Какие гласные звуки есть в русском языке?

11 ответов на вопрос “Какие гласные звуки есть в русском языке?”

  1. Джон Сина Ответить

    Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

    Гласные звуки

    В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.
    Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
    Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
    Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

    Ударные и безударные

    Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

    Йотированные гласные

    Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е > [й’][е], ё > [й’][о], ю > [й’][у], я > [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:
    стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
    стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
    стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).
    В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

    Согласные звуки

    Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.
    Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
    Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
    Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

  2. ---L L ангело4е|{---L L Ответить

    Иногда у школьников возникают затруднения, как определить ударный гласный звук. Ударным называется тот слог в слове, который произносится с большей силой. Поэтому достаточно вслух произнести слово и послушать самого себя.
    Гласные буквы в русском языке выполняют слогообразующую функцию. Слог может состоять только из гласной или гласной в сочетании с согласной (или несколькими согласными). Например: у-ли-ца, и-гол-ка. Отсюда правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов.
    Ударные гласные стоят в сильной позиции: под ударением чётко различаются все 6 гласных звуков. Безударный слог — это слабая позиция, в которой гласный звучит кратко, менее разборчиво, нечётко.
    Без ударения различаются только 4 звука: [а], [и], [у], [ы]. Орфоэпические правила гласят. что для русского литературного языка нормой являются иканье и аканье: то есть безударная гласная Е звучит [и], безударная О — как [а]. Примеры: колесо — к[а]л[и]со?.
    Обычно в слове один гласный с ударением, то есть один ударный слог. Исключение — сложные слова. В них одно ударение основное, а другое — второстепенное. Например, ле?созагото?вки, целлюло?зно-бума?жный. Основное ударение то, которое падает на вторую часть сложного слова. При фонетическом разборе учитывается только оно.

    Редукция гласных

    В позиции без ударения наблюдается изменение звучания, происходит редуцирование гласных(или редукция). В современном русском языке редуцированные гласные — это гласные, подвергающиеся редукции. Чем дальше гласный звук от ударного слога, тем менее долго и чётко он звучит. Звуки [а], [о], [э] редуцируются. Ударные и безударные гласные звуки[и], [ы], [у] звучат одинаково разборчиво.
    Выделяется количественная и качественная редукция гласных. В первом случае звук становится более кратким (сравни: м[у?]ка — м[у]ка?), во втором — изменяется его звучание (м[и]шок).
    В современной фонетике для обозначения редуцированных гласных в безударных слогах, кроме первого предударного, используются [ъ] и [ь]. В транскрипции [ъ] обозначает гласный, если он стоит после твёрдого согласного, а [ь] — после мягкого. Например: п[ь]рехо?д, м[ъ]локо?.
    Общеобразовательные школьные программы по русскому языку не предусматривают такого глубокого изучения, обычно фонетическую запись подобных звуков выполняют следующим образом: п[и]рехо?д, м[а]локо?.

  3. Ильшат Ответить

    Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

    Какие звуки бывают?

    В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
    Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

    Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

    Как произносятся звуки?

    Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

    Транскрипция слова

    Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь > [дв’эр’], колючка > [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.
    Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

    Цветовая схема

    В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
    Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
    Гласные
    а о у э и ы я ю е ё
    Согласные
    ц ш ж
    б в г
    д з к
    л м н
    п р с
    т ф х
    ч щ й
    ь, ъ
    ь ъ
    Обозначения:
    — гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
    Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

  4. Gura Ответить

    Твердые и мягкие

    Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.

    Глухие и звонкие

    Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.
    Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.

    Таблицы

    Мультфильмы по теме

    Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.

    Логопед. Русский алфавит

    В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут

    Учим и поем русский алфавит

    Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь

    Глухие согласные звуки

    Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут

    Звонкие согласные звуки

    Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь
    Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!

  5. Big snake Ответить


    Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
    Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.
    Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.
    Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.
    Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’], [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’].
    Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] – твёрдой.
    Непарные по твёрдости-мягкости
    Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].
    Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:].

    §7. Обозначение мягкости согласных на письме

    Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
    В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
    Для этого используются разные способы:
    йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя – [т’о´т’а], дя´дя – [д’а´д’а];
    буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – [н’и´тк’и], лист – [л’ист], ми´лый – [м’и´лый’] ;
    буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´сьба – [проз’ба], мель – [м’эл’], даль – [дал’].
    Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.


    Обсуждаем проблему толкования

    В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] – непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог звука [ш].
    Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
    Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.
    Для взрослых и старшеклассников.
    Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
    Для этого в лингвистической практике существует два значка:
    1) надстрочная черта над звуком;
    2) двоеточие.
    Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия [ш’:] либо графемы, обозначающей букву [щ’]. Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок [:] при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием [:] прекрасно передаст особенности звука. [ш’:] – мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука [ш], представлены наглядно, просто и однозначно.
    Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

    §8. Место образования согласных

    Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:
    глухость-звонкость,
    твердость-мягкость,
    способ образования: смычка-щель.
    Важен последний, четвертый признак: место образования.
    Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других – языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] – губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] – губно-зубные, все остальные – язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

    §9. Позиционные изменения звуков

    1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

    Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
    Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.
    Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
    Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
    В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
    Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.
    Сравни:
    под ударением: [дом] – [дам] – [о] ≠ [а].
    без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
    Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.
    Сравни:
    под ударением: [м’эч’] – [м’ач’] – [э] ≠[a].
    без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м – [м’ич’о´м]- мячо´м – [и] = [и].
    А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них – это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.
    Сравни:
    [лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

    Обсуждаем проблему толкования

    Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?
    Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.
    Они правы.
    Сравни произношение слов: Москва – москвичи. Повтори каждое слово несколько раз и послушай, какой гласный звучит в первом слоге. Со словом Москва всё просто. Мы произносим: [масква´] – ясно слышен звук [а]. А слово москвичи? В соответствии с литературной нормой, во всех слогах, кроме первого слога перед ударением, а также позиций начала и конца слова мы произносим не [а], а другой звук: менее отчетливый, менее ясный, больше похожий на [ы], чем на [a]. В научной традиции этот звук обозначают значком [ъ]. Значит, реально мы произносим: [мълако´] – молоко´, [хърашо´] – хорошо´, [кълбаса´] – колбаса´.
    Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:
    ада´] – вода´ – [въд’иной’] – водяно´й: [а]≠[ъ]
    [драва´] – дрова´ – [дръв’ино´й’] – дровяно´й: [а]≠[ъ]
    Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.
    Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?
    Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].
    После мягких согласных в других безударных слогах, кроме позиции конца слова, мы произносим короткий слабый звук, напоминающий [и] и обозначаемый как [ь]. Произнесите слова во´семь, де´вять и послушайте себя. Мы произносим: [во´с’ьм’] – [ь], [д’э´в’ьт’] – [ь].

  6. Mr.crazy Ответить

    Образование гласных звуков, их отличие от согласных,  слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование,  орфограммы-гласные.
    В русском языке 10 гласных букв  10:  А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е  и всего
    6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
    При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.
    Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).
    Слова делятся на слоги. В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков. С делением слова на слоги связаны правила переноса слов.
    Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой слог называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением.
    Гласный звук ударного слога — ударный звук,  гласные безударных слогов — безударные гласные.
    Положение под ударением — сильная позиция для гласных.  Здесь гласные произносятся отчётливо.  Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И].
    Ударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются.
    Звук
    Буквы
    Пример
    [а]
    а
    азарт[азарт]
    я
    мял [м’ал]
    [о]
    о
    нос [нос]
    ё
    нёс [н’ос]
    [у]
    у
    тур [тур]
    ю
    тюк [т’ук],
    парашют [парашут]
    [и]
    и
    тип [т’ип]
    [ы]
    ы
    мыло [мыло]
    и после ж, ш, ц
    жила [жыла]
    шило [шыло]
    цирк [цырк]
    [э]
    э
    мэр [мэр]
    е
    лес [л’эс]
    Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция.
    В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко.  Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это признак орфограммы.
    Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И].
    Качество безударного гласного зависит от твёрдости или  мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может  обозначаться разными буквами на письме.
    В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а],  буквы е, э и я  — в безударных слогах  звук между [и] и [э].
    Безударные гласные звуки [а], [у]. [и], [ы] и буквы, которыми они обозначаются
    звук
    буквы
    Условие
    Пример
    [а]
    а
    в начале фонетического слова,
    после твердых согл.
    артист[арт’ист];
    корова [карОва];
    шокирован [шак’ираван]
    я
    после парных мягких,
    после [й’]
    азарт[азарт]
    о
    после твердых,
    в начале фонетического слова
    тома [тама];
    шокирован [шак’ираван];
    окно [акно]
    [у]
    у
    в начале слова,
    после твердых и мягких ([ч’], [щ’])
    урок [урок];
    дуга [дуга];
    шуметь [шум’эт’];
    чудеса[ч’уд’эса]
    ю
    после парных мягких,
    непарных твердых,
    после [й’]
    любит [л’уб’ит],
    жюри [жур’и] ([ж’ур’и]),
    ютиться [й’ут’ица]
    [ы]
    ы
    после твердых согл. (кроме ж,ш), после ц
    вымыть [вымыт’],
    цыган [цыган]
    е
    после твердых согл.
    тестировать [тыст’ирават’],
    желтеть [жылт’эт’],
    шестой [шыстой’]
    а
    после твердых шипящих и ц
    лошадей [лашыд’эй’]
    и
    живот [жывот],
    шишка [шышка],
    циркач [цыркач’]
    о
    после твердых шипящих и ц
    шоколад[шыкалат],
    Цокотуха[цыкатуха]
    [и]
    и
    в начале фон.слова,
    после мягких согласных
    игра [игра],
    пирог[п’ирОк]
    э
    в начале фон.слова
    этаж [иташ]
    а
    после мягких согласных
    часы [ч’исы]
    е
    лежать [л’ижат’]
    я
    ряды [р’иды]
    А, О, У, Ы, Э — буквы, которые обозначают один звук;  согласные перед этими буквами (кроме всегда мягких [ч’], [щ’])  читаются твердо:   лама [лама],  кора [кара], бутон  [бутон],  быт [быт];  но, [ч’ащ’а], часы [ч’исы].
    Я, Ё, Ю, И, Е — буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц] ): миля [м’ил’а], тёрн [т’орн],  любя [луб‘а], ленив [лэнэиф]; НО, шишка [шышка], жёлтый [жолтыйэ], цирк[цырк].
    Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Могут обозначать один или два звука :
    Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный  звук: мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
    Эти буквы  согласный звук [й’] и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э]), если они стоят
    в начале слова: яд [й’ат ], ёж [й’ош], юнга [й’унг],  егерь [йэ ‘гер’];
    после гласных:  боевик [бай’эв’ик],   паяц [пай’ац];
    после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом ],  обезьяна [аб’из’й’ана],  съезд [сй’эст].
    [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
    В транскрипции (в обозначении звуков) буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
    Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]

    Орфограммы  — гласные :

    безударные гласные в корне:
    проверяемые ударением;
    чередующиеся;
    непроверяемые (словарные);
    гласные и и ы в начале корня после приставки на согласные.
    Гласные в приставках :
    в приставках пре— и при— ;
    в остальных приставках.
    Гласные  ( не после шипящих) в суффиксах разных частей речи:
    существительных;
    прилагательных;
    спрягаемых форм глагола;
    причастий.
    Гласные в окончаниях слов :
    в существительных и числительных ;
    в прилагательных, числительных и причастиях;
    в глаголах.
    Гласные после шипящих, ы и и  после ц в разных частях слова:
    в корнях;
    в суффиксах и окончаниях:
    под ударением;
    без ударения.
    Гласные после шипящих, ы и и  после ц в разных частях слова:
    в корнях;
    в суффиксах и окончаниях:
    под ударением;
    без ударения.

    Использованная литература:

    Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
    Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
    Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
    Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011
    Похожие темы:
    Согласные.
    Фонетическая шпаргалка
    Звуки и буквы.
    Фонетический разбор. Начальная школа.
    Слог

  7. CIIATb_HUKOGDA_HE_PO3HO Ответить

    В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
    парныенепарные
    твёрдыемягкиетолько твёрдыетолько мягкие
    [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
    [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
    [ж], [ш], [ц]
    [ч’], [щ’], [й’]

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
    Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.
    парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
    парныенепарные
    звонкиеглухиетолько звонкиетолько глухие
    [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]
    [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’]
    [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]
    [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

    Сонорные, шумные и шипящие согласные

    Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
    Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
    Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

    Парные и непарные согласные звуки

    Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

    Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *