Как разговаривать с ребенком чтобы он тебя услышал?

12 ответов на вопрос “Как разговаривать с ребенком чтобы он тебя услышал?”

  1. Kazrar Ответить

    Давать советы, если вас об этом не просили, — одно из самых неблагодарных занятий. Но еще труднее что-то советовать ребенку, который как по мановению волшебной палочки из любимого малыша превратился в самостоятельного маленького человека. Еще вчера он и нескольких дней не мог прожить без вас, а сегодня требует, чтобы вы прекратили целовать его на улице и закатывает глаза каждый раз, когда вы пытаетесь поделиться жизненной мудростью. У кого-то подобная самостоятельность может проявиться и в 8 лет, а у кого-то не раньше 14. Но в любом случае это станет для родителей неприятным сюрпризом.
    Независимость — это всегда камень преткновения в отношениях родителей с повзрослевшим ребенком. И, если в ответ на попытку поговорить по душам, вы получаете раздраженные вздохи, крики и даже хлопанье дверьми, знайте: вы не одиноки.
    Но, даже если дети изо всех сил стараются быть самостоятельными и жить своим умом, именно в подростковом возрасте им больше всего необходима поддержка родителей. Каждый день они узнают что-то новое об устройстве этого мира. Им приходится принимать непростые решения, которые касаются дружбы, первой любви, отношений со взрослыми. И только родители могут дать нужный совет. Главное — сделать это так, чтобы ребенок вас услышал.
    К содержанию

    Оставьте критические замечания при себе

    Психологи часто повторяют: если вы хотите, чтобы собеседник вас услышал, разговаривать нужно спокойно и без проявления негативных эмоций. Это значит, что в ваших словах не должно быть ни обиды, ни гнева, ни обвинений, ни критики. Поверьте, даже 5-летний ребенок легко отличит по интонации, сердится на него мама или нет. Что же говорить о подростках! Другое дело, что очень сложно разговаривать спокойно, когда вы повторяли одни и те же слова сотни раз, а результат нулевой.
    Рассказывает Анна, мама 12-летнего Артема:
    “Год назад мы переехали, и Тема пошел в новую школу. В старой он был отличником, учителя его любили и прощали ему многие вольности. Он, например, носит длинные волосы, одевается в спортивном стиле и вообще очень независим.
    В новой школе он быстро нашел общий язык с ребятами, но с классной руководительницей сразу же начались проблемы. Из-за длинных волос и рэперских штанов она записала его в хулиганы. Оценки после первой четверти были показательные: четверки по русскому, алгебре и геометрии, а по его любимой истории (которую как раз ведет классный руководитель) — три балла. И это несмотря на то, что он действительно старался! Но то, что в старой школе Теме спускали с рук, здесь стало причиной проблемы — он то тетрадь забыл, то сказал что-то резкое учителю, то “высказывал свое мнение”, вместо того чтобы отвечать задание. За все это ему снижали отметки. Я много раз повторяла сыну, что нужно быть скромнее, вежливее, внимательнее к учителям. Все без толку.
    Но в каникулы после первой четверти мы поехали отдыхать, и я наконец-то нашла правильный подход. Сказала примерно следующее: “Попробуй поставить себя на место учителя и взглянуть на нового ученика со стороны. У этого парня длинные волосы, брюки широченные и болтаются так низко, что из-под них видны трусы. Учителя еще не знают, хорошо ли он учится, но уже поняли, что по всем вопросам у него есть свое жесткое мнение. Как бы ты на месте взрослых отнесся к такому парню?” Артем сердито посмотрел на меня, а потом ответил: “Ладно, я подумаю”. Это был прогресс, ведь раньше он даже и слышать ничего не хотел! А после нашего возвращения начались чудеса: сын пошел в парикмахерскую и — нет, он не подстригся коротко, но хотя бы подровнял волосы. Стал мыть их через день. Попросил купить для школы новые брюки. А в начале декабря у классной руководительницы был день рождения, и сын подарил ей подарок. Видимо, он и вести себя в школе стал по-другому. В конце второй четверти классная позвонила мне и сказала, что у меня прекрасный мальчик, что под влиянием коллектива он изменился на глазах, она ставит ему четверку по истории, но если так и дальше пойдет, то будет пять.
    Мы отмечали это радостное событие всей семьей, хвалили Темку целый вечер. И, что по-моему очень важно, не напоминали ему: “Вот видишь, мы же тебе давно говорили!”, а вели себя так, как будто это целиком его заслуга”.

  2. Vor Ответить

    Дети и молодые люди отличаются невероятным бесстрашием и легкомыслием, которые часто ужасают взрослых. Мама может сто раз повторить, что нельзя лезть пальцем в розетку (забираться на крышу гаража, поздно возвращаться домой и пр.).

    Но ребенок просто не слышит этих предостережений. Все дело в особенностях психики. Дети и подростки просто не верят, что с ними может произойти что-то плохое, поэтому все родительские наказы нередко пролетают мимо цели.
    Дети, вообще, мыслят иначе и, зачастую, иначе смотрят на вещи. К примеру, порядок в комнате с точки зрения мамы и ребенка может выглядеть совершенно по-разному. Маме может казаться, что в комнате сына или дочки царит полный хаос, а ребенок может считать, что у него все рационально устроено, так как все нужное под рукой.
    Пытаясь в чем-то убедить ребенка, нужно помнить, что абстрактное мышление становится доступным для детей примерно к 10, а то и 15 годам. Поэтому нотации и нудные назидания, как правило, не вызывают в душе ребенка ни малейшего отклика. При этом ребенок может соглашаться с тем, что ему говорят родители, и радостно кивать в ответ на вопрос: «Ты все понял?».

    На самом деле, радость вызвана тем, что скучная воспитательная лекция закончена и можно идти по своим делам. А из того, что битый час втолковывали ему родители, ребенок, скорее всего, не запомнил ни единого слова. Но как поступить? Как-то же нужно учить ребенка правилам безопасного поведения и хорошим манерам? Чтобы родительские усилия не пропали даром, нужно уметь говорить с ребенком на понятном ему языке.

    #2 Наглядность – главный принцип

    Чтобы ребенок запомнил то, что хотят ему внушить родители, важно, чтобы он не просто услышал сказанное, но и воспринял информацию через органы чувств, то есть, мог ощутить и увидеть.

    Таким образом, чтобы добиться понимания, необходимо создать образ и задействовать органы чувств ребенка. Такой способ подачи информации работает не только с малышами, но и с подростками. В этом случае, сказанное сразу «записывается» в подсознание и больше уже не забывается.

    #3 Учимся, играя

    Для ребенка игра – это жизнь, поэтому именно в игровой форме легче всего научить ребенка чему угодно, в том числе и правилам безопасности. Пятнадцатиминутная игра даст ребенку больше полезной информации, чем часовая лекция.

    Еще один безотказный способ научить ребенка чему-либо – это рассказывать ему сказки. Малыши, сопереживая героям, невольно ставят себя на их место. Таким образом, задействуется эмоциональная сфера, а это, как уже говорилось выше, способствует запоминанию информации.

    #4 Учим между делом

    Шутка про студентов: «Знал, сдал, забыл», — имеет под собой реальную почву. То, что заставляют запоминать, выветривается из головы моментально. Все дело во внутреннем протесте: неинтересная, кажущаяся ребенку бесполезной информация им просто не усваивается.
    Поэтому, чтобы научить детей безопасному поведению и приучить их к порядку нужно действовать ненавязчиво и стремясь вызвать любопытство. Чем интереснее будут организованы родительские уроки, тем больше пользы от них будет. Если мама или папа посадят перед собой сына или дочку и начнут читать лекцию, то ребенок, конечно, выслушает их.

    Но вот в его головке не отложится ничего из сказанного. Пытаясь чему-то научить ребенка, постоянно следите за его реакциями. Если он начал смотреть в сторону, покачивать ногой или шевелить губами, может быть уверенны – он уже вас не слышит, а его мысли далеко.
    Конечно, если мама или папа обладает чудесным даром хорошего рассказчика и умеет удерживать интерес ребенка, то можно использовать такой метод обучения, как лекции. В противном случае, ваши усилия пропадут напрасно.

    #5 Исключите отрицание

    Психология ребенка такова, что любой запрет рождает противодействие. Поэтому если хотите, чтобы дети к вам прислушивались, постарайтесь исключить из своей речи отрицание.
    То есть, говорить нужно: «Делай так-то и так-то», а вот формулировка: «Никогда не делай так» является неверной. А чтобы уроки были еще более наглядными, нужно показывать ребенку правильные действия на своем примере.

    Также бесполезно ставить перед ребенком риторические вопросы. Вопросы, которые не требуют ответа, вызывают у детей только глухое раздражение и сделать все наоборот. Особенно заметно это противодействие в подростковом возрасте, когда дети остро реагируют на неуместную иронию.

    #6 Повторение – мать учения

    Как происходит запоминание информации? Сначала она поступает в память, которую называют кратковременной, а примерно через трое суток, усвоенные сведения либо забываются, либо поступают в долговременную память, где сохраняются надолго.

    Как сделать, так, чтобы информация все же запомнилась? Она должна быть яркой и интересной, и к ней нужно периодически возвращаться, повторяя усвоенное ранее. Только повторять нужно не теми же словами, а по-разному, так будет намного интереснее, а значит, и запомнится лучше.

  3. Zulull Ответить

    Общаться с ребенком просто!
    Как говорить с ребенком. Эффективные и неэффективные способы взаимодействия
    Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос счастливым и успешным. И каждый родитель знает, понятие счастья у каждого свое, да и успешности тоже.
    Хорошие оценки? Много друзей? Послушание? Понимание? Уважение? Или любовь?
    Иногда в понимание «любовь» вкладываются перечисленные характеристики и многое другое. Это наши бессознательные проекции.
    Когда ребенок находится в младенческом возрасте – его кормят, одевают, согревают. Его любят настоящей материнской любовью – «несмотря ни на что». Это – «телесная любовь» первый уровень любви.
    Другой вид любви – это любовь к внутреннему «Я» ребенка, его индивидуальности. Мы любим ребенка за его индивидуальные реакции, которые могут вызывать у нас разные чувства радость или огорчение, удивление или восторг. Мы принимаем его таким – какой он есть. Мы уважаем в нем личность, мы желаем ребенку добра.
    Уважая личность нашего ребенка, мы получаем в ответ уважение к себе как личности.
    Как тогда правильно разговаривать с ребенком, чтобы он нас мог слышать и уважать?
    Н. С. Помогаева в статье «Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы он тебя услышал» (на материале синтаксических синонимов в повседневной речи) выделяет два типа просьб:
    Просьбы, основанные на любви
    Просьбы, основанные на страхе.
    Обычно при просьбах одно основание, любовь или страх, выражено в большей степени. Однако множество просьб не основывается ни на любви, ни на страхе. И это очень хорошо сказывается на отношениях между просящим (взрослым) и выполняющим просьбу (ребенком). Но если мы при просьбе встречаем сопротивление, то мы можем сами выбирать, на чем основывать свою просьбу – на любви или на страхе – и это эффективный инструмент нашего социально-эмоционального развития. Если мы просим ребенка о чем-то, мы можем помочь ему почувствовать любовь или почувствовать страх. Результат один, а вот разница огромная.
    Например: родители просят ребенка одеваться, так как собираются идти гулять все вместе на улицу. Ребенок сопротивляется. Тогда один из родителей говорит: «Если тут же не оденешься, не пойдешь гулять!» Теперь представим ту же ситуацию, только родитель говорит: «Одевайся побыстрее, и пойдешь гулять». Так как у детей остро развито чувство справедливости, то ребенок, скорее всего, выполнит просьбу во втором примере, ведь в первом примере просьбой вызывается чувство страха, во втором – чувство любви.
    Опыт показал, что родители действуют неэффективно, говоря детям то, что с большей вероятностью
    1) заставляет ребенка сопротивляться родителям и отказываться от изменения поведения;
    2) заставляет ребенка думать, что родитель считает его не слишком хорошим;
    3) заставляет ребенка думать, что родитель не считается с его чувствами;
    4) вызывает у ребенка чувство вины;
    5) снижает степень самоуважения для ребенка;
    6) заставляет ребенка защищаться;
    7) провоцирует ребенка на атаку против родителя.
    Примеры отрицательных типов сообщений ребенку (просьб)
    1. Предупреждение, угроза, предостережение:
    «Если не будешь спать…»
    «Если не поешь…»
    «Если не сядешь на горшок…»
    «Если не будешь делать уроки…»
    «Если ты не сделаешь… – то пожалеешь»
    «Я рассержусь на тебя, если ты не…»
    Подобные угрозы только травмируют психику, усугубляют естественный страх перед мраком и одиночеством. Вызывают протест и отчуждение.
    «Если не будешь спать, прилетит баба Яга!»
    «Если не пойдешь сейчас домой, тебя заберет злой дядя!»
    Когда мы так говорим мы не верим в волшебников и злых дядей. А вот наш-то ребенок верит в добрых и злых волшебников. Следствие: у ребенка появляются страхи или протест.
    2. Приказание, команда:
    «Не реви!»
    «Пойди найди кого-нибудь, чтобы поиграть» и т.п.
    «Сейчас же убери игрушки»
    «Не возражай мне!»
    «Я сказала – спать! Ну, все, гашу свет!»
    3. Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:
    «Никогда не прерывай человека, когда он читает»
    «Не задавай вопросов»
    «Пожалуйста, поиграй в другом месте»
    «Всегда убирай за собой»
    «Не злись»

    4. Советы, предложения, решения:
    “Почему бы тебе не пойти поиграть на улицу?”
    “Разве ты не можешь положить вещи на место после того, как брал их?”
    Все выше приводимые типы сообщений “посылают решение”, они передают ребенку решение родителя – и именно то, что мы считаем, он должен сделать. Мы не включаем его в решение. Первый тип сообщений приказывает ребенку принять решение родителя; второй – угрожает; 3-й – уговаривает, 4-й – советует.
    Передача решений может привести к следующим эффектам:
    Ребенок сопротивляется, когда ему говорят, что сделать. Ему может, не нравится ваше решение.
    Проблема решения также несет следующий смысл: «Я не доверяю тебе в выборе твоего решения» или «Я не думаю, что ты достаточно чувствителен, чтобы найти способ помочь мне в моей проблеме».
    Передача решения сообщает ребенку, что наши нужды более важны, чем его; что он должен делать именно то, что мы считаем нужным, невзирая на его потребности («Ты делаешь нечто неприемлемое для меня, поэтому единственное решение – то, что я говорю»).
    В результате дети сопротивляются, отвечают защитой или враждебностью. Они чувствуют себя приниженными, уничтоженными, контролируемыми. У ребенка вырабатывается неуверенное, зависимое или агрессивное поведение, формируются страхи, комплексы, протесты.
    Неудивительно, что некоторые вырастают, покорно ожидая, что окружающие будут за них принимать решение. Отсюда жалобы родителей на несамостоятельность детей, невнимание их к нуждам родителей. Но откуда может взяться ответственность, если родители лишают детей шанса делать что-либо самостоятельно и ответственно, исходя из нужд родителей.
    А теперь о главном!
    Об эффективных способах общения.
    Как мы выяснили «Ты-сообщения» являются плохими кодами для сообщения о том, что родитель чувствует, т.к. они чаще всего декодируются ребенком в терминах того, что ему следует делать (посылка решения) или какой он плохой (через порицание и оценку).
    Альтернатива – «Я-сообщения» они являются более эффективными и здоровыми для взаимоотношений родителя и ребенка. Они в меньшей степени провоцируют сопротивление. Честно сообщить ребенку об эффекте, который производит его поведение на нас, означает в гораздо меньшей степени травмировать его, чем утверждать, что он в чем-то плох, поскольку так себя ведет.
    «Я-сообщения» бесконечно более эффективны, поскольку они налагают ответственность на ребенка за изменения его поведения.
    Следовательно, «Я-сообщения» помогают ребенку расти, учиться брать ответственность на себя за свое поведение. «Я-сообщения» говорят ребенку, что мы доверяем ему в конструктивном разрешении ситуации, доверяем ему в том, что он уважает наши нужды; это дает ему шанс вести себя конструктивно.
    Поскольку «Я-сообщения» являются честными, они имеет тенденцию влиять на ребенка таким образом, что он сам посылает такие же честные сообщения, когда бы у него не возникло определенное чувство.
    В межличностных отношениях «Я-сообщения» одного человека провоцируют такие же «Я-сообщения» от другого. Вот почему в ухудшающихся отношениях конфликты часто превращаются во взаимные обзывания и попреки. В конфликтах детей и родителей они часто начинаются с «Ты-сообщений» и кончаются борьбой.
    «Я-сообщения» с гораздо меньшей вероятностью провоцируют такую борьбу. Посылая «Я-сообщения» это не означает, что все будет тихо, гладко и идеально. Понятно, что детям не будет приятно услышать, что их поведение создало проблему у родителей (как и взрослым бывает неприятно, когда их ставят перед фактом, что их поведение причинило боль). Тем не менее, сообщить человеку о том, что вы чувствуете, гораздо менее является угрожающим для него, чем обвинение его в том, что он причинил это неприятное чувство.
    Конечно, от человека требуется смелость и внутренняя уверенность, чтобы высказать; открыть во взаимоотношениях свои внутренние чувства. Тот, кто посылает «Я-сообщения», рискует показаться другому таким, какой он есть в действительности. Он открывает себя, свою человеческую сущность. Он говорит другому, что он – личность, которой можно причинить боль, напугать, разочаровать, обескуражить, разгневать, смутить и т.п.
    Для личности открыть то, что она чувствует, означает открыть себя для другого. Что будет думать обо мне другой? Буду ли я отвергнут? Будет ли другой человек думать обо мне хуже? Родителям в особенности трудно стать «прозрачными» для своих детей, потому что им нравится, чтобы их видели непогрешимыми – без слабости, уязвимости, неадекватности.
    Конечно, легче спрятать свои чувства за «Ты-сообщением», которое порицает ребенка, чем открыть свою собственную человечность. Ниже перечислены примеры, которые могут помочь повысить эффективность в общении с детьми.
    Примеры «Я-высказываний»:
    Когда я вижу разбросанные игрушки (вещи),
    Я чувствую… (раздражение…)
    Я хотел(а) бы… (чтобы игрушки собрали).
    Когда я слышу, как мои дети ссорятся
    Я чувствую огорчение (грусть)…
    Я верю, что вы можете общаться (играть) дружно.
    Вчера мне понравилось, как вы договаривались о правилах игры.
    И самое важное!
    Даже самый «трудный ребенок» обладает достойными качествами для похвалы. Похвалы разумной и мудрой. Отыскивая в своем ребенке такие качества, мы формируем у ребенка адекватную самооценку, обращаем внимание ребенка на поведение, которое мы рады приветствовать, всякий раз, когда оно имеет место. И наши дети растут здоровыми и успешными!
    Примеры признания достоинств и похвалы.
    Я ценю, что ты никогда не забываешь покормить собаку.
    Я ценю то активное участие, которое ты принял в сегодняшнем празднике.
    Я очень доволен тем, как ты добр сегодня к своему заболевшему маленькому брату.
    Я теперь понимаю, почему другие дети любят играть с тобой, (Маша). Ты всегда делишься игрушками и умеешь соблюдать очередность.
    Честность и открытость создает интимность в отношениях родителя и ребенка – истинно человеческие отношения. Мой ребенок узнает меня таким, какой я есть; это в свою очередь поощряет его к тому, чтобы открыть мне, каков он. Вместо того, чтобы отдаляться друг от друга, мы развиваем отношения близости. Наши отношения становятся аутентичными – две реальные личности, которые хотят быть известными другому в своей истинной реальности.
    Используемые ресурсы при написании статьи:
    [email protected]
    http://moluch.ru/conf/phil/archive/23/306/
    Д. Кехо и Н. Фишер. «Сила разума для детей». Минск 2008

  4. Mister Norm Ответить

             КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ, ЧТОБЫ ОН ТЕБЯ УСЛЫШАЛ
    Часто родители задаются вопросом: почему ребёнок нас не слышит, мы ему повторили уже несколько раз, а он не реагирует? А вот и сам ответ: не повторяйте одну и тужу просьбу несколько раз, это превращается в назойливость, дети привыкают не выполнять с первого раза, ведь вы повторите еще. Лучше использовать такой способ, как не выполнил, не получил.
    Еще одна причина, по которой ребенок не сразу выполняет вашу просьбу или совет. Это когда вы говорите прямым текстом или косвенным. А именно когда ваша речь начинается со слов «надо сделать» — это прямая просьба и она призывает к тому, что не откладывая на потом надо немедленно сделать. А вот фраза, которая начинается примерно с таких слов «может быть, ты сделал бы» – это косвенная просьба и ребенок думает, а надо ли ему так делать.
    Есть, несколько несложных правил, как правильно разговаривать с ребенком, чтобы он тебя услышал:
    Наверно самое главное это то, как вы слушаете своего ребенка. Так как потом и он будет слушать вас также. Ведь это не для кого не секрет что ребенок берет подобный пример, именно со своих родителей. Выслушивайте его до конца и по возможности выполняйте его просьбы.
    Обязательно говорите с ним и просите ребенка о чем-то только вежливо. Не стоит повышать голос и говорить всё в приказном тоне, у ребенка, не возникнет какого либо желания принят все это на свой счет. Да и кому понравится такая манера общения.
    И, конечно же, не забывайте того, что никто не сидит и не ждет, пока вы к ним обратитесь, а значит прежде чем что-то сказать своему чаду, сначала обратите на себя его внимание. Ведь у него тоже есть свои дела, и он ими занят. И если вы его не отвлечете, то рискуете остаться не услышанными. Старайтесь всегда обращаться по имени.
    Еще одно очень хорошее и простое правило, заключается в том чтобы ребенка просто предупредить о том, что через некоторое время вам понадобится его помощь. И тогда он изначально будет знать, что скоро вы его позовете, и тогда он станет к вам прислушиваться.
    Постарайтесь говорить тихо и кратко. Тихо потому, что ему станет интересно что же вы от него хотите, а кратко, потому что ребёнок не усваивает большой объем информации за раз, чем дольше вы объясняете, тем больше вероятность того что он не запомнит и вам надо будет опять повторять.
    Старайтесь говорить только положительные предложения. Непросто запрещайте, а объясните причину такого решения.
    Если ребенок маленький и только начинает что-то делать самостоятельно, всегда старайтесь свои просьбы начинать выполнять вместе, а по окончании обязательно хвалите. Так ребенок с детства будет знать, что когда он чем-то поможет, его обязательно похвалят.
    И запомните, какой бы по возрасту не был бы ваш ребенок, если он взволнован, то он вас не услышит. Успокойте его своим пониманием и спокойствием и тогда общение у вас будет ясное.
    Что можно сделать для того, чтобы ребенок вас услышал и принял во внимание вашу просьбу:
    1. Привлеките внимание ребенка (переключите его внимание на себя) подозвав, окликнув.
    2. Установите зрительный контакт с ребенком – «глаза в глаза».
    3. Четко и прямо сформулируйте просьбу. ОТБРОСЬТЕ НАМЕКИ, которые понятны только исключительно вам.
    4. Не начинайте разговор с недовольства, нравоучений, высказывания претензий – будьте доброжелательны.
    5. Кратко и ясно говорите ребенку о том, что вас не устраивает.
    6. Если вы разговариваете с маленьким ребенком, то высказывайте ему короткие просьбы, например: «Вымой руки», «сложи игрушки в этот ящик», «подай мне, пожалуйста, эту книгу». После того, как ребенок выполнит вашу просьбу, обращайтесь к нему со следующей: «садись за стол», «накрой ящик с игрушками крышкой», «найди сказку, которую хотел бы прочитать». В противном случае, ребенок не сможет уяснить то, так что же вы от него хотите, запутается и сделает все не так, как вы ожидали.
    7. Спрашивайте ребенка о том, как он понял вас, все ли ему ясно, если нет, повторите просьбу еще раз.
    8. Если нужно поговорить с ребенком на более серьезные темы, учитывайте то, будет ли удобно ребенку в это время разговаривать и готов ли он вас услышать
    9. Не стоит начинать разговор с ребенком, если он устал, плохо себя чувствует, если он в подавленном настроении, так как слушать он вас не будет, и ваша беседа станет для него сплошной мукой.
    10. Подбирайте нужные слова и формулировки, не уходите в сторону.
    11. Говорите спокойным тоном, не переходите на крик. Когда ребенок слышит ваш крик, то он испытывает чувство страха, которое мешает ему сосредоточиться и воспринять все то, что вы пытаетесь до него донести, ибо он в этот момент думает только о том, когда же вы замолчите и оставите его в покое или куда ему от вас спрятаться.
    < Назад Вперёд >

  5. Crazy Night Ответить

    Мы вчера с Вами говорили о том, как научиться слышать своего ребенка – давайте сегодня разберем несколько советов, как говорить с ребенком.
    Оказывается, если взрослый (родитель или учитель) просто изменит что-то в своей линии поведения, то многие конфликты не только легко разрешатся, но даже и не возникнут. В психологии это называется конструктивным взаимодействием. Вот несколько напутствий.

    Во-первых, если вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Также важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
    Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным ребенком, не стоит задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши слова звучали в утвердительной форме.
    В-третьих, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. “Я поняла, что ты ударил Олю книжкой, потому что она тебя дразнила. Тебе было обидно”. “У тебя сегодня пятерка по истории. Вижу, что ты гордишься своими успехами”.
    В-четвёртых, очень важно в беседе “держать паузу “. Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону, вдаль, то продолжайте молчать — в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа, он впитывает, он думает.
    В-пятых, никогда не сравнивайте своего ребенка с другими, более успешными, на ваш взгляд, детьми! У каждого ребенка можно найти то, чем можно гордиться! И сравнивайте ЕГО результаты сегодняшние с ЕГО же предыдущими. Ищите лучшее в вашем ребенке.

    Как говорить, чтобы ребенок вас услышал?

    1. Не обвиняйте — опишите проблему.
    Дети с большей готовностью начинают вести себя более ответственно, когда родитель или учитель вместо обвинений и приказов описывает проблему. Четко и кратко. Вместо “Маша, что здесь творится! Посмотри, что ты наделала — весь стол в краске!” можно сказать: “Маша, на столе краска. Убери, пожалуйста”.
    2. Не угрожайте и не приказывайте — предложите выбор.
    Угрозы и приказы заставляют детей чувствовать себя беспомощными и обиженными. Выбор открывает дорогу к новым возможностям.
    — Не хочу кушать, не хочу кушать, — кричит четырехлетняя Машенька.
    И вместо уговоров и запугиваний (“Если ты не сьешь этот пельмень, то он будет ходить за тобой и плакать”) можно предложить ребенку выбор. Но такой, какой нужен вам.

  6. 0Solnce0 Ответить

    Стремление к самостоятельности, замкнутость, нежелание проводить вместе все свободное время, растущий авторитет сверстников, бунт против всего… Вам это знакомо? Ребенок, раньше ловивший каждое ваше слово, теперь не ценит советов? И более того, закрывает уши не желая разговаривать? Что случилось и как вернуть того милого малыша, который беспрекословно слушался? В корне неверный подход. Меняться и в первую очередь менять свой стиль поведения придется вам. Если конечно вы хотите, чтобы вас услышали.
    1. Не читайте лекции
    Если вы первые 60 секунд разговора потратили на чтение нотаций «А вот я в твоем возрасте», то можете не продолжать дальше. Внимание ребенка отключается через одну минуту.
    2. Не обвиняйте
    Не начинайте предложение с обвинения. Вместо: «Ты опять не сделал уроки!», говорите «Меня расстраивает, что ты откладываешь учебу на последнее место»
    3. Говорите между делом
    Трудно ожидать, что 15-летняя дочь будет откровенна, когда вы сверлите ее взглядом. Лучше попросите ее помочь приготовить ужин, и разговаривайте нарезая овощи. Говорите как бы со стороны во время прогулки, или когда ведете машину. Никому не нравится, когда у него пытаются что-то выпытать, а именно так воспринимает подросток вопросы «в лоб». Фраза «Сядь, хочу с тобой поговорить» вызывает естественную настороженность.
    4. Осваивайте новые технологии
    Ни для кого не секрет, что написать, чаще проще, чем сказать. Попробуйте послать пару шуточных сообщений в чат, а потом спросите как дела в школе. Увидите, что рассказ будет более развернутым чем при вербальном общении.
    5. Разделяйте интересы
    Их книги, музыка, стиль одежды, вид спорта. Все это может показаться вам необычным и странным. Однако если вы хотя бы попытаете побольше узнать об увлечениях ребенка, и покажете свою осведомленность, то заслужите уважения : «Ого, да мама знает что манга это не тоже самое что манго»
    6. Не бойтесь перехвалить
    Часто родители считают, что похвала нужна только за отличные оценки. Однако подростки нуждаются в одобрении во всех своих делах. Сын играет в компьютерные игры в сети или занимается исторической реконструкцией? Интересуйтесь успехами и хвалите. Конечно, желательно прежде освоить терминологию, если увлечение достаточно необычное.
    7. Никогда не говори «никогда»
    Избегайте категоричных слов «всегда» и «никогда». Обвинением «Ты никогда мне ничего не говоришь» вы отвергаете саму попытку разговора. А утверждая «Я всегда знаю, что тебе лучше» — просто лукавите.
    8. Крик это не аргумент
    Не думайте, произнесенные повышенным тоном ваши аргументы станут весомей. Подросток воспримет это как ваш срыв и свою правоту: «Если мама кричит, значит больше ей ничего не остается». Поверьте, сказанное спокойным голосом «Я переживала за тебя», гораздо понятней вопля « Да я два часа не могла тебе дозвониться!»
    9. «Как дела? – Нормально.»
    Прямой вопрос – краткий, но не информативный ответ. Вместо этого говорите о том, что интересует вас обоих, слушайте ответы, активно участвуйте в разговоре, уточняйте и переспрашивайте. Увидев ваше неравнодушие, ребенок сам перейдет на волнующие его темы.
    10. Никакой паники
    Не делайте поспешных выводов. Если ваш сын говорит, что встречается с кем то, то это не значит, что вы скоро станете бабушкой. Если дочь говорит, что хочет стать похожей на популярную певицу, то это не значит, что она мечтает о пластической операции. В первом случае может подразумеваться разрешение продлить время прогулок, во втором – просьба записаться на уроки гитары. Уточняйте, что подросток имел в виду.
    Как бы не было тяжело вам, не оставляйте ребенка на этом трудном для него периоде. Помогите и поддержите.
    Успехов вам и вашим детям, которые еще не стали взрослыми, но уже перестали быть детьми.
    Источник: мониторинг СМИ

  7. Da Ответить


    Часто случается так, что Вам не удается достучаться до своего ребенка, что бы Вы не предпринимали. Все разговоры пролетают мимо его ушей, а просьбы или советы не имеют эффекта. Как же вести себя с малышом, что бы быть услышанным? Существует несколько простых правил, которые Вам помогут в общении с ребенком.

    1. Шепот

    Нельзя повышать голос на малыша и тем более кричать. Тем самым Вы подписываетесь под своей слабостью. Крик для любого человека – это последний аргумент. К нему мы прибегаем от безысходности, и ребенок это чувствует. Но как же тогда действовать, если ребенок больше реагирует на интонацию, чем на содержание произносимых слов? Единственно эффективный вариант поведения – это посмотреть ребенку в глаза и, наклонившись к самому уху, заговорить очень тихо. Ребенок внимательно реагирует на изменение в Вашей интонации. Но в отличие от крика, шепот подтверждает, что Вы полностью контролируете ситуацию. Такое поведение потребует от Вас непростого самообладания, но позволить достичь результата.

    2. Может быть

    Нужно стараться избегать слова «нет» в общении с ребенком, конечно в тех случаях, когда это возможно и уместно. Слово «нет» может спровоцировать истерику голодного или уставшего ребенка. Говоря же «может быть» или «посмотрим», Вы не даете ребенку повода для слез, получая от него необходимое поведение. Если ребенок спрашивает: «Можно ли пригласить в гости друзей?», следует ответить: «Может быть». При этом необходимо озвучить, в каком случае это «может быть» станет «да»: «Если приберешься в своей комнате». Таким общением Вы не выстраиваете между собой и малышом стену из постоянного «нет», и, попутно, мотивируете его вести себя соответствующим образов. В глазах ребенка Вы выступаете не нелогичным тираном, а справедливым и честным родителем. Ребенок будет понимать, что если он не уберется в комнате, то только он будет виноват в том, что Вы не разрешили ему пригласить друзей.

    3. Извини

    Все допускают ошибки, родители не исключение. Если Вы можете принести извинения своим родственникам, друзьям или коллегам, почему бы не попросить прощение у собственного ребенка? Ваше чадо нуждается в вежливом обращении. Тем самым Вы показываете, что уважительно относитесь к нему. В ответ, ребенок будет уважать Вас. Он пронесет через всю жизнь именно тот формат общения, который будет заложен у него Вами. А Ваше критическое отношение к себе позволит и ему не считать себя безошибочным идеалом.

    4. Стоп

    Это слово – сигнал к остановке любых действий ребенка. Если он кричит, ломает игрушки или носится по дому, не стоит читать нотации. Необходимо твердо и безапелляционно сказать «Стоп!», что бы прекратить его действия. Далее следует переключить внимание малыша на что-то другое. Если Вы просто будете останавливать его и не переводить бурлящую детскую энергию в нужное русло, малыш будет возвращаться снова и снова к баловству. Переключить внимание можно усадив его за стол с карандашами или пластилином. Только не слишком часто говорите «Стоп!», иначе у ребенка выработается иммунитет к такому Вашему поведению, и оно уже не будет приносить желаемый результат.

    5. Глазки

    Люди более внимательно слушают своего собеседника, смотря ему в глаза. Дети не являются исключением. Если Вы хотите быть услышанным Вашим малышом, произнесите фразу: «Где глазки?». Говорить, при этом, нужно спокойно, улыбаясь ребенку, а если ситуация не позволяет этого, то, как минимум, нейтрально. Ребенок не захочет подымать к Вам глаза, если Вы будете кричать на него. Как только Ваши глаза встретятся, Вы получите доступ к вниманию ребенка, и вероятность быть услышанным возрастет в разы.

    6. Учитесь

    Когда ребенок совершает ошибку, следует его поддержать, сказав: «Все в порядке, мы все постоянно учимся!» Она позволит ребенку почувствовать уверенность в себе, так же, как и быть уверенным в Вашей поддержке. Он не будет чувствовать себя неловко или сковано, и, как результат, у него все получится. Такое поведение защитит малыша от осуждающих взглядов окружающих.

    7. Ты можешь!

    Повторяйте эту фразу своему ребенку, когда он, натолкнувшись на преграду, сомневается в собственных силах. Трудность – это не повод отказаться от поставленной цели, это сигнал о том, что необходимо приложить немного больше усилий, быть более старательным. Обязательно поделитесь с ребенком своим знанием их успешности. В качестве практического примера, расскажите, что не все, что Вы сегодня делаете с легкостью, получилось у Вас с первого раза. Дети любят личные примеры собственных родителей, тогда они более внимательно прислушиваются к их советам.

    8. Будьте со своим ребенком

    Часто бывает, что когда наши дети говорят с нами, мы отвечаем машинально, не вникаем в саму суть разговора. Для маленького человека очень важно быть услышанным. Он чувствует, когда мы не с ним. Тогда он может начать капризничать, требуя нашего внимания, а в более длительной перспективе и того хуже – перестанет с Вами говорить. Всегда искренне поддерживайте разговор со своим ребенком.

    9. Всегда!

    Дети, беспокойные и непоседливые, способны свои баловством и истериками довести нас до нервного срыва. Нередко нам приходится прибегать к наказаниям, что бы воспитать управляемого (в хорошем смысле этого слова) ребенка. Поэтому крайне важно говорить малышу, что Вы его любите. И это абсолютно не зависит от ситуации, которая произошла, как и Ваша любовь к нему. Достаточно ежедневно перед сном целовать его и говорить, что Вы его любите всегда, несмотря ни на что. Ребенку очень важно чувствовать Вашу любовь постоянно.

    10. Смейтесь

    Попробуйте посмеяться над тем, что, как правило, выводит Вас из себя. Малыш выпачкался в детские краски – не закатывайте истерику. Посмотрите на это с другой стороны – ведь ребенок растет, и дни его взросления никогда не повторятся. Посмейтесь над этой ситуацией и увидите, что Вам стало легче, а конфликта удалось избежать.

  8. меня окружили ну им неуйти от нас Ответить

    Кстати, о поддакивании. Родителей это раздражает: кивает детка головой, соглашается, вроде все понял, а потом выясняется, что не понял ни-че-го. Но обижаться не стоит. Думается, что умные дети поддакивают нам из самых гуманных соображений: родители стараются — и так не хочется их огорчать.

    Что же делать? Говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, от чего вы хотите их предостеречь. 

    Объясняйте наглядно и образно 

    Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен:
    – увидеть;
    – ощутить;
    – воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, как для него родной язык — образы и чувства).
    Итак, хотите, чтобы ребенок вас понял, по-настоящему понял, — создайте образ и задействуйте его органы чувств. Образ полезнее, чем долгие речи и слова, не только для маленьких детей, но и для подросших. Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало — никогда не пропадет.

    Играйте 

    Игра — лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.
    Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так — неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать. 
    Когда играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

    Рассказывайте сказки 

    Один из лучших способов что-то донести до ребенка — рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, может быть, несознательно соотносит с собой.

    Уроки между делом 

    Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки, — усваивается с трудом. Виноват тот самый внутренний протест!

    Уроки безопасности тоже лучше всего проводить: 

    – неназойливо;
    – вызывая любопытство и желание узнать;
    – интересно — чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».
    Главный принцип обучения — учить так, чтоб ребенок захотел учиться.
    Посадить ребенка и прочитать ему лекцию — это возможно. Невозможно заставить его слушать это целый час. Если вы начали говорить, говорить, говорить и видите, что глаза он поднял к потолку, рукой подпер голову, голову склонил вбок, шевелит губами, дергает ногой или что-то рисует, — можете быть уверены, он уже давно не в этой комнате, не с вами.

  9. Крижма Ответить

    Но общение с ребенком может быть другим, если родители будут учитывать чувства ребенка и особенности детской психики. О простых, но эффективных словах, которые помогут установить контакт с детьми, читайте в статье педагога Ирины Хмельницкой.
    10 всемогущих слов для родителей
    Шепот. Еще во время работы в школе я дала себе слово не повышать голос на учеников и вообще на кого-либо. Крик – проявление собственной слабости. Но дети, особенно маленькие, реагируют на интонацию больше, чем на содержание речи. Как же достучаться до непосед без повышенных тонов? Проверено: единственное лекарство, которое действует эффективнее, чем вопли (пусть они даже из самых лучших побуждений), – это когда вы наклоняетесь к уху вашего малыша, установив перед этим зрительный контакт, и начинаете говорить – очень тихо. Это требует от родителей высокого самообладания. Зато дает поразительные результаты.
    Может быть. Потому что сказать традиционное «нет» – как будто снять малыша с предохранителя. Запрет «в лоб» может спровоцировать истерику, особенно, если ребенок, который слышит «нет», голоден или просто устал. В качестве альтернативы предлагаем «может быть» – по крайней мере, это честно. Это лучше, чем подливать масло в огонь с помощью бесконечных «НЕТов». Если дети спрашивают: «А мы пойдем сейчас на улицу?», я спокойно сообщаю: «Может быть». И добавляю: «Если уберете все игрушки на полки и быстро оденетесь». Это помогает мотивировать ребят вести себя соответствующим образом. И дальше все просто: убрали игрушки, оделись – пошли на улицу, не убрали – не пошли. Важно, чтобы взрослые сами выполняли собственные обещания. Слова «Посмотрим» и «чуть попозже» действуют так же эффективно.
    Прости. Взрослые тоже ошибаются. Что поделать? Мы не боги. Мы готовы принести свои извинения родственникам, друзьям, коллегам по работе. И наши дети нуждаются в вежливости не меньше взрослых. Это моделирует уважительное отношение к окружающим. Детям очень нужно видеть именно такое общение – хороший образец задает формат поведения в будущем, а еще помогает понять, что никто в этом мире не идеален, что, в общем-то, правда.
    Стоп. Сигнал, останавливающий ребенка, прерывающий его действия, которые мы хотим прекратить, и подсказывающий, что делать вместо этого. Если дети носятся по квартире, бесполезно читать нотации, достаточно произнести «Стоп!» и дать инструмент: «Сядьте за столом и сложите пазл/постройте замок». Условьтесь с малышом заранее, что «Стоп, игра!» действует на всех без исключения при любых обстоятельствах: все действия прекращаются (если игра не по правилам, становится опасной, неприятной, слишком шумной…). Главное – не злоупотреблять этим сильным инструментом, иначе он перестанет быть эффективным.
    Глазки. Мы все слушаем более внимательно, глядя в глаза собеседнику. Когда я хочу быть уверенной в том, что ребята меня действительно слушают и слышат, я спрашиваю: «Где глазки?» Подсказка: произносить это нужно совершенно спокойно, лучше ласково, с улыбкой или нейтрально, иначе дети просто не захотят на вас смотреть. Кому же захочется встретиться взглядом со злым и вопящим человеком? А как только детские глаза прикованы к вам, вы владеете детским вниманием.
    Учимся. Если наш ребенок совершает ошибку, на помощь приходит фраза «Это нормально, ничего страшного – мы все учимся!» Она же пригодится для защиты от косых взглядов, от людей, которые осуждающее смотрят на нас вместе с ребенком. В конце концов, мы все учимся, включая и тех, кто сверлит нас взглядом.
    Ты можешь! Напоминайте об этом ребенку, когда он сомневается в своих силах. Неудача – это только сигнал о том, что малыш добьется желаемого результата, если приложит чуть больше усилий, потренируется. Скажите детям, что вы знаете, что они могут. И обязательно откройте секрет: многое из того, что вы сейчас сами делаете с легкостью, когда-то потребовало от вас столько стараний.
    Будьте! Когда дети задают вопросы, подарите им свои глаза и внимание. Когда малыши о чем-то рассказывают, слушайте. Будьте со своим ребенком. Это так много значит для маленького человека. Как-то по дороге домой из детского сада мой трехлетний сын, задавая уже сто первый вопрос, понял, что я отвечаю машинально «да-нет» (силы после рабочего дня на исходе), а разговор мне все-таки хотелось поддержать. В итоге я услышала настойчивое: «Ну, мама, говори! Ты не говоришь!» Дети сразу чувствуют, насколько мы прогружены в разговор с ними.
    Всегда! Неудивительно, что там, где дети, всегда шумно и неспокойно! Случаются истерики, убираются подальше сладости, отменяются развлечения. Но некоторые вещи отсаются неприкосновенными. И наша любовь к детям – в их числе. Очень важно сказать им об этом. Особенно в те дни, когда-то что-то пошло не так, чувства измотаны, а силы на исходе. Это часть вечернего ритуала перед сном. Я обнимаю сына и говрю ему: «Мама тебя очень любит и всегда будет любить, что бы ни произошло». Детям очень важно знать и слышать, что наша любовь к ним безоговорочна и безусловна. Постоянна. Нестираема. Всегда!
    Смейтесь. Многие вещи, которые нас, как родителей раздражают, скорее всего, не были бы такими, если бы мы просто могли посмеяться над ними. Хороший хохот – замечательная кнопка сброса, если хотите, выключатель.
    Правда в том, что эти 10 слов помогают не только родителям, так что будьте сильнее, приобщайтесь к родительскому лексикону.
    Автор: Ирина Хмельницкая
    По материалам: http://www.antipedagogika.com

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *