Как проверить безударные окончания в именах существительных?

12 ответов на вопрос “Как проверить безударные окончания в именах существительных?”

  1. d-_-b Ответить

    Как правильно написать безударное окончание имени существительного
    Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.
    Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово – это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:
    для первого склонения – страна, земля
    для второго склонения – конь, окно
    для третьего склонения – степь
    Порядок действий:
    1. Определяем падеж имени существительного.
    2. Определяем склонение существительного.
    3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.
    4. Смотрим на окончание контрольного слова – и такое же ставим в слово с безударным окончанием.
    Например: от речк[…] шёл пар.
    Определяем падеж – от (чего?) – от речк.. – Р. п. Определяем склонение – речка – 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже – от земли шёл пар.
    Вставляем окончание: от речки шёл пар.

  2. edarotik Ответить

    Вопросы
    Предлоги
    Окончания
    кем? чем?
    где? куда?
    с, за, под,
    над,
    1-е скл.: -ой(-ою), -ей (-ею)
    2-е скл.: -ом, -ем, -ём
    3-е скл.:
    Роль в предложении: второстепенный член.
    Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
    доволен (кем? чем?) игр[ой] (игр[ою], книг[ой] (книг[ою]), зерн[ом], зеркал[ом], мебель[ю];
    любовался (кем? чем?) зар[ёй] (зар[ёю]), рощ[ей] (рощ[ею]), журавл[ём], мор[ем]; облак[ом], сирень[ю]
    После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения – буква е: врач[ом] — задач[ей], птенц[ом] — птиц[ей].
    Предложный падеж
    Вопросы
    Предлоги
    Окончания
    о ком?
    о чём?
    где?
    о (об), в,
    на, при
    1-е скл.:
    2-е скл.:
    3-е скл.:
    Роль в предложении: второстепенный член.
    Ударные и безударные окончания пишутся одинаково:
    думаю (о чём?) о земл[е], о Родин[е]; о сел[е]; о дом[е];
    быть (где? в (на) чём?) в степ[и], на ладон[и]
    Всегда употребляется с предлогом
    Обратите внимание! Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце.
    Обратите внимание! У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с двумя разными ударениями:
    дуб — на ду́бе и на дубу́
    отпуск — в о́тпуске и в отпуску́
    чай — в ча́е и в чаю́
    Русский язык. 4 класс

  3. apofiz Ответить

    В русском языке большинство ИС относятся к одному из трех склонений. Для каждого – свои нормы написания флексий: принимая форму того или иного падежа, ИС имеет окончание, характерное только для этого склонения. Поэтому первый шаг к грамотному письму – узнать, по какому типу склоняется анализируемое ИС:

    Падежные окончания существительных единственного числа

    В таблице безударных окончаний есть два варианта существительных в единственном числе для каждого склонения – флексия в слабой позиции и ударная:
    Падеж1 склонение2 склонение3 склонениебезударноеударноебезударноеударноебезударноеударноеИменительныйше-Я / юнг-Астен-Алицей / лет-ОслонмелочьстепьРодительныйше-И / юнг-Истен-Ылице-Я/ лет-Аслон-Амелоч-Истеп-ИДательныйше-Е / юнг-Естен-Елице-Ю/ лет-Услон-Умелоч-Истеп-ИВинительныйше-Ю / юнг-Устенулицей / лет-Ослон-АмелочьстепьТворительныйше-ЕЙ / юнг-ОЙстен-ОЙлице-ЕМ/ лет-ОМслон-ОМмелочь-ЮстепьюПредложныйо ше-Е / о юнг-Ео стен-Ео лице-Е/ о лет-Ео слон-Ео мелоч-Ио степ-ИТаблица позволяет сделать следующие выводы:
    Трудность вызывают Р.,Д.,П, падежи, где встречаются гласные Е/И.
    Проще запомнить 3 скл.: ИС из этой группы никогда не пишут с –Е.
    Во 2 скл. «ошибкоопасный» Пр. падеж.
    В 1-м буквы запомнить труднее: Р.п = И, Д.п. = Е, Пр.п.= Е.
    В каждом склонении есть слова-подсказки с ударной флексией. Во время диктанта или на экзамене, когда от напряжения мысли путаются, безударные окончания ИС можно проверить подставив слово-подсказку.

    Падежные окончания в фамилиях и названиях

    Созвучные ИС, обозначающие имена собственные и производные от них названия городов и поселков, склоняются по-разному:
    ФамилияПадежГеораф. названиеХимиком Бородин-ЫМТворительныйРядом с Бородин-ОМС Петей Ростов-ЫМНедалеко под Ростов-ОМДружил с Пушкин-ЫМПод Пушкин-ОМПравила склонения других фамилий – в таблице:

    Падежные окончания существительных множественного числа

    Трудности выбора окончаний имен существительных во множественном числе начинаются с начальной формы слова, если это ИС мужского рода:
    Начальную форму некоторых существительных в русском языке приходится запоминать, так как она отличается от большинства похожих: офицер-Ы, парикмахер-Ы, но директор-А, профессор-А.
    По вариантам флексии различают оттенки смысла у близких, но все-таки разных ИС:
    зуб-Ы (у животных и людей) – зубь-Я (у инструмента) кол-Ы (самые низкие оценки) – коль-Я (деревянные) корпус-Ы (о теле) – корпус-А (о здании) тон-Ы (в музыке) – тон-А (в живописи).
    По-разному в одном и том же падеже пишут окончания существительных множественного числа, обозначающих национальность: калмык-ОВ, татар, узбек-ОВ, башкир.
    Большинство существительных множественного числа имеют систему окончаний, приведенных в таблице:

    Разносклоняемые существительные

    ИС с окончаниями разных склонений изучают отдельно. Флексии никогда не пишут с Е, но особое внимание – суффиксу -ЕН:

    Другие типы склонения существительных

    Отличается склонение и правописание слов 1 скл. на -ИЯ, 2 скл. на -ИЙ, -ИЕ. Их особенность в том, что в косвенных падежах флексии не содержат букву Е:
    ГрецИ-Я    гелИЙ    бедствИ-Е
    Греци-И    гели-Я    бедстви-Я  (Р.П.)
    Греци-И    гели-Ю   бедстви-Ю  (Д.П.)
    Греци-И    гели-И    бедстви-И  (П.П.)
    Сравните похожие слова: оба относятся к 1 скл., но основы у них разные:
    Именительный п.Марь-ЯМарИ-ЯРодительный п.Марь-ИМарИ-ИДательный п.Марь-ЕМарИ-ИВинительный п.Марь-ЮМарИ-ЮТворительный п.Марь-ЕЙМарИ-ЕЙПредложный п.о Марь-Ео МарИ-ИТеперь самое время вернуться к примерам в начале статьи для самопроверки. А для закрепления материала спишите ИС, выделяя окончания существительных со вставленной буквой:
    Отдыхал в деревеньк.., поселк.., пустын.., Дани.., столиц.., санатори..
    Соскучился по матер.., Чехи.., сестриц.., Натали.., Дарь.., племен.., столиц,..

  4. fayvasya Ответить

    Цель урока:  познакомить учащихся со способом проверки безударных окончаний имен существительных при помощи проверочных слов для существительных I склонения – «рука», для существительных II склонения – «плечо» и для существительных III склонения – «грудь; развивать аналитико – синтетическое мышление, устойчивость внимания, речь, память; совершенствовать навыки определения орфограммы в словах и поиска проверочного слова; воспитывать умение четко высказывать свое мнение и умение внимательно выслушивать мнение своих товарищей.
    ХОД УРОКА.
    1). Организационный вопрос.
    2). «Жужжащее» чтение книги по методике Л.В.Зайцева (3 минуты)
    3). Минутка чистописания.
    На доске слова:
    Праз…ник, л…цо, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, гр…ной, звез…ный.
    – Если вы разделите эти слова на три группы, то узнаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.
    ( буквы «д», «о», «и»)
    – Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова и как проверить непроизносимую согласную в корне слова и , прежде чем будем выполнять упражнения для минутки чистописания, определим для этих слов проверочные слова.
    ( дети вспоминают правила и подбирают проверочные слова)
    На доске:
    Даоаиа
    – Определите порядок написания букв в этом ряду.
    (после каждой буквы написали еще букву «а» строчную)
    – сегодня мы еще вернемся к этой букве, а пока пропишите этот ряд, соблюдая правильно соединения букв.
    4). Словарная работа.
    На доске:
    Аллея, пассажир, назад, горизонт, агроном.
    – Что это за слово?
    – Какое слово лишнее? Почему?
    ( лишнее – «горизонт», потому что в нем нет безударной гласной  «а»)
    – Выпишите это слово, выделите безударные гласные, запомните его написание.
    – Посмотрите внимательно на остальные слова постарайтесь их запомнить.
    Стираю слова с доски.
    – Вспомните и запишите словарное слово – существительное II склонения.
    Ребенок у доски записывает:
    Пассажир, агроном,
    – Почему ты решил, что это существительные II склонения?
    – Вспомните и запишите существительное III склонения.
    Следующий ребенок продолжает запись:
    Пассажир, агроном, аллея,
    – Почему ты решил, что это существительное II склонения?
    – Вспомните и запишите существительное III склонения. ( такого существительного нет)
    – Какое слово осталось не записанным?
    Третий ребенок у доски записывает:
    Пассажир, агроном, аллея, назад.
    – К какой части речи относится это слово? (наречие)
    5). Новая тема.
    – Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и перед нашей научной лабораторией стоит вопрос….
    На доске:
    Как проверить безударное окончание имен существительных?
    – Кто-нибудь из моих научных сотрудников уже знает ответ на этот вопрос?
    (нет)
    – Тогда давайте вместе определим, что же нужно делать, что проверить, как написать безударное окончание существительного, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и звучит. Проверка безударных окончаний имен существительных I,II и III склонений.
    а). Вместе с ребятами (они в тетради, учитель на доске) склоняются существительные I склонения рука, мама.
    В каждом падеже у этих существительных выделяются окончания и определяется  ударное оно или безударное.
    Затем задаются следующие вопросы:
    1. Существительное какого склонения мы изменяли по падежам?
    2. Чем отличаются окончания у этих существительных?
    3. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные падежные окончания?
    4. Ударные или безударные представляют собой трудность в написании?
    5. Какое из этих слов нужно проверять при написании? (мама)
    -Какое слово будет являться проверочным? (рука)
    На доску вывешивается слово «рука» на листе бумаги.
    – Это слово будет проверочным для существительного I склонения.
    б). По аналогии с существительным I склонения «мама» и «рука» склоняем существительные II склонения плечо, озеро.
    Определяем по тем же вопросам, что для существительных II склонения проверочным словом будет существительное «плечо».
    в) также склоняем существительные III склонения грудь, площадь и определяем, что для существительных IIIсклонения проверочным словом является слово «грудь».
    6). Физкультурная минутка.
    – Если услышите слово с ударным окончанием – присядьте, если с безударным – сделайте наклон вперед.
    У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из воды, около пристани, в нефте, на склоне.
    7). Упражнения для закрепления пройденного материала.
    а) На доске:
    Ремонт квартир…, подбежал к лошад…, говорили о дел…, урожай с яблон…, светились в неб…, обратился к молодеж…, плыл по речк… .
    – Используя проверочные слова, попробуйте определить окончания у этих существительных.
    б) Самостоятельная работа по карточкам.
    У выделенного имени существительного окончание
    Е
    И
    1. Солнце спряталось за тучу – и радуг…  как не бывало.
    2. По дорожк… по прямой едет молодец лихой.
    3. До старост… дожил, а ума не нажил.
    4. Делу время, а потех… час.
    8). Итог урока.
    – Что нового узнали на уроке?
    – Смогла ли наша научная лаборатория ответить на вопрос урока?
    – Так как можно проверить безударные окончания имен существительных?
    9). Выставление оценок.
    10). Запись домашнего задания: стр.85, упражнение №187.

  5. okchernysh Ответить

    Падеж
    I склонение
    II склонение
    III склонение
    окончания
    примеры
    окончания
    примеры
    окончания
    примеры
    Именительный
    -ы, -и
    горы,
    дороги,
    дяди
    -а, -я, -ы, -и
    озера, столы, кони, ученики

    степи, печи, лани
    Родительный
    [],
    гор,
    дорог,
    дядь
    -ов, -ей, []
    озер, столов, коней, учеников
    -ей
    степей, печей, ланей
    Дательный
    -ам, -ям
    горам,
    дорогам,
    дядям
    -ам, -ям
    озерам, столам, коням, ученикам
    -ям, -ам
    степям, печам, ланям
    Винительный
    -ы, -и, []
    горы,
    дороги,
    дядь
    -а, -я, -ы, -и, ей, -ов
    озера, столы, коней, учеников
    -и, -ей
    степи, печи, ланей
    Творительный
    -ами, -ями
    горами,
    дорогами,
    дядями
    -ами, -ями
    озерами, столами, конями, учениками
    -ами, ями
    степями, печами, ланями
    Предложный
    -ах, -ях
    о горах,
    о дорогах,
    о дядях
    -ах, -ях
    об озерах, о столах, о конях, об учениках
    -ах, -ях
    о степях, о печах, о ланях

  6. kreolit76 Ответить

    Последняя буква будет , если это:
    форма в дательного или предложного падежей 1-го склонения (кроме заканчивающихся на -ия): мама – (кому?) маме, (о ком?) о маме; Миша – (кому?) Мише, (о ком?) о Мише;
    предложный падеж 2-го склонения (за исключением слов на -ий, -ие): конь – (на ком?) на коне; небо – (на чем?) на небе.

    Буква -и в падежных окончаниях имен существительных

    Окончание существительного по правилу следует писать при следующих условиях:
    слово 1-госклонения находится в родительном падеже: крыша – (чего?) крыши; Алеша – (кого?) Алеши;
    существительное стоит в дательном, родительном или предложном падеже и относится к 3-му склонению: мышь – (кого?) мыши, (кому?) мыши, (о ком?) о мыши; пыль – (чего?) пыли, (чему?) пыли, (в чем?) в пыли.
    Чтобы выяснить принадлежность существительного к склонению, нужно воссоздать его начальную форму, поставив в единственное число, Именительный падеж.

    Исключения из общих правил

    Флексию , вопреки стандартному правилу, пишут в существительных:
    с финалью -ия , стоящих в форме дательного, родительного или предложного падежей:
    история – (чего?) истории, (чему?) – истории, (о чем?) об истории;
    в 10 словах на -мя, если их употребить в дательном, родительном или предложном падеже:
    знамя, пламя, имя, вымя, стремя, темя, семя, племя, время, бремя: племя – (чего?) племени, (чему?) племени, (о чем?) о племени; время – (чего?) времени, (чему?) времени, (о чем?) о времени;
    с -ий и -ие на конце, поставленных в предложный падеж:
    гравий – (на чем?) на гравии; сомнение – (о чем?) о сомнении;
    путь, если поставить его вдательный, родительный или предложный падеж:
    путь – (чего?) пути, (чему?) пути, (по чем?) по пути.
    Закономерности и особые случаи написания окончаний -И и -Е можно свести в таблицу:

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *