Как вы понимаете слова луки во что веришь то и есть?

7 ответов на вопрос “Как вы понимаете слова луки во что веришь то и есть?”

  1. ЗLIou_KlIOuN Ответить

    Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
    Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия — только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
    Другая точка зрения — та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.
    Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
    Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков — его имя происходит от слова «лукавый». Рассмотрим его действия в пьесе.
    Его появление — завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей «роковой любви», торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.
    Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
    В такой обстоновке появляется Лука.
    Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, «ни одна блоха н плоха». Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
    Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
    Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага — он старается дать им толчок к действиям.
    Однако это мало кто ценит — все лишь обвиняют его во вранье.
    А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит — тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.
    В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
    Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать
    Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов — у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.
    (Добавьте свою оценку его)

  2. РеаЛьныЙ ПарЕнь Ответить

    Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
    Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
    Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.
    Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
    Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.
    Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.
    Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
    В такой обстоновке появляется Лука.
    Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
    Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
    Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
    Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.
    А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.
    В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
    Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать
    Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.
    (Добавьте свою оценку его)

  3. Mc Mallene Ответить

    Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
    Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
    Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.
    Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
    Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.
    Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.
    Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
    В такой обстоновке появляется Лука.
    Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
    Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
    Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
    Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.
    А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.
    В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
    Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать
    Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.
    (Добавьте свою оценку его)
    Добавил: blond137
    Беру!

  4. Conjurus Ответить

    Роль Луки в драме «На дне»

    М. Горький:
    Жизнь и творчество
    Ранние романтические рассказы
    Старуха Изергиль
    Пьеса «На дне»
    Особенности жанра и конфликта
    Роль Луки в драме
    Тексты:
    Старуха Изергиль

    Господа! Если к правде святой
    Мир дорогу найти не умеет, –
    Честь безумцу, который навеет
    Человечеству сон золотой!
    Беранже

    Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.
    Вопрос
    Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?
    Ответ
    «Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
    Вопрос
    Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?
    Ответ
    О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.
    У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.
    Вопрос
    Каким образом Лука действует на ночлежников?
    Ответ
    Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.
    Вопрос
    Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.
    Ответ
    Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.
    Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.
    Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.
    Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.
    Вопрос
    Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?
    Ответ
    Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»
    Вопрос
    В чем видит смысл жизни Лука?
    Ответ
    По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!
    Вопрос
    В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.
    Ответ
    Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».
    В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:
    «Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».
    Вопрос
    Как Сатин относится к работе?
    Ответ
    Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.
    Вопрос
    Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?
    Вопрос
    В чем смысл имени Лука?
    Ответ
    С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».
    Вопрос
    В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?
    Ответ
    Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.
    Позиция Сатина ближе всего к авторской, и именно в устах Сатина озвучена горьковская концепция человека. Однако анализ пьесы обнаруживает в образах Сатина и Луки гораздо больше сходства, чем могло бы показаться.
    И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).
    Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.
    Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.
    Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.
    Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.
    Итоги
    Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.
    Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
    Литература
    Текст «На дне»: http://www.веб-библиотека.рф/text/505/p.1/index.html
    Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001
    Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002
    Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005
    К содержанию


  5. Vudolar Ответить

    Философия Луки в пьесе
    М. Горького «На дне»
    “Во что веришь – то и есть”
    Незаурядная и сложная натура
    Странник Лука – самый сложный и противоречивый образ в пьесе. Кто он? Шарлатан или искренне жаждущий добра человек?
    Двойственность его образа начинается с имени.
    Герой носит имя одного из евангелистов.
    Лука означает «светлый» и в то же время ассоциируется со словом «лукавый». Он несет людям истинную спасительную веру, думая, что жалостью можно поднять душу. Но его «сон золотой» делает жизнь ночлежников еще более безотрадной, погружает во мрак их истерзанные души…
    «Мяли много, оттого и мягок»
    Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания обусловили основные черты психологии Луки.
    Среди них – острый интерес к людям. Обитателям подвала Лука кажется единственным защитником несчастных.
    С его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде незаметная на фоне брани, кашля, стонов…
    «Понять хочется дела человеческие»
    Лука влияет на внутреннее состояние обитателей ночлежки, выполняя роль утешителя. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать с каждым, открывая его светлые стороны. Вселяет веру в лучшее, пытается бескорыстно помочь. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных.
    «Вся проповедь таких людей – милостыня …»
    Автор спорит с Лукой, доказывая, что жить в плену иллюзий нельзя, прозрение всегда трагично. Самое страшное, когда человек примиряется со своей беспросветной жизнью. По мнению Горького, этого допускать нельзя. Для писателя Лука неприемлем, т.к. его «ложь из жалости» опасна.
    Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. Многозначность пьесы привела к разным театральным постановкам. Часто – глубоким, порой – спорным.
    «Радостная вера в завтра»
    Пьеса написана в 1902 году для труппы Московского Художественного театра. Первое сценическое воплощение драмы, поставленное К.С. Станиславским, покорило всех своеобразным романтизмом и радостной верой в «завтра». Первый исполнитель роли Луки, великолепный русский актер И. Москвин, понял доброе начало горьковской драмы как луч света в темном царстве ночлежки. Его «благородный» старичок Лука воспринимается исключительно с душевной симпатией, его человечность и оптимизм заставляют звучать светлые струны в душе человека.
    Полемика с классической трактовкой
    В 60-е годы театр «Современник» под руководством О. Ефремова вступил в полемику с классической трактовкой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи прямо противоположны авторскому замыслу. Луку играл знаменитый мхатовский актер Алексей Грибов. Несмотря на блестящую игру актера, атмосфера действия спектакля оказалась приземленной.
    Театр «Сопричастность»
    Впоследствии трактовка характера Луки претерпела самые решительные изменения. Луку стали понимать как олицетворение толстовского «непротивления злу насилием», как ложь во спасение. Лука (артист В. Михайлов) не прочь повластвовать. Его желание особого рода – он хочет влиять на человеческую душу! Но не знает Лука рецептов счастья…
    Спектакль без героя, без надежды
    В «Табакерке» в 2000 году была представлена новая версия спектакля по Горькому -“На дне”, полная аллюзий. Спектакль без героя, без надежды, но и без особых претензий ко времени, стране и народу. Лука здесь не очень важен. Главное – обитатели ночлежки. Образ «утешителя» воплотил Олег Табаков.
    «Что важнее для человека – ложь или правда?»
    Образ Луки долгое время оценивался литературоведами как однозначно отрицательный. Он обвинялся в равнодушии к людям, которых обманывал, и в том, что проповедовал жалость и милосердие вместо призыва к борьбе за радикальные изменения в жизни. До сих пор этот персонаж вызывает ожесточенные споры.

  6. MyWave Ответить

    Руслан
    Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна
    выражается по-своему. Сначала вера понимается узко — как христианская
    вера, когда Лука просит умирающую Анну поверить в то, что после смерти
    она успокоится, Господь отправит ее в рай.
    По мере развития сюжета слово «вера» обрастает новыми смыслами. Актеру, который потерял веру в себя из-за того, что «душу пропил» , старичок
    советует лечиться от пьянства и обещает сказать адрес лечебницы, где
    пьяниц лечат даром. Наташу, которая не хочет бежать из ночлежки с
    Васькой Пеплом, потому что никому не верит, Лука просит не сомневаться в
    том, что Васька — хороший парень и сильно ее любит. Самому Ваське
    советует отправиться в Сибирь и завести там хозяйство. Над Настей,
    которая пересказывает любовные романы, выдавая их сюжет за реальные
    события, он не смеется, а верит ей, что у нее была настоящая любовь.
    Основной девиз Луки — «во что веришь, то и есть» — можно понимать
    двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они
    верят, стремиться к тому, чего они желают, потому что их желания есть,
    реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства
    ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь» .
    Герои пьесы «На дне» разделяются в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда» .
    За то, что Лука пропагандирует ложь во спасение, Барон называет его
    шарлатаном, Васька Пепел — «лукавым старцем» , который «истории
    рассказывает» . Бубнов остается глух к словам Луки, он признается, что он
    не умеет врать: «По-моему — вали всю правду, как она есть! » Лука же
    предупреждает, что правда может оказаться и «обухом» , и в споре с
    Бубновым и Бароном о том, что такое правда, говорит: «Она, правда-то, —
    не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь… » . Клещ,
    который на первый взгляд является единственным персонажем, не теряющим веру в себя, во что бы то ни стало стремится вырваться из ночлежки, вкладывает в слово «правда» самый безысходный смысл: «Какая — правда? Где — правда? . .Работы нет… силы нет! Вот — правда! . .Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..».

  7. FrankieShakes Ответить

    11 класс
    Программа Г.С.Меркина
    Урок № 10.
    Тема. «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме А.М.Горького «На дне».
    Цель:
    создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию;
    развивать речь учащихся, вырабатывать навыки анализа драматического произведения;
    воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
    Оборудование: мультимедийная презентация.
    ХОД УРОКА.
    І. Организационный момент.
    II. Изучение нового материала.
    1. Сообщение темы, цели, плана урока.
    2. Слово учителя.
    На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького «На дне». Нашим взорам предстала неприглядная картина: подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелый, каменный своды, закопченные с обвалившейся штукатуркой. И внешне, и по тому, что в ней сейчас происходит (шум, ругань, ссоры. Сатин рычит, Анна и Актер кашляют), ночлежка напоминает ад. И в этот ад спускается герой по имени Лука. Как известно, у автора не случаен выбор имени героя.
    – Какие ассоциации вызывает у вас это имя?
    Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.
    Лука – производное от слова «лукавый», т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством.
    Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.
    3. Постановка проблемного вопроса к уроку.
    – Так кто же он, этот «любопытный» старичок? Лукавый бес или апостол? Какова его цель? Какую роль отводит ему Горький в пьесе? Каково отношение автора к герою? На эти сложные вопросы нам предстоит сегодня дать исчерпывающие ответы.
    4. Аналитическая беседа.
    – Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
    В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют…до смерти…» «А ты – болван», – огрызается Сатин. «Почему?» – удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю…почему – нельзя?» Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.
    Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…все сотрется, да!»
    Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно…я с малых лет работаю…Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрет жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.
    – Как отнеслись ночлежники к появлению Луки? Почему тянулись душой к нему как бледные ростки к солнцу?
    Он вселяет надежду в умирающую Анну, Пепла, Актера. Единственный человек, который во всякую минуту обращен к миру и к людям, который не только слышит, но и видит, не просто говорит, а отвечает. И на эти редкие его качества тотчас появляется острейший спрос.
    -Еще раз послушаем разговор старца с ночлежниками. Подумайте, почему слова Луки так взволновали его собеседников?
    К единственному искреннему сострадальцу тянется Анна. (Диалог Луки и Анны.)
    От Луки требует ответа на свои вопросы и Пепел. (Разговор Пепла и Луки.)
    Жаждет быть услышанным и Актер. (Диалог Актера и Луки.)
    – Так почему слова Луки так взволновали его собеседников?
    И лечебница для пьяниц, и спасительный простор Сибири, и настоящая любовь – все это еще вчера казавшееся ночлежникам не фантазией, а даже бредом, сегодня становится фактом их духовной жизни.
    – К чему зовет Лука падших изгоев? Прочитаем высказывания Луки, в которых звучит его философия жизни.
    – Как вы думаете, верит ли Лука сам в то, во что призывает поверить других?
    Нет оснований усомниться. Ведь он в полном соответствии со своей проповедью бесконечно внимателен и уважителен к каждому. Для него человек, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит».
    – Что движет Лукою в его доброте? Может быть хитрость, корыстный расчет?
    Нет, даже никому не верящий, циничный Бубнов это понимает: «Вот – Лука, примерно…много он врет…и безо всякой для себя пользы. Но если не для себя – тогда зачем? Старик уж… Зачем ему?» – удивляется Бубнов.
    «Добрый ты, дедушка… Отчего ты такой добрый?» – спрашивает Наташа.
    – Так действительно, почему же он такой добрый?
    Лука ответ дает сам: «Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел».
    – А вы кому из обитателей костылевской ночлежки наиболее сочувствуете?
    И поведение, и слова, и само присутствие старика располагает к спокойному доброму разговору. Даже непробиваемый Бубнов, и тот исповедуется перед Лукой, поощряемый вниманием и сочувствием. Любой человек жаждет быть услышанным и понятым.
    Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия. Вспомним, с каким исступлением, с какой жадностью накинулся Мармеладов на Раскольникова, в котором угадал способность услышать чужое страдание. Витиевато, многословно и вместе с тем торопливо и сбивчиво изливает он свою душу, требуя, умоляя, заклиная: «Слышите, слышите?» Услышанная, а значит, разделенная с кем-то боль не так жжет душу, вот и просит умирающая Анна: «Дедушка! Поговори со мной». И старик с готовностью откликается: «Давай побеседуем». Горестные признания страдалицы Анны сопровождаются сочувственными репликами-вздохами Луки: «Эх, бабонька! Не тоскуй!» «Эх ты детынька! Устала? Ничего!»
    – Какой еще писатель поведал нам о горьком одиночестве среди людей?
    О сытых, равнодушных написан рассказ А. П. Чехова «Тоска». В рассказе у извозчика Ионы умирает сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается и некому. Ни один человек не хочет выслушать Иону, и тот в конце концов рассказывает все своей лошади.
    – В своей статье в «Литературной газете» Даниил Гранин рассказал случай из собственной жизни, имеющий прямое отношение к теме наших размышлений.
    Попав с травмой в больницу, он от боли не спал по ночам, бродил по коридорам, заставленным койками и раскладушками, и оказывал посильную помощь покинутым немощной нашей медициной больным. И вот однажды, рассказывает писатель, подозвала его к себе старая женщина. Попросила посидеть рядом. Пожаловалась, что страшно ей, заговорила про своих близких, которые далеко, про свою трудную, ныне одинокую жизнь. Взяла меня за руку. Замолчала. Я думал, заснула, а она умерла. Рука ее стала коченеть.
    Анна? «Вечная» Анна, пока мир стоит? Но послушаем дальше Гранина: «На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?
    Статья Д. Гранина, пробудившая долгие годы дремавшие под наркозом официальной морали нравственные силы общества, так и называлась «О милосердии». Слово это с тех пор устаревшим быть перестало, но употребляется, к сожалению, гораздо чаще, чем совершаются соответствующие ему деяния.
    Лука, жалеющий и утешающий, и являет нам пример истинного милосердия. Интересно, что современники Горького, бывшие слушателями авторского чтения пьесы, подчеркивали, что лучше всего писателю удавалась роль Луки, и особенно – сцена у постели Анны. М. Ф. Андреева вспоминала: «Горький читал великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошел до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал…Черт знает, а? Правда, хорошо?»
    – Чем же был вызван этот восторг, как не впечатлением органического слияния автора и героя в порыве сострадания.
    «Ты, брат, молодец! – говорит старику Пепел. – Врешь ты хорошо…сказки говоришь приятно! Ври! Ничего…мало, брат, приятного на свете!»
    -Есть ли в пьесе хоть один момент, когда мы можем с торжествующим криком: «Держите вора!» – поймать его на откровенной вредоносной лжи?
    Подтверждено документально, что то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и по крайней мере в 2 из них были бесплатные места.
    – А действительно ли Сибирь то место, где Пеплу легче всего начать новую жизнь, порвав навсегда связи со своей средой?
    Во-первых, малоосвоенная Сибирь для сильного человека, а Пепел таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как «вор», «воров сын» не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.
    -Лжет ли Лука Насте?
    Не лжет Лука и Насте, он только убеждает ее: «Коли веришь, была у тебя настоящая любовь…значит – была она!» – реализуя свой принцип «во что веришь, то и есть.
    – Не к примирению, а к действию зовет «лукавый» старец: он будит в сожителях надежду на то, что чаемое ими осуществимо. Итак, Лука не лгал, а будил надежду в людях.
    -Так кто же он – апостол или бес?
    Обсуждение вопроса.
    -Вот таким милосердным, добрым увидели мы Луку в пьесе. А каково отношение Горького к герою и его философии?
    – Лука исчезает после убийства Костылева. Почему?
    В разговоре с писателем В. Шишковым Горький произнес: «Лука? Пройдоха. Жулик. Однако со сцены он выглядит симпатичным. Да? Он прикидывается святошей, потому что это ему выгодно».
    – Так почему же у Горького такое негативное отношение к Луке? Об этом поговорим на следующем уроке. Тема следующего урока «Философский спор о правде в пьесе «На дне».
    III. Подведение итогов урока.
    IV. Домашнее задание.
    1.Как решается вопрос о правде в пьесе? Найти высказывания разных героев о правде.
    2. Выучить наизусть отрывок из пьесы.
    4

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *