Как происходит процесс развития самосознания у детей основные этапы?

11 ответов на вопрос “Как происходит процесс развития самосознания у детей основные этапы?”

  1. Busida Ответить

    Следует отметить, что изучение детей раннего возраста затруднено отсутствием речи у детей раннего возраста жизни. При этом А.В. Шевченко отмечает, что дети раннего возраста способны проявлять «гордость за достижения» и мотивирующие представления. Это означает, что у ребенка происходит формирование системы «Я», которая зависит от уровня взаимодействия с взрослым человеком.
    Под влияние взрослого у ребенка происходит формирование соподчиненности мотивов, которое регулирует поведение. Формирование осуществляется при выполнении одного действия ради другого, которое возможно только в процессе общения с взрослыми и при выполнении требований взрослого.
    Появление мотивирующих представлений у ребенка есть зачатки произвольного поведения. Они связаны с формированием устойчивых представлений о предметах, то есть малыш помнит о них, но не видит в данный момент. С этого времени ребенок пытается «строить» свое поведение, которое согласуется с его желаниями и представлениями. В раннем возрасте преобладающим направлением развития ребенка становится познание и открытие своего «Я».
    Л.И. Божович, считал, что к трем годам у ребенка у ребенка начинает формироваться самооценка. При этом она эмоционально детерминирована, ситуативна, не имеет рациональных компонентов. То есть ребенок не обладает дифференцированным мнение о себе «Я хороший» или «Я плохой». Поэтому возраст трех лет называют «стартом развития самосознания» [35].
    По мнению А.Н. Леонтьева дошкольное детство – это процесс формирования соподчиненности мотивов и произвольности поведения. Это ведущее направление в развитии самосознания личности ребенка [18].
    По мнению Л.С. Выготского самосознание дошкольника тесно связано с самоовладением и расширением возможностей осознания. То есть ребенок овладевает осознанием не только физических качеств и движений, но рефлексией собственных психических процессов [10].
    Д.Б. Эльконин считал, что дошкольный возраст является ориентированным для овладения социальными нормами и отношениями. То есть возникновение соподчиненности мотивов связано с поведением взрослого, который ориентирует ребенка на определенные действия и поступки. Требования взрослого человека выступают образцом поведения, который вынуждает ребенка соподчинять мотивы. Образец поведения сначала для ребенка имеет конкретный характер, представленный наглядно, затем он приобретает обобщенный образ и выступает в качестве правила или нормы.
    По мнению Д.Б. Эльконина, главными достижениями дошкольников являются появление новых мотивов, которые подчиняют желания ребенка, формируют у него этические нормы и моральную оценку, учат управлять ребенка собой [36].
    Исследования, проведенные А.Л. Венгер, позволили установить, что в дошкольном возрасте образ «Я» тесно связан с ситуацией и действиями, происходящими с ребенком. К семилетнему возрасту происходит разделение «Я реального» и «Я идеального» [11]
    Е.О. Смирнова, опираясь на идеи М.И. Лисиной, выделяет в самосознании субъективное начало и объективное. Субъективным началом самосознания выступает нерасчлененное ощущение себя как источника воли, переживаний, активности. Оно является центром самосознания. Под объективным началом Лисина понимает представления обо всем, что связано с местоимением «мое». Это есть периферия сознания. Субъективное начало формирует формы сопричастности к окружающим: сопереживание, сотрудничество. Объективное начало формирует самооценку и образ себя. При этом самооценка является отношением к конкретным качествам, а образ «Я» – это представления ребенка о своих возможностях, способностях и месте я среди других людей. Старший дошкольный возраст характеризуется усилением субъективной составляющей самосознания, она становится видимой для других людей.
    По мнению Л.С. Выготского, к семилетнему возрасту в связи с развитием самосознания происходит формирование моральных суждений ребенка. Это можно объяснить расчленением самосознания на «Я реальное» и «Я идеальное». Это связано с усвоением норм социального поведения [10].
    Исследования, проведенные Е.О. Смирновой, основаны на изучении становления самосознания через произвольность поведения ребенка. Ею установлено, что соблюдение детьми правил поведения в детском саду нельзя считать произвольным поведением, так как оно не является осознанным [32].
    В.С. Мухина предлагает изучение самосознания ребенка через структурные звенья самосознания. Она определяет самосознание «ценностные ориентации, которые образуют систему личностных смыслов, определяющих индивидуальное бытие личности. По ее мнению структура самосознания представлена идентификацией тела, имени собственного, самооценкой, притязанием на признание, половой идентификацией, представлением себя в психологическом времени и оценкой себя в социальном пространстве личности [22, С.55].
    Формирование структурных звеньев самосознания личности начинается с рождения ребенка, но полностью оформляются они только по окончанию детского периода.
    На рисунке 2 представлена структура самосознания дошкольника по В.С. Мухиной.
    Рассмотрим структурные звенья самосознания личности дошкольника по В.С. Мухиной.
    Представление о своем имени.
    Имя ребенок получает при рождении. Это знак, который позволяет отнести данного человека к установленному социальному слою, этносу, месту общественных отношений, полу. Имя отождествляется с телесным выражением личности, с его духовной сущностью. [22, С.58]. Имя человека позволяет ему обособить себя как исключительного человека от других людей.
    Рис. 2. Схема структуры самосознания дошкольника по В.С. Мухиной
    По мере своего взросления человек открывает новые образы своего имени, соотносит свое имя с чувством ответственности и взрослости. Имя человека и местоимение «Я» помогаю ребенку идентифицировать себя с именем, выделить себя как отдельного индивида, осознать свою уникальность, особенность. Ценность своего имени ребенок осознает через утверждение своего достоинства. В самосознании имя собственное и достоинство объединяются через сказки и фольклор и через реальные отношения с другими людьми. Для формирования имени собственного важным условием является соучастие взрослого человека. Близкий ребенку взрослый не только содействует физическому и эмоциональному развитию ребенка, охраняет его от различных травм, но восхищается его успехами и развивает в ребенке чувство самоценности.
    Представления о теле.
    Тело человека является не только организмом, имеющим физические формы и проявления, но индивидуальный образ. Тело отражает культуру человека и уровень его духовности, физические, психические свойства и особенности человека. Формирование отношения к своему телу у ребенка начинается с отношения к нему близких ему взрослых людей. В ходе своего развития ребенок приобретает культурные и гигиенические навыки отношения к телу, которые свойственны данной семьи, району или этносу.
    Притязание на признание (самооценка).
    Эта потребность в признании свойственна человеческой сущности. Для взрослого человека эта потребность реализуется в деятельности. У ребенка формирование этой потребности начинается в семье. Нормальной ситуацией развития в семье считается, если ребенок принят всеми членами семьи, которые выражают свою любовь к маленькому человеку. Внимательное отношение взрослых членов семьи к поведенческим проявлениям ребенка является основой формирования у ребенка ощущения признанным взрослым. Потребность в признании связано с новым социальным окружением. Ее выражение начинается с обращения ребенка к значимому взрослому для того, что он оценил результаты его деятельности, его моральные качества. Потребность в общении, возникая во взаимодействии со взрослыми людьми, постепенно реализуется в отношениях со сверстниками. Отношения со сверстниками сопровождаются элементами соревновательности и конкуренции.
    Половая идентификация.
    Под половой идентификации понимается неразрывность самосознания, мотивов поведения и поступков в обыденной жизни человека, который причисляет себя к определенному полу и выполняющего половую роль, предписанную традициями и нормами в обществе. Половая идентичность ребенка определяется морфологическими и физиологическими признаками мужского и женского организма, обусловленными генотипически, а также социальными условиями развития и бытия человека. Формирование полоролевой идентичности начинается с трех лет, формируется в течение всей жизни. Полоролевая идентичность у детей связана с присвоением мужских или женских форм поведения, интересов и ценностей определенного пола. Стереотипы поведения у ребенка закладываются в самосознании путем подражания представителям своего пола.
    Психологическое время личности.
    Это структурное звено самосознания представляет собой индивидуальное переживания личности своего физического и духовного состояния в прошлом, настоящем и будущем. Психологическое время личности позволяет человеку идентично реагировать на оценку своего индивидуального пути во времени и стремиться к объективной самооценке и притязаниям в разных сферах жизни.
    Осознание детьми своего прошлого, настоящего и будущего происходит в раннем детстве, с момента формирования памяти и воображения. Выстраивание жизненной перспективы ребенка осуществляется только при поддержке и помощи взрослого. С возрастом ребенка происходит более отчетливое восприятие психологического времени, у ребенка происходит формирование ответственности за себя в настоящем и будущем.
    Социальное пространство личности.
    Эта структурное звено самосознания представлено условиями социальной среды, в которой живет и развивается ребенок. В этих условиях социальной среды происходит формирование прав и обязанностей ребенка, его личной социальной позиции. По мнению В.С. Мухиной, это структурное звено самосознание, как ни одно другое детерминируется культурой, которая сформирована в истории этноса. Основными условиями формирования социального пространства личности являются форма, стиль, содержание общения и деятельности, характеристика места, культурные традиции и обычаи, внутренняя позиция ребенка по отношению к истории и культуре своего этноса и всего человечества. К концу подросткового возраста формируется основа социального пространства личности, которое продолжается на протяжении всей жизни. Социальное пространство личности интегрирует в себе все характеристики других звеньев и является завершающим звеном структуры самосознания [22].
    По мнению В.С. Мухиной, развитие самосознания у детей проявляется в самооценке, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и свои возможности. Условием развития самосознания детей раннего возраста является отделение себя от других людей. Но дети раннего возраста не в состоянии оценить свои качества, они не учитывают реальные возможности, что отражается в кризисных проявлениях трехлетнего возраста [21].
    У детей младшего дошкольного возраста не сформировано обоснованное мнение о себе. Дети причисляют себе позитивные качества, которые одобряются взрослыми людьми. При этом, они не всегда понимают значение этих качеств.
    Для формирования самосознания, по мнению В.С. Мухиной, важно дошкольнику овладеть оценкой других людей, это позволит ему оценить правильно самого себя. Младшие дошкольники оценивают сверстников и других людей со слов значимых взрослых: мамы, воспитательницы. Формирование самооценки происходит при оценке персонажей сказок, рассказов. Постепенно происходит отделение оценки поступков и качеств персонажей от отношения к ним. Дети научаются понимать качества и поступки в зависимости от ситуаций [22, с.178].
    Освоение норм и правил поведения выступают мерилом для дошкольника в оценке других людей. Но оценить самого себя, ребенок затрудняется. Самооценка возникает только при сравнении своих поступков и качеств с возможностями, поступками и качествами других людей. Это способность возникает в старшем дошкольном возрасте и является основой адекватной самооценки. Старшие дошкольники правильно понимают свои достоинства и недостатки, отношение к ним со стороны окружающих. В этом возрасте вместе с развитием самооценки формируется способность лгать на пользу себе, завидовать. При этом, старшие дошкольники неспособны долго сосредотачиваться на своих положительных, так и отрицательных качествах и поступках. Рефлексия у старших дошкольников развита недостаточно, она обращена к внешнему миру, а не на самого ребенка [22, С.179].
    А.В. Шевченко предлагает следующую схему структуры самосознания дошкольника. Схема отражает структурные элементы самосознания, которые доступны для изучения в дошкольном возрасте и чаще всего являются объектами исследовательского интереса [35].
    Рис. 3. Схема структуры самосознания дошкольника по А.В.Шевченко
    Н.Л. Белопольская предлагает свою структуру самосознания: половозрастную идентификацию, понимание и осознание смысла ситуации, отношение к ситуации успеха и неуспеха при выполнении заданий. Представленные структурные элементы отображают уровень эмоционального и интеллектуального развития дошкольника, и являются базой для формирования самооценки.
    Исследования Е.Е. Кравцовой и Е.В. Кучеровой свидетельствуют о высокой самооценке детей дошкольного возраста. Высокая самооценка ребенка связана с некритичностью детей, не умением сомневаться в своих качествах и возможностях [14].
    По мнению В.В. Давыдова, основополагающим качеством самосознания является рефлексия, способность встать на позицию другого человека. Поэтому завышенная самооценка не позволяет формироваться рефлексии, способной формировать контроль и оценку действий, позволяя регулировать поведение. Для детей с завышенной самооценкой способны видеть причины собственных неудач только во внешнем мире.
    По мнению Т.А. Ротановой, дифференцированная самооценка является базой для успешности ребенка в школьной жизни [30].
    По мнению О.А. Белобрыкиной, самооценка выступает основным ядром личности, регулятором поведения личности. Проведенный ею анализ литературных данных позволил установить, что самооценка выражает степень развития у личности чувства самоуважения, ощущения собственной ценности, положительного отношения к миру [25]. По мнению И.С. Кон самооценка может быть общей и конкретной (частной). Общая самооценка выражает целостное отношение человека к самому себе, принятие или неприятие самого себя. Частная самооценка заключается в оценке человеком результатом своей конкретной деятельности, к личностным качествам. Частная самооценка тесно связана с уровнем притязаний, то есть человек выбирает для себя задачи, оценивая свои возможности [25].
    Д.И. Фельдштейн выделяет в структуре самооценки следующие параметры: устойчивость – лабильность, адекватность (точность), знак, полноту.
    По мнению А.А. Степанова, в структуре самооценки можно выделить еще одну категорию: социально-психологическую рефлексию. Это способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими людьми [25].
    По мнению Г.М. Бреслава, в становлении самосознания немаловажная роль принадлежит «эмоциональному смещению», то есть воспоминаниям о прошлом и ожидание будущего. При нормальном развитии старшего дошкольника психологическое время сформировано. Это свидетельствует о дифференцированности «Я» системы.
    Большинство исследователей считают, что психологическими условиями развития личности ребенка дошкольника являются игровая деятельность и взаимодействие детей и взрослых в совместной деятельности [10]. Исследования, проведенные Е.А. Кудияровой, позволили установить, что для старших дошкольников личность воспитателя является значимой в ориентировке тела и половозрастной идентификации [25].
    Положения теории В.С. Мухиной о взаимосвязи звеньев самосознания у дошкольников подтверждено исследованиями Е.А. Кудияровой.
    Итак, можно сделать вывод, что формирование произвольного поведения в дошкольном возрасте только начинается. К среднему возрасту при нормальном развитии дошкольников сформированными являются образ физического «Я», половозрастная идентификация, а также представления о себе в прошлом и в будущем (психологическое время личности). Высокий уровень притязаний на социальное признание и недостаточная способность к рефлексии проявляются в феномене завышенной самооценки, которая расценивается исследователями как норма возраста. Усвоение социальных норм делает возможным появление моральных суждений, свидетельствующих о росте самосознания ребенка, поскольку в них можно видеть проявление «Я для других» или «идеального Я» [22].
    Поведение ребенка дошкольного возраста в большей степени регулируется взрослым, при этом происходит формирование самостоятельной регуляции поведения ребенком. В старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа детского сада) значительная часть детей обнаруживает признаки личностной готовности к школьному обучению, одним из значимых аспектов которой является возможность децентрации – понимания и учета позиции другого. Последнее становится возможным только при достаточном уровне развития необходимых элементов самосознания [22].

  2. Ceremand Ответить

    Дальнейшее развитие детского самосознания связано с выделением побуждений к выполняемым действиям, с регулированием их во времени. Побуждения выражаются в основном в желаниях ребенка. «Осознание желания, отнесение его к самому себе, осознание действия как способа осуществления этого желания связано с формулированием ребенком цели своего поступка, со способностью сохранить эту цель и практически реализовать её. Осознание же своих действий, целей своей деятельности и мотивов своего поведения означает начало формирования психологического «Я» ребенка» [10, с. 84]. И хотя самые первые формы мотивации действий ребенка еще несовершенны – мотивы ребенка на ранних уровнях онтогенеза еще неустойчивы, подвержены импульсивным влияниям, именно с осознания побуждений своих действий начинается выделение духовного «Я» малыша.
    Третий год жизни – период интенсивного психического развития. Если ранее ребенок не мыслил себя отдельно от привычных условий, испытывал чувство слитности с окружающим, называл себя по имени, говорил о себе в третьем лице, то к 3-летнему возрасту «это слияние ребенка с окружающий неожиданно исчезает, и личность вступает в тот период, когда потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность приводит ребенка к целому ряду конфликтов. Прежде всего, это противопоставление самого себя окружающим, часто совершенно негативное. В результате этого ребенок невольно оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость, ощутить собственное существование. В этих случаях единственной формой самоутверждения является сама победа. Побежденный более сильной волей другого лица или необходимостью, ребенок болезненно переживает умаление своего существа» [33].
    Проявление негативизма и настаивания на своем в этот период можно рассматривать как своеобразные «упражнения» ребенка в познании своих возможностей, их пределов.
    Это период, когда в психическом мире личности складываются нравственные системы и комплексы, которые в дальнейшем могут перейти в стойкие особенности личности. На этом этапе решающее значение приобретает характер взаимоотношений ребенка со взрослым. Поскольку у ребенка еще нет адекватного знания себя и самоотношения, он стихийно принимает отношение к себе близкого взрослого (мать, отец и др.). Таким образом, истоком первоначальной самооценки его личности становится «на веру» принятое отношение взрослого. Например, неадекватно высокая самооценка может быть вызвана постоянным, нередко безосновательным захваливанием ребенка, и, напротив, подчеркивание отрицательных моментов в поведении и действиях ребенка (зачастую ложных), неверие в его силы и возможности, может привести к формированию негативного отношения к себе, к сковыванию активности и нежеланию стремиться к лучшему. «…Отношение к себе как к неисправимому или особо гениальному есть сложившийся своеобразный стереотип отношения человека к другим и к себе и, как все стереотипы, является прямым продуктом, прямым следствием той системы общения и деятельности, которые составляют образ жизни ребенка… Именно в образе жизни ребенка и, в частности, в типе его общения с окружающими людьми лежат основные и определяющие причины детского поведения, детского характера, детских наклонностей» [33].
    Развитие самосознания после 3 лет идет в направлении все большего самоутверждения личности ребенка, происходит дальнейшее накопление его познавательного, аффективного и волевого опыта, что выражается в возрастании адекватности самооценки.
    В период от 7 до 12 лет процесс развития самосознания совершается плавно, без заметных скачков и кризисов. В это время накапливаются психические резервы, которые подведут самосознание к важнейшей его генетической форме в подростковом возрасте.
    Самосознание подростка отличается существенными, ярко выраженными изменениями. Это обстоятельство нередко порождает мнение, что самосознание впервые появляется у подростка. В действительности, оно является очередной, хотя к исключительно значимой в психическом развитии личности, стадией самосознания, формирующейся лишь на основе накопленного в предыдущие периоды познавательного, эмоционального, регулятивного опыта самосознания, ставшего потенциальным резервом его дальнейшего развития. Подростковый возраст – это второй критический период (после кризиса 3-х лет) в психическом развитии ребенка, существенный для генезиса самосознания. Мы специально не останавливаемся на стадиях с кризисами 1 года и 7 лет как менее важных для генезиса самосознания. Для этих периодов основное – познание ребенком своего внешнего бытия, дальнейшее освоение своих взаимоотношений с вещным и социальным миром, развитие самосознания в это время осуществляется плавно, без резко выраженных скачков.
    К 12 годам внимание ребенка вновь начинает обращаться к собственной личности. Однако новый кризис развивается в направлении как бы обратном раннему. Он также начинается с противопоставления, но направленного не столько на самих людей, сколько на связанные с ними привычки, отношения и проявления их в более широком контексте нравственных норм и позиций. Если трехлетний ребенок стремится подражать взрослому, то подросток, напротив, хочет отличаться от него, противопоставить себя ему, быть самостоятельным. Если у трехлетнего ребенка самостоятельность утверждается в сфере осуществления каких-либо практических действие то у подростков стремление к самостоятельности выражается в появлении осознавания своей причастности к взрослым, хотя нередко подобное осознавание противоречит фактическим возможностям подростка.
    Подростковый этап генезиса самосознания для развития личности особенно значителен, поскольку именно на данной стадии оно поднимается на качественно новую ступень, знаменующую начало его зрелости. Иным становится взаимоотношение генезиса самосознания и общего психического развития личности. Теперь самосознание не просто отражает особенности формирования личности, но и само значительно влияет на весь процесс дальнейшего ее становления. Поэтому подростковая стадия самосознания будет определять не только пути последующего его развития, но и в большей степени психическое развитие личности в целом.
    Таким образом, при переходе от одной стадии к другой совершается последовательное усложнение, расширение сферы деятельности и повышение роли самосознания в процессе общего психического развития личности.
    Итак, самосознание в онтогенетическом плане можно рассматривать как постепенно развертывающийся во времени интегративный психический процесс, в основе которого находится все более усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способности регулировать свое поведение и деятельность. Сфера самосознания непрерывно расширяется благодаря осмыслению прошлого и планированию будущего.

  3. комп ремонт железо Ответить

    Психология формирования самосознания ребенка

    Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношение к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец, осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.
    Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. Попытаемся проследить основные этапы этого развития.
    Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых. Поэтому он называет себя в третьем лице (Диме чаю, «Дать Даше пирамидку) и не редко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими людьми, которую испытывает ребенок, не редко проявляется в его высказываниях. Мальчик, которому родители говорят: «Сашенька, мы идем в гости, спрашивает: «А мы меня возьмем? Здесь «мы» употреблено для обозначения всей семьи, включая и самого ребенка: все мы – и ты, и ты и я. Ремшмидт Х. Подросткоый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – С.89.
    Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально-ценностного компонента самосознания). Заканчивается этот период поистине эпохальным событием ребенок начинает впервые утверждаться как личность. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.
    Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в кризис тех лет.
    Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.
    Нет еще сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка утверждающего что он аккуратный спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю».
    Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).
    Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я – мальчик» или «Я – девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «Я» непременно включает в норме и осознании собственной половой принадлежности. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте.
    В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.
    В 3 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – М.: Знание, 1978. – С.19.
    Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых, выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка серя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости, это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности – в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психическое основание – фиксация на своей самооценке и своем образе. «Я» ребенка, как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя. Другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства. Но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.
    Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

  4. Heart of Xavor Ответить

    У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, кото-рую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
    У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
    Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый – это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.
    Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными.
    С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивых видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
    – возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
    – оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;
    – дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
    – к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
    – развивается способность мотивировать самооценку;
    – появляется осознание себя во времени, личное сознание.

  5. Игритт Ответить

    Самосозна?ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
    В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». « Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект»
    Развитие самосознания. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
    Стадии (или этапы) развития самосознания: Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
    К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
    На формирование самосознания влияют: Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности. Компоненты самосознания
    Компоненты самосознания по В. С. Мерлину: сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок.
    Функции самосознания. Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения.
    Значение самосознания. Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

  6. chiliperchik Ответить

    Значение половой идентичности для систематизации представлений о себе до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Так, Р. Бернс считает, что осознание себя как представителя определенного пола не имеет большого веса в «Я-концепции» взрослеющего человека. С другой стороны, Ф. и Р. Тайсоны, например, уделяли этому фактору серьезное внимание, указывая на то, что в разные возрастные периоды наблюдается то усиление, то ослабление позиции этого аспекта образа Я в «Я-концепции» личности.
    Половая идентичность обусловлена биологически. «Следует сказать, что роль биологических процессов состоит в согласовании между собой хромосомного, гормонального, морфологического и социального факторов, в совокупности определяющих нормальное развитие чувства половой идентичности» (Баттерворт Дж. Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. С. 304).
    Итак, биологический пол индивида включает в себя несколько компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма:
    o хромосомный (генетический пол), который определяется в момент зачатия;
    o гонадный пол – формирование мужских или женских половых желез;
    o гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий – половых органов;
    o морфологический пол – строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий;
    o пубертатный пол – связанный с половым созреванием гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.
    Хромосомный фактор – это тот кариотип (набор хромосом), который характеризует биологического мужчину и женщину. В мужском кариотипе – 46 ХУ хромосом, в женском – 46 ХХ хромосом. Давно установлено, что факторы пола локализованы в специальных половых хромосомах. Факторы, определяющие мужской пол, локализованы в У-хромосоме, а факторы, определяющие женский пол, – в Х-хромосоме. Отклонения от нормального числа половых хромосом в клетках человека, приводят к аномалиям полового развития, среди которых известны синдром Шерешевского – Тернера (ХО хромосом) и синдром Свайера (ХУ хромосом) – у женщин, а также синдром Клайнфелтера (ХХУ) – у мужчин.
    Клиника синдрома Шерешевского – Тернера впервые была описана Н.А. Шерешевским в 1926 г. Частота синдрома составила от 1:10000, 1:2500 – 1:2700 живорожденных девочек. Уже при рождении дети с синдромом Тернера отличаются малой массой тела и отеком рук и ног. С первого года жизни имеется нарастающее отставание в росте от сверстниц. Во взрослом состоянии рост их достигает 120-140 см. Кроме этого, для них характерно коренастое телосложение, неправильная осанка, непропорционально большая щитообразная грудная клетка и прочие соматические признаки. Возможно нарушение слуха, врожденные пороки сердца, аорты и мочевыделительных органов. Вторичные половые признаки не формируются. Психический статус девочек с синдромом Шерешевского – Тернера включает в себя признаки инфантилизма, диффузных представлений о себе, тревожности и повышенной ранимости. В отличие от больных с синдромом Шерешевского – Тернера, у пациенток с синдромом Свайера при резко выраженном половом инфантилизме отсутствуют соматические аномалии развития. Изолированный дефект гонад не сопровождается нарушениями развития мышечной, костной и других систем. Обычно эти больные нормального или высокого роста с женским фенотипом, что послужило причиной выбора для названия заболевания понятия «чистая» форма. У ряда больных при высоком росте имеется андроидное телосложение с увеличением окружности грудной клетки. Вторичные половые признаки также не формируются. Психический статус девушек с синдромом Свайера определяется высоким уровнем интеллекта, стремлением к независимости и автономии, уверенностью, ориентацией на образование и саморазвитие, потребностью в лидерстве, и, нередко, успешной адаптацией к условиям жизни. При синдроме Клайнфелтера у мужчин наблюдаются высокий рост, наличие удлиненных конечностей, нарушения развития признаков пола, бесплодие, умственная отсталость.
    Гормональный фактор обусловлен образованием в половых железах (гонадах) стероидных гормонов. Гормоны регулируют половую дифференциацию и процесс полового размножения. Мужским половым гормоном, синтезируемым в семенниках, является тестостерон, а женским половым гормоном, синтезируемым в яичниках – эстроген.
    Морфологический фактор определяется строением тела мужчины и женщины. Он выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и проч., у женщин – в развитии грудных желез, более низком (по сравнению с мужчинами) росте, наличии округлых форм тела и жировой ткани.
    Социальный фактор определяется теми стереотипами поведения, которые в обществе ассоциируются с мужским и женским, и определенным стилем поведения родителей, который выбирается ими в соответствии с биологическим полом ребенка. Так, например, родители могут негативно реагировать на плаксивость мальчика, на резкость и агрессивность девочки, но поощрять у мальчика активно-наступательные формы поведения, а у девочки – нежность, ранимость и незащищенность.
    Половая идентичность – это «психологическая система, которая соединяет и интегрирует личностную идентичность с биологическим полом и на которую оказывает значительное влияние объектные отношения, идеалы Суперэго и факторы культуры» (Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 335).
    С самых первых дней рождения ребенка родители начинают относиться к нему не просто как к новорожденному, а как к мальчику или девочке. Считается, что фантазии и ожидания женщины во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку. Двух-трехлетний малыш, имея достаточно диффузное представление о половых различиях, может тем не менее назвать себя мальчиком или девочкой. Подражание, предпочтения в выборе игрушек и игр способствуют в этом возрасте процессу осознания себя как представителя того или иного пола. Самым интенсивным в этом смысле возрастом является период с 4 до 6 лет (фаллическая стадия по З. Фрейду). В этот период ребенок (ранее участвующий в диадных отношениях с матерью) включается в триадные отношения (Я, мать, отец). Это позволяет ему обнаружить различия между мужчинами и женщинами и идентифицировать себя с определенным полом.
    Для девочки этот период развития связан, по Фрейду, с изменением отношения к матери. Теперь она воспринимается как соперница, а отец – как объект симпатии и любви. Тотальное же отвержение девочкой своей матери происходит только в патологических случаях. На принятие женской половой идентичности в этот период жизни может влиять позитивное, поддерживающее женскую линию развития отношение отца, чувства девочки по отношению к матери, позиция самой матери. На латентной и позже – на генитальной стадии телесные и гормональные изменения являются детерминантами физического и психического развития девушки, провоцируя ее на пересмотр образа своего тела, оживляя конфликты предыдущих стадий, которые, в свою очередь, обуславливают личностный рост и изменение представлений о себе. За сравнительно короткий период физические изменения этого возраста и их субъективные аранжировки «делают все более очевидными различия между мужчиной и женщиной, ребенком и взрослым» (Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С.366).
    Для мальчика фаллическая стадия развития связана с разотождествлением с матерью, т.е. со сменой объекта идентификации. Конфликтные триадные отношения этого возраста обозначаются термином «Эдипов комплекс» – мальчик испытывает любовь и привязанность к матери и ненависть к отцу как к реальному сопернику. Роль отца в разрешении проблем этого возраста очень важна, т.к. поддерживая своего сына, он помогает ему регулировать свое агрессивное поведение и способствует разрыву симбиотических связей с матерью, «отец занимает позицию третьего, альтернативного объекта, способного помочь ребенку выйти из диады с матерью, избавиться от зависимости от нее … он создает необходимую дистанцию по отношению к образам матери, обеспечивая тем самым возможность свободного личного развития». Отец должен быть легкодоступен для мальчика, т.к. он идентифицируется с мужской половой ролью. Когда отец недоступен, или сверхагрессивен, или состязателен, могут появиться различные патогенные последствия. Разрешение Эдипова конфликта позволяет осуществить идентификацию мальчика со своим отцом, которая проявляется в желании на него походить, в копировании стиля поведения, черт характера, манеры одеваться. В подростковом возрасте оживают конфликты фаллической и доэдиповых стадий развития. Оживление ранних женских идентификаций может подрывать ненадежное чувство мужественности. Как правило, «юноша обычно уже имеет довольно стабильное чувство собственной общей половой идентичности. Оптимально, если он интегрирует некую смесь мужественности и женственности; его позиция относительно сексуальных предпочтений стабильна; у него есть ясное понятие о сексе и о желаемом объекте любви; и, соответственно, его половая идентичность более-менее целостна» (Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 394).
    Кроме понятия половой идентичности используют следующие термины – «поло-ролевая идентичность», «половые стереотипы», «половые предпочтения», «сексуальная ориентация». Поло-ролевая идентичность формируется на базе половой идентичности, но не тождественна ей. Она означает выбор сознательных или бессознательных паттернов взаимодействия с другими людьми. Половые стереотипы – совокупность представлений, ассоциирующихся в данном обществе с мужским и женским характером и стилем поведения. Половые предпочтения – выбор мужского или женского стиля поведения в качестве образца. Сексуальная ориентация выражается в предпочтении объектов любви определенного пола.

  7. Thordithris Ответить

    У детей дошкольного возраста накапливается определенный жизненный опыт, который приводит к более глубокому осознанию самого себя. В дошкольном возрасте расширяются представления о собственных качествах, особенностях, возможностях. Осознание самого себя складывается из познания себя и отношения к себе. Самосознание ребенка дошкольника складывается из:
    1. Осознания своей внешности. Дошкольники, в основном, положительно воспринимают свою внешность, но младшие завышено оценивают свой внешний облик («Я красивый»), а старшие – более самокритичны. В самосознании ребенка формируется целостный образ тела, представление об индивидуальности лица, телосложения. Осознавая свою излишнюю полноту или худобу, какие-то физические недостатки или видимые изменения внешности (остриженная наголо голова, сыпь), ребенок испытывает смущения. А иногда из-за этого отказывается посещать детский сад.
    2. Осознание своего имени. Дошкольники не только откликаются на имя, но и реагируют на разное его звучание. (Анна, Анечка, Аннушка), спокойно воспринимают ситуацию совпадения имен, гордятся своим именем, выбирают любимую форму обращения к ним и чаще именно так и представляются. Важно в дошкольном возрасте заложить положительное отношение к собственному имени через утверждение своего достоинства («Петя – хороший мальчик»).
    3. Осознание своего пола. Дошкольники не только знают о своей половой принадлежности, имеют представления о ее неизменности (девочка – девушка – женщина, мальчик – юноша – мужчина), но и различают друг друга по особенностям строения тела, а не только по прическе, одежде. У дошкольников вырабатывается чувство гордости, что он является именно мальчиком (или девочкой) и адекватное отношение к детям другого пола. Естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми, надо отвечать искренно на «каверзные» вопросы детей, тактично объяснять причину природных различий.
    4. Осознание себя во времени. Дошкольник воспринимает себя в трех временных измерениях: прошлом, настоящем и будущем. Способны дошкольники и планировать свое будущее («Вырасту и буду мамой, врачом» и т.д.).
    5. Осознание своей индивидуальности. Оно зарождается в семейных отношениях, т.к. родители обычно подчеркивают исключительность собственного ребенка. Но и воспитатель должна подчеркивать неповторимость личности каждого ребенка, формировать чувство собственного достоинства и уважительное отношение к проявлению индивидуальности другими. Личностно ориентированное обучение и воспитание нацелено на то, что надо соблюдать чувство меры, чтобы не сформировать у ребенка чувства превосходства над другими.

Добавить комментарий для Ceremand Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *