Как выглядит кожица лука под микроскопом рисунок?

11 ответов на вопрос “Как выглядит кожица лука под микроскопом рисунок?”

  1. Mr.Ice58 Ответить


    Клетки эпидермиса можно проанализировать в ходе исследования кожицы лука под микроскопом. Лабораторная работа позволит внимательно изучить структуру клетки лука, используя его кожицу, а также увидеть и сделать анализ функций основных органелл растительной клетки. Для исследования понадобится небольшая часть луковицы, которую необходимо подготовить, а затем рассмотреть слой эпидермиса под микроскопом.

    Задачи для учащихся

    Основные задачи:
    Формирование желания изучать природные объекты.
    Развитие интеллектуальных умений и когнитивных способностей.
    Мотивация к изучению и исследованию, а также получению знаний, умений и навыков по предмету «Биология» и других естественных наук.
    Внепредметные (метапредметные) задачи:

    Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
    Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
    Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
    Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
    Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
    Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.
    Предметные задачи:

    Получение основных и самых важных представлений о клетке.
    Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
    Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
    Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
    Умение работать с микроскопом.
    Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.

    Правила занятий

    Необходимо помнить о том, что работу можно проводить лишь после тщательного изучения техники безопасности и строения микроскопа, без которых проведение исследования невозможно. Работа предполагает использование различных режущих и колющих предметов (например, нож, пинцет и препаровальная игла). Место проведения работы должно быть подготовлено. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо протереть стол и выполнить все пункты подготовительного этапа. Для этого нужно ознакомиться с правилами безопасности и правилами оформления рисунка. Учитель должен предоставить правила ученикам до того, как учащиеся приготовят препарат кожицы чешуи лука.

    Техника безопасности

    Все правила безопасности подлежат строгому соблюдению:

    Необходимо быть очень внимательным и аккуратным при работе с острыми приборами.
    Нужно убрать со стола все лишние вещи.
    Запрещено ходить по классу во время исследования, так как это может повлиять на работу, результаты других учеников и безопасность оптических приборов.
    Все этапы работы должны производиться над подносом для приборов, чтобы не запачкать рабочее место йодом.
    После объяснения правил безопасности и раздачи всех необходимых материалов для работы, необходимо обратить внимание на правильное оформление рисунка и дефиниции биологических терминов.

    Оформление рисунка

    Рисунок должен иметь название.
    Изображение должно быть нарисовано в левой части рабочей страницы и занимать примерно одну четверть пространства на листе (рисунок должен быть крупным и отчётливым).
    К отдельным объектам на рисунке подпись не ставится, объекты нумеруются на отходящих отрезках, начерченных простым карандашом.
    Цифры необходимо расшифровать справа или под рисунком.

    Описание исследования

    Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):
    Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.
    Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.
    Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.

    План проведения лабораторной работы

    Подготовительный этап.
    подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
    настроить микроскоп;
    протереть салфеткой предметное стекло.


    Основной этап.
    поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
    с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
    разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
    поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
    рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
    медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
    Заключительный этап.
    зарисовать увиденное изображение;
    проанализировать рисунок;
    отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
    поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
    написать вывод к работе.

    Основные органеллы растительной клетки

    Таким образом, эпидермис лука содержит удобные для изучения под микроскопом клетки. Тип растительной ткани кожицы лука — покровный. Под микроскопом средней мощности можно с лёгкостью увидеть основные клеточные структуры, например, ядро, ядрышко и клеточную мембрану.

  2. art6520 Ответить

    Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

    ГДЗ к рабочей тетради Пасечника  5 класс
    ГДЗ к учебнику Пасечника  5 класс
    Все рабочие тетради (главная страница сайта)
    24. На рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления микропрепарата.

    Нанести на предметное стекло пипеткой 1-2 капли воды.
    При помощи препаровальной иглы осторожно снять небольшой кусочек прозрачной луковой кожицы.
    Положить кусочек кожицы лука в каплю воды. Аккуратно расправить кожицу лука на предметном стекле препаровальной иглой и пинцетом.
    Накрыть подготовленный микропрепарат покровным стеклом.
    25. Пользуясь текстом и рисунками 19 и 20 учебника, изучите строение растительной клетки, а затем выполните лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» (см. с. 36—37 учебника).
    Лабораторная работа: «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
    1. Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

    2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

    3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

    4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

    5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

    6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
    При малом увеличении можно увидеть оболочку клетки, ядро клетки и цитоплазму клетки лука. Если же внимательно присмотреться, то можно также разглядеть вакуоли клетки.

    7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

    8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
    Препарат лука изменил цвет и стал фиолетовым. Стали более заметно видны части отдельных клеток: ядро, оболочка, вакуоли и цитоплазма. Стали виды поры оболочки клеток (маленькие фиолетовые точки).

    9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

    10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

    Вывод: Кожица лука состоит из клеток, которые включают в себя ядро с ядрышком, оболочку с порами, вакуоли и цитоплазму.
    26. Выполнив лабораторную работу «Пластиды в клетках листа элодеи» (см. с. 37 учебника), зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к рисунку.
    Лабораторная работа: «Пластиды в клетках листа элодеи»
    1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

    2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

    3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

    Вывод: Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы и вакуоли клетки элодеи содержат ещё  пластиды — мелкие тельца, расположенные в цитоплазме клетки.
    27. Какого цвета могут быть пластиды? Какие ещё вещества, находящиеся в клетке, окрашивают органы растения в разные цвета?
    Пластиды могут быть самых разных цветов:
    хлоропласты — зелёные;
    хромопласты — жёлтые, красные или оранжевые;
    лейкопласты — бесцветные.
    Кроме того красящие вещества могут также находиться в клеточном соке, который содержится в вакуолях клетки.
    28. На рисунке подпишите основные части растительной клетки.

    ГДЗ к рабочей тетради Пасечника  5 класс
    ГДЗ к учебнику Пасечника  5 класс
    Все рабочие тетради (главная страница сайта)

  3. drevnijvoin Ответить

    Для начала изучения тщательно протирают покровное и предметное стекло салфеткой без ворса, чтобы убрать пятна и пыль. Пипеткой набирают небольшое количество йода и несколько капель наносят на предметное стекло. Затем добавляют воду до получения слабого раствора.
    Овощ разрезают на две половины смоченным в воде ножом, чтобы снизить выделение слезоточивых веществ. Препаровальной иглой или пинцетом берут кожицу лука и кладут в йодный раствор, накрывают предметным стеклом. Подготовку микроскопа и настройку света выполняют по стандартной инструкции.

    Внешний вид

    На приближении до пятидесяти крат уже видно, как выглядит кожица лука под микроскопом: клетки плотно прижаты друг к другу, имеют продолговатую неправильную форму. В клеточной структуре при достаточном увеличении можно рассмотреть:
    цитоплазму;
    ядро;
    вакуоль;
    поры.
    При увеличении до трехсот крат можно рассмотреть поры и цитоплазму, окрашенную йодом – это все пространство клетки.
    Внутри цитоплазмы находится ядро, которое отвечает за передачу информации при делении. Оно выглядит как темная точка. При правильной настройке препарат окрашен розовыми или фиолетовыми оттенками. Остальное пространство занято вакуолями с питательными веществами.

    Видео

    Фото

  4. ruslan1236 Ответить

    Пасечник. 5 класс. Учебник

    ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
    ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
    Все рабочие тетради (главная страница сайта)

    Вопросы в начале параграфа

    1. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
    Микроскоп называется световым благодаря тому, что главный принцип его работы заключён в улавливании луча света зеркалом и направлении его на исследуемый объект. Без правильно направленного луча света световой микроскоп не работает.
    2. Как называют мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений?
    Мельчайшие крупинки, которые можно увидеть при рассматривании мякоти плодов и других частей растений, называются клетками. Это элементарные единицы строения всех живых организмов (кроме вирусов).

    Лабораторные работы

    Лабораторная работа: «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
    1. Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

    2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

    3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

    4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

    5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

    6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
    При малом увеличении можно увидеть оболочку клетки, ядро клетки и цитоплазму клетки лука. Если же внимательно присмотреться, то можно также разглядеть вакуоли клетки.

    7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

    8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
    Препарат лука изменил цвет и стал фиолетовым. Стали более заметно видны части отдельных клеток: ядро, оболочка, вакуоли и цитоплазма. Стали виды поры оболочки клеток (маленькие фиолетовые точки).

    9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

    10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

    Лабораторная работа: «Пластиды в клетках листа элодеи»
    1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

    2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

    3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

    Вопросы в конце параграфа

    1. Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?
    Подготовить предметное стекло — очистить его салфеткой.
    Нанести на предметное стекло пипеткой 1-2 капли воды.
    При помощи препаровальной иглы осторожно снять небольшой кусочек прозрачной луковой кожицы и положить его в каплю воды. Аккуратно расправить кожицу лука на предметном стекле препаровальной иглой и пинцетом.
    Накрыть подготовленный микропрепарат покровным стеклом.
    2. Какое строение имеет клетка?
    Клетка состоит из:
    оболочки — плотного покрытия с порами (у растительных клеток оболочки плотные, так как содержат много целлюлозы);
    мембраны — тонкой плёнки, находящейся под оболочкой;
    цитоплазмы — бесцветного вязкого вещества внутри клетки;
    ядра с ядрышком — небольшого плотного шара, который регулирует процессы жизнедеятельности клетки и несет в себе наследственную информацию;
    вакуолей — полостей внутри клетки, заполненных клеточным соком (в соке могут содержаться пластиды и красящие пигменты).
    3. Где находится клеточный сок и что в нём содержится?
    Клеточный сок находится в вакуолях клетки. Клеточный сок — это вода с растворёнными в ней веществами: сахаридами, органическими и неорганическими веществами. В соке также могут содержаться пластиды и пигменты — красящие вещества.
    4. В какой цвет красящие вещества, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать различные части растений?
    Пигменты, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать части растений в самые разные цвета: зелёный, жёлтый, красный, оранжевый, синий, фиолетовый, чёрный и т.д.

    Задания

    Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.
    Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?
    Сходство клеток кожицы лука и плодов в том, что они все состоят из оболочки, ядра, цитоплазмы и вакуолей.
    Отличия клеток лука и плодов в том, что у плодов пластиды окрашены в красный цвет, а у клеток кожицы лука пластиды бесцветные. Также клетки отличаются по форме, расположению вакуолей и цитоплазмы.

    Задания для любознательных

    Вы можете сами приготовить «исторический» препарат. Для этого положите тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из ячеек — «клеток» воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.
    Если проделать описанный опыт, то, как и Р. Гук, можно увидеть, что пробка состоит из ячеек. Именно эти ячейки Р. Гук и назвал клетками.

    Словарик

    Оболочка — это внешняя плотная часть клетки, которая её защищает от внешнего воздействия. У растительных клеток в состав оболочки входит большое количество целлюлозы, что делает оболочки растительных клеток особенно прочными.
    Цитоплазма клетки — это бесцветное вязкое вещество внутри клетки, которое разрушается при сильном замораживании или нагревании.
    Ядро клетки — это небольшой плотный шар, который регулирует процессы жизнедеятельности клетки и в котором находится вся наследственная информация об организме.
    Ядрышко клетки — это составная часть ядра клетки.
    Вакуоли — это полости внутри клетки, заполненные клеточным соком.
    Пластиды — это мелкие тельца, расположенные в цитоплазме клетки. Пластиды растительных клеток могут быть бесцветными или окрашенными в разные цвета: желтый, зелёный, оранжевый и т.д.
    Хлоропласты — это вид пластиды, окрашенные в зелёный цвет.
    Пигменты — это красящие вещества, придающие различную окраску лепесткам, плодам и другим частям растений.
    Хлорофилл — это зелёный пигмент, находящийся внутри хлоропластов.
    ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
    ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
    Все рабочие тетради (главная страница сайта)

  5. ovod1966 Ответить

    При изучении основных частей клетки кожицы
    луковичной чешуи используют готовый микроскопический препарат,
    окрашенный анилиновыми красителями. Препарат состоит из предметного
    стекла, в средней части которого под тонким покровным стеклом находится
    небольшой окрашенный кусочек кожицы луковичной чешуи, заключенный в
    капле глицерин-желатина или канадского бальзама. На одном конце
    предметного стекла наклеен бумажный ярлычок с названием препарата.
    Если нет готового постоянного препарата, нужно изготовить временный
    препарат клеток кожицы лука.
    Берут луковицу и удаляют с нее сухие и
    одну-две мясистые чешуи. Затем, поддев кожицу с выпуклой стороны на
    одной из мясистых чешуй, пинцетом отделяют небольшой кусочек ее и
    помещают наружной стороной вверх в каплю воды на предметном стекле и
    закрывают покровным стеклом. Не рекомендуется брать кожицу с вогнутой
    стороны чешуи, так как здесь она состоит из очень крупных клеток,
    которые обычно не помещаются в поле зрения при большом увеличении
    микроскопа.
    Прежде всего подготавливают микроскоп к работе. Для этого ставят перед
    собой микроскоп тубусом к себе (в микроскопах М-11 и М-9 наклоняют
    тубус так, чтобы окуляр оказался на уровне глаз). Поднимают конденсор
    микроскопа так, чтобы его верхняя линза находилась на уровне
    предметного столика, и открывают полностью диафрагму конденсора. В
    случае смещения подвижной части столика с центрального положения при
    помощи двух винтов центрируют его. Поворотом револьвера устанавливают
    объектив малого увеличения (8) над центральным отверстием столика
    микроскопа и при помощи кремальеры ставят объектив на расстоянии около
    1 см над поверхностью столика. Устанавливают в рабочее положение
    плоскую поверхность зеркала и, глядя одним глазом (второй глаз не
    следует зажмуривать!), поворачивают зеркало так, чтобы отраженный луч
    света попал в глаз, пройдя через отверстие в диафрагме, конденсор,
    отверстие в столике, объектив и окуляр микроскопа. При этом круг поля
    зрения микроскопа должен быть ярко и равномерно освещен.
    Помещают препарат на предметный столик, чтобы кусочек кожицы лука
    находился как раз под объективом малого увеличения, и закрепляют одним
    зажимом. Глядя сбоку, при помощи кремальеры осторожно опускают тубус
    микроскопа так, чтобы между объективом и препаратом было расстояние 3-4
    мм. Затем с помощью этой же кремальеры, глядя уже в окуляр, медленно
    поднимают тубус, пока в поле зрения микроскопа не появится изображение
    кожицы, состоящей из мелких клеток. Перемещая препарат пальцами рук,
    находят нужный участок объекта и устанавливают в центре поля зрения.
    Закрепляют препарат вторым зажимом, ставят необходимый диаметр
    диафрагмы конденсора и изучают клетки при малом увеличении.
    Для изучения клеток кожицы лука при большом увеличении с помощью
    поворота револьверной системы заменяют объектив малого увеличения (8)
    объективом большого увеличения (40). В Хорошо изготовленных микроскопах
    изображение клеток сразу же должно быть достаточно резким. В случае
    расплывчатого изображения добиваются его резкости, вращая
    микрометрический винт. Затем для объектива большого увеличения
    устанавливают необходимый размер диафрагмы конденсора (при вынутом
    окуляре добиваются появления изображения краев диафрагмы в поле зрения
    микроскопа). С помощью винтов предметного столика передвигают препарат
    и находят место, где клетки кожицы луковичной чешуи особенно хорошо
    видны, и изучают их.
    На хорошо приготовленном и окрашенном препарате видны тонкие оболочки
    клеток, отделяющие одну клетку от другой, протоплазма, ядро, ядрышки,
    вакуоли (рис.1). В более старых клетках протоплазма располагается около
    оболочек, образуя постенный слой. Они имеют одну крупную центральную
    вакуолю. В молодых клетках протоплазма заполняет всю клетку, ядро
    располагается в средней части и вакуоли отсутствуют. Клетки
    промежуточного возраста имеют, кроме постенного слоя протоплазмы, еще и
    тяжи протоплазмы от стенок к центральной части, где расположено ядро,
    окруженное протоплазмой. Такие клетки имеют несколько вакуолей.

    Рис.1. Клетки луковичной
    чешуи:
    1 – оболочка; 2 – протоплазма; 3 –
    вакуоли; 4 – ядро и ядрышки.
    В рабочую тетрадь зарисовывают острым карандашом три типа клеток в их
    сочетании в одну общую покровную
    ткань. На рисунке делают
    соответствующие надписи.
    После окончания работы с помощью револьверного устройства заменяют
    объектив большого увеличения объективом малого увеличения. Препарат
    снимают со столика микроскопа только при малом увеличении. Микроскоп
    тщательно вытирают сухой тонкой тряпочкой и накрывают колпаком.
    Смотрите также:
    Растение под микроскопом
    Начало
    электронно-микроскопической эры, или на помощь приходят физики
    Строение цветка
    Клеточное ядро

  6. anesido Ответить




    § 7. Знакомство со строением клетки
    Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
    Как называют мельчайшие крупинки, из которых состоят плоды и другие органы растений?
    Со строением клетки можно познакомиться на примере растительной клетки, рассмотрев под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Последовательность приготовления препарата показана на рисунке 18.

    Рис. 18. Приготовление препарата чешуи кожицы лука
    На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой (рис. 19). Каждая клетка имеет плотную оболочку с порами, которые можно различить только при большом увеличении. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность (рис. 20).

    Рис. 19. Клеточное строение кожицы лука

    Рис. 20. Строение растительной клетки
    Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка — мембрана. Она легкопроницаема для одних веществ и непроницаема для других. Полупроницаемость мембраны сохраняется, пока жива клетка. Таким образом, оболочка сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду.
    Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (от греческих слов «китос» — сосуд и «плазма» — образование). При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
    В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором можно различить ядрышко. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение. Это связано с тем, что ядро регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию об организме.
    Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли (от латинского слова «вакуус» — пустой), ограниченные мембраной. Они заполнены клеточным соком — водой с растворёнными в ней саха-рами и другими органическими и неорганическими веществами. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

    Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

    Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
    Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
    Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
    При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
    Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
    Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
    Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
    Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
    Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
    Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
    В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно.
    У растений пластиды могут быть разных цветов: зелёные, жёлтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.
    От цвета пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке различных растений, зависит окраска тех или иных их частей. Так, зелёную окраску листьев определяют пластиды, называемые хлоропластами (от греческих слов «хлорос» — зеленоватый и «пластос» — вылепленный, созданный) (рис. 21). В хлоропластах находится зелёный пигмент хлорофилл (от греческих слов «хлорос» — зеленоватый и «филлон» — лист).

    Рис. 21. Хлоропласты в клетках листа

    Пластиды в клетках листа элодеи

    Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
    Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
    Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
    Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений очень разнообразны (рис. 22).

    Рис. 22. Формы растительных клеток
    Количество в клетках вакуолей, пластид, толщина клеточной оболочки, расположение внутренних составляющих клетки сильно вырьирует и зависит от того, какую функцию выполняет клетка в организме растения.

    Новые понятия

    Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл

    Вопросы

    Как приготовить препарат кожицы чешуи лука?
    Какое строение имеет клетка?
    Где находится клеточный сок и что в нём содержится?
    В какой цвет красящие вещества, находящиеся в клеточном соке и в пластидах, могут окрашивать различные части растений?

    Задания

    Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

    Знаете ли вы, что…

    Существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г. Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки (коры пробкового дуба), он насчитал до 125 млн пор, или ячеек, в одном квадратном дюйме (2,5 см) (рис. 23). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Р. Гук обнаружил такие же ячейки.

    Рис. 23. Микроскоп Р. Гука и полученный с его помощью вид среза коры пробкового дуба
    Он назвал их клетками. Так началось изучение клеточного строения растений, но шло оно нелегко. Ядро клетки было открыто только в 1831 г., а цитоплазма — в 1846 г.

    Задания для любознательных

    Вы можете сами приготовить «исторический» препарат. Для этого положите тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из ячеек — «клеток» воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *