Как с помощью йода определить крахмал в продуктах?

13 ответов на вопрос “Как с помощью йода определить крахмал в продуктах?”

  1. BugiVugi59 Ответить

    Эти вещества похожи, и различить их непросто. Наиболее легкий способ — попробовать содержимое баночки на вкус (если вы на 100 % уверены, что в баночках сода и крахмал). Но если пробовать вы не хотите, так как сода неприятная на вкус, можно воспользоваться уксусной кислотой. При взаимодействии уксуса и соды появится бурное шипение — так выделяется углекислый газ.

    Интересный эксперимент с раствором йода и крахмалом

    Его можно сделать только в специальной лаборатории, позвав на помощь опытного человека. Дело в том, что для этого опыта нужно использовать специальную горелку для обработки реагента. Работать с горелкой небезопасно. Чтобы не получить ожог, проводите эксперимент под присмотром опытного напарника. Будьте внимательны, и вас всё получится!
    Для эксперимента нам понадобятся:
    пробирка;
    холодная вода;
    йод;
    щепотка крахмала;
    перчатки и халат;
    шприц.
    С помощью шприца добавляем в пробирку воду и капельку йода. Таким образом,
    мы получили слабый раствор. Далее добавляем щепотку крахмала. Вода почти сразу сменит цвет со светло-оранжевого на темно-синий. Подобное состояние раствора объясняется реакцией крахмала на йод.
    Полученный раствор тщательно размешиваем палочкой и прогреваем пару секунд до кипения. Затем опускаем пробирку в холодную воду и наблюдаем: содержимое пробирки вновь окрашивается в синий цвет, также может образовываться осадок.
    Изучайте химию, ведь это интересная наука, благодаря которой можно делать важные для жизни открытия!

  2. yurrr82 Ответить

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
    «Техникум строительства, дизайна и технологий»
    Крахмал. Определение крахмала в пищевых продуктах.
    Проектная работа по химии
    Автор: Федотов Максим,
    Обучающийся 2 группы
    ГАПОУ АО «ТСДиТ».
    Руководитель:
    Кудрявцева Ольга Витальевна,
    Преподаватель химии.
    Северодвинск
    2016
    Содержание:
    Введение.
    1. Химическое вещество – крахмал.
    1.1. Нахождение в природе и получение
    1.2. Физические свойства.
    1.3. Химические свойства
    2. Определение крахмала в продуктах питания.
    Заключение
    ВВЕДЕНИЕ
    Правильное питание – залог здоровья.
    Сейчас много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет. Юные красавицы становятся всё стройнее, доводя себя до истощения. Наряду с этим врачей тревожит другая крайность – лишний вес школьников. Подчеркивая исключительную роль питания в жизни человека, Генрих Гейне писал: «Человек есть то, что он ест». Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным. Наша пища должна содержать в себе витамины, жиры, углеводы, белки.
    О важности витаминов в рационе питания человека знает каждый школьник. А вот о значении белков, жиров и углеводов многие могут по спорить.
    Многие утверждают, что для наращивания мышечной массы тела необходимы белки. Белки – строительный материал для клеток.
    И неоднозначное отношение к углеводам. На уроке я узнал, что углеводы – источник энергии. Тогда почему родители прячут от детей конфеты, а мама наливает по утрам сладкий чай, варит каши, ставит в вазочке аппетитные булочки и печенье, дедушка угощает ароматным мёдом.
    Интересно узнать об углеводах больше.
    Из книг я узнал, что главные источники углеводов из пищи – хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости, сахар, мёд. Из всех веществ, которые человек употребляет в пищу углеводы главный источник энергии. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. И всё же запасов углеводов в организме немного, поэтому нам приходится снабжать ими наш организм регулярно. Конечно, потребность в углеводах зависит от энергетических трат организма. Спортсмену, который тратит во время тренировок, соревнований много энергии потребуется значительно больше углеводов, чем человеку, не затрачивающему много физических сил.
    Изучая вопрос потребления углеводов, мы отметили, что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах крахмал, потому и диету начинают с ограничения крахмала. Ещё одна распространённая точка зрения, что картофельный крахмал самый вредный, а кукурузный значительно полезнее.
    Оказывается дело не в конфетах, а в крахмале?
    Книжные источники повествуют, что крахмал – сложный углевод, он образуется в растениях и откладываемый ими в качестве запасного питательного вещества, его можно обнаружить в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях. Многие богатые крахмалом части растений являются важными источниками питания для людей и животных. Это картофель, пшеница, кукуруза, рис, овес, ячмень, рожь, гречиха, бобовые, соя. Крахмал хорошо переваривается и усваивается организмом человека.
    Если такое повышенное внимание к крахмалу, интересно узнать о его роли в питании. С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в целлофановом пакетике кухонного шкафа? Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения. Мы не привыкли отступать! Открываем лабораторию, где предмет наблюдения – крахмал.
    Тема исследования: «Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания».
    Цель исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.
    Задачи исследования:
    собрать и изучить информацию о крахмале;
    изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;
    подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;
    познакомиться  и использовать необходимые меры безопасности при проведении опытов;
    определить крахмал в некоторых продуктах питания;
    проанализировать полученные результаты.
    Гипотеза исследования
    Если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.
    О результатах исследования расскажем однокурсникам на уроках, конференции или классном часе познакомим с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания, его использовании.
    1. Химическое вещество – крахмал
    Крахмал (С6Н10О5)n — основной полисахарид в нашем питании. Молекулы крахмала состоят из молекул глюкозы, связанных в длинные цепочки. Отщепление молекул глюкозы от крахмала в кишечнике происходит постепенно, и крахмал не вызывает такого резкого подъема концентрации сахара в крови и не требует такой усиленной работы поджелудочной железы, как моно- и дисахариды.
    Несмотря на то, что крахмал является продуктом не первой необходимости, он ценен для нашего организма. В его составе имеются сложные углеводы, которые являются базой для фруктов, овощей, зерновых культур. В целом крахмал бывает рафинированным и природным. К последнему относят гречневую, овсяную, ячменную каши, фасоль, чечевицу и картофель. Рафинированный крахмал – это порошок, который мы видим на прилавках. Он не обладает вкусом, запахом, увеличивает количество инсулина во время пищеварения, что чревато сбоями  в работе внутренних систем и органов.
    При добавлении крахмала в воду, он разбухает, становится похожим на клейстер. Это применяется в кулинарии с целью придания определенных свойств. Если крахмал добавить в тесто, то изделие получит песочный вкус. При попадании в желудок крахмал переваривается и превращается в глюкозу, которая, в свою очередь, полностью усваивается. Кроме того, из крахмала готовят патоку.
    Поскольку крахмал не очень полезен, его можно с легкостью заменить. Первая альтернатива – ржаная или гречневая мука. В соусах и супах можно использовать муку тыквенных семечек, молотый лен. Для сладких блюд применяйте молотую кокосовую стружку. Для киселя используйте целые льняные зерна.
    1.1. Нахождение в природе и получение
    Крахмал – конечный продукт фотосинтеза и накапливается в клубнях и  листьях многих видов растений.
    Крахмал содержится и в других органах растения, не участвующих в процессе фотосинтеза (в органах, где отсутствуют пигменты хлорофилла, например – в клубнях картофеля). Это говорит о том, что наличие крахмала не может быть доказательством фотосинтеза.
    Есть небольшое количество видов, у которых в листьях не образуется крахмал: лист луковицы, сахарная свекла, тюльпан и др. У них фотосинтез заканчивается образованием растворимого углевода – сахарозы. Такие виды относятся к сахарофильным. Растения, накапливающие крахмал, относятся к амилофильным видам.
    Крахмал получают чаще всего из картофеля. Для этого картофель измельчают, промывают водой и перекачивают в большие сосуды, где происходит отстаивание. Полученный крахмал ещё раз промывают водой, отстаивают и сушат в струе теплого воздуха.
    1.2. Физические свойства крахмала.
    Безвкусный аморфный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала он издаёт характерный скрип, вызванный трением частиц.
    1.3. Химические свойства крахмала.
    В горячей воде набухает (растворяется), образуя коллоидный раствор — клейстер. В воде, при добавлении кислот (разбавленная H2SO4 и др.) как катализатора, постепенно гидролизуется с уменьшением молекулярной массы, с образованием т. н. «растворимого крахмала», декстринов, вплоть до глюкозы.
    1. С иодом крахмал даёт фиолетовое окрашивание.
    2. Крахмал – многоатомный спирт.
    3. Крахмал сравнительно легко подвергается гидролизу в кислой среде и под действием ферментов:
    (C6H10O5)n + nH2O → nC6H12O6
    крахмал                         глюкоза
    В зависимости от условий гидролиз крахмала может протекать ступенчато, с образованием различных промежуточных продуктов:
    (С6H10O5)n → (C6H1005)x → (C6H1005)y→ C12H22O11  → nC6H12O6
    крахмал  растворимый   декстрины   мальтоза глюкоза   крахмал
    Происходит постепенное расщепление макромолекул.
    2. Определение крахмала в продуктах питания.
    В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».
    Спорить с утверждением мы пока не можем, а вот проверить наличие крахмала не сложно. Крахмал дает характерное синее окрашивание при взаимодействии с йодом (проба Сакса).
    Для опытов мы приготовили картофель и некоторые продукты питания, те, что оказались в холодильнике.
    Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки. Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится, то в каком количестве по интенсивности окрашивания.

    Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет йода превратился в темно-фиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета.

    Можно сделать первые выводы: йодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке – значит, в картофеле крахмала больше.
    Остаётся ли крахмал в картофеле после тепловой обработки?
    Мы взяли по две картофелины, подобрали одинаковые по размеру клубни. Один клубень почисти, а другой оставили «в мундирах».

    Надрезали варёный картофель, повторили опыт с йодом. Срезы всех клубней стали синего цвета.
    Вывод: крахмал остаётся в картофеле и после термической обработки.
    Исследуем продукты, которые ежедневно употребляем в пищу сахар, соль.
     
    Йодное пятно не изменило цвет, значит в этих продуктах (сахар и соль) нет крахмала.
    Исследуем продукты, которые используем в пищу ежедневно – это молочные продукты сметана, кефир, творог, … В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители для того чтобы сделать продукт более густым добавляют крахмал или муку. Проведём опыты.
     

    Результат исследования молочных продуктов порадовал – йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.
    Подвергли проверке майонез, колбасу…
    На этикетке ветчины «Московской» и на упаковке майонеза «Секрет Кулинара» в списке ингредиентов указан крахмал, который мы и обнаружили экспериментально.


    Интерсно, предупреждает ли производитель о наличии крахмала в данных продуктах?
    На упаковке майонеза «Сдобри Провансаль» указано «100% без крахмала». Проверяем!

    Изменений не произошло – в этом продукте действительно нет крахмала.
    Изучаем этикетку сока «Добрый». В его составе нет крахмала. При внесении йода пятно становится ярко-синим, что доказывает обратное. Крахмал есть!


    Заключение
    Так что же теперь вообще отказаться от продуктов, которые содержат крахмал? Большинство книг, посвященных проблемам питания, обращает внимание на важность крахмала – это источник энергии. В нашем традиционном питании крахмал – важная часть в рационе питания. Значительная часть всей мировой сельскохозяйственной продукции, которая производится для нужд человека и животных, состоит из продуктов, содержащих крахмал. Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно, чтобы они были в рационе. Но! Их должно быть не более 20 процентов от всей пищи – пятая часть, а не 80-90, как это принято сейчас.
    Выпечные изделия (кондитерский крем, наполнители, глазурь и т. д.), пищевые полуфабрикаты для быстрого приготовления, молочные продукты (йогурты, десерты), консервы, мороженое, некоторые напитки, лапша, растворимые супы, сухие супы, крекеры, в этих продуктах крахмал дополнительно обрабатывали, поэтому он тяжело усваивается организмом.
    Рекомендуем: меньше есть углеводистую пищу; из крахмалосодержащих продуктов выбирать только самые нужные и вкусные.
    Но выбор всегда остается за вами. Приятного аппетита.

  3. enge1 Ответить

    Исследовательская работа
    Выполнила: обучающаяся 4 класса
    МОАУ СОШ с. Томское Пикуль Юлия
    Руководитель:  Моисеенко Г.М. учитель
    начальных  классов
    Цель исследования: определить наличие крахмала в продуктах питания, изучить значение данного вещества для организма человека.
    Задачи исследования:
    узнать, что за вещество «крахмал»;
    изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
    определить наличие крахмала в основных продуктах питания;
    узнать, где ещё, помимо пищевой промышленности, используется крахмал
    Гипотеза: Натуральный крахмал содержится в продуктах растительного происхождения
    В настоящее время  много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет.  Врачей и родителей тревожит другая крайность – лишний вес у детей. Чтобы человек был жизнерадостным и здоровым, его питание должно быть разнообразным и полезным. Часто можно слышать утверждение, что питание человека должно быть сбалансированным.  Это значит, что в рацион нашего питания должны входить и витамины, и белки, и жиры, и углеводы. Об этом я узнала на  уроках окружающего мира, а также о том, что   углеводы являются  источником  энергии человека. Из всех углеводов, к которым относится и крахмал, он занимает наибольшую долю, так как  содержится во всех основных пищевых продуктах растительного происхождения. Это мучные изделия и крупы. Противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах не конфеты и другие сладости,  а крахмал!
    Чтобы узнать о роли крахмала  в питании, я стала изучать тему:
    « Содержание крахмала в продуктах питания»
    Я предположила, что если подробнее изучу крахмал, познакомлюсь с его свойствами, то эти знания помогут мне оценить пользу и вред продуктов, которые  мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.
    Где же прячется крахмал? В каких продуктах он есть? Всегда ли нас предупреждают производители, что в составе того или иного продукта содержится крахмал? Для своего исследования я взяла фрукты и овощи и ещё некоторые продукты питания.
    Первым я провела испытание картофеля на содержание крахмала. Йодные пятна на срезе клубня стали синими. Реакция с йодом обнаруживает крахмал в продукте.
    Всего на сегодняшний день для получения крахмалов используется более 50 видов растений, но наиболее популярен в России картофельный крахмал, калорийность которого достигает 300 ккал на 100 грамм.
    Проверяем овощи и фрукты на крахмал. Опытам с йодом подвергли ломтики моркови, свежий срез яблока, банана и перец.
    Вывод: крахмал содержится во многих овощах и фруктах, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал. Например, крахмал содержится в картофеле, на срезе яблока,  банана  и моркови пятнышко йода слегка посинело. А вот в перце крахмала не оказалось.
    Исследую другие продукты питания,  молочные:  творог домашний, молоко «Амурское раздолье»,  которое нам выдают в школьной столовой, мороженое Благовещенского молочного комбината, сыр «Российский» производства МИС «Серышевский».  В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители, для того чтобы сделать продукт более густым, добавляют в него крахмал или муку.
    В составе йогурта  «Fruttis» на упаковке  крахмал не указан,  производители держат в тайне, заменяя его словом «загуститель».
    Исследование майонеза фирмы «Янта» «Провансаль» Иркутского масложиркомбината  дало положительный результат: крахмал не обнаружен.
    На уроке мы изучали, что крахмалосодержащими являются все продукты, сделанные из муки: хлеб, макароны, вермишель, хлебобулочные изделия, крупы. Хочу в этом убедиться и  провожу свои опыты с продуктами из муки. На блюдце кладу кусочек пшеничного чёрного хлеба и капаю йод. Йод моментально меняет цвет на тёмный, почти чёрный! Также наличие йода подтверждает опыт с кусочком белого хлеба,  печеньем и булочкой из школьной столовой.
    Крахмал содержится в пшенице, закономерно, что хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, как и булка из нашей школьной столовой, а также, печенье. Каша из гречневой крупы показала наличие крахмала. Проверила я на содержание крахмала и мясные продукты. В принципе, в мясе не должен содержаться крахмал.  Опыт показал, что в колбасу производства города Свободного, ветчину, и полукопчёную «Георгиевскую» добавлен крахмал: пятно йода на срезе стало фиолетовым. В ветчине производства МИС «Серышевский» крахмала не оказалось. В магазине продавец пояснила, что продукция этого предприятия пользуется большим спросом у населения.
    Наибольшее количество крахмала содержится в хлебе, макаронных и других мучных изделиях, крупа, картофеле. Крахмал содержится в продуктах растительного производства, он заложен самой природой. Именно этот крахмал в умеренных количествах полезен для организма человека. Крахмал, который входит в состав молочных продуктов, в майонез – это крахмал, используемый, как загуститель. Это так называемый рафинированный крахмал, то есть, крахмал, полученный в результате химической обработки. В основном он применяется как загуститель в производстве соусов, йогуртов, майонеза, кетчупа, мороженого. А также в процессе изготовления дешёвых мясных продуктов, чтобы увеличить вес. Крахмалы, в том числе рафинированные, допущенные для пищевого применения, не оказывают вредного влияния на организм человека. Однако, всем понятно, что продукты, напичканные таким крахмалом, не могут быть отнесены к здоровому питанию. Например, в соусе он проходит для организма бесследно, чего не скажешь о дешёвых сосисках, состоящих из соевого белка и крахмала-загустителя. Как же сделать правильный выбор?
    Полностью отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит. Даже важно, чтобы они были в нашем рационе питания. Но их должно быть не более 20% от всей пищи, а не 80-90, как это сейчас принято. В большом количестве крахмал, как углевод, вреден. Особенно для людей, страдающих сахарным диабетом. Крахмал необходим для жизнедеятельности человека. Но нужно употреблять его в умеренных количествах и лучше в составе натуральных продуктов: корнеплодов, фасоли, гречневой и овсяной каши, фруктов, да и от киселей не стоит отказываться.
    Дело не в крахмале, а в нашем отношении к своему здоровью. Надо больше двигаться, заниматься спортом, поменьше есть булочек и полуфабрикатов. И тогда никакой крахмал не навредит нашему здоровью. Теперь я знаю, что если в школьной столовой я выбрала на обед плов или рожки, да ещё кисель, то в этот раз я откажусь от булочки. Так как данные продукты содержат большое количество углеводов. В следующий раз я возьму суп или борщ и к чаю булочку.
    Я узнала, что крахмал является основным источником углеводов – одного из важнейших компонентов пищи, а именно, глюкозы, для нашего организма. Ещё я узнала, что крахмал используют не только в пищевой промышленности. Его применяют при изготовлении бумаги и картона. Мы выполняли подклейки в технике папье-маше и использовали клейстер. Крахмал идёт на производство спичек и красок. Даже великий художник Рембрандт добавлял в краски пшеничный крахмал, что делало краски более густыми, вязкими и прозрачными. Крахмал используют в медицине для изготовления мазей, таблеток и порошков.
    Литература:
    Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
    http://tolkslovar.ru/
    http://www.slova.ru/article/14184.html

  4. tatem123 Ответить

    Оксана Климова
    Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру «Капелька йода ищет крахмал»
    Цель – определить продукты, содержащие крахмал
    Задачи:
    – Познакомить детей с новым пищевым продуктом – крахмалом.
    -развивать познавательный интерес у детей через взаимодействие веществ.
    -развитие познавательно-исследовательской деятельности
    -формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников через непосредственную трудовую деятельность.
    -формирование основ безопасности с лабораторным оборудованием при проведение экспериментальной деятельности.
    -активизация словаря (картофельный крахмал, клейстер
    -формировать навык работы в парах
    Оборудование и материалы:
    -крахмал,
    -йод,
    -пипетки на каждого воспитанника
    – Стакан с водой,
    – тарелочка для крахмала,
    -продукты питания (яблоко, картофель, морковь, банан, хлеб, рисовая крупа, творог)
    -электрочайник с кипятком.
    Методические приемы:
    Наглядные (демонстрация, рассматривание, наблюдение,
    Словесные (объяснение, обсуждение, проблемные вопросы, беседы)
    Практические (эксперименты, проведение опытов)
    Ход НОДОрг. Момент (Дети сидят полукругом на ковриках. Воспитатель находится в кругу с ними)
    Воспитатель: – Ребята, сегодня предлагаю вам поиграть в настоящих ученых. Кто из вас знает – кто такие ученые (отв:Ученые это люди, которые изучают наш мир, занимаются наукой, проводят разные опыты и эксперименты.)
    – Какими качествами должен обладать ученый? (Ученый должен быть умным, должен много читать, любознательным)
    -Где работает ученый (Ученые работают в научной лаборатории.)
    -Чем они занимаются, что делают? (Они узнают что-то новое, делают открытия.)
    Постановка задачи.
    Восп. -Сегодня я предлагаю тоже провести несколько научных опытов и сделать открытия. Пройдем в нашу лабораторию (Дети проходят в зону экспериментирования, где на отдельном столике на тарелке лежит крахмал.
    Восп. Я сегодня принесла для вас удивительное вещество. Как мы можем определить что это (отв. : Можно его пощупать, попробовать, понюхать)
    – Ребята, а можно ли пробовать незнакомые продукты или вещества на вкус без указаний взрослых? Почему? (нельзя – это опасно, можно отравиться).
    -Я предлагаю вам потрогать продукт (приглашается 1 ребенок). (имя ребенка) опиши нам его. (Отв. :Он белого цвета, похож на муку, рассыпчатый, скрипит в руках.)
    – Кто-нибудь догадался что это за продукт? Это – крахмал. Во многих продуктах, ребята, содержится крахмал.
    Крахмал – это ценный пищевой продукт. Он накапливается в семенах, луковицах, клубнях и сердцевинах растений. В злаках пшеницы, риса, кукурузы.
    Крахмал – это источник энергии. А энергия нам для чего нужна? (Отв. :Энергия нужна для того, чтобы бегать, прыгать, заниматься спортом, играть).
    Основная часть(Презентация взрослого)
    восп. : (на подносе стоит стакан с водой, тарелка с крахмалом, пузырек йода, пипетка)
    – Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Посмотрите и скажите что нам понадобится? (Отв. :Нам понадобится крахмал, вода и йод).
    (Взрослый добавляет в стакан воды ложку крахмала, перемешивает. Затем капает капельку йода и снова перемешивает).
    -Что вы заметили? (Отв. : после того, как мы добавили в стакан с водой йод, вода окрасилась в синий цвет).
    -Какой вывод мы можем сделать? (Отв. : При контакте с йодом продукты, в котором содержится крахмал синеют).
    Самостоятельная деятельность детей (опыт)
    Восп. :А вы хотите научиться определять, есть ли крахмал в продуктах питания? Для этого пройдем за столы (Дети рассаживаются на свои рабочие места)
    -Ребята, вы будете работать парами. Каждый из вас проведет опыт со своими продуктами. Посовещайтесь и подумайте, кто из вас будет отвечать.
    – Посмотрите на столы, что у вас в тарелках? (Отв. : Продукты (называют)
    – Как вы сможете определить, в каких их этих продуктах есть крахмал? (Отв. :Нужно капнуть капельку йода на каждый продукт и, если в нем ест крахмал, то он окрасится в синий цвет.
    (ОПЫТ1. дети проводят опыт, делают выводы: сильнее всего посинели хлеб и картофель, значит в них есть крахмал, банан и морковь посинели немного, значит в них есть крахмал, но его меньше, чем в картофеле и хлебе, а творог и яблоко не посинели. Значит в них крахмала нет)
    Физминутка.
    Восп. : После работы ученым обязательно нужно отдохнуть. Объявляю физминутку!
    Отдых наш – физкультминутка,
    Занимай свои места.
    Раз – присели, два – привстали,
    Руки кверху все подняли.
    Сели, встали, сели, встали,
    Ванькой – Встанькой словно стали,
    А потом пустились вскачь
    Будто мой упругий мяч.
    -А Теперь я покажу вам фокус. Внимание на доску (на доске белый лист с заранее нанесенным на него словом «КРАХМАЛ»)
    Я немного порисую. Но мне не нужны для этого краски. Посмотрите чем я буду рисовать (восп. берет стакан с водой, разводит в нем йод. Отв. : Вы будете рисовать йодом)
    -А Теперь я этой водой закрашу этот белый лист. Что получилось? (На листе появилось слово)
    – Кто сможет расшифровать этот фокус? (Отв. : На листе было написано слово при помощи крахмала, а когда покрасили лист йодом, это слово проявилось)
    – А теперь вашему вниманию предлагаю опыт №2. (На подносе 2 стакана: один с холодной водой, другой пустой, кисель и чайник с кипятком)
    -Как вы думаете что в стакане. (1 ребенку предлагается взять в руки стакан, понюхать его, потрогать. Отв. : В стакане простая вода) Как вы определили? (Она бесцветная, у нее нет запаха, нет вкуса) Какая еще вода по температуре? (Отв. : вода холодная)
    -А Теперь в стакан с холодной водой я положу крахмал. Размешиваю. Что мы видим? (Крахмал почти не растворился. На дне стакана образовался осадок) Какой вывод мы можем сделать? (Отв. : в холодной воде крахмал плохо растворяется)
    -я возьму другой стакан, положу в него 3 ложки крахмала и залью кипятком. Что вы видите?
    (Отв. : -Он превратился в густую массу.) Какой вывод мы можем сделать? (Отв. : в горячей воде крахмал набухает, становится клейким) На что похожа эта масса? (Отв. : на клей)
    -Правильно, в горячей воде крахмал набухает, становится вязким и даже клейким. Эту массу называют клейстер. Этим клейстером мы можем работать с бумагой, так как крахмал превратился в клей.
    Рефлексия.
    Восп. : Ребята, вот и закончилась наша игра-эксперимент. А Сейчас скажите что было для вас сложным или особенно интересным? Если вам понравилась наша игра-эксперимент, выбирайте себе веселый смайлик, если было что-то непонятно или сложно, то грустный. А теперь давайте приклеим при помощи нового вещества – клейстера, которое мы с вами изготовили наши смайлики на этот плакат (На доске оформленный плакат с надписью “Копилка опытов”. Напротив слова “КРАХМАЛ” Воспитанники приклеивают свои смайлики)

  5. alpo77 Ответить

    Молоко — один из самых полезных продуктов. Оно содержит все питательные вещества, необходимые для человеческого организма и по своей ценности превосходит многие другие продукты. В состав молока входят жиры, белки, минеральные соли и витамины. Значимость молока для человеческого организма особо подчеркивается в работах русского физиолога Ивана Павлова. Качественным составом молока и молочных продуктов широко занимались также Сергей Королев и Антон Войткевич.
    Мы решили исследовать молоко и молочные продукты, которые потребляем в пищу, и разработать «домашнюю лабораторию» по определению качественного состава молока и молочной продукции. Основные задачи исследования:
    изучить роль молока и молочной продукции в здоровом питании человека;
    выявить опытным путем наличие примесей (крахмала, соды, мела, воды) в молоке и молочной продукции;
    разработать практические рекомендации по определению качественного состава молока и молочных продуктов в домашних условиях.
    В ходе исследования было сделано предположение, что в составе молока и молочных продуктов могут оказаться примеси, не заявленные производителем и не предусмотренные стандартом.

    Молоко — высокоценный продукт

    Роль молока в здоровом питании человека. Виды молока

    Молоко — один из ценнейших продуктов питания. По своей ценности молоко превосходит многие другие продукты. Всего двух стаканов молока в день достаточно, чтобы на 30% обеспечить потребность взрослого человека в белке, на 50% в калии и на 75% в кальции и фосфоре.
    В России установлена норма потребления молока на человека в год — 325 кг [1]. Именно такое количество молока соответствует требованиям здорового питания. На самом деле россияне потребляют в среднем 248 кг, а жители Ульяновской области — всего 240 кг молока в год [2].
    Самым ценным считается цельное молоко — молоко без добавления каких-либо веществ, в том числе воды, с природной жирностью, которая у каждого животного бывает разная (от 2,6 до 6%) [3]. То есть подоили коровку или козочку — и получили это самое «правильное» молоко.
    Нормализованное молоко — это продукт, полученный из молока и доведенный до необходимо процента жирности путем перемешивания этого продукта с молоком другой жирности или с обезжиренным [4].
    Сухое молоко получают путем высушивания обычного коровьего молока при очень высокой температуре (около 170 °C) [5].
    Молоко восстановленное — это молоко, полученное при добавлении воды к сухому молоку. То есть взяли сухое молоко, развели его водой — и вот оно, восстановленное молоко. В некоторых странах такое молоко запрещено к продаже, поскольку при сушке в нем образуются потенциально вредные вещества (оксистеролы, в большом количестве провоцирующие развитие атеросклероза), гибнут полезные микроорганизмы, разрушаются витамины. В России такое молоко должно называться «молочным напитком», а не молоком [4].

    Виды обработки молока

    По пути от коровы до потребителя молоко подвергается обработке с целью уничтожения микробов и увеличения срока хранения.
    Пастеризация — молоко нагревают до 60–98 °C (в зависимости от вида пастеризации) и греют в течение часа (или нескольких секунд — при высокой температуре). Так бактерии погибают, а полезные вещества сохраняются.
    Стерилизация — молоко обрабатывают при температуре выше 100 °C несколько минут, чтобы уничтожить все споры и бактерии, и сразу же охлаждают [3].
    Ультрапастеризация — молоко обрабатывают при температуре 135–150 °C в течение нескольких секунд и затем охлаждают [5].
    В пищу лучше использовать молоко пастеризованное, так как в нем сохраняется больше витаминов и полезных бактерий.

    Крахмал и другие примеси в молоке и молочной продукции

    В современных магазинах огромное разнообразие молочных продуктов. Это — йогурты, творог и творожки, мороженое…
    Но чтобы сохранить свое здоровье, важно употреблять в пищу качественные молочные продукты. Не секрет, что многие производители добавляют в них различные пищевые добавки — например, крахмал, соду, мел или просто разбавляют молоко водой. Чтобы молоко долго не закисало, в него добавляют антибиотики, которые подавляют рост нежелательных бактерий, но в то же время губят и полезных.
    Крахмал подмешивают для придания молоку, сливкам, сметане и йогуртам бóльшей густоты. Крахмал бывает природный, который содержится в клетках овощей, фруктов, злаков, орехов и безопасен для организма человека. Но выделенный в чистом виде — в виде белого порошка, — он уже менее безобиден: в ЖКТ он легче расщепляется до глюкозы и быстрее повышает уровень инсулина. А бывает крахмал модифицированный (химически, а не генетически, измененный), свойства которого зависят от типа модификации: например, устойчивый крахмал (Е1442) даже полезен — он стимулирует рост полезных бактерий в кишечнике. В России и других странах разрешено использовать несколько видов модифицированного крахмала, но избыточного употребления любых крахмалов лучше избегать.
    Из энциклопедий [5–8] я узнал, что определить наличие крахмала в молоке и молочных продуктах можно при помощи йода. Впервые эту химическую реакцию открыли в 1814 году Жан-Жак Колен и Анри-Франсуа Готье де Клобри [9]. Йод, вступая в химическую реакцию с крахмалом, окрашивается в синий (фиолетовый) цвет. Для того чтобы удостовериться в этом, мы взяли сырой картофель (именно он содержит много крахмала) и капнули на срез несколько капель йода. Через несколько минут йод действительно окрасился в синий цвет (рис. 1).
    Рисунок 1. Подтверждение реакции йода на крахмал
    Вывод: опыты по выявлению крахмала в молоке с помощью йода дадут достоверные результаты.

    Практические опыты по определению качественного состава молока и молочной продукции

    Практическая часть состояла из нескольких опытов.

    Опыт по выявлению крахмала в молоке

    Мы взяли образцы нескольких видов молока, капнули в них йод и наблюдали несколько минут. Результаты опыта нас порадовали. Молоко не изменило своей окраски на синий цвет (рис. 2).
    Рисунок 2. Выявление крахмала в молоке
    Вывод: ни один из образцов молока не содержит крахмала.

    Опыт по выявлению крахмала в молочных продуктах

    Мы повторили опыт на различных молочных продуктах (рис. 3). Большая часть продукции не содержала крахмала.
    Рисунок 3. Виды молочных продуктов, использованных в эксперименте
    Однако в двух продуктах мы выявили крахмал. Это был йогуртный продукт «Нежный» (рис. 4). В его составе производитель указал наличие крахмала, поэтому результат опыта был ожидаемым.
    Рисунок 4. Результаты опыта по выявлению крахмала в йогуртном продукте
    Вторым продуктом, содержащим крахмал, стало мороженое «ГОСТ» (рис. 5). Фактический состав оказался отличным от состава, указанного на этикетке. Как оказалось, не все производители честны с потребителем.
    Рисунок 5. Результаты опыта по выявлению крахмала в мороженом

    Выявление разбавленного водой молока

    Часто производители разбавляют молоко водой. Мы решили выяснить, так ли это. Часть экспериментов проводили в лаборатории кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы Ульяновской ГСХА (рис. 6).
    Рисунок 6. Эксперименты в лаборатории при ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА
    Для опытов использовали три вида молока для детского питания:
    Молоко «Крепыш», стерилизованное, 3,2%.
    Молоко «Крепыш», стерилизованное, витаминизированное, 3,2%.
    Молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%.
    В чашку Петри налили по 2 мл всех трех образцов молока. Добавили по 4 мл (т.е. вдвое больше) спирта (подкрашенного «зеленкой» для наглядности). Молочный белок казеин имеет свойство сворачиваться под воздействием спирта. Если продукт качественный, то жидкость почти мгновенно (в течение 3–7 секунд) превратится в хлопья. Чем больше воды добавлено в продукт, тем дольше этот белок будет сворачиваться — больше требуется времени для появления хлопьев (рис. 7).
    Рисунок 7. Исследование реакции молочного белка (казеина) на спирт
    Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты опытов были следующими:
    Хлопья образовались в среднем через 4–6 секунд.
    Хлопья образовались в среднем через 2–3 секунды.
    Хлопья ни в одной из трех проб не образовались.
    Вывод: образец молока под № 3 имеет пониженное содержание белка, возможно, разбавлен водой. Это молоко «Агуша», стерилизованное, 2,5%.

    Тест на скисание

    Мы разлили молоко в пробирки по 5 мл (рис. 8). Образцы отстаивали в течение суток при комнатной температуре. Чистый продукт должен скиснуть, образовав сверху слой сливок. Если сливок не образуется, то молоко обезжирили. Если молоко не скисло, то в нем есть что-то лишнее (возможно, антибиотик).
    Исследование проводили в трехкратной повторности. Результаты были следующими:
    Слой сливок составил в среднем 1,5 мм на 5 мл молока.
    Слой сливок составил в среднем 1 мм на 5 мл молока.
    Сливки ни в одной из трех проб молока не образовались, молоко за сутки не скисло.
    Рисунок 8. Проба отстаивания
    Выводы:
    Образец молока № 2 содержит пониженное содержание жира, меньше чем образец № 1, хотя на этикетке заявлен одинаковый процент жирности — 3,2.
    Образец молока № 3 содержит примеси, которые не позволяют ему скисать — возможно, это антибиотики или консерванты.

    Выявление в молоке примесей соды и мела

    Чтобы молоко долго не портилось, производители добавляют в него мел или соду. Выявить эти примеси в молоке (если только производитель не нормализовал уровень рН молока после их добавки) можно добавлением уксусной кислоты — молоко мгновенно скиснет (створожится), а появление пены будет свидетельствовать о наличии мела или соды в молоке (рис. 9).
    Рисунок 9. Выявление в молоке примесей соды и мела
    В ходе опыта при добавлении уксусной кислоты молоко во всех трех образцах створожилось (рис. 10).
    Рисунок 10. Результаты выявления в молоке примесей соды и мела
    Вывод: образцы молока не содержат примесей мела и соды.
    Чтобы убедиться в правильности проводимого эксперимента, мы добавили в молоко небольшое количество соды, а затем уксусную кислоту. Образовалась пена (рис. 11). Наличие мела в молоке также дает о себе знать пеной.
    Рисунок 11. Оценка достоверности эксперимента по выявлению в молоке примесей соды и мела
    Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Следует отметить, что достоверность эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня.

    Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях

    Для выявления в молоке соды брали индикаторные полоски. Обмакивали эти полоски в молоко и путем сопоставления цвета полоски с эталонной шкалой определяли кислотность молока (рис. 12).
    Рисунок 12. Определение наличия примесей соды и мела в молоке в лабораторных условиях
    Нормой считается 6–7 единиц. Результаты опыта показали следующее:
    образец № 1 — pH=7 (тест-полоска изменила цвет на слегка оранжевый);
    образцы №№ 2 и 3 — pH=6 (тест-полоска изменила цвет на ярко-желтый).
    Вывод: Ни в одном из образцов примесей соды не обнаружено.
    Достоверность опыта проверяли путем добавления в молоко соды. Обмакнув тест-полоску в молоко с содой, увидели изменение цвета на зеленый, что соответствует щелочной среде (pH=9) (рис. 13).
    Рисунок 13. Проверка чистоты эксперимента по выявлению примесей соды и мела в молоке
    Вывод: результаты опыта по выявлению примесей соды и мела в молоке можно считать вполне достоверными. Как и в предыдущем опыте, чистота эксперимента будет абсолютна, если после добавки примесей довести рН молока до исходного уровня.

    Заключение

    В ходе проведенных экспериментов наша гипотеза подтвердилась. В составе отдельных образцов молока и молочных продуктов были обнаружены примеси, не заявленные производителем.
    Мы разработали набор «Домашняя лаборатория молока» для проведения экспертизы молочной продукции в домашних условиях, который состоит из реактивов и инструкции по применению.
    Выявление примесей крахмала в молоке осуществляют путем добавления 2–3 капель йода в молоко (2 мл). О наличии примесей свидетельствует изменение цвета молока на голубой или фиолетовый.
    Для выявления пониженного содержания белка в молоке к 2 мл молока добавляют 4 мл спирта. Реакцию учитывают по скорости створаживания. Молоко с высоким содержанием белка створаживается мгновенно. Причиной низкого содержания белка в молоке может быть разбавление его водой.
    Для выявления молока с пониженным содержанием молочного жира проводят пробу отстаивания в течение суток при комнатной температуре. Реакцию учитывают по степени скисания молока. Если отсутствует слой сливок, то молоко обезжиренное. При замедлении или отсутствии процесса скисания в молоко добавлены антибиотики или консерванты.
    Для выявления в молоке примесей мела и соды к 2,5 мл образца добавляют уксусную кислоту (2–3 капли). Появление пены свидетельствует о наличии примесей.
    Еще один способ выявления в молоке соды основан на использовании индикаторных полосок (продаются в аптеке). Реакцию выявляют по изменению цвета тест-полоски и сопоставления ее с эталонной шкалой. Нормой считается кислотность 6–7 единиц. Превышение нормы означает наличие в молоке примесей соды.
    Разработанный набор «Домашняя лаборатория молока» можно применять в жизни широким кругом лиц.
    Выражаю благодарность моим наставникам за помощь в проведении исследования и оформлении материалов: учителю МОУ Октябрьский сельский лицей Локтиной Раисе Васильевне и научному консультанту Васильевой Юлии Борисовне, кандидату ветеринарных наук, доценту кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА.

    Литература

    «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Приказ Минздрава России от 19.08.2016 № 614;
    Государственная служба государственной статистики;
    Как делают молоко. Сайт «Как просто!»;
    ГОСТ Р 52738-2007 Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации;
    Википедия: «Молоко»;
    Болушевский С.В. Научные опыты на кухне. М.: Эксмо, 2014. — 96 с.;
    Большая энциклопедия школьника. Оксфорд / Пер. с англ. Сапциной У.В., Кима А.И., Сафроновой Т.В. и др. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. — 664 с.;
    Большая книга «Почему». М.: РОСМЭН, 2011. — 367 с.;
    Качественная реакция на йод. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
    ГОСТ 31449-2013 Молоко коровье сырое. Технические условия. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации;
    Как проверить качество молока в домашних условиях. (2014). Сайт Woman’s Day;
    Как определить качество молока. Сайт «Мне 30».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *