Какие экономические теории возникли в 19 в?

13 ответов на вопрос “Какие экономические теории возникли в 19 в?”

  1. Badwyn Ответить

    Третьим направлением современной зарубежной экономической мысли является институционально-социологическое, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт. Его сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Под институтами они подразумсвают корпорации, профсоюзы, государство. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капиталистического общества: засилье монополий и издержки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (например, бездуховность) и др. Американский экономист Торстейн Веблен (1857—1929) прославился на весь мир книгой «Теория праздного класса» (1899), в которой он опроверг попытки политэкономов упростить действительность и мнение, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Он считал, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В результате революции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а нищие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем, что потребление в современном обществе становится средством повышения статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызывали по отношению к нему почти личную враждебность. Ему были закрыты при жизни дороги к академическим почестям и престижу в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными.
    В данном направлении важное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриальному (т. е. информационному)» обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гелбрейт, П. Сорокин — США, Р. Арон — Франция, Я. Тинберген — Нидерланды).
    Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа). Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.
    Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если предоставить каждому из ее субъектов максимальную экономическую свободу. В этом смысле неоклассики — прямые последователи А. Смита.

  2. GESU Ответить

    X
    •1 Возникновение и развитие экономической теории
    •2. Предмет экономической теории и ее функции. Микро- и макроэкономика.
    •3. Методы экономического анализа:
    •4.Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов.
    •5. Границы производственных возможностей. Кривая производственных возможностей.
    •6.Собственность как экономическая категория. Виды собственности.
    •7. Рынок и причины его возникновения. Функции рынка.
    •8.Сущность рыночного механизма.
    •9.Конкуренция и ее виды.
    •10. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса.
    •11.Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения.
    •12. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие.
    •13.Эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
    •14.Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
    •15. Издержки производства. Бухгалтерские и экономические.
    •16.Эффект дохода и эффект замещения.
    •Нахождения эффекта дохода
    •17.Понятие рыночной структуры. Основные признаки совершенной конкуренции. Рыночная Структура
    •18. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периоде.
    •19. Прибыль как экономическая категория. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
    •20. Организационные формы предпринимательской деятельности.
    •21. Общие принципы поведения фирмы на рынке. Основные факторы производства: труд, земля, капитал.
    •22.Монополия и монопсония. Виды монополий.
    •23. Олигополия и ее признаки. Основные модели олигополии.
    •24. Особенности спроса на экономические ресурсы.
    •25. Труд как фактор производства. Особенности рынка труда.
    •26. Капитал как фактор производства. Основной и оборотный капитал.
    •27. Земля как фактор производства. Дифференциальная, экономическая рента.
    •28. Макроэкономика: предмет, цели.
    •29. Система национальных счетов и ее роль в рыночной экономике.
    •30. Валовой национальный доход (внд) и валовой внутренний продукт(ввп). Методы расчета. Дефлятор ввп.
    •31.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
    •32.Экономическая модель кругооборота доходов и расходов.
    •33.Экономический цикл. Фазы экономического цикла.
    •34. Классификация экономических циклов. Теория длинных волн Кондратьева.
    •35.Государственный бюджет. Основные статьи доходов и расходов .
    •36.Бюджетный дефицит и профицит. Способы финансирования дефицита государственного бюджета. Государственный долг.
    •37. Возникновение и сущность денег. Функции денег.
    •38. Денежная масса и денежные агрегаты. Спрос и предложение на рынке денег.
    •39. Закон денежного обращения. Кредитно-денежная политика государства.
    •40. Кредит: его сущность и принципы.
    •41. Виды кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
    •42.Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг.
    •43. Банки и банковские операции.
    •44. Налоги: сущность, функции и виды.
    •45. Кривая лаффера. Фискальная политика государства.
    •46.Инфляция, ее сущность и причины.
    •47. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика.
    •48. Доходы и социальная защищенность населения в условиях рынка.
    •49. Безработица: виды, уровень, меры, борьбы. Закон Оукена.
    •50. Экономический рост: модели и типы.
    •51. Мировая экономика. Международная экономическая интеграция.
    •52.Роль международного разделения труда и его типы.
    •53. Мировой рынок и его развитие. Теория абсолютных и сравнительных преимуществ.
    •Теория Абсолютных Преимуществ
    •54. Понятие валюты и валютного курса. Международная валютная система и ее развитие.
    •Различают следующие виды валютного курса:

  3. милое олицетворение зла Ответить

    Основу его экономического учения составляют принцип свободной конкуренции, частная собственность и свободные цены. А. Смит сформулировал также задачи политической экономии: проведение абстрактного анализа объективной реальности и подготовка рекомендаций для осуществления экономической политики фирмы. Величайшая заслуга этого ученого состоит в том, что он первым раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства и дал ей образное название «невидимой руки», управляющей поведением всех товаропроизводителей. Идеи А. Смита нашли свое развитие в трудах Д. Рикардо. Он развил трудовую теорию стоимости, обосновал, что стимулом капиталистической экономики является норма прибыли, выступал за свободную торговлю и сформулировал теорию сравнительных издержек, на основе которой осуществляется специализация производства в различных странах и торговля между ними. В рамках классической политэкономии на первом ее этапе появилось теоретическое учение физиократов (от греческого «физиократия» – власть природы). Возглавил эту школу Ф. Кенэ (1694-1774 гг.). Представители данного течения считали, что источником богатства является производство, причем только одна его отрасль – сельское хозяйство, где богатство образуется естественным путем и выглядит как дар природы. Поэтому рост богатства они связывали с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается чистый продукт, хотя природа сама без приложения труда и капитала не может постоянно умножать богатство общества. Ф. Кенэ сформулировал концепцию естественного порядка, сущность которого такова, что «частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой».[1] Таким образом, физиократы отстаивали принцип невмешательства государства в экономические процессы. Кроме того, Ф. Кенэ дал первый научный анализ общественного воспроизводства в своей «Экономической таблице», где обосновал необходимость определенных пропорций в структуре экономики и положил начало макроэкономического анализа.

  4. мурад Ответить

    Важно, что Смит разделял валовой и чистый доход жителей страны. Понимая под первым совокупный общественный продукт и все материальные затраты. Чистый доход – это национальный доход, вновь созданная трудом за год стоимость.7
    Продолжателем учения А. Смита являлся Давид Рикардо. В основе взглядов Рикардо лежит определение стоимости затраченным трудом. Меновую стоимость он определил как форму проявления абсолютной стоимости. Он изучил вопрос о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимость производимых ими товаров. В условиях свободной конкуренции можно лишь пожертвовать часть прибыли, а не перекладывать прирост зарплаты на цены.
    Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала. Иначе – норма прибыли имеет тенденцию уравниваться. Но это было бы не возможно, если бы отрасли с быстрой оборачиваемость. капитала имели бы преимущество перед отраслями с медленной оборачиваемостью. Первые в соответствии с более значительными затратами труда продавали бы товары относительно дороже и приносили бы более высокие прибыли, но тогда бы капитал уходил бы в эти отрасли, а вторые не могли бы развиваться.
    Анализируя земельную ренту, Рикардо построил ее теорию на основе трудовой стоимости: источник ренты – это прилагаемый к земле труд в условиях собственности. Плохие участки не приносят ренты, а лишь среднюю прибыль, но на хороших участках прибыль выше средней, и она присваивается землевладельцем в виде ренты. По мере вовлечения в оборот все худших участков рента растет сама.
    Рикардо полагал, что теория денег объясняет регулирование платежных балансов. Если в данной стране слишком много золота, то в ней повышаются товарные цены и становится выгодно ввозить товары из-за границы. В торговом балансе образуется дефицит, который приходится покрывать золотом. Золото уходит из страны, цены понижаются, приток иностранных товаров приостанавливается и все приходит в равновесие. Отсюда Рикардо делал вывод в пользу свободы торговли.
    Родоначальником анархизма и реформизма в истории экономической мысли во Франции был Пьер Прудон.
    Разделение труда по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную т.к. ведет к росту бедности и безработицы. Частная собственность также имеет хорошую сторону, обеспечивая независимость, самостоятельность, свободу, и отрицательную – нарушает равенство. Здесь Прудон рекомендует устранить крупную собственность и сохранить мелкую.
    Прочность взглядов Прудона выразилась в его теории стоимости: он считал, что это вечная абстрактная категория, включающая две противоположные идеи – потребительную (как воплощение изобилия) и меновую стоимость (как отражение дефицита). Это противоречие он хотел устранить путем эквивалентного обмена, т.е. конституированной стоимости, предлагая производить товаров столько, сколько требуется и все их реализовать.8
    В конце 18-начале 19 века развивается так называемая “вульгарная политическая экономия”. Самые крупными представителями этого течения являлись: Т. Р. Мальтус, Дж. Милль, Н. Сениор, и др. Наиболее известной концепцией этого направления является учение Мальтуса. По его мнению, главной причиной бедности являются естественные законы и человеческие страсти. Единственным выходом для преодоления бедности может быть только сокращение населения путем ограничения чрезмерного размножения неимущих.
    Утопический социализм как теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в 19 веке в Западной Европе. Социалисты-утописты Клод Сен-Симон и Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы.
    Будущее общество Сен-Симону представлялось в виде сложной мастерской, где развитие производства, земледелия и коммерции позволит обществу производить только полезные и необходимые вещи, что обеспечит благополучие всех людей и позволит им развиваться и усложняться. Не будет полиции и армии, освободившиеся силы пойдут на развитие промышленности, науки и искусства. Частная собственность останется, но будет частично обобществлена.
    Ш. Фурье представлял общество справедливым и гармоничным, состоящим из ассоциаций (фаланг), созданных без принуждения, для удовлетворения потребностей. Основным родом деятельности будет земледелие, а уже потом промышленность. Проблему распределения Фурье предполагал решать в зависимость от трех факторов: труда, таланта и капитала. Со временем уйдут войны и произойдет слияние классов.
    Английский социал-утопист Р. Оуэн источником богатства считал физический труд и провозглашал его мерилом стоимости. Проблему кризисов он объяснял тем, что рабочие не получают должного вознаграждения за свой труд. В деньгах Оуэн видел техническое средство, облегчающее меновой процесс, но считал, что из полезной вещи они превратились во зло. Целью будущего общества будет постоянное совершенствование мира, в котором должен действовать принцип: от каждого по способностям – каждому по труду. 9
    Российская экономическая мысль начала – середины 19 века представлена учениями А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.И. Тургенева, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского.
    Общей идеей этих концепций была разработка аграрного вопроса, так как для России эта проблема была наиболее актуальной.
    А. Н. Радищев считал основной формой производства земледелие. Из него возникает частная собственность, рождающая неравенство людей и угнетение человека человеком. Источником богатства помещиков является эксплуатация труда крепостного крестьянства. Идеалом общества Радищев считал господство собственности мелкого производителя на средства производства и продукт труда.
    Одной из фундаментальных теорий этого периода было учение Н.Г. Чернышевского. Он исследовал суть крепостнической системы и пришел к выводу, что помещик, будучи собственником земли, осуществляет внеэкономическое принуждение крестьян к земледельческой работе в личную пользу. Чернышевский показал различные формы присвоения помещиками результатов крестьянского труда: барщину – прямое присвоение прибавочного труда, натуральный оброк – присвоение прибавочного продукта, денежный оброк – присвоение прибавочного продукта в денежной форме. 10

  5. nerF Ответить

    Одним из фундаментальных экономических учений 19 века является марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основным из них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде, считается “Капитал”. Первый том этого произведения заключает в себе определение понятий стоимости, меновой стоимости, форм стоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончая денежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег. Важным выводом Маркса было положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.
    Во втором томе “Капитала” Маркс исследует процесс обращения капитала. Он рассматривает метаморфозы капитала и их кругооборот, оборот капитала, воспроизводство и обращение всего общественного капитала. Важное значение в разработке марксистского учения о капитале и его структуре имело деление капитала на основной и оборотный.
    В основу анализа воспроизводства всего общественного капитала Маркс кладет его деление на два подразделения – производство средств производства и производство средств потребления. Используя это разделение, Маркс конструирует свои схемы простого и расширенного воспроизводства. На основе анализа этих схем исследуется движение общественного продукта как внутри каждого подразделения, так и между ними.
    Третий том “Капитала” содержит исследование процесса капиталистического производства, взятого в целом. В нем раскрывается диалектическое единство процесса воспроизводства и обращения капитала, рассматривается превращение прибавочной стоимости в прибыль, прибыли – в среднюю прибыль, и стоимости – в цену производства. Кроме того в третьем томе исследуется ссудный каптал и процент. Маркс показывает, что ссудный капитал – это обособившаяся часть промышленного капитала, что в ссудном проценте фетешизация производственных отношений достигает своей высшей ступени. Исследование превращенных форм прибавочной стоимости завершается анализом земельной ренты.11
    В целом, экономическая теория марксизма имела большое влияние на развитие европейской, а в особенности российской экономической науки.
    Одновременно с марксизмом в европейской экономической мысли развивались следующие направления: новая историческая школа, “социальное направление”, “неоклассицизм”.
    Представителями новой исторической школы были: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Гюхер, В. Зомбарт. Характерной чертой их методологии являлся историзм. Они делали свои выводы на основании изучении истории народного хозяйства. Например, Бюхер делит ее на три периода: натуральное хозяйство, работающее на свои нужды; работа ремесленника на заказ; работа производителя на неизвестный рынок, когда большинство производятся как меновые стоимости.
    Зомбарт рассматривал в качестве первоосновы исторического развития движение духа. Он отрицает объективные законы общественного развития. Научные категории он представляет как абстрактные, существующие только в сознании исследователя.
    Представителями “социального направления” являлись Р. Штольцман и Р. Штаммлер. В качестве основы экономических процессов они рассматривали правовые отношения людей, происхождение которых объяснялось влиянием религии. Экономические категории сторонники “социального направления” рассматривали как правовые отношения, не анализируя при этом материально-объективное содержание экономических понятий.
    Сторонниками концепции неоклассицизма (австрийской школы) были К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. Учение этой школы характеризуется субъективно-психологическим подходом к объяснению экономических учений. Основным определяющим признаком экономических процессов она считает психологию хозяйствующих субъектов, мотивы, которыми они руководствуются в своей деятельности, их субъективные оценки. Одним из методологических принципов это школы является маржнализм. Он предполагает примат потребления на производством. В вопросе о стоимости представители австрийской школы стоят на позициях предельной полезности.
    В этот же исторический период в России развивается экономическая теория народничества. Основной идеей этого учения является утверждение о специфическом экономическом развитии России, ее переходе от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистический строй. Представителями этого направления экономической мысли были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.
    Бакунин выступал с критикой крепостничества, а также капитализма. Свои взгляды на капитал, собственность и распределение при капитализме Бакунин рассматривал сквозь призму анархистских воззрений на государство. Переход к будущему обществу он представлял в виде революции, главной движущей силой которого будут крестьяне.
    П.Н. Ткачев, как и все народники считал общину русского народа и видел в ней зародыш будущего социалистического общества. В то же время он предвидел, что земля, переданная в частную собственность крестьянам быстро стане предметом купли-продажи, и это приведет проникновением капиталистических отношений в деревню.
    Н.Ф. Даниельсон считал, что для России в противоположность капиталистическому западу характерно крестьянское хозяйство, в котором производитель соединен со средствами производства. Признавая развитие капиталистического производства, он полагал, что оно является уклонением от истинного пути России, и призывал вернуться к крестьянскому производству, ратовал за объединение земледелия и обрабатывающей промышленности в крупные общественные предприятия.
    В конце 19 – начале 20 века в России распространяется экономическое учение марксизма. Идеи Маркса были восприняты Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Их работы развивали основные идеи марксисткой концепции, применяя их к экономическим реалиям современной им России.
    В.И. Ленин популяризировал экономическое учение Маркса. В своих работах он уделял большое внимание анализу процессов генезиса и развития капитализма, проблеме воспроизводства внутреннего рынка. Анализируя аграрный строй по реформенной России Ленин выдвинул идею о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве, называя их прусским и американским. Прусский – через крестьянскую общину, американский – фермерский. Ленин создал теорию империализма как высшей стадии капитализма, которая выражается в переходе от существования свободного рынка к монополизму. Основой монополизма является концентрация производства и капитала.12

  6. НаливайКА Ответить

    В прежние времена, писал он, такими регуляторами рождаемости были войны, эпидемии, нищета. В 19 веке, считал он, основным регу­лятором должна быть заработная плата («железный закон заработной платы» Мальтуса-Рикардо). Как священник, он призывал к моральному воздержанию, безбрачию (но, кажется, не очень сам надеялся на это). Мальтус не призывал не к эпидемиям, ни к войнам, но его идеи впо­следствии были использованы идеологами фашизма для обоснования геноцида наций, это и обусловило такую жаркую критику и споры во­круг его теории. Не было ни одного учения, более критикуемого, чем учение Мальтуса, уже современники назвали его «мрачным и ужасным гением, готовым погасить всякую надежду рода человеческого».
    Другими крупными работами Мальтуса были «Принципы полити­ческой экономии» и «Начала политической экономии». Мальтус стоял на позициях трудовой теории стоимости. Прибыль считал порождени­ем капитала, полагал, что она должна реализоваться, и это оправдывает существование «третьих лиц» – непроизводительных классов. Огром­ной, заслугой Мальтуса было то, что он впервые поставил проблему реализации и кризисов. Но он считал эту проблему разрешимой, пути решения проблемы он видел как раз в существовании «третьих лиц».
    Мальтус был большим знатоком аграрной экономики, глубоко ис­следовал вопросы земельной ренты, сформулировал закон убывающего плодородия земли (при этом он не учитывал научно-технического про­гресса в аграрном секторе). Аграрным вопросам посвящена его работа «Исследование о природе и возрастании земельной ренты».
    Апологетический характер буржуазной экономической науки этого периода особенно ярко проявился в «теории воздержания» и «теории последнего часа» Н. Сениора. В это время шла борьба рабочих за 10-часовой рабочий день. И Сениор, защищая высокую степень эксплуа­тации, пытался доказывать, что прибыль создается рабочими в течение последнего часа их работы, и если сократить рабочий день, то рабочие получат заработную плату, а предприниматели прибыли не получат.
    В теории воздержания он доказывал, что каждый экономической субъект от чего-то отказывается: рабочий – от отдыха, землевладелец ­от личного использования своей земли, предприниматель – от использо­вания денег в личных целях, поэтому они получают соответствующее вознаграждение – заработную плату, ренту, прибыль. Таким образом, автор пытался доказать отсутствие эксплуатации при капитализме. Но эта теория отнюдь не объясняла причин огромной разницы в доходах.
    Франция. Наиболее видными экономистами первой половины 19 века здесь были Жан Батист Сэй и Фредерик Бастиа.
    Жан Батист Сэй (1767 – 1832) был идеологом крупной буржуазии, поборником либерализма. Производство рассматривал как буржуазное производство, капитализм считал вечным строем. Его важнейшие рабо­ты – «Трактат политической экономии» (1803), написанный на его осно­ве «Катехизис политической экономии» (1817) и 6-томный «Курс поли­тической экономии» (1828-1830). Уже первая книга имела громадный успех, была переведена на многие языки, выдержала несколько прижиз­ненных изданий. Авторитет Сэя быстро рос, а известность становилась всеевропейской. Импульсом к написанию «Трактата» стало знакомство с «Богатством народов» А. Смита. Сэй стал талантливым популяризато­ром идей Смита на континенте, никогда не скрывал, чем обязан своему учителю, на каждом шагу повторяя его имя. При этом он не только по­вторяет идеи Смита, но фильтрует их, избегая излишних, с его точки зрения, противоречий, делает свой вклад в экономическую теорию.
    Сэй завершает критику физиократов. Производить, считал он, – зна­чит, создавать полезности, удовлетворять наши желания, и производите­лен всякий труд, который содействует получению такого результата. Однако между «Богатством народов» (1776) и «Трактатом» (1803) лежа­ла промышленная революция, что наложило существенный отпечаток на теорию Сэя и всю политэкономию: индустриальные проблемы занимают теперь в политэкономии господствующее положение, а ведущей фигу­рой становится предприниматель, промышленник и фермер, – активный, образованный, изобретательный, смелый и деловой человек.
    Другой пункт, по которому Сэй продолжает, Смита касается пони­мания политической экономии и роли экономиста. Политэкономия, считает он, есть наука о спонтанном экономическом устройстве, о за­конах, управляющих богатством, она есть «изложение способа, по­средством которого образуются, распределяются и потребляются бо­гатства». Политэкономия – чисто теоретическая наука, ее следует от­делять от политики, и роль экономиста сводится не к тому, чтобы по­давать советы, а к тому, чтобы наблюдать, анализировать и описывать.
    Сэй наиболее известен двумя своими теориями: теорией трех фак­торов производства и теорией рынков. В теории трех факторов он по­казывает, что в производстве участвуют три фактора – труд, капитал и земля, собственники этих факторов получают соответствующую форму дохода – заработную плату, прибыль или ренту (эксплуатации, таким образом, нет, каждый получает соответственно своему вкладу в обще­ственное производство). Основа этой теории уже была заложена клас­сиками буржуазной политэкономии, эта теория распределения остается господствующей до сих пор.
    В теории рынков он старается доказать, что перепроизводство не­возможно, производство само создает для себя рынок за счет обмена между различными отраслями, и «третьи лица» с точки зрения реали­зации не нужны.
    Фредерик Бастиа (1801 – 1850) был экономистом и публицистом, страстным защитником идей либерализма. Собрал воедино все, напи­санное о либерализме, и последовательно отстаивал эти идеи. Просла­вился серией памфлетов в защиту свободы торговли. Капиталистиче­ское общество считал естественным и гармоничным, и источник гар­моничности видел в свободе конкуренции. Сформулировал свой закон накопления: доходы всех классов растут, писал он, но доля рабочих в совокупных доходах общества растет быстрее, чем прибыль собствен­ников (в дальнейшем статистика подтвердила эту тенденцию).
    США. В США в начале 19 века только появлялись первые вузы, на­чали формироваться научные школы. Крупнейшим экономистом в это время был Генри Чарльз Кэрри (1793 – 1879). Он пропагандировал идеи классиков в Новом Свете, отстаивал экономический либерализм, был убежден в гармоничности классовых интересов буржуазного об­щества. При этом идеи либерализма он умудрился сочетать с защитой крупного землевладения и рабовладения (что, конечно, объяснялось особенностями экономических отношений в США).
    Германия. В Германии в середине 19 века сложилась Историче­ская школа. Ее основоположники и крупнейшие ученые – Вильгельм Рошер и Бруно Гильдебрант. Для Исторической школы были особен­но характерны описательность, эмпиризм и отказ от теоретизирова­ния. Работы экономистов этой школы были написаны на стыке исто­рии и экономики, это были описания хозяйства германских княжеств, земель, отдельных предприятий и мануфактур. Они исследовали кон­кретную, германскую экономику в ее развитии. Большое значение в хозяйственном развитии они придавали неэкономическим факторам -историческим традициям, национальному менталитету, религии и т. п. Особенную роль, по их мнению, играет государство (Прусская мо­нархия). Для этой школы был характерен консерватизм и защита ин­тересов юнкерства (помещиков), что также объяснялось особенно­стями исторического развития Германии.
    -2-
    С усилением противоречий капитализма, как уже отмечалось, уси­лилась и его критика, в частности, со стороны идеологов мелкой бур­жуазии (фермеров, лавочников, собственников небольших мастерских и т.п.). В процессе концентрации производства и капитала мелкий биз­нес разорялся, все больше вытесняясь крупными промышленными и торговыми фирмами. Мелкие предприниматели, чей бизнес был осно­ван на личном труде и личных накоплениях, отнюдь не так радужно оценивали современное общество, их идеологи критиковали его и ис­кали пути его изменения.
    Идеологи мелкой буржуазии были не против рынка и частной собст­венности, но он были против крупной частной собственности, основан­ной на использовании наемного труда, против концентрации производ­ства и капитала и против технического прогресса с его негативными по­следствиями. Свой идеал они видели не в будущем (не в совершенство­вании капитализма), а в прошлом – в патриархальных феодальных от­ношениях, в мелкотоварном производстве крестьян и ремесленников. Они идеализировали средневековье, цеховой строй без борьбы и конку­ренции, ручной труд и трудовую собственность. «Золотой век» челове­чества, считали они, находится позади, нужно и можно вернуться к нему (именно за это их и называли «экономическими*романтиками»).
    Основоположником экономического романтизма стал Сисмонди де Сисмонд (1773 – 1842), швейцарский историк и экономист. Почти всю свою жизнь он провел в небольшом городке на берегу горного озера, любил окружавшую его пасторальную жизнь и резко негативно отно­сился к современному обществу.
    Он оставил более 70 томов исторических трудов и считал себя в первую очередь историком. Но, занимаясь историей хозяйства, был вынужден анализировать экономические отношения. Его самая извест­ная экономическая работа – «Новые начала политической экономии» (1819). Сисмонди предпринимает резкую критику капиталистических порядков, отрицает вечность и естественность этого строя. Он сочувст­вует простому народу, выступает против эксплуатации труда.
    В центре внимания Сисмонди – проблема рынков и реализации. Он обосновывает неизбежность кризисов при капитализме, их причину видит в нищете и недопотреблении народных масс. Считает, что необ­ходимы реформы, что государство должно вмешиваться в хозяйствен­ную жизнь и регулировать экономические отношения (в этом – прин­ципиальные различия с классиками).
    Другим видным экономическим романтиком и идеологом мелкой буржуазии был Пьер Жозеф Прудон (1809 – 1865) – французский пуб­лицист, экономист, основоположник европейского реформизма и анархизма. Он сочувственно относился к идеям социализма, но был против классовой борьбы и революции, выступал за реформы и постепенное улучшение капитализма (в частности, он считал необходимым ликви­дировать капитал, процент и деньги). Он один из первых предпринял глубокий анализ экономических противоречий (в отношениях обмена, в стоимости, деньгах и товаре) – «Система экономических противоре­чий, или Философия нищеты» (1846) и другие работы. Прудон резко критиковал капитализм, считал собственность «кражей», имея в виду крупную частную собственность, основанную на эксплуатации труда.
    -3-
    Угнетенные и трудящиеся люди всегда мечтали о светлом будущем. Об обществе, где не будет бедных и богатых, не будет нищеты, экс­плуатации, насилия. В 19 веке эти мечты соединились с рабочим дви­жением. В первой половине 19 века пролетариат окончательно сфор­мировался как класс, сформировалась его идеология и классовые инте­ресы. Идеологией пролетариата стал теоретический социализм – уче­ние о будущем социальном устройстве.
    Термин «утопический социализм» был создан К. Марксом, который считал, что до него социалистическая теория была утопической (так как видела переход к социализму мирным путем, путем преобразова­ний), а он с создал «научный социализм», который указал верный путь к будущему обществу – путем классовой борьбы и революции. Дума­ется, что утопической оказалось вся социалистическая теория.
    Для раннего, домарксова теоретического социализма было харак­терно следующее.
    Резкая критика капитализма. Понимание того, что это не «веч­ный и естественный», а временный, преходящий строй, один из этапов в развитии человеческого общества.
    Обоснование нового общества (ранние социалисты по-разному называли его: индустриализм (Сен-Симон), «Гармония» (Фурье), ком­мунизм (Оуэн). Причем социалисты связывали новое общество не только с новой, справедливой системой распределения, но и с новой организацией производства.
    Понимание того, что путь к нему идет только через реформы и постепенное улучшение общества, отрицание революции и классовой борьбы (социалисты двигателем истории считали разум, науку, обра­зование).
    Страстная агитация и пропаганда нового общества, попытки реализовать свои идеи (Оуэн).
    Наиболее известными представителями утопического социализма являются французы Анри Клод де Сен-Симон, Шарль Фурье и англи­чанин Роберт Оуэн.
    Анри Клод де Сен-Симон (1760 – 1825) – французский аристократ, вла­делец замков на Луаре, рано почувствовал свое особое социальное предна­значение. Сначала служил офицером, но ему скоро наскучила гарнизонная жизнь, и он отправился в Америку воевать на стороне восставших англий­ских колоний (Война за Независимость 1775 – 1783 гг.). Возвращаясь до­мой, он попал в плен к англичанам, сидел в тюрьме. Впоследствии много путешествовал, читал, пытаясь найти оптимальное социальное устройство. Организовал салон, куда приглашал влиятельных людей и убеждал их в необходимости глубоких общественных преобразований. Жарко приветст­вовал Французскую буржуазную революцию, хотя в результате нее потерял и свои замки, и богатство и аристократическую приставку «де» Сен-Симон. Был разорен и вторую половину жизни провел в страшной нищете, хотя в последние годы, когда начали печататься его книги, появились ученики и последователи, жизнь несколько нормализовалась.
    Сен-Симон считал, что общество развивается по восходящей, прохо­дит определенные стадии в своем движении (рабовладение, феодализм, индустриализм), каждая стадия имеет два этапа: органический (преобла­дают позитивные тенденции) и критический (когда преобладают нега­тивные тенденции и назревают противоречия). Современный этап в раз­витии общества он считал критическим, осуждал капитализм за отсутст­вие организации, анархию производства, эксплуатацию и обнищание населения, считал неизбежной замену его новым обществом, «золотым веком». В современном обществе он выделял два класса: индустриалы (фабриканты, рабочие, коммерсанты) и собственники (землевладельцы и прочие рантье, не занятые в общественном производстве).
    Социализм он представлял как промышленно-научную систему, раз­вивающуюся на базе крупного промышленного производства. Это будет сознательная организация общества, где все будут работать, будет спра­ведливое распределение и всеобщее благополучие. При этом он считал, что фабриканты, коммерсанты и банкиры сохранятся, сохранится их собственность и прибыль, но все они будут работать. Производство он представлял как огромные мастерские, которые управляются из центра и функционируют по плану, без конкуренции и анархии, руководят ими ученые. Государство выполняет только хозяйственные функции.
    Шарль Фурье (1772 – 1837) – французский торговый служащий (ра­ботал в торговом доме Лиона). Не смог получить законченного образо­вания и всю жизнь страдал от этого. Хорошо знал и ненавидел капитали­стическую торговлю. Со временем стал госслужащим, а когда умерла его мать и оставила ему наследство, смог целиком посвятить себя науке.
    Фурье считал, что общество развивается по восходящей, от низшей стадии к высшей стадии, движущей силой развития считал человеческий гений. Современное общество называл «цивилизацией», рассматривал его как одну из стадий развития общества, считал капитализм безнравствен­ным строем, резко критиковал за несправедливость и обнищание основной части населения. Особенно он осуждал капиталистическую торговлю.
    Новое общество он называл «гармонией». Считал, что это будет доб­ровольная ассоциация трудящихся, состоящая из отдельных фаланг. Фа­ланги – территориально-производственные единицы общества. В этом обществе все сознательно трудятся, нет анархии и конкуренции, нет рын­ка, торговли и товарно-денежных отношений (при этом собственность и доходы на собственность сохранятся). Земледелие Фурье считал основой будущего строя, а промышленности отводил второстепенную роль. Фурье сформулировал идею перемены труда, получившую дальнейшее развитие в марксистской экономической теории. Главным недостатком его учения была детальная регламентация жизни и деятельности в будущем обществе (любые детальные прогнозы – неблагодарное занятие).
    Роберт Оуэн (1771 – 1858) – английский фабричный служащий, за­тем управляющий на текстильной фабрике. Создал с компаньоном свое дело, а после женитьбы на дочери богатого фабриканта получил ряд текстильных фабрик в Шотландии.
    Оуэн резко критиковал капитализм, отрицал частную собственность, религию и брак на основе частной собственности. Единственный из уто­пистов, он пытался воплотить свои социалистические идеи. Оуэн считал, что изменяя среду, можно изменить человека. Считая деньги искусст­венным мерилом стоимости, пытался уничтожить деньги и ввести экви­валент трудовых затрат – «рабочие деньги» (квитанции), создал «Базар справедливого обмена», где на «рабочие деньги» можно было приобре­тать необходимые товары (этот эксперимент быстро закончился).
    Оуэн создал на своих фабриках столовые, медицинские пункты, общежития, детские сады, платил достойную заработную плату рабо­чим. Естественно, рабочие боготворили его, а предприниматели – не­навидели, считали его выскочкой, подрывающим основы спокойствия общества. Социальные программы тяжелым бременем легли на его издержки, производство стало неконкурентоспособным, и Оуэн был разорен. Уехав с сыновьями в США, он пытался повторить экспери­мент, и опять неудачно.
    Вернувшись в Англию, оказался у истоков английского профсоюз­ного и кооперативного движения, отстаивал необходимость реформ и фабричного законодательства. Оуэн никогда не возглавлял рабочего движения, но английские рабочие до сих пор считают его патриархом рабочего движения в Англии.
    -4-
    Марксизм как теория формируется в 40-х годах 19 века. Он явился непосредственным развитием и продолжением социалистической тео­рии, принципиальным различием между ними является отношение к революции как пути построения социалистического общества. Его соз­датели – К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 – 1895). Марксизм был идеологией рабочего класса а его создатели – вождями германско­го, а затем и мирового рабочего движения.
    Марксизм как теория включает три основные части: научный социа­лизм (учение о будущем социальном устройстве), пролетарская полити­ческая экономия и философия (диалектический и исторический мате­риализм). Классики марксизма пытались создать обобщенное и система­тизированное представление об обществе, они создали научную систе­му, которая охватила все социальные науки. Они переработали огром­ный теоретический материал, непосредственными источниками их тео­рии стали: фрацузский утопический социализм, английская классическая буржуазная политическая экономия и немецкая классическая филосо­фия. Экономической теорией в гениальном тандеме Маркса и Энгельса занимался преимущественно К. Маркс. Он был величайшим аналитиком, методологом, создал оригинальную экономическую теорию, критически переработав все ранее созданное в экономической теории. Марксистская экономическая теория не бесспорна, но она остается гениальной страни­цей в истории экономической мыоли человечества.
    Экономическим проблемам и анализу экономической теории по­священо множество работ Маркса, но квинтэссенцией его экономиче­ской теории стал «Капитал» – огромный фундаментальный труд по экономике капитализма.
    «Капитал», его первый том начинается с изложения и творческого развития трудовой теории стоимости классиков буржуазной политэко­номии. Маркс анализирует товар, его свойства (меновая и потребитель­ная стоимость), связывая их с двойственным характером труда человека (абстрактный и, одновременно, конкретный труд); рассматривает про­цесс развития товарного обмена и появления денег; анализирует деньги – их сущность, функции, виды и роль в экономике; вскрывает противо­речия товарно-денежных отношений; формулирует закон стоимости. Он четко дифференцирует стоимость (как затраты общественно необходи­мого труда на производство товара) и цену (как ее денежное выражение).
    Маркс делит капитал на постоянный и переменный по принципу создания новой стоимости (постоянный не создает новой стоимости, а только переносит свою стоимость на новый товар, а переменный соз­дает новую стоимость). Формула стоимости товара: С + V + М, где С -постоянный капитал, вложенный в средства производства, V – пере­менный, вложенный в рабочую силу (именно он создает новую стои­мость), М – прибавочная стоимость, созданная исключительно трудом рабочих, как полагал Маркс.
    На основе трудовой теории стоимости Маркс создает новую ориги­нальную теорию, которая стала «краеугольным камнем» марксизма и раскрывала, как полагал Маркс, механизм эксплуатации при капита­лизме – теорию прибавочной стоимости. Он делит рабочий день на необходимое время, в течение которого создается необходимый про­дукт и компенсируется заработная плата рабочего, и прибавочное вре­мя, в течение которого создается прибавочный продукт и прибавочная стоимость (в процессе реализации товара она превращается в прибы­ли). Маркс использует понятие нормы прибавочной стоимости: М : V, выражающее степень эксплуатации наемного труда.
    Первый том «Капитала» завершается теорией накопления капитала. Маркс рассматривает сущность этого процесса, его факторы и роль в экономике (одновременно он анализирует так называемый процесс пер­воначального накопления капитала, происходивший в 16 – 17 веках и сформировавший исторические предпосылки перехода к буржуазному обществу). Маркс полагал, что с ростом капитала увеличивается обни­щание пролетариата, усиливается поляризация общества. Любая эконо­мическая теория Маркса имела однозначный вывод: противоречия капи­тализма обострятся, он обречен и поэтому должен быть уничтожен.
    Вторая глава «Капитала» посвящена процессам воспроизводства (мак­роэкономическим проблемам). Маркс рассматривает процессы кругообо­рота и оборота капитала; показывает, что в процессе своего кругооборота капитал проходит три стадии (обращения, производства и снова обраще­ния) и последовательно сменяет три функциональные формы (денежную, товарную и производительную) и при этом находится во всех трех формах одновременно; подробно рассматривает время оборота капитала; делит капитал на основной и оборотный по принципу перенесения своей стои­мости на новый товар; делит общественное производство на два подразде­ления: I – производство средств производства и II – производство предме­тов потребления, тесно взаимосвязанные между собой.
    Маркс показывает, что производство может быть сбалансированным, нормальным только при соблюдении определенных условий (он выводит условия реализации для простого и расширенного воспроизводства), но при капитализме, полагал он, выполнение этих условий и экономическая сбалансированность невозможны, неизбежны кризисы перепроизводства, вызванные тем, что покупательная способность общества ограничена (противоречие производительных сил и экономических отношений).
    Третий том «Капитала» был доработан и опубликован Энгельсом по­сле смерти Маркса, что объясняет некоторые противоречия между первым и третьим томами. В третьем томе рассматриваются процессы превраще­ния стоимости в цену, а прибавочной стоимости – в прибыль. Дается тео­рия образования средней нормы прибыли в обществе: в результате суще­ствования отраслей с различным органическим строением капитала (С : V) и постоянного перелива капитала в поиске наиболее прибыльного его вложения норма прибыли выравнивается, действует принцип: на равный капитал – равная прибыль, (в какой бы отрасли он не функционировал). В результате формула цены товара будет: К + р ср., где К – авансированный капитал (С + V), р ср. – средняя прибыль в обществу.
    В третьем томе Маркс рассматривает отдельные сферы капитали­стической экономики – сферу товарного обращения и особенности формирования торговой прибыли, сферу денежного обращения и обра­зование процента, сферу аграрных отношений и формирование зе­мельной ренты. Рассматривается, таким образом, распределение при­бавочной стоимости (которая создается, как полагал Маркс, только в реальном производстве) между четырьмя группами собственников: промышленниками, торговцами, собственниками денег и собственни­ками земли, что так же порождает определенные противоречия, уже в среде самих собственников.
    Теории социализма посвящены другие работы классиков марксиз­ма, это в первую очередь «Критика Готской программы» К. Маркса и «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Не­обходимо отметить, что глубокой разработки теории социализма клас­сики не оставили, это были наиболее общие представления о будущем экономическом и социальном устройстве общества.
    Так, классики полагали, что будущее коммунистическое общество пройдет два этапа, две фазы: социализм (когда еще сохранятся многие пережитки прежнего общества) и собственно коммунизм, для которого характерны наивысшая производительность труда, всеобщее изобилие и распределение по потребностям. Путь к социализму они видели только через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата. Между капи­тализмом и социализмом должен быть определенный переходный пери­од – период диктатуры пролетариата, когда осуществляются все социа­листические преобразования. Основные социалистические преобразова­ния общества заключаются в следующем. 1. Ликвидация частной собст­венности в целях ликвидации эксплуатации и утверждение обществен­ной собственности на средства производства. 2. Ликвидация товарно-денежных отношений, рынка и денег, вместо рынка как саморегулятора общественного производства и распределения будет создано бестовар­ное непосредственно общественное производство и распределение про­дуктов, осуществляемое на основе планирования и централизованного управления. 3. Рыночный принцип распределения «по капиталу» будет заменен принципом распределения «по труду» – на первой фазе и «по потребностям» – на высшей фазе будущего общества. Все будут тру­диться, будет действовать принцип «кто не работает, тот не ест».
    Естественно, что условием построения такого общества классики считали высокое развитие производительных сил и концентрацию производства. Они понимали, что построение социализма – долгий процесс, что переход к новому обществу возможен только в наиболее развитых странах, причем успех построения социализма возможен, если социализм будет утвержден в большинстве развитых стран (Маркс предупреждал своих российских корреспондентов, считая Рос­сию не готовой к социалистической революции).
    Гениальная марксистская теория сыграла огромную роль в дальней­шем развитии человечества, осталась величайшим вкладом в экономиче­скую науку. Но, как и любая другая теория, она имеет и свои недостатки. С нашей точки зрения, такими недостатками являются следующие: недооценка внутреннего потенциала рыночной экономики (капи­тализма), ее возможности развиваться на своей внутренней основе, нежелание видеть те позитивные тенденции, которые происходили в капиталистическом обществе во второй половине 19 венка (улучше­ние положения пролетариата, усиление роли государства в хозяйствен­ном развитии, укрепление демократических основ общества), неприятие эволюционных, реформистских форм развития общест­ва, абсолютизация революционных форм развития, утопичность ряда социалистических идей (бестоварного планово­го производства и распределения, всеобщего обобществления, отмира­ния государства и самоуправления при коммунизме и др.), недооценка субъективного, психологического фактора (человека), классовый подход в анализе всех общественных явлений, крайняя непримиримость к другим, альтернативным теориям и идеям, крайняя тенденциозность и политизированность взглядов.
    Практика построения социализма в ряде стран и догматическая трак­товка марксистской теории во многом дискредитировали ее, но несо­мненно, что теоретический и практический социализм радикально изме­нили экономические отношения в 20 веке, сделали достойными условия труда и жизни рабочих по крайней мере в развитых странах, оказали огромное влияние на сознание людей и политическую ситуацию в мире.
    Вопросы для самоконтроля:
    1. Охарактеризуйте экономическое учение Ж.Б. Сея.
    2. Каковы основные идеи книги Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и в чем их значение для экономической науки?
    3. В чем особенности идей С. Сисмонди?
    4. Какие особенности присущи предмету и методу изучения в творчестве П. Прудона?
    5. Какие общие теоретико-методологические позиции присущи творчеству социалистов-утопистов первой половины 19 в.?
    6. В чем особенности воззрений Карла Маркса?
    7. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по Марксу.

  7. Наглый романтик Ответить

    Важно, что Смит разделял валовый и чистый доход жителей страны. Понимая под первым совокупный общественный продукт и все материальные затраты.
    Продолжателем учения А.Смита являлся Давид Рикардо. В основе взглядов Рикардо лежит определение стоимости затраченным трудом. Меновую стоимость он определил как форму проявления абсолютной стоимости. Он изучил вопрос о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимость производимых ими товаров. В условиях свободной конкуренции можно лишь пожертвовать часть прибыли, а не перекладывать прирост зарплаты на цены.
    Рикардо, как и Смит, натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал зависит от размеров этого капитала. Иначе – норма прибыли имеет тенденцию уравниваться. Но это было бы невозможно, если бы отрасли с быстрой оборачиваемостью капитала имели бы преимущество перед отраслями с медленной оборачиваемостью. Первые в соответствии с более значительными затратами труда продавали бы товары относительно дороже и приносили бы более высокие прибыли, но тогда бы капитал уходил в эти отрасли, а вторые не могли бы развиваться.
    Анализируя земельную ренту, Рикардо построил ее теорию на основе трудовой стоимости: источник ренты – это прилагаемый к земле труд в условиях собственности. Плохие участки не приносят ренты, а лишь среднюю прибыль, но на хороших участках прибыль выше средней, и она присваивается землевладельцем в виде ренты.
    Рикардо полагал, что теория денег объясняет регулирование платежных балансов. Если в данной стране слишком много золота, то в ней повышаются товарные цены и становится выгодно ввозить товары из-за границы. В торговом балансе образуется дефицит, который приходится покрывать золотом. Золото уходит из страны, цены понижаются, приток иностранных товаров приостанавливается и все приходит в равновесие. Отсюда Рикардо сделал вывод в пользу свободы торговли.
    Родоначальником анархизма и реформизма в истории экономической мысли во Франции был Пьер Прудон.
    Разделение труда по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо способствует росту богатства, и дурную т.к. ведет к росту бедности и безработицы. Частная собственность также имеет хорошую сторону, обеспечивая независимость, самостоятельность, свободу, и отрицательную – нарушает равенство. Здесь Прудон рекомендует устранить крупную собственность и сохранить мелкую.
    Прочность взглядов Прудона выразилась в его теории стоимости: он считал, что это вечная абстрактная категория, включающая в себя две противоположные идеи – потребительную ( как воплощение изобилия) и меновую стоимость (как отражение дефицита). Это противоречие он хотел устранить путем эквивалентного обмена, т.е. конституированной стоимости, предлагая производить товаров столько, сколько требуется и все их реализовать.8
    В конце 18-начале 19 века развивается так называемая «вульгарная политическая экономия». Самые крупные представители этого течения являлись: Т.Р.Мальтус, Дж. Милль, Н.С.Сениор и др. Наиболее известной концепцией этого направления является учение Мальтуса. По его мнению, главной причиной бедности являются естественные законы и человеческие страсти.
    Утопический социализм как теория об уничтожении эксплуатации, экономического и социального неравенства имеет многовековую историю, но особое развитие он получил в 19 веке в Западной Европе. Социалисты-утописты Сен-Симон, Шарль Фурье во Франции, Роберт Оуэн в Англии подвергли критике анархию капиталистического производства и распределения, частнособственнические интересы.
    Будущее общество Сен-Симону представлялось в виде сложной мастерской, где развитие производства, земледелия и коммерции позволит обществу производить только полезные и необходимые вещи, что обеспечит благополучие всех людей и позволит им развиваться и усложняться. Не будет полиции и армии, освободившиеся силы пойдут на развитие науки и искусства, промышленности. Частная собственность останется, но будет частично обобществлена.
    Ш.Фурье представлял общество справедливым, состоящим из ассоциаций (фаланг), созданных без принуждения, для удовлетворения потребностей. Основным родом деятельности будет земледелие, а уже потом промышленность. Проблему распределения Фурье предполагал решать в зависимости от трех факторов: труда, таланта и капитала. Со временем уйдут войны и произойдет слияние классов.
    Английский социал-утопист Р.Оуэн источником богатства считал физический труд и провозглашал его мерилом стоимости. Проблему кризисов он объяснял тем, что рабочие не получают должного вознагражденя за свой труд. В деньгах Оуэн видел техническое средство облегчающее меновой процесс, но считал что из полезной вещи они превратились во зло. Целью будущего общества будет постоянное совершенствование мира, в котором должен действовать принцип: от каждого по способностям – каждому по труду.
    Российская экономическая мысль начала – середины 19 века представлена учениями А.Н.Радищева, П.И.Пестеля, Н.И.Тургенева, А.И.Герцена, Н.П,Огарева, Н.Г.Чернышевского.
    Общей идеей этих концепций была разработка аграрного вопроса, так как для России эта проблема была наиболее актуальной.
    А.Н.Радищев считал основной формой производства земледелие. Из него возникает частная собственность, рождающая неравенство людей и угнетение человека человеком. Источником богатства помещиков является эксплуатация труда крепостного крестьянства.
    Идеалом общества Радищев считал господство собственности мелкого производителя на средства производства и продукт труда.
    Теория П.И.Пестеля строилась на основе концепции «естественного права». Согласно ей образование и структура общества, его государсвенное устройство должны согласовываться с рациональными и естественными требованиями каждого индивида, с его стремлением к благоденствию.
    Социалистическое учение А.Н.Герцена и Н.П.Огарева отправным пунктом имело признание общины ячейкой нового общества. Крестьянская община должна послужить первичной предпосылкой движения к социализму и его готовой формой. Через общину крестьянин сможет осуществить свои коренные интересы: право каждого на землю, общинное владение ею, мирское управление. В целом учение Герцена и Огарева было вариантом утопических экономических концепций.
    Одной из фундаментальных теорий этого периода было учение Н.Г.Чернышевского. Он исследовал суть крепостнической системы и пришел к выводу, что помещик, будучи собственником земли, осуществляет внеэкономическое принуждение крестьян к земледельческой работе в личную пользу. Чернышевский показал различные формы присвоения помещиками результатов крестьянского труда: барщину – прямое присвоение прибавочного труда, натуральный оброк – присвоение прибавочного продукта, денежный оброк – присвоение прибавочного продукта в денежной форме.

  8. Mojin Ответить

    Политическая экономия получила новое имя – «экономикс» (экономическая теория). Под экономикс понимается наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства товаров, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Понятие «экономикс» связано с именем основоположника неоклассического направления английского экономиста Альфреда Маршалла (1842–1924) и его работой «Принципы экономической науки». Вместе с экономическим кризисом 1929–1933 гг. рождается новое направление в экономической теории – кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Кейнсианство – это макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики. С начала 1950–х годов неокейнсианцами разрабатываются проблемы экономической динамики, соотношение между занятостью и безработицы. В 1950–1960 гг., представители теории общественного выбора поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику (Дж. Бьюкенен, М.Олсон, Г.Таллок, Д.Мюллер и К.Эрроу). Теория общественного выбора – это экономический анализ процессов нерыночного принятия решений, или применение экономических теорий к исследованию политических процессов. Кейнсианцы активно критикуются монетаристами. Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. В современном виде концепция монетаризма выражена в работах Милтона Фридмена. Особое место в современной экономической теории занимает институционально–социологическое направление, представителями которого являются Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл, Джон Гэлбрейт. Институционализм – это совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии (корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этические, правовые условия жизни, обычаи, традиции). Итак, в развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс. Экономическая теория изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях альтернативных целей и возможностей эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для nerF Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *