Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе ярославны?

19 ответов на вопрос “Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе ярославны?”

  1. Hybrid-nv Ответить

    Существует версия, что Ярославну звали Евфросиньей. Однако прямых доказательств этому нет. В научной энциклопедии “Слова о полку Игореве” об этом пишут следующее:
    “…пока нет веских оснований называть имя Ярославны…” (“Энциклопедия «Слова о полку Игореве»” в 5 томах, 1995 г.)С образом Ярославны связан самый трогательный момент в “Слове о полку Игореве” – плач Ярославны. В этом эпизоде выражается вся тоска и печаль Ярославны, ожидающей мужа с войны:
    “…Лишь заря займется поутру,
    Ярославна, полная печали,
    Как кукушка, кличет на юру…”
    “…На стене рыдая городской…В своем плаче Ярославна обращается к силам природы – к ветру, к Днепру. Она просит природу пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой:
    “…Что ты, Ветер, злобно повеваешь…” “…Днепр мой славный! Возлелей же князя, господине,Сохрани на дальней стороне…”“…Солнце трижды светлое!
    Что ж ты войско князя удалоеЖаркими лучами обожгло?..”
    Главными чертами в образе Ярославны являются скромность, заботливость и верность. Об этом также пишет знаменитый культуролог Д. С. Лихачев:

  2. iodine71 Ответить

    Ярославна – это один из самых поэтичных персонажей “Слова о полку Игореве”. В лице Ярославны автор воплотил идеал русской женщины XII века. Что нам известно о биографии Ярославны? Ярославна — это жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь князя Ярослава Владимировича Галицкого (Осмомысла). По мнению исследователей, Игорь женился на Ярославне в 1169 году, будучи 18-летним юношей: “…Надо полагать, что Игорь женился на дочери Ярослава Осмомысла в 1169 г., восемнадцати лет от роду, а может быть и немного раньше. Все сыновья Игоря были и сыновьями Евфросинии, поэтому они позднее стали галицкими князьями…” (В. П. Адрианова-Перетц “«Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков”) В “Слове о полку Игореве” автор изображает Ярославну молодой женщиной. К сожалению, точный возраст героини неизвестен. Можно предположить, что ей : “…Голос Ярославны молодой…” “…Ярославна кличет молодая…” Автор “Слова” называет Ярославну по отчеству. Ярославна — это женское отчество от имени Ярослав. В те времена княгинь нередко звали по отчеству. Но само имя Ярославны остается неизвестным сих пор. Существует версия, что Ярославну звали Ефросиньей. Однако прямых доказательств этому нет. В научной энциклопедии “Слова о полку Игореве” об этом пишут следующее: “…пока нет веских оснований называть имя Ярославны…” (“Энциклопедия «Слова о полку Игореве»” в 5 томах, 1995 г.) С образом Ярославны связан самый трогательный момент в “Слове о полку Игореве” – плач Ярославны. В этом эпизоде выражается вся тоска и печаль Ярославны, ожидающей мужа с войны: “…Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…” “…На стене рыдая городской… В своем плаче Ярославна обращается к силам природы – к ветру, к Днепру. Она просит природу пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой: “…Что ты, Ветер, злобно повеваешь…” “…Днепр мой славный! Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне…” “…Солнце трижды светлое! Что ж ты войско князя удалоеЖаркими лучами обожгло?..” Главными чертами в образе Ярославны являются скромность, заботливость и верность. Об этом также пишет знаменитый культуролог Д. С. Лихачев: “…в “Слове о полку Игореве” образ скромной, заботливой, верной и любящей женщины, достойной жены своего героя-мужа, выступает с еще большей отчетливостью и большим обаянием…” (Д. С. Лихачев “Человек в литературе Древней Руси”) Княжна Ярославна принадлежит к “высшему сословию” – сословию феодалов. Но ей знакомы заботы и печали любой женщины того времени. Ярославна ждет своего мужа с войны, тоскует и плачет в ожидании. И эти переживания знакомы всем женщинами того времени: “…Женщина и в среде феодалов была предана своим заботам жены, матери, вдовы, дочери. Большие государственные обязанности не были ее уделом. И именно это способствовало сближению женских образов – феодальных и народных. Вот почему Ярославна в “Слове о полку Игореве” представлена в образе лирической, песенной русской женщины – Ярославны…” (Д. С. Лихачев “Человек в литературе Древней Руси”) Впервые “Слово о полку Игореве ” было издано в 1800 году. И с тех пор образ Ярославны вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. Например, многие поэты XIX века посвятили свои стихи и поэмы образу Ярославны. Образ Ярославны также представлен в работах таких знаменитых художников, как И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, И. С. Глазунов и др.

  3. denisovS Ответить

    В истории русской литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Наиболее яркий из них – образ Ярославны, супруги князя Игоря, в древнерусской повести “Слово о полку Игореве”.
    Образ Ярославны построен на лучших фольклорных традициях. Монолог супруги мужественного князя Игоря занимает всего лишь страницу и представляет собой плач-причитание, но значение его для всей повести велико. Мы видим любовь, нежность, верность русской женщины, которые помогали выстоять храбрым воинам в их ратных подвигах. Ведь дружинники знали, что их ждут с нетерпением на родине и им непременно нужно возвратиться.
    Автор “Слова” сравнивает Ярославну с кукушкой, потому что именно эта птица в народе являлась символом одинокой горюющей женщины. Как и во многих народных произведениях, мы можем наблюдать обращение героини к различным явлениям природы: ветру, Днепру, солнцу. Еще во времена язычества славяне обращались с молитвами к этим явлениям природы, веруя в их всемогущество.
    Интересен тот факт, что Ярославну беспокоит не только мысль о ранении Игоря, но и судьба его воинов. Это лишний раз подтверждает, что эта женщина – истинная княгиня, для которой важна судьба государства:
    Зачем, господин мой, простер горячие свои лучи на воинов лады;
    в поле безводном жаждою им луки согнул…
    К сожалению, уделом многих жен, матерей, сестер того времени было долгое ожидание своих воинов. Но все дружинники возвращались из походов, и горестный плач разносился по Русской земле. Возможно, поэтому в русском фольклоре преобладают трагические мотивы в изображении женских образов.
    Ярославна – идеал русской женщины – преданной, любящей супруги, мудрой правительницы.

  4. vovanxp Ответить

    Княгиня Ярославна, персонаж величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», является объединенным символическим образом русских женщин (конец XII – начало ХІІІ веков), которые оплакивали своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя либо же попавших во вражеский плен.
    Плач Ярославны воплощает в себе величайшую силу любви, жалобы которой сравниваются с криком кукушки (чайки), символизирующей тоскующую женщину. Монолог княгини также очень насыщен разными мифологическими образами, поэтому можно говорить о том, что мышление Ярославны языческое, без какого-либо христианского мироощущения и христианских верований. Так, царство мертвых, в которое попадают все погибшие воины, размещается княгиней на западе.
    Такое представление соответствует миропониманию русичей, существовавшему до принятия христианства. А перевоплощение души женщины в птицу является характерным для мифологического сознания славян-язычников.
    Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. В ее образе нашли отражение лучшие черты женщин Древней Руси – любовь, нежность, сострадание. В монологе Ярославны выражены идеи мира и дома, при этом подчеркнуто созидательное, нравственное, народное начало. Плач княгини и других женщин соотносится с описанием печали Русской земли.
    Светлый и поэтический образ княгини Ярославны, который является одним из наипопулярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе, – это постоянный объект внимания разных творцов нового времени. В частности, писатели и поэты XIX-XX веков проявляли к Ярославне намного больший интерес, чем к центральному герою «Слова о полку Игореве» князю Игорю. Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а ее монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.
    Княгиня Ярославна является образом идеальной русской женщины, патриота, который и сейчас живет среди нас как напоминание глубокой любви и верности, а также любви к своей Родине. Этот персонаж символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а плач Ярославны – это не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу.
    Хочется верить, что еще много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

  5. tbreaker Ответить

    Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.
    Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.
    Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,
    Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
    Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки
    на своих легких крыльицах
    на воинов моего милого?..
    О Днепр Словутич!
    Ты пробил каменные горы
    сквозь землю Половецкую…
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
    Чтобы не слала я к нему слез
    на море рано.
    Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
    Светлое и трижды светлое солнце!
    Всем ты тепло и прекрасно:
    Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
    на воинов моего лады?
    В поле безводном жаждою луки скрутило,
    горем им колчаны заткнуло?
    Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
    Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.
    Далеко в Путивле, на забрале
    Лишь заря займется поутру,
    Ярославна, полная печали,
    Как кукушка, кличет на юру…

  6. bdo Ответить

    “Слово о полку Игореве” – известнейший памятник древней русской литературы – описывает неудачный поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем. По времени написания “Слово” относят к 1187-1188 году. Безрассудный Игорь идет в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречен на неуспех. Он идет, несмотря на все неблагоприятные “знамения”. Единственной движущей силой его при этом является стремление к личной славе. Игорь говорит: “Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти; а всядемъ, братие, на свои бръзые комони, да позримъ синего Дону”, и еще: “Хощу бо, рече, копие приломити конець поля Половецкаго; съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону” В итоге Игорь попадает в плен к хану Кончаку, но затем ему удается бежать, и в конце поэмы князь благополучно возвращается на Родину.
    Центральный женский образ «Слова о полку Игореве» – Ярославна, жена князя Игоря. Известный австрийский поэт Рильке, влюбленный в русскую литературу и создавший лучший перевод поэмы на русский язык, отмечал: «Самым восхитительным местом является плач Ярославны, а также начало…» Пушкин писал о богатстве поэзии в плаче Ярославны. Именно Ярославна, на городском «забороле стены» заклинающая солнце, ветры и Днепр помочь ее любимому мужу вырваться из плена, куда он попал после неудачного сражения с половцами, является, пожалуй, наиболее живым и ярким лицом «Слова о полку Игореве».
    Какой нам ее представить – жену князя Игоря? Имени ее не сохранилось, а Ярославна – это отчество. Героиня поэмы носит имя отца – Ярослава Галицкого Осмомысла, что естественно для того времени, когда женщина называла себя по отцу, мужу и даже свекру. Императрица Екатерина II, любительница русской истории и генеалогии, первая предложила считать Ярославну дочерью Ярослава Галицкого. Та же Екатерина назвала первому издателю «Слова» графу Мусину-Пушкину имя жены князя Игоря: ее будто бы звали Ефросинья. Имя Ефросиния и в самом деле встречается в Любечском синодике, поминальной книге всех черниговских князей и их супруг, но там нет точного указания, что под именем Ефросиния имеется в виду жена князя Игоря, а такие знатоки черниговских древностей, как Филарет, и прямо выражали в этом сомнение.
    Когда князь Игорь выступил в свой неудачный поход против половцев, сын Ярослава Владимир руководил обороной Путивля, и Ярославна на его стенах появилась не зря: возможно, она помогала брату. По местным преданиям, так оно и было. Тем более справедливо, что уже в наши дни, в 1983 году, в Путивле воздвигнут памятник Ярославне.
    На стенах укрепленного родного города, Ярославна напряженно всматривается в степь, куда ушли полки мужа. Она беспокоится не только за судьбу любимого, она тревожится о своих сыновьях, оставшихся с ней. О горожанах, которым угрожает нашествие половцев. Каким-то особым внутренним зрением она все время видит перед собою мужа, который потерпел бесславное поражение в половецких степях и попал в плен. Ярославна искренне, преданно и сильно любит мужа. Она стремится к нему, стремится ему помочь. Но, как и большинство женщин того времени, не может пуститься в опасную дорогу, да и близких оставить нельзя, а потому сочиняет плач и поет-выговаривает, стоя на «забороле стены». «Полечю, – рече, – зегзицею по Дунаеви, омочю бебрян рукав в Каяле реце, утру князю кровавые его раны на жестоцем его теле». В древнеиндийской, а потом и в раннесредневековой поэзии «зегзица» – кукушка – была символом любви, олицетворением любовной тоски и радости. Ярославна летит на Дунай, поближе к родительскому дому. И далее Ярославна обращается к трем стихиям – ветру, Днепру-воде и Солнцу с просьбой помочь любимому вернуться домой.
    Плач Ярославны построен по законам лирической поэзии и одновременно несет форму народных заговоров-заклинаний. Заговор того времени – это не просто символическая формула, это огромный заряд энергии, как бы посланный на большие расстояния, сосредоточенность великого желания, призванная привести в действие силы природы. И такова сила женской любви, что силы природы откликаются на ее просьбу, точнее, откликается сам Бог, частью которого они являются.
    Игореви князю богъ путь кажетъ
    изъ земли Половецкой
    на землю Рускую,
    къ отню злату столу.»
    ( «Бог дорогу кажет Игорю домой».)
    В этом – космичность плача Ярославны: она любовью едина с Природой, а Природа – с Богом – и потому любимый человек спасен –
    «Солнце светится на небесе, –
    Игорь князь въ Руской земли»;
    Игорь возвращается, все радуются: «Страны ради, гради весели.»
    В плаче Ярославны, на мой взгляд, воплощается ведическое миропонимание Древней Руси, когда человек – природа – бог – это единый Космос, слитный в поэзии красоты и самоотверженной любви.
    Образ Ярославны – это извечный образ женщины-берегини, охраняющей мужа своей любовью в битвах, походах и трудах. Красота и поэтичность плача – это отражение красоты души Ярославны, преданной и любящей. Ярославна, как истинная женщина, сильна не физической силой, не волевыми решениями, даже не умом или смекалкой. Она сильна душой и сердцем. Она – проводник между земным и небесным, хранящая связь с живым Космосом, воплощение истинного предназначения женщины, и потому Ярославна являет собой идеальный женский образ не только древней Руси, но и на все времена.

  7. Sarach Ответить


    Сюжет Слова охватывает события, сопутствовавшие завершившемуся поражением походу князя Игоря в половецкие степи, издревле грозившие русским городам и селам разорительными набегами, в которых мужчины истреблялись, а женщины и дети угонялись в плен, где и находились в рабстве до конца жизни. Получив известие о том, что разгромлено войско Игоря, а сам он в плену, кидается Ярославна в горе на стены Путивля, чтобы наедине с собой выплакать свое безутешное горе.
    Положение князя и его жены – не равнозначно. Он поставлен не только над ней, но над тысячами воинов, для которых его слово самое важное и первое. Но это не вызывает в ней протеста, как и в других женщинах тех лет, напротив, она готова во всем стать опорой и поддержкой мужу.

    (Вячеслав Григорьевич Шварц “Плач Ярославны”, 1866)
    В то время, как княжна остается на защищенной русской земле, а князь уже на чужой, подвластной половцам, ее слова и не обращены к самой древней и мощной стихии – земле. Стремясь победить врагов и освободить новые территории для своего княжества, Игорь оказался настолько далеко от родной земли, что и Ярославна не взывает к ее помощи, обращаясь к оставшимся стихиям – порывистому ветру, палящему солнцу и темной воде.
    И хотя бегут горькие слезы, а сердце рвется от боли и отчаяния, княжна сохраняет свою силу духа. Она с нежностью называет мужа «ладо», а волей своей готова сделать невозможное, чтобы вернуть его домой из чужих краев. На многие века образ русской княжны Ярославны остается в отечественной литературе подлинным олицетворением верности, нежности и особой силы духа женщины.

  8. aziz1717 Ответить

    Княгиня Ярославна, персонаж величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», является объединенным символическим образом русских женщин (конец XII – начало ХІІІ веков), которые оплакивали своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя либо же попавших во вражеский плен.
    Плач Ярославны воплощает в себе величайшую силу любви, жалобы которой сравниваются с криком кукушки (чайки), символизирующей тоскующую женщину. Монолог княгини также очень насыщен разными мифологическими образами, поэтому можно говорить о том, что мышление Ярославны языческое, без какого-либо христианского мироощущения и христианских верований. Так, царство мертвых, в которое попадают все погибшие воины, размещается княгиней на западе.
    Такое представление соответствует миропониманию русичей, существовавшему до принятия христианства. А перевоплощение души женщины в птицу является характерным для мифологического сознания славян-язычников.
    Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. В ее образе нашли отражение лучшие черты женщин Древней Руси – любовь, нежность, сострадание. В монологе Ярославны выражены идеи мира и дома, при этом подчеркнуто созидательное, нравственное, народное начало. Плач княгини и других женщин соотносится с описанием печали Русской земли.
    Светлый и поэтический образ княгини Ярославны, который является одним из наипопулярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе, – это постоянный объект внимания разных творцов нового времени. В частности, писатели и поэты XIX-XX веков проявляли к Ярославне намного больший интерес, чем к центральному герою «Слова о полку Игореве» князю Игорю. Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а ее монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.
    Княгиня Ярославна является образом идеальной русской женщины, патриота, который и сейчас живет среди нас как напоминание глубокой любви и верности, а также любви к своей Родине. Этот персонаж символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а плач Ярославны – это не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу.
    Хочется верить, что еще много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

  9. cruze075 Ответить

    Ярославна осознает, что она – слабая женщина не способна физически помочь супругу, да еще и на таком большом расстоянии. Но сила ее духа так велика, что даже природные стихии прислушиваются к ее мольбам.
    Напимер, Ярославна просит солнышко, чтобы оно не так сильно и горячо своими лучиками припекало милого Игоря и его войско. Ветер – чтобы его стихия не вредила русичам, а, наоборот, пособляла им. Днепр должен донести до милого ее сердцу лады всю силу любви его ненаглядной женушки и силу ее духа.
    А о себе она говорит, как бы обратилась кукушкой девушка, полетела бы на речку Каялу, намочила свои шёлковые рукава и устремилась бы туда, на поле боя, где милый лада раненый. И утерла бы раны милому, ненаглядному…
    Образ Ярославны – это не просто образ русской женщины, верной жены. Ярославна – это образ широкий, она воплотила в себе будто бы всю Русь-матушку. Она символизирует еще и надежду на хорошее в будущем. Ярославна – символ, что, возможно, вернется к ней милый лада Игорь, что заживут они дальше в любви и согласии. Также образ Ярославны олицетворяет собой трагизм, тоску по ушедшим в мир иной навеки.
    Если проводить параллели с прототипом, то важно знать, что и реальная жена Игоря дождалась своего ладу домой. Но счастье их продлилось недолго, в 1187 году ее больше не стал под этим небом.

    Вариант 3

    С давних времен утешением, помощью, обителью добра и успокоения для любого русского мужчины считалась женщина. Точно так же и автор «Слово о полку Игореве» передаёт нам образ Ярославны — жены Игоря. В наше время очень многие понятия предаются переосмыслению, понятие «жены» — не исключение. Сейчас очень многие говорят о том, что никто никому ничего не должен, говорят о равноправии в отношениях, но мало кто говорит об истинной любви. Ярославна не просто любила своего Игоря, она была предана ему на всю жизнь, предана своего князю-мужу и своему государству, неудачи которого она оплакивает со всей искренностью.
    Имени Ярославны читатель не знает, потому как Ярославна — это отчество девушки, на которой женился Игорь. Она — не просто яркий образ русской жены, которую все мы привыкли принимать исходя из истории, Ярославна — это действительно сокровище Игоря, а вместе с тем и хранительница его сердца, переживающая о его неудачах, как о своих собственных. Ярославна — это воплощение жены из пословицы «муж и жена — одна Сатана». Ярославна горько и жалобно оплакивает гибель полка своего мужа, заточение Игоря в темнице и в принципе неудачный поход.
    Действия произведения происходят уже во времена, когда Русь была крещена, но Ярославна в своём плаче ещё обращается к языческим богам и явлениям, что свидетельствует о том, что в минуты горести и отчаяния любящая супруга и спутница по жизни всегда и всяческими путями будет способствовать тому, чтобы помочь своему супругу.
    Ярославна — это не просто женщина князя Игоря, это женщина всей Руси, потому что она оплакивает каждого погибшего воина, переживает за каждого человека, который был рядом с её мужем и за каждого человека, который ещё остался на Руси. Ярославна — это символ великодушие души русской женщины, её необъятность.
    Я думаю, что образ жены Игоря останется навсегда в культуре и истории нашего народа, что каждый из людей в дальнейшем будет помнить о том, как выглядит женщина, достойная уважения не только своего мужчины, но и всего царства, женщина, пред которой захочется поклониться за все её страдания и мольбы о спасении своего государства и своего единственного и любимого мужа. Ярославна несет в себе верность и благородную любовь, самую высокую и чистую любовь. Для неё Игорь — не просто любимый мужчина, он для неё символ и смысл жизни. Без Игоря она постоянно плачет и страдает, она просто не в состоянии прожить без того, кому навсегда отдала своё сердце.

    Характеристика 4

    Произведение “Слово о полку Игореве” – настоящий памятник русской литературы, ведь его создание датируется 1185 годом. И пусть оно не дошло до наших дней в оригинале, это произведение по-прежнему содержит множество историзмов, древнерусских слов, которые позволяют изучать культуру и мировоззрение наших предков.
    Обратимся к одному из наиболее ярких образов “Слова о полку Игореве”, Ярославне. Из курса истории мы знаем, что эта женщина является женой князя Игоря. В произведении её образ достигает наивысшей художественности, становится собирательным образом каждой русской женщины, проводившей любимого человека, будь то муж, брат или сын, на военное сражение, и не только ожидающей его скорого возвращения, но и пытающейся повлиять на судьбу любимого человека.
    Это раскрывается в эпизоде “Плач Ярославны”. Ожидая возвращения попавшего в плен князя Игоря, жена его обращается за помощью ко всемогущим силам природы: солнцу, ветру, рекам. Природа в “Слове о полку Игореве” выступает одним из главных героев. Воду, небеса и русскую землю неизвестный автор одушевляет, изображая как живое существо, способное чувствовать, слышать, видеть, принимать решения и даже оказывать помощь. Женские причитания, сокрушения о пропаже любимого, ни в чем неповинного мужа, способны разжалобить даже суровую стихию. Русская земля внемлет просьбе несчастной жены, и князь Игорь вскоре возвращается на родину живым.
    Образ Ярославны – это воплощение любви, преданности и силы русской женщины, способной повлиять на ход исторических событий, вызволить человека из беды искренней верой в чудеса. Единственное, что может сделать Ярославна в ожидании возвращения князя Игоря – это надеяться, просить у высших сил помощи и поддержки. Тем не менее, молитвы, как доказывает нам автор, обладают сокрушительной силой, которая приводит надежды и чаяния в жизнь. Молитва в “Слове о полку Игореве” – это не просто слова. “Плач Ярославны” – особенный обряд, скорбный и несчастливый, который, однако, может привести к результату просто потому, что человек очень надеется и очень просит родную землю о помощи.
    Таким образом, если бы не любовь и преданность русских женщин, их умение ждать и верить в справедливость, воины не чувствовали бы силы и уверенности, находясь на поле брани. Поддержка любящей жены помогает князю Игорю: он возвращается на родную землю поражённым и искалеченным, но всё-таки живым.
    9 класс

  10. Dyadya Yuzik Ответить

    Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».
    Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славу-тича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? » — спрашивает Ярославна у ветра. «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу.
    Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен. В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве» . Это много позже появится «Домострой» , который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа» . И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
    Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове» , и это очень важно и ценно.
    Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..

  11. bsv13 Ответить

    монологе Ярославны выражены идеи мира и дома, при этом подчеркнуто созидательное, нравственное, народное начало. Плач княгини и других женщин соотносится с описанием печали Русской земли.
    Светлый и поэтический образ княгини Ярославны, который является одним из наипопулярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе, – это постоянный объект внимания разных творцов нового времени. В частности, писатели и поэты XIX-XX веков проявляли к Ярославне намного больший интерес, чем к центральному герою «Слова о полку Игореве» князю Игорю. Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а ее монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.
    Княгиня Ярославна является образом идеальной русской женщины, патриота, который и сейчас живет среди нас как напоминание глубокой любви и верности, а также любви к своей Родине. Этот персонаж символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а плач Ярославны – это не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу.
    Хочется верить, что еще много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

  12. valantus Ответить

    Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путив-ля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.
    Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, — просит она у Днепра Славу-тича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: “Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? ” — спрашивает Ярославна у ветра. “Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, — обращается Ярославна к солнцу.
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен. В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями «Слова о полку Игореве» . Это много позже появится «Домострой» , который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной «рабыней мужа» . И заново придется «завоевывать» женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
    Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в «Слове» , и это очень важно и ценно.
    Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру..

  13. gearbest.com Ответить

    Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания. Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, Утру князю кровавые его раны на могучем его теле. Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов. О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?.. О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую… Прилелей же, господин, моего милого ко мне, Чтобы не слала я к нему слез на море рано. Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела. Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады? В поле безводном жаждою луки скрутило, горем им колчаны заткнуло? Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности. Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно. Далеко в Путивле, на забрале Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру…

  14. Antop79 Ответить

    рисвячено твір *
    а “Кавказ”
    б “Сон”(“У всякого своя доля”)
    в “І мертвим, і живим…”
    г “Катерина”
    3. Відкрити людям істину вирушає разом із совою ліричний герой твору *
    а “Кавказ”
    б “Сон”(“У всякого своя доля”)
    в “Тарасова ніч”
    г “Іван Підкова”
    4. Якову де Бальмену присвячено твір *
    а “Кавказ”
    б “Іван Підкова”
    в “Сон” (У всякого своя доля”…)
    г “Катерина
    5.У поемі “Кавказ” наявний образ-символ *
    а Атланта
    б Гефеста
    в Прометея
    г Геракла
    6. Підзаголовок “Комедія” має твір *
    а “Кавказ”
    б “До Основ’яненка”
    в “Сон”(“У всякого своя доля…”)
    г “Катерина”
    7. У якій послідовності відбуваються події у поемі “Сон”(“У всякого своя доля…”) *
    а Україна-Сибір-Петербург
    б Петербург-Україна-Сибір
    в Україна-Петербург-Сибір
    г Сибір-Петербург-Україна
    8. Сцена “генерального мордобитія” передає сутність царської політики самодержавства у творі, де *
    а козацький отаман вирушає в Царгород
    б дівчина шукає свого коханого в Московщині
    в каторжники виносять з-під землі золото
    г завойовник пропонує народам чурек і саклю
    9. “Цар волі” у поемі “Сон” (“У всякого своя доля…”) є алюзією на образ *
    а Павла Полуботка
    б декабристів
    в козаків
    г Ісуса Христа
    10. Довелось “запить з московської чаші московську отруту” героєві твору *
    а “Кавказ”
    б “Сон”(“У всякого своя доля…”)
    в “Іван Підкова”
    г “Катерина”
    11. За жанром твір “Сон”(“У всякого своя доля…”)-це… *
    а романтична поема
    б реалістична балада
    в ліричний вірш
    г сатирична поема
    12. Землячка, що говорить каліченою російською мовою, показано у творі *
    а “Катерина”
    б “Кавказ”
    в “Тарасова ніч”.
    г “”Сон”(“У всякого своя доля…”)

  15. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для bsv13 Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *