Какие достижения византийской культуры вошли в мировую культуру?

13 ответов на вопрос “Какие достижения византийской культуры вошли в мировую культуру?”

  1. Ceginn Ответить


    Тема: Культура Византии и её вклад в мировую культуру
    Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
    Тип: Контрольная работа | Размер: 23.16K | Скачано: 83 | Добавлен 30.05.10 в 16:03 | Рейтинг: +27 | Еще Контрольные работы
    Вуз: ВЗФЭИ
    Год и город: Пенза 2010

    ПЛАН.

    ПЛАН. 2
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    I. Историческое развитие Византии. 5
    II. Культура Византийской империи. 8
    1. АРХИТЕКТУРА. 8
    2. ЖИВОПИСЬ. 9
    3.ЛИТЕРАТУРА. 11
    4. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 13
    5. ФИЛОСОФИЯ. 15
    6. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. 17
    III. Вклад Византии в мировую культуру. 18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
    Библиографический список. 20

    ВВЕДЕНИЕ.

    Византия – одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие мировой культуры. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры.
    То государственное образование, которое позднее историки стали называть Византией, возникло в результате раздела Римской империи в 395 г. между сыновьями Феодосия Великого на восточную и западную части. В состав Восточной Римской империи первоначально вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе. Такое географическое положение предопределило связь Византийской цивилизации с двумя различными мирами — Востоком и Западом. Здесь пролегали важнейшие торговые пути — сухопутный и морской «шелковый путь» в Китай и «путь благовоний» — через Аравию к портам Красного моря. Персидскому заливу и Индийскому океану. Затем границы неоднократно менялись, были несколько десятилетий существования Латинской империи, восстановление власти православных монархов, потом войны с османами, завершившиеся падением Константинополя в 1453 г.
    Обособление восточной части Римской империи вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.
    Столицей Византии на протяжении всей её истории был основанный в 324-330 гг. Константинополь, один из крупнейших городов средневекового мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. С этого времени государство постепенно утрачивало земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.
    Смещение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества.
    Территория Византии превышала 750 тыс. кв. км. Это были преимущественно области с высокой земледельческой культурой. Было развито скотоводство. Также Византия была богатой природными ресурсами.
    В ранний период этнический состав населения Византийской империи отличался большой пестротой. Наиболее многочисленную часть ее населения составляли греки. Греческий язык стал самым распространенным, а греки – фактически господствующей народностью.
    Название «Византийская империя» (по городу Виза?нтий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской», «ромейской».

    I. Историческое развитие Византии.

    Византия отнюдь не была каким-либо историческим феноменом. Она не являла собой пример отклонения от общих закономерностей развития человеческого общества. В течение своей тысячелетней исторической жизни, казалось бы, столь длительной, но вместе с тем столь краткой в общем ходе мировой истории, Византия прошла те же основные стадии общественного прогресса, что и многие другие страны средневекового мира. Ей были знакомы крушение рабовладельческого общества, рождение, расцвет и упадок феодального строя.
    Но в Византии общественное развитие принимало специфические формы, имело свой неповторимый колорит. В этом ярком своеобразии, отличавшем Византию от соседних с ней государств Европы и Азии, быть может, и таится та притягательная сила, которая влечет к ней исследователей.
    Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало империю как бы средостением между Востоком и Западом. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб, как Востока, так и Запада.
    От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. Реформы связаны в основном с обороной и преимущественно греческой культурой страны. С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные восстания и борьба за императорский трон.
    В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов. Несмотря на коррумпированную систему управления и очень высокие налоги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе.
    Роль Византии и ее политический престиж, естественно, менялись в течение тысячелетнего существования империи. Византийское государство переживало периоды взлета и падения, расцвета и упадка.
    В истории Византийской империи отчетливо вырисовываются три периода в соответствии с ее внутренним развитием и той ролью, которую это государство играло в международной жизни средневековья.
    Первый период охватывает три с половиной столетия — с IV до середины VII в. В эту эпоху Византия, непосредственная преемница Римской империи, сохраняет еще ореол мировой державы. Во внутренней жизни византийского государства это было время изживания рабовладельческих, античных порядков, главным оплотом которых являлся полис. Крушение античного полиса в такой же мере отделяло новый, феодальный период от старого, рабовладельческого, как и арабский, славянский и лангобардский натиск.
    VII столетие принесло с собой кардинальные сдвиги в истории Византии: упадок полиса-муниципия, временное ослабление государственной власти, перенесение центра общественной жизни в деревню, а культурного центра — в монастырь. Наступило средневековье. Второй период начинается с середины VII и продолжается до начала XIII в. Византия в это время стала по преимуществу греческим, а в XI—XII вв. — греко-славянским государством. Несмотря на территориальные потери, она оставалась одной из могущественных держав Средиземноморского бассейна. Для социально-экономических отношений этой эпохи характерно преобладание деревни в жизни общества. Доминантой общественных процессов стало вызревание вотчинной (сеньориальной) формы эксплуатации крестьянства и формирование феодальных институтов.
    Начало последнего периода истории Византии совпадает с латинским завоеванием и раздроблением империи на отдельные государства.
    Временное и неполное воссоединение греческих земель после полустолетних войн с латинянами не привело к возрождению былого могущества Византийской державы. Покинутая союзниками, раздираемая внутренними смутами, Византия была отныне обречена на безнадежную, неравную борьбу с могучей Османской империей — борьбу, трагически завершившуюся в середине XV столетия. Третий и последний период византийской истории характеризуется разложением феодальных порядков; робкие ростки предкапиталистических отношений, пробивавшиеся здесь и там, гибли, однако, в условиях торжества феодальной реакции, итальянского экономического засилья и османской военной угрозы.

    II. Культура Византийской империи.

    1. АРХИТЕКТУРА.
    Средние века были временем расцвета феодального строя с типичным для него господством класса землевладельцев, внеэкономическими мерами принуждения, преобладанием натурального хозяйства, слабым развитием товарного производства и, как следствие этого, политической раздробленностью. Особенности феодального строя сказались и на его архитектуре. В эту эпоху постоянных войн много внимания уделялось строительству крепостей, и военная архитектура средневековья дала много нового по сравнению с античностью. В это время появились такие детали, как боевые парапеты с зубцами и бойницами, бойницы, простые и навесные, закрытые оборонительные балконы, дозорные вышки и т.п. Были выработаны новые приёмы защиты крепостных ворот при помощи дополнительных укреплений и созданы основные типы крепостей, замок, находящийся в горной или равнинной местности, городская крепостная стена и укреплённый монастырь.
    Монастыри, широкое распространение которых также было одной из особенностей средних веков, нуждались в укреплениях и в силу того, что в их стенах нередко хранились большие богатства, и потому, что они строились не только в городах, но и вдали от них, и должны были в военное время служить убежищем для окрестного населения. Кроме того, монастыри, особенно в раннем средневековье, имели значение культурных центров. В них хранились и переписывались книги, велись хроники (летописи), содержались школы. В тех случаях, когда монастыри возникали в слабозаселённых местностях, они содействовали распространению сельского хозяйства, а возведение монастырских зданий, в особенности каменных церквей, способствовало появлению новых строителей и художников.

    2. ЖИВОПИСЬ.

    Живопись той поры на протяжении своего более чем двухвекового существования выработала единый стиль, первоначально более живописный, позднее более графичный. Влияние этого искусства было очень значительным не только во всех уголках византийского мира, но и за его пределами. Если в искусстве более раннего времени господствовал плоскостный принцип композиционного построения, то в памятниках пелеологовского времени явно ощущается тенденция к объемности. Эта тенденция сказывается в многоплановости построения сцен с использованием первого плана как своеобразной сценической площадки, имею щей сложный архитектурный задник с переброшенными от одного здания к другому драпировками. Действующие лица, выдвинутые на передний план, изображаются в порывистом движении. Позы их разнообразны. Одежды с непринужденно падающими складками свободно облекают фигуры и подчеркивают их движения. Диагонально уходящие вглубь причудливые архитектурные сооружения как бы вторят мотивам переднего плана и придают им дополнительную впечатляющую силу. Пространственное построение композиции приобретает в византийской живописи более целостный характер, чем прежде. Вместе с тем гораздо свободнее и объемнее строятся многофигурные сцены, широко используется красочная лепка, усиливающая пластическую выразительность. Краски мягкие, богатые оттенками. Сцены приобретают бол ее свободный и живой характер, значительно расширяется число сюжетов за счет включения наиболее жизненных, заимствованных часто из апокрифической литературы. Отчетливо намечается стремление к жанровости, к передаче ситуаций, способных воздействовать на эмоциональное восприятие зрителя.
    Вместе с тем даже на этом этапе своего развития византийское искусство остается по существу спиритуалистическим. Ощущению нереальности изображения способствует не только некоторая плоскостность и условность построения, но и отсутствие единства точек зрения. Отдельные предметы, здания, части фона, аксессуары показаны каждый по-своему. Художники умело используют множественность точек зрения для композиционных целей.
    Все эти черты в полной мере выражены в мозаиках и фресках церкви Хоры. Сцены из жизни Христа и богоматери иллюстрируют темы, почерпнутые в своем большинстве из текста священного писания и апокрифических евангелий. Эти сюжеты дали художникам благодатную возможность для передачи широкой гаммы движений, ситуаций и чувств. Драматизм и мягкий юмор, жестокость и нежность переданы в этих мозаиках с равной мерой совершенства.

    3. ЛИТЕРАТУРА.

    Античные традиции были сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии. Поэты того времени пересказывают античные мифы. О народном творчестве судят по церковной литературе того времени. лириком этого периода был Роман Сладкопевец. Появились эпические песни о борьбе с врагами, о героизме защитников. Борьба народа против феодальной эксплуатации находила отражение в устном народном творчестве. Представители богословской литературы: Косма Магомский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит. Патриарх Фотий (ок.810-890) создает сборник «Мириобиблон», состоящий из аннотаций к 280 античным и ранневизантийским произведениям с комментариями. Народное творчество испытало влияние славянской колонизации.
    В период Македонской династии (842-1057) и династии Комнинов (1057-1204) литературная жизнь переживает оживление. Её представители – Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам господствующей элиты. особенностью общественной жизни было развитие городов, что предопределило и большую роль их светской жизни. Виднейший представитель придворной литературы – Михаил Пселл, перу которого принадлежали труды по истории, богословию, математике, он автор стихов, од, эпиграмм. Феодор Продорм (1100-1170) использовал в произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат роман в стихах «Роданфа и Досикл», поэма «Война мышей и лягушек». Широкое распространение в придворных кругах получили стихотворные романы с обилием цитат и напыщенным стилем.
    В этот период появляются произведения, отражающие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп городского населения. талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» о нравах и обычаях Византии.
    При династии Палеологов, последней в истории Византийской империи. (1261-1453), византийская литература не потеряла своего своеобразия. Сложившиеся формы византийской культуры полнее и глубже, чем предшествующий период, перерабатывали и ассимилировали внешние влияния. Представители литературы этого времени – Никифор Григора, Лапиф, Акиндин, придворные поэты Мануил Олабол и Мануил Фил. Дошли до нас романы «Илиада» Гермониака, «Ахиллеида» и другие. Мануил Хрисолор, Плифон, Вассарион Никейский являются представителями течения, сходного по типу с отношением к классическому наследию первых итальянских гуманистов.
    Культурная жизнь византийского общества приобретает новые очертания: формируется самосознание ромеев как средневековой народности, имеющей единый греческий язык и богатое культурное прошлое. Преемственность античной и средневековой культуры нашла выражение в философии Михаила Пселла, который защищал необходимость изучения античного наследия и отбора из него тех положений, которые согласуются с христианскими догмами, фактически отстаивал необходимость синтеза античного и христианского воззрений.

    4. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.

    В Византии в начале Средних веков было больше образованных людей, чем в западной Европе. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла. Обучались в школах дети богачей. В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Здесь же было создано высшее медицинское училище
    Географы умело чертили карты стран и морей, планы городских кварталов и застроек, что было для Запада еще недостижимым. В IV в. здесь работали крупные математики, исследователи в области астрономии и астрологии. Составленная медицинская энциклопедия включала в себя 70 книг.
    После утверждения христианства в качестве государственной религии лучшие представители науки подвергались гонениям, уничтожались научные центры, закрывались школы, монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные высшие духовные школы. Наука становится богословской. Имелся ряд научных трудов по истории, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса. В IX в. восстановлена высшая школа в Константинополе.
    В XI-XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе возрождается университет – центр образования для всей империи. На юридическом факультете изучали римское право, латынь, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи сурово пресекались государством и церковью. Х в. связан с созданием произведений энциклопедического характера. При императоре Константине VII Багрянородном (913-959) изданы историческая, сельскохозяйственная, медицинская и ветеринарная энциклопедии. Была составлена литературная энциклопедия, содержащая около 30 тыс. статей, расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных религий, биографические заметки, цитаты и т.п. материалы. Труды ученого и писателя XI в. Михаила Пселла автор «Хронографии», жизнеописаний императоров, дают богатый материал для изучения истории византийской культуры. Работа М.Пселла «квадриум» – обзор курса светского образования, включающего четыре предмета: арифметику, геометрию, астрономию и музыку, переведена на латинский язык; повлияла на развитие математики в Западной Европе.
    В области медицины в этот период развивались исследования по фармакологии, уходу за новорожденными детьми, свойствам пищи. Представлены сочинения о животных и птицах. В области исторических наук произведения носили характер мемуаров и хроник. На XI-XII вв. приходится наибольшая интенсивность философский дискуссий. Ведущие представители М.Пселл и Иоанн Штал пытались отделить философию от богословия, хотя и оставались на позициях идеализма.
    В XIIIв. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204-1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Период характеризуется спадом в развитии ее культуры.

    5. ФИЛОСОФИЯ.

    Философская мысль поздней Византии отразила всю сложность социально-экономической и политической жизни империи в XIII—XV вв. Интерес к философии в это время был характерен для широких слоев византийской интеллигенции, как светской, так и духовной. Образованные византийцы привыкли гордиться перед «варварами» своей непревзойденной культурой, покоящейся на античном наследии.
    Первый этап развития поздневизантийской философии, примерно до 1340 г.,2 характеризуется еще сохранявшимся у образованных византийцев представлением об их превосходстве над латинянами Запада в сфере религии и философской мысли. Наиболее видными философами в это время были Никифор Влеммид, Феодор Метохит, Никифор Хумн. Начинал свою деятельность тогда и Никифор Григора. Эти философы стремились соединить данные. добытые античными науками, в единое целое. Это было время увлечения астрономией, физикой. Научным центром была в этот период более свободная от экономического влияния Запада Фессалоника.
    Развитие поздневизантийской философии с 40-х годов XIV в. до начала 20-х годов XV в.3 характеризуется распространением упадочнических настроений, выразившихся в безразличии к окружающему, в стремлении к религиозно-созерцательной жизни и к мистике (исихазм). Передовые мыслящие люди Византии, очевидно, сознавали серьезную опасность распространения таких настроений и вступили в отчаянную полемику с исихазмом. Философы стали богословами по преимуществу. Философско-богословские споры раскололи на два лагеря крупнейших мыслителей поздней Византии. Прогрессивные для того времени тенденции защищали Варлаам, Акиндин, Никифор Григора, братья Димитрий и Прохор Кидонисы; на противоположной стороне находились вождь исихастов Григорий Палама, Николай Кавасила, Феофил. Исихасты стали победителями, поскольку их победе способствовали иноземная интервенция и разгром народного движения 40-х годов XIV в. Передовых людей Византии постигло глубокое разочарование.
    С третьего десятилетия XV в. началась последняя стадия развития поздневизантийской философии. Гибель Византии казалась уже неминуемой. Защитники греческой самобытности уже не видели внутри Византийского государства и общества живительных сил и считали единственным спасением обращение к эллинству. Выявилось стремление к полному отрицанию всех византийских традиций. Центром этого движения стала Мистра. Философы стремились к воскрешению «эллинского духа», эллинской доблести, эллинской науки и мировоззрения; в мудрости Платона, который создал учение о «наилучшем обществе», хотели обрести спасение.
    Что же понимали в поздней Византии под словом «философия»?
    Занятием философией в это время считали вообще любое, даже беспочвенное, умствование по любому поводу, если только рассуждения основывались на цитатах из сочинений античных авторов, а также отцов церкви и библии.

    6. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

    В представлениях людей XIV—XV вв. богословие являлось наукой, более важной, чем точные науки того времени. Если признать, что наличие бога, управляющего миром, является незыблемым фактом, то, разумеется, познание этого начала являлось обязательным и даже решающим для человеческого разума. Церковь учила, что бог непостижим, т. е. его нельзя познать обычными чувствами, но она внушала, что именно разум подтверждает наличие бога и что, напротив, атеизм свидетельствует об отсутствии разума. Однако в то же время церковь провозглашала, что «мудрость мира сего является безумием перед богом».
    В IV в. государственной религией в Византии было признано христианство, но она оставалась еще полуязыческой страной.
    Утверждение христианства встречало сопротивление, в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии.
    С течением времени возрастали противоречия между западной (католической) и восточной (православной) церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В XI в. произошел раскол следствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отъединилась не только сама Византия, но и ее преемница по религии — Россия.

    III. Вклад Византии в мировую культуру.

    Итак, в X-XII вв. в искусстве Византии сложилась классически стройная художественная система, устойчивый иконографический канон спиритуалистических образов, стабильная иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав культуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии в различные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном для искусства православного мир. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока.
    Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы. Византийское искусство не только многократно оживляло западное, на его основе взошло и расцвело искусство Болгарии, Сербии, Древней Руси. Вместе с тем оно оказало значительное влияние на формирование итальянского Ренессанса, внесло крупный вклад в становление культуры реформационной Европы.
    После IV крестового похода (1204г.), приведшего к падению Константинополя, Византия фактически превратилась в аграрно-сырьевой придаток итальянских городов. Реальным наследием византийской эпохи стало становление греческого народа и новогреческого языка, культурно-религиозной общности православного мира.
    Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Византийская империя просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, но была таки завоевана в XIV в. турками-сельджуками. Несмотря на свое исчезновение, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы развития и направления культуры перешли к соседним государствам, и характерно то, что средневековая Европа развивалась на основе достижений последней. Византийскую империю, с полным правом можно назвать «вторым Римом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира (скажем создание крупнейшей правовой кодификации всех времен – свода законов Юстиниана) ничем не уступает самой Римской империи.
    Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Византийская церковь — мировым центром православной веры. Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыграла в Средние века.
    Византийским переписчикам мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бежавшие после турецкого завоевания из Византии в Италию, стали там учителями греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, который был школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии простиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические моменты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.

    Библиографический список.

    Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1985.
    История Византийской империи. Васильев А.А. – М., 2008.
    Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.
    Культурология. Учебное пособие / Под ред. проф. Марковой А.Н.. – М., 2000
    Лазарев В.Н. Византия и древнерусское искусство, М., 1978
    Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.
    Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988.

  2. Anahuginn Ответить

    Иконопись
    Византийские иконы была крупнейшим достижением в восточно-христианской ортодоксальной цивилизации. Она не только легла в основу ряда национальных культур, но и оказала влияние на католические страны – Италия, в частности, Венеция, находилась под влиянием ромеев.
    Развитие жанра изобразительного творчества можно разделить на несколько периодов:
    – доиконоборческая эпоха;
    – иконоборство;
    – постиконоборческий период.
    Первый период расцвета византийской иконописи сохраняет черты античности, которые вытесняются в ходе поиска изобразительного языка, способного перенести суть христианских догматов и религиозного учения в плоскость художественной графики. Исчезает натурализм, иконы теряют индивидуальные черты, становятся более схематичными.
    Развитие изобразительного искусства было остановлено под прессингом иконоборчества, утвердившегося в качестве официальной идеологии на целое столетие. В это время иконопочитателей преследовали, многие иконописцы были вынуждены сменить родное государство на соседние страны, где продолжали свою работу.
    Ренессанс в создании икон начался в XX веке, а подлинный расцвет наступил ближе к закату Византийской империи. Для этого периода характерно усложнение цветовой гаммы, возвращается натурализм; изображаемые фигуры приобретают индивидуальность, они становятся более воздушными, иконопись в целом приобретает черты маньеризма (Двенадцать апостолов, Сошествие Христа в ад).
    Мозаика
    Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X в. утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

  3. Doulabar Ответить


    Основные достижения Византийской культуры
    Когда историки говорят о могуществе и влиянии империи, обычно они имеют в виду политическую составляющую. Римляне известны достижениями в области военного искусства, теории государства и права. Системы и нормативы, разработанные ими во время господства, лежат в основе большинства современных развитых государств. Совсем иначе с восточными римлянами – едва ли при упоминании Константинополя кто-то вспоминает византийское право и принципы гражданственности. Влияние этой цивилизации более глубокое – эстетическое и религиозное.
    В эпоху своего расцвета Восточная Римская империя называлась «Ромейской» (по греч. ромей — римлянин). Византией ее начали именовать гораздо позже, взяв за основу первоначальное название столицы – Константинополя.
    Формирование основ
    Культура Византии является наследницей культуры Римской империи – ромеи заимствовали оригинальные концепции и достижения античного мира в области права, изобразительного искусства, музыки и архитектуры. Но географическое расположение государства, его торговые связи и особенности миграции народов, открыли национальные границы для влияния Востока. Этот симбиоз исторического прошлого античного периода и варварского окружения послужил основой для формирования совершенно особенного образования.
    Периодизация
    История этого государства напоминает маятник. Расцветы сменялись падениями, провоцируемыми внешним воздействием или внутренними междоусобицами. Схематично, можно выделить следующие периоды:
    IV — VII вв. — начало формирования собственной идентичности: борьба античного наследия и христианского богословия;
    начало VIII — первая половина IX в.период экономического и культурного спада, вызванного междоусобными конфликтами;
    вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на территории всего царства;
    XI — XIIвв. — два века величайшего расцвета – именно в этот момент мозаика и иконопись приобретают свою наиболее завершенную форму;
    XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами, спад влияния с периодическими попытками восстановить могущество;
    XIV — начало XV в.— кризис и падение. Завоевание османами.
    Если сделать деление более условным, то можно ограничиться всего двумя этапами: ранним (V– начало IXвв.) и поздним (IX-XVвв.).
    Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада. По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным – сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере. Уже к середине VI в. Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.

  4. Brak Ответить

    Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения. Им обозначали период с момента падения Римской империи в Vв. до XV столетия. Эпохе Ренессанса, возрождавшей античные традиции, Средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры. Вот почему писатели-гуманисты XV-XVIвв. называли Средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле? Как и почему изменился художественный идеал Античности?
    Действительно, в Средние века    ему было суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства в большей степени подчеркивались духовная сущность человека, его суровый облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.
    Средневековая культура, созданная народами Западной Европы и Востока в течение десяти веков, уникальна и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.
    Мир византийской культуры.
    На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.
    Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев», как называли себя жители, считавшие себя наследниками римлян. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой – началом культуры средневековой. Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.
    Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.
    Достижения византийской архитектуры.
    Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские храмы стали центром, где верующие собирались на богослужение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.
    Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы, число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли.
    Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.
    Наивысшие достижение византийской архитектуры –собор Святой Софии в  Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».
    В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии – самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего понравилось».и строгостью.
    Мерцающий свет византийских мозаик.
    Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мастера Византии пользовались всем богатством  красочной палитры. Им хорошо были знакомы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых, до ярких и насыщенных.
    Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.. их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.
    Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителей ощущение сопричастности с изображенным.
    Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные тона вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, повторяя каменную кладку, мозаика  покрывала стены, своды и потолков храмов. Она сливалась с богатой резьбой и мраморной облицовкой стен.
    На первой из них в центре изображен император Юстиниан, подносящий в  дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимф – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землей.
    Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественности и величия.
    Обе мозаичные картины внушают зрителю мысль о незыблемости власти византийского императора. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой! Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.Блок. вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:
    Всё, что минутно, всё, что бренно,
    Похоронила ты в веках.
    Ты, как младенец, спишь, Равенна,
    У сонной вечности в руках.
    Рабы сквозь римские ворота
    Уже не ввозят мозаик.
    И догорает позолота
    В стенах прохладных базалик
    Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 году) изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика,  пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах придворных телохранителей они выступают на темно-золотом фоне алтарного свода. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.
    Вглядимся в изображение одного из самых знаменитых ангелов – «Дюнамиса», который являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства. Лицо ангела завораживает богатством внутреннего мира, глубиной чувств и эмоций. К сожалению, мы не знаем имя художника, создавшего этот шедевр, как, впрочем, и других имен византийских мастеров.
    Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на север Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале. Потолки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. По обеим сторонам от окон расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.

  5. Magor Ответить

    Уникальность Византийской культуры обусловлена тем, что это была первая культура, в основе которой лежал фактор не политической или этнической общности, а именно конфессиональной. Системообразующим фактором византийской культуры явилось православие. Именно на его основе была создана уникальная система имперского самосознания, являющаяся важным фактором православного самосознания вплоть до наших дней. Византийская культура переживает два взлета- Македонское Возрождение и духовный расцвет при правлении династии Палеологов.
    Основным достижением Византийской культуры являются:
    -Формирование монашеского идеала святости и подвига аскетизма
    -Утверждение системы крестово-купольной архитектуры (храм св. Сфоии в Константинополе) в отличие от базилики, типичной для культуры Рима и европейского средневековья. (Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.
    Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.
    Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры)
    -активное развитие искусства книги и книжной миниатюры
    -разработка уникальной техники мозаики (Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.
    Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках)
    -высочайший уровень развития декоративно-прикладного искусства, в частности техники перегородчатой эмали
    -рождение иконописи.
    ⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒
    Date: 2015-09-03; view: 3141; Нарушение авторских прав

  6. OsTApi Ответить

    Последней античной философией, с которой соприкоснулась византийская культура, явился неоплатонизм, философско-мистическое направление III – VI вв., соединяющее восточные учения с греческой философией, и оказавшее влияние на ранневизантийскую патристику (труды «отцов церкви). В сочинениях Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, заметно сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием.
    Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
    Особенностью византийской культуры стало формирование новой эстетики, утверждающей, что источником красоты, превосходящим все прекрасное, является Бог. Материальный и духовный мир представляет собой систему образов, символов и знаков (знамений), указывающих на Бога. Так, все прекрасное в материальном мире и в творениях рук человеческих, а также свет, цвет и образы словесных, музыкальных и изобразительных искусств являются образами и символами Бога.
    На основе этой эстетической концепции развивались основные виды изобразительного искусства – мозаика, фреска, иконопись. Здесь складывается строгий и суровый канон, диктующий композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон обусловливал и образный строй изображения. Так, например, тип Оранты (стоящей фигуры Богоматери с распростертыми руками) предопределял черты торжественности и величия, тип изображения Богоматери с прижавшимся к ней младенцем «Умиление» – ноту лирической углубленности и т. д.
    Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека. Особенностью византийской архитектуры стала купольная базалика, соединяющая в себе базилику и центрический храм – круглую, прямоугольную или многоугольную постройку, покрытую куполом.
    Воплощением этих идей стал знаменитый храм Святой Софии в Константинополе, строительство которого велось под руководством Исидора из Милета и Анфимия из Тралл и закончилось в 537 году. Он воплотил все лучшее, что было создано в архитектуре того времени, как на Западе, так и на Востоке. В нем воплотилась идея грандиозного центрического собора, увенчанного гигантским куполом. На вершине купола был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.
    Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе – ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки античности.
    На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона – строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.
    Поздний период истории византийской культуры, продолжая традиции, знаменует собой новый этап во взаимодействии христианских и античных начал. В XI веке начинаются процессы постепенной рационализации христианского вероучения. С особенной силой новые веяния проявились в трудах Михаила Пселла и Иоанна Итала. Они явили новый тип ученого, который не желает опираться в своей деятельности только на богословские истины. Наука сама способна постичь истину, даже в сфере божественного.
    Последним религиозно-философским учением, ставшим в Византии официальной формой православия, явился исихазм. Исихазм («исихия» в переводе с греческого означает «покой, безмолвие, отрешенность») в более общем смысле этого слова – это этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца»слезами и через сосредоточение сознания в себе самом, для чего была разработана особая техника молитвы и система приемов психофизического самоконтроля, имеющая некоторое внешнее сходство с методами йоги. Первоначально это учение появилось в Египте в IV веке, тогда как для нужд собственно православной церкви оно было переработано византийским богословом Григорием Паламой. Он учил о том, что аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога, так называемый Фаворский Свет, в результате чего достигается такое «просветление» духа, которое будет способно «животворить» плоть.
    После 1000-летней истории Византия прекратила свое существование. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам.
    Основными достижениями средневековой культуры стали:
    · образование жизнеспособных наций и государств;
    · формирование современных европейских языков;
    · складывание историко-культурного единства Европы;
    · возникновение католицизма (Западная Европа) и православия (Византия);
    · возникновение университетов;
    · создание произведений искусства, достижение научных и технических успехов, обогативших мировую культуру.

  7. (- ..ВеРна ТеБе.. -) Ответить

    «Византийский храм» – Апостолов в Константинополе, византийская миниатюра. Византийская архитектура. Иногда базилика соединялась с крестовокупольной церковью. Исламские элементы. Император Александр. Византийское искусство. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. зодчие Анфимий из Тралл, Исидор из Милета, 532-537, 553-562.
    «Средневековье» – Работа Кобрисева Ивана 6 Г. …Развитие научных знаний. … Замки, дворцы, храмы, городские здания. … Благородные рыцари. Средневековье – это… Подготовил Кобрисев Иван, 6 «Г» класс. Средневековье. Эпоха Средневековья.
    «Средневековая литература и искусство» – Поэтому свободные искусства образуют высшую научную и литературную педагогику. В 330 г. император Константин переносит столицу империи в Византию. Литература в Средневековье. Европа вступает в период Средневековья. Представления о культуре во времена европейского Средневековья. Семь свободных искусств.
    «Византия» – Выполнила: ученица 10 класса, Кандалинцева Радмила, Преподаватель: Тренюшева Тамара Муратовна. «Архитектура Византии». Развиваются местные школы, среди которых выделяются столичная, греческая и восточная. – Ранневизантийский (V–VIII .Вв.); – Средневизантийский (VIII–XIII вв.); – Поздневизантийский (XIII–XV вв.).
    «В рыцарском замке» – Чтобы выделится,феодалы тратили огромные деньги на виду у всех. План урока. ? Почему рыцарем мог быть только очень богатый человек ? Травля зверя. Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. В центре замка располагался донжон-главная башня, состоящая из 3-4 этажей. Задание на урок. Другой чертой рыцарской чести было сохранение верности своему сеньору.
    «Храм Святой Софии» – Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Софии в Константинополе построенный в VI веке при императоре Юстиниане. Храм был выстроен по плану архитекторов из Трала Анфимием и Исидором из Милета. Фрески Софийского собора. Самым замечательным произведением византийской архитектуры был храм св.
    Всего в теме
    «Византия»
    21 презентация

  8. RYXUSIS Ответить

    Каков же вклад византийской цивилизации в мировую культуру? Прежде всего следует отметить, что Византия была “золотым мостом” между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым – все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства – в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.
    Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития. Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать “вторым Римом”, т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.
    После 1000-летней истории Византия прекратила свое существования, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре.
    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1. Культура Византии в трех томах Изд. “Наука”, Москва 1984, 1989 гг.
    2. Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977
    3. Культура Византии IV – первой половины VII в. М-,1984. Культура Византии второй половины VII – XV в. М., 1989.
    4. Медведев И.11. Византийский гуманизм XIV-XV вв. М., 1976.
    5. Поляковская М.А., ЧекаловаА.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989.
    6. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.
    7. Столяров Д. Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии.
    8. Ред. проф. А.Н. Маркова. – Культурология: учебное пособие для вузов. М., 2000.

  9. SpyCryDie Ответить

    Билет № 9
    Искусство Византии.
    Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.
    На современной карте этого государства нет. Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.
    Архитектура. Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. “царский дом”) – храм специально предназначенный для многолюдных богослужений. Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов – нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши. Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.
    При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю – священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.
    Этот тип храма выбрали и для са­мого выдающегося произведения византийского зодчества — Софии в Константинополе. Главный собор столицы империи стро­или мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые были не толь­ко прекрасными зодчими, но и вы­дающимися учёными своего време­ни.

  10. •НеЛюбима• Ответить

    В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры.
    Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников – Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью.
    Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, образное видение мира, утонченность эстетического мышления. По уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни, по силе выразительности и глубокой одухотворённости изобразительного искусства Византия многие века опережала страны средневековой Европы. Более 500 лет прошло с той поры, как Византийская империя — в прошлом могущественное средневековое государство — ушла с исторической арены. Но след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живёт не только на страницах исторических сочинений, но и в произведениях её материальной и духовной культуры.”
    ⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒
    Date: 2015-09-03; view: 342; Нарушение авторских прав

  11. Thorgarad Ответить

    Содержание
    Введение. 3
    1. Философия и образование. 4
    2. Архитектура и музыка. 5
    3. Литература в Византии. 7
    4. Фресковая живопись Византии.. 9
    5. Декоративно-прикладное искусство Византии.. 9
    6. Иконопись в Византии.. 11
    7. Развитие художественной культуры.. 12
    Заключение. 16
    Список использованной литературы.. 17
    Введение
    Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.
    Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».
    Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.
    Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.
    Информационной базой работы послужили учебники по культурологи, истории и пр.
    1. Философия и образование
    Философия
    Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г. и означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.
    Наиболее известные отцы восточной церкви – Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский. Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское, скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля. В V-VI вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее, в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь византийского общества.
    Второй период византийской философии – это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.
    В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).
    Последний период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического направления как реакции на рационализм. Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.
    Образование
    В IV-VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь). В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами – юридическим и философским. Книги переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг были монастыри и частные библиотеки.
    С конца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце века.
    2. Архитектура и музыка

    Архитектура

    В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.
    Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания “слова божьего”. Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
    Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки-пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.
    Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.
    Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632-537 гг. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок.
    Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.
    Музыка
    До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде “декламации” дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели “а капелла” (без аккомпанемента). Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб в XIII-XIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.
    В это время различают “простое” и “богатое” пение, в котором один слог протягивался целой нотной группой или фразой. Византийские богослужения, литургические мелодии и гимны оказали большое влияние и на католическую, и на русскую церковную службы, легли в основу русской церковной музыки. Древнейшее русское церковное пение было византийского происхождения. Вместе с принятием христианства на Руси появились византийские исполнители церковной службы (болгары и греки).
    3. Литература в Византии
    Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы. Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены. Собственно византийская литература появляется в VI-VII вв., когда греческий язык становится господствующим. Памятники народного творчества до нашего времени почти не сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась “архивом эллинизма”, недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец (VI в.), император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и аскетичность музыки). Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. По форме это повествование с элементами диалога, по стилю – сочетание учености и назидательности с поэзией.
    В византийской литературе популярно историческое повествование в стиле Геродота. В VI в. это Прокопий, Петр Патрикий, Агафия, Менандр, Протиктор и др. Лучшие писатели, воспитанные в античных школах на языческих традициях, – Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Влияние Востока наблюдается в патериках V-VI вв. (рассказах о пустынниках-аскетах). В период иконоборчества возникают жития святых и их двенадцатимесячные сборники “Четьи-Минеи”.
    Начиная с IX в., после иконоборчества, появляются исторические хроники с церковной направленностью. Особенно интересна хроника Георгия Амартола (конец IX в.) от Адама до 842 г. (монашеская хроника с нетерпимостью к иконоборчеству и пристрастием к богословию).
    Среди литературных деятелей следует отметить патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Фотий был высокообразованным человеком, а его дом – ученым салоном. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. Самое выдающееся произведение Фотия – его “Библиотека” или “Многокнижие” (880 глав). В них содержатся сведения о греческих грамматиках, ораторах, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях (апокрифы, сказания и т. д.).

Добавить комментарий для (- ..ВеРна ТеБе.. -) Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *