Как стать в очередь на квартиру в минске?

1 ответ на вопрос “Как стать в очередь на квартиру в минске?”

  1. Au Ответить

    Статья подробно расскажет, кому присваивается статус, кто не сможет на него рассчитывать, а также проинструктирует на предмет обращения за субсидией на покупку квартиры или дома.

    Содержание:
    Что дает статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
    Граждане, претендующие на получение статуса нуждающегося.
    Запрет на присвоение статуса нуждающегося.
    Требуемые документы и сроки решения.
    Жилищная ситуация в столице.
    Размер субсидии.

    Что дает статус нуждающегося в улучшении жилищных условий

    Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают следующие привилегии:
    Получение льготного кредита с меньшей процентной ставкой или субсидии в виде адресных денежных средств на строительство/приобретение доли/покупку жилья.
    Смягчение долговых обязательств по действующему займу.
    Получение финансовой помощи для покупки жилья от работодателя.
    Возможность долевого участия в жилищных комплексах по доступной стоимости.
    Право на покупку земельного надела без аукциона.
    Право на доступную цену аренды коммерческого помещения.
    Право получить социальное жилье.
    Чтобы встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и воспользоваться одним из перечисленных прав, документы нужно подать в период с 1 февраля до 1 мая текущего года. Именно в этот срок местные власти рассматривают и уточняют данные, дающие основание для присваивания этого статуса.

    Граждане, претендующие на получение статуса нуждающегося


    На улучшение жилищных условий в Беларуси претендуют многие. Однако, присвоение статуса положено лишь следующим категориям:
    Гражданам без жилья по месту работы или людям, не имеющим его вообще.
    Семьям, чей состав увеличился, и принятого норматива в 15 кв. м. на человека не хватает.
    Владельцам помещений, лишенных безопасности по санитарным и техническим правилам.
    Гражданам, постоянно проживающим в общежитиях или другом социальном жилье. Аренду и съем квартиры необходимо регистрировать официально.
    Лицам с заболеваниями, отраженными в перечне Минздрава Республики, не позволяющими проживать с другими лицами.
    Любому собственнику доли одной квартиры менее 15 кв. м.
    Лицам, не имеющим близкого родства, но проживающим в объектах с неизолированными помещениями.
    Владельцам однокомнатных квартир.
    Лицам, имеющим статус молодой семьи.
    Инвалиды детства, сироты, граждане, находящиеся на попечении интернатов, вне зависимости от возраста.
    Граждане, работающие с вредным, радиоактивным излучением.
    Установление фактов, предполагающих присвоение статуса, является основанием постановки для получения статуса нуждающегося и для постановки на очередь.

    Запрет на присвоение статуса нуждающегося

    Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2019 году в Беларуси, возможно, только после нескольких лет с момента их ухудшения. В перечень входят следующие факты:
    Увеличение семьи.
    Повреждение, уничтожение, получение статуса нежилого, раздел/продажа части/доли помещения.
    Чтобы улучшить жилищные условия в Минске, необходимо прожить/проработать в столице не менее 10 лет. От этого правила освобождены дети-сироты, а также нетрудоспособные члены семьи претендующего ? супруги, дети, родители.
    Нельзя получить статус нуждающегося, если проживание в худших реалиях нельзя назвать фактическим.
    Нельзя претендовать на постановку в очередь, если семья или гражданин уже воспользовались аналогичными льготами. Это не касается тех, чья семья увеличилась после получения статуса или для военнообязанных.
    Ограничены в праве очереди и те граждане, кто не проживает в конкретном объекте собственности. Чтобы доказать свое право на постановку в очередь, необходимо прописаться там и оплачивать коммунальные услуги, а также доказать, что условия не отвечают нормам комфортного и удобного жилья.

    Требуемые документы и сроки решения

    Стандартный пакет документов для постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий представляет собой следующее:
    Заявление. Бланк можно заполнить в учреждении, принимающем документы. Как правило, это городские и областные исполкомы.
    Паспорта всех претендующих, а также документы на детей и о заключении брака.
    Правоустанавливающие бумаги, позволяющие претендовать на постановку вне очереди.
    Сведения о доходах всех лиц.
    Выписки о состоянии здоровья, если причиной поменять жилье становится именно оно.
    Исполком оказывает помощь гражданам в сборе иных документов, а именно:
    Справки о составе семьи и занимаемом помещении из паспортного стола и БТИ.
    Выписка из единого реестра, об имеющихся у претендентов объектах собственности.
    Решение комиссии о несоответствии помещения нормальным условиям и нормам.
    Договор найма для общежитий, съемных квартир и т. д.
    Для граждан, чьим вопросом занимается трудовая организация, исполком запрашивает информацию о трудоустройстве.
    Более подробный перечень для конкретной ситуации легко узнать в исполкоме ближайшего населенного пункта.
    В течение одного месяца организация должна рассмотреть и вынести решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо аргументировать отказ. Документ, удостоверяющий право обратившегося, содержит в себе следующие сведения:
    дата постановки на учет;
    основание;
    численность семьи;
    порядковый номер в очереди.
    Если претендент считает, что отказ в праве на статус нуждающегося в улучшении жилищных условий неправомерен, он может обжаловать его в суде.

    Жилищная ситуация в столице


    Специалисты оценивают реализацию программы улучшения жилищных условий в Минске как успешную, хотя и несколько медленную в продвижении по сравнению с остальными городами Республики. Это объясняется желанием граждан обеспечить свое будущее именно в столице. На сайте правительства опубликовано постановление о будущих планах построить для нуждающихся более 200 тысяч кв. метров жилья. В приоритете многодетные семьи. Их в столице более 1800.

    Размер субсидии

    Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и уже находящихся в этом статусе, интересным предложением является получение субсидии на погашение основной части ипотеки и/или уплату процентов. Следует знать, кому и сколько.
    На погашение части процентов могут претендовать все признанные категории. Это:
    семьи с 3 несовершеннолетними детьми, а также дети-сироты ? ставка по программе рефинансирования +2%.
    семьи с 4 и более детьми ? ставка +3%.
    остальные категории ? чистая ставка рефинансирования.
    На погашение части основного долга смогут претендовать только многодетные и молодые семьи, усыновившие/удочерившие ребенка, а также дети, оставшиеся без попечения родителей. Суммы довольно существенные:
    95% ? для семей с 3 детьми.
    100% для семей с 4 и более детьми.
    10% и 20% для рождения/усыновления первого и второго ребенка, соответственно.
    35% ? для детей-сирот.
    Базовый размер субсидии может меняться в зависимости от новых условий и семейных обстоятельств граждан.

  2. Mr.dizze Ответить

    Купить квартиру в новостройке Минска — дело непростое. У многих на это не хватает собственных денег. И даже обычный кредит в банке может не спасти. Но у государства на этот случай есть небольшой козырь — льготное жилье или финподдержка в погашении коммерческих кредитов для нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    Разобраться в том, кто может стать нуждающимся в улучшении жилищных условий или получить кредит на строительство жилья на льготных условиях, помогли начальник отдела правового регулирования и реализации жилищной политики Управления жилищной политики Мингорисполкома Анжелика Дайнеко и главный специалист отдела правового регулирования и реализации жилищной политики управления жилищной политики Мингорисполкома Наталья Ковзелева.

    Кого возьмут?
    Новые жилые комплексы Минска частенько остаются с нераспроданными квартирами, потому что у людей не хватает денег на покупку жилья. И господдержка здесь может помочь.
    Начнем с того, что основной нормативный документ, который определяет, кто и на каких основаниях может стоять на очереди нуждающихся, — это указ президента от 16 декабря 2013 года № 563. Согласно этому документу, нуждающимися могут быть признаны:
    граждане, у которых обеспеченность общей площадью жилья в занимаемом помещении составляет менее установленной нормы;
    проживающие в жилье, не соответствующем установленным для проживания санитарным и техническим нормам;
    проживающие в общежитиях или съемном жилье;
    проживающие в арендном жилье, предоставленном на период работы (службы);
    проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с гражданами, кому по состоянию здоровья требуется отдельное жилье;
    те, кто проживают в однокомнатной квартире (или неизолированных жилых комнатах) и не являются близкими родственниками (к числу близких родственников относятся: супруги, родители, усыновители, дети, в том числе усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки);
    молодые семьи (если одному из супругов менее 31 года на момент постановки на учет), впервые вступившие в брак (оба супруга) и не имеющие собственного жилья;
    проживающие в одной квартире, заселенной несколькими собственниками, при обеспеченности жильем менее установленной нормы.
    те, у кого обеспеченность общей площадью жилья ниже установленной нормы. По Беларуси такой норматив равняется 15 кв. м, по Минску — 10 кв. м. Важно знать, что при расчете учитывается общая площадь всех жилых помещений, которые находятся в собственности и (или) пользовании человека и членов его семьи (для Минска — в Минске и Минском районе).

    Следует иметь ввиду, что при постановке на учет в Минске необходимо быть постоянно зарегистрированным по месту жительства в столице не менее 10 лет (не обязательно подряд, можно в совокупности).
    Сейчас очередь нуждающихся в Минске составляет порядка 196 тысяч человек, из них 5,8 тысячи — многодетные семьи. В том числе с начала 2019 года администрациями районов Минска принято на учет порядка 2 тысяч человек, из которых 553 многодетные семьи.
    В последние годы приоритет при направлении на строительство жилья отдается многодетным семьям, которые в соответствии с законодательством наделены внеочередным правом на получение государственной поддержки при строительстве жилья. Среди таких семей в первую очередь идут семьи, имеющие четверых и более детей, и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

    Что дадут?
    Господдержка в строительстве или покупке жилья сейчас выделяется по указу № 240. Он был принят в дополнение к указу № 13 для привлечения дополнительных источников финансирования строительства жилья путем вовлечения в жилищное строительство коммерческих кредитов банков. Этот документ ввел понятие субсидии.
    Субсидия — это адресная государственная поддержка, которая оказывается конкретным категориям граждан путем выплаты из бюджета части процентов за пользование коммерческим кредитом. Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший коммерческий кредит, на погашение за гражданина части процентов или основного долга.
    На погашение основного долга могут рассчитывать: многодетные и молодые семьи; дети-сироты и граждане, являющиеся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам; граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды; инвалиды с детства I и II группы.
    Условия предоставления субсидии по указу № 240 аналогичны условиям предоставления льготного банковского кредита по указу № 13.
    Сколько дадут?
    Размеры субсидии на уплату части процентов:
    многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 процентных пункта;
    многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 3 п.п.;
    многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов, а также детям-сиротам и гражданам, являющимся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 п.п.;
    иным гражданам, перечень которых указан выше — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, уменьшенной на 2 п.п.
    Размеры субсидии на погашение основного долга:
    многодетным семьям:
    при наличии троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий — 95% от суммы основного долга по кредиту;
    при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — 100% от суммы основного долга по кредиту.
    молодым семьям, указанным в абзаце третьем подпункта 1.4 указа № 240:
    при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка — в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
    при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка — в размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
    детям-сиротам и гражданам, являющимся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы — в размере 50% от суммы основного долга по кредиту.
    Максимальный размер кредита, подлежащего субсидированию:
    нормируемый размер жилого помещения* количество членов семьи* предельный норматив стоимости 1 кв. метра*90% (многодетные — 100 %).
    При увеличении состава семьи гражданина, являющегося получателем субсидии (субсидий), в связи с рождением детей в период осуществления строительства (реконструкции) жилья производится перерасчет максимальной нормируемой стоимости жилого помещения путем внесения изменений в ранее принятые решения на основании заявлений этих граждан.
    Подробнее о том, как стать на учет нуждающихся или получить льготный кредит на жилье, читайте в специальном материале-инструкции на портале Realt.by.

  3. SELL Ответить

    «До брака у жены в собственности была квартира (по факту это квартира ее матери), которую она до заключения брака со мной по договору дарения подарила маме обратно за несколько месяцев до свадьбы. На момент вступления в брак ни у кого из нас ничего в собственности не было. Я военный, и на работе мне предложили стать на очередь как молодая семья (первый брак у обоих, нет 31, нет ничего в собственности). Сейчас пришло время строиться и мне говорят, что у нас нет оснований стоять в очереди — типа у жены до брака была в собственности квартира, произошло ее отчуждение и не прошло 5 лет. И, мол, вообще, нас незаконно поставили на очередь».
    «Мы с 2015 года многодетная семья, но на учет стать не можем (в исполкоме сказали, что хватает метров). Фактически снимаем квартиры уже 8 лет. Я прописана с тремя детьми у матери — 60,1 „квадрата“, 2 комнаты. Муж прописан в квартире своей матери (там двое родителей и взрослые брат и сестра, 80 метров примерно, 4 комнаты). Жить конкретно в одной из родительских квартир не можем: и отношения не очень, и пять человек в одной квартире плюс родительские животные — просто ужас. В исполкоме отказ, льготный кредит, субсидии и прочая помощь от государства нам не светит, как понимаю. Если прописать, например, мужа в квартиру моей матери, даже если по метрам будет не хватать, — это будет ухудшение жилищных условий и для постановки на учет нужно ждать пять лет? Какая у нас есть возможность построить (купить) собственное жилье? Только брать кредит на общих основаниях на 20 лет или есть еще какие-то возможности?»
    «Семья из двух человек, в собственности квартира 62 кв. м в Барановичах. Если мы прописываем мать супруга и его несовершеннолетнюю сестру, а потом и ребенка (после рождения), — можем претендовать на очередь на расширение? У мамы и сестры в собственности нет жилья. Но мама состоит в браке, есть дом в деревне».
    «Имею в собственности квартиру 37 кв. м, прописан один, хочу зарегистрировать в свою квартиру сестру, которая сейчас зарегистрирована с матерью в 47 кв. м, затем хочу зарегистрировать жену. Будет ли считаться, что я умышленно ухудшил свои жилищные условия, ведь после регистрации сестры площади еще хватало? Смогу ли стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?»
    «Гражданский муж продал однокомнатную квартиру, собирается прописываться к родителям — у них тоже однокомнатная квартира. Прописаны там его родители и сестра, квартира площадью 30 кв. м. Мы из Бреста — норматив 15 кв. м/чел. Я с ребенком прописана у своей матери в квартире общей площадь 67 кв. м (метров хватает). Мы хотим зарегистрировать брак и прописаться (я с ребенком) к родителям мужа. Поставят ли нашу семью на очередь (я, ребенок, муж)? Семья не молодая. О-о-очень нужно».
    «Я собственница небольшой трехкомнатной квартиры (68 кв. м) — прописаны я и моя мама. Муж собственник двухкомнатной квартиры (48 кв. м), там прописаны наши трое детей — сын и две дочки — и сестра мужа. В теории метров хватает и стать на очередь мы не можем. Может только мужа сестра, что она и сделала год назад, но реально места не хватает: так все-таки это 3 семьи. Могу ли я ухудшить жилищные условия (переписав 3-комнатную квартиру на маму), чтобы встать в дальнейшем на очередь и имеет ли это смысл?»
    О том, как работает механизм включения в число нуждающихся и постановки в очередь, рассказывает начальник отдела жилищной политики администрации Советского района г. Минска Елена Савинская. Специалист предупреждает, что жилищное законодательство сейчас строгое, искать лазейки бессмысленно — каждая история тщательно проверяется.
    — На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане принимаются в соответствии с «Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда», утвержденного указом президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года №563, — поясняет Елена Савинская. — В этом документе прописан исчерпывающий перечень оснований, при которых граждане признаются нуждающимися.
    При подаче гражданином заявления, его ситуация изучается очень внимательно — все в соответствии с законодательством. Единолично решение никто не выносит: сначала заявление проходит стадию подготовки в структурных подразделениях, потом визирование в юридическом отделе, а после этого рассматривается коллегиально местными исполнительными и распорядительными органами — и принимаются решения о включении в список нуждающихся или нет. Также иногда требуется выход на место и обследование жилищных условий.
    В целом, если сравнивать даже с недавним прошлым, требования законодательства ужесточились и стали более совершенными. На наш взгляд, сейчас продуманы и учтены все моменты. То есть тот, кто не имеет веских оснований или специально ухудшил свои жилищные условия, в очередь не попадет. Стоит учитывать, что скрыть факт отчуждения жилья не получится — специалисты собирают справки, которые отражают движения собственности по всей стране и актуальные права на нее. Специально для тех, кто ради очереди продал недвижимость, в Положении есть пункт 4, который и объясняет все.
    Сейчас лазеек не осталось — все прозрачно и проверяется. Благодаря этому на учет мы сейчас принимаем меньше людей, чем раньше. Круг лиц, которые могут претендовать на место в очереди, сузился. В то же время действующим законодательством предусмотрена поддержка молодых семей, впервые вступивших в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда.
    Диваны в каталоге Onliner.by

  4. Saithilak Ответить

    Кто может стать в общую очередь на жилье в Минске?
    Кто и на каких основаниях может стать в очередь на жилье, определяет Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом президента Беларусь от 16 декабря 2013 года №563.
    “Самое распространенное основание – обеспеченность общей площадью жилья менее установленного законодательством норматива: для Минска – менее 10 квадратных метров на человека. При этом при постановке на учет в Минске учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности, а также во владении и пользовании в Минске и Минском районе”, – пояснила представитель Мингориполкома.
    Однако есть те, кто может быть признан нуждающимся без учета занимаемой площади. Среди них:
    проживающие в общежитиях (кроме тех, кому общежитие предоставлено на период обучения, спортивной подготовки, прохождения клинической ординатуры, а также кроме сезонных и временных работников);
    проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения – проще говоря, в съемном жилье;
    проживающие в арендном жилье, предоставленном на период трудовых или служебных отношений;
    проживающие в однокомнатной квартире с другим человеком независимо от его пола и от того, являются ли они близкими родственниками (за исключением супругов);
    молодые семьи, впервые вступившие в брак, в которых хотя бы один из супругов младше 31 года на дату принятия на учет, если никто из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома.
    “Важно помнить: гражданин вместе с членами своей семьи вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по месту работы или службы. Еще один нюанс – в Минске стать в очередь на жилье могут все перечисленные выше категории людей, которые на протяжении 10 лет зарегистрированы по месту жительства в столице, а по месту работы – если не менее 10 лет работают в организациях столицы”, – подчеркнула Дайнеко.

  5. Yoramar Ответить


    Но у совершеннолетнего Васи есть основания для постановки на учет, если:
    – он живет с родителями (либо одним из них) в однокомнатной квартире или в квартире с неизолированными комнатами, которые связаны между собой общим входом. Независимо от метража жилплощади, все члены семьи признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий;
    – на Васю приходится менее 15 метров от общей площади квартиры (для Минска – менее десяти метров);
    – если Вася трудоустроился в другом городе и каждый день преодолевает десятки километров. Например, минчанин ездит в Логойск (в этом случае на учет он может стать по месту работы в Логойске). Если ситуация обратная, и иногородний житель трудится в Минске, ему нужно проработать не менее десяти лет, чтобы получить право стать здесь на учет.
    Допустим, Васю включили в список нуждающихся. Что ему это дает?
    В большом городе ждать своей очереди на улучшение жилищных условий он будет очень долго и никаких льгот не получит (финансовую помощь холостяку не дают). Если собственные силы и средства позволяют, можно найти застройщика, заключить договор о долевом строительстве, оформить коммерческий кредит, купить жилье на вторичном рынке. Вася имеет право воспользоваться налоговым вычетом. Это значит, что на работе на протяжении определенного периода с его зарплаты не будут удерживать подоходный налог и рано или поздно он вернет себе 13 процентов от потраченной суммы.
    Вася может получить земельный участок. Где ему выделят те самые сотки, решает местная власть. На сайтах исполкомов есть вся необходимая информация, как их получить.
    Можно также использовать чеки «Жилье». К примеру, Васе они достались в дар от родителей или других близких родственников, и он может их отдать в счет стоимости строительства квартиры.
    СИТУАЦИЯ № 2
    Молодая семья Петровых снимает квартиру, но мечтает обзавестись своей.


    Если оба супруга вступили в брак впервые и не владеют домом или квартирой, это уже основание для постановки на учет. Сколько времени прошло со дня свадьбы, значения не имеет, главное, чтобы на дату принятия на учет одному из них было не более 31 года. Также неважно, какой жилплощадью владеют родители и другие родственники. Даже проживая у тещи в коттедже, Петровы имеют право на собственный уголок. Для подтверждения статуса новобрачных обязательно нужна справка из загса. Штамп в паспорте «Вступил (-а) в брак в Лас-Вегасе» не прокатит.
    После постановки на учет Петровы могут рассчитывать на:
    – арендное жилье или место в общежитии;
    – приобретение/строительство жилья (на тех же условиях, что и холостяк Вася);
    – при рождении ребенка на гос­поддержку на погашение кредита, взятого для строительства.
    – льготный кредит на 20 лет под 5 % при при наличии двух несовершеннолетних детей. При желании им воспользоваться Петровы должны сообщить о пополнении в исполком, их внесут в списки молодых семей с двумя детьми, которые идут на включение в ЖСПК. В составе организации застройщиков Петровы смогут построиться с привлечением льготного кредита.
    СИТУАЦИЯ № 3

    Молодой специалист Олег переехал по распределению в населенный пункт N и планирует там остаться.


    Обладатель данного статуса может получить общежитие, если оно есть у предприятия. У парня также есть первоочередное право на арендное жилье, причем с возможностью ежемесячной оплаты в размере десяти процентов от общей стоимости аренды (что в разы дешевле съема частного жилья). Для этого нужно взять ходатайство у руководителя организации и обратиться с заявлением в исполком. Когда Олег получит место в общежитии или арендное жилье, может зарегистрироваться в нем и стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, чтобы впоследствии решить квартирный вопрос (у холостяков те же возможности, что и у Васи, а при создании семьи – как у Петровых). Если выпускника-бюджетника распределили в Минск, ему не нужно отрабатывать десять лет, чтобы стать на учет. Сделать это он может в течение двух лет, пока за ним закреплен статус молодого специалиста. Для тех, кто учился за счет собственных средств и попросил у вуза направление на работу, такая льгота не действует.

  6. ФИРДАВС Ответить

    C какого возраста можно стать на учет?
    Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак.
    Особенности постановки на учет детей-сирот предусмотрены п. 2 Положения
    Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?
    Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, перечисленные в пункте 3 Указа № 563 (см. ссылку в шапке).
    А если я становлюсь на учет по месту работы, основания для постановки будут такие же, как в Указе?
    Организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы
    Исполком может отказать в принятии на учет? По каким основаниям?
    Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:
    – в случае непредставления документов;
    – в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем:
    а) уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части,
    б) перевода жилого помещения в нежилое,
    в) обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров (в г. Минске – 10 кв. метров) на одного человека,
    г) либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке, не имевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв. метров и более (в г. Минске – 10 кв. метров и более) на одного человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей),
    д) вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора найма жилого помещения коммерческого использования, договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске – 10 кв. метров и более) на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.
    При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий;
    – прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов, в течение 10 лет со дня регистрации их по месту жительства в г. Минске (за исключением супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г. Минске, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия, граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в г. Минск из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами);
    – по месту работы (службы), прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов, а также работающие в организациях, расположенных в г. Минске, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, в течение 10 лет со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г. Минске (за исключением указанных в абзаце четвертом настоящего пункта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в г. Минск из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами);
    – прибывшие в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в населенных пунктах Минского района (за исключением супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в населенном пункте Минского района, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия, граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами);
    – по месту работы (службы), прибывшие в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также работающие в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского района, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, в течение 5 лет со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского района (за исключением указанных в абзаце шестом настоящего пункта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами).
    Куда обращаться по поводу постановки на учет?
    Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по их месту жительства, а граждан без определенного места жительства (ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел, – местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства.
    Учет граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением поселков городского типа и городов районного подчинения), осуществляется соответствующими сельскими исполнительными комитетами, а граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования, – также районными исполнительными комитетами.
    Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию – также и по их месту жительства.
    Можно ли стать на учет в исполком, и по месту работы?
    Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена.
    А что делать, например, если супруги зарегистрированы в разных н.п. или в разных районах одного н.п.?
    В случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства одного из супругов по их выбору.
    При принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и несовершеннолетних детей в одном населенном пункте, а по месту работы (службы) – членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    Кто принимает решение о постановке на учет?
    Граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по их месту жительства по решению местного исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при этом органе, а по месту их работы (службы) – по совместному решению администрации государственного органа, другой организации и профсоюзного комитета, а при его отсутствии – иного представительного органа работников, а также при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (при их наличии).
    А что нужно, чтобы стать на учет?
    Граждане подают заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства – в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, по месту работы (службы) – в государственный орган, другую организацию.
    Какие документы, помимо заявления, нужно предоставить для постановки на учет?
    1. паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
    2. справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или организацией, предоставившей жилое помещение, или сельским, поселковым, городским 3. справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
    4. решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (в случае, если гражданин проживает в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям)
    5. заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.1.7 пункта 3 Положения;
    6. копии документа об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.2 пункта 3 Положения;
    7. документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, – в случае наличия такого права;
    8. сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи – в случае постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;
    Документы, указанные в пунктах 2–6, необходимые для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, запрашиваются у соответствующих организаций местным исполнительным и распорядительным органом, организацией, принимающими на учет, в трехдневный срок со дня поступления заявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    Организации, получившие указанный запрос, обязаны в трехдневный срок представить истребуемые документы.
    Документы, предусмотренные в пунктах 1, 7 и 8, представляются гражданином одновременно с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    При подаче заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане вправе самостоятельно представлять документы, предусмотренные пунктами 2–6.

    Как скоро принимается решение о постановке на учет?
    Заявление гражданина о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий регистрируется местным исполнительным и распорядительным органом, иным государственным органом, другой организацией в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривается и о принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в течение одного месяца со дня его подачи после получения всех необходимых документов.
    Что в решении должно быть указано?
    В решении о принятии на учет указываются дата принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания для принятия его на учет, общий или отдельный список учета, состав семьи, номер очереди, а в решении об отказе в принятии на учет – основания для отказа.
    Можно ли обжаловать отказ в принятии на учет?
    Отказ местного исполнительного и распорядительного органа, иного государственного органа, организации в принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке.
    С какого времени гражданин считается принятым на учет?
    Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления о принятии на такой учет при наличии у них оснований для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
    Можно ли переоформить очередь?
    По письменному заявлению гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится переоформление очереди с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи с его согласия с представлением документов, названных выше.
    Такое переоформление осуществляется по месту жительства гражданина со времени принятия члена семьи на учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, а по месту работы (службы) – с даты трудоустройства (поступления на службу) члена семьи в данный государственный орган, другую организацию.
    А можно ли объединить или разделить очереди?
    По письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится:
    – объединение очереди членов семьи, состоящих отдельно на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате принятия на учет одного из них;
    – разделение очереди членов семьи (бывших членов семьи).
    С какого времени при разделе очереди гражданин будет считаться нуждающимся в улучшении жилищных условий?
    При разделении очереди каждый из членов семьи (бывших членов семьи) имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    При этом член семьи (бывший член семьи) гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы (службы), имеет право на разделение очереди с даты трудоустройства (поступления на службу) в данный государственный орган, другую организацию.
    А по каким основаниям снимают с учета?
    Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
    1. улучшения жилищных условий, если в результате этого отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение, а также заключения договора найма, аренды, безвозмездного пользования в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства;
    2. выезда на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений;
    3. прекращения трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 34 Положения;
    4. представления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий должностных лиц, послуживших основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
    5. подачи гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
    6. непредставления в соответствии с пунктом 29 Положения необходимых документов;
    7. добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека с использованием льготного кредита. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение;
    8. отчуждения с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 г. гражданину в соответствии с абзацем восьмым части первой пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
    9. письменных отказов (не менее трех в течение календарного года) от предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке вступления в организацию застройщиков (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования).
    Граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете.
    Кто принимает решение о снятии с учета?
    Снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится по решению местного исполнительного и распорядительного органа либо администрации иного государственного органа, другой организации совместно с профсоюзным комитетом, принявших их на учет. О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в десятидневный срок со дня его принятия с указанием оснований для снятия с учета.
    Решение о снятии с учета можно обжаловать?
    Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

  7. Mr.FLEXIK Ответить

    – Мы являемся молодой семьей. Мой муж временно зарегистрирован в Минске, а прописан в другом городе. Там он стоит на очереди. Я прописана в Минском районе. Мы хотим приобрести жилье в Минске или в Минском районе. Что нам можно сделать, чтобы получить льготный кредит, если ни там, ни там мы на очереди не стоим?
    – По законодательству льготные кредиты на строительство жилья могут получить только те, кто стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. То есть вам нужно стать на учет и ждать, пока ваша очередь подойдет. В Минске этот срок в среднем сегодня составляет 18 лет. Кстати, с 19 февраля, даже если у вашего мужа не будет постоянной регистрации в Минском районе, вас могут все равно вместе поставить на учет нуждающихся. Правда, из той очереди, в которой стоит ваш муж, его исключат.
    – А если мы не хотим стоять в очереди 18 лет? Нам могут дать льготный кредит как молодой семье?
    – Нет, если вы не состоите на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготный кредит вам не предоставят.
    Поставят ли на очередь, если прописать в свою квартиру иногороднего супруга?
    – Мы с мужем прописаны в разных городах. Если я пропишусь к своему мужу в Минск, нас поставят на учет?
    – Да. Но с 19 февраля вам не нужно будет даже прописываться. Если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах, то постановка их на учет производится в исполкоме по месту жительства одного из супругов по их выбору.
    – А не будет ли регистрация супруга считаться ухудшением жилищных условий?
    – Вселение супругов не считается ухудшением жилищных условий, если у него в собственности или в пользовании не было жилья в этом городе площадью 15 метров квадратных и более.
    – А если родители моего супруга выделят ему комнату в собственность, его не снимут из-за этого с учета?
    – Он стоит в очереди как молодая семья?
    – Да.
    – Впервые вступившие в брак принимаются на учет нуждающихся без учета метров, если ни один из них не имеет в собственности квартиры или одноквартирного жилого дома. Но в этом случае это будет не квартира, а комната.
    Могут ли поставить на очередь мужа и жену, которые живут отдельно
    – У меня и у мужа есть в собственности по однокомнатной квартире, каждый прописан в своей. В будущем году у нас должен родиться ребенок. Смогу ли я стать на очередь?
    – С 19 февраля 2010 года при постановке на учет будут суммироваться площади вашей квартиры и квартиры вашего мужа. Если на каждого из вас и ребенка будет приходиться больше 15 метров общей площади, то на учет вас не поставят.
    – А если я рожу ребенка вне брака?
    – Тогда будет учитываться площадь только вашей квартиры.
    – А квартиру родителей посчитают?
    – Только в том случае, если вы живете совместно.
    – И еще один вопрос: если я пропишу к себе маму, сможем ли мы стать на очередь?
    – Сейчас – да. Но с февраля, согласно измененному законодательству, будет считаться, что вы ухудшили свои жилищные условия, вселив к себе маму, которая была обеспечена жилплощадью более 15 метров. Стать на очередь вы сможете только через 5 лет.
    Как стать на очередь в Минске без пятилетней прописки?
    – Подскажите, ставят ли на очередь иногородних студентов?
    – Нет, если они постоянно не зарегистрированы по месту жительства.
    – А если иногородняя девочка оканчивает вуз в Минске и остается там по распределению? Она учится на бюджетном отделении в государственном вузе.
    – В этом случае она имеет право сразу стать на очередь. Это можно сделать или по месту работы, или по месту регистрации. В этом случае на нее не будет распространяться требование о том, что в Минске на учет нуждающихся ставят только тех, у кого есть пятилетняя регистрация.
    – И еще такой вопрос. У меня есть чеки «Жилье», я могу за них купить квартиру, если не стою в очереди?
    – Нет. Чеки индексируются только гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    – Сейчас в Минске, чтобы стать на учет, нужна пятилетняя прописка. А временная прописка в общежитии учитывается?
    – Нет, учитывается только постоянная регистрация по месту жительства, а не по месту пребывания.
    – А если человек работает по распределению?
    – Тогда он может стать на учет нуждающихся как молодой специалист и не ждать 5 лет. Причем и по месту работы, и по месту жительства.
    – Но он прописался у родственников еще до распределения…
    – В этом случае он не будет считаться прибывшим в Минск из другого населенного пункта по распределению. Чтобы стать на очередь ему нужно будет ждать 5 лет.
    Могут ли из-за нового указа исключить из очереди?
    – Сегодня у меня на 50 метрах прописано четыре человека: я, моя старшая дочка с ребенком и младшая дочка. Старшая дочка замужем. Можем ли мы стать на очередь, если у нее есть отдельная квартира с мужем?
    – Если у вас получается менее 15 квадратных метров на человека, то вы имеете право стать на очередь. Но с февраля метры в отдельной квартире тоже будут учитываться.
    – Раз в 5 лет списки очередников пересматриваются. Это значит, что и на нас будут распространяться действие уже нового законодательства?
    – Нет, с учета вас не снимут. Изменение законодательства не является для этого основанием. Вас могут снять с учета только если у вас улучшатся жилищные условия.
    – А квартира мужа моей дочки будет считаться как улучшение жилищных условий?
    – Нет, только если она пропишется в отдельной квартире с мужем и у вас станет более 15 метров общей площади на человека, будет считаться, что жилищные условия вы улучшили. Тогда из списка очередников вас исключат.
    – А если младшая дочь решит строить себе квартиру за счет собственных средств?
    – До тех пор, пока она там не пропишется, из очереди вас не снимут.

  8. Zulkijin Ответить

    Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
    Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по их месту жительства, а граждан без определенного места жительства (ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел, – местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства.
    Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию – также и по их месту жительства.
    Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена.
    В случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства одного из супругов по их выбору.
    При принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и несовершеннолетних детей в одном населенном пункте, а по месту работы (службы) – членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий
    Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
    не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании* жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в Минском районе;
    * под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых этими гражданами:
    по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
    в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, и имеющими право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;
    по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством.
    обеспеченные общей площадью жилого помещения менее  10 кв. метров) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в г.Минске и Минском районе.
    При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в г. Минске и Минском районе, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;
    проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
    проживающие в общежитиях, за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, спортивной подготовкой*, прохождением клинической ординатуры**, а также сезонных и временных работников;
    * под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях;
    ** под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.
    проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
    проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений, в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо на условиях договора найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений либо на срок, не превышающий пяти лет, в специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда, находящихся в оперативном управлении государственного учреждения «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций «Дипсервис», а также в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования, заключенного на срок до десяти лет;
    проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с лицами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;
    проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, при условии, что их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 10 кв. метров на каждого члена семьи;
    проживающие в не изолированных (смежных) жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками*;
    * под близкими родственниками понимаются супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки.
    проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов;
    относящиеся к молодым семьям**, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;
    ** молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
    проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята или которые признаны в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или им не может быть предоставлено право владения и пользования жилым помещением, из которого они выбыли;
    дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:
    не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений (долей в праве общей собственности на жилые помещения) в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании жилые помещения, расположенные в Минском районе);
    проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 – 3.1.10 пункта 3 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 (далее – Положение);
    при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 – 3.1.10 пункта 3 Положения;
    не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в это жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
    Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местных исполнительных и распорядительных органов в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, содержания жилых и вспомогательных помещений, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом (решение Мингорисполкома от 06.01.2011 № 50).
    Граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:
    в случае непредставления документов, указанных в  подпункте 13.1 пункта 13 Положения ;
    в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 10 кв. метров на одного человека, либо предоставления права владения и пользования жилым помещением другим гражданам (за исключением граждан, вселенных в установленном порядке и не имевших до этого в собственности и (или) во владении и пользовании в данном населенном пункте жилого помещения, в котором они были обеспечены жилым помещением общей площадью 10 кв. метров и более на одного человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных* детей, нетрудоспособных родителей как собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, так и членов их семей), путем предоставления права владения и пользования жилым помещением в общежитии, заключения договора найма жилого помещения частного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 10 кв. метров и более на одного человека, соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет со дня ухудшения их жилищных условий;
    * под нетрудоспособными понимаются инвалиды I и II группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет).
    прибывшие в г. Минск из других населенных пунктов и имеющие менее десяти лет регистрации по месту жительства в г. Минске (за исключением супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г. Минске, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, прибывших по распределению, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), независимо от даты их прибытия, граждан, прибывших в г. Минск из других населенных пунктов в связи с назначением на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, а также назначением (избранием) на должности, включенные в перечень, определяемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, и иных лиц в соответствии с законодательными актами);
    зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях в общежитиях или в жилых помещениях частного жилищного фонда на основании договора найма жилого помещения, в которых они фактически не проживают. Подтверждение фактического проживания гражданина в общежитии или в жилом помещении частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом, государственным органом, другой организацией, в которые гражданин обратился с заявлением о принятии на учет (восстановлении на учете) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем составления акта в произвольной письменной форме с указанием в нем сведений, подтверждающих фактическое проживание. К таким сведениям могут быть отнесены письменное подтверждение заведующего (директора) общежитием и (или) соседей и иные документы (сведения) по усмотрению местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа, другой организации;
    воспользовавшиеся льготным кредитом, одноразовой субсидией на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в течение пяти лет со дня государственной регистрации права на жилое помещение, построенное (реконструированное) или приобретенное с использованием государственной поддержки, за исключением случаев увеличения состава семьи в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей, а также военнослужащих в случае переезда из другого населенного пункта при назначении на должность;
    имеющие в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет жилые помещения, в которых они не проживают, за исключением случаев, если при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий.
    Перечень документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся

  9. moscow Ответить

    В феврале 2010 года записывать в списки на строительство жилья с господдержкой начнут по новым правилам (по указу президента от 16 ноября 2009 г. № 543). Поменять систему решили из-за того, что очередь на квартиры растет очень быстро.

    Только в столице улучшить свои жилищные условия хотят 260 тыс. человек. Всего по стране – более 700 тыс. Теперь попасть в очередь станет сложнее, а значит, и расти она будет не так быстро.
    “Комсомолка” попыталась найти ответы на самые популярные вопросы о том, как стать в очередь. Сразу уточним, что тех, кто уже стоит в очереди, этот документ не коснется. Вычеркивать из списка нуждающихся никого не будут.
    1. Поставят ли в очередь, если живешь вместе с родителями?
    – В указе уточняется, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются те граждане, у которых вообще нет в собственности или пользовании дома или квартиры. Но у нас по закону члены семьи нанимателя или собственника (например, муж или жена, дети или родители) имеют равное право пользования жилым помещением. Поэтому при постановке на учет в расчет будет приниматься и занимаемое жилое помещение, – говорит начальник управления жилищной политики Мингорисполкома Николай Ком. – Касается норма и бывших членов семьи, например разведенных супругов, у которых осталось право пользования.
    Получается, что если в родительской квартире на детей хватает метров (минимум по 15 квадратов на каждого), то в очередь они стать не имеют права. Ничего антисоциального чиновники в этом не видят.
    – У нас государство весьма и весьма либерально определило эти нормы. Например, в Санкт-Петербурге обеспеченными жильем считаются те, на кого приходится 9 метров площади, в Москве – 10, в Киеве – 7, – объясняет начальник управления.
    2. В каком случае в списки нуждающихся не запишут?
    Итак, чтобы стать в очередь, нужно соблюсти главное условие: у вас в собственности или в пользовании не должно быть больше 15 метров квадратных общей площади. Теперь у желающих стать в очередь будут подсчитывать не только их метры, но и метры, которые есть в собственности у всех членов семьи. Например, семья из трех человек живет в небольшой квартире в райцентре. Метров в этой квартире на всех не хватает, но у супруга есть еще квартира родителей на соседней улице. Эти метры тоже учтут при постановке на учет. Если окажется, что их 15 или больше, то в очередь не запишут.
    Кроме того, не смогут попасть в очередь в течение пяти лет и те, кто ухудшит свои жилищные условия. Например, вселит в свою квартиру несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей или родителей-пенсионеров, у которых уже было свое жилье в этом городе. Если же, к примеру, родители-пенсионеры переедут к вам из другого города, то стать на очередь будет можно.
    3. Могут ли жена с мужем стать в разные очереди?
    – Раньше супруги, которые были зарегистрированы в разных городах, могли стать в две очереди: каждый по месту своей прописки. Теперь можно записаться только в один список нуждающихся по месту регистрации одного из супругов. А где – решать самим супругам, – рассказал Николай Ком еще об одном новшестве.
    – А если люди разведутся, то кто-то останется без очереди? – уточнили мы.
    – Нет. Очередь разделят. То есть второй человек может стать на очередь по месту своей регистрации, причем с той даты, с которой их ставили на учет вместе.
    4. Можно ли стоять в очереди без прописки?
    Такого права нет. Более того, в некоторых городах и регистрации недостаточно. Например, в Минске, чтобы стать нуждающимся, нужно прожить здесь пять лет. А по новому указу в этом списке оказался еще и весь Минский район.
    Правда, есть и исключение: если муж и жена живут в разных городах, то стать на очередь можно вместе и без регистрации в одном городе. Например, муж прописан в Смолевичах, а жена – в Бобруйске. Семья высчитала, что быстрее будет дождаться очереди в Смолевичах. Да и жить там будет удобнее. Значит, жена может стать вместе с мужем на учет нуждающихся в Смолевичах без прописки.
    5. Как разделить очередь между родителями и взрослыми детьми?
    Например, мама и папа стали в очередь со своей несовершеннолетней дочкой. Когда ребенку исполняется 18 лет, он может стать в отдельную очередь. Раньше его записывали в списки с момента постановки на учет вместе родителями, но не ранее даты рождения. Однако теперь место в очереди определят с момента совершеннолетия.
    СЧИТАЛКА “КП”
    Предположим, семья Зайцевых (муж, жена и ребенок) живут в 1-комнатной квартире. Ее площадь 33 квадратных метра. Если бы они захотели стать на очередь, например, этим летом, то их признали бы нуждающимися.
    Однако сегодня учтут еще и площадь квартир всех членов семьи*, которые есть в этом городе. Например, двухкомнатная квартира родителей мужа (50 квадратов) и двухкомнатная квартира родителей жены (55 квадратов).
    Чтобы поставить Зайцевых на очередь, сложат метры во всех этих квартирах. В итоге, на каждого выйдет по 19,7 метра. Так что льготная очередь Зайцевым будет светить, только если они родят двух малышей.
    * по Жилищному кодексу к членам семьи относятся супруги, дети и родители. Другие родственники, например братья или сестры, признаются членами семьи, если они живут вместе и ведут совместное хозяйство. Иные граждане, проживающие не менее пяти лет совместно с нанимателем, собственником жилого помещения и ведущие с ним общее хозяйство, могут быть признаны членами семьи в судебном порядке.
    ВОПРОС РЕБРОМ
    Как будут уточнять списки очередников?

    Каждые три года списки нуждающихся уточняются, проще говоря, чиновники смотрят, кто имеет право в ней остаться, а кто нет. Например, если вы вдруг успели построить жилье с помощью коммерческого кредита, то из списков вас вычеркнут.
    – Но как быть, если по старым нормам человек считался нуждающимся, а по новому указу ему уже метров хватает? – задали резонный вопрос наши читатели.
    – Если его жилищные условия не изменились, его никто из очереди не выкинет, – заверили нас в Мингорисполкоме.

  10. making Ответить

    Арендное жилье – отличный выход из положения для тех, кто пока не может решить квартирный вопрос, но в то же время не хочет отдавать заоблачные суммы за съемные квадратные метры. Как получить арендное жилье, какие документы необходимо предоставить и сколько это будет стоить? Во всех нюансах помогла разобраться главный специалист отдела жилищной политики администрации Первомайского района Минска Елена Филипушко.


    Кто претендует на арендную квартиру?
    – Получить квартиру из государственного жилищного фонда могут все граждане, но у некоторых есть преимущества. Первоочередное право на получение жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда имеют граждане в связи с характером трудовых отношений, не имеющие жилых помещений в собственности по месту работы, из числа судей, прокурорских работников, молодых специалистов, военнослужащих, ученых, профессорско-преподавательского состава вузов, работников организаций культуры. Отдельные списки о предоставлении арендных квартир составляют для старших участковых инспекторов, сотрудников Следственного комитета и Управления Департамента финансовых расследований, прокуроров, судей.
    Куда обращаться и какие документы предоставить?
    – Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, подают заявление о предоставлении арендного жилья в службе одного окна администрации района, в котором состоят на учете. Образец документа выдают на месте, при себе нужно иметь только паспорт. Тем, кто претендует на жилье от работы, нужно принести индивидуальное ходатайство от организации. В документе прописываются стаж, состав семьи, срок контракта, указываются адрес конкретного жилого помещения и основание для его предоставления. Максимальный срок рассмотрения заявления – один месяц. За это время с каждым заявлением работают индивидуально: изучают на жилищной комиссии, в случае одобрения – рассматривают на заседании в администрации района. Если заявку удовлетворяют, то в течение трех дней готовят пакет документов в трех экземплярах: для заявителя, расчетно-справочного центра, где оформляется договор найма, и третий – для ЖЭУ, которое выдаст ключи от заветной жилплощади.
    Как подсчитать сумму аренды?
    – Ежемесячный платеж за арендную квартиру высчитывается по определенной формуле. Общая площадь помещения умножается на 0,2 базовые величины и коэффициент экономико-планировочной зоны месторасположения дома. Так, Минск условно разделен на пять экономико-планировочных зон: чем ближе к центру – тем выше величина. Для тех, кто получил жилплощадь на время работы, применяется понижающий коэффициент (это не распространяется на жильцов жилого квартала «Магистр» в Минске). Начисление арендной платы производят расчетно-справочные центры. Оплату можно провести в отделениях банков, на почте или через систему ЕРИП. Не стоит забывать, что отдельно нужно погашать коммунальные услуги.
    На какую жилплощадь рассчитывать?
    – Со списком свободных арендных помещений можно ознакомиться на официальных сайтах и стендах администраций районов. В последние годы заявлений поступает меньше. Если пару лет назад на однокомнатную квартиру было больше ста заявлений, то сейчас около 50-60. Востребованы «однушки», вторые по популярности – «двушки», после идут «трешки». Иногда пожелания горожан не совпадают с реальностью: например, мы не можем выдать двухкомнатную квартиру семье без ребенка. На данный момент в Первомайском районе Минска около 2348 арендных квартир, свободных мало.
    За что можно лишиться съемных метров?
    – Максимальный срок аренды – пять лет, но лишиться жилплощади можно раньше. Основаниями для расторжения договора найма могут быть неуплата арендной платы, задолженность по коммунальным платежам за два месяца без уважительной причины, сдача помещения в наем третьим лицам и другие нарушения жилищного законодательства. Для тех, кто стал нанимателем квартиры на период трудовых отношений, поводом для выселения станет расторжение контракта с организацией, которая предоставила жилье. Остаться без жилого помещения можно и в том случае, если после вынесения положительного решения о предоставлении арендной квартиры в течение 15 дней не обратиться в расчетно-справочный центр для заключения договора найма. В таком случае жилое помещение возвращается в реестр свободных.
    Диана ЛАВРИНОВИЧ, «Знамя юности», 11 мая 2018 г.

  11. $$$The best$$$ Ответить

    Получить более разъяснённую информацию на этот счёт, где все изложено по пунктам можно ознакомившись с официальным документом на административном сайте Беларуси. Однако, если вы не желаете разбираться в сложном официальном языке, разберемся с правами вместе.
    Получить право встать на очередь по улучшению жилищных условий можно в следующих случаях:
    Если в вашей собственности или в пользовании отсутствует жилое помещение в Минске.
    Вы являетесь собственником жилой недвижимости, общая площадь которой в общем итоге составляет меньше 10 кв.м на человека.
    Вы проживаете в жилом помещении, но оно не соответствует техническим и санитарным нормам, предъявляемым к жилью.
    Совместно с вами в квартире проживают люди с опасными заболеваниями. Также право на улучшение жилищных условий предоставляется гражданам, которые проживают в однокомнатном жилье с посторонними людьми.
    Вы с вашим супругом/супругой относитесь с категории молодой семьи.
    Вы оказались в столице по причине распределения в качестве молодого специалиста из другого города.
    Также воспользоваться правом встать на очередь по получению собственного жилья могут многодетные семьи, и граждане в воспитании которых находятся дети-инвалиды. Улучшить жилищные условия могут военнослужащие судьи, участники войны и иные категории граждан. Подобный список не является полным. Для уточнения иных оснований рекомендуется обратиться за бесплатной консультацией в службу Одно окно по месту регистрации.

    Какие документы нужны, чтобы встать в очередь на жилье?

    Если после изучения вышеприведенных пунктов вы поняли, что подходите по одному из них, то незамедлительно посетите службу Одно окно и запросите список нужной документации.
    В различных случаях перечень необходимых документов может отличаться. Однако в перечень бумах, которые обязательно вам понадобятся входят:
    паспорт и иная документация, способная подтвердить вашу личность, а также паспорта всех родственником, с которыми вы проживаете;
    справка, где приведен список состава семьи;
    информация о доходах за конкретный период (обычно за год или пол года)
    копии свидетельства о браке или рождении ребенка).
    После окончательного сбора необходимых бумаг и предоставления их в местный исполком, на их рассмотрение понадобится месяц. Решение выносится в письменном виде. В нем указывается вся нужная информация для вас – когда была осуществлена постановка на учет, по какой причине и в каком районе столицы.
    Ознакомившись со всеми нюансами постановки на учет по улучшению жилищных условий, разрешить все вопросы подобной процедуры, стане ещё проще.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *