Как составить бизнес план для малого бизнеса самому?

15 ответов на вопрос “Как составить бизнес план для малого бизнеса самому?”

  1. Arafyn Ответить

    Определяя тип своего клиента или рисуя его портрет, нужно учитывать следующее:
    пол, возраст и семейное положение;
    место проживания;
    социальное положение и уровень доходов;
    род занятий и увлечения.
    Создав своеобразный собирательный образ целевой аудитории для своего продукта, можно приступать к подсчету количества будущих клиентов. Для этого нужно взять географию охвата и предположительное число жителей, подходящих под профиль ЦА.
    Чтобы определить потенциальные объемы потребления вашего товара, следует учитывать регулярность и периодичность спроса на них (естественно, то, что покупается ежедневно, и то, что приобретается раз в пять лет, будет кардинально отличаться и по формату предложения, и по алгоритму продвижения на рынок, и по многим другим аспектам). Также необходимо брать во внимание колебание спроса (сезонность, изменение платежеспособности потребителей, модные тенденции, соперничество внутри товарной группы между аналогами и подобное, характерное для вашего продукта).
    В этот раздел бизнес-плана входит и анализ конкурентов. Алгоритм описания можно строить на:
    перечислении компаний, которые работают в вашем сегменте;
    том, какие отличительные характеристики их услуг/товаров;
    путях, какие они используют для продвижения своей продукции;
    их ценовой политике;
    нюансах, как развивается их бизнес.
    Особое внимание нужно уделить ближайшим по географии и ассортименту конкурентам.
    Также здесь требуется указать, какими способами вы будете реализовывать свои преимущества. Этому моменту нужно посвятить отдельный, пусть и небольшой, подраздел. В него могут входить ответы на следующие вопросы:
    каким образом вы планируете организовать сбыт;
    что будете делать для информирования клиентов о вашем выходе на рынок;
    какой формат рекламы вы изберете (или обойдетесь без этого инструмента);
    как будете формировать свою ценовую политику.
    В заключительной части маркетингового раздела бизнес-плана стоит дать предварительный прогноз объема продаж за какой-либо период. Как правило, лучше брать год с помесячной или поквартальной разбивкой.
    Совет: довольно частая ошибка начинающих предпринимателей в том, что они слишком перегружают подробностями и деталями эту часть бизнес-плана. Это понятно, они хотят досконально описать свои действия, которые приведут их к успеху, и этим доказать потенциальному инвестору перспективность своего проекта. Делать этого не нужно. Для большей убедительности можно использовать приложения – диаграммы, схемы, графики, которые визуализируют и наглядно покажут ваши потенциальные возможности. Саму же суть маркетинговой части бизнес-плана лучше изложить на 2-3 листах.

    Производственная часть

    Не стоит путать ее с производственным процессом, думая, если вы будете заниматься торговлей или предоставлять услуги по расчету земельного налога для юридических лиц, то вам этот раздел не понадобится, это неверно. Здесь излагается вся информация о конкретном проекте. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
    какие будут применяться технологии, форматы и способы реализации проекта;
    какие будет использованы производственные мощности (офис, торговое помещение, оборудование, складские площадки, транспортные средства, сырье, товары, материалы и другое, что имеет значение для проекта);
    кто будет привлечен (и будет ли) в качестве сотрудников, партнеров, поставщиков и подобное).
    В качестве своеобразного итога можно приложить краткую смету, показывающую расходную часть. Лучше делать ее в динамике, с разбивкой на периоды (месяц/квартал).
    Смету нужно оформить в виде таблицы, где могут присутствовать следующие графы:
    закупка основных средств;
    приобретение сырья и материалов;
    затраты на аренду, содержание помещений и коммунальные платежи;
    расходы на покупку вспомогательных расходных материалов;
    фонд оплаты труда;
    прочие текущие расходы, куда можно отнести оплату за услуги связи, представительские, командировочные и другое.
    Совет: для различных по специфике проектов графы затрат и цифры будут сильно отличаться. Учитывайте это при написании бизнес-плана и не берите из интернета средние значения. Кроме того, не стоит и ориентироваться на минимум. Даже в том случае, когда вы нашли помещение под свой будущий магазин с очень выгодной арендой, практически вполовину ниже, чем везде по городу, не берите за основу для расчета бизнес-плана эту цифру. Она может измениться по каким-либо причинам в большую сторону. Поэтому данные вашего бизнес-плана станут неактуальными, и он из руководства к действию превратится в такой, что будет вводить в заблуждение.

    Организационная часть

    В этом разделе следует указывать, какая организационно-правовая форма выбрана для реализации проекта, почему, планируются ли изменения в будущем. Также необходимо коснуться разрешительных документов. Здесь следует остановиться на необходимости лицензий и того, как вы планируете их оформлять, на получении сертификатов соответствия и гигиенических заключений (при необходимости), на том, как будете проходить согласования в инспекциях различного формата для получения разрешений на деятельность.
    Кроме того, в этой части описывается:
    состав руководителей проекта;
    опыт работы в сфере инициатора или привлеченных лиц;
    на какую профессиональную поддержку вы рассчитываете и каковы ее источники.
    Можно в раздел приложений добавить анкеты руководителей/инициатора, где отразить более подробно профессиональный опыт и профильные знания.

    Финансирование или как рассчитать бизнес-план

    В этой части документа необходимо представить обоснование того, что проект будет приносить прибыль, а также определить размер вложений, срок выхода на точку безубыточности и дальнейшие перспективы погашения первоначального капитала или заемных средств.
    По сути она уже написана, следует только взять необходимые цифры из предыдущих разделов и внести сюда, оформив их правильно.
    Здесь обязательно нужно осветить:
    Источники финансирования проекта. Это могут быть личные средства (инвестиции), заемные или кредитные, государственные субсидии или другие формы, к примеру, лизинг.
    Начальный этап реализации проекта. В этом пункте необходимо произвести прогноз срока, нужного для организации бизнеса, то есть до того момента, пока он не начнет работать.
    Этап до получения первых прибылей. Здесь требуется провести обоснование привлечения средств и того, когда же они начнут возвращаться. Пункт необходим не только для получения кредитов или займов, но и для понимания того, стоит ли вкладывать собственные средства в проект.
    Выбранную систему налогообложения. Здесь стоит учесть, что величина и перечень отчислений будут зависеть от того, какой организационно-правовой статус вы предпочтете для реализации своего проекта. Для ИП предусмотрены некоторые «поблажки» в этом плане. Кстати, кассовая дисциплина для ООО и ИП также отличаются в пользу упрощения для второго формата.
    В этот же раздел включают расчет показателей и план ожидаемых прибылей/убытков. Не нужно пугаться сразу термина «убытки». Дело в том, что начальный этап и период становления бизнеса редко проходят без необходимости привлечения дополнительных средств или довложений. Естественно, они определяются как убытки, ведь пока не погашаются прибылью от проекта.
    Форма, в которой будут показаны цифры и данные, зависит от характера проекта, статуса предприятия (ООО, ИП) и от выбранной системы налогообложения. В самом простом выражении она может содержать:
    затраты на организацию бизнеса (регистрацию предприятия, приобретение оборудования, материалов, товарного ассортимента, обустройство помещения или площадки для ведения деятельности, покупку лицензии и подобного);
    расходы постоянного характера (оплата аренды, коммунальных, зарплаты и т.п., то есть таких, что не меняются в зависимости от колебаний объемов продаж или производства);
    затраты переменного характера (приобретение расходников, транспорт, связь, оплата сторонним организациям или частным лицам за разовые работы, зарплаты сдельного характера, то есть такие, которые напрямую зависят от объемов продаж или производства);
    доходы от продажи товаров/услуг и чистую прибыль.
    Последний показатель вычислить довольно легко. Нужно от доходной части отнять все переменные затраты на единицу товара или за определенный период, а также ту часть постоянных, что ложится на взятый за базу срок расчета (месяц, квартал).
    В качестве итога этой части раздела бизнес-плана идет расчет рентабельности всего проекта. Можно взять за основу показатель окупаемости инвестиций (вложений личных сбережений, займов, кредитов). Как пример, приводится схема исчисления, по которой можно определить эффективность и рентабельность собственных вложений:
    РЛС (рентабельность личных средств) равна ЧП (чистой прибыли), деленной на сумму ЛС, умноженную на 100%. Под сроком окупаемости нужно понимать тот период времени, за который поступаемая в распоряжение инвестора чистая прибыль покроет все первоначальные вложения.

    Оценка рисков

    Это заключительный раздел бизнес-плана. Здесь проводится описание и анализ наиболее вероятных рисков, которым может подвергнуться реализация проекта. Среди них:
    стихийные бедствия, пожары, наводнения, аварии, способные нанести вред оборудованию, помещениям и т. п.;
    противоправные действия, в том числе кражи, хищения;
    действия государственных институтов, федеральных и местных властей;
    факторы экономического характера, спад производства и потребления, инфляция;
    невыполнение обязательств со стороны партнеров и поставщиков.
    Как вариант, здесь можно использовать пессимистический сценарий развития событий из введения.
    В этой части необходимо проанализировать устойчивость вашего бизнеса и готовность преодолеть риски.

    Как составить бизнес-план самому для сельского хозяйства?

    Собственно, все основные разделы документа, составляемого для бизнеса в сфере сельского хозяйства, мало чем отличаются от стандартного для любого предприятия. Его особенности в том, что для этого вида деятельности существует особая организационно-правовая форма КФХ (крестьянское фермерское хозяйства). Здесь действует упрощенная процедура регистрации и специализированная система налогообложения.
    При составлении бизнес-плана для сельскохозяйственного проекта нужно учесть следующие моменты:

  2. Kornishon Ответить

    Пункт 3.

    Описание предлагаемых работ и услуг.
    Пункт отвечает на вопросы:
    – что ваша компания предлагает потребителям;
    – описание перечня услуг (наименований товара);
    – целевая аудитория, кто способен заинтересоваться данными услугами, работами, товарами;
    – почему спектр услуг вызовет интерес у определенной категории людей;
    – почему ЦА может заинтересоваться аналогичным предложением у других фирм и проч.

    Пункт 4.

    Подробный маркетинг-план.
    Маркетинговый план служит инструментом, определяющим место сбыта. Что подлежит продаже, где, как, почему именно там; как заинтересовать, как продать, где искать своего потребителя.
    Анализ рынка на основании маркетингового исследования с целью выяснения восстребованности продукта бизнеса, возможность потенциальных клиентов оплачивать услуги, работы, товары, ценовой диапазон интересов.

    Пункт 5.

    Анализ конкуренции рыночного сегмента.
    Следует максимально полно оценить возможности соперников, выявить явных, скрытых конкурентов, продумать варианты защиты от захвата всего рынка сбыта.

    Пункт 6.

    Финансовый план.
    Компании, планирующие заняться производством товаров, дополняют бизнес-план пунктом «производственный план».
    1. Финансовый план отражает все вероятные расходы, например:
    – регистрация бизнеса (лично или через специализированную компанию);
    – организация рабочего места (закуп мебели, техники),
    – аренда помещения, оборудования;
    – рекламная компания (объявления, вывеска, визитки);
    – обучение сотрудников;
    – налоги;
    – закуп расходных материалов.

  3. Ragebeard Ответить

    Успешность идеи – это ее потенциальная прибыльность. Так, в каждое время существуют направления, изначально благоприятные для извлечения прибыли. Например, какое-то время назад было модно ввозить в Российскую Федерацию йогурты – этот продукт мгновенно завоевал популярность у населения, и соразмерно этой популярности росло количество фирм, занимавшихся ввозом. Завалить проект в этой сфере и сделать бизнес убыточным мог только совсем неудачливый и некомпетентный предприниматель. Сейчас же идея торговли йогуртами с огромной долей вероятности не будет являться успешной: рынок уже перенасыщен продукцией отечественного производства, импортный товар вряд ли будет благосклонно принят потребителями из-за высокой цены и таможенных сложностей, к тому же основные игроки данного сегмента уже закрепились на рынке и наладили каналы поставки и сбыта.
    Большинство предпринимателей, выбирая идею для получения прибыли, мыслят категориями большинства – мол, если моему знакомому данный бизнес приносит доход, значит, и я смогу наладить свое дела. Однако чем больше «образцов для подражания», тем больше уровень конкуренции и меньше возможность диктовать свои цены. В массовом бизнесе примерные цены уже установлены, а новичку в целях увеличения своей конкурентоспособности и вовсе приходится устанавливать цены ниже рыночных, чтобы привлекать клиентов – что, разумеется, не способствует получению большой прибыли.
    Потенциально высокоприбыльными идеями сейчас являются те предложения, которые помогают предпринимателю занять свободную рыночную нишу – то есть предложить что-нибудь такое, до чего другие бизнесмены еще не додумались. Для поиска оригинальной бизнес-идеи иногда достаточно оглянуться вокруг и подумать, чего не хватает потребителям в определенной области. Так, успешной идеей стало производство швабр, которые позволяют выжимать тряпку, не замочив при этом рук, или специальных светильников, которые невозможно размонтировать без применения специальных инструментов – это ноу-хау позволило существенно снизить количество краж лампочек в подъездах.
    Часто оригинальные идеи даже не нужно генерировать самостоятельно – можно задействовать новинки, успешно воплощаемые в других странах или городах, но еще не занявшие соответствующую рыночную нишу в вашем регионе. Пойдя по этому пути, вы станете первым, кто предложит данное ноу-хау потребителям вашего региона или страны, а, значит, сможете устанавливать цены на этот товар (услугу).
    Впрочем, одной оригинальности для успешной бизнес-идеи недостаточно. Существуют две объективные предпосылки для того, чтобы бизнес оказался успешным:

  4. Shazilkree Ответить

    Начиная составлять бизнес-план, помните о его целях и функциях. В первую очередь, вы проводите подготовительную работу, чтобы уяснить, насколько реально достижение планируемых результатов, сколько необходимо времени и средств на реализацию задуманного.
    Помимо этого, бизнес-план необходим для привлечения инвесторов, получения гранта или кредита в банке. То есть он должен включать информацию о потенциальной прибыли проекта, необходимых затратах и сроках его окупаемости. Подумайте о том, что важно и интересно услышать вашим адресатам.
    Воспользуйтесь небольшой шпаргалкой для себя:
    Проанализируйте рынок, на который вы собираетесь выходить. Какие лидеры-компании существуют в этом направлении. Изучите их опыт и работу.
    Определите слабые и сильные стороны вашего проекта, будущие возможности и риски. Одним словом, проведите SWOT-анализ*.
    SWOT-анализ — (англ.) Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats — сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Метод планирования, разработки стратегии, позволяющий выявить основные факторы, влияющие на развитие бизнеса.
    Чётко решите, что вы ожидаете от проекта. Поставьте конкретную цель.
    Основное, на что направлен бизнес-план, это помощь, прежде всего, вам самим в разработке стратегии компании и планировании её развития, а также помощь в привлечении инвестиций.
    Итак, любой план имеет структуру. В независимости от особенностей проекта и требований инвесторов бизнес-план, как правило, содержит следующие элементы:
    1. Резюме фирмы (краткий бизнес-план)
    Описание продукта
    Описание ситуации на рынке
    Конкурентные преимущества и недостатки
    Краткое описание организационной структуры
    Распределение денежных средств (инвестиционных и собственных)
    2. План маркетинга
    Определение «проблемы» и ваше решение
    Определение целевой аудитории
    Анализ рынка и конкуренции
    Свободная ниша, уникальное торговое предложение
    Способы и стоимость привлечения клиентов
    Каналы продаж
    Этапы и сроки завоевания рынка
    3. План производства товаров или услуг
    Организация производства
    Особенности инфраструктуры
    Производственные ресурсы и площади
    Производственное оборудование
    Процесс производства
    Контроль качества
    Расчет вложений и амортизации
    4. Организацию рабочего процесса
    Организационная структура предприятия
    Распределение полномочий и ответственности
    Система контроля
    5. Финансовый план и прогноз рисков
    Оценка затрат
    Расчёт себестоимости продукта или услуги
    Расчёт прибыли и убытков
    Период инвестирования
    Точка безубыточности и точка окупаемости
    Прогноз движения денежных средств
    Прогноз рисков
    Способы минимизации рисков
    Понятно, что бизнес-план — это одно целое и его части неразрывно связаны друг с другом. Однако грамотно составленная структура поможет вам не забыть важное, а также глубже рассмотреть каждый из аспектов.

  5. Kevinfd Ответить

    Шаг первый – резюме. Инвесторы, скорее всего, прочтут этот пункт первым, но публиковать его надо в конце. Это как подведение итогов, самое краткое и важное во всем плане. Здесь нужно быть лаконичным, ясным, четким, трезвомыслящим и выделять главное. Это самый важный документ в бизнес-плане. Хотя чаще всего происходит обратное: резюме написано «абы как», в конце, чтоб отстали. И это в корне не правильный подход, так как резюме должно стимулировать инвесторов к действию.
    Второй шаг – цели и задачи. Их стоить прописать досконально, при этом учитывая, что выполнять их тоже придется. В каждой задаче нужно прописывать срок выполнения. Инвесторы это точно оценят. Тут нужно прописать, сколько денег вообще надо на бизнес. И в этом пункте нужно доказать целесообразность вложения средств именно в это дело. А для этого нужно провести комплексный анализ рынка.
    Третий шаг – прописать товары и услуги. Тут нужно записать все товарные позиции и услуги, которые будет предоставлять предприятие. Также нельзя забыть о доказательстве того, что именно эти товары и услуги нужны будущим потребителям, ну и нельзя забыть об описании целевой аудитории.
    Четвертый шаг – составить маркетинговый план. В этом пункте нужно рассчитать цену продуктов, а также рассмотреть места для сбыта и пути сбыта.
    Пятый шаг – узнать и проанализировать конкурентов. А заодно и определиться со своими слабыми сторонами. Поможет свот-анализ, где расписываются преимущества и недостатки бизнеса, а также положительные и негативные варианты развития.
    Шестой шаг – прописать все финансовые моменты. Любые затраты должны быть законспектированы.
    Седьмой шаг – будущее проекта, как он будет развиваться в дальнейшем.
    Бизнес план – очень важный инструмент планирования, он поможет избежать многих неприятных ситуаций.

  6. FaInA_TV Ответить

    На сегодняшний день малый бизнес является распространенным явлением в экономике различных стран, в том числе и в России. Он может быть представлен как небольшим частным предприятием, то есть юридическим лицом, так и физическим лицом в формате ИП. Малый бизнес представлен в сфере продаж, а также услуг.
    Отметим, что к малому бизнесу в России относятся организации, в которых численность рабочих не превышает 100 человек в области строительства и промышленности, 30 человек в розничной торговле, в сельском хозяйстве и научно-технических предприятиях эта цифра доходит до 60 человек. В Европе и США этот показатель значительно выше и составляет 300 и 500 человек соответственно.

    Значение малого бизнеса для экономики любой страны очень велико, особенно для государств, в которых отмечается высокий уровень безработицы. За счет него создаются новые рабочие места, а также происходит удовлетворение потребностей потребителей во многих услугах и товарах. В связи с этим, государство ведет активную политику в поддержании малого бизнеса. Для его успешного создания, развития и существования необходимо эффективный план с учетом всех возможных вариантов развития событий.
    Бизнес-план на начальном этапе создания собственного дела помогает окончательно оформить идею и способы реализации бизнеса, а также определить сумму вложений. Главной целью любого бизнес-плана, является описание всех этапов реализации бизнеса, расчет необходимых затрат, определение его элементов, определение времени выхода бизнеса на получение прибыли, просчет сильных и слабых сторон, а также рисков и преимуществ собственного дела.
    Отметим, что таким важным делом, как составление стратегии развития собственного дела занимаются и крупные фирмы, проработавшие не один год. У них существуют специальные отделы, занимающиеся планированием дальнейшего продвижения бизнеса и его сохранения на плаву.
    Открывая собственное дело вы можете сами составить стратегию развития вашего бизнеса опираясь на шаблоны и советы, которые будут приведены ниже. В данной статье мы расскажем, как написать бизнес-план с пошаговой инструкцией.
    При написании бизнес-плана, мы должны учесть и описать следующие основные моменты:
    цели создания собственного дела;
    конкурентоспособность на рынке;
    управленческий потенциал (иными словами, объем работы, с которым может справиться руководитель и его подчиненные);
    гибкость модели;
    степень подверженности влиянию внешним факторам;
    финансовая составляющая, а также конечные результаты.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *