Какие древние города существовали на территории казахстана?

13 ответов на вопрос “Какие древние города существовали на территории казахстана?”

  1. biotonik55 Ответить

    Отырар – древний город Казахстана на казахском. На русском его называют Отрар. Также это поселение имело разные имена: Тарбанд, Турарбанд, Турар или Фараб.
    Пока эту территорию не настигло монгольское нашествие, она была крупнейшей в Средней Азии. Сейчас Отрар – городище в Отрарском районе на юге государства.

    Ранее существовал Отрарский оазис. Сейчас это исторический и культурный заповедник. Здесь почти 50 лет проводят исследования и раскопки. Именно благодаря работе на этой территории стало известно об Отраре.
    Отрарский оазис развивался в 1-13-м веках нашей эры. В древнем городе Казахстана Отраре располагался монетный двор Караханидов. В 13-м веке территория стала частью Хорезма.
    Есть сведения о том, что Отрар являлся частью Фараба. Они были получены из исследования медных дирхем.
    Есть сведения, что в этом поселении проживало большое количество ученых, мудрецов, искусных музыкантов, предсказателей и ювелиров. Раскопки помогли определить ключевые места города. Так, известно о медресе, рынке, мастерской-кузнеце, гурт-хане, банях, мечети, лавках и магазинах.
    После правления Чингисхана тут произошли трагические события при участии монгольских войск. Сыновья великого полководца вели осаду полгода. В Отыраре начался голод, а также противостояния между жителями и представителями власти. Простые отрарцы хотели договорится с нападающими. В итоге один из жителей открыл ворота монголам. Это привело к сожжению города и полному его уничтожению. Жители были порабощены и убиты.
    В 15-м веке поселение заново отстроили. До середины 18-го века город принадлежал Казахскому ханству. После его снова разрушили джунгары. В 19-м веке он был окончательно заброшен.

    Древний город Казахстана, основанный саками и усуньями

    Тараз – это известное поселение государства. Является административным центром Жамбылской области. Расположился город на юге Казахстана, рядом с Киргизией. Население его составляет 364 тысячи человек.
    Тараз – древний город Казахстана, на казахском языке это слово созвучно «весам». Некоторые считают, что именно это дает право считать город участником Великого шелкового пути (в торговле использовали весы). На самом же деле происхождение название доселе неизвестно. В период СССР его называли Джамбул.
    История города начинается с реки Талас, у которой расположились племена саков и усуней. Считается, что они основали поселение в 5-м веке до нашей эры. Пока не доказано время основания Шымкента, можно сказать, что Тараз является самым древним городом Казахстана.
    В первом веке до нашей эры случился раскол государства хуннов. Один из братьев этой династии решил уйти из Китая в Среднюю Азию. Он попадает в Таласскую Долину к своим вассалам Уйсуням.
    После этого начинают появляться и письменные доказательства существования древнего города Казахстана – Тараза. В 400 году есть упоминания о Талосе. Это поселение являлось частью Великого шелкового пути. Спустя 350 лет была зафиксирована битва на Таласе, в которой участвовали арабы. Именно с их подачи город стал называться Тараз.
    В 900 году поселение добровольно принимает ислам. Христианские храмы перестраивают в мечети. Тараз становится частью государства Саманидов. До 10-го века входил в Карлукское ханство.
    Несмотря на то что это древний город Казахстана, основанный саками, к 1000 году от этого племени ничего и не осталось на этой территории. Край завоевали Караханиды. Благодаря этой династии территория стала центром развития, поскольку была столицей.
    Интересно, что это один из немногих городов, который не сохранил письменных упоминаний о монгольском нашествии. Возможно, Тараз смог выстоять перед воинами. Хотя информация о том, что в 1220 году он был сожжен, говорит об обратном. В этот момент монголы решают переименовать город в Яны.

    До 15-го века поселение относилось к Чагатайскому улусу. До 1718 года – к Казахскому ханству. Также попало под разрушения джунгаров. После этого племени Тараз стал частью Кокандского ханства. А в 1856 году его переименовали в Аулие-Ата. Перед началом Великой Отечественной войны Тараз – древний город Казахстана – на казахском стал называться Мирзоян. Через два года – Джамбул.
    Каждый раз город переименовывали в честь выдающихся персон. Аулие-Ата (каз. «Святой дед») был назван в честь основателя Караханидов. Левон Мирзоян был первым секретарем ЦК КП(б). Джамбул Джабаев – это казахский поэт и акын.
    Уже в 1993 году город снова переименовали из-за транскрипции в Жамбыл. Но очевидно, что местных не устроили подобные изменения и городу вернули его старое название – Тараз.

    Другие города

  2. Vinamin73 Ответить

    Считается, что таким является Сайрам, который ранее именовался как Испиджаб (Исфиджаб). К сожалению, сейчас точно не известно, находился ли этот древний город на территории современного Сайрама. Мнение историков разделилось.
    Сам же Испиджаб был популярным торговым городом. Его главной особенностью было важное торговое значение. Располагался он на Великом шелковом пути. Впервые о нем упомянули в 629 году. По другим сведениям, его основали в 9-10-м веке в качестве военного укрепления. Благодаря красоте его стали называть Белым городом.

    Есть информация, что после основания государства Саманидов, древний город Казахстана Испиджаб стал его частью. Уже спустя столетие он перешел к династии Караханидов и был с ними два века.
    Считается, что Сайрамом город стал в 13-м столетии. Это если брать теорию о связи между двумя поселениями. Уже в качестве Сайрама он был присоединен к империи Чингисхана, а через пару лет к Чагайскому улусу.
    Некоторое время был частью узбекских владений. Сейчас Сайрам – это казахское село на юге страны, в котором живет 48 тысяч человек.

    Крупное поселение

    Отырар – древний город Казахстана на казахском. На русском его называют Отрар. Также это поселение имело разные имена: Тарбанд, Турарбанд, Турар или Фараб.
    Пока эту территорию не настигло монгольское нашествие, она была крупнейшей в Средней Азии. Сейчас Отрар – городище в Отрарском районе на юге государства.

    Ранее существовал Отрарский оазис. Сейчас это исторический и культурный заповедник. Здесь почти 50 лет проводят исследования и раскопки. Именно благодаря работе на этой территории стало известно об Отраре.
    Отрарский оазис развивался в 1-13-м веках нашей эры. В древнем городе Казахстана Отраре располагался монетный двор Караханидов. В 13-м веке территория стала частью Хорезма.
    Есть сведения о том, что Отрар являлся частью Фараба. Они были получены из исследования медных дирхем.
    Есть сведения, что в этом поселении проживало большое количество ученых, мудрецов, искусных музыкантов, предсказателей и ювелиров. Раскопки помогли определить ключевые места города. Так, известно о медресе, рынке, мастерской-кузнеце, гурт-хане, банях, мечети, лавках и магазинах.
    После правления Чингисхана тут произошли трагические события при участии монгольских войск. Сыновья великого полководца вели осаду полгода. В Отыраре начался голод, а также противостояния между жителями и представителями власти. Простые отрарцы хотели договорится с нападающими. В итоге один из жителей открыл ворота монголам. Это привело к сожжению города и полному его уничтожению. Жители были порабощены и убиты.
    В 15-м веке поселение заново отстроили. До середины 18-го века город принадлежал Казахскому ханству. После его снова разрушили джунгары. В 19-м веке он был окончательно заброшен.

    Древний город Казахстана, основанный саками и усуньями

    Тараз – это известное поселение государства. Является административным центром Жамбылской области. Расположился город на юге Казахстана, рядом с Киргизией. Население его составляет 364 тысячи человек.
    Тараз – древний город Казахстана, на казахском языке это слово созвучно «весам». Некоторые считают, что именно это дает право считать город участником Великого шелкового пути (в торговле использовали весы). На самом же деле происхождение название доселе неизвестно. В период СССР его называли Джамбул.
    История города начинается с реки Талас, у которой расположились племена саков и усуней. Считается, что они основали поселение в 5-м веке до нашей эры. Пока не доказано время основания Шымкента, можно сказать, что Тараз является самым древним городом Казахстана.
    В первом веке до нашей эры случился раскол государства хуннов. Один из братьев этой династии решил уйти из Китая в Среднюю Азию. Он попадает в Таласскую Долину к своим вассалам Уйсуням.
    После этого начинают появляться и письменные доказательства существования древнего города Казахстана – Тараза. В 400 году есть упоминания о Талосе. Это поселение являлось частью Великого шелкового пути. Спустя 350 лет была зафиксирована битва на Таласе, в которой участвовали арабы. Именно с их подачи город стал называться Тараз.
    В 900 году поселение добровольно принимает ислам. Христианские храмы перестраивают в мечети. Тараз становится частью государства Саманидов. До 10-го века входил в Карлукское ханство.
    Несмотря на то что это древний город Казахстана, основанный саками, к 1000 году от этого племени ничего и не осталось на этой территории. Край завоевали Караханиды. Благодаря этой династии территория стала центром развития, поскольку была столицей.
    Интересно, что это один из немногих городов, который не сохранил письменных упоминаний о монгольском нашествии. Возможно, Тараз смог выстоять перед воинами. Хотя информация о том, что в 1220 году он был сожжен, говорит об обратном. В этот момент монголы решают переименовать город в Яны.

    До 15-го века поселение относилось к Чагатайскому улусу. До 1718 года – к Казахскому ханству. Также попало под разрушения джунгаров. После этого племени Тараз стал частью Кокандского ханства. А в 1856 году его переименовали в Аулие-Ата. Перед началом Великой Отечественной войны Тараз – древний город Казахстана – на казахском стал называться Мирзоян. Через два года – Джамбул.
    Каждый раз город переименовывали в честь выдающихся персон. Аулие-Ата (каз. «Святой дед») был назван в честь основателя Караханидов. Левон Мирзоян был первым секретарем ЦК КП(б). Джамбул Джабаев – это казахский поэт и акын.
    Уже в 1993 году город снова переименовали из-за транскрипции в Жамбыл. Но очевидно, что местных не устроили подобные изменения и городу вернули его старое название – Тараз.

    Другие города

    К сожалению, описать каждый древний город непросто. Во многом это связано с тем, что некоторые поселения доселе не изучены хорошо.
    Например, уже ранее упоминавшийся Имакия – древний город Казахстана, на казахском языке – Кимакия. Ранее являлся средневековым азиатским поселением кимаков. Оно находилось на территории современного Казахстана и сейчас считается исчезнувшим.
    В 9-13-м веках был резиденцией правителя одноименного каганата. Находился город на реке Иртыш в районе современного Павлодара.
    Известно было поселение Кулан. Сейчас сложно понять, какая территория имелась в виду, поскольку в Казахстане есть два одноименных села. Первое находится в Южно-Казахстанской области, второе – в Жамбылской. Причем в последнем случае перед нами аул, в котором к 2009 году проживало около 15 тысяч человек.
    Еще одним древним городом Казахстана стал Аспара. Расположен в Жамбылской области. Сейчас представляет собой остатки средневекового городища. Его исследовали перед Великой Отечественной войной. Обнаружили, что длина разрушенных стен всего 100-300 метров.

    Считается, что основная часть поселения существовала до 12-го века. Некоторые источники упоминают Аспару как пункт Великого шелкового пути. Есть также вероятность, что в свое время тут была стоянка войск эмира Тимура.
    И последний древний город, который существует по сей день – Туркестан. Он находится на юге страны. Недалеко от него протекает река Сырдарья. Считается городом областного подчинения.
    Первые поселения на этой территории были зафиксированы в 500 году нашей эры. Возможно, Туркестан в 10-м веке получил имя Шавгар, а в 12-м – Ясы. В средневековые времена поселение стало городом-крепостью.
    Часто эту территорию сравнивают с жизнью и смертью поэта и философа Ахмеда Ясави. Позже Тамерлан построил мавзолей в честь поэта, который ныне считается культурным центром.
    О городе с именем Туркестан заговорили в 15-м веке. Это место стало частью Казахского ханства, а после было разрушено джунгарами.

    Заключение

    Древних городов Казахстана огромное количество. Интересно, что некоторые становятся своеобразным синтезом, поскольку окончательно определить территориальные и временные границы того или иного поселения непросто, учитывая количество прошедших веков.
    Так рождаются споры о существовании того или иного города. Сейчас однозначно известно о крупных древних городах Казахстана, среди которых можно выделить: Шымкент, Исфиджаб, Отырар и Тараз. Это те территории, которые сохранили много вещественных доказательств и письменных сведений.
    Многие поселения стали частью соседних государств Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Китая.

  3. kiper89 Ответить

    Сауран
    По мнению учёных Сауран был основан
    в 9 –м веке. Во всяком случае, об этом
    свидетельствует наиболее древний
    культурный слой. В 13-м столетии
    Сауран превратился в крупнейший
    город на территории современного
    Казахстана.
    В ходе археологических раскопок
    найдено множество подтверждений
    тому, что создатели древнего Саурана
    были весьма искусными
    градостроителями. Город имел
    уникальную для азиатских городов
    водопроводную систему, состоявшую из
    подземных тоннелей – керизов. Их
    общая длина составляла более 120 км.
    Вода в город подавалась с отрогов
    Каратауского горного массива.
    Согласно письменным источникам, город
    Сауран (Савран) находился в однодневном
    переходе от Шавгара. Сауран был
    пограничным городом, основанным
    племенами огузов и кимаков. В Сауран
    огузы приходили торговать и заключать
    мирные договоры. Город был укреплен.
    Сауран был могущественной крепостью,
    благодаря специальным конструкциям и
    независимой подаче пищи и воды был
    готов продержаться несколько месяцев
    длительной осады.
    Он являлся одним из крупнейших
    экономических, политических и культурных
    центров Средней Азии.

  4. hacker-on Ответить

    Города и поселения в VI — первой половине IX века
    На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степя­ми Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
    Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобре­тает популярность её первоначальное название Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье.
    В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи. В науке существует так называе­мое евроцентристское направление, в котором кочевники пред­ставлены как варвары в противовес цивилизованным земледель­цам.
    В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают та­кие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и разви­вались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи.
    Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах, нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом же историческая законо­мерность развития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными эконо­мическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стиму­лирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.
    Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя… Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»
    Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колони­зации. Существует и противоположная, автохтонная модель проис­хождения городской культуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и эконо­мических судьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим и культурологический анализ.
    В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйст­ва. Показательно сложение городского быта, который в археологи­ческих материалах представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного пере­селения сюда согдийцев. С другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.
    Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семи­речье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологичес­ких материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.
    Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенети­ческих процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культу­ра, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре города”.
    Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафик­сировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний го­род) и рабад (пригород).
    В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.
    В отличие от южноказахстанских городищ топография семиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойствен­ным ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квад­ратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.
    Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.
    В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка».
    В цитаделях городов располагались дворцы правителей, ин­терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.
    Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме между­народной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торгов­лю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена прини­мали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона.
    Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.
    Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.
    Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
    на городской культуре области. Связанная тесными экономически­ми и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие мусульманской культуры, которая распрос­транилась в первую очередь в среде городского населения.
    Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время.
    В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовь­ях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольших поселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались в городские центры.
    В юго-западном Семиречье число новых городов также увели­чилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.
    В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культу­ры в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, Лабан, Ики-огуз, Каялык.
    В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
    Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города при­надлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.

  5. good man 123 Ответить

    Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля – Абу Наср ал-Фараби.
    В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек – Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, – плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки. Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь, поэтому город упоминают почти все средневековые арабо- и персоязычные авторы.
    Отрар был на стыке различных географических ландшафтов, буквально в узле многих дорог, в том числе тех, что шли по Сырдарье на юг в Шаш, Согд и далее к Мерву, Нишапуру, Рею, на север и запад через Хорезм в Приаралье, Повольжье, Причерноморье и на Кавказ. Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение.
    Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Этот своеобразный музей под открытым небом “говорит” нам о жизни наших далеких предков. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв; квартал гончаров XIII-XIV BB; баня XIII-XV вв; кирпичеобжигательная мастерская XIII-XIV в.; мечеть и дворец конца XIV-XV вв.

  6. skladnet Ответить

    Городище Сарайшык (Сарайчик) – одна из самых обсуждаемых достопримечательностей Казахстана. Но несмотря на то, что написано об одном из бывших центров Золотой Орды очень много, тема эта всегда остаётся актуальной, потому что облик Сарайшыка меняется практически каждый год. Наверняка многие слышали, что русло реки Урал, у которой расположен древний город, постоянно меняется и с каждым годом грозит полностью стереть Сарайшык с лица земли. В этом году, наконец, начались работы по укреплению береговой линии, и созданию из древнего городища, пожалуй, главной туристической достопримечательности Атырауской области.
    1. Дорога до городища Сарайшык из Атырау очень лёгкая – около 50 км на север по очень хорошей трассе до села Сарайшык Махамбетского района, где дорогу подскажут местные жители (в будущем, конечно, хотелось бы видеть в селе таблички-указатели до музея и городища). Обычно сначала посетители идут в музейный комплекс, а затем уже к городищу, но мы поступим наоборот, приехав сразу к археологическим раскопкам.
    Город был основан во времена сына Джучи – хана Батыя. Точного года основания нет ни в одном источнике, но по собранным народным преданиям путешественники писали, что Сарайшык был построен в подражание Сараю, что там кипчакские ханы бывали только летом, в течение 3-4 месяцев. Так как он был меньше Сарая, то получил уменьшительное название Сарайшык. В 14 веке город становится известным в письменным источниках. Арабский путешественник и купец Ибн Батутта посетил город в 1334 году и описал в своей книге блеск ханских дворцов, большое количество мечетей и гостиниц, использование технологий – водопровода и канализации. В 1335 году город упоминает флорентиец Франческо Пеголетти, который описывал торговые путешествия через город из Европы в Азию.

    2. После того, как Золотая Орда была разбита Тамерланом (в 1395 году пал город Сарайшык), берега Жайыка были заселены ногайцами и Сарайшык в 15 веке был восстановлен и стал столицей Ногайской Орды, а затем и Казахского ханства.

    3. Английский путешественник Энтони Дженкинсон, плывший по морю в 1558 году из Астрахани в Мангышлак, мимо устья Жайыка, упоминает его под именем Серичика или Серачика, и говорит, что он принадлежал татарскому князю Смилле. Так он назвал ногайского бия Исмаила.

    4. В 1580 году, спасаясь от преследования российского правительства, беглецы с Дона и других мест (так называемые “воровские казаки”), поднялись на своих лодках вверх по реке Урал, напали на Сарайшык и разорили его до такого состояния, что жители были вынуждены переселиться в Хиву. После этого город был заброшен.

    5. Немецкий учёный Петер Симон Паллас в 1769 году, почти через 190 лет после разгрома Сарайшыка описывает остатки города так:
    “Вал со рвом ещё виден, и в окружности имеет до пяти вёрст (1 верста = 1,066 км – Я.Ф.). Он начинается при угле, который тихо текущая из степи речка Сарайчик делает с Яиком, около полторы версты ниже нынешнего форпоста, потом продолжается вверх этой речки и напоследок, криво обошедший форпост, оканчивается при Яике. Посреди этого места проведён сухой ров может быть для отвода прибывшей воды. Внутри вала находятся основания и своды каменного строения, и поныне можно заключить, что в городе были знатные дома. Употреблённые на строение кирпичи продолговаты и нарочито велики. Также есть дикий, ломанный, с раковинными отпечатками бурый камень, которого нигде вокруг не видно”.

    6. В 1861 году топограф Алексеев описывает цитадель города:
    “В западной части развалин города есть цитадель, стены которой гораздо выше описанного вала. Фигуру цитадель имеет неправильную, длина её 200 сажень, а ширина 100 сажень (1 сажень=2,1336 м – Я.Ф.). Внутри цитадели есть признаки развалившихся построек и склепов, которые как видно были сделаны из хорошего жжёного кирпича и изразца. Из склепов сохранился только один, которого называют ханской могилой…
    По распоряжению покойного Джангир хана (хан Букеевской орды) кладбище это загорожено деревянной оградой. Склепы в цитадели и один склеп в городе считаются торгующими здесь мусульманами святыми (Аулие) равно и киргизами. Те и другие в загороднем кладбище хоронят тела умерших. Больные от продолжительных болезней, мужчины и женщины (особенно киргизы) приезжают сюда на несколько дней и поклоняются этому кладбищу, прося об исцелении”.

    7. Сейчас от былого города, осталось совсем немного. Долгое время шли разговоры о необходимости укрепить берега реки, и, наконец-то, от слов перешли к делу.

    8. Повсюду вдоль берега встречаются человеческие кости. Причём они лежат ещё ниже раскопок Сарайшыка, то есть древняя столица была основана на месте ещё более древнего некрополя или города.

    9. По всему берегу торчат человеческие кости и кирпичи.

    10. В самом селе Сарайшык в 1999 году был открыт музейный комплекс “Хан Ордалы Сарайшық”. Комплекс состоит из собственно музея, мечети и ханского пантеона.
    Автором символического пантеона высотой 17 метров стал мангистауский архитектор Назарбек Сайын (среди его работ также мавзолеи Абая и Шакарима). Считается, что на территории города было захоронено 7 ханов – четыре золотоордынских (Менгу-Темир, Токтагу, Жанибек, Амир Охас), один казахский (Касым хан), двое ногайских (Ших Мамай и Юсуп).

    11. В честь семи ханов внутри пантеона установлены семь символических кулпытасов. В центре – засохшая яблоня, на которой оставляю повязки люди, которые верят, что это поможет в том числе от тяжёлых болезней.

    12. Кулпытас Касым хана в пантеоне.

    13. Мечеть.

    14. Здание музея состоит из одного зала и вспомогательных помещений и, на мой взгляд, обязательно к посещению тем, кто хочет узнать больше об истории Сарайшыка.

    15. Схема древнего города до того, как изменилось течение Урала. Нынешние остатки городища – в правой части схемы.

    16. Фотографии археологических раскопок, впоследствии унесённых рекой в сторону Каспийского моря.

    17. Слив для использованной воды в бане. Также можно видеть сарайшыкские кирпичи, которые несколько веков растаскивались и использовались для строения домов. Из них, например, была построена и Гурьевская крепость.

    18. Банные принадлежности.

    19. Металлическое копьё, проржавевшее настолько, что похоже на дерево.

    20. Остатки керамики.

    21. Кувшины.

    22. Монеты, найденные на территории городища.

    23. Костяные изделия.

    24.

    25. Светильник.

    26. Краска до сих пор в идеальном состоянии.

    27. Как и описывали путешественники Средневековья, в городе были хорошо развита системы водопровода и канализации.

    28. Череп верблюда, значительно превышающий по размерам современные породы. Интересны и большие размеры клыков.

    29. Женское украшение.

    30. Китайская фигурка богача и бедняка, плывущих в одной лодке.

    31.

    32. Кирпичи старой мечети.

    33. Кирпичи со знаком качества сарайшыкских мастеров (слева) и символом волка – тотема тюрков (справа внизу).

    П.С. Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:
    Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov
    Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
    Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *