Как ребенка научить решать задачи по математике?

17 ответов на вопрос “Как ребенка научить решать задачи по математике?”

  1. Gavigra Ответить

    Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!
    vogazeta.ru
    В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными.

    Основные типы задач по математике: краткий конспект

    Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.
    iqsha.ru
    Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

    1. Простые задачи на сложение и вычитание

    К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:
    Решаются в одно действие.
    Иногда удобно составить уравнение.
    На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись.
    Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
    Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
    Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:
    слагаемое + слагаемое = сумма
    уменьшаемое — вычитаемое = разность
    Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
    Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
    Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
    Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
    Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
    Задачи с косвенным вопросом
    Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.
    На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.

    2. Составные задачи на сложение и вычитание

    Эти задачи решаются двумя и более действиями.
    Есть несколько способов решения:
    по действиям с пояснениями;
    по действиям с вопросами;
    выражением.
    В решении таких задач главное:
    найти главное и сделать краткую запись;
    разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
    помнить главное: по двум данным находим третье.

    3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

    Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:
    1-й множитель х 2-й множитель = произведение
    делимое : делитель =частное
    Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.
    Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.
    Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.

    4. Простые задачи на умножение и деление

    Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».
    «Во сколько раз» или «на сколько»?  Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.
    Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

     5. Составные задачи на все 4 арифметические действия

    6. Задачи на цену, количество, стоимость

    7. Задачи на движение

    Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

    Типичные ошибки в решении задач

    Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.
    Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности.  Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.
    Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».
    Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.
    Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.
    Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.
    Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений.
    Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.
    Ошибка №3. Неправильная запись ответа.
    Часто ребенок пишет не то пояснение.
    Как исправить ошибку.  Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи).

    Творческий подход в решении задач

    http://www.craftykidsathome.com
    Учите ребенка рассуждать.
    Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.
    Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.
    Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
    Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
    Придумать несколько задач на одно решение.
    Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.

    На школу надейся, а сам не плошай

    Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.
    В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».
    «Расшифровка» следующая.
    Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.
    Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится. Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах. Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.
    Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.
    К решению задач нужно подходить творчески.
    Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.
    В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта. Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее. Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.
    При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.
    Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.
    Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.
    Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.
    От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.
    Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.
    Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».
    Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».

    Практические советы по решению задач от реальных мам

    fb.ru
    Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.
    Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл.
    «Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса. Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой. В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».
    Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.
    «С задачами старшая плохо дружит))  Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы. На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.
    Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»
    Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.
    «Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает».
    Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.
    «Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».
    Татьяна, мама ученицы 5 кл.
    «Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает. Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».
    Наталья, мама ученика 5 кл.
    «Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования. В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало. Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».
    Уважаемые читатели! Делитесь в комментариях своими находками и сложностями в решении задач по математике с детьми. будем разы разобраться вместе и помочь советами и полезными статьями на интересующие вас темы. 
    Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
    Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
    Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
    Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
    Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
    Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
    Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
    Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

  2. Самый Неуловимый Ответить

    Мы знаем, что абсолютное большинство взрослых захотят решить предложенную задачу с помощью уравнения. Неплохой способ, но зачастую обыкновенные логические рассуждения помогают найти ответ быстрее, без ручки и бумаги, просто в уме.
    Рекомендуем ознакомиться с несколькими популярными методами, описанными на примерах в материале «Как решать логические задачи»:
    метод последовательных рассуждений;
    «с конца»;
    с помощью таблиц истинности;
    метод блок-схем.

    Нестандартные методы

    Среди популярных, нестандартных — целенаправленный поиск «ключа» («ключей») и метод «игры в создателя» (т.е. моделирования различных вариантов принципов, использованных для создания задачи). А если подсказки, шаблоны решения отсутствуют, применяется самый сложный метод – поиска метода.
    Для быстрого и правильного решения различных логических головоломок и задач на смекалку ребенку необходимо:
    знать виды логических задач;
    владеть возможными методами решения задач;
    уметь классифицировать задачу и выбирать самый простой и «красивый» способ ее решения.

    Алгоритм решения задач на логику и смекалку

    Основные шесть этапов, которые последовательно должен пройти ученик, решая логическую задачу:
    Ознакомление с условиями задачи.
    Понимание содержания задачи, анализ условий, моделирование.
    Поиск метода решения.
    Применение метода решения, поиск правильного ответа.
    Проверка правильности решения и оформление ответа.
    Анализ проведенного решения.
    Отработка и закрепление навыков решения аналогичных задач.
    1. Внимательно прочитайте условие задачи, лучше несколько раз. Четко уясните вопрос или проблему, которую нужно разрешить. Чаще всего ошибки в решении появляются от невнимательности. Особенно это касается задач с подвохом.
    2. Кратко запишите условия задачи, по возможности, опишите задачу схематически (в виде рисунка, схемы, графика, дерева, чертежа и т.д.). Наглядное представление задачи не только способствует более быстрому уяснению содержания задачи, но и поможет выявить новые связи между элементами задачи или увидеть скрытые свойства объектов. Выделите существенные и несущественные условия задачи и попробуйте упростить задачу, абстрагироваться от действительности, мысленно смоделировать описанную в задаче ситуацию.
    3. Попытайтесь определить тип задачи и соответственно подобрать метод решения, который обычно применяется для решения этого вида заданий. Например, для решения задач на определение истинности или ложности высказывания удобно использовать таблицу. Для решения задач с большим количеством взаимосвязанных условий лучше использовать метод графов и т.д.
    4. Используя выбранный метод, решите задачу.
    5. Проверьте ваш вариант ответа. В случае письменного решения задачи надлежащим образом запишите правильный ответ.
    6. Анализ проведенного решения представляет собой обсуждение всего хода мыслительных действий в процесс решения логической задачи. Это завершающий и необходимый этап решения любой задачи, не только логической. Он включает:
    поиск альтернативного, более рационального, красивого способа решения;
    анализ всего процесса, моментов, которые вызвали затруднения;
    выделение важных признаков данного типа задач;
    составление алгоритма их решения;
    систематизация полученных знаний.
    Школьнику полезно записывать свои решения, алгоритмы и рассуждения в отдельную тетрадь, например, специально для занятий на ЛогикЛайк. Таким образом он будет «пропускать через моторику» свои рассуждения и всегда сможет вернуться к своим наработкам.
    7. Чтобы закрепить свое умение решать головоломки определенного типа, необходимо не откладывая решить еще ряд подобных, однотипных задач с постепенным усложнением набора условий.
    В учебной программе образовательной платформы LogicLike логические задачи распределены по 15 тематическим разделам. Каждая категория содержит задания разного уровня сложности.

  3. traverza Ответить

    elena kirillova
    Обучаем детей решать задачи
    В подготовительной группе перед воспитателем стоит новая задача – научить детей составлять и решать простые арифметические задачи. Обучение строится на основе предварительно проведенной работы по усвоению отношений части и целого, операций с множествами (объединение частей и удаление части из множества, а также изучения состава чисел из единиц и из двух меньших чисел. В то же время обучение решению арифметических задач является необходимым условием более осознанного понимания отношений величин,практического смысла арифметических действий сложения и вычитания.
    Необходимо учить детей составлять и решать простые арифметические задачи в одно действие, знакомить со случаями, когда к большему прибавляют меньшее число и когда вычитаемое меньше остатка, учить прибавлять сначала 1 число, а затем числа 2 и 3 (по единице).
    Формируя умение составлять задачи, необходимо использовать опыт наблюдений детей за окружающим, рассматривание картин, действий с предметами и игрушками, то есть учить составлять задачи на наглядной основе (задачи-драматизации и задачи-иллюстрации): “Сережа поставил в гараж четыре машины. Петя поставил еще одну. О чем можно спросить в задаче?” (Сколько всего машин стоит в гараже)
    Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи: “Сколько автомашин поставил в гараж Сережа? Сколько Петя? Больше или меньше стало автомобилей после того, как Петя поставил один автомобиль в гараж?”. И только убедившись в том, что дети запомнили числовые данные задачи и

    отношения, в которые они вступают, можно приступить к решению задачи. Для этого воспитатель формулирует вопрос “Сколько автомобилей поставили в гараж Сережа и Петя вместе?”. Уже на начальном этапе обучения решению задач необходимо научить детей различать две ее части: условие (о чем говорится в задаче) и вопрос (о чем спрашивается); понимать: для того, чтобы ответить на вопрос, надо решить задачу.
    Одним из важнейших компонентов обучения решению арифметических задач является формирование умения рассуждать. Воспитатель учит детей объяснять, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какое арифметическое действие нужно выполнить для получения ответа на вопрос задачи. Так, предлагая решить задач “На дерево сели 8 птиц, 1 улетела и села на забор. Сколько птиц осталось на дереве?” – воспитатель задает уточняющие вопросы:”Что нам известно (Всего было восемь птиц, одна перелетела на забор) – А знаем ли мы, сколько птиц осталось на дереве? Надо найти их число. Как?” вначале воспитатель учит детей рассуждать, не пользуясь числами:”Из всех птиц, сидящих на дереве, надо вычесть ту, что улетела”. Затем продолжает:”Значит 8 надо уменьшить на 1. Из 8 вычесть 1 – останется 7. Сколько же птиц осталось на дереве после того, как 1 перелетела на забор? На дереве осталось 7 птиц. Таким образом, решив задачу, мы ответили на поставленный в ней вопрос.
    Начинать обучение надо с задач на сложение и лишь затем переходить к задачам на вычитание. При этом сначала слагаемым или вычитаемым является число “один”.
    После того, как дети усвоят структуру задачи и арифметические действия сложения и вычитания, их можно познакомить с приемами присчитывания второго слагаемого (2 и 3) по единице и отсчитывания вычитаемого (2 и 3) по единице. Например, прибавляя к семи два по единице, воспитатель учит детей сопровождать свои действия словами:”К семи прибавить один – будет восемь и еще прибавить один – будет девять; или вычитая из семи пять по единице, он учит формулировать:”От семи отнять один – будет шесть и еще раз отнять один – будет пять. Значит, от семи отнять два – будет пять.
    В результате организованных упражнений ребенок овладевает умением составлять простые арифметические задачи, различать условие и вопрос, выделять числовые данные, устанавливать отношения между ними, правильно выбирать и формулировать арифметическое действие, находить его результат и давать развернутый ответ на вопрос задачи.

  4. $h|{0ln1t$@ Ответить

    Я бы, видя такие затыки, начала задачи упрощать пока не опущусь на уровень, который ребенок понимает, и не найду место затыка.
    Тяжело предполагать не зная, в каком уровне знаний своего ребенка вы уверены.
    Но возможные варианты движения:
    Уменьшить цифры. Не 96 и 84, а например 16 и 10. Может быть ребенка просто пугают большие числа.
    Дальше можно попробовать не 3 плаща, а 2. Может у ребенка сложности с делением на 3. Если все равно затык – уменьшить до одного. И менять образы на что-то более понятное ребенку:
    две вазочки, в одной 16 конфет, в другой 12. Накладывают конфеты в подарки на новый год. из второй вазочки получилось на 1 подарок меньше.
    Если опять не поможет – задавать наводящие вопросы. В общем, найти узкое место.
    А, и вот еще: я заметила, что у моего ребенка затык, когда дело касается ситуаций, когда ключевые числа неизвестны. Хотя они не важны сами по себе, но их отсутствие приводит ребенка в ужас. Он готов сразу сдаться. Что-нибудь типа “конфеты разложили на две тарелки и взяли с каждой тарелки половину конфет Осталось на двух тарелках всего 3 конфеты. сколько всего было?”. Факт что вначале не ясно сколько было, и не ясно как именно они были поделены между двумя тарелками, шокировал ребенка. Ведь они же могут быть разделены между тарелками и так, и сяк, миллион вариантов! Конечно задача не имеет решения!
    Но вот одну задачку мы с ним разбирали в 2 захода, на третий заход он начал понимать как с этим живут, на четвертый до него дошло, на пятый пошло. 5 дней в течение 2-х месяцев. Сейчас уже начал их щелкать. Еще десяток дам и тему можно будет закрыть.
    Или: из коробки конфет мальчик взял 4 конфеты, потом вернул 2. Больше или меньше конфет стало в коробке и на сколько?…
    Ребенок решает более сложные задачи, но вот в такой формулировке он их не воспринимает. Отрабатываем давая подобные задачи (задачи можно усложнять, менять конфеты на шарики, менять цифры, в общем обставлять по разному, но суть-то будет одна)

  5. O_o МЫльн@я ПузЫрРрРрРк@ o_О Ответить

    Как научить ребенка решать задачи по математике

    Решению задач при изучении математики в начальной школе уделяется много внимания. Нужно научить ребенка находить решение, правильно оформлять его в тетради, объяснять, что найдено в том или ином действии. Больше всего проблем возникает при поиске решения. Основные обязанности при этом возлагаются на учителя, но обязанность родителей – закреплять знания дома и вести работу по развитию ребенка. И делать это нужно задолго до школьного обучения.
    Вам помогла данная статья?
    Инструкция
    1
    Учите ребенка устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Например, почему один из стоящих рядом многоэтажных домов выше, а другой ниже? Для взрослого человека очевидно, что его высота зависит от количества этажей. Эту связь, возможно с вашей помощью, должен установить и ребенок. Почему волк добрался до домика бабушки быстрее, чем Красная Шапочка? Установите связь между длиной пути и временем (в этом случае понятие “скорость” можно не рассматривать). Почему для перемещения одних предметов хватает сил человека, а для других приходится вызывать подъемный кран? Приучайте ребенка отвечать на вопросы “как?”, “почему?”, “зачем?”, “откуда?” и подобные им, развивайте умение устанавливать логические связи.
    2
    Расширяйте кругозор ребенка. Чтение различной художественной и детской научно-популярной литературы поможет это сделать. Получая ответы на многие “почему?”, маленький человек познает мир. В дальнейшем, при решении математических задач, он, используя свой кругозор, и понимая, как происходят те или иные процессы, легко найдет решение.
    Расширяют кругозор и пополняют знания об окружающем мире экскурсии, занятия в различных кружках и секциях.
    3
    Работайте над скоростью чтения ребенком печатного текста. Невозможно решить задачу, читая ее по слогам и к концу прочтения забывая, о чем шла речь в начале! После прочтения задачи, задайте ребенку несколько вопросов по ее содержанию. Проверьте, понял ли он, о чем речь.
    4
    Добейтесь прочного усвоения ребенком соотношений между единицами измерения величин. Знать, что в 1 метре содержится 100 сантиметров, а в 1 центнере 100 килограммов, нужно обязательно!
    5
    Формируйте у ребенка умение решать простые задачи в одно действие. Их примеры можно найти в учебниках математики.
    6
    Решая составную задачу (в несколько действий), разбейте ее на простые задачи, которые ребенок уже умеет решать.
    7
    Автоматизируйте навык устного счета. Сложение и вычитание в пределах 100 (все случаи) и легкие случаи вычислений в пределах 1000, а также таблицу умножения ребенок должен знать хорошо.
    8
    Для решения некоторых задач (на движение, например) необходимо знать формулы. Проверьте их знание у ребенка.
    9
    Ведите работу по формированию умения решать задачи систематически, а не от случая к случаю. Результаты будут видны только при ежедневной кропотливой работе.

  6. Mr.TopFive Ответить

    1) Мотивация. Ребенку важно знать зачем он это делает и где это может пригодиться в жизни. В начальной школе ответ лежит на поверхности: рассчитать линолеум для комнаты, вычислить скорость машины и узнать время, когда прибудешь на место, полученную сдачу в магазине и др.
    2) Внимательно прочитать задачу, может быть и не один раз. Любая задача состоит из 4 частей:
    – условие (что известно – опорные слова: было, осталось, подарили и т.п.)
    – вопрос (что надо найти)
    – решение
    – ответ
    Важно научить ребенка в начальной школе выделять в задаче условие и вопрос.
    3) Составить краткую запись (опорные слова, чертеж). Если не можете – рисуйте!
    4) Решение по плану (алгоритму) с опорой на краткую запись. Ребенок должен научится самостоятельно рассуждать вслух от конца, ставя промежуточные вопросы. Решение любой задачи, подчиняется главному закону: по двум данным находим третье. «Мне не известна скорость, но я могу найти … и т.д.» Главное: Не заставляйте ребенка решать задачи самостоятельно, работа должна вестись под руководством наставника. Если вы сами не можете решить задачу, не стесняйтесь этого, но обязательно узнайте на следующий день, как нужно было решить. Важно, чтобы зародился интерес.
    5) Ответ задачи нужно списывать с вопроса задачи и начинать с записи числа, за исключением таких вопросов «На сколько..?» «Во сколько…?»
    6) И самое главное! Чтобы научить ребенка решать задачи, нужно заниматься понемногу, но каждый день. Не ждите изменений, если это будет происходить бессистемно. Чтобы процесс не стал нудным, можно разбавлять его интересными математическими историями, занимательными задачами, загадками-шутками, нестандартными задачами и др. Они способствуют развитию сообразительности и творчества.
    Для занятий можно использовать различные сборники задач, а также карточки по математике, разработанные учителями начальной школы:
    Карточки по математике с текстовыми задачами для 1 класса
    Карточки по математике для 4 класса
    Текстовые задачи по математике для 4 класса
    Карточки по математике для 2 класса по теме “Масса”
    Ваш ребенок обязательно научится решать задачи и будет получать отличные оценки по математике! Успехов!

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *