Как складывались отношения государства и церкви в 1920 е гг?

17 ответов на вопрос “Как складывались отношения государства и церкви в 1920 е гг?”

  1. Darad Ответить

    Характерным и трагичным явлением начала 30-х годов стали внутрицерковные распри, да и сама Декларация (1927 г.) вызвала расколы. Упрекали митрополита Сергия в том, что он этой Декларацией подчинил церковь большевистской власти, которая все активнее добивалась ее уничтожения, подавляя любое проявление религиозной жизни.
    К 1932 году у советской власти, кроме церкви, оппозиции не было. Тогда же была объявлена «безбожная пятилетка», задачей которой являлось забвение всего церковного. Аресты и ссылки духовенства не прекращались (дело архиепископа Дамиана и др.), а во времена ежовщины началась прямая ликвидация церкви. Не могла спасти ее даже политика лояльности по отношению к государству, принятая митрополитом Сергием..
    В этот непростой период часть населения встало на путь разрыва с религией, набирало силу атеистическое движение. Оно давало выход накопившейся ненависти к «крепостникам в рясах», особенно в крестьянской среде, и сопровождалось разрушительными действиями. На Черноземье это оборачивалось различного рода административными перегибами, «воинствующим» разоблачительством и «попоедством». Антирелигиозная политика, проводимая в течение многих лет в послеоктябрьский период, привела к тому, что к началу второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена.
    Если до революции в Курской губернии (в рамках современных Курской и Белгородской областей) насчитывалось 1020 действующих православных церквей, то к 1937 году их осталось 476.
    В целом же можно утверждать, что крайности допускались как с одной, так и с другой стороны, что характерно для любого периода крупных социальных перемен. Главным, с точки зрения Л.В. Тюриной, является то, что церковная политика Советского государства в довоенный период в корне изменила место и роль Православной Церкви в системе общественных отношений, что подтверждается практикой ее осуществления на Черноземье Там же.
    Казалось бы, что начавшаяся война должна была обострить противоречия между государством и церковью. Однако именно этого и не произошло. Патриотическая деятельность РПЦ в эти годы явилась не только заметной, но и существенно необходимой. Она призывала верующих на временно оккупированных врагом территориях (Курской, Белгородской, Воронежской и т.д.) к стойкости и сопротивлению; оказывала материальную помощь армии; проявляла заботу о раненых, инвалидах, вдовах и детях-сиротах. Все это не могло не повлиять на «церковную» позицию советской власти, которая в своих внешнеполитических замыслах отводила церкви немаловажную роль. Прагматическая инициатива государства встретила ответную положительную реакцию Московской Патриархии, которая воспользовалась этой возможностью для церковного возрождения.
    Важной вехой в этом направлении стала кремлевская встреча в сентябре 1943 г., где были практически решены вопросы об открытии приходов, духовных учебных заведений, выпуске церковных изданий, выборе Патриарха. Многие надежды Патриархии не оправдались, но для государства оказалось важным создать видимость благополучия в религиозном вопросе, на самом деле оставив церковь под жестким контролем, частично встроив ее в систему режима. Для осуществления контролирующей функции был создан Совет по делам Русской Православной церкви при правительстве СССР. Тогда же состоялся Собор епископов, на котором митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Собор обратился к христианам всего мира с призывом объединиться для окончательной победы над фашизмом. С этого момента развернулась активная международная деятельность Московской Патриархии, в результате чего под ее эгидой сложился крепкий союз восточноевропейских православных церквей, успешно шло воссоединение русских эмигрантских приходов. Собор 1945 г. стимулировал процесс восстановления традиционных форм религиозно-церковной жизни. Начали функционировать духовные академии и семинарии. Появилось новое структурное подразделение — Отдел внешних сношений, ведающий таким важным участком, как расширение контактов Московской Патрирхии с другими христианскими церквами. Активизировалась богословская мысль, которой предстояло решать проблемы «вживания» РПЦ в социалистическую действительность. Реализуя решения Соборов 1943 и 1945 гг., руководство РПЦ не только вывело Московскую Патриархию из того кризиса, в котором она находилась в 20-30-е годы, но и добилось определенной стабилизации религиозно-церковной жизни на местах .

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *