Как составить уравнение реакции по химии 8 класс?

10 ответов на вопрос “Как составить уравнение реакции по химии 8 класс?”

  1. farika Ответить

    Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом
    уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.
    Задачи:
    Образовательные:
    систематизировать ранее изученный материал;
    обучать умению составлять уравнения химических реакций.
    Воспитательные:
    воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и
    слышать).
    Развивающие:
    развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение
    поставленной задачи;
    развивать аналитические навыки мышления.
    Тип урока: комбинированный.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные
    листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой,
    реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички,
    лист ватмана, разноцветные химические знаки.

    Презентация урока (приложение 3)

    Структура урока.
    І. Организационный момент.
    ІІ. Актуализация знаний и умений.
    ІІІ. Мотивация и целеполагание.
    ІV. Изучение нового материала:
    4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
    4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
    4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
    4.4 минута релаксации;
    4.5 расставь коэффициенты;
    V. Закрепление полученных знаний.
    VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
    VІІ. Домашнее задание.
    VІІІ. Заключительное слово учителя.
    Ход урока
    Химическая натура сложной частицы
    определяется натурой элементарных
    составных частей,
    количеством их и
    химическим строением.
    Д.И.Менделеев

    Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
    Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой
    (Приложение 2),
    в которой вы сегодня будете
    работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения,
    подпишите его.

    Оценочный лист.
    (Приложение 1.)
    Фамилия и имя
    обучающегося

    Этапы работы
    Количество
    баллов

    Тест“Физические и химические явления.
    Закон сохранения массы веществ”

    Задание “Расставь коэффициенты”
    Выходной контроль
    Общее количество баллов
    Оценка за урок
    Актуализация знаний и умений.
    Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими
    явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон
    сохранения массы веществ.
    Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой
    и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.
    Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы
    веществ”.

    1. Чем химические реакции отличаются от
    физических явлений?

    Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
    Образование новых веществ.
    Изменение местоположения.
    2. Каковы признаки химической реакции?
    Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
    Намагничивание, испарение, колебание.
    Рост и развитие, движение, размножение.
    3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических
    реакций?

    Закон постоянства состава вещества.
    Закон сохранения массы вещества.
    Периодический закон.
    Закон динамики.
    Закон всемирного тяготения.
    4. Закон сохранения массы вещества открыл:
    Д.И. Менделеев.
    Ч. Дарвин.
    М.В. Ломоносов.
    И. Ньютон.
    А.И. Бутлеров.
    5. Химическим уравнением называют:
    Условную запись химической реакции.
    Условную запись состава вещества.
    Запись условия химической задачи.
    Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку.
    Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый
    правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.
    Мотивация и целеполагание.
    Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения
    химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы
    веществ основой для составления уравнений химических реакций”
    Изучение нового материала.
    Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример,
    где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических
    уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все
    формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой
    реакции. Посмотрим опыт.
    (Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3
    Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения
    железа и серы понимается следующим образом
    Железо + сера → сульфид железа (II ) (задание 2 тпо)
    Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение
    химическими символами.
    Fe + S → FeS

    (Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

    Учитель. Теперь прочитайте.
    Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается
    одна молекула сульфида железа (II).
    Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно
    количеству веществ в продукте реакции.
    Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не
    должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы
    в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части
    уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт
    (Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4
    Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)
    Al + O2 → Al+3
    O
    -2
    Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что
    Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий –
    химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6
    Al + O2 → Al2O3
    Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется
    два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома
    кислорода.
    Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы
    веществ – она разная до и после реакции.
    Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической
    реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.
    Обучающиеся. НОК = 6
    Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим
    коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.
    Al + 3O2 →
    2Al2O
    3
    Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре
    атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим
    коэффициент 4
    4Al + 3O2 → 2Al2O3
    Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.
    4Al + 3O2 _= 2 Al2O3
    Учитель. Рассмотрим еще один пример

    (Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

    Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
    Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа,
    образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3)
    ставим коэффициент 2.
    2Fe(OH)3 → Fe2O3
    + H2O

    Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3),
    образуется 2 атома водорода.

    Обучающиеся.
    НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим
    коэффициент 3
    2Fe(OH)3 → Fe2O3 +
    3H2O

    Учитель. Считаем кислород.
    Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6
    Обучающиеся. Количество атомов кислорода ,вступивших в реакцию, равно
    количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.
    2Fe(OH)3 = Fe2O3
    +3 H2O

    Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с
    алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

    Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части
    уравнения химической реакции.
    Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
    Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед
    формулами.
    Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
    Последним проверить количество атомов кислорода.

    Учитель. Вы хорошо потрудились и , наверное, устали. Я предлагаю вам
    расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У
    каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения
    ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте
    глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
    А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.
    Учитель. Продолжаем работу.
    В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах.
    Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На
    выполнение задания дается 10 минут.
    P + Cl2 →PCl5
    Na + S → Na2S
    HCl + Mg →MgCl2 + H2
    N2 + H2 →NH3
    H2O → H2 + O2
    Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит
    на слайд правильные ответы)
    . За каждый правильно поставленный коэффициент –
    1 балл.
    С заданием вы справились. Молодцы!
    Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
    Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для
    составления уравнений химических реакций.
    Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы
    веществ – основа для составления уравнений химических реакций.
    Закрепление знаний.
    Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой
    тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать
    только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.
    Утверждения.

    В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не
    нужны.
    (Да)
    В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у
    цинка 2.
    (Нет)
    В реакции Ca + O2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2.
    (Да)
    В реакции CH4 → C + H2 коэффициенты не нужны.
    (Нет)
    В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у
    меди 2.
    (Нет)
    В реакции C + O2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у
    оксида углерода (II) , и у углерода.
    (Да)
    В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты
    не нужны.
    (Да)

    Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1
    балл.
    Итог урока.
    Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее
    количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу,
    который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей
    оценки в журнал.
    Домашнее задание.
    Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать,
    что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений
    реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная
    точка, запишите домашнее задание
    § 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
    упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
    упр. 3 – для тех, кто получил оценку
    “5”
    Заключительное слово учителя.
    Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет,
    обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с
    изображением таблицы и разноцветными химическими знаками).
    Вы видите
    химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я
    предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться
    от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти
    к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике,
    которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой,
    показав вам свою комфортность от работы с вами.
    F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня
    вопросы.
    F На уроке я достиг цели наполовину.
    F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал
    нового.

  2. UhoMAX Ответить

    РАБОТА В КЛАССЕ
    1. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:
    1) Fe2O3 + HCl FeCl3 + H2O
    2) NO + O2 NO2
    3) N2 + O2 =  NO
    4) CaCO3 = CaO + CO2
    5) Al2O3 + H2SO4 Al2(SO4)3 + H2O
    6) H2 + Cl2 HCl
    7) Li + O2 Li2O
    8) Fe2O3 + Al Al2O3 + Fe
    9) CuO + HCl = CuCl2 + H2O
    10) NH3 = N2 + H2
    11) Fe2O3 +  H2= Fe + H2O
    12) Zn +  HCl = ZnCl2 + H2
    2. Расставьте коэффициенты.
    1. Al + O2 → Al2O3        3. Fe + O2 → FeO                 6. Fe + O2 → Fe3O4    4. Fe + O2 → Fe2O3
    2. Fe + Cl2 →FeCl3         4. Al + Cl2 → AlCl3             7. K + Br2 → KBr      8. Li + N2 → Li3N
    3. Na + S → Na2S           5. Li + O2 → Li2O                8. Ca + O2 → CaO    12. Zn + I2 → ZnI2
    9. CuCl + Cl2 → CuCl2   10. Fe(OH)2 + O2 +Н2О → Fe(OH)3  11. FeCl2 + Cl2 → FeCl3
    12. CH4 + O2 → CO2 + H2O
    13. С2Н2 + О2 → СО2 + Н2О
    14. С2Н6О + О2 → СО2 + Н2О
    15. С8Н18 + О2 → СО2 + Н2О
    2. Запишите уравнения реакций по следующим схемам и укажите тип реакции
    А) Алюминий + бром (молекула двухатомная) бромид алюминия
    Б) Карбонат кальция оксид кальция + оксид углерода (IV).
    В) Азот (молекула двухатомная) + кислород  оксид азота (III)
    Г) Гидроксид меди(II)  оксид меди (II) + вода
    3. Восстановите пропущенную запись и укажите тип химической реакции:
    а) ? + 2 HCl = FeCl2 + H2
    б) 2 Al + ? = 2 AlCl3
    а) Fe2O3 + 3 H2 = ? + 3 H2O
    б) Zn + ? = ZnCl2 + H2
    а) ? + H2SO4 = ZnSO4 + H2
    б) 4 Al + ? = 2 Al2O3

  3. rizikramil1978 Ответить

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».
    Тип урока: изучение нового материала
    Учебник: Габриелян О.С. «Химия. 8 класс»,Из-во «Дрофа»
    Номер урока по планированию -№35, в теме «Изменения, происходящие с веществами»- №2.
    Задачи:
    1.Образоватетельные:1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.
    2.Развивающие:1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.
    3.Воспитывающие:1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.
    ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.
    ХОД УРОКА.
    1.Организация начала урока (2 мин.).
    Тема сегодняшнего урока:  «Уравнения химических реакций».
    Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.
    2.Проверка домашнего задания(5 мин.).
    Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?
    Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
    А какие явления называются химическими?
    Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими  реакциями.
    Какие признаки химических реакций вы знаете?
    Изменение окраски
    Появление запаха
    Образование осадка
    Растворение осадка
    Выделение газа
    Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.
    А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.
    3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).
    Сейчас  я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.
    Опыт 1.Горение магния.
    Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.
    Магний + кислород → оксид магния
    Исходные вещества       продукт реакции
    Mg+O2                →          MgO
    Эта условная запись называется схемой реакции. В левой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те вещества, которые были взяты для взаимодействия), в правой части — продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).
    Опыт  2. Получение углекислого газа
    В пробирку положим кусочек мела, нальем 1—2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?
    Составим с помощью химических формул схему наблюдаемого превращения:
    карбонат кальция + соляная кислота →
    исходные  вещества
    СаСО3+ HCl→
    хлорид кальция + вода +углекислый газ
    продукты реакции
    СаСl2 + Н2О + СО2↑
    4.Усвоение нового материала (10-15мин).
    Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.
    Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.
    Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).
    Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.
    Число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.
    Задание 1 (для групп).  Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции.     1. Вычислите число атомов:
    а) водорода: 8NH3, NaOH, 6NaOH, 2NaOH, НзРО4, 2H2SO4, 3H2S04,  8H2SO4;
    6) кислорода: C02,  3C02,  2C02, 6CO,, H2SO4, 5H2SO4, 4H2S04, HN03.
    2. Вычислите число атомов: а) водорода:
    1) NaOH + HCl   2)CH4+H20      3)2Na+H2
    б) кислорода:
    1) 2СО + 02       2) С02 + 2Н.О.   3)4NO2 + 2H2O + O2
    Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций ( источник: Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», М. «Экзамен», 2011г)
    Порядок выполнения операций
    пример
    1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции
    А1 + О2→ А12О3
    А1-1 атом    А1-2 атома
    О-2 атома   0-3 атома
    2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше
    О-2 атома слева
    О-3 атома справа
    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения
    НОК = 6
    4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения
    6:2 = 3
    Аl + ЗО2→Аl2О3
    5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения
    6:3 = 2
    А1 + ЗО2→2А12О3
    6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.
    А1 + ЗО2→2А12О3
    А1 — 1 атом    А1 — 4 атома
    НОК = 4
    4:1=4     4:4=1
    4А1 + ЗО2→2А12О3
    5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.). Формирование
    . В левой части схемы два атома кислорода, а в правой — один. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Подведем итог работы на уроке:
    1)2Mg+O2 →2MgO
    2) СаСО3+ 2HCl→ СаСl2 + Н2О + СО2↑
    Задание 2
    Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):
    Fe2O3 + А1 → А12О3 + Fe;
    Mg + N2 → Mg3N2;
    Al + S → A12S3;
    A1 + С→A14C3;
    Al + Cr203 →Cr + A12O3;
    Ca + P→Ca3P2;
    С + H2→CH4;
    Ca + С→СаС2;
    Fe + O2→Fe3O4;
    Si + Mg→Mg2Si;
    Na + S→Na2S;
    CaO + С→CaC2 + CO;
    Ca + N2 →Ca3N2;
    Si + C12 →SiCl4;
    Ag + S→Ag2S;
    Упражнение (резерв)3.
    Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):
    Н2 + С12 → НС1;
    N2+ O2→NO;
    СО2+ С →СО;
    HI → Н2 + 12;
    Mg + НС1 → MgCl2 + Н2;
    FeS + НС1 → FeCl2 + H2S;
    Zn+ HC1 → ZnCl2 + H2;
    Br2+ KI→KBr+ I2;
    Si + HF(r) → SiF4 + H2;
    HCl+Na2C03 →C02+H2O+ NaCl;
    KC1O3 + S→KC1+ SO2;
    C12+ KBr →KC1 + Br2;
    SiO2 + С → Si + CO;
    SiO2 + С → SiC + CO;
    Mg + SiO2 → Mg2Si + MgO
    Mg2Si + HC1 →MgCl2 + SiH4
    6.Подведение итогов(2 мин.).
    Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.
    Что такое уравнение химической реакции?
    Что записывают в правой  части уравнения? А в левой?
    Что означает знак «+» в уравнении?
    Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?
    7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).
    Оценки за урок.
    Раздаточный материал:
    Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций
    Порядок выполнения операций
    пример
    1. Определить число атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы реакции
    А1 + О2→ А12О3
    А1-1 атом    А1-2 атома
    О-2 атома   0-3 атома
    2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схемы выбрать тот, число атомов которого больше
    О-2 атома слева
    О-3 атома справа
    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа атомов этого элемента в правой части уравнения
    НОК = 6
    4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части уравнения, получить коэффициент для левой части уравнения
    6:2 = 3
    Аl + ЗО2→Аl2О3
    5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части уравнения, получить коэффициент для правой части уравнения
    6:3 = 2
    А1 + ЗО2→2А12О3
    6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.
    А1 + ЗО2→2А12О3
    А1 — 1 атом    А1 — 4 атома
    НОК = 4
    4:1=4     4:4=1
    4А1 + ЗО2→2А12О3
    Упражнение 2
    Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):
    Fe2O3 + А1 → А12О3 + Fe;
    Mg + N2 → Mg3N2;
    Al + S → A12S3;
    A1 + С→A14C3;
    Al + Cr203 →Cr + A12O3;
    Ca + P→Ca3P2;
    С + H2→CH4;
    Ca + С→СаС2;
    Fe + O2→Fe3O4;
    Si + Mg→Mg2Si;
    Na + S→Na2S;
    CaO + С→CaC2 + CO;
    Ca + N2 →Ca3N2;
    Si + C12 →SiCl4;
    Ag + S→Ag2S;
    Упражнение 3*.
    Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновременно изменяет число атомов двух элементов):
    Н2 + С12 → НС1;
    N2+ O2→NO;
    СО2+ С →СО;
    HI → Н2 + 12;
    Mg + НС1 → MgCl2 + Н2;
    FeS + НС1 → FeCl2 + H2S;
    Zn+ HC1 → ZnCl2 + H2;
    Br2+ KI→KBr+ I2;
    Si + HF(r) → SiF4 + H2;
    HCl+Na2C03 →C02+H2O+ NaCl;
    KC1O3 + S→KC1+ SO2;
    C12+ KBr →KC1 + Br2;
    SiO2 + С → Si + CO;
    SiO2 + С → SiC + CO;
    Mg + SiO2 → Mg2Si + MgO
    Mg2Si + HC1 →MgCl2 + SiH4
    .

  4. Domovoytv Ответить

    Как мы учимся составлять уравнения химических реакций.
    Изучая курс химии в 8 классе, учащиеся неоднократно  встречаются с  проблемой  записи уравнения реакций.  Речь идет не о воспроизведении заученной реакции, о самостоятельной полной фиксации химического процесса. Т.к.  в конце октября и в марте дети обладают совершенно разным опытом, естественно, что способы формирования навыка составления уравнений химических реакций,  должны   меняться.
    Главные постулаты неизменны:
    – понимание порядка записи элементов в формуле сложного вещества;
    – составление формул по валентности (заряду ионов);
    – названия некоторых бинарных соединений;
    – подбор коэффициентов (при необходимости).
    К тому моменту, когда моим ученикам  впервые  предстоит встретиться с необходимостью записи химического процесса,  они уже знакомы с понятиями:
    – металл/неметалл;
    – изменение металлических/неметаллических свойств элементов по периоду и подгруппе (главной, А);
    – ряд «активности» металлов, ряд «активности» некоторых неметаллов (галогенов);
    – типы химических реакций.
    Эти знания, способность анализировать фрагменты  схемы химического процесса (левая или правая части)  позволяют  ребятам быстрее освоиться в  умении составлять полную  схему химического превращения, а, затем,  и в уравнение реакций.
    Как это работает?
    Задание №1.  Заверши запись химического процесса. Обоснуй свой выбор.
    ZnCl2 + Cu→
    По набору веществ левой части схемы ученик делает вывод о том, что перед ним реакция замещения.  Определяет по положению в ПСХЭ, что цинк и медь являются металлами. Анализируя их  взаимное положение в ряду «активности» металлов, заключает, что этот процесс осуществить не возможно.  Эта реакция не идет.
    Задание №2. Запиши недостающую часть схемы и преврати ее в уравнение реакции.
    … + … → H2S + NaCl
    По  набору веществ правой части реакции (два сложных вещества) делается вывод о  необходимости записать уравнение реакции обмена. По формулам определяем валентности элементов, меняем местами водород  н натрий,  формулы новых веществ составляем по валентности, подбираем коэффициенты.
    I    II         I      I
    … + … → H2S + NaCl
    I       II           I     I
    Na2S +2 HCl = H2S +2 NaCl
    Следующая  серьезная встреча с уравнениями реакций возникает при изучении химических  свойств важнейших классов неорганических соединений. К имеющимся знаниям, умениям и навыкам  добавляется способность узнавать разные группы соединений, классифицировать и называть их. Дополнительные сведения еще больше помогают в составлении уравнений реакций.
    Задание №3.       Заверши запись химического процесса:
    CO2   +  K2O →
    Определяем классы соединений и продукт взаимодействия (знание химических свойств классов неорганических соединений). Кислотный оксид + основный оксид  = соль. Соль состоит из атомов металла и кислотного остатка, т.о. K – металл, а кислотному оксиду CO2  соответствует кислотный остаток CO3 (II)
    CO2
    +  H2   O
    H2CO3              CO2  + K2O = K2CO3
    При дальнейшем изучении химии, когда появляются другие способы классификации химических процессов и новые сведения о веществах, ширятся приемы, используемые для составления уравнений реакций. Но все они, несомненно,  дополняют  друг друга.

  5. htylol9091 Ответить

    В левой части уравнения записывают формулы (формулу) веществ, вступивших в реакцию, соединяя их знаком «плюс». В правой части уравнения записывают формулы (формулу) образующихся веществ, также соединённых знаком «плюс». Между частями уравнения ставят стрелку. Затем находят коэффициенты — числа, стоящие перед формулами веществ, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения было равным.
    Запишем, например, уравнение реакции водорода с кислородом. Сначала составим схему реакции — укажем формулы веществ, вступающих в реакцию (водород Н2 и кислород O2) и образующихся в результате её (вода Н2O), и соединим их стрелкой:
    Н2 + O2 → Н2O (рис. 98, а).

    Рис. 98.
    Составление уравнения реакции взаимодействия водорода и кислорода

    Так как число атомов кислорода в левой части вдвое больше, чем в правой, запишем перед формулой воды коэффициент 2:
    Н2 + O2 → 2Н2O (рис. 98, б).
    Но теперь в правой части уравнения стало четыре атома водорода, а в левой их осталось два. Чтобы уравнять число атомов водорода, запишем перед его формулой в левой части коэффициент 2. Так как мы уравняли число атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения, заменим стрелку на знак равенства:
    2Н2 + O2 = 2Н2O (рис. 98, в).
    Теперь, наверное, вам понятно, почему такую запись называют уравнением (рис. 99).

    Рис. 99.
    Закон сохранения массы веществ на примере реакции, уравнение которой 2Н2 + O2 = 2Н2O

    Для составления уравнений химических реакций, кроме знания формул реагентов и продуктов реакции, необходимо верно подобрать коэффициенты.
    Это можно сделать, используя несложные правила,
    1. Перед формулой простого вещества можно записывать дробный коэффициент, который показывает количество вещества реагирующих и образующихся веществ.
    Так, для рассмотренного выше примера:
    Н2 + O2 → Н2O
    число атомов кислорода в правой и левой частях уравнения можно сделать равными с помощью коэффициента 1/2, поставив его перед формулой кислорода:
    H2 + 1/2O2 = H2O
    Но так как коэффициент показывает не только количество вещества, но и число молекул (атомов), а половину молекулы взять невозможно, лучше переписать приведённое уравнение, удвоив все коэффициенты в нём:
    2Н2 + O2 = 2Н2O.
    Приведём ещё пример составления уравнения реакции горения этана С2Н6, содержащегося в природном газе. Известно, что в результате этого процесса образуются углекислый газ и вода. Схема этой реакции:
    С2Н6 + O2 → СO2 + Н2O.
    Уравняем число атомов углерода и водорода:
    С2Н6 + O2 → 2СO2 + ЗН2O.
    Теперь в правой части уравнения реакции 7 атомов кислорода, а в левой — только 2. Уравняем число атомов кислорода, записав перед формулой 02 коэффициент 3,5 (7:2 = 3,5):
    С2Н6 + 3,5O2 = 2СO2 + ЗН2O.
    И наконец, перепишем полученное уравнение реакции, удвоив коэффициенты перед формулами всех участников реакции:
    2С2Н6 + 7O2 = 4СO2 + 6Н2O.
    2. Если в схеме реакции есть формула соли, то вначале уравнивают число ионов, образующих соль.
    Например, взаимодействие серной кислоты и гидроксида алюминия описывают схемой:
    H2SO4 + Аl(OН)3 → Al2(SO4)3 + Н2O.
    Образующаяся в результате реакции соль — сульфат алюминия Al2(SO4)3 — состоит из ионов алюминия Аl3+ и сульфат-ионов . Уравняем их число, записав перед формулами H2SO4 и Аl(OН)3 соответственно коэффициенты 3 и 2:
    3H2SO4 + 2Аl(OН)3 → Al2(SO4)3 + Н2O.
    Чтобы уравнять число атомов водорода и кислорода, воспользуемся третьим правилом.
    3. Если участвующие в реакции вещества содержат водород и кислород, то атомы водорода уравнивают в предпоследнюю очередь, а атомы кислорода — в последнюю.
    Следовательно, уравняем число атомов водорода. В левой части схемы реакции 12 атомов водорода, а в правой — только 2, поэтому перед формулой воды запишем коэффициент 6:
    3H2SO4 + 2Аl(OН)3 → Al2(SO4)3 + 6Н2O.
    Индикатором верности расстановки коэффициентов является равенство числа атомов кислорода в левой и правой частях уравнения реакции — по 24 атома кислорода. Поэтому заменим стрелку на знак равенства:
    3H2SO4 + 2Аl(OН)3 = Al2(SO4)3 + 6Н2O.
    4. Если в схеме реакции имеется несколько формул солей, то необходимо начинать уравнивание с ионов, входящих в состав соли, содержащей большее их число.
    Например, взаимодействие растворов фосфата натрия и нитрата кальция описывают схемой:
    Na3PO4 + Ca(NO3)2 → Ca3(PO4)2 + NaNO3.
    Наибольшее число ионов содержит один из продуктов реакции — фосфат кальция Са3(РO4)2, поэтому уравнивают ионы, которыми образована эта соль, — Са2+ и :
    2Na3PO4 + 3Ca(NO3)2 → Ca3(PO4)2 + NaNO3.
    и, наконец, ионы Na+ и N0-3:
    2Na3PO4 + 3Ca(NO3)2 → Ca3(PO4)2 + 6NaNO3.
    Ключевые слова и словосочетания
    Химические уравнения.
    Правила подбора коэффициентов в уравнениях реакций.
    Работа с компьютером
    Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
    Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
    Вопросы и задания
    Запишите в виде химических уравнений следующие предложения: а) «При обжиге карбоната кальция образуются оксид кальция и оксид углерода (IV)»; б) «При взаимодействии оксида фосфора (V) с водой получается фосфорная кислота». Какая из реакций будет экзотермической, а какая — эндотермической?
    Составьте уравнения по следующим схемам:

    Под формулами веществ напишите их названия.
    Запишите уравнения химических реакций по следующим схемам:

    Что показывает уравнение следующей химической реакции:

    Вычислите количество вещества водорода, которое взаимодействует с 1 моль оксида железа (III). Вычислите объём водорода, который взаимодействует с 1 моль оксида железа (III). Вычислите количество вещества железа, которое при этом образуется. Сколько молекул воды при этом получается?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *