Как сегодня можно воспитать патриотизм у молодежи?

16 ответов на вопрос “Как сегодня можно воспитать патриотизм у молодежи?”

  1. Люблю Рому Ответить

    ?
    В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.
    Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь
    Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.
    А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [1]
    С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, c.40]
    Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.
    Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.
    Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.
    Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.
    Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3]
    Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.
    Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
    Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.
    Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [2, c.39]
    Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.
    Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. И особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. [4]
    Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.
    В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.
    Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.
    29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой.
    Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около 140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным.
    Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. [5]
    Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:
    – Пропаганда спорта и здорового образа жизни;
    – Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;
    – Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;
    – Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;
    – Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;
    Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.
    Литература:

    Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 22-е изд. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.
    Н. А. Белоусов «Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования» / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. — М., 2004. — С. 38–41.
    3. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи // Научно-издательский центр «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/135/problemy_patrioticheskogo_vospitaniya_sovremennoj_molodezhi/ (дата обращения: 11.11.2017).
    Патрушева, Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева Челябинск, 2009. — 24 с.
    Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). URL: http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm (дата обращения: 13.11.2017).

  2. ##@! № vvot :( Bila bi фmillei Бil bi TvoЙ ##@!) Ответить

    А.Ф.Никитин, Т.И. Никитана Обществознание 7 класс.
    Проектная деятельность: Как сегодня можно воспитать патриотизм у молодежи?
    Цель
    Выяснить, как можно воспитать патриотизм у молодёжи
    Задача
    Изучить дополнительные источники информации о воспитании патриотизма. На основании полученных знаний ответить на вопрос: Как сегодня можно воспитать патриотизм у молодёжи.
    Идея патриотического воспитания подрастающего поколения состоит в необходимости выполнения социального заказа общества и государства на воспитание патриотично направленной личности.
    В социально-педагогическом плане воспитание патриота — это социальный процесс, протекающий под воздействием как объективных факторов влияния социальной среды (семья, школа, общественные организации и т.д.), так и субъективных условий духовно-практической деятельности самой личности по обретению опыта служения Отечеству.
    Патриотическое воспитание — это целенаправленная, последовательная педагогическая деятельность семьи, государственно-общественных институтов, физических и юридических лиц по развитию и формированию у детей и молодежи чувств, представлений и понятий, стремлений, поступков и действий, выражающих любовь, близость, преданность, готовность служить и защищать свою Родину, ее народы у детей и молодежи.
    Система патриотического воспитания — комплекс взаимосвязанных компонентов (цели, субъекты, деятельность, отношения, среда, управление), обеспечивающих достижение цели патриотического воспитания.
    Патриотическое воспитание тесно взаимодействует с воспитанием гражданственности как чувства неразрывной связи с народом, сознания ответственности за безопасность и процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса.
    Организации патриотического воспитания в РФ:
    1. Государственные
    1.1. Суворовские и Нахимовские военные училища
    1.2. Кадетские корпуса
    2. Общественно-государственные
    2.1. ДОСААФ
    3. Общественные
    3.1. Военно-патриотические клубы
    3.2. Военно-патриотические клубы при РПЦ
    3.3. Поисковые организации
    3.4. Военно-спортивные организации
    3.5. Скаутские организации
    ВЫВОД
    Воспитание патриотизма – процесс, в котором участвует семья и государство. Это взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие успешное патриотическое воспитание.

  3. golddust Ответить

    За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях.
    Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
    «Григорополисский сельскохозяйственный техникум
    имени атамана М.И. Платова»
    Методическая разработка
    «Патриотическое воспитание современной молодежи»
    педагога-организатора
    Суворовой Елены Климентьевны
    ст.Григорополисская
    2016 г
    «Патриотическое воспитание современной молодежи»
    Цель: формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли
    Задачи: воспитание любви к Отечеству
    Ожидаемый результат: отношение к Отечеству, Родине, народу.
    За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
    В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [6, т.2, с. 543].
    Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [6, т.2, с. 543].
    Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
    Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.
    Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов [1, с. 10].
    Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [8, т. 2, с. 160].
    И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» [4, с. 218].
    В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, т. 3, с. 24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…» [5, с. 185].
    Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.
    Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.
    А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм – это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души [1, с. 48-49]. Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].
    Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [9].
    Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
    Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» [1, с. 46-47].
    Принципы патриотизма – одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.
    Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические [1, с.49-51].
    Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [2, с.119].
    Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [7, с.24-25]. Общая цель патриотического воспитания, по мнению Г.К. Селевко [6, т. 2, с. 542], – воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.
    Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.
    Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [6, т. 2, с 542-543].
    Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.
    Накануне празднования 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы провели анкетирование среди бывших школьников – студентов 1-2 курса Рязанского государственного радиотехнического университета. Результаты анкетирования показали, что не у всех учащихся сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах своих дедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями прошлого. Мало кто смотрел патриотические передачи, посвященные 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. На наш взгляд, преподавателям необходимо активнее включиться в работу по формированию чувств патриотизма средствами различных предметов.
    Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.
    Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.
    Условия наличия патриотизма – возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» [1, с. 51].
    Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.
    Литература
    Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
    Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955.
    Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. – 431 с. (Мыслители ХХ века). – С. 218.
    Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
    Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
    Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. – М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. – 173 с.
    Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
    Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.

  4. Fabulous_unicorn Ответить

    Военно-патриотическое воспитание играет немаловажную роль в этой системе, ведь у юноши должна сформироваться готовность встать на защиту страны.
    Государственные деятели прекрасно осознают неотложность мер по воссозданию системы воспитания патриотизма у молодежи. Необходимо объединить и скоординировать усилия всех организаций, которые занимаются этим важным вопросом. Для этого нужно создать нормативную правовую базу и разработать комплекс методов и средств для формирования у молодежи патриотического сознания.
    Важную роль в этом вопросе играет кино, телевидение и уважаемые люди России. Героические подвиги и трагические события отечественной истории должны находить отражение и достойно подаваться деятелями кино и телевидения. Люди, обладающие несомненным авторитетом, такие как известные спортсмены, научные работники, деятели культуры и искусства и уважаемые ветераны, могут очень помочь в пропаганде патриотизма.
    Выделяют следующие первоочередные мероприятия, которые помогут поднять патриотизм молодежи России на должный уровень. Должны быть внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы России», дополнен перечень музеев, оторые составляют национальное достояние Родины.
    В школах и других учебных учреждениях нужно возрождать военно-спортивные и другие игры патриотической направленности. То же касается и различных конкурсов об истории России. Например, литературные — на лучшее сочинение об отечественной войне, художественные — на лучший детский рисунок о величии Родины.
    Необходимо активно использовать самые современные технологии, чтобы привлекать внимание молодежи. Речь идет о создании сайтов патриотической направленности в сети интернет.

  5. Miss_insta Ответить

    ?
    Вопрос патриотического воспитания молодежи в 21 веке стоит наиболее остро. Современные блага не послужили развитию среди молодежи чувств любви к отечеству. В связи с этим, вопрос патриотического воспитания на сегодняшний день рассматривается на государственном уровне, поскольку отсутствие последнего относится к числу глобальных проблем.
    Ключевые слова: любовь к родине, патриотическое воспитание, молодежь, патриотические движения.
    В настоящее время международная обстановка и противостояние государств определяет основное направление власти в области обеспечения безопасности страны. Особое внимание стало уделяться не только вооружению, но и военно-патриотическому воспитанию, особенно среди молодежи, основная цель которого вырастить морально зрелых людей, верных своему воинскому и конституционному долгу.
    Военно-патриотическое воспитание заключается в трех основных направлениях:
    – почесть российских солдат, воевавших в Великую Отечественную войну, Афганистане и Чечне;
    – приобщение к военным победам российского народа;
    – организация и проведение военно-спортивных мероприятий;
    – взаимодействие военных и школьных коллективов.
    Президент России призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее, бороться с фальсификациями истории. По словам Владимира Путина, патриотическое воспитание просто обязано стать органичной частью общества.
    В настоящее время огромное значение патриотическому воспитанию молодежи придается центрам патриотического воспитания.
    Цели патриотического воспитания охватывают большой спектр развития молодежи, это и организация досуга, и привитие навыков военного дела, и физическое совершенствование.
    Необходимо отметить, что в отношении юношей главной целью деятельности центров патриотического воспитания является их подготовка несению воинской службы. Также осуществляется поддержка ученических и студенческих инициатив, которые связаны с воспитанием чувства гражданственности. В центры приходят люди, искренне любящие свою школу, университет, родной край, страну в целом. Должно быть стойкое желание изменить общество, начав с себя.
    На центры возложены следующие обязанности:
    – Обучение основам несения воинской службы путем проведения военных сборов для учащихся старших классов.
    – Проводится повышение уровня физической подготовки юношей, чтобы она стала надлежащей для несения воинской службы.
    – Ориентация на успешную сдачу норм ГТО по физической подготовке.
    – Организация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе.
    Для поднятия духа патриотизма среди молодежи 29 октября 2015 года было создано движение «Юнармия». Именно в этот день президент России Владимир Путин подписал указ о создании «Российского движения школьников», которое и стало прообразом «Юнармии». Свою непосредственную деятельность всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия» начало в 2016 году. Хотя некоторые скептики считают «Юнармию» бесперспективной организацией, ей по большому счёту удалось объединить множество мелкие независящие друг от друга патриотические организации в одну большую команду, объединённую одной идеей.
    Предистория возникновения Юнармии имеет свои исторические корни. Так, наличие патриотических движений прослеживаются в источниках со времен царской Руси. Еще в те времена существовали молодежные движения, воспитывающие дух патриотизма и любовь к отечеству. Особое внимание заслуживает и советский период времени. Всем известные октябрята и комсомольцы, выращенные на коммунистической идеологии, являлись патриотами своей родины. В систему воспитания подрастающего поколения было заложено уважение к старшим, помощь слабым и нуждающимся, что в настоящее время называется волонтерством.
    Дух патриотизма среди молодежи пал после распада СССР. Создаваемые годами идеология патриотизма распалась, появились другие ценности, среди которых любовь к родине занимает одну из низших ступеней, что и заставило власти принять кардинальные решения, направленные на возрождение воспитания уважительного отношения к исторической памяти и умения служить своему отечеству во благо его процветания и благополучия народа, населяющего страну.
    Основной задачей общественного движения «Юнармия» является воспитание подрастающего поколения в военно-патриотических традициях. Для этой цели молодые люди обучаются ряду военных и спортивных дисциплин, изучают историю родной страны, узнают про выдающихся российских учёных и полководцах прошлого.
    Данная структура должна была быть привязана к следующим организациям:
    – Воинским частям;
    – Военно-учебным заведениям;
    – Авиации;
    – Флоту;
    – Спортивному клубу армии.
    Все вышеперечисленные организации должны оказывать «Юнармии» всяческое содействие и поддержку.
    Созданное движение «Юнармия» демонстрирует положительные результаты своего развития в России — на сегодняшний день огромное количество молодых ребят вступает в эту организацию и совершенствует свои навыки в разных сферах.
    Набирающее популярность движение представлено различными направлениями — патриотическим, волонтерским, экологическим, информационным, а в дальнейшем их число будет только расти.
    История нашей родины — основной акцент, на который обращает внимание юнармия. Именно через историю страны, среди которой особое внимание уделяется событиям Великой Отечественной войны, юнармия воспитывает чувство патриотизма, приводя в пример подвиги солдат, показывая, насколько война жестока, и как были мужественны люди, как защищали свою родину. Так, например, для воспитанников юнармейцев проводятся выставки фотографий ветеранов, которых скрывали в советское время, дабы не травмировать психику народа. Это были изуродованные и искалеченные войной ветераны. Выставка показывает, насколько война страшна. Через такие вещи и происходит воспитание в ребятах чувства долга перед родиной.
    Региональные отделения «Юнармии» открыты во всех субъектах Российской Федерации. В декабре 2016 года численность юнармейцев была около 30 тысяч человек. За два года она выросла почти в 6 раз.
    Может показаться странным, что в рядах юнармейцев можно встретить не только мальчиков, но и девочек. Однако деятельность движения не сводится только лишь к спортивно-военной подготовке. Юнармейцы проводят игры, походы, соревнования, экологические и поисковые экспедиции, вахты памяти. «Юнармия» участвует в парадах и шествиях: в 2017 году 243 юнармейца маршировали по Красной площади в День Победы. Участники движения ведут волонтерскую деятельность: помогают ветеранам, следят за сохранностью воинских мемориалов. С момента своего создания, «Юнармия» провела по всей стране более 7 000 мероприятий. «Одна из основных Юнармии целей — познакомить молодое поколение с Вооруженными Силами». С юнармейцами проводятся занятия по стрельбе, сборке и разборке автомата, оказанию первой помощи, ориентированию на местности. К обучению детей привлекаются спортсмены и офицеры запаса. Министерство обороны оказывает значительную поддержку движению «Юнармия», предоставляя в распоряжение движения необходимую инфраструктуру.
    Проводимые с юнармейцами занятия зависят от специфики региона. Например, в Челябинске юнармейцы проходят первоначальную летную подготовку. Специалисты парашютно-десантного центра ДОСААФ отработали с ребятами технику управления парашютом и технику приземления. В феврале группа юнармейцев совершила первый в своей жизни прыжок с парашютом с высоты 900 метров. Образовательная программа школы первоначальной летной подготовки готовит ребят к поступлению в Челябинский филиал Военно-воздушной академии. Военная кафедра Томского политехнического университета проводит с юнармейцами теоретические и практические занятия.
    Однако все же проблемы воспитания чувства патриотизма у молодежи имеются, даже у такого современного движения как Юнармия. Дело в том, что несмотря на то, что развитие данной организации набирает обороты, не вся молодежь, школьники осведомлены о ее существовании, отсюда вытекает отсутствие взаимодействия движения со школьными образованиями. В связи с этим, представляется сложным вовлечение подростков в ее ряды. Это еще раз доказывает: одно движение Юнармия не в силах справится с патриотической запущенностью молодежи, что еще раз говорит о необходимости сплочения всех образовательных учреждений в области воспитания чувства любви к родине.
    Литература:
    Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http:// moluch.ru› (дата обращения 15 нояб. 2018 г.).
    Путин о патриотическом воспитании молодежи [Электронный ресурс] // http:// vospitanie.gurupatrioticheskoe…patrioticheskoe (дата обращения 15 нояб. 2018 г.).
    Юнармия: патриотизм против карьеризма [Электронный ресурс] // http:// moluch.rurvs.su› (дата обращения 15 нояб. 2018 г.).
    Юнармия — задачи воспитания патриотов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://3world-war.su…1371…po-vospitaniju-patriotov.html (дата обращения 15 нояб. 2018 г.).

  6. Mr.Juice Ответить


    Слова «патриотическое воспитание» уже достаточно давно воспринимаются людьми двояко. С одной стороны, патриотизм и любовь к Родине по-прежнему являются одними из ключевых характеристик сформировавшейся зрелой личности, с другой – процесс самого воспитания воспринимается как нечто ненастоящее, игрушечное, современной молодежи чуждое и ненужное. Парадокс – патриотов и защитников Родины ценят и ими гордятся, но вот как их воспитать – большинство людей имеют смутное представление. А между тем, есть действенный и эффективный механизм. О котором рассказывает председатель Алтайского регионального отделения Межрегиональной общественной организации «Союз десантников», депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания Юрий Ярцев.
    – Юрий Викторович, первый вопрос – почему тема патриотического воспитания молодежи актуальна именно для Вас?
    – Я был участником боевых действий первой Чеченской компании, миротворцем в составе Русбата в Югославии. Увидел патриотическое воспитание и его эффективность «в деле». И понимаю, что опыт, накопленный мною и моими боевыми товарищами, может помочь молодежи, в том числе, грамотно расставить приоритеты в жизни. И не стесняться слова «патриот», что сегодня является, к сожалению, распространенным явлением, даже несмотря на то, что в нашем крае, например, сильны традиции патриотической работы.
    – В чем это выражается?
    – Могу сказать о работе отделения «Союза десантников» в крае, которое я возглавляю. Не так давно мы приняли участие в работе международного форума «Развитие сельского туризма». С одной стороны, мы и туризм – вроде бы далекие друг от друга «темы». А с другой – патриотическое воспитание есть любовь к своей Родине, в том числе и малой, внимание к её заботам, проблемам и будущему. А туризм – одна из точек роста Алтайского края. Также Алтайское отделение «Союза десантников» выступило организатором семинара «Сибирское здоровье». И опять-таки – патриотическое воспитание подразумевает и привитие молодому поколению навыков здорового образа жизни. Это и было одной из целью данного мероприятия. Другая цель – дать возможность молодым, которые вечно во всём сомневаются, возможность в живую увидеть и пообщаться с «легендами» Воздушно-десантных войск. Таковым на семинаре был генерал-полковник Валерий Александрович Востротин – Герой Советского Союза, командир 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка. Такие люди могут многое рассказать, о том, через что они прошли и стать живым примером того, как нужно любить свою Родину.
    – То есть воспитание не через слово, а через дело?
    – Именно. Мы всеми силами пытаемся уйти от привычного уже стереотипа: патриотическое воспитание – это вбивание в головы неактуальных лозунгов. Ни в коем случае! Воспитать – значит показать своим личным примером. Показать, что патриот – это личность, достойная уважения, развитая, глубокая. Ведь, несмотря на весь свой нигилизм и отрицание очевидных истин, молодёжь всё равно стремится к «доброму и вечному». Это уже заложено, надо только развивать. Причём в Алтайском крае множество возможностей подобного развития.
    – Расскажите, каких?
    – Барнаульским «Союзом десантников» руководит капитан запаса ВДВ, командир легендарной 6-й роты, геройски погибшей в Чечне Дмитрий Шуваев. Без всяких сомнений, ему, познавшему на собственном опыте, что значит быть смелым, отважным, уметь принимать решения, выручать, помогать, есть что рассказать и передать молодёжи. И я убежден – она его услышит.
    Другой пример уже реального дела – Александр Могильников, который руководит Фондом спортивного и военного патриотического воспитания «Лидер». У него сегодня занимаются спортом и физподготовкой более 400 ребятишек. Есть Сергей Пантелеев, который руководит творческим центром «Бачи», где желающие посвящают себя военной, солдатской и патриотической песне, художественному творчеству. Все эти направления необходимо развивать, а людей-энтузиастов – поддерживать. Для нас и для меня лично – это самая актуальная на сегодня задача. Интересы воинских ветеранских движений необходимо продвигать, лоббировать, поддерживать их инициативы. И кто это сделает, кроме нас?
    – А общество и власть вас поддержат?
    – Если говорить сухим казённым языком, то запрос от социума на патриотическое воспитание сегодня есть. Другими словами – люди понимают, где-то даже на генетическом уровне, что без любви к Родине –произношу эти слова без всякого привычного сегодня пафоса – невозможно осознать себя человеком. Человека «без корней» не существует, а «корни» – это твои родные, близкие, место, где ты родился. Родина может быть у каждого своя, а вот осознание её нужно воспитывать. И эта потребность сегодня есть.
    Что касается власти, то с краевой властью у нас полное взаимопонимание, руководство открыто для диалога. Это подтверждается и совместно проведенными акциями, например, «Георгиевская ленточка», финал краевой спартакиады военно-патриотических клубов. Большая работа ведётся с поисковыми отрядами.
    В ближайших планах – организация летних профильных смен «Юный десантник», «Юный танкист», «Юный спецназовец». Названия говорят сами за себя. Здесь дети смогут познакомиться с азами этих «профессий», пусть и в игровой форме. Многие же играют в «войну» в детстве. В сентябре планируется проведение акции «Салют Победы», в конце года – подведение итогов смотра-конкурса военно-патриотических клубов и конкурса «Наша общая Победа». Кроме того, достигнута договоренность о сотрудничестве с краевым комитетом по образованию, крайвоенкоматом. Теперь эту договоренность нужно наполнять делом, инициативами, проектами. Чтобы был практический результат.
    – Непростая задача…
    – Да. Но девиз десантников гласит: «Никто, кроме нас!». А значит – будем работать.

  7. ZzakaZzak Ответить

    Патриотизм – это любовь к отечеству, преданность ему (от греческого слова соотечественник, родина, отечество). Патриотизм всегда играл важную роль в воспитательно-образовательном процессе, направленном на формирование личности. Так, с самого начала своего существования, общество уделяло значительное внимание, патриотическому воспитанию молодежи, видя в подрастающем поколении опору и успешность страны.
    Пренебрежение идей патриотизма, духовности, традиционных ценностей, приводит государство к масштабным разрушениям практически во всех сферах общества. Особенно это будет заметно в духовной и социальной сферах. Рост количества молодежи с девиантным поведением, снижение роли семьи и системы образования, переориентация ценностей молодежи на собственное эго приведёт к потери смысла и идеи существования государства.
    В России вопросам патриотизма последнее время уделяется все больше внимания. В современной науке патриотизм является объектом исследования многих наук, что свидетельствует о возрастании его роли среди молодежи. Так, в работах М.К. Горшкова, Н.А. Журавлевой патриотизм связан с трансформацией российского общества. А в работах А.Н. Вырщиковой, С.Ю. Ивановой и др. рассматриваются проблемы возрождения патриотического воспитания и его неразрывная связь с формированием гражданственности в современных условиях.
    Патриотизм начинается с любви индивида к уважению своих предков, а заканчивается всемирной любовью ко всем гражданам своего государства, т.е. «нацией по гражданству» и желанием участвовать в делах, направленных на укрепление отчизны и борьбе с неопатриотами – теми, кто наносит вред своей стране, мотивируя свои действия патриотизмом.
    Патриотизм и любовь к Родине сегодня занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Патриотами считают себя большинство представителей практически всех групп и слоев общества.
    Опрос, проведенный Левада-Центром [2, c.1] 17–20 апреля 2015 года с целью обсуждения нового проекта программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» показал, что большинство россиян (80%) выразили уверенность в том, что каждый должен сам для себя определять, что значит быть патриотом. Лишь 13% населения согласны с тем, что государство должно выполнять функцию определения патриотизма.
    Тем не менее, 49% опрошенных выразили уверенность в необходимости принятия программы патриотического воспитания в силу наличия сейчас «внешних и внутренних угроз», требующих от государства воспитания «патриотов, готовых защищать интересы страны». Доля россиян, считающих себя патриотами, вернулась к уровню восьмилетней давности и составляет 78%. Можно предположить, что у патриотического подъема, что в 2000-м, что в 2007-м и в 2015-м гг., разные предпосылки: в начале нулевых годов он был связан с надеждами на пришедшего к власти нового энергичного лидера и успехами «чеченской» кампании; в 2007-м – с осознанием экономического роста страны и ростом благосостояния граждан; в 2015-м – с противостоянием России в лице её руководства Западу.
    Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за своё Отечество. Государство оказывает влияние на молодежь посредством двух эффективных рычагов влияния: средств массовой информации и организации досуговой деятельности. Именно общественные объединения являются успешным концептом этих рычагов влияния. Благодаря этому влиянию удается оказывать необходимую пропаганду и поддержку патриотизма в среде молодежи.
    Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи» (РСМ) – одно из самых массовых, негосударственных, некоммерческих, неполитических молодёжных объединений России. Главная цель – помочь молодому человеку найти своё место в жизни, самореализоваться и продвинуться по карьерной лестнице.
    Задача патриотического воспитания молодежи реализуется РСМ через систему гражданско-патриотических проектов, военно-спортивных лагерей и масштабных акций.
    Акция РСМ «Мы граждане России!» по торжественному вручению паспортов 14-летним подросткам позволяет не только знакомить ребят с государственной символикой и историей, но и превращает это событие в незабываемый праздник с участием первых лиц регионов и страны.
    Цель программы «Мы вместе!» – развитие межкультурного взаимодействия в молодежной среде.
    «Мы вместе!» включает в себя ежегодный всероссийский Фестиваль учащейся молодежи «Мы вместе!», онлайн – конкурс добровольческих объединений, конкурс социальных проектов «Мы вместе!», копилку методических материалов по развитию межкультурного взаимодействия в молодежной среде.
    В каждой школе созданы и работают патриотические клубы. Клуб открыт как для членов клуба, так и для тех, кого приглашают члены клуба. Клуб – это не только мероприятия, это и возможность работать, отдохнуть с друзьями.
    В клубах на волонтёрских началах могли бы работать члены РСМ, регулярно проводя встречи с руководителями, известными представителями культуры и искусства, мастер-классы, диспуты и дискуссии, презентации, заседания рабочих групп с проведением практических занятий в реальной жизни, чтение лекции и т.п. Формат лекций может носить характер более специализированного. Посещение этих мероприятий может стать одним из условий членства в клубе при полной свободе выбора тематики. Отчасти эта работа может проводиться постоянными членами клуба.
    Цель волонтёров РСМ – формирование у участников клуба основ гражданского самосознания.
    Задача организаторов – методологическое и организационное обеспечение постоянной деятельности клуба.
    Весь опыт российской истории свидетельствует о том, что важнейшей причиной активизации дезинтеграционных процессов, препятствующих решению вопросов безопасности и других глобальных и региональных проблем, является не национально-государственный суверенитет страны, а нарушение принципа равенства в отношениях между народами, свободы выбора, баланса интересов, неуважение исторической памяти нации, богатейших традиций отечественной истории и культуры.
    Таким образом, при наличии различных подходов к системе патриотического воспитания молодёжи, на государственном уровне, у всех политических партий, общественных организаций существует четкое понимание необходимости формирования данной системы воспитания, которая бы связывала все слои и социальные группы общества.
    После развала системы массового патриотического воспитания граждан в постсоветское время, на сегодняшний день в обществе сформирован совершенно явный запрос на возрождение данной системы.
    От патриотического и духовного воспитания молодёжи зависит настоящее и будущее России, в том числе ее безопасность, успешность и стабильность.

  8. Bludseeker Ответить

    Статья «Патриотизм и патриотическое воспитание подростков»
    Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия «Родина», «великая держава», «мы, советский народ» … Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: «Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране». Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась, и наши дети видят совершенно другую страну.
    В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении  в современном русском языке иностранных слов и т.п.
    Социологические опросы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 14-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:
    деньги –29,2%;
    деловая карьера и образование –19,1%;
    получить от жизни больше удовольствия –17,5%.
    Извечные же ценности собрали такие цифры:
    любовь –15,3%;
    действия ради будущего России –12,4%;
    идеалы и вера –6,5%.
    Среди студентов среднего профессионального образования было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 14 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):
    мама;
    родители;
    жизнь;
    здоровье;
    счастье;
    любовь;
    деньги;
    природа;
    ответили «не знаю».
    Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у детей очень слабо, личностные заботы наших учащихся лежат, в основном, в области собственного «я». А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением «классики», просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
    Дети очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь «изюминку». Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить «Отчизне посвящать души прекрасные порывы …»?
    Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.
    Что же такое «патриотизм»?
    Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
    Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
    Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
    На ряду с патриотизмом есть понятие патриотического воспитания.
    Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
    Давайте познакомимся с основополагающими принципами патриотического воспитания:
    гуманизм;
    демократизм;
    приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины;
    преемственность и непрерывность в развитии молодежи;
    многообразие форм, методов и средств;
    индивидуальный подход.
    Основными задачами патриотического воспитания являются:
    Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
    Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
    Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
    Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
    Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
    Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.
    Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:
    Пропаганда отечественной истории и культуры.
    Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
    Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
    Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
    Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
    Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
    Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
    Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
    Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
    Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
    Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.
    В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
    Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
    Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

  9. Megrel Ответить

    По некоторым данным новая структура «Роспатриотизм» начнет активную работу уже со следующего года. При этом есть информация, что агентство по делам молодежи планирует для реализации образовательных и воспитательных проектов позаимствовать наиболее прогрессивные звенья советской военно-патриотической школы. К таким звеньям относится знаменитый физкультурный комплекс ГТО – программа «Готов к труду и обороне», знаменитая игра «Зарница» и многое другое.
    Стоит напомнить, что программа ГТО, разработанная в СССР в начале тридцатых, представляла собой сбалансированную систему нормативов и требований по физическому развитию и уровню подготовленности граждан, принадлежащим различным возрастным группам. При этом целью системы ГТО являлось не только развитие молодежи в физическом смысле этого слова, но и подготовка к эффективному труду, защите Отечества и формированию морального облика. Нужно заметить, что в середине 70-х годов прошлого века нормы системы «Готов к труду и обороне» в СССР сумели выполнить 58 миллионов человек. Это более чем внушительная цифра! А что сейчас? Где подготовка к труду, где верховенство принципа здорового образа жизни, где моральный облик?
    Стоит признать, что сегодня буквально с каждым из этих положений у российской молодежи проблемы. Несмотря на то, что количество уроков физической культуры в школе выросло, большинство этих уроков проходят абсолютно формально. Учащиеся в своей основной массе воспринимают уроки физкультуры как некое недоразумение в расписании: в лучшем случае – в джинсах мячик «попинать», в худшем – можно и вообще урок проигнорировать – мол, ну, кто такой этот физрук – оценку и так поставит… «Физическое развитие, говорите? Да я лучше потрачу время на новый гейм-софт в смартфоне или «мухой» за сигаретами и баночкой коктейля до ближайшего магазина на перемене сгоняю. 18-ти мне еще нет, но магазину же нужна выручка – продадут всё равно…»
    Конечно, такие мысли проявляются далеко не у всех школьников и студентов. И в советское время были те, кто на «значок ГТО на груди у него» плевал с высокой колокольни. Но уж больно негативной выглядит современная молодежная тенденция в плане видения своей роли в общественной жизни. Сама общественная жизнь сегодня – это часто не более чем «лайки» и плюсы в социальных сетях, троллинг на форумах и почти полная беспомощность при желании решить реальные задачи и проблемы. Мол, зачем мне самому что-то решать: пусть решает отец, репетитор, директор, глава администрации, президент… «Петь гимн на школьной линейке – нашли клоуна… Вон пусть училка поёт – она ж в «Единой России»!»
    «Моральный облик, скажете… Ну-ну… Вон на остановке инвалида в 30-градусный мороз оставили. И что? А нечего инвалидам в мороз из дому выходить. Сидел бы себе в своей коляске – ничего бы и не случилось… Эх, жаль видео в Ютюбе нет…»
    Это своеобразная квинтэссенция того, что можно назвать обратной стороной гражданственности и чувства долга. И как бы омерзительно эта квинтэссенция ни выглядела – она есть. Ею пронизано всё наше общество от мала до велика. Мы готовы радоваться беде соседей, потому что эта беда миновала нас. Мы готовы идти по головам друг друга, лишь бы достичь светлого потребительского будущего. Мы готовы рассуждать о патриотизме, но при этом кричать в очереди на вокзале: «Дед, куда ты прёшь вперед всех! Ну, и что, если ордена? Я завтра тоже себе куплю такие же…»
    Многие при этом скажут: ну, всё, братцы, приехали – если государство решило заявить о разработке стратегии по воспитанию у молодежи гражданско-патриотических чувств, значит всё сведется к банальной кампанейщине, поиску нереализуемых форм воспитания, да и вообще к одному сплошному негативу. Мол, ГТО еще какое-то придумали… Да наши дети не роботы, чтобы кто-то пытался их запрограммировать на правильное отношение к семье, коллективу, малой и большой Родине.
    Однако в таком подходе чувствуется определенная доля самоизоляции и попыток свести все к эфемерному понятию личностной свободы – либерализма. И большинство людей, которые делают попытки отгородиться от общественной жизни, что удивительно, чаще других заявляют о нерешительности государства в плане повышения планки гражданско-патриотического воспитания. Ситуация зачастую сводится к банальному «всё-пропадизму»: «Власть ничего не делает в плане воспитания ответственных граждан, власть ведет целенаправленную политику уничтожения морального облика народа, общество разлагается изнутри, но с себя мы начинать всё равно не собираемся – мы что – крайние что ли?..» И как только такому человеку предлагаются конкретные шаги со стороны государства, как его бросает в другую крайность: «Ага! Государство пытается ограничить наши права и свободы! Вон, смотрите, новую структуру создают, как будто можно патриотизм воспитать из-под палки! Опять всё разворуют, обязательно разворуют! Надо бежать!»
    В завершении материала хотелось бы заявить о том, что впервые более чем за 2 десятилетия в нашей стране вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи поднимаются не на уровне «бла-бла-шоу», а получают государственную законодательную базу. Можно сколько угодно говорить о том, что у власти ничего не выйдет, и о том, что патриотизм нельзя воспитать буквой закона, что новые агентства, проекты и центры – очередной коррупционный механизм. Но такие рассуждения больше похожи на безудержный и непреодолимый пессимизм, который больше походит на диагноз.
    Новая организация планирует не только возрождать советский положительный опыт, но и исходить из современных реалий. Одним из направлений работы выбрана популяризация военной службы. Школьников в течение определенного времени собираются знакомить с армейским бытом. Кроме того, будет оказываться поддержка военно-патриотическим и поисковым клубам, молодежным спортивным проектам, секциям. Уже в ближайшее время будут созданы первые региональные отделения «Роспатриотизма» в Хабаровске, Калининграде и Новосибирске. Планируется вести многоступенчатую работу по привлечению молодежи к краеведческой работе, работе по расширению информационного поля исторического характера. Огромная работа будет проводиться в учебных заведениях различных уровней.
    Очевидно, что большую проблему падения нравственности в российском обществе трудно решить в одночасье с помощью отдельно взятого агентства, но ведь начинать с чего-то нужно. И такое начало положено. Главное, чтобы оно не утонуло в волне массового априорного критиканства, не растворилось само собой, и было поддержано не только власть имущими, но и общественностью.
    От большой многосторонней поддержки проекта в этом плане зависит очень и очень многое. Откровенно хочется надеяться, что государственная инициатива приведет к реальным подвижкам. Но при этом не нужно забывать, что воспитание патриотизма и гражданственности – такое дело, которое было бы неплохо начинать воплощать в своей семье, классе, коллективе не только после указания со стороны властей…

  10. Maunris Ответить

    Любовь к своему отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций – все это является целью патриотического воспитания подрастающего поколения. Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи. Об их основах, мероприятиях и задачах, стоящих перед программами, пойдет речь далее.

    Мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи

    Патриотическое воспитание молодежи невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, школы искусств и дома культуры. Общеобразовательные школы, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.
    К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести:
    выставки;
    проведение конкурсов;
    коллективно-творческие дела;
    фестивали творчества;
    посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;
    благоустройство памятников истории;
    беседы и классные часы;
    оборонно-спортивные игры;
    районные и областные тематические конкурсы и т.д.

    Гражданско-патриотическое воспитание молодежи

    Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию.
    Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *