышать есть данный звук в слове или нет;
    • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
    • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
    Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:
    • умение определять линейную последовательность звуков в слове;
    • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
    • осознание или подсчет количества звуков в слове.
    Термин «фонемный анализ» включает в себя:
    • выяснение порядка следования фонем в слове;
    • установление различительной функции фонем;
    • выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
    Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.
    Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
    Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
    Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного овладения грамотой.
    ВЫВОД: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркну, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).
    Предлагаю Вашему вниманию этапы развития
    фонематического восприятия
    1. Развитие неречевого слуха.
    На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.   Упражнения включают задания на распознание:
    • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
    • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
    • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
    Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:
    «Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстририровать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
    «Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
    Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу…). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
    Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
    Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый  включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
    Игра «Тихо – громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребёнок бежит или быстро топает ногами. Услышав тихое звучание, идет шагом. Взрослый  может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
    Игра «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, барабан. Описание игры: взрослый просит ребёнка отстучать  :  /- /, / -//, //- //…
    2. Развитие речевого слуха.
    • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
    • Различение слов, близких по звуковому составу
    • Дифференциация слогов
    • Дифференциация фонем
    Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:
    Дифференциация голосов по тембру:
    Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
    Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращенном  варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок  угадывает, кто из медведей «говорит».
    Развитие речевого внимания:
    Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия взрослого  и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
    Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания, памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).
    Различение слов, близких по звуковому составу.
    Игра «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Взрослый  произносит:
    вагон, флакон, загон, вагон, фагон…
    Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
    КОМ – КОМ – КОТ – КОМ
    БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
    ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ
    КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
    Игра «Самое короткое\длинное слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.
    СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ;
    ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА;
    ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА;
    МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
    Дифференциация звуков, дифференциация слогов
    Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый произносит слово, ребёнок говорит: какой слог 1-й, какой – 2-й.
    Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
    Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребёнка, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, …)
    Игра «А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж;  чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з;  зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л;  липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р;  рис, крепость, букварь – рь.
    3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
    Этот этап имеет определённую последовательность:
    • Определение количества слогов в словах разной сложности
    • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
    • Выделение из слога гласного, затем согласного звука
    • Выделение первого и последнего звука в слове
    • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
    • Определение места, количества, последовательности звуков в слове
    • Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
    Примерные игры с детьми для развития звукового
    анализа и синтеза:
    Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов
    Упражнения – «Прошагаем слово» , «Отхлопаем слова» Ребёнок, отхлопывая, делит слово на части.
    Игры на выделение первого и последнего звука в слове
    Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
    Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
    Игра «Узнай слово» Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
    Игры на выделение места звука в слове
    Игра «Звукоедик»: Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть
    страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Взрослый ходит с куклой в руках и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
    Игра «Подарки друзьям»: Правила игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез много разных подарков. Каждому подарил предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.
    Игры на определение количества и последовательности
    звуков в слове
    Игра “Сколько звуков?”. Определить количество гласных или согласных звуков при слитном произнесении («Коза» -два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).
    Игра «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.
    Творческие задания
    Игра «Придумай слово?» Предложите детям назвать слова:
    С «песенкой комарика» – зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.
    С «песенкой жука» – жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы, кружок, ножик.
    С «песенкой мотора» – рак,  рыба, грибы, сыр, рама, торт.
    С «песенкой насоса» – собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.
    «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход занятия: Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос – носы) или трехсложным (дом – домики). Определяется количество СЛОГОВ.
    Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников, каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.

  9. Kasida Ответить

    — «Трубочка». Покажите ребенку, как вытягивать губы трубочкой. Вытянутые губы следует держать на протяжении пяти секунд.
    — «Маляр». Сложное упражнение, которое проводится после успешного освоения «чашечки». Кончик язычка гладит твердое нёбо, как маляр красит валиком потолок.

    Все упражнения проводятся перед зеркалом, ребёнок должен видеть себя. Во время гимнастики необходимо хвалить ребёнка за малейший результат и стараться не обращать внимание на неудачи. Родителям не следует надеяться на быстрый положительный результат, ведь постановка звуков – это долгая кропотливая работа.
    Важно помнить, что при произношении звука [Ж] необходима сильная воздушная струя. Здесь родителям помогут разнообразные игрушки: губные гармони, бумажные вертушки и все другое, на что можно подуть. Следует помочь ребенку научится совершать сильный ротовой выдох. На выдохе просите произнести ребенка звук [Ж].
    Искажения звука [ж] (сигматизм) является сложным нарушением. В данном случае отмечается искаженное произношение звука: межзубное, боковое, носовое. Правильный уклад звука не формируется. Язык занимает положение или между зубами, за нижними зубами, или около мягкого нёба.
    За коррекцией дефекта необходимо обратиться к специалисту и посещать специальные занятия. В таком случае, рекомендуется проводить комплекс артикуляционной гимнастики, представленной ранее, а также развивать фонематический слух ребёнка.

    Для развития фонематического слуха существует ряд игр. Начинать занятия необходимо с простых игр на различение неречевых звуков. Здесь на помощь придут различные звучащие игрушки: бубуен, барабан, колокольчик, пищалка. Предложите малышу послушать, как звучит каждая игрушка, а затем выберите одну и, пряча ее за спиной, позвучите ей.
    Ребенок должен угадать, какая игрушка сейчас звучала. Функцию игрушек могут выполнять баночки с крупой, так как мелкая и крупная крупы шуршат в банке по-разному. Далее можно перейти к формированию восприятия речевых звуков. Следует научить ребёнка различать звук  [Ж] от сходных по звучанию фонем.

    Игра «Поймай звук» поможет родителям в этом. Предложите ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук  [Ж] среди других звуков:  Ш, Ж, Х, Ч, Щ, Ж, Ф. Далее игру можно усложнить и предложить найти слог с буквой Ж: ШИ, ЖА, ХО, ШУ, ЖЕ, ЩА, ЧИ, ЖУ. А также вариант со словами и предложениями.
    После успешного обучения следует закрепить результат, перейти на этап автоматизации. Необходимо контролировать речь ребёнка, поощрять правильное произношение не только на занятиях логопеда, но и дома. На первых этапах возможно утрированное произношение звука, но это не является проблемой. Артикуляционный аппарат привыкает к новому укладу, что требует времени.
    Советы родителям при постановке звука [Ж]:
    Необходимо следить за речевым развитием малыша. Раннее выявление нарушений способствует быстрой и правильной коррекции.
    При сложных формах нарушения следует обратиться за помощью логопеда.
    Необходимо выполнять рекомендации учителя-логопеда, это будет способствовать успешности коррекции.
    Важно разговаривать с ребёнком, стимулировать речевую активность малыша.
    Хвалите ребёнка за малейшие успехи в развитии.
    Важно знать, что любовь, внимание и забота к ребёнку являются залогом успехов в развитии малыша!
    ?

  10. Darkfist Ответить

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад I категории №25 «Родничок»

    Консультация для родителей
    Тема: «Как научить ребенка слышать  и правильно произносить звуки»
    (средняя группа)
    Учитель-логопед
    Арнаут А.Н.
    Октябрь, 2013г.
    Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особен­ность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называ­ется фонематическим слухом.
    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необхо­димо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
    Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слу­шать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложит0е7 ему повто­рить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бек — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук. Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук; бом — сом; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче­ского слуха. Надо приступать к занятиям!
    «Выдели слово»
    Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
    «Какой звук есть во всех словах?»
    Взрослый произносит три—четыре слова, в 10к0аждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь), и спраши­вает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
    *Звуковые песенки»
    Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок опре­деляет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
    «Назови лишнее слово»
    Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.
    Гора, гора, гора, нора, гора.
    Голос, колос, голос, голос.
    Коса, коса, коза, коса.
    Утенок, утенок, котенок, утенок.
    «Какой звук начинает слово?»
    Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начина­ется на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
    « Что за звук спрятался в середине слова ?»
    Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем дру­гая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.
    « Что за звук в конце слова ?»
    Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на иско­мый звук.
    Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Усло­вия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.
    «Договори словечко»
    Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
    Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке… (жук).
    Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка).
    Как-то вечером две мышки унесли у Пети… (книжки).
    Не полезет Влад на ель: у него в руках… (портфель).
    То назад, то вперед может плыть… (пароход).
    «Цепочка»
    От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыду­щего: дом — мак — кот — топор — рука.
    Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной уст­ной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициатив­ности и исполнительности.
    Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шан­сов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *