Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?

16 ответов на вопрос “Какие идеи о возникновении человека существовали в древнем мире?”

  1. Каждому своё Ответить

    Вопрос 1. Какие идеи о возникновении челове­ка существовали в Древнем мире?
    В древности многие племена и народности выбирали себе тотемы — священных живот­ных, и почитали их как своих прародителей.
    Древнегреческий философ Анаксимандр выдвигал идеи о возникновении человека пу­тем последовательных превращений живот­ных. Сократ считал, что человек стал тем, кем является, благодаря развитой кисти руки. Исократ подчеркивал первенство речи. Арис­тотель относил человека к животным, имею­щим кровь, и ставил его рядом с обезьянами. По он считал, что первичен разум человека, а рука — лишь продукт разума.
    Вопрос 2. Что вам известно о взглядах россий­ских ученых XVIII-XIX вв. на проблему происхожде­ния человека?
    Российский естествоиспытатель Афанасий Каверзнев в 1775 г. опубликовал труд «О пе­рерождении животных», в котором подробно развивал идею родства человека и обезьян. А. Н. Радищев в конце XVIII в. в своем трак­тате «О человеке, о его смертности и бессмер­тии» также писал о сходстве человека с живот­ными. Одновременно Радищев подчеркивал такие специфически человеческие черты, как строение руки и большого пальца. Вместе с тем он не оспаривал представление о бессмерт­ной душе человека.
    Вопрос 3. Кто впервые разделил вид Homo sa­piens (Человек разумный) на расы?

  2. imhotepp Ответить

    Российский естествоиспытатель Афанасий Каверзнев в 1775 г. опубликовал труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею родства человека и обезьян. А. Н. Радищев в конце XVIII в. в своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» также писал о сходстве человека с животными. Одновременно Радищев подчеркивал такие специфически человеческие черты, как строение руки и большого пальца. Вместе с тем он не оспаривал представление о бессмертной душе человека.
    Вопрос 3. Кто впервые разделил вид Homo sapiens (Человек разумный) на расы?
    Первым выделил вид Homo sapiens и разделил его на четыре расы Карл Линней. В десятом издании «Системы природы» (1758) он описал четыре географических варианта внутри вида Homo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей. Принципы выделения рас были тогда еще не очень четкими: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки — холерики, Европы — сангвиники, Азии — меланхолики и Африки — флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды.
    Вопрос 4. Какова роль трудов Ч. Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
    Огромную роль в развитии взглядов на происхождение человека сыграли труды Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Ученый доказывал происхождение человека от животных путем сравнения строения его тела и тела высших обезьян. Дарвин придавал большое значение отбору не только по морфологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человека Дарвин справедливо считал Африку. Материал с сайта //iEssay.ru

  3. N.V.E.N Ответить

    Стр. 106. Вспомните.
    1. Какие гипотезы происхождения человека вам известны?

    1. гипотеза стационарного состояния, согласно которой жизнь существовала всегда;
    2. гипотеза многократного самопроизвольного самозарождения жизни из неживого вещества;
    3. гипотеза, основанная на признании сверхъестественного происхождения жизни в результате акта божественного творения;
    4. гипотеза панспермии – внеземного происхождения жизни;
    5. гипотеза эволюционного возникновения жизни на Земле в ходе физической и химической эволюции и т. д.
    6. Гипотеза панспермии (Г. Э. Рихтер, 1865), согласно которой жизнь была занесена на Землю путем переноса спор жизни во Вселенной. Идея космического посева (из семени, которое существует “всегда и везде”) высказана еще в V веке до н. э. греческим философом Анаксагором. С. Аррениус считал, что споры жизни могут переноситься в космосе под действием светового давления (или метеоритами), а Ф. Крик и Л. Орджел привлекли для этого технику межзвездных перелетов разумных цивилизаций, опубликовав статью “Управляемая панспермия”. Доводы в пользу гипотезы:
    – радиус нашей Галактики составляет около 105 световых лет, так что космический корабль, движущийся со скоростью 0,001 скорости света, мог занести жизнь на все планеты нашей Галактики;
    – универсальный характер генетического кода;
    присутствие крайне редких элементов в земных организмах означает, что они имеют внеземное происхождение.
    Теорию космического происхождения жизни разделяет и астроном Ф. Хойле, который считает, что простейшие микроорганизмы были занесены на нашу планету астероидами, отколовшимися от планет, на которых существовала жизнь. В пользу этой гипотезы говорят обнаруженные в составе двух метеоритов (Мори, 1950 год, шт. Кентукки, США и Мерчисон, 1969 год, Австралия) органические вещества: отдельные аминокислоты (7 видов) и некоторые жирные кислоты (17 видов) .
    Стр. 108. Вопросы для повторения и задания.
    1. Какие идеи о возникновении человека существовали в Древнем мире?

    В древности многие племена и народности выбирали себе тотемы – священных животных, и почитали их как своих прародителей. Древнегреческий философ Анаксимандр выдвигал идеи о возникновении человека путем последовательных превращений животных. Сократ считал, что человек стал тем, кем является, благодаря развитой кисти руки. Сократ подчеркивал первенство речи. Аристотель относил человека к животным, имеющим кровь, и ставил его рядом с обезьянами. Но он считал, что первичен разум человека, а рука – лишь продукт разума.
    2. Что вам известно о взглядах российских ученых XVIII – XIX вв. на проблему происхождения человека?
    Российский естествоиспытатель Афанасий Каверзнев в 1775 г. опубликовал труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею родства человека и обезьян. А. Н. Радищев в конце ХVIII в. в своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» также писал о сходстве человека с животными. Одновременно Радищев подчеркивал такие специфически человеческие черты, как строение руки и большого пальца. Вместе с тем он не оспаривал представление о бессмертной душе человека.
    3. Кто впервые разделил вид Homo sapiens (Человек разумный) на расы?
    Первым выделил вид Ноmo sapiens,и разделил его на четыре расы Карл Линней. В десятом издании «Системы природы» (1758) он описал четыре географических варианта внутри вида Ноmo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей. Принципы выделения рас были тогда еще не очень четкими: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки – холерики, Европы – сангвиники, Азии – меланхолики и Африки – флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды.
    4. Какова роль трудов Ч. Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
    Огромную роль в развитии взглядов на происхождение человека сыграли труды Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Ученый доказывал происхождение человека от животных путем сравнения строения его тела и тела высших обезьян. Дарвин придавал большое значение отбору не только по морфологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человека Дарвин справедливо считал Африку.
    5. Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф. Энгельс?
    Особое значение в эволюции человечества Ф. Энгельс придавал труду. Он писал: «Изготовление орудий труда – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Кроме трудовой деятельности, он обратил внимание также на другие факторы антропогенеза – речь и общественный образ жизни.
    Стр. 109. Подумайте и выполните.
    1. Как вы думаете, почему труд К. Линнея «Система природы» на долгое время был запрещен Ватиканом?

    К. Линней, будучи креационистом, в своей классификации живых организмов поместил человека в один отряд с приматами, потому что считал их очень схожими по строению. В эпоху господства христианства это был очень смелый шаг, не случайно труд Линнея на долгое время был запрещён Ватиканом. Разрабатывая бинарную номенклатуру, Линней выделил вид Homo sapiens (Человек разумный) и разделил его на четыре расы.

  4. Vicage Ответить

    В России убеждённым сторонником идей о родстве человека с животными был известный писатель и философ А. Н. Радищев (1749–1802). В своём трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в конце XVIII в., Радищев говорит: «Человек – единоутробный сродственник, брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе, насекомому… но и растению, грибу, мху… Паче всего сходственность человека примечательна с животными… Все органы, коими одарён человек, имеют и животные…» Но Радищев также подчёркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца. Однако Радищев не распространял идею развития на бессмертную душу.
    Вплотную подошёл к пониманию эволюционных процессов в антропогенезе Афанасий Каверзнев, который в 1775 г., почти за сто лет до работ Ч. Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.
    Очень оригинального взгляда на происхождение человека придерживался Ж. Б. Робине, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.
    Создатель первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарк в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов (§ 2), Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.
    Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871)и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития органического мира применимы и к человеку. Учёный поставил задачу: доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфо-физиологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человечества Дарвин считал древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.
    Огромное значение труда в происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь и общественный образ жизни.
    Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков. Одним из её важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.
    Вопросы для повторения и задания

  5. Mera Ответить

    1) Какие идеи о возникновении человека встречаются в древних легендах и сказаниях?
    Ответ: Человек произошел из влажной земли при участии солнечного света; Бог Хнум вылепил первого человека из глины на гончарном круге.
    2) Укажите, каких взглядов о происхождении человека придерживались ученые К. Линней, Ж-Б Ламарк, Ч. Дарвин.
    Ответ:
    К. Линней – человек произошел от обезьяны.
    Ж-Б Ламарк – утверждал, что человек произошел от обезьяноподобных предков.
    Ч. Дарвин – ни одна из нынеживущих обезьян не может считаться предком человека.
    3) В чем проявляется сходство человека и человекообразных обезьян? Для ответа на этот вопрос используйте рисунок 62 учебника.
    Ответ: В скелете – одни и те же кости; внутреннее строение; развитие зародыша.
    4) Перечислите признаки, присущие только человеку.
    Ответ: Строение позвоночника, грудной клетки, стопы, кисти, мускулатуры, расположение внутренних органов, строение черепа и мозга и т.д.
    5) Приведите данные, доказывающие принадлежность человека к животному миру.
    Ответ: Тип – хордовые – сходное строение скелета и системы органов. Класс – млекопитающие – волосяной покров, молочные железы и вскармливание детенышей молоком и т.д.
    6) Рассмотрите рисунок 63 учебника. Сравните стадии эмбрионального развития позвоночных. О чем свидетельствует зародышевые сходство на ранних стадиях? Как называется процесс расхождения признаков на поздних стадиях?
    Ответ: Зародышевое сходство свидетельствует о единстве всех живых организмов. Эмбриональное диветенция.
    7) Что такое рудименты? Можно ли данные о рудиментарных органах использовать для доказательства животного происхождения человека?
    Ответ: Органы, утратившие свое основное значение в процессе эволюционного развития организма.
    8) Какой фактор сыграл ведущую роль в эволюции человека?
    Ответ: Устно

  6. Zulkijin Ответить

    В России убежденным сторонником идей о родстве человека с животными был известный писатель и философ А. Н. Радищев (1749–1802). В своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в конце XVIII в., Радищев говорит: «Человек – единоутробный сродственник, брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе, насекомому… но и растению, грибу, мху… Паче всего сходственность человека примечательна с животными… Все органы, коими одарен человек, имеют и животные…» Но Радищев также подчеркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца. Однако Радищев не распространял идею развития на бессмертную душу.
    Вплотную подошел к пониманию эволюционных процессов в антропогенезе Афанасий Каверзнев, который в 1775 г., почти за сто лет до работ Ч. Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.
    Очень оригинального взгляда на происхождение человека придерживался Ж. Б. Робинс, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека.
    Создатель первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарк в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазить по деревьям, но приобрел другую – передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов (§ 4.2), Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.
    Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития органического мира применимы и к человеку. Ученый поставил задачу: доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфофизиологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человечества Дарвин считал Древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.
    Огромное значение труда в происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь и общественный образ жизни.
    Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков. Одним из ее важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.
    Вопросы для повторения и задания

  7. Fordrefyn Ответить

    В России убежденным сторонником идей о родстве человека с животными был известный писатель и философ А. Н. Радищев (1749—1802). В своем трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в конце XVIII в., Радищев говорит: «Человек — единоутробный сродственник, брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе, насекомому… но и растению, грибу, мху… Паче всего сходственность человека примечательна с животными… Все органы, коими одарен человек, имеют и животные…» Но Радищев также подчеркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца. Однако Радищев не распространял идею развития на бессмертную душу.
    Вплотную подошел к пониманию эволюционных процессов в антропогенезе Афанасий Каверзнев, который в 1775 г., почти за сто лет до работ Ч. Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян.
    Очень оригинального взгляда на происхождение человека придерживался Ж. Б. Робине, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни — человека.
    Создатель первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарк в начале XIX в. изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазить по деревьям, но приобрел другую — передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и неупражнении органов (§ 4.2), Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.
    Крупнейшим событием в истории развития взглядов на происхождение человека стало появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин был уверен, что законы развития органического мира применимы и к человеку. Ученый поставил задачу: доказать, что основные движущие силы эволюции, действуя на предков человека, вызывали у них возникновение адаптаций к условиям окружающей среды. Сравнивая строение тела человека и высших обезьян, особенности зародышевого развития и изучая рудиментарные органы, Дарвин доказывал происхождение человека от низших форм. Он придавал большое значение естественному отбору не только по морфо-физиологическим признакам, но и по умственным и нравственным качествам. Прародиной человечества Дарвин считал Древнюю Африку. Однако в своей теории великий натуралист не затронул проблему социальной сущности человека и не оценил роль труда как фактора эволюции.?
    Огромное значение труда в происхождении человека было обосновано философом Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Кроме труда Энгельс обратил внимание на другие факторы антропогенеза: речь и общественный образ жизни.
    Современная теория происхождения человека опирается в основном на данные сравнительной анатомии, физиологии и эмбриологии, а также на результаты исследования ископаемых остатков. Одним из ее важнейших положений является признание параллельности эволюции высшей нервной деятельности и морфологических признаков.
    Вопросы для самоконтроля
    1.Какие идеи о возникновении человека существовали в Древнем мире?
    2.Что вам известно о взглядах российских ученых XVIII—XIX вв. на проблему про исхождения человека?
    3.Кто впервые разделил вид Homo sapiens (Человек разумный) на расы?
    4.Какова роль трудов Дарвина в истории развития взглядов на происхождение человека?
    5.Какому фактору в эволюции человечества придавал особое значение Ф. Энгельс?

  8. Nuadaswyn Ответить

    Суждения о правах человека встречаются в трудах Платона (427347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) и др. Так, Платон много внимания уделил развитию учения о справедливости. Справедливость, считал он, состоит в том, чтобы каждое начало (каждое сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Справедливость, по Платону, состоит также в том, «чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего» (Государство, 433 е).
    Большое внимание справедливости как принципу естественного права человека уделял Аристотель. Он различал два ее вида: справедливость распределяющую и справедливость уравнивающую. Распределяющая справедливость – это проявление справедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. п.), что может быть разделено между членами общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение различных лиц соответствующими благами. Уравнивающая справедливость действует в
    15
    сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена» (Этика, V, 5). Этот вид справедливости применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания.
    Фаталистическую концепцию естественного права развивали древнегреческие и древнеримские стоики [3, с. 7-13]. Основатель стоицизма Зенон утверждал, что «естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное». Согласно учению стоиков, судьба как управляющее и господствующее начало (hegemonikon) – это одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании, управляемом провидением, или разум, сообразно с которым ставшее стало, становящееся становится и предстоящее станет» [1, с. 490]. Судьба здесь выступает в качестве такого «естественного закона» («общего закона»), который имеет в то же время божественный характер и смысл.
    Все это означало, что человеческая природа – часть общей природы и мироздания в целом. Отсюда исходило основное естественно-правовое требование стоицизма – жить в согласии с природой, т. е. жить честно и добродетельно согласно разуму, естественному (или общему) закону мироздания [7, с. 424].
    Источником прав человека в Древнем мире становятся традиции и обычаи. На их основе складывается так называемое обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как зачаточная форма права естественного.
    Специфичной разновидностью рабовладельческого государства стала полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила первые ростки явлений, которые могут быть названы «правами человека». Первой юридической формой прав человека стали неотъемлемые права гражданина античного полиса [6, с. 14].
    Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись различным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, религиозная, бюрократическая верхушка), соотношением общественно-частного, храмового и государственного секторов экономики, влиянием сословно-кастовых перегородок. Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия, которая органично вырастала из замкнутости и малоподвижности общинной жизни [4, с. 21].
    Наибольший интерес сегодня представляет политическое творчество древнегреческой демократии и прежде всего демократии Афин второй половины V в. до н. э. Гражданином – обладателем прав – здесь считался чело-
    16
    век, родившийся от гражданина и гражданки Афин. Гражданин наделялся в первую очередь политическими правами. Так, с достижением 20 лет гражданин (но не гражданка) приобретал право активного участия в законотворчестве высшего органа афинского государства – Народного собрания. Круг вопросов, в решении которых принимал участие афинянин, охватывал основные проблемы внутренней и внешней политики.
    Он имел также право участвовать в отправлении правосудия. Специальной гарантией, исключавшей подкуп судей, была процедура назначения дела к слушанию утром, в день заседания, а определение судей, которым поручалось ведение дела, осуществлялось путем жребия.
    Древнегреческая демократия признавала право каждого на полную свободу слова в Народном собрании. Граждане имели право подвергать обсуждению, хвале или осмеянию действия любого лица. Однако не допускалось выдвигать предложения, противоречащие закону, касаться не относящихся к вопросу предметов. Запрещались действия и выражения, нарушающие приличия.
    Личные имущественные права граждан включали право частной собственности – возможность приобретения, пользования и распоряжения имуществом. Им также гарантировалось право на личную безопасность. Уголовное законодательство оберегало жизнь граждан, сурово карало похищение людей, незаконную продажу в рабство.

  9. latter toot Ответить

    Вопрос о сущности человека, о том, кто были первые люди на Земле, и как они появились, волновал человечество с древности. Ни одна мировая религия или философская школа не обходила своим вниманием эти вопросы. Еще древние греки находили останки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это останки гигантов, которые осмелились сразиться с богами, и были повергнуты. Император Август (14г до н.э.) имел в своем дворце палеонтологический музей.
    Западные и восточные философы рассматривали проблему происхождения мира в целом и человека в частности под разными углами. Если в работах древних ученых запада уже, как правило, присутствуют материалистические воззрения, то в трудах восточных мудрецов идет преобладание идеалистических, а иногда и откровенно мифологических представлений о природе мира и всего сущего.
    Долгое время изучение проблемы происхождения человека оставалось чисто теоретическим, основываясь на открытиях в областях различных естественных наук (особенно медицины, географии) или собственных гипотезах авторов. Только в XIX в начинает складываться официальная наука, «наука о человеке» – антропология. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Поль Брока – один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии – Лондонское антропологическое общество – был создан в 1863г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. Далее появляются антропологические общества в Германии и Италии. Все они занимались вопросами происхождения человеческих рас, их классификацией. Развивались количественные и математические методы исследований. После открытия эволюционной теории Дарвина ведущие биологи задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.
    Представления о происхождении человека в древности

    Представления о происхождении человека в Древней Индии

    Философия в Древней Индии зародилась из мифов примерно в середине I тысячелетия до н.э. Главной задачей всех школ было объяснение происхождения и устройства мира.
    Веданта.
    Основателем данной ортодоксальной школы считают Бадараяна. Его идеи были изложены и дополнены в произведениях «Шанкары» и «Рамамуджи». В этих произведениях утверждается, что существует единая верховная личность – Пуруша. Все объекты вселенной и люди – части этой личности. В последствие единым первоначалом мира стал рассматриваться Брахман – единая безличная духовная реальность. Из нее все возникает и в нее все возвращается. Множественность мира отрицается и считается видимостью, т.е. реален только Брахман, остальное (в том числе и человек) – иллюзия. После смерти физического тела человек переселяется в другое живое тело. Реинкарнация длится до тех пор, пока за все свои жизни человек не накопит достаточно добродетелей и не освободиться от земных страданий.
    Миманса
    Школа занималась текстуальным изучением «Вед», уделяя большое внимание ритуалам. Представители Мимансы считали, что мир состоит из атомов, которые вступают в различные комбинации в соответствии с законом кармы, который управляет миром. Атомы для своей организации в вещи не нуждаются в боге. Тело человека тоже образуется из этих атомов, но душа – вечная и бесконечная субстанция. И хотя душа связана с телом при жизни, не умирает вместе с ним. Душа отличается сознанием – это качество возникает при соединении души с телом, когда перед органами чувств возникают какие-то объекты. Таким образом, учение Мимансы содержит в себе зачатки как материалистической традиции, так и элементы идеализма.
    Санкхья.
    Основой мира и его бытия признается чувственно воспринимаемая природа – прокрити. Она в своем развитии и изменении подчиняется трем основным силам: – раджас – синоним движения, является созидательным импульсом бытия, изменяет мир;
    – томас – инертность, способствует устойчивости, сохранению мира;
    – саттва – сила внутреннего отвлеченного постижения происходящего.
    Соединяясь с природой, бог Пуруша порождает 25 первоначальных форм существования, среди которых есть как духовные, так и материальные. Благодаря тому, что природа постоянно развивается, возникают сначала изменения в первоначальных формах, а затем появляются совершенно новые. И этот процесс бесконечен. Только познав суть естественного движения вещей, человек способен понять превосходство неизменного духа над непостоянной и изменчивой природой.
    Ньяя
    Эта школа относится к аналитическому типу философии, поддерживая здравый смысл и знание. Ньяя рассматривает природу как состоящую из вечных, неизменных, не имеющих причин атомов, существующих независимо от нашей мысли. Душа – реальное существо, это не чувства, а то, что управляет ими, синтезирует их данные, приводит в единство все виды ощущений, создавая целостное восприятие. Сознание не может существовать отдельно от души, но сама душа не обязательно несет сознание. Реальность – это комплекс души и природы.
    Джайнизм
    Одним из оппозиционных учений Древней Индии является Джайнизм. Сейчас это одна из религий Индии. Основателем считается Махавира (великий герой). В основе мира лежат две вечных субстанции – джива и аджива. Джива – признак живого, душа. Аджива – отсутствие жизни, материя, пространство, время. Соединяясь с материей, душа теряет свои идеальные качества и порождает все живые существа на земле, но сама при этом подвергается страданиям. Душа начинает отождествлять себя с телом, в ней возникают материальные страсти и желания, т.е. душа становится зависимой от тела. Но когда душа познает, что такое жизнь, познает мир, она освобождается от тела и от страданий, а тело – умирает.
    Буддизм
    Большое распространение в 5-6 веке до н.э. получило учение буддизма. Основоположник учения – Будда (осененный знанием) – позиционировал себя как оппозиционера традиционных школ, но вместе с тем признал учение о перевоплощении, карме, использовал имена богов. Физический мир – это мир непрерывных изменений – сансара, в нем нет ничего окончательного и устойчивого. Основой мира являются дхармы – мельчайшие непознаваемые частицы разума, их комбинации – многообразие материальных вещей. Физический мир – это продукт индивидуального человеческого сознания. Сколько людей, столько миров, т.е. все вокруг – иллюзия. Реальны не вещи, не материя, не тела, а духовные частицы.

  10. Silverwarden Ответить

    Самой вероятной и близкой к истине, версией происхождения человека, является теория Чарльза Дарвина (британского ученого). Именно этому ученому удалось внести огромный вклад в биологическую науку. Теория Дарвина основывается на определении естественного отбора. По его мнению, естественный отбор играет большую роль в эволюции. Фундамент теории Дарвина создавался из многочисленных наблюдений за природой, в процессе путешествия вокруг света. Проект начался в 1837 году и длился на протяжении более 20 лет. Другой ученый А. Уоллес поддержал Дарвина в конце 19 века. На своем докладе в Лондоне он заявил, что именно Чарльз являлся его вдохновителем, после чего появилось направление, которое имело название “дарвинизм”.
    Все последователи такого движения утверждают, что каждый представитель флоры и фауны изменчив и происходит из ранее существовавших видов. Получается, что теория Дарвина основана на непостоянстве живого в природе, а причиной такому процессу является естественный отбор. Получается, что на планете выживают исключительно сильнейшие формы, способные быстро приспосабливаться к окружающей среде. К таким существам относится и человек. Эволюция и стремление выживать способствовали развитию разнообразных навыков и умений.

    Эволюционная теория

    По мнению последователей данной теории, появление людей на Земле связано с видоизменением приматов. В наше время эволюционная теория является одной из самых обсуждаемых и распространенных. Ее суть заключается в том, что люди являются потомками некоторых видов обезьян. Что касается самой эволюции, то она началась еще с незапамятных времен под влиянием естественного отбора и других внешних факторов. Эта версия происхождения человека подтверждается многими свидетельствами и доказательствами (психологическими, палеонтологическими, археологическими). С другой стороны неоднозначность многих фактов не дают право считать ее верной на 100%.

    Рис. 1 – Эволюционная теория происхождения человека

    Аномалии пространства

    Данная теория является наиболее фантастической и спорной. Ее последователи уверены, что человек появился на планете Земля случайно. Ее суть заключается в том, что человек – это плод параллельных аномальных пространств. Праотцами современных людей были представители других цивилизаций, представляющие собой сочетание энергии, ауры и материи. Теория предполагает, что во Вселенной существует огромное количество планет с такими же биосферами как Земля, которые создавались информационной субстанцией. Если условия для этого были благоприятными, то они способствовали возникновению жизни.

    Теория творения

    Такое ответвление имеет название “креационизм”. Все его последователи отрицают главные теории появления человека. Они уверены, что всех людей сотворил именно Бог, который представляет собой высшее звено. При этом человека он создавал по своему подобию.

    Рис. 2 – Теория творения
    Если рассматривать библейскую теорию происхождения человека на Земле, то первые люди – это Адам и Ева. Например, в таких странах как Египет религия уходит глубоко в античные мифы. Большое количество скептиков считают такую версию невозможной. Эту версию не подтверждают какие-либо доказательства, она просто есть.

    Теория вмешательства

    Основой это версии является деятельность посторонних цивилизаций. Другими словами, люди – это потомки инопланетных созданий, которые прилетели на нашу планету миллионы лет назад. В этой версии происхождения человечества имеется несколько развязок. Одна из них заключается в скрещивании прародителей с инопланетянами. В других развязках виновата генная инженерия высшего разума, который создал мыслящего человека из собственного ДНК. Очень интересной считается версия про вмешательство инопланетян в эволюционное развитие людей. Археологи до сих пор находят разные свидетельства (записи, рисунки), что античным людям помогали сверхъестественные силы.

    Рис. 3 – Теория вмешательства

    Этапы эволюции

    Какой бы не была история происхождения человека, большинство ученых соглашаются в идентичности стадий развития. Первыми прообразами людей считаются австралопитеки. Они общались между собой при помощи рук, а их рост не превышал 130 см.
    В следующем этапе эволюции появляется питекантроп, который уже научился пользоваться огнем и пользоваться дарами природы для собственных нужд (кости, шкуры, камни). Следующим этапом эволюции является палеоантроп. Такие прообразы людей уже умели мыслить коллективно и общаться при помощи звуков.
    До появления мыслящего человека, последним этапом в эволюции считаются неоантропы. Визуально они были очень похожими на современных людей, создавали орудия труда, выбирали вождей, соединялись в племена и т.д.

    Прародина людей

    Пока идут споры относительно того какая теория происхождения человека является верной, удалось установить где именно зародился разум. Речь идет о африканском континенте. Большое количество археологов полагает, что локацию можно смело сузить до северо-восточной части материка. Хотя, есть ученые, которые предполагают, что человечество начало свое развитие с Азии, а именно с Индии и других соседних стран.
    Тот факт, что первые люди обитали, именно, в Африке подтверждают многочисленные находки в масштабных раскопках. Можно отметить и то, что в то время существовало несколько типов прообраза человека.

  11. Kalabar Ответить

    Важнейшими процессами, которые коснулись всех цивилизаций были наступление бронзового века, а потом и железного. Не менее важным стало приручение лошадей и верблюдов (нельзя забывать, что, к примеру, колесницы древних шумеров ещё были запряжены ослами).
    Древнее Междуречие создало одно из первых государств. Эта цивилизация разделила сутки на 24 часа, час – на 60 минут, а круг – на 360 градусов. Там же были созданы законы Хаммурапи – первый известный нам свод законов, чей текст сохранился полностью.
    Древнеегипетская цивилизация не менее древняя. Она создала великую архитектуру, среди достижений которой больше всего известны великие пирамиды. Также древние египтяне создали солнечный календарь, в котором год длиться 365 дней (от одного восхода звезды Сириус до другого) и 12 месяцев (каждый по 30 дней, а в конце добавляется ещё 5 дней празднеств, которые не относятся ни к одному месяцу).
    Западная Азия (Ханаан) дала миру первое алфавитное письмо – финикийское. Здесь же была написана Библия и возникла одна из мировых религий – иудаизм.
    Древняя Персия дала пример довольно устойчивой огромной империи. В сменившем её Древнем Иране зародился Зороастризм.
    Критская (минойская), а затем и микенская цивилизации создали величественные дворцы и красивые фрески, но, главное, они заложили начало Древнегреческой цивилизации.
    Древняя Греция начала закладывать основы наших представлений о красоте. Там зародился спорт (не просто физические упражнения, а соревнования ради победы и почёта, который она приносит). Начавшаяся там литературная традиция не прерывалась до наших дней. Именно там зародилась наука (не просто система знаний, а умений задавать вопросы, и находить на них ответы, выстраивая системы доказательств).
    После завоеваний Александра Македонского Древнегреческая цивилизации и несколько древневосточных образовали одну эллинистическую, которая существенно продвинула мировую науку, культуру и создала большую часть из так называемых 7 чудес света.
    Рим был основан в 753 году до н.э., но ранняя его история мало примечательна. Он образовал свою цивилизацию когда стал завоёвывать страны Средиземноморья одну за другой. В итоге он покорил их все, включая многие эллинистические государства. Римская цивилизация во многом стала продолжением эллинистической. Римляне создали великую архитектуру, включая Колизей, Пантеон и т. д., литературу и пр., их государственный строй стал образцом на многие столетия после них.
    Именно римская цивилизация приняла христианство, полностью преобразившись. Ок. 33 года н.э., когда согласно Евангелию был распят и воскрес Иисус Христос, христианство зародилось. Вначале его преследовали, но в 313 году император Константин разрешил официально исповедовать эту религию, позже она стала единственной в империи. Римская империя разделилась на Западную и Восточную, и Западная пала под ударами Великого переселения народов, значительной вехой в этом процессе был 410 год, в котором Римом овладели вестготы.
    Древнеиндийская цивилизация дала миру ведическую религию и такие великие произведения литературы Махабхарату и Рамаяну. Главное, кризис ведической религии породил индуизм и одну из мировых религий – буддизм. Также именно в Древней Индии были изобретены цифры, которыми под названием арабских мы пользуемся до сих пор, заложены многие основы современной математики.
    Древнекитайская цивилизация подарила миру такие изобретения как шёлк, бумага, компас, чай, уже в древности был построен первый вариант Великой Китайской стены.

  12. ridik Ответить

    Несмотря на максимальную рациональность данного предположения и вещественные доказательства развития рода человеческого, эволюционистов можно сбить с толку всего одной фразой: «А откуда тогда взялись приматы?» Распространенные гипотезы происхождения человека во взаимодействии приводят к бесконечному вопросу: «Откуда?» Чем дальше углубляться в эволюцию, тем четче и шире становится эта самая дилемма, которую можно назвать главным козырем приверженцев гипотезы божественного происхождения.

    По образу и подобию

    Религиозная гипотеза происхождения человека является второй, а в некоторые периоды истории и первой по популярности. Как уже говорилось ранее, базируется она на том, что весь мир был создан неким божественным началом, высшим разумом, Абсолютом.

    Самым ярким примером такого мнения можно назвать ту же самую христианскую доктрину, которая не допускает иного происхождения рода человеческого.
    Несмотря на достаточно кардинальные различия между мировыми религиями, практически во всех происхождение мира сводится именно к божественному началу – акту творения.

    А доказательства где?

    Конечно, у данного предположения есть как свои преимущества, так и существенные минусы, основным из которых можно назвать отсутствие каких-либо доказательств правомерности. Если гипотеза Дарвина о происхождении человека опиралась на факты – археологические находки, естественный процесс развития, наблюдения за природой в целом, то гипотеза божественного происхождения в этом отношении бессильна, поскольку базируется на вере, а она, как известно, довольно относительна.
    Тем не менее, креационистов это не особенно смущает, поскольку, как ни крути, в современном человеке есть то, что нельзя просто так объяснить с научной точки зрения. Критикуя другие распространенные гипотезы происхождения человека, они чаще всего апеллируют к тому факту, что искусственно невозможно воспроизвести полноценный глаз человека.
    Даже Чарльз Дарвин, которого принято называть основателем эволюционной теории, говорил о том, что естественным образом столь совершенная система развиться не могла.
    В некотором роде это, конечно, оспаривает популярную гипотезу эволюционного происхождения, однако где вероятность того, что просто человеческое знание еще не достигло того уровня, чтобы организация данной системы стала понятна?
    Еще одним аргументом сторонников гипотезы происхождения человека при участии божественного начала является генетика. Дело в том, что все исследования и полученные данные говорят о том, что геном человека направлен на стабилизацию, а не развитие. Основная его задача – сохранение внешнего вида всего организма, а не его изменение, что ставит под сомнение естественный процесс преобразования австралопитека в современного жителя мегаполиса.

    Космос

    Если первые два предположения, в принципе, требовали определенных пояснений, то в этом случае все понятно. Космическая гипотеза происхождения человека утверждает, что все мы сегодня живем благодаря инопланетному вмешательству. Кто-то говорит о том, что современное человечество было создано в качестве затейливого эксперимента. Иные видят это как спасение вида путем переселения на другую планету.

    Современные гипотезы о происхождении человека в целом тем или иным образом сводятся к космическому пространству. Это неудивительно, ведь именно космос представляет на данный момент наибольший интерес с научной точки зрения в силу своей неизученности. Учитывая бесконечный масштаб миллионов галактик, сложно поверить, что земляне действительно единственные живые существа.

    Более подробно о космическом

    Само происхождение человека, теории и гипотезы относительно зарождения жизни на Земле в целом – явление весьма и весьма увлекательное. Даже описанная модель образования рода человеческого имеет практически бесконечные ответвления и особенности.
    Различные гипотезы происхождения человека – дело вполне обычное в наши дни, однако существование нескольких мнений в одном ключевом нельзя оставлять без внимания.
    К примеру, несмотря на то что все мы пришли из космических пространств, произойти это могло путем скрещивания приматов, обитавших тогда на Земле, с более высокоразвитыми инопланетянами. Есть и другое предположение – эксперименты в генной инженерии, гомункулярный способ создания.
    Некоторые предположения, вписывающиеся в космическую гипотезу, кажутся попросту забавными, однако все же имеют право на существование.

    Самые странные предположения

    Теперь, когда мы рассмотрели все основные гипотезы происхождения человека кратко, обратим внимание на самое необычное, что придумывал человеческий ум в этом отношении.
    Теренс Маккена, к примеру, не отрицает происхождение от обезьяны, однако в качестве катализатора эволюции он предложил… галюциногенные грибы.

    По мнению этого американца, необычный опыт постижения сущности бытия в виде наркотического опьянения вызвал ярчайшие образы в сознании несчастного предка, которые он стал пытаться осознать, что и стало причиной активного развития мозга. В некотором смысле этот американец «переплюнул» все остальные гипотезы происхождения человека на Земле.
    Впрочем, не менее оригинальная теория принадлежит психологу Джулиану Джейнсу, предложившему идею «двухпалатного разума». Автор гипотезы изучил античную литературу, на основании которой сделал вывод, что наши доисторические предки вовсе не совершали самостоятельных поступков, а только выполняли поручения так называемых богов. Одним словом, по мнению психолога, причиной эволюции стала особая форма шизофрении. Согласно данной теории, полушария мозга предшественников современного человека работали автономно – одно отвечало за повседневные задачи, а другое – за осознание необычных явлений.
    Основным минусом в этой системе был единый языковой центр, который попросту не мог справиться со столь сложными мозговыми процессами и приводил к галлюцинациям. Если рассматривать картину целостно, ситуация следующая: полушариям периодически приходилось общаться друг с другом, и в этом случае голос одного рассматривался как наставления свыше, поскольку самосознание на тот период было для человека невозможным.
    В подтверждение собственной теории Джулиан Джейнс приводил пример воображаемых друзей, которых придумывают себе многие дети. Более радикальным доказательством правомерности своей гипотезы психолог считал раздвоение личности.
    Чуть менее странным предположением отличился преподаватель Оксфордского университета Колин Блэкмор, выдвинувший теорию о генной мутации. Согласно его предположению, развитие человечества произошло совершенно случайно – небольшое отклонение привело к появлению более сильного, приспособленного к выживанию индивидуума. Поскольку именно этот фактор способствовал в наибольшей мере продолжению рода, он постепенно закрепился, и мутация стала постоянной, совершенствуясь в дальнейшем.

    В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что последние исследования генома человека привели к обнаружению уникального гена SRGAP2, аналогов которому нет больше ни в одном живом организме на планете. Дело в том, что отвечает этот ген именно за развитие мозга. И тот факт, что он присущ только человеку, в некотором роде подтверждает теорию о мутации, которая позволила сделать столь значительный скачок в эволюции.
    Примечательно, что все попытки вживления данного гена в другие организмы не увенчались успехом и приводили к гибели подопытных животных. У человека же, как выяснилось, имеются его “резервные копии”, которые, по мнению ученых, призваны заменить основной в случае его отсутствия или повреждения. На самом деле полноценная копия первоначальной версии SRGAP2 в ДНК человека есть только в одном варианте. Помимо него имеется так называемый “генетический мусор”, который, хоть и имеет аналогичную структуру, не может быть полноценной заменой.

    Искусство и происхождение человека

    Происхождение человека, теории и гипотезы о нем, как говорилось ранее, многократно были отражены в искусстве и культуре. Различные вариации представлений о божественном начале встречаются сплошь и рядом в кинематографе, живописи, скульптуре, не говоря уже о литературе, основой для которой в той или иной мере является Библия.
    Основные гипотезы происхождения человека постоянно оспариваются, дополняются, переиначиваются и подгоняются под современный лад, что, естественно, не может не отражаться на развитии культуры.
    Вспомнить, к примеру, «Планету обезьян» Стенли Кубрика. Или культовый «Интерстеллар» Кристофера Нолана, в котором очень ярко обыгрывается идея временного и пространственного перемещения, заселения планет новыми людьми? Или «Люси» Люка Бессона, в котором смешиваются, по большому счету, все основные гипотезы происхождения человека…
    Вся сложность заключается в том, что среди всего этого многообразия идей и мнений невозможно выделить единственное верное. Все предположения в той или иной степени кажутся логичными, обоснованными и понятными. Гипотезы происхождения человека кратко описаны в школьных учебниках всего мира, фундаментально изложены в научных трудах великих умов, но все равно это не привело к решению самого главного вопроса.
    Кто знает… Может быть, человечество уже стоит на пороге грандиозного открытия, а может, ему никогда не суждено постичь эту истину. Время все расставит на свои места.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Nuadaswyn Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *