Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи в нашей стране?

7 ответов на вопрос “Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи в нашей стране?”

  1. vvp_by Ответить

    
    Сегодня политические права являются неотъемлемым атрибутом цивилизованного демократического общества и правового государства. При этом центральными в этом блоке прав являются правомочия граждан по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии. Способом проявления власти народа являются открытые и всеобщие выборы. Именно сформированность и роль института выборов в обществе показывает степень демократичности существующего политического режима в конкретном государстве.
    В настоящее время, учитывая наличие «запроса» на гражданское общество в России со стороны граждан остается нерешенной одна из важнейших проблем на данное время, а именно отсутствие должной политической и электоральной активности российской молодёжи.
    Все существующие государства и сообщества соотносят свои судьбы и надежды с молодым поколением. Вопрос участия молодёжи, как неотъемлемой части российского общества, в политической жизни России является довольно значимым для нашего государства. Развитие политической культуры молодых людей необходимо для устойчивого развития, формирующегося «гражданского общества» в целом. Именно молодые люди создают образ будущего и поэтому вопросы участия молодежи в реализации политических прав, а в частности и степень их участия в избирательном процессе становятся все более актуальными на сегодняшний день.
    Согласно закрепленному в нормативных актах понятию к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, — до 35 лет и более. [8] Интересной является также позиция ЦИК России, в соответствии с которой молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет попадают под категорию «будущие избиратели», а в возрасте от 18 до 35 лет являются «молодыми избирателями». [9]
    Таким образом, учитывая вышеизложенное, в группу молодежи попадают: школьники; студенты вузов; молодые специалисты, окончившие вуз; военнослужащие срочной службы и т. д.
    Россияне в целом приветствуют идею вовлечения молодых людей в общественную и политическую жизнь, от 34 % до 67 % наших сограждан одобряют участие молодежи в различных видах политической деятельности (прежде всего — простое участие в выборах в качестве избирателей, реже — выдвижение своей кандидатуры на выборах). Впрочем, респонденты старших возрастных групп чаще для себя представляют участие молодежи в тех или иных политических активностях (действиях), чем сами молодые люди. [5]
    Не беремся утверждать, что сейчас, отказ молодых людей от участия в политических процессах становится популярной тенденцией. В настоящее время, напротив, информационные технологии способствуют консолидации молодежи в различные группы по интересам. Молодые люди чаще интересуются политической позицией различных «лидеров мнений», которые нередко высказываются о происходящих событиях в нашей стране, в том числе посредством своих блогов. Однако, учитывая то, что современную молодежь можно охарактеризовать как неоднородную — и по характеру политического участия, и по его содержанию такого участия. [3] Стоит отметить, что до сих пор среди молодежи распространенно мнение, что «голосование не отражается на судьбе отдельного человека», «мой голос ничего не значит» и «все уже куплено и решено». Напрашивается вывод, что основной причиной пассивного отношения молодежи к выборам — является недоверие к власти, т. е. рассмотрение института выборов как распиаренной формальности.
    На наш взгляд, основная причина политической и электоральной пассивности молодых людей заключается в низком уровне правовой культуры молодежи, в отсутствии понимания избирательных процессов и их значения в современном демократическом государстве. Помимо этого, стоит отметить недостаточную активность системы избирательных комиссий и иных органов власти при осуществлении информационно-разъяснительной деятельности в межвыборный период.
    Это утверждение предполагает вывод, что политическую активность молодежи можно инициировать совершенствованием системы правового и политического воспитания. Однако сводить весь процесс политической социализации молодежи только к системе совершенствования «воспитательных» мер неправильно. Причины политической пассивности молодежи и поиск путей формирования у нее активистской политической и электоральной культуры следует рассматривать в более широком социально-политическом контексте. Можно выделить следующие факторы, которые определяют особенности политической и электоральной пассивности молодежи, а именно — бюрократизм, отсутствие прозрачности в деятельности государственной власти, степень доверия к институту власти, низкий уровень информирования молодежи о выборах.
    Базовым фактором политического участия молодежи является государственная политика, поскольку она в решающей степени определяет условия жизни, влияет на формирование общественных позиций молодежи. [2] Повышение политической и электоральной активности молодежи во многом зависит от того, насколько реально государство желает преодолеть сложившиеся в молодёжной среде отчуждение от властных и социальных институтов, сумеет создать необходимые условия для активного включения молодежи в общественно-политическую жизнь страны.
    Безусловно государство предпринимает попытки, направленные на обеспечение активного и осознанного участия молодежи в организации и деятельности государства и его органов. Одним из примеров вышеизложенного является разработанная и принятая Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «Молодежная электоральная концепция».
    Однако, на наш взгляд, одной из ключевых проблем, препятствующих реализации целей, указанных в данной концепции, да и деятельности государства по обеспечению активного участия молодежи в политической жизни страны, в целом, является отсутствие диалога государства с молодежью на интернет-территории, в частности в социальных сетях на понятном для молодежи языке, т. е. игнорирование государством наиболее используемых молодежью каналов получения информации. Современная молодёжь, в большинстве своем, не читает газеты, не слушает радио и не смотрит телевизор, а отдаёт предпочтение получению информации из различных интернет-ресурсов, в том числе сетевых изданий и социальных сетей.
    Сегодня Интернет, безусловно, является важнейшим агентом политической социализации в современном обществе, а также участвует в выражении и формировании общественного мнения о тех или иных политических институтах. Данный статус обусловлен его информационной функцией обеспечения достоверной и актуальной информацией о наиболее важных событиях. [1]
    Стоит отметить, что на выборах Президента Российской Федерации система избирательных комиссий и власть смогли применить новые современные формы информирования, соответственно, донести информацию о важности участия в выборах до молодежи. Широко использовались все информативные ресурсы в целях повышения правовой культуры избирателей. В первую очередь большую роль сыграло интернет информирование посредством социальных сетей и различных популярных интернет-сервисов таких как YouTube, размещение информации на рекламных площадках в приложениях для смартфонов, организация различных фотоконкурсов и челленджей, а также информативные и понятные для молодежи флаеры, плакаты, видеоролики на улицах, в крупных торговых центрах, образовательных учреждениях.
    К сожалению, результаты региональных и муниципальных избирательных кампаний, проведенных в 2018 году, свидетельствуют об отсутствии, на данный момент, намерения и ресурсов у региональной власти, избирательных комиссий повторить позитивный опыт диалога с молодежью в интернет-среде с целью повышения их политической и электоральной активности.
    Именно вышеуказанными способами при проведении выборов Президента в 2018 году, максимально доступно и ясно удалось донести до каждого избирателя информацию о предоставлении возможности реализовать свое активное избирательное право по месту нахождения.
    Стоит акцентировать внимание на то, что молодежь, большую часть из которых составляют студенты, часто обучаются не по месту своей регистрации, а в других городах, как в пределах одного субъекта, так и на территории другого, что до выборов 2018 года делало практически невозможным участие указанных лиц как в региональных, так и в федеральных выборах. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. [7] В то же время, действующее законодательство, в рамках организации и проведения региональных выборов, предоставляя гражданам, находящимся вне пределов избирательного округа, возможность принять участие в выборах, не определяет универсального механизма осуществления указанного права.
    При этом, возвращаясь к рассмотрению позитивных аспектов избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в марте 2018 года, необходимо учесть опыт использования процедуры включения избирателя в список избирателей по месту нахождения «Мобильный избиратель» на федеральном уровне, целью которой было — дать возможность избирателям проголосовать по месту своего нахождения. По словам заместителя Председателя ЦИК России Н. И. Булаева — «Количество избирателей, проголосовавших на выборах главы государства в марте 2018 года с помощью механизма «Мобильный избиратель», в 2 раза больше количества избирателей, голосовавших на выборах Президента в России в 2004, 2008 и 2012 годах по открепительным удостоверениям». [6] Стоит отметить, что данный механизм показал себя с положительной стороны, что скорее всего и явилось причиной частичной замены на федеральных и региональных выборах системы открепительных удостоверений и досрочного голосования в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий, сделав процедуру голосования по месту нахождения более удобной для граждан, а впоследствии и применяемой на всей территории Российской Федерации в 2018 году при проведении региональных выборов.
    Кроме того, что избиратели после подачи заявления смогли проголосовать на ближайшем удобном для них избирательном участке, при этом стоит отметить беспрецедентную возможность использовать вышеуказанный механизм выбора избирательного участка для голосования онлайн на портале Государственных услуг.
    На наш взгляд, введение в работу данного механизма, в том числе возможность его использования при помощи интернет-сервиса, может стимулировать молодежь участвовать в выборах, ведь одной из причин отсутствия участия молодежи в выборах нередко являлось то, что избиратель, находясь за пределами родного города или населенного пункта не мог при всем желании участвовать в выборах в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на конкретной территории. Указанный механизм позволил выбрать наиболее удобный для избирателя избирательный участок, да еще и посредством онлайн сервиса.
    Таким образом механизм включения избирателя в список избирателей для голосования по месту нахождения «Мобильный избиратель» решает не только одну из существующих проблем реализации права граждан на голосование вне места своего жительства, но и способствует повышению электоральной активности молодежи.
    Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на выборах Президента в марте 2018 года представители молодежи не менее активно участвовали в голосовании, чем представители других возрастных групп (65,6 % по сравнению с 62,9 % среди средних возрастов и 63,4 % среди тех, кто старше 60). [4]
    Вышеуказанные результаты опроса безусловно подтверждают успех проведенной информационной деятельности системы избирательных комиссий на выборах Президента в марте 2018 года, эффективность и необходимость использования государством тех информационных каналов, которые удобны прежде всего для населения, в частности — молодежи, а также целесообразность поиска универсального механизма, решающего проблему реализации права граждан на голосование вне места своего жительства.
    Таким образом, заинтересованность и степень участия молодежи в политических и электоральных процессах страны напрямую зависит от политики государства и комплексных действий его органов. Без эффективного информационного и организационно-правового механизма обеспечения реализации избирательного права невозможно провести демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, которые являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
    Необходимо проводить масштабную деятельность, направленную на просвещение молодежи в области реализации своих политических прав, способствовать созданию удобных для граждан условий их реализации.
    Литература:
    Башкарев, А. А. Роль сети Интернет в процессе политической социализации молодежи в России: автореф. Дис… к.п.н. / А. А. Башкарев — Санкт-Петербург, 2009. — 25 с.
    Бирюлина, Т. В. Мотивация и характер политического участия российской молодежи: автореферат дис…. к.п.н. / Т. В. Бирюлина. — Саратов, 2008. — 23 с.
    Зозуля, Е. В. Молодежь как актор политического процесса в современной России: автореферат дис…. к.п.н. / Е. В. Зозуля. — Пятигорск, 2013. — 25 с.
    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): Молодежь ломает стереотипы. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9002/ (дата обращения: 18.03.2019).
    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): Молодежь и политика: точки соприкосновения. — URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116312 (дата обращения: 18.03.2019).
    6. Вестник Центральной избирательной комиссии РФ: Система «Мобильный избиратель» абсолютно прозрачна и вызывает доверие. — URL: http://vestnik.cikrf.ru/vestnik/publications/opinions/41848.html (дата обращения: 18.03.2019)
    Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253.
    Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
    Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 22.07.2015 г. N 293/1695–6 «О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2007 года N 83/666–5 «О проведении Дня молодого избирателя»

  2. shurazuberman Ответить

    Статья посвящена исследованию электорального поведения российской молодежи,выявлению доминирующих факторов, влияющих на него. Автор полагает, что повышение избирательной активности молодежи зависит от того, насколько быстро государство сумеет преодолеть сложившееся в молодежной среде отчуждение от властных и социальных институтов, сумеет создать реальные условия для активного включения молодежи в созидательный процесс реформирования во всех сферах общественной жизни страны.
    Ключевые слова: избирательная активность, выборы, молодежь, электоральное поведение.
    В современной России от решения избирателей зависит общий вектор развития страны. Отношение граждан к процессу выборов, как лакмусовая бумага, помогает определить степень приверженности населения демократическим ценностям. В настоящее время сложилась ситуация, когда у граждан, принимающих активное участие в политическом процессе, уже оформились предпочтения в выборе конкретной идеологии и партии. В то же время число тех, кто не проявляет политической активности или не сделал еще своего выбора, намного больше. Значительную часть этой социальной группы представляет молодежь. Данная возрастная группа наследует степень развития общества, формирует образ будущего и поэтому вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более актуальными на сегодняшний день.
    В статистике и социологии к молодежи обычно относят молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, в данной работе нас будет интересовать часть этой группы в возрасте от 18 до 30 лет. В России в этой группе избирателей около 25 миллионов человек, а это 23 % от общего числа избирателей. Именно эта часть электората и является тем ресурсом, за который сегодня разворачивается борьба. Как показывают социологические исследования, около 40 % молодых людей не интересуются политикой вообще. В регионах активность молодежи на выборах еще ниже.
    Отчужденность молодежи от политики в российском обществе ученые объясняют следующими факторами: общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развитию политическое отчуждения в молодежной среде. Второй фактор — интересы молодежи сосредоточены, в настоящее время, на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях. Третий фактор в том, что молодежь, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой — не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации. Четвертый фактор — в последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодежи с политикой, а также тенденции усиливающегося отчуждения от органов государственной власти на всех уровнях, общественных и государственных структур и институтов [3].
    Такое электоральное поведение демонстрируют не только различного рода неформалы и радикалы, но и часть студенческой и рабочей молодежи, которая поглощена проблемами исключительно личного характера. К сожалению, число молодых людей, придерживающихся данной позиции, постепенно возрастает [1, с. 96].
    Наиболее любопытной нам представляется точка зрения А. Редькина. По мнению автора, причинами пассивности молодых избирателей к выборам являются правовой нигилизм,недоверие к власти,негативная социальная адаптация [4].
    Нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — это отрицание исторических и культурных ценностей, моральных и нравственных норм и устоев общества. В данном случае правовой нигилизм подразумевает под собой отрицание исторических предпосылок, авторитета источников и вообще права, как такового.
    Правовой нигилизм появляется не на пустом месте. Долгие годы, в течение которых наше государство шло «по пути социализма» и наш народ усиленными темпами строил «светлое будущее коммунизма», наложили неизгладимый отпечаток на всю отечественную юридическую науку и еще более углубили пропасть, разделяющую уровни правосознания в России и Европе.
    Дальнейшее историческое развитие, последовательное прохождение поколений через «перестройку», 90-е годы, настоящее время, с его изменяющимся законодательствам, так же не приносят ощущения стабильности. Сегодня правовой нигилизм присущ уже не одному поколению россиян, он передается от родителей к детям.
    Следующая группа факторов, отрицательно влияющих на электоральную активность — это недоверие к власти. Если правовой нигилизм — есть отношение к праву в целом, то недоверие к власти выражается в недоверии к отдельным властным структурам, конкретным должностным лицам, государственным и муниципальным учреждениям. Данное недоверие может переходить в крайние формы, когда наибольшее количество голосов на выборах получает кандидат «против всех» (в то время, когда такая графа еще присутствовала в избирательных бюллетенях в России), также следствием данного отношения населения является тотальное игнорирование гражданами выборов.
    Третья группа факторов — негативная социальная адаптация. Это основная группа, так как человек, социальная адаптация которого прошла положительно, не ищет возможности обвинить в своих неудачах представителей власти или правовой режим государства. Социальная адаптация напрямую связана с процессом социализации личности. Она показывает, насколько личность готова к жизнедеятельности, насколько она способна встраиваться в окружающую социальную среду, ставить перед собой цели, искать пути их достижения, отметать девиантные методы поведения, разбивать путь к цели на отдельные задачи. Социальная адаптация наглядно иллюстрирует то, насколько процесс социализации личности в данном, конкретном обществе отработан и реально помогает человеку, обретая индивидуальность, оставаться частью общей структуры. Не выпадать из нее, переживая фрустрации, депрессии и становясь постепенно асоциальной, а напротив, налаживать социальные связи, постоянно обучаться, черпая информацию из окружающего мира, делать правильные выводы [4].
    Одной из самых значительных причин появления вышеперечисленных групп факторов, А. Редькин называет конфликт двух типов морали. «Переходный период», в котором сейчас находится Россия, опасен, в первую очередь, тем, что к сформировавшейся в советскую эпоху моральным и нравственным ценностям, добавились ценности современного, «буржуазного» мира. Данный конфликт вызывает фрустрации у молодого поколения, когда жить по моральным принципам, по которым жили родители и родители родителей уже нельзя, но жить по принципам, которые «без купюр» привносит в нашу жизнь хлынувший с запада поток информации, еще не стало нормой.
    Подменяя духовное богатство и высокую нравственность погоней за сиюминутной выгодой, вкупе с крайним цинизмом и недоверием ко всему окружающему, западная культура вносит такие изменения в сознание молодых людей, которые очень сильно влияют на их последующее поведение. Негативная социальная адаптация, заставляет их делать следующие выводы: те нормы, по которым живут их родители — не есть нечто непогрешимое. Существуют новые нормы, которые черпаются в чистом виде из американского, европейского кинематографа, СМИ, которые не адаптированы под российскую действительность. Получается смена одного неработающего набора ценностей другим. Лишь единицы, способные выработать на основе этого неконтролируемого потока информации свое собственное видение. Однако, они довольно часто сталкиваются с непониманием сверстников [4].
    На электоральную активность российской молодежи серьезно влияет и идущий процесс социального расслоения населения. Доступность получения образования, высокооплачиваемой работы, возможность создания семьи, приобретения жилья и получения других социально-значимых благ для основной массы молодежи становятся сложными и взаимно-обуславливающими проблемами. Государство, если оно действительно социальное государство и таковым является фактически, а не формально — по Конституции, должно всячески способствовать и помогать молодым людям решать эти проблемы. Именно трудности в их решении, в современной России, становятся важнейшими индикаторами негативного отношения к политике и участию в электоральном процессе молодежи [2, с. 65].
    Имеется еще один негативный фактор, снижающий электоральную активность молодежи, который отмечали практически все эксперты, — это использование молодежи на выборах в качестве объекта манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов. В результате в сознании молодежи возникает негативная эмоция, что «тебя использовали». «Когда дело доходит до выборов, молодежь становится расхожей картой, которая разыгрывается, о которой все вспоминают. Это немалая прослойка людей от 18 до 29, все начинают их покупать, всячески привлекать, чтоб они отдали свои голоса за какого-то кандидата. А в период между выборами, ими никто не интересуется, забывают, насколько ценен каждый голос во время выборов» [Цит. по: 4].
    На самом деле, сегодня молодежью и ее проблемами мало кто занимается. Так, кандидаты на выборные должности в своих предвыборных программах уделяют особое внимание проблемам старшего поколения, делают ударение на социальную и экономическую поддержку этого слоя населения, рассчитывая на их голоса, и при этом абсолютно забывая про молодых. Другой причиной абсентеистского протеста является недоверие, как к окружающим людям, так и к политическим институтам. Недоверие молодежи — это реакция на обман их «взрослым» миром: в одном случае, нежелание участвовать в выборах — это стихийная реакция, в другом, голосование «против всех» — осознанная. Причиной голосования «против всех» у большинства молодых людей является неудовлетворенность жизнью.
    Таким образом, низкий уровень электоральной активности молодежи является вполне закономерным результатом двух процессов. Первый — отстранение государства от молодежи и от решения ее проблем. Второй — использование молодежи в электоральном процессе более сильными социальными группами как средства достижения своих групповых целей. Государство не способствует включению молодежи в социально-политические институты через школы и СМИ, а неопытная молодежь легко становится объектом манипулирования нечистоплотных политиков. В результате молодежь чувствует себя обманутой, и повторять свой опыт политической участия особого желания не испытывает. Это является основным психологическим механизмом блокировки политической активности молодежи.
    Литература:
    1. Волков Ю. Г. В поисках новой идеологической парадигмы // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 2.
    2. Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. — М.: «Инфра-М», 2003.
    3. См.: Волков Ю. Г. В поисках новой идеологической парадигмы // Социально-гуманитарные знания. — 2003. — № 2. — С. 80–100; Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие для студентов вузов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 576 с.; Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml (Дата обращения: 03.02.2013); Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. — М.: «Инфра-М», 2003. — 381 с.; Чупров В. И, Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодёжь в обществе риска. — М.: Наука, 2003. — 230 с.
    4. См.: Редькин А. Повышение электоральной активности молодежи / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://zhurnal.lib.ru/r/redxkin_aleksandr_aleksandrowich/msu.shtml (Дата обращения: 03.02.2013).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *