Как составить правильно расписание уроков в школе?

15 ответов на вопрос “Как составить правильно расписание уроков в школе?”

  1. Voodoobar Ответить

    Вас неожиданно назначили заместителем директора по учебной части в самом конце августа? Придется закатывать рукава и не спать ночами: расписание занятий на первое полугодие – на вашей совести. Тут нужен математический склад ума и большое сердце истинного лидера, способного учесть сильные и слабые стороны своих подчиненных.

    Формальные требования

    Начинать нужно с изучения приказа о педагогической нагрузке и программ для каждого года обучения. Эти два документа позволят вам связать вместе фамилию учителя и урок в конкретном классе. Для учета номера кабинета нужно постоянно заглядывать в распоряжение администрации школы о распределении учебных аудиторий.
    Возьмите чистый лист ватмана и начертите сетку. Пусть вас не смущают огромные пустые колонки. Поверьте, замечаний и примечаний будет столько, что они едва поместятся в отведенном пространстве. Первыми белый лист украсят фамилии приглашенных совместителей из ВУЗов или НИИ, которые могут уделить вашим детям только строго определенное время. Сверяйте данные с расписанием звонков в школе.
    Затем следует брать в руки санитарные требования и, ориентируясь на рейтинг трудности предметов, начинать с самых сложных для усвоения. Необходимо строго придерживаться этого нормативного документа, так как любая комиссия будет начинать проверку школы по параметрам, легко поддающимся внешней оценке. Трудные предметы заполняют графы второго, третьего и четвертого уроков во вторник, среду и четверг. Затем приходит черед географии, истории и литературы. В заключение в пустые места просто вставьте музыку, рисование и экологию.

    Негласные правила и просьбы

    Страх перед мнением педагогического коллектива неотступно живет в сердце любого завуча. Не ждите гневных обличений на педсоветах или планерках: над вами просто будут смеяться, если вы поставите три «окна» подряд. Нельзя так не уважать коллег, чтобы заставлять их приходить к первому уроку, потом ждать четыре часа, чтобы провести еще одно занятие. Кроме того, обязательно будут просьбы: у кого-то маленькие дети, кто-то повышает квалификацию или хронически болеет. Придется учитывать еще десятки корректирующих пожеланий, не дав рухнуть выстроенной системе.
    Вы готовы все это делать вручную или в двадцать первом веке стоит воспользоваться компьютерной программой? Мы как раз можем предложить подходящую. Она значительно ускорит процесс и не потребует высокого уровня владения компьютером.

  2. Global Silver Elite Ответить

    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
    Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках.
    Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4-х уроках в середине учебной недели.
    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
    При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
    Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
    При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
    Таблица 1
    Шкала трудности предметов для 1 – 4 классов
    Общеобразовательные предметы
    Количество баллов (ранг трудности)
    Математика
    8
    Русский (национальный, иностранный язык)
    7
    Природоведение, информатика
    6
    Русская (национальная) литература
    5
    История (4 классов)
    4
    Рисование и музыка
    3
    Труд
    2
    Физическая культура
    1
    Таблица 2
    Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 – 9 классах
    Общеобразовательные предметы
    Количество баллов (ранг трудности)
    5 класс
    6 класс
    7 класс
    8 класс
    9 класс
    Химия


    13
    10
    12
    Геометрия


    12
    10
    8
    Физика


    8
    9
    13
    Алгебра


    10
    9
    7
    Экономика




    11
    Черчение



    5
    4
    Мировая художественная культура (МХК)


    8
    5
    5
    Биология
    10
    8
    7
    7
    7
    Математика
    10
    13



    Иностранный язык
    9
    11
    10
    8
    9
    Русский язык
    8
    12
    11
    7
    6
    Краеведение
    7
    9
    5
    5

    Природоведение
    7
    8



    География

    7
    6
    6
    5
    Граждановедение
    6
    9
    9
    5

    История
    5
    8
    6
    8
    10
    Ритмика
    4
    4



    Труд
    4
    3
    2
    1
    4
    Литература
    4
    6
    4
    4
    7
    ИЗО
    3
    3
    1
    3

    Физическая культура
    3
    4
    2
    2
    2
    Экология
    3
    3
    3
    6
    1
    Музыка
    2
    1
    1
    1

    Информатика
    4
    10
    4
    7
    7
    ОБЖ
    1
    2
    3
    3
    3
    Таблица 3
    Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 – 11 классах
    Общеобразовательные предметы
    Количество баллов
    (ранг трудности)
    Физика
    12
    Геометрия,
    Химия
    11
    Алгебра
    10
    Русский язык
    9
    Литература,
    Иностранный язык
    8
    Биология
    7
    Информатика,
    Экономика
    6
    История,
    Обществознание,
    МХК
    5
    Астрономия
    4
    География,
    Экология
    3
    ОБЖ,
    Краеведение
    2
    Физическая культура
    1

  3. Mageworm Ответить

    Таблица 4. Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9-х
    классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С.
    Седовой).


    Школьные предметы*


    Количество баллов (ранг трудности)

    5-е классы
    6-е классы
    7-е классы
    8-е классы
    9-е классы
    Алгебра
    10
    9
    7
    Биология
    10
    8
    7
    7
    7
    География
    Геометрия
    12
    10
    8
    ИЗО
    Иностранный язык
    9
    11
    10
    8
    8
    Информатика
    2
    10
    4
    7
    7
    История, обществознание
    5
    8
    6
    8
    10
    Литература
    4
    6
    4
    4
    7
    Математика
    10
    13
    Музыка
    2
    1
    1
    1
    МХК
    5
    5
    ОБЖ
    1
    2
    3
    3
    3
    Природоведение
    7
    8
    Ритмика
    4
    Русский язык
    8
    12
    11
    7
    6
    Труд
    4
    3
    2
    1
    4
    Физика
    8
    9
    13
    Физическая культура
    3
    4
    2
    2
    2
    Химия
    13
    10
    12
    Черчение
    5
    4
    Экология
    3
    3
    3
    6
    1
    Экономика
    11
    Этикет
    7
    5
    * В перечень включены и факультативные курсы.
    Таблица 5. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11-х
    классов (по 13-балльной шкале М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С.
    Седовой).

    Предмет
    Количество
    баллов

    Предмет
    Количество
    баллов

    Физика
    12
    Информатика
    Экономика
    6
    Геометрия, химия
    11
    История Обществознание
    МХК
    5
    Алгебра
    10
    Астрономия
    4
    Русский язык
    9
    География Экология
    3
    Литература, иностранный язык
    8
    ОБЖ Москвоведение
    2
    Биология
    7
    Физическая культура
    1
    Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день
    приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
    На практике из перечисленных выше требований полностью выполнить удается
    только первое, два других требования, как правило, учитываются только частично.
    Это может быть связано и с большим количеством классов, нехваткой учебных
    кабинетов, привлечение вузовских преподавателей и т.д.
    Помимо требований со стороны законодательства выставляемых к составлению
    расписания, необходимо учитывать следующие моменты:
    1. Пожелания учителей к составлению расписания.
    У каждого учителя существуют личные причины работать в тот или иной день,
    время или в том или ином кабинете и т.д.
    2. Загруженность классов с дополнительными услугами.
    На практике встречаются “классы +” – это классы с дополнительными услугами, у
    них кроме основных учебных предметов ведутся занятия бальных танцев, бассейн,
    дополнительные занятия по математике, английскому языку и т.д.
    3. Распределение учебных кабинетов.
    Нехватка учебных классов из-за большого количества классов, проведение
    занятий в две смены. Так же здесь необходимо учитывать проведение дополнительных
    занятий для подготовки к олимпиадам, различным конференциям, консультаций по ЕГЭ,
    а так же индивидуальную работу учителя с учащимися.
    С чего же начать составлять расписание начинающему:
    А) Распределение учебной нагрузки между учителями. Особое внимание
    следует обратить на предметы, где занятия проходят при делении на подгруппы
    (например, английский язык, информатика и т.д.). Удобно, если пары учителя
    работают в одних и тех же классах.
    Например: Английский язык
    Ф.И.О.












    11б
    Валиева С.Т.
    2
    2
    2
    2
    2
    2
    3\3
    Ергулева Е.В.
    2
    2
    2
    3
    3
    Ерзина Л.В.
    2
    2
    2
    2
    2
    Шайдулина З.Р.
    2
    2
    2
    3
    3
    3/3
    Надо постараться, чтобы как можно меньше было ситуаций, когда один учитель
    ведет занятия в обоих подгруппах класса (из примера выше Шайдуллина З.Р. в 5в
    классе, Валиева С.Т. в 11 б классе)
    Б) Распределение методических дней учителей: подсчитать общее
    количество баллов недельной нагрузки в каждом классе по учебному плану (можно
    использовать таблицы 3–5), с учетом факультативов. Распределите баллы на дни
    недели с учетом благоприятных и неблагоприятных дней (таблицы 1–2).
    В) Ввод данных об учителе в программе Ректор:

    в разделе Списки – Свойства учителя
    чтобы указать методический
    день
    необходимо выделить выходным день недели и количество желаемых
    методических дней указать 0, чтобы программа сама не определила методдень на
    свое усмотрение. Из примера1 у учителя Басовой методический день – среда
    (см. Рисунок 1).

    Рис. 1


    в разделе Нагрузка – Учителя
    желательно ввести кроме основных часов
    учителя, также указать все дополнительные часы. Это необходимо сделать,
    чтобы при составлении расписания зарезервировать день и час для данных
    занятий, например:7 уроками для проведения консультаций, чтобы было удобно
    учащимся. Можно попросить учителей, чтобы они обсудили это время заранее с
    учащимися.
    Если у учителя нет закрепленного за ним кабинета, то кабинет при вводе
    нагрузки указывать не надо. Распределение свободных кабинетов быстро
    производиться после составления расписания в разделе Расписание –
    Кабинеты
    .
    Ввод нагрузки, когда один учитель ведет урок в двух подгруппах,
    например: в 11б классе английский язык (3 часа) в двух подгруппах ведет
    Валиева С.Т.. Получается, что занятия английского языка в этом классе можно
    распределить в расписании только первыми или последними уроками в классе.
    Выход следующий: 1 час английского языка объединить в группу с информатикой
    (рисунок 2–3). Оставшиеся 2 часа английского вводим в один прием, с
    обязательным указанием, что группы одновременно не занимаются и уроки должны
    быть крайними (рисунок 4).
    В аналогичных ситуациях необходимо искать предмет, с которым можно
    объединиться в пару. Обязательно нужно проконтролировать общую нагрузку учителя,
    с данном случае часто происходит потеря часов.


    Совместители: Учителя по совместительству работают по
    определенным дням, поэтому при вводе данных в разделе Списки – Свойства
    учителя необходимо сразу указать дни и время их работы.
    Г) При составлении расписании удобно использовать таблицу 6.
    Таблица 6 (Приложение 1).
    В столбце Ф.И.О. вводиться список учителей по кафедрам, сначала учителя
    русского языка и литературы, математики и информатики, физики, биологи, химии,
    английского языка, татарского языка, технологии, музыки, ИЗО, физической
    культуры, ОБЖ. Данную таблицу можно получить и программе ректор в разделе
    Расписание – Учителя
    и запустить Мастер печати расписания учителя.
    Для удобства обработки и сортировки данных необходимо выбрать формат файла Excel.
    Конечно, таблица получается не на один лист, а на несколько, но зато по ней
    можно увидеть большое количество информации: распределение недельной нагрузки
    всех учителей, окна, методический день, во сколько заканчиваются уроки в классах
    по сменам, и многое другое. Данную таблицу хорошо научиться читать по вертикали,
    это позволяет при необходимости быстро находить замены учителей в классах.
    Совет
    : Чтобы быстро запомнить расписание учителей и легко в нем
    ориентироваться, то данную таблицу заполнить самому карандашом. И если затем
    будут производиться изменения в расписании, то и в данной таблице обязательно
    нужно вносить корректировки. Расписание в таком виде всегда должно находиться
    под рукой у замдиректора по УР.
    Начинать составление расписания надо с учителей, которые ведут занятия в
    подгруппах, используя функцию поиска расписания. Еще раз следует отметить, что
    программа при составлении расписании для учителей в парах, может получить
    расписание одному учителю без окон, а другому учителю, стоящему с ним в паре,
    может оставить большое количество окон. Поэтому полученное расписание необходимо
    занести в таблицу 6 (или распечатать ее из программы только на данных учителей),
    проанализировать и исправить неточности в расписании.
    Далее аналогичным способом обрабатываем расписание учителей, где уроки должны
    быть в парах. Затем обрабатываем учителей-совместителей, русского языка,
    математики, и т.д.
    Список используемой литературы:
    Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное
    постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.
    Санитарные правила ст. 28 Федерального закона “О
    санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и
    режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований.
    http://profi.intergu.ru/index.asp?main=answer&t100=0&id_sec=1896
    И.Г. Корнеева. Рекомендации по составлению расписания// “Справочник
    заместителя директора школы”, № 3, 2008 г.

  4. method_man Ответить

    В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности.
    В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков).
    Расписание должно соответствовать учебному плану.
    Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным.
    С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности.
    Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий.
    Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
    Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов.
    Какие есть общие требования к расписанию
    Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10:
    • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4);
    • проведение нулевых уроков не допускается;
    • в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену;
    • обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается;
    • образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6);
    • расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7);
    • чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11);
    • перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13);
    • предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день;
    • наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20).
    Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание:
    1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3);
    2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3);
    3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20).
    При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание:
    • деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре;
    • учебный план профильных классов;
    • занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней;
    • расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы;
    • тип расписания (модульное, линейное, нелинейное).
    Что учесть при составлении расписания в начальной школе
    В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
    • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.
    Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.
    Занятия по плану внеурочной деятельности:
    1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками;
    2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.
    Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе
    Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня.
    Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
    Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:
    • в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый;
    • в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
    • в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
    Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81.
    В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут.
    Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
    Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе
    В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10):
    • для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков;
    • для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков.
    Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами.
    Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки.
    Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока
    Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено.
    В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10.
    В каких случаях возможные сдвоенные уроки
    Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях:
    • оптимизация нагрузки на обучающихся;
    • переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах;
    • модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
    Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии.
    Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями
    Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна.
    Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    © Материал из Справочной системы «Образование» mini.1obraz.ru Дата копирования: 26.07.2017

  5. твой пупсик Ответить

    Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.
    Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.
    Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

    А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

    Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

    И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.
    Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?
    Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?
    В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. Да мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
    Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.
    Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:
    математика – 8 баллов
    русский и иностранные языки – 7
    окружающий мир и информатика – по 6 баллов
    литература – 5
    история – 4
    рисование и музыка – по 3 балла
    технология – 2
    физкультура – 1
    Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!
    Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

    Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.
    В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
    В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.
    Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

    Буквой закона


    Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:
    уроки не раньше 8 утра,
    1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
    три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
    зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.
    Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:
    1-ый класс –  21 час,
    2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
    5-ый класс – 32 либо 29 часов,
    6-ой класс – 33 либо 30 часов,
    7-ой класс – 35 либо 32 часа,
    8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
    10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.
    Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

    Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:
    более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
    более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
    более 6 уроков в день для 5-6 классов,
    более 7 уроков в день для 7-11 классов.
    Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.
    Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.
    К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

    Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.
    Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?
    Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.
    Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.
    Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.
    Всего вам доброго!
    Ваша «ШколаЛа»)

  6. Anhelika Ответить

    Награды:
    57
    Статус:
    Offline
    Тупа, да. Но почему-то многие школы отдают предпочтение именно тупой проге. Наверное, потому, что это заметно экономит время (причём не только на составление, но и на набор самой таблицы для распечатки).
    У нас, к примеру, в “ручную эпоху” на составление расписания уходило в лучшем случае недели две (+ неделя-другая ещё требовалась для утряски). Когда начали пользоваться “Ректором”, время сократилось до 2-3 вечеров: 1 вечер – ввод данных и разработка 2-3 примерных вариантов, 2 – переработка по замечаниям, 3 (было всего 1 или 2 раза) – окончательная доводка. Результат обычно распечатывался в 2 вариантах: общешкольное расписание и расписание учителей (очень полезная фишка и для оценивания расписания, и для работы в течение года). И это – с ограниченными возможностями демоверсии…
    И даже ручная переборка расписания в проге намного проще и эффективнее, т.к. просто невозможно поставить случайно, например, одновременно одному учителю уроки в разных классах или двум-трём учителям – в одном кабинете.
    Кстати, если интересно, то тема программ для составления расписания уже не раз обсуждалась. К примеру:
    http://pedsovet.su/forum/78-115-1
    http://pedsovet.su/forum/78-3434-1

  7. Felharon Ответить

    часы факультативных, групповых и
    индивидуальных занятий должны входить в объем
    максимально допустимой нагрузки;
    продолжительность урока не должна превышать 45
    минут;
    прием в ОУ осуществляется при достижении к 1
    сентября возраста ребенка не менее 6 лет 6
    месяцев;
    учебные занятия следует начинать не ранее 8
    часов;
    в общеобразовательных учреждениях, работающих
    в несколько смен, обучение первых, пятых,
    выпускных классов должно быть организовано в
    первую смену;
    в классах компенсирующего обучения количество
    обучающихся не должно превышать 20 человек;
    в начальных классах плотность учебной работы
    обучающихся на уроках по основным предметам не
    должна превышать 80 %. С целью профилактики
    утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся
    на уроках проводятся физкультминутки и
    гимнастика для глаз при обучении письму, чтению,
    математике;
    расписание уроков составляется отдельно для
    обязательных и факультативных занятий;
    факультативные занятия следует планировать на
    дни с наименьшим количеством обязательных
    уроков;
    между началом факультативных занятий и
    последним уроком обязательных занятий
    устраивается перерыв продолжительностью 45
    минут;
    в начальных классах сдвоенные уроки не
    проводятся;
    для обучающихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки
    допускаются для проведения лабораторных,
    контрольных работ, уроков технологии,
    физкультуры целевого назначения;
    сдвоенные уроки по основным и профильным
    предметам для обучающихся в 5–9-х классах
    допускаются при условии их проведения следом за
    уроком физкультуры или чередованием предметов;
    в 10–11-х классах допускается проведение
    сдвоенных уроков по основным и профильным
    предметам;
    для предупреждения и сохранения оптимального
    уровня работоспособности в течение недели
    обучающиеся должны иметь облегченный учебный
    день;
    при составлении расписания уроков следует
    чередовать в течение дня и недели для
    обучающихся I ступени основные предметы с
    уроками музыки, изобразительного искусства,
    технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III
    ступени обучения – предметы
    естественно-математического и гуманитарного
    циклов;
    расписание уроков строится с учетом хода
    дневной и недельной кривой умственной
    работоспособности обучающихся;
    расписание составлено неправильно, когда
    наибольшее число баллов приходится на крайние
    дни недели или когда оно одинаково во все дни
    недели.

    Основные требования к составлению
    расписания уроков

    Расписание занятий должно обеспечить выполнение
    следующих требований:

    необходимо создать наилучшие условия для
    обеспечения эффективного труда учащихся:

    обеспечить учет санитарно-гигиенических норм,
    динамики дневной и недельной работоспособности
    учащихся, сложности учебных предметов для
    восприятия обучаемыми;

    необходимо обеспечить высокий уровень
    эффективности труда учителя:

    обеспечить учет требований к расписанию,
    отраженных во внутришкольном коллективном
    договоре,
    создать оптимальные условия для
    учебно-воспитательной работы учителя в качестве
    учителя-предметника и в качестве классного
    руководителя, учителя-предметника и воспитателя
    группы продленного дня, учителя-предметника и
    педагога дополнительного образования;

    необходимо учесть требования нормативных
    документов, регулирующих работу ОУ:
    исполнять
    требования нормативных документов как
    вышестоящих организаций, так и внутришкольных;

    необходимо создать оптимальные условия для
    обеспечения единства урочной, внеурочной работы
    и условий для развития дополнительного
    образования:
    обеспечить целостную взаимосвязь
    урочной системы ОУ с внеурочной (совещания,
    классные часы, мероприятия, факультативы,
    спецкурсы, индивидуально-групповые
    консультации, профориентационная работа, кружки,
    секции, работа психологической и логопедической
    служб, медицинское обслуживание);

    необходимо учесть материально-технические
    возможности:

    предоставить равные возможности для занятий в
    соответствующих учебных кабинетах, спортивных
    залах, танцевальном зале, для пользования
    библиотекой,
    создать условия для эффективного использования
    технических средств и игровых комнат.
    При составлении расписания в
    образовательном учреждении учитываются и
    интересы учащихся, и социальный заказ родителей,
    и интересы учителей, и интересы младшего
    обслуживающего персонала. Разрешение проблем в
    ходе работы над составлением расписания
    нацеливать на целесообразность организации
    учебно-воспитательного процесса.

    Цель расписания уроков – триедина: это
    создание наиболее оптимальных условий
    обучения, воспитания и развития обучающихся;
    создание комфортных условий деятельности
    обучающихся и учителей;
    организация нормального эффективного режима
    функционирования образовательного учреждения.
    Учет работоспособности учащихся и ее
    динамики процессе учебной деятельности

    Работоспособность учащихся не
    остается неизменной в течение дня или недели.
    Заместителю директора по УВР – составителю
    расписания необходимо знать о дневной и
    недельной кривой изменения работоспособности
    учащихся и учитывать эти знания при составлении
    расписания уроков.
    По данным врачей представлена
    следующая таблица (Приложение
    2
    ):
    Наиболее благоприятные и
    неблагоприятные дни недели

  8. Gumi Ответить

    10 шагов к любимой работе. Как начать действовать?

    Как сделать так, чтобы работа превратилась из выматывающего мероприятия в источник сил и вдохновения? Как сменить работу и начать получать от нее удовольствие в кратчайшие сроки? Как бороться со страхами и ограничивающими убеждениями, которые непременно всплывают, как только вы решитесь поменять что-то в своей жизни? Как повысить уверенность? Если вы задаете себе эти вопросы, то вы заглянули на этот сайт по адресу. Я подготовила для вас небольшую серию статей, в которой раскрою какие 10…

    Девочки, проконсультируйте по школьным экскурсиям

    Для ее организации возможно изменение расписания уроков. В случае, когда экскурсионная деятельность является составной частью внеурочного обучения в рамках учебного плана, или формой внеурочной деятельности, то экскурсии проводятся вне расписания уроков …

    Расписание уроков своими руками

    Вот и подходит к завершению вторая учебная неделя. А ведь вроде только вчера мы волновались о предстоящей школе, учили стихи и песни. А сегодня, во многих школах учебная жизнь уже вошла в свое русло. Администрация уже определилась с расписанием уроков и пришла пора сделать это самое расписание уроков и повесить на видном месте, рядом с рабочим столом школьника. Зачем в принципе нужно расписание уроков на стене, когда ребенок каждый день пишет его в дневнике? Дома ребенок расслабляется…

    Ходить ли в школу с переломом руки?

    Моя дочка учится во втором классе. Учится неровно, все зависит от того, прошли мы заново школьный материал дома или нет. А в прошлые выходные у нас случилась беда: Тая сломала левую руку в локте. Перелом не перелом – трещина, но от этого не легче. Ей наложили гипс от шеи до кончиков пальцев. Сегодня подтвердили, что ходить нам с ним еще пару недель. И что теперь делать с посещением школы? Писать она может, смотреть и слушать тоже. Но рука зафиксирована, как одеваться в такой ситуации? Как…

    2-ой класс 5 уроков каждый день….

    …врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

    Новый СанПин. Правильно ли я поняла, что

    Вернее, требованием посещать. У нас их и так полно. Сказали, что по новому закону имеют право ставить седьмой урок. А если лично не прийти, то не выпускают из школы физически, пока не закончатся все уроки, в том числе прописанные в расписании кл.часы и прочая лабуда.

    Нагрузка в 5 классе?

    поняла же,что он не толлько может,но и успешен. Просто ему нужно время привыкнуть к требованиям .. 13.09.2011 15:48:10, =СветА™=. у моей пока не установилось расписание, но меньше 6 уроков не будет, собственно и в прошлом году было по 6 уроков.

    Вступают в силу новые СанПиНы для школ

    Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного…

    Помогите защитить ребенка от физкультуры

    Если цель – обезопасить всех детей, единственный вариант, который я вижу в данной ситуации, это заставить администрацию школы изменить расписание уроков так, чтобы одновременно занимались классы примерно одного возраста.

    Программы 5 класса: 1543, 1514 и 192

    Как детям такое расписание ? Что они такое делают на литературе 7 уроков в неделю? а Вы бы согласились с тем, что в 1543 довольно жесткий подход к детям, большие требования, сильная компетенция между детьми, настрой на то, что “если у тебя не 5, то ты лузер” ?

  9. Hugira Ответить

    Здравствуйте, Олена!
    Требованию к расписанию установлены только по отношению к ученикам.
    Приложение 3
    к СанПиН 2.4.2.2821-10
    ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ
    Список изменяющих документов
    (в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного
    санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
    Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
    Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования — на 2, 3, 4 уроках.
    (в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81)
    Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
    Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.
    Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
    При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 — 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
    Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
    При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *