Как звали князя который установил праздник покрова на русской земле?

14 ответов на вопрос “Как звали князя который установил праздник покрова на русской земле?”

  1. kreatmin_7 Ответить

    Это событие послужило русским первым толчком для осознания истинного Бога, для крещения Аскольда и Дира с частью народа, вследствие чего с Византией был заключен мирный договор и из Царьграда на Русь был отправлен первый епископ.
    Именно в связи с празднованием положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы архиепископ Антоний (Храповицкий) писал в 1916 г.:
    «Напрасно заговорили у нас о какой-то национальной русской Церкви: таковой не существует, а существует церковная национальность, существует церковный народ наш (и отчасти даже церковное общество), который родным и своим признает лишь то, что согласно с Церковью и ее учением, который не признает русскими русских штундистов, но не полагает никакой разницы между собою и православными иностранцами – греками, арабами и сербами. Скажите нашему крестьянину: не брани евреев, ведь Пресвятая Богородица и все Апостолы были евреями. – Что он ответит? “Неправда, – скажет он. – Они жили тогда, когда евреи были русскими”. Он отлично знает, что Апостолы по-русски не говорили, что русских тогда не было, но он хочет выразить такую верную мысль, что в то время верующие Христу евреи были в той истинной вере и Церкви, с которой теперь слился народ русский и от которой отпали современные евреи и их непокорные Господу предки.
    В Киево-Печерской Лавре ежесубботно читается на заутрени акафист Божией Матери и после него длинная-предлинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями и их мерзким каганом, другом бесов и сыном погибели. На кого составлена была греками и читается русскими эта молитва? На наших предков, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IХ веке! Не с ними, значит, душа и молитва русского духовенства и народа, а с православными чужестранцами, нашими отцами по вере, как и ненавидимые евреями древние христиане продолжали именно себя считать истинными детьми Авраама и наследниками Его обетований, согласно изъяснениям св. Апостола Павла».
    Странно, что на упомянутом “Царьграде” именно это грабительское нападение язычников-русов на столицу Второго Рима предлагают считать “Днем рождения русской армии” (см. критический отклик: Поход на Царьград – день поражения армии русов-язычников, а не “День рождения русской армии”).
    В русской летописи есть также упоминание, что в 907 г. русский князь Олег осаждал Константинополь и прибил свой щит на вратах Царьграда, но византийские хроники, подробно повествующие о походах Руси 860 и 941 гг., не упоминают о таком походе Олега, поэтому многие историки склонны считать этот поход легендой. Император Лев VI заключил с Олегом торговый договор от 2 сентября 911 г., являющийся первым известным упоминанием о Руси как государстве.
    + + +
    Между тем, в матери городов русских на нынешней Украине празднику Покрова Пресвятой Богородицы придают именно русофобское значение. Еще в 2013 г. глава партии “Свобода” Тягнибок  потребовал объявить 14 октября общегосударственным праздником. Этому Тягнибок выдвинул два обоснования: 1) празднование Покрова Пресвятой Богородицы учредил самый жестокий за всю историю разрушитель Киева (в 1169 г.) князь Андрей Боголюбский; и в пику ему: 2) именно к 14 октября было приурочено создание русофобской Украинской повстанческой армии ОУН–УПА в 1942 г.  В 2014 г. Порошенко объявил 14 октября “Днем защитника Украины”.
    На этот день в нынешнем 2018 году укронацистами был назначен захват Киево-Печерской лавры. Однако Порошенко, опасаясь негативных для себя последствий, в последний момент решил, что еще не время: следует дождаться официального объявления стамбульским Варфоломеем предоставления украинским самосвятам “томоса” об автокефалии. Полиции было дано распоряжение не допустить столкновений, при этом были задержаны для проверки документов несколько десятков молодых людей, которые с утра находились возле монастыря для его защиты. Сопротивления они не оказывали и добровольно проходили в автозаки. Некоторые из них утверждали, что являются семинаристами.
    Накануне, 13 октября, было опубликовано распоряжение Киево-Святошинской районной администрации руководителям органов местного самоуправления с требованием обезпечить для участия в молебне как можно большего числа людей от каждого населенного пункта. Репортаж о молебне на площади у Софийского собора, в котором участвовали Порошенко (он назвал объединение Киевской митрополии с Москвой в 1686 году, «незаконной аннексией»), а также первоиерарх т.н. “Киевского патриархата” Денисенко, глава “УАПЦ” и католический епископ, ? опубликовало киевское издание Vgorode.ua.
    На митинге присутствовал иерарх УПЦ МП митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин. Он зачитал собравшимся письмо митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в котором тот поздравляет верующих с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, а украинских военнослужащих с “Днем защитника отечества” (!). Не менее странные слова прозвучали в проповеди главы УПЦ МП митрополита Онуфрия в Киево-Печерской лавре: «Сегодня мы молимся за нашу украинскую землю, за нашу Украину, за наш украинский народ, мы молимся за нашу власть, мы просим, чтобы Господь всех нас благословил, чтобы Господь ниспослал нам Свой мир, чтобы Господь умножил между нами взаимную любовь. Мы молимся о том, чтобы Бог оберегал наших воинов, тех людей, которые стоят на страже нашей безопасности, чтобы Бог дал им здравие и небесное благословение и чтобы ни один из них не погиб на поле боя. Мы сегодня просим у Господа, чтобы Он дал нам силы, чтобы каждый из нас мог стать защитником своей земли… Мы молимся, чтобы Господь всех людей укреплял и помогал всем нам. Если мы будем так поступать, то мы будем возвеличивать нашу украинскую землю и оборонять ее. Потому что когда мы живем по-христиански, то благодать Божия сходит на нас, и она оберегает нас от всякого зла»…
    Одновременно в центре Киева было устроено шествие нацистов в честь годовщины создания “Украинской повстанческой армии” (УПА), которое с 2014 г. отмечается как “День защитника Украины”. В шествии приняли участие около 10 тысяч боевиков из ВО “Свобода”, “Национального корпуса”, “С14”, “Правого сектора”, “Организации украинских националистов” (ОУН), “Конгресса украинских националистов” (КУН), “Тризуба имени Степана Бандеры” и других группировок. Боевики прошли по бульвару Тараса Шевченко и Крещатику до Европейской площади, скандируя свои лозунги. Они устроили погром в офисе представителя Киева в гуманитарной подгруппе по Донбассу Виктора Медведчука, ? передает РИА Новости. Такие же шествия прошли в других городах.
    М.Н.

  2. Fordreginn Ответить

    Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых и… парадоксальных праздников для русского народа. Парадокс в том, что, по одной из версий, в этот день более 1000 лет назад именно наши предки напали на Константинополь и захватили бы его, если бы не заступничество Божией Матери. О смысле и значении этого «праздника поражения» рассуждают священники Артемий Владимиров, Димитрий Шишкин, Николай Булгаков и Валерий Духанин.

    ***

    Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): – В церковной жизни многое хоть и очевидно, но таинственно, необъяснимо вполне, поскольку неисследимы пути Господа (Рим. 11: 33). Вот и праздник Покрова Пресвятой Богородицы преимущественно стал праздником русским, хотя события, связанные с ним, и произошли в далеком X веке в благословенной Элладе. Тогда блаженный Андрей и ученик его Епифаний во Влахернском храме увидели Матерь Божию, распростершую Свой покров над молящимся народом. По некоторым свидетельствам, это событие было связано с осадой Константинополя нашими предками – славянами (тогда еще язычниками). Примечательно, что и сам блаженный Андрей был тоже родом из славян, но уже иной, «новый человек» – христианин и как бы символизировал собой скорую перемену, должную случиться с нашим народом в таинстве святого крещения.
    Примечательны и другие детали. Так, Пресвятой Владычице предстояли в молитве святой Креститель Спасов Иоанн и апостол Иоанн Богослов, и мы знаем, что имя Иоанн, наверное, можно назвать самым русским из всех. Почему так сложилось? Мы не задумываемся об этом, принимаем как данность, но ведь в этом тоже есть какая-то очевидная тайна Промысла Божия.
    Надо помнить, что Бог кого любит, того наказывает, как любимого сына, в которого верит и потому особенно ревностно следит за его воспитанием.
    Примечательно и то, что покров Свой Богородица распростерла над народом, находящимся в крайней опасности, в тревоге и скорби, и молитва этого народа, надо полагать, была исполнена особых покаянных чувств и сокрушения, была особенно горячей и искренней, как это и бывает в минуты опасности. И если мы посмотрим на историю Руси, то увидим, сколько скорбей, бед и напастей перенес наш народ за всю свою историю и даже доныне. Но здесь надо вспомнить, что Бог кого любит, того наказывает (Евр. 12: 6), как любимого сына, в которого верит и потому особенно строго и ревностно следит за его воспитанием. А Покров Божией Матери как раз и является свидетельством того, что все наши беды, пусть и случающиеся иногда от нашей строптивости и буйства, – всё же есть знак того, что Бог не оставляет нас, подвигает к покаянию, направляет на пути правды. И Матерь Божия, ходатайствующая о нас, простершая над нами Покров Своей благости, – верная благовестница того, что гнев Божий скоро готов смениться на милость в случае искреннего и действенного нашего покаяния.
    Через два с половиной века после явления Божией Матери во Влахернском храме наш русский князь – Андрей Боголюбский – изумился, что такое замечательное событие никак не отражено в русской богослужебной традиции. И во многом благодаря его попечению и ходатайству праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси, быстро вошел в обиход и с тех пор считается одним из самых любимых и почитаемых праздников.
    ***
    «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

    Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России: – Предание сообщает, что историческим основанием для осеннего русского празднества Покрова Пресвятой Богородицы стала гибель в водах Босфора славянских стругов, целая флотилия которых окружила Константинополь с враждебными намерениями. Ромеи тогда увидели во внезапно разыгравшейся буре заступление Царицы Небесной в ответ на их мольбу об избавлении от страшной напасти.
    Почему же это событие, приведшее ко крещению князей-язычников, осталось в памяти только русского народа? Ведь наши пращуры потерпели тогда полное поражение!
    Современному городскому человеку с трудом дается понимание спасительного смирения, которое есть не что иное, как признание своей совершенной немощи пред Богом, соединенное с мольбой о помиловании.
    Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия
    В этом-то и проявилось величие и благородство русского духа! Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия, познав крепкую руку Божию в постигшем русов несчастье.
    Замечательно, что не только просвещенные истинной верой греки, но и наши предки, «пребывавшие во тьме и сени смертной», познали в происшедшем непосредственное заступничество Матери Божией, что является неоспоримым свидетельством их мистической интуиции и предызбранности Провидением к особой исторической миссии.
    Таков был и еврейский Савл, ставший великим апостолом язычников после дарованного ему откровения свыше.
    Наши читатели, конечно же, помнят, что опыт есть «сын ошибок трудных»… Пусть же будет трижды благословенна стратегическая «ошибка» древних славян, обращенная Промыслом Божиим к столь благим для нас последствиям! Плод этой «ошибки» – всерадостный осенний праздник Покрова, подтверждающий непреложную библейскую истину: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
    ***
    «Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории»
    Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в пос. Кратово в Подмосковье:

    – Нет ничего удивительного в том, что в самом Константинополе, где совершилось в Х веке чудо видимого заступления Царицы Небесной за молящийся народ, праздник этот не празднуется, а празднуется у нас, в России. Потому что такова реальность, такова наша история: она вся происходила и происходит до сего дня под Державным Покровом Божией Матери. Молодежь должна знать: никого Матерь Божия не покрывала с такой материнской заботой, как покрывала и покрывает наш народ, нашу страну.
    Никому в мире Матерь Божия не оказывала столько благодеяний, никого столько раз не спасала от неминуемой гибели, ни на чьей земле не явила столько Своих чудотворных икон – иными словами, никого не покрывала с такой материнской заботой, как покрывала и покрывает наш народ, нашу страну, издревле именуемую Домом Богородицы.
    С самого начала, когда наши предки убедились в том, что Матерь Божия имеет державу непобедимую, они проявили смирение, не пошли против рожна, Русь крестилась – и дальше уже многочастне и многобразне Заступница Усердная нас спасала, так что сегодня мы твердо знаем и исповедуем: если бы не Ее Покров, то нас уже давно бы просто не было. Как же нам не праздновать этот праздник как один из самых главных, самых любимых наших праздников?!
    Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории. Это то главное, что нужно знать нашей молодежи о своей Родине. Нам нужно знать это, чтобы правильно понимать все наши прошедшие события и чтобы понимать, на что прежде всего уповать в будущем: в чем наша главная сила, наша главная опора.
    Не случайно именно на нашу землю в день Покрова Божией Матери часто выпадает первый снег – само небо говорит об особой связи этого праздника с нашей северной страной. И еще о том, что Своим Покровом Пречистая отвечает прежде всего на белоснежную чистоту наших мыслей и чувств.
    Почему Матерь Божия возлюбила наш народ, нашу страну? Почему избрала ее Своим Уделом? Может, потому, что так же, как снежный покров покрывает всю землю целиком, так в России, как нигде, со свойственной нам доверчивостью и прямотой жизнь христианская понималась всегда как жизнь по правде Божией вся, целиком: и в избе, и в поле, и в школе, и в армии, и даже для заключения сделки нашим предкам достаточно было всего лишь целования креста?
    Одно мы знаем точно: нам нужно с не престающим удивлением и трепетом каждый раз в этот день благодарить Царицу Небесную за все Ее милости, дарованные всем прошлым нашим поколениям, – с не меньшим трепетом ожидая от Нее того, что Она не отнимет Своего Покрова от нас и впредь.
    ***
    «Праздник Покрова переживается и ощущается сердцем как отношения любящей мамы с родными детьми»
    Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

    – Праздник Покрова – это очень теплый и близкий нам праздник. Потому что в нем выражается особая близость к нам Пресвятой Девы. Она простирает Свой Покров над молящимися независимо от того, насколько сами мы праведны и благочестивы, лишь бы всем своим сердцем обращались к Ней. Мой духовник, архимандрит Илия (Рейзмир), рассказывал случай, как окормлявшаяся у него девушка Лидия заболела раком груди. Операции не помогли, она пришла уже в полное отчаяние и, находясь в палате одна, стала молиться: «Господи, я же верующая, почему я так страдаю?» В этот момент ей явилась Сама Божия Матерь, как Ее изображают на Казанской иконе, Она сказала: «Лидия, почему ты отчаиваешься? Ты не оставлена». Хотя врачи выписали Лидию домой как безнадежную, буквально через несколько дней после исповеди, Причащения Святых Таин и соборования она совершенно исцелилась. Вот так Божия Матерь не оставляет нас, Она знает человеческое горе и всегда ходатайствует за тех, кто от сердца, искренне просит.
    Ее Покров – это молитвенная забота о нас, это благодать Божия, которой Она готова защитить нас всегда.
    Вообще смысл праздника Покрова нельзя объяснить рационально, рассудочно, он переживается и ощущается сердцем – вот как отношения заботливой, любящей мамы с родными детьми. Мама поднимется ночью, чтобы проверить свое дитя, и если ребенок болеет, то мама не пожалеет себя и не успокоится, пока не примет все меры, чтобы ребенок выздоровел. И вот как дети открывают маме свои детские горести, переживания и желания, так и мы можем открыть Пресвятой Деве все свои беды, и только к Ней мы можем обратиться тогда, когда обращаться больше не к кому. И Она нас покроет, Ее Покров – это молитвенная забота о нас, это благодать Божия, данная Святой Деве как самому близкому к Богу человеку, и этой благодатью Она готова защитить нас всегда.
    Русь всегда чтила святых, особенно близких простому народу: Николая Угодника, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матрону Московскую. Но ближе всех – Божия Матерь. На Руси это всегда было неформализованное, сердечное почитание, как отношение к родной маме, к которой можно обратиться в любой беде. Да и сама Россия всегда была под Покровом Божией Матери. Вот почему в каждом православном доме в России среди икон особое место уделяется образу Богоматери.
    Да, есть разные предания о бывшем событии в Константинополе, когда во Влахернском храме явилась Пресвятая Дева и простерла покров над молящимися. Имеются предположения, что византийская столица была осаждена нашими предками, так что византийцы избавились от них только заступничеством Божией Матери. Но Русь в то время еще не просветилась верой Христовой, и если бы нашим предкам было попущено захватить Константинополь, город был бы разорен, а многие люди убиты. Пресвятая Дева не дозволила пролить кровь невинных людей. Язычникам не дали разорить христиан, зато впоследствии их самих привели к славе веры Христовой, наверное, тоже по молитвам Божией Матери. В Крещении мы обрели близость Деве Марии и потому воспринимаем праздник Покрова как свидетельство Ее любви к молящимся, невзирая ни на какие военно-политические обстоятельства прошлого.

  3. Renashi Ответить

    14 октября весь Русский мир празднует великий церковный праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Праздник, пожалуй, более других свидетельствующий об историческом и цивилизационном единстве Великой, Малой, Белой и Подкарпатской Руси.

    Покровский монастырь – остов Святой Руси в сегодняшнем Киеве
    Почему именно Покров – воспоминание, казалось бы, о предмете одеяния Богородицы – почитаем на Руси Православной не менее чем Её Рождество и Успение, Введение в храм, Благовещение? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории.
    Летописи (из них только греческих более ста) повествуют о том, что жил в Восточной Римской империи славянин по имени Андрей. Ромейские хронографы называют его скифом, но скифами (на самом деле исчезнувшими ещё в IV в.) греки тогда считали восточных славян. Некоторые источники относят время жизни Андрея Константинопольского к пятому веку, другие – к девятому. Доводы историков, склоняющихся к IX в., показались великому церковному писателю и богослову Димитрию Ростовскому более весомыми, что и отражено в его «Житиях».
    Итак, православный славянин Андрей был рабом некоего богатого константинопольца Феогноста. Рабы, кстати, поставлялись в средневековую Европу викингами, овладевшими тогда землями северных славян на восток от Балтики. Не потому ли греческое «Житие Андрея», впервые переведенное на русский в XII в. предположительно в Новгороде, сразу стало очень популярным на Руси?

    Покровский монастырь в Великом Новгороде
    «Отрок был прекрасен собою и отличался добрым нравом, – читаем у святителя Димитрия. – Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим довереннейшим слугою и отдал его для обучения священным книгам». Юноша воспринял учение Христа и отцов Церкви настолько глубоко, что принял подвиг юродства. Феогност, сочтя Андрея сошедшим с ума, отказался от своих планов на него и после нескольких попыток «излечить» отпустил.
    Юродивый, как и полагается, жил в нищете под открытым небом, терпеливо перенося насмешки и унижения обывателей. За что и сподобился дара спасительных для многих людей предсказаний, видений ангелов, святых, Самого Христа и Божией Матери.
    Последнее случилось с ним в храме во Влахернах (тогда окраине Константинополя). Здесь к тому времени уже пять веков хранились риза, головной покров и часть пояса Богородицы, перенесенные из Палестины. Во время всенощной службы Андрей увидел под куполом влахернского храма Богородицу, как бы идущую по воздуху. Она была озарена сверхъестественным сиянием и окружена ангелами и святыми.
    Сравнявшись с престолом, Мария опустилась на колени в молитве за христиан. Затем встала, сняла с головы плат и распростерла его над находящимися в храме, защищая от враждебных сил. Свет в этот миг сконцентрировался на этом покрове.
    Андрей, очнувшись от увиденного, решил удостовериться, что это ему не почудилось, и спросил стоявшего рядом своего ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о мире?» Тот ответил: «Вижу и ужасаюсь».
    Как свидетельствовал сам святой, Богородица в это время просила Своего Сына принимать молитву всякого, кто призывает в помощь Ее имя, «чтобы не отошел никто от моей иконы неуслышанным».
    Но что же это за «враждебные силы», от которых христиан защитил тогда покров Богородицы? В одних источниках говорится о нападении арабов на Константинополь в 910 г., в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих нападение неназванных «врагов» переносится в 911 г.
    Как мы уже отметили, блаженный Андрей (чья память празднуется Церковью 15 октября на следующий за Покровом день), стал особо популярен на Руси в XII в. Возможно, потому празднование в честь Покрова было установлено именно тогда. Большинство исследователей называют инициатором св. блгв. князя Андрея Боголюбского – первого великого князя не киевского, но уже владимирского, который не исключено и крещён в честь блаженного. Некоторые ученые допускают, что Покров был введён дедом князя Андрея – «благороднейшим архонтом России» Владимиром Мономахом.
    Как бы там ни было, а именно Андрей Боголюбский построил первый известный нам храм Покрова Божьей Матери. Тот самый – всемирно признанный шедевр православной архитектуры на р. Нерли.

    Вот она – самая красивая церковь на Земле
    Как мы уже писали, в XVI-XVII вв. Покров утвердился как «профессиональный праздник» запорожских казаков, полагавших себя земными заступниками земли русской, православной. Существует целый казацкий (а с передислокацией запорожцев на Кубань, перешедший в казачий) стиль написания покровских икон.

    Кубанская икона «Покрова Пресвятыя Богородицы с казаками»
    Так вернёмся же к вопросу: почему плату Богородицы предоставлена русскими людьми такая честь – стоять в ряду Великих православных праздников.
    Хочу в этой связи поделиться наблюдением замечательного православного публициста Варвары Зуевой: «Все праздники в честь Божьей Матери касаются ее земной жизни: Зачатие, Рождение, Введение в храм и т. д., вплоть до Успения. Праздник Покрова открывает перед нами завесу посмертной славы Богородицы, объясняет нам суть ее небесного жительства. Оказывается, Пресвятая Богородица предстательствует перед своим Сыном о всем мире, и в особенности о христианском роде. В истории царя Соломона предсказано это ходатайство. Исторические книги Ветхого Завета описывают такой эпизод: когда царь Соломон сидел во славе посреди своего дворца, к нему пришла его мать. Царь встал с трона, подвел мать за руку к своему престолу, поставил близ себя и сказал: «Проси, мать моя, я ни в чем не откажу тебе». Царь Соломон является одним из живых прообразов Царя Христа, и в данном случае отношение Соломона к матери раскрывает нам характер отношений между Христом и Богородицей. «Проси у Меня, Мать моя, — говорит Господь Богородице, — Я ни в чем не откажу тебе».
    На Руси же благодаря содействию благоверного князя Андрея Боголюбского празднование Покрова Божией Матери получило широкое распространение. Находящийся под особым покровительством Небесной Заступницы православный люд Святой Руси смог во всей полноте осознать и оценить истинное значение бывшего в Константинополе чудесного явления, и с 1165 года праздник Покрова стал общерусским».

    Самый знаменитый русский собор – тоже Покровский
    Димитрий Ростовский рассказывает, что во время своего тягчайшего испытания, когда на Царьград обрушился снег и не имевший крова блаж. Андрей, замерзая на улице, посиневший уже прощался с земной жизнью, он был чудесным образом обогрет и взят на небо. Там он, блаженный, удостоился чести видеть Самого Христа. А вот Богородицы не встретил. Как объяснили Андрею в Раю, «Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственной мир — помогать людям и утешать скорбящих».

    Покровская церковь в честь погибших русских воинов в Ужгороде
    Вот почему на всей Руси столь сильно почитание Божией Матери – на земле она нас утешает, а на Небесах покрывает.

    Покровский храм в центре Минска мысленно переносит на Нерль

  4. nova Ответить

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный,
    Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
    Величание в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
    “В Киево-Печерской Лавре ежесубботно читается на заутрени акафист Божией Матери и после него длинная-предлинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями и их мерзким каганом, другом бесов и сыном погибели. На кого составлена была греками и читается русскими эта молитва? На наших предков, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IХ веке! Не с ними, значит, душа и молитва русского духовенства и народа, а с православными чужестранцами, нашими отцами по вере”. Архиепископ Антоний (Храповицкий), 1916 г.
    Христианский праздник покрова стал отмечаться на Руси, как минимум, с 12 века. Но его официальные корни идут из события, произошедшего в Византии намного ранее. Хотя в церковных Великих Четьих Минеях нет точного указания на время события, но, согласно описанию Дмитрия Ростовского (17 век), это чудо произошло в правление Льва Мудрого (866-911). Но если брать за основу датировку из Брюссельской хроники, то чудо произошло в 860 году и при Михаиле III.
    Во время осады Константинополя в момент, когда враги уже почти одолели крепостные стены, люди собрались молиться о спасении в храме в Влахернской церкви. Это было 1 октября. И в четвертом часу ночи во время всенощного бдения Андрей Юродивый увидел Богородицу, которая сняла с себя омфор (покров) и держала его над людьми. И сиял он светом небесным.
    Враги отступили и люди посчитали, что это помощь Богородицы спасла город. Вот такое красивое предание о церковном чуде в основе праздника Покрова.
    Но! Существует несколько версий происходившего.
    Другая версия гласит, что покров Богородицы был опущен в воду в заливе, после чего поднялась буря и корабли русов были затоплены.
    В поздних описаниях считается, что на Константинополь напали сарацины, но у многих ученых есть немало вопросов так ли это было.
    И все же, византийские летописи говорят нам о русичах. А указание сарацинов, скорее всего было уже идеологическим ходом последующих правителей и попыткой переписать историю. Ведь та жестокость, которой отличались славяне-русичи пугала всю Европу. Патриарх Фотий во второй гомилии “На нашествие росов” так описывал нашествие и ужасы нападения росов:
    “Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга”.
    Клад. 6 век. Коллекция КИМ. Украина.
    Когда наступает период “дружбы и любви” с Константинополем, все “темные” пятна были вычеркнуты из летописей. А затем и вовсе уничтожены идеологами Российской империи под правлением Петра I и Екатерины II. Переписали многое, в том числе и те события, что стояли в основании праздника Покрова и случившиеся в Константинополе.
    Но константинопольская хроника нам может рассказать все еще многое. В частности о том, что набеги славянских племен на Византию начались намного раньше. С позиции археологических находок, одно из таких подтверждений хранится в киевском историческом музее. Это чаша и ложечка для причастия, найденная в кладе 6го века. Видимо она была привезена как военная добыча из Царьграда одним из русичей задолго до первого, зафиксированного в документах, военного похода. А таких походов-набегов было немало.
    Их официальное летописное начало, как раз и можно отнести к походу в 860 (861) году.
    Как сообщает нам т.н. “Брюссельская хроника” царствования византийских императоров, датируя поход русов 18 июня 860 года:
    “Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены”
    Эта запись уверенно выводит Киевскую Русь на историческую летописную арену. Вполне возможно, что этот поход возглавлял тот самый князь Киева варяг Аскольд. Ведь древний летописец называл их не только росами, но и Normannorum gentes.
    Ничего удивительного если знать, что путь в Византию для северян в то время шел через земли современной Украины. А раскопки показывают, что они не только путешествовали через эти земли, но и оставались тут навсегда, оставляя потомство и становясь неотъемлемою частью истории и генетики народа этой земли. Как затем и князья Рюриковичи не смогли пройти мимо этих удивительно прекрасных земель.
    Вот и получается, что норманы и росы вместе напали на 200 кораблях, «которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены, полностью побеждены и уничтожены».
    По другой версии это произошло в 910-930 годах при нападении на Царьград князя Олега.
    Может Покров Богородицы спас христиан византийцев от язычников россов и норманов? А впоследствии стал символом праздника в русских землях? Ох уж эта госпожа История, любительница подшутить.
    Интересный момент, что англоязычная вики, как и другие англоязычные сайты, сообщает напрямую, что Покров спас Византию от языческой армии руссов. И никаких сарацинов!
    Правда дата похода указанная византийскими хрониками 18 июня, не совпадает с датой празднования 1 октября. Но когда кто мешал в угоду политике в двенадцатом или семнадцатом веке перенести даты и подкорректировать участников события ради идеологии и политики, как это многократно происходило и происходит до сих пор?
    Например, князь Андрей Боголюбский, который считается основателем празднования Покрова в Руси, имел для подтасовки достаточно поводов. По мнению некоторых исследователей, он пытался выйти из-под влияния Византии. Даже в 1151 году хотел разделить церковь Руси на две метрополии, запросив константинопольского патриарха дать его вотчине городу Владимиру метрополию, независимую от Киева. Получив отказ от гордого Царьграда, почему бы не отомстить Византии и ненавистному ему Киеву русов злой шуткой? Ведь историю делают люди и их чувства и желания.
    Кроме того, местной церкви было выгодно создать христианский праздник, который сможет заместить языческий ритуал середины осени и перехода от тепла к холоду. Поэтому объяснялка о том, видение защитного Покрова Богородицы произошло именно 1 октября, могла быть создана и намного позже самих событий в византийском храме. Ведь иногда самые невероятные версии и оказываются истинными.
    Андрей Боголюбский основал и самый древний, а возможно и первый на Руси храм Покрова на Нерли датируемый сегодня учеными 1150-1190 г.г. Он был построен в ознаменование заступничества Богородицы через ее Владимирскую икону во время похода против волжских булгар в 1164 году.
    Сама икона, была написана по преданию святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым в юности обедал Спаситель со своей матерью и Иосифом. И увидев ее Богоматерь произнесла “Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!”. И, изначально, эта святыня была забрана Боголюбским в 1155 году из Вышгородского монастыря под Киевом, где он не захотел княжить.
    Также древнейшие изображения «Покрова» мы можем найти в Суздале на воротах Рождественского собора (13 в.) и в Пскове в Снетогорском монастыре (1313). Богородицкая церковь в Зверинце была построена и освящена в честь Покрова и монастырь стал называться Зверин-Покровский.
    То есть в 13-14 веке праздник Покрова уже был включен в православную традицию на Руси.
    У византийской церкви же есть своя версия, что праздник Покрова в Греческой Церкви был установлен 1 октября в память о святом Романе Сладкопевце, предполагаемом авторе акафиста Пресвятой Богородице. Событие, в честь которого установлено празднование, произошло в 518 году. Намного раньше легенды о нападении язычников руссов.
    Сегодня с наибольшим размахом и почитанием Покрова празднуется в Украине. Еще казаки Запорожской Сечи считали Матушку Богородицу их главной защитницей и поэтому часто отдавали часть своей военной добычи на постройку храмов в честь нее. И память об этом никуда не исчезла. Ведь культ Богородицы и праздников в ее честь был, да и остался основным в верованиях простого народа. Возможно это память о культе древней Богини Покровительницы еще дохристианских времен. Память о временах, когда женщина была не подчиненным патриархату бессловесным созданием, но воительницей, защитницей и богатыркой. Для меня это отголоски народной памяти о временах амазонок и сарматок. Хотя и сейчас украинских женщин нельзя назвать слабыми и беззащитными. История этих земель и генетическое наследство всегда дают о себе знать. И культ Великой Богини дает себя знать через века. Ведь законы номогенеза никто не отменял.
    Подведем итог. У нас есть несколько версии как появилось Покрова:
    -по инициативе Андрея Боголюбского в честь защиты Владимирской иконой Богоматери;
    -в память автора акафиста Богородице;
    -в память о видении блаженного Андрея и чудесном спасении византийцев от язычников руссов и норманнов ( или сарационов);
    И конечно же сама главная версия, что это праздник созданный адептами христианской религии, дабы «закрыть» более древний языческий праздник, ритуал перехода от тепла к холоду, праздник завершения полевых работ, начало женских посиделок связанных с рукоделием и изготовлением пряжи и ткачеством. Время женской магии Богини Пряхи, сплетающей нити судьбы влюбленных. Ведь именно в Покрова начиналось время свадеб длилось до Дмитриева дня, когда зима уже полностью вступит в свои права. А те, кто не обрел спутника, могут воспользоваться древними ритуалами Покрова.
    Но об этом в другой статье «Магия и ритуалы древнего праздника Покрова».
    Эжени МакКвин ©2016
    В группе ТЕЛЕГРАМ “Школа лунных мистерий Эжени МакКвин” вы можете принять участие в онлайн практиках, задать свои вопросы и получить рекомендации от самой Эжени.
    Для того, чтобы вступить в группу перейдите по этой ссылке.
    Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите Эжени МакКвин в Фейсбук.
    Самая древняя Галицкая икона Покрова.
    Магия и ритуалы британского Самхейна
    Магия и ритуалы древнего праздника Покрова
    12 заповетных пятниц Параскевы Пятницы
    Празднование пятницы “Мати божей купальницы”
    Тотемная магия защиты славян.
    Русалии. Праздник зеленых духов.
    Майское и Иваново дерево славянской традиции.
    Женские места силы Украины
    Женские места силы Киева. Тайны Софиевского Собора
    Красная нить – славянский оберег.
    Секс в средневековой Руси.
    Когда на самом деле отмечали новый год в Киевской Руси.
    Дневники ведьмы. Удивительные истории о женщинах магах.
    Поделиться интересной статьей в соцсетях

  5. L1nker_Z Ответить

    Удивительно, но праздник Покрова Пресвятой Богородицы, основанием которого стали события, произошедшие в Византии, не утвердился в Греции. Это особенно странно, потому, что греки, как православный народ, особенно чутки к подобным событиям в истории своих предков.
    А дело было так.
    В начале X века на Константинополь внезапно напали племена русичей. Городу грозило разорение и гибель многих его жителей. И вот 1 (14) октября, в воскресный день народ горячо молился об избавлении от внезапной напасти во Влахернском храме. Храм этот примечателен тем, что он специально был построен для хранения и молитвенного поклонения ризам Пресвятой Богородицы: Ее головному покрову (мафорию) и части пояса, перенесенным из Палестины в V веке.
    Итак, народ молился, и среди народа был один человек – тоже славянин (русич) по рождению, но попавший в плен и проданный затем в рабство византийцу Феогносту. Этот славянин был святой Андрей Христа ради юродивый. И вот во время всенощного бдения, примерно в четвёртом часу утра он увидел идущую по храму как бы по воздуху в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу в сопровождении святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
    Невольно обращает на себя внимание, тот факт, что именно два святых Иоанна сопровождали Пресвятую Владычицу. Ведь это имя (Иоанн) впоследствии и стало «самым русским» из всех имён. Как будто с самого начала событие это каким-то неуловимым и тончайшим образом было связано именно с нашим народом. Как будто две стороны, два характерных свойства славянской души обозначили своим присутствием эти великие святые: безраздельную любовь к Богу — «апостол любви» Иоанн Богослов — и аскетичность, многотрудность славянской жизни — пророк Иоанн Креститель.
    Между тем святой Андрей увидел как Пресвятая Богородица вошла в Алтарь, сняла с головы Своей сияющее покрывало, распростёрла его над молящимся народом и сама стала молиться со слезами ко Господу о прощении и защите православного народа от всяческих бед и напастей.

    Видение продолжалось довольно долго и, может быть, желая вполне удостовериться в его подлинности, святой Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Святые Андрей и Епифаний долго ещё смотрели на молящуюся Владычицу мира, а когда Она удалилась, через некоторое время исчезло и покрывало. Но в тот же день войска русичей сняли осаду и покинули приделы Константинополя.
    Это было чудо особого заступничества Пречистой Владычицы за христианский народ!
    Странно, но в Греции это событие так и не было запечатлено Церковным торжеством и это два столетия спустя было с изумлением отмечено русским князем Андреем Боголюбским. Обратив внимание на описанный эпизод в житии своего небесного покровителя, благоверный князь сказал: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
    И был на Руси установлен один из самых любимых и чтимых до сих пор праздников – Покров Пресвятой Богородицы. И в этом, несомненно, есть тоже глубокий, таинственный смысл, указание на сокровенную связь нашего народа с Божьей Матерью. Ведь невозможно принудить праздновать как-то особенно именно тот или иной праздник, да и не насаждал никто специально, я думаю, такое почитание. Просто сам народ чутко откликнулся на событие многовековой давности не как на историческое событие, а как на живую реальность милосердной любви, являемой Пресвятой Владычицей; как на вечную реальность Её божественного, духовного Покрова, распростёртого над многострадальной, мятежной, горько кающейся, но и чуткой к чистоте и святости – славянской, русской душой.
    Только этой незримой, но явственной связью и можно объяснить непреходящее значение этого Праздника для нашего народа. Значение, которое не смогли перечеркнуть и упразднить ни века монгольского ига, ни перевороты и крутые реформы оевропеившихся монархов, ни десятилетия насильственного безбожия… Всё прошло, а русская душа осталась под светлым Покровом Пречистой и чувствует этот Покров и нуждается в нём, а Матерь Божья, зная сердцем эту горячую, живую нужду, не оставляет нас, убогих и сирых.
    Праздник этот обычно приходится на «природное» начало зимы. И как-то очень по-русски чистота первого снега, покрывающая грязь и слякотную распутицу осени, первая благословенная тишина морозного, снежного дня ложится на сердце напоминанием о святой чистоте и тишине благодатного Покрова, который простирает над молящимися Пресвятая Владычица Богородица.
    Читайте также:

    Покров Пресвятой Богородицы

  6. Morn Ответить

    Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.
    Что же происходило в 910 – 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле – Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.
    Иногда сарацины контратаковали и отбирали имперские земли, — в общем, шла затяжная вялотекущая война. Империя не слабела, но как-то топталась на перепутье: стратиоты – свободные крестьяне-ополченцы, основа армии – разорялись и теряли способность служить; катафракты – броненосная конница рыцарского типа – еще не стала решающей силой. Столичная аристократия прожигала жизнь – и свою, и чужую. Православная Церковь в это время проводит активную и мудрую миссионерскую деятельность в славянских землях, распространяет и Веру, и культуру.
    Современному человеку трудно понять, чем была для остальной Европы византийская культура, не с чем сравнить. Грамотность на территории нынешних Франции или Германии была редким явлением даже среди знати (Карла Великого с трудом научили читать только в сорок лет!), настоящих городов почти не было, дороги и гигиена весьма условные. Восточные славяне, наши с вами предки, вообще были настоящими дикарями, «зверинским обычаем живяху». Приехавший в Ромейскую Империю гость из европейской глубинки всю оставшуюся жизнь не мог придти в себя от изумления. Чистые, ухоженные города с канализацией и водопроводом, сеть удобных и ровных дорог, почта, похожие на дворцы общественные бани, грамотное население и всесторонне образованная аристократия, словом все, что называется «цивилизация».
    О событиях 910 – 911 годов рассказывают несколько византийских летописей, по-гречески «хронографов». Перед нами в деталях раскрывается жизнь Влахернского дворца, отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов… Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.
    Все-таки было одно событие, которое могло вызвать тревогу в городе и дворце. Где-то около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.
    В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.
    Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасный подвиг – крестить русских дикарей-язычников, учить их читать, писать и просто жить по-человечески, а не «зверинским обычаем». С тех пор и хранит православную Русь простертый над ней Покров Пресвятой Богородицы, а забытый греческой Церковью праздник стал на Руси одним из любимых.
    Сергей Марнов

    Покровские храмы Руси

    Протоиерей Алексий Уминский
    Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России.

    Покров Богородицы. История праздника

    В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Богородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX в., во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа.

  7. Б А Г И Р Р А Ответить

    “Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняем Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему, взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи сына твоего, Xриста Бога нашего, спасти души наши”. Этот тропарь празднику Православного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Православная Церковь празднует его 14 октября. Во время всенощного бдения во Влахернском соборе, где хранилась риза Пресвятой Богоматери, Ее омофор и часть пояса, молились святые Андрей и Епифаний. Обычно они оставались на службах сколько достанет сил. И вот в четвертом часу ночи, как повествуется в житии блаженного Андрея, он увидел Величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживали святой Иоанн Предтеча и святой апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах предшествовали Ей и многие следовали позади, воспевая гимны и духовные песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный Андрей подошел к Епифанию и спросил: “Видишь ли Госпожу и Царицу мира? ” – “Вижу, отец мой духовный”, – отвечал тот.
    И вот видят святые, что преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Xриста принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению: “Царю Небесный, приими всякого человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Сего тощ и неуслышан”. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ.
    По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей, и, держа его, с великой торжественностью распростерла над всем стоящим народом.
    Есть мнение, что святой Андрей был выходцем из славян. Потому дивное событие это нашло такой отклик в сердцах благочестивых предков наших. В России праздник в честь Покрова Божией Матери был установлен в начале XII века святым князем Андреем Боголюбским. Он в 1165 году построил посвященный этому празднику ныне всемирно известный храм Покрова на Нерли.
    В Новгороде примерно с того же времени существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. В Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери, известный нам как храм Василия Блаженного, который на самом деле только подвизался здесь. Знаменательно, что храм этот строился во ознаменование окончательного соединения всех земель русских. Потому храм состоит из нескольких пределов, как бы олицетворяющих земли русские, где всюду возносится Бескровная Жертва и молитва к Господу нашему Иисусу Xристу. Покровский собор на Красной площади строился вскоре после завершения трехсотлетнего владычества над Русью татаро-монголов, и благочестивым предкам нашим было ясно, что не человеческими усилиями, а милостью Божией совершается жизнь наша. Потому название храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы как бы призывало Ее Заступничество на все земли русские.
    Этот день отмечен также празднованием многочисленных чудотворных икон Божией Матери – Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской. ХРАМ Покрова на НЕРЛИ- история возникновения

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *