Какие черты развития культуры в первые послевоенные десятилетия?

4 ответов на вопрос “Какие черты развития культуры в первые послевоенные десятилетия?”

  1. Grandis Ответить

    Послевоенный период характеризовался:
    огромными разрушениями памятников искусства и учебных заведений;
    тысячи ценных экспонатов было вывезено из страны;
    на войне погибло много выдающихся деятелей культуры;
    была нехватка в опытных специалистах;
    партия и государство проводят идеологию борьбы, направленной против буржуазной культуры, дана единая направленность на проведение марксистской линии в литературе, искусстве и науке.
    Оценка культуры с позиции политических взглядов и убеждений привела к глубокой деформации в культуре.

    Образование и наука

    В системе образования произошло реформирование:
    введено семилетнее обязательное обучение, которое преобразовалось постепенно в восьмилетнюю политехническую школу;
    развитие получили школы рабочей молодежи и ремесленные училища, акцент делается на подготовке рабочих;
    открываются десятки новых вузов, чтобы обеспечить народное хозяйство специалистами;
    проводится антирелигиозная пропаганда, вводится атеистическое воспитание.
    Восстанавливаются научные исследовательские центры. Взят курс на научно-техническую революцию. Появляются новые отрасли – ядерная физика, ракетно-космическая промышленность, атомная энергетика.

    Литература и искусство

    Победа в войне оказала воздействие на тематику литературных произведений. Однако, произведения конца сороковых годов, претерпевая жесткую цензуру, искажают события, провозглашают культ Сталина.
    Диктат партии прослеживается и в киноискусстве. Продолжаются указания – кому, как и о чем снимать.
    В музыке набирает обороты борьба с формализмом. Жесткие предписания чувствовались и здесь. Произведения известных сегодня композиторов тогда критиковались и запрещались.
    В изобразительном искусстве и скульптуре доминирует военная тематика. Постепенно акцент переносится на бытовые сцены. Художники начинают изображать мирный труд.
    Все процессы, происходящие в культуре в послевоенный период, продолжают контролироваться государством и партией.

  2. (тут должн быть никнейм) Ответить

    В 1946 г.по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в1940 г. – 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерствовысшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки ивысших учебных заведений.В 1946 г. советскоеправительство значительно увеличило расходы на науку, они в 2,5 разапревысили расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академиинаук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы – в Казахстане, Латвии и Эстонии.Вторая половина 40-х годов было временем организации целой сериинаучно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фондсоветской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительнойтехники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики,Институт атомной энергии и многие другие. В то же время, продолжалисуществовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся всистеме МВД СССР.Война и репрессии30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е – начале 50-хгодов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим и среднимобразованием. Лихорадило высшую школу, которая испытывала острый недостаток вквалифицированных кадрах. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования вСССР, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителями преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенноувеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была нижедаже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей былиподготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах поукороченной программе. Несмотря на все это, страна перешла на всеобщеесемилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привеловпоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства,но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренногонаучно-технического развития общества. В 40-е – начале 50-х годов советскаянаука и техника достигли ряда успехов, прежде всего в области физики, химии,точной техники, но все они, в основном, были нацелены на военные нужды,способствовали наращиванию военной мощи первого в мире “социалистического”государства. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследованияв области химического и бактериологического оружия.В то же времяотрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жестокомунажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношениистали гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками,противоречащими законам материализма. Это привело к сильнейшему отставанию СССРв этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессияВсесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), накоторой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольноеположение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Лысенко,обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро ибез серьезных капитальных вложений.Если в развитииточных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственногоаппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали просто катастрофой.За первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках не появилось ни одногосколько-нибудь серьезного достижения, а в области литературы и искусства ниодного сколько-нибудь выдающегося произведения.Давление и контрольна науку и искусство со стороны партийно- государственного аппарата быливелики. Художественные и научные установки были не приоритетом творческойинтеллигенции, а “привносились в жизнь” с высоких трибун, после чегостановились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по философии принялучастие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. иполитэкономии 1951 г. – сам Сталин. Все это вело к постепенной деградациигуманитарной науки в СССР.Также отрицательнона развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе скосмополитизмом, которая развернулась в конце 40-х – начале 50-х годов. Цельюее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер междусоветским народом и достижениями культуры западных стран. Поэтому удар былнанесен по той части советской интеллигенции, которая стремилась показатьдостижения Запада более объективно, чем это допускалось в правительственн
    ыхкругах. В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглисьрепрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку.Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелейлитературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейногоуровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскуюдействительность искусства.

  3. Blademoon Ответить

    в 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. – 2,3 в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. в 1946 г. всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в министерство высшего образования , в 1950 г. в цк вкп(б) был организован отдел науки и высших учебных заведений.
    в 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы на науку, они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года. в этом году были восстановлены академии наук украины, белоруссии и литвы, созданы – в казахстане, латвии и эстонии. вторая половина 40-х годов было временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. среди них были институт точной механики и вычислительной техники, институт радиотехники и электроники, институт прикладной , институт атомной энергии и многие другие. в то же время, продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе мвд .
    война и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е – начале 50-х годов советский союз имел огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. лихорадило высшую школу, которая испытывала острый недостаток в квалифицированных кадрах. трудности, с которыми столкнулась сфера образования в , были решены за счет понижения образовательного уровня. хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми . большинство школьных учителей были подготовлены на курсах или в учительских институтах по программе. несмотря на все это, страна перешла на всеобщее семилетнее образование. понижение общеобразовательного уровня впоследствии к кризисным явлениям в науке и советского государства, но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества. в 40-е – начале 50-х годов советская наука и техника достигли ряда успехов, прежде всего в области , , точной техники, но все они, в основном, были нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи первого в мире “социалистического” государства. в 1949 г. в была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области и бактериологического оружия.
    в то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жестокому нажиму и даже запретам. наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками, противоречащими законам материализма. это к сильнейшему отставанию в этих отраслях. в августе 1948 г. была проведена печально известная сессия всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. в.и.ленина (васхнил), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в . монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.
    если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали просто катастрофой. за первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения, а в области и искусства ни одного сколько-нибудь произведения.
    давление и контроль на науку и искусство со стороны партийно- государственного аппарата были велики. художественные и научные установки были не приоритетом творческой интеллигенции, а “привносились в жизнь” с высоких трибун, после чего становились непреложными истинами. в 1947 г. в дискуссии по философии принял участие член политбюро цк а.а. жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и 1951 г. – сам сталин. все это вело к постепенной деградации гуманитарной науки в .
    также отрицательно на развитии науки, и искусства сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х – начале 50-х годов. целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран. поэтому удар был нанесен по той части советской интеллигенции, которая стремилась показать достижения запада более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. в результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность искусства.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *