Какие факторы определяют развитие гражданской обороны в настоящее время?

9 ответов на вопрос “Какие факторы определяют развитие гражданской обороны в настоящее время?”

  1. Grara Ответить

    Состояние и развитие гражданской обороны в современных условиях определяют следующие факторы:
    экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса и демографическая ситуация в стране;
    наличие конфликтных ситуаций вблизи государственных границ Российской Федерации;
    сохранение тенденции развития и укрепления НАТО;
    наличие и совершенствование оружия массового поражения, появление оружия нового поколения;
    усиление угроз невоенного характера, связанных с применением качественно новых средств экономической, технологической, миграционной, информационной, этнической, конфессиональной и нравственно-психологической экспансий;
    возрастание угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;
    недостаточность финансовых возможностей государства для повышения уровня материального стимулирования военнослужащих и приравненных к ним лиц, для обеспечения их жильем.
    В современных условиях характер и способы решения международных и других проблем с применением военной силы, а также методы ведения вооруженной борьбы меняются. Возможные войны будут происходить преимущественно в региональном масштабе, и отличаться высокой интенсивностью, скоротечностью, избирательностью и степенью поражения высокоточными средствами, применением сил специальных операций и диверсионных групп. Все большее значение приобретут высокоточные системы вооружений, существенно повысится роль информационного противоборства.
    В мире все более широкую практику находят военно-силовые акции в форме “гуманитарной интервенции”. При этом в качестве целей для поражения выбираются, как правило, важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций и информатизации.
    Несмотря на достигнутые за последние годы договоренности о сокращении ядерных потенциалов, о запрещении и уничтожении химического и биологического оружия, вероятность применения этих видов оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах не исключается.
    Все большая роль в вооруженных конфликтах отводится высокоточному обычному оружию. Ведутся разработки оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах. Существенно возрастает экономическое, политическое, информационное и другие виды воздействия на население.
    Усиливаются угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в связи с наличием больших запасов химического оружия и подлежащих утилизации ядерных энергетических установок.
    В данных условиях особую актуальность приобретает необходимость иметь и создавать качественно новые средства защиты населения, материальных и культурных ценностей, способные обеспечивать поддержание стратегической стабильности и решение комплекса задач по безопасности государства.

  2. Myз0н4ик Ответить

    ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЭТО ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ. Несмотря на принимаемые меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России остается высокой. Обстановка, складывающаяся во многих регионах, сегодня сложная. Растет ущерб от чрезвычайных ситуаций. Остаются высокими санитарные и безвозвратные потери среди людей.
    В техногенной сфере, несмотря нападение производства, число крупных аварий продолжает расти.
    Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций и увеличивается тяжесть их последствий. В этом году количество ЧС природного характера увеличилось на 23%, а техногенного – на 7%.
    О ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ.
    Как отмечено в Концепции национальной безопасности, непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации на современном этапе уменьшилась. Однако военная опасность продолжает сохраняться. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.
    Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снижают возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, но полностью ее не исключают. Не следует забывать, что количество государств, владеющих ядерным оружием, увеличилось за счет Индии и Пакистана. Давно известно о наличии атомных бомб в Израиле.
    Вместе с тем в концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию на новых физических принципах (так называемому нелетальному), использованию политических, экономических и информационных мер давления на противника. В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать международный и внутренний терроризм.
    В этих условиях задачи гражданской обороны, как и прежде, продолжают оставаться актуальными, а по некоторым направлениям приобретают большую значимость.
    ПРОБЛЕМЫ.
    ПЕРВАЯ.
    Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными системами – РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти оди-наковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы.
    Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на еди-ных принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий.
    На этом пути придется преодолеть определенные трудности. Например, вопросы ГО являются предметом федерального ведения, а защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время – совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силы и организации, ГО и РСЧС имеют пока различную правовую базу.
    ВТОРАЯ.
    Назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципиально новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать. Вот почему так активно разрабатывается проект основ государственной политики в области управления рисками. Этой же задаче служит готовящаяся федеральная целевая программа “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года”.
    Главным в этой программе будет не только организация и совершенствование мониторинга, а прогнозирование и предупреждение ЧС. Значительное место отводится внедрению системы декларирования безопасности потенциально опасных производственных объектов и лицензирования их деятельности, страхования рисков.
    Гвоздем, основой программы, являются выполнение инженерно-технических мероприятий по защите населения как в мирное, так и военное время, постоянное и все усиливающееся обучение населения.
    В какой-то мере новым, но все более необходимым становится обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях. Раньше этому практически не уделяли внимания, считали, что люди в любых трудных ситуациях сами как-нибудь устроятся. На деле оказалось – без помощи федеральных и местных органов власти им просто не выжить. Все крупные чрезвычай-ные ситуации последних лет являются убедительным подтверждением сказанному: землетрясение в Нефтегорске, наводнения в Якутии, Республике Коми, Великом Устюге, на Северном Кавказе, про-рывы дамб и плотин, оползни, бури и ураганы, лесные пожары.
    По мнению МЧС России, реализация этой программы должна способствовать снижению потерь от ЧС не менее чем на 25 – 30%.

  3. Kajizragore Ответить

    ?
    В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её национальной безопасности. Глобальный экономический кризис, распространение международного терроризма, энергетические конфликты, угроза изменения климата и другие глобальные проблемы современности непосредственно затрагивают жизненно важные интересы России.
    Всё чаще стали возникать ситуации, требующие участия государства в обеспечении безопасности личности, общества и его самого, что определяет необходимость комплексного укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации. Вооружённые конфликты в Южной Осетии, а также в Украине, свидетельствуют, что в настоящее время очаги региональной нестабильности и конфликтов располагаются в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации и напрямую затрагивают интересы её национальной безопасности. Расширяющийся спектр угроз безопасности и их глобальный, трансграничный характер предопределяет необходимость выработки и реализации, дополнительных мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в области гражданской обороны.
    В сложившейся ситуации одной из важнейших задач МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гражданской обороны, является существенное реформирование гражданской обороны.
    При этом основными факторами, определяющими новые подходы к развитию гражданской обороны, являются:
    – изменение геополитической ситуации в современном мире;
    – снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т.ч. ядерного оружия;
    – совершенствование современных средств поражения;
    – сложившиеся в России новые социально-экономические условия;
    – создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства;
    – совершенствование системы государственного управления нашей страной;
    – возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;
    – возрастание угрозы терроризма. [10]
    Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. [1]
    (Военная доктрина Российской Федерации (от 25.12.2014 г.) определила, что под военным конфликтом понимают форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы)
    Принципами организации и ведения гражданской обороны являются:
    1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
    2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
    3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.[1]
    Яркими примерами поражения мирного населения, а также объектов экономики, не являющихся объектами поражения, стали военные конфликты на территории Югославии, Ирака, Сирии.
    При ведении военных конфликтов на современном этапе объектами поражения в первую очередь выбираются критически важные объекты экономики [6], потенциально опасные объекты [6], пункты управления и объекты жизнеобеспечения населения. Для уничтожения данных объектов используются современные высокоточные средства поражения (крылатые ракеты, управляемые авиационные бомбы, лазерное оружие, кинетическое оружие, радиочастотное (СВЧ) оружие). Кроме этого в современных военных конфликтах возникают вторичные поражающие факторы применения современного оружия (техногенные пожары и взрывы, химическое заражение и радиоактивное загрязнение местности, катастрофическое затопление отдельных территорий).
    Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве наиболее вероятного сценария ведения военных действий на территории Российской Федерации рассматривает применение вероятным противником по объектам тыла только обычных, специальных и высокоточных неядерных боеприпасов.
    Основными принципами развития гражданской обороны нашей страны на современном этапе должны являться [10]:
    – заблаговременность подготовки государства к ведению гражданской обороны в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения;
    – необходимая (разумная) достаточность при организации и выполнении мероприятий по гражданской обороне;
    – обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны к действиям, как в условиях военного времени, так и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени, их стратегическая мобильность;
    – реформирование гражданской обороны в рамках общей стратегии развития военной организации государства, направленной на повышение обороноспособности страны, мобилизационной готовности, эффективности защиты населения и территорий;
    – использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;
    – финансирование гражданской обороны, как со стороны государства, так и со стороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики, продолжающих работать в военное время;
    – рациональное расходование средств на основе критерия «затраты — эффективность»;
    – повышение социальной значимости гражданской обороны, оказание помощи населению в кризисных ситуациях.
    Ведение гражданской обороны осуществляется:
    в Российской Федерации – на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
    в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях – на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    в федеральных органах исполнительной власти и организациях – на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.
    Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.[2]
    План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации – комплекс государственных документов, в которых на основе оценки как военной обстановки, так и обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях определяется порядок мобилизационного развёртывания средств управления и сил ГО, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших мероприятий ГО в масштабах страны или отдельных её регионах при различных вариантах складывающейся обстановки. Проект плана разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО (МЧС России) с участием федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов РФ. При разработке проект плана увязывается по срокам, намеченным мероприятиям, объёмам материалов и финансового обеспечения с планами мобилизационного развёртывания экономики и ВС РФ. Утверждается Президентом РФ.[11]
    В основу плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации заложены базовые сценарии ведения войн и военных конфликтов, согласованные с Генеральным штабом Российской Федерации.
    Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
    Этот порядок был утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».
    Впервые в практике планирования оценка возможной обстановки была возложена на территориальные органы МЧС России. Грамотно выбрать объекты, разрушение которых окажет существенное влияние на условия жизнеобеспечения региона и устойчивость его функционирования, можно только зная реальную обстановку на конкретной территории.
    Исходя из данного порядка планирования мероприятий гражданской обороны (изложен в приказе МЧС России от 16.02.2012 № 70 в редакции приказа МЧС России от 04.06.2013 № 362) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) [1].
    Основным принципом построения гражданской обороны всегда должна стать защита конкретного человека в конкретном месте от конкретной угрозы.
    Для реализации этого принципа в последние годы были внесены существенные изменения основных понятий в целый ряд нормативных правовых документов. В частности:
    Убежища создаются:
    для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
    для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.
    Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.
    Укрытия создаются:
    для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
    для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
    для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала».[4]
    Заглубленные помещения, подлежащие инвентаризации, подразделяются на следующие группы:
    1 группа – подвалы и цокольные этажи зданий;
    2 группа – гаражи, складские и другие помещения, расположенные в отдельно стоящих и подвальных этажах зданий и сооружениях, в том числе в торговых и развлекательных центрах;
    3 группа – транспортные сооружения городской инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные (трамвайные) подземные тоннели, подземные переходы и т.п.);
    4 группа – подвалы и цокольные этажи зданий и сооружений, включая частный жилой сектор, не отвечающие требованиям;
    5 группа – естественные укрытия (пещеры, горные выработки, овраги и т.п.), простейшие укрытия (щели открытые и перекрытые, приспособленные погреба, подполья и т.п.).[9]
    Предусматривается планирование и организация многовариантных способов эвакуации населения в безопасные районы:
    – определены возможности использования личного транспорта граждан при эвакуации;
    – уточнены предъявляемые требования к безопасным районам.
    – разработаны и внедряются новые подходов к организации и проведению эвакуационных мероприятий. Эвакуация не будет носить массовый характер.
    Особое внимание будет уделено проблеме миграции населения при гуманитарных катастрофах и его жизнеобеспечения в местах временного пребывания.[3]
    Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:
    По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
    – организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою производственную деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне;
    – подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
    – разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
    – создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.[7]
    Обеспечению средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) органов дыхания подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:
    – защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
    – возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно – и химически опасных объектов.[8]
    Гражданская оборона должна развиваться (реформироваться) по следующим инновационным направлениям:[10]
    – разработка и внедрение нового поколения информационных технологий и технических средств управления гражданской обороной, а также оповещения населения об опасностях;
    – разработка и внедрение новых методов и способов инженерной защиты населения, в т.ч. с использованием защитных сооружений;
    – оптимизация и дифференциация эвакуационных мероприятий;
    – разработка высокопроизводительных методов и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, технологий пожаротушения;
    – совершенствование методов и технологий мониторинга и прогнозирования различного рода опасностей;
    – разработка малогабаритных и универсальных средств индивидуальной защиты;
    – производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения; оптимизация группировки сил гражданской обороны;
    – совершенствование способов и технологий повышения защищенности объектов экономики при воздействии поражающих факторов различной природы;
    – разработка мер, направленных на повышение устойчивости функционирования систем управления и жизнеобеспечения населения;
    – разработка информационно-коммуникационных технологий работы с населением в очагах поражения.
    Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.[5]
    Основными направлениями формирования нового облика сил гражданской обороны будут являться:
    – наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил;
    – техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, аэромобильными средствами спасения, современными приборами и оборудованием на основе использования нанотехнологий, микроэлектроники и других достижений научно-технического прогресса;
    – разработка профессиональных стандартов и на их основе уточнение федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области гражданской обороны;
    – оборудование высокотехнологичной учебной и полигонной базы для практического обучения личного состава органов управления и сил гражданской обороны.
    Важнейшим условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации является дальнейшее развитие ресурсно-экономической основы гражданской обороны с использованием механизмов прогнозирования, программирования и программно-целевого планирования.
    Основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года являются: [12]
    – развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;
    – совершенствование системы управления гражданской обороны;
    – совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    – развитие сил гражданской обороны;
    – сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
    – совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;
    – развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
    В настоящее время в МЧС России проводится активная целенаправленная работа по формированию новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе. Указанные подходы, учитывающие современные военно-политические и социально-экономические условия, направлены, с одной стороны, на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших, избыточных требований в области гражданской обороны, а, с другой стороны, на повышение эффективности мероприятий гражданской обороны.
    Литература:
    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
    Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
    Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»;
    Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;
    Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
    Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 N 1314-р «Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов»;
    Приказ МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;
    Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
    «Методические рекомендации по проведению комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства для укрытия населения» (утв. МЧС России 07.08.2014 № 2-4-87-18-35);
    Электронный ресурс: http://www.mchs.gov.ru/document/2522333;
    Электронный ресурс: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86163;
    Электронный ресурс: http://central.mchs.ru/news/item/539596

  4. phoe6 Ответить

    В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для обеспечения национальной безопасности и сохранения обороноспособности страны.
    Направления развития гражданской обороны в современных условиях определяются:
    наличием конфликтных ситуаций вблизи государственных границ Российской Федерации;
    сохранением тенденции развития и укрепления НАТО;
    наличием и совершенствованием оружия массового поражения, появлением оружия нового поколения;
    возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;
    возрастанием роли в вооруженных конфликтах высокоточного оружия и разработкой оружия нового поколения, в том числе на новых физических принципах;
    существенным возрастанием экономического, политического, информационного и других видов воздействия на население:
    усилением угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в связи с наличием больших запасов химического оружия и подлежащих утилизации ядерных энергетических установок.
    В настоящее время гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Это должен знать каждый

    В Федеральном законе «О гражданской обороне» определены основные задачи в области гражданской обороны и защиты населения:
    обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
    предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
    проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
    проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
    первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
    борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
    обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению;
    обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
    восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
    срочное захоронение трупов в военное время:
    разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
    обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
    Кроме того, в «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 г,»1 определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:
    выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения; при этом основное внимание должно быть уделено готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;
    принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
    В мирное время основными задачами гражданской обороны являются:
    создание органов управления гражданской обороны;
    подготовка сил гражданской обороны;
    обучение населения;
    поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты:
    планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны;
    создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период;
    проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
    В случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут быть направлены на выполнение отдельных работ.
    В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации основной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны, а также организаций — исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по ее переводу с мирного времени на военное время в установленные сроки.
    В военное время основными задачами гражданской обороны являются:
    проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей;
    повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.
    Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
    Организационную основу гражданской обороны составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной; службы, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

    Руководство гражданской обороной

    Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны.
    Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
    Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.
    Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
    Кроме того, в «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 г.» определено: «Координацию деятельности органов исполнительной власти в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с возложенными на него полномочиями».

    Это должен знать каждый

    Основные права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны
    Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
    проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
    принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
    оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

    Вопросы

    Когда и с какой целью была создана гражданской оборона в нашей стране?
    Какие основные задачи возложены на гражданскую оборону по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?
    Какие факторы определяют развитие гражданской обороны в настоящее время?
    Какие органы составляют организационную основу гражданской обороны?
    Кто в Российской Федерации несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения?

    Задания

    Выпишите в дневник безопасности основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны, постарайтесь запомнить их.
    Подготовьте доклад на тему «Основное предназначение гражданской обороны».
    1 Утверждены Президентом Российской Федерации 5 января 2004 г.

  5. Naswyn Ответить

    «Гражданская оборона» – 3. Какие факторы определяют развитие гражданской обороны в настоящее время? Вопросы для закрепления. 1. Когда и с какой целью была создана гражданская оборона в нашей стране? Основные задачи Гражданской обороны. Этапы развития ГО. Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?
    «РСЧС» – Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Войска гражданской обороны. Структура РСЧС. Единая государственная система. Сбор, обработка, обмен и выдача информации. Основные задачи. Территориальные подсистемы РСЧС. РСЧС. Силы и средства наблюдения и контроля. МЧС России. Основные цели и задачи РСЧС.
    «Организация гражданской обороны» – Важнейшие функции. Степени готовности гражданской обороны. Борьба с пожарами. Реализация мероприятий по защите населения. Организационная структура гражданской обороны. Правовое регулирование. Объединение усилий. Задачи единой государственной системы. Правое регулирование. Принципы организации. Постановление Правительства.
    «Гражданская оборона России» – Войска ГО. Должность министра Российской Федерации. Система защиты населения. Министр Российской Федерации по делам ГО. 4 октября. Сигналы гражданской обороны. Действия населения. День Гражданской обороны России. Эвакуация детей. Гарантия. Великая Отечественная война. Гражданская оборона. Подразделения противовоздушной обороны.
    «МЧС России и сайты» – Общение пользователей facebook. Блогеры лично познакомились с работой министерства «изнутри». Журналистский взгляд на МЧС России. Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности населения. Все официальные новости МЧС одной строкой. Мчс в соц.Медиа. Общение пользователей ВК. МЧС России в социальных медиа: опыт, которым хочется поделиться.
    «Службы гражданской обороны» – Медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты. Посты радиационного и химического наблюдения. По срокам готовности. По предназначению. Команды, группы и звенья связи. Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин и женщин в возрасте. Подвижные автозаправочные станции.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *