Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

7 ответов на вопрос “Какие изменения происходят в неживой природе осенью?”

  1. ONYTUK Ответить

    Разделы:
    Начальная школа
    Цели:
    1. Провести наблюдения за изменениями в неживой
    природе.
    2. Учить нахождению признаков отличия растений
    осенью в сравнении с летом.
    3. Продолжить формирование понятий “неживая
    природа”, “живая природа”, актуализировать
    представления о жизненных формах растений.
    4. Учить наблюдению за поведением животных.
    5. Продолжить формирование умения эстетически
    воспринимать природу вокруг себя.
    6. Формировать представления об экологических
    связях и зависимостях явлений и объектов живой
    природы.
    Оборудование: папка для сбора листьев, лупа,
    коробка или корзинка для сбора плодов.
    (Для учителя. Первую экскурсию в природу
    необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный
    день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о
    прекрасной летней поре и помогут проведению
    беседы на высоком эмоциональном уровне. В
    зависимости от того, где планирует провести
    экскурсию учитель: степной участок, сквер,
    водоем, пойменный или барачный лес, в ответах
    учащихся будут называться различные природные
    объекты. В данном случае – конспект экскурсии,
    проведенной на небольшом пришкольном участке.)

    ХОД ЭКСКУРСИИ
    Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да
    именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг,
    какое великолепие красок нас окружает, и мне
    хочется сказать словами великого русского поэта
    А. С. Пушкина:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса—
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…


    – О какой поре пишет поэт?

    Дети:
    Об осени.

    Учитель:
    Назовите слова, которые
    подтверждают ваше предположение.

    Учащиеся:
    Золотая одежда леса, природы
    увяданье.

    Учитель:
    Перечислите все то, что относится к
    природе.

    Дети:
    Дерево, куст, трава, ворона, собака,
    камень, небо, солнце и т. д.

    (Для учителя.
    Дети могут называть объекты,
    сделанные руками человека: дом, машина,
    водопровод или называть растения: береза, сирень,
    горец, одуванчик и т. д. Дайте всем высказаться, а
    затем подведите итог.)

    У
    читель: Как много вы назвали предметов, но
    вот беда — вы забыли, что природа не сделана
    руками человека. Давайте исправим наши ошибки и
    четко назовем объекты природы.

    Дети:
    облака, небо, солнце, растения, животные.

    Учитель:
    Все то, что вы перечислили, можно
    разделить на две группы. Назовите их.

    Дети:
    Неживая и живая природа.

    Учитель:
    Я загадаю загадки, а вы, не называя
    отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

    Не зверь, а воет.
    (Ветер)

    Шел долговяз, да в землю
    увяз. (Дождь)

    Без огня горит.
    (Солнце)

    (Для учителя.
    Возможно, загадки покажутся
    простыми, но детям нужно не только найти ответ на
    них по определенным признакам, но и определить,
    что это — живое или неживое, а учитель логично
    перейдет к беседе о признаках осени в неживой
    природе.

    Дети:
    В этих загадках упоминается неживая
    природа — ветер, дождь, солнце.

    Учитель:
    Подставьте свои щечки к солнышку.
    Что вы чувствуете?

    Ученики:
    Немного тепла.

    Учитель:
    Вспомните, как чувствовали солнышко
    летом?

    Дети:
    Солнце светило очень ярко, поэтому было
    жарко.

    Учитель:
    Какое положение занимало солнце на
    небе летом?

    Ученики:
    Оно было высоко.

    Учитель:
    Как расположено сегодня?

    Дети:
    Ниже, поэтому и греет слабо.

    Учитель:

    Крупно, дробно, зачастил
    И всю землю напоил.
    Что это?
    Учащиеся:
    Эго дождь.

    Учитель:
    Два дня назад “небо прохудилось” и
    прошел первый осенний дождь. Сравните по
    продолжительности и температуре летний и
    осенний дождь.

    Дети:
    Осенью он долгий и не такой теплый. А
    летом можно под дождем купаться, радоваться
    прохладе, которую он дает в жару.

    Учитель:
    Посмотрите на небо. Почему не видно
    солнца?
    Летят орлицы по синему небу,
    Крылья распластали,
    Солнышко застлали.


    Что это?
    Дети:
    Мы видим облака.

    Учитель:
    Часто ли плыли облака по летнему
    небу?

    Дети:
    Нет, редко.

    Учитель:
    Кого они вам напоминают?

    (Для учителя.
    Поставленный вопрос требует
    ответа об объектах живой природы, которые
    отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно
    перечисляют предметы, которые они видят в данный
    момент. Выслушайте, а затем уточните признаки
    живого и отберите объекты живой природы.)

    Учитель:
    О каком объекте неживой природы мы
    еще не беседовали? Послушайте подсказку.
    Неизвестно, где живет,
    Налетит — деревья гнет.
    Засвистит — по речке дрожь,
    Озорник, а не уймешь.


    Дети:
    Это ветер, если он дует сильно, то
    деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда
    дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его
    называют озорником.

    (Для учителя.
    При отгадывании загадок
    необходимо требовать от детей приводить
    признаки, по которым они находят ответ.)

    Учитель:
    Сделаем вывод. Какие изменения
    происходят в неживой природе осенью?

    Дети:
    Солнце светит и греет слабее, по небу
    часто плывут облака, усиливается ветер, часто
    идет дождь, становится прохладнее.

    Учитель:
    А сейчас поиграем. Я буду читать
    загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот
    должен бежать к “своей отгадке”.
    Ствол белеет,
    Шапочка зеленеет.
    Стоит в белой одежке,
    Свесив сережки.

    Ребенок бежит к березе и называет признаки,
    по которым отгадал. (Белый ствол, ветки
    свешиваются, сережки).
    ля учителя.
    У березы на одном дереве
    образуются мужские и женские соцветия — сережки,
    то есть это растение называется однодомным.
    Мужские сережки формируются на побегах в год,
    предшествующий цветению, они перезимовывают, и
    весной цветки раскрываются. Женские сережки
    можно обнаружить только весной при
    развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети
    могут увидеть мужские сережки.)

    Учитель:

    В красном платьице девица
    Вышла с осенью проститься,
    Осень проводила
    Платье снять забыла.

    Дети: Э
    то рябина. Признак — красные плоды.
    Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с
    девицей.
    Что же это за девица?
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год.


    Ученики:
    Это ель. Признак — иголки,
    которые являются листьями. Они опадают не сразу,
    а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

    (Для учителя.
    Часто дети используют названия
    растений, принятые в разговорной речи. Они
    полагают, что елка и ель — два разных растения.
    Поэтому учитель должен приводить названия
    природных объектов по научному. При
    рассматривании деревьев необходимо обращать
    внимание детей на красоту внешнего облика
    растения, окраску ствола и листьев, форму
    листовых пластинок, доступную для понимания
    этого возраста детей (пальчатая, линейная,
    треугольная, ромбическая), то есть стремиться к
    эстетическому восприятию природных объектов.)

    Учитель:
    Молодцы, отгадали все загадки
    правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы
    назвали: береза, рябина, ель. Каким общим
    словом можно их определить?

    Ученики: Э
    то деревья.

    Учитель:
    Какой одинаковый признак вы увидели?

    Дети:
    Один главный ствол.

    Учитель:
    Послушайте внимательно следующую
    загадку.
    Как была молода — была бела,
    А как постарела — то покраснела.

    Дети: Калина.
    Весной цвела белым цветом, а
    сейчас на ней плоды висят красные.

    Учитель:
    Стоит зеленый кустик
    В красный горошек,
    А тронешь — укусит.

    (Для учителя.
    Глагол “укусит” подразумевает
    какой-либо инструмент (кусачки, зубы и т. д.),
    поэтому нужно подчеркнуть, что в данном случае
    слово используется в переносном смысле.)

    Учащиеся:
    Это шиповник, у него сейчас
    красные плоды, а на стебельках острые шипы.

    (Для учителя.
    На стеблях выросты покровной
    ткани, которые называются шипами. Отсюда
    название растения — шиповник. Колючки — это
    видоизменения листьев или побега, которых у
    шиповника нет.)

    Учитель:
    Каким общим словом назовем калину,
    шиповник?

    Дети: Кустарник,
    потому что у них несколько
    стеблей растут из земли.

    Учитель:
    Сейчас будем собирать упавшие с
    растений листочки. Посмотрите на их окраску,
    форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь
    выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы
    листья положим в газеты, а затем в гербарную
    папку и засушим. На следующих уроках поиграем в
    игру: “С какого растения эти листочки”,
    согласны? Тогда за работу.

    (Для
    учителя. Важно заложить хорошо
    расправленные листья, чтобы потом сделать
    красочное панно или гербарные образцы. Папку для
    гербаризации можно сделать из плотного картона
    или фанеры. Эту работу можно выполнить в классе,
    собрав листья в букеты, а затем отобрать
    наилучшие. В таком случае, сбор нужно перенести
    на конец экскурсии, так как листья будут мешать
    дальнейшей работе)

    Учитель:
    Сейчас проверим, кто из вас самый
    наблюдательный. С какого дерева больше всего
    упало листочков?

    Учащиеся: Я
    не знаю, как называется дерево, но
    на нем висят “парашютики”.

    Учитель:
    Это плоды интересной формы, мы их
    тоже соберем в гербарий. А растение
    называется — клен американский. Вы знаете
    клен с пальчатыми листочками, найдите их.
    Посмотрите на них внимательно и вы увидите
    признаки различия.

    (Для учителя.
    Клен американский, или
    ясенелистный — двудомное растение, mо есть
    отдельно произрастают женское и мужское
    растения. Поэтому плоды можно увидеть только “а
    женском экземпляре, и, если на участке высажены
    только мужские растения, то дети не смогут найти
    данный признак. Обратите внимание на то, что у
    клена ясенелистного сложные листья, то есть на
    главном черешке сидят несколько листочков,
    которые могут опадать отдельно друг от друга. И
    дети часто принимают один опавший листочек за
    целый лист.)

    Учитель:
    В последующих наших наблюдениях мы
    выясним: какое растение последним сбросит
    листья. Как называется это явление природы?

    Дети: Листопад.

    Осенние листья по ветру кружат,
    Осенние листья в тревоге вопят:
    “Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
    О лес наш родимый, конец твой пришел!”

    Учитель:
    Так написал о листопаде русский поэт
    А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт?

    Учащиеся:
    Листья по ветру кружат — это
    потому, что они слетели с деревьев.

    Учитель:
    Давайте подойдем тихонько к кустику
    сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто
    притаился среди листочков?

    Ученица:
    Я вижу бабочку и кого-то,
    похожего на осу.

    Учитель:
    Эго цветочная муха. В отличие от
    бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их
    теле?

    Дети:
    Усики, ножки, красивая окраска.

    Учитель:
    Каким общим словом назовем этих
    животных?

    Дети:
    Это насекомые.
    Учитель:
    А теперь понаблюдаем за
    удивительным животным. Что оно делает?
    Посмотрите внимательно в лупу.

    Учащиеся: Паучок
    плетет свою паутинку.

    Учитель:
    Зачем он это делает?

    Дети:
    В нее ловит мух, маленьких жучков,
    бабочек, а потом их кушает.

    Учитель:
    К какой природе относятся увиденные
    нами животные?

    Ученики:
    Это живая природа, они двигаются,
    кушают, плетут паутину или строят домики.

    Учитель:
    Присмотритесь к зеленой травке.
    Кто там прыгает?
    Озорной мальчишка
    В сером армячишке
    По двору шныряет,
    Крошки собирает.


    Дети:
    Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет
    во дворе рядом с человеком.

    Учитель:
    Перечислите признаки, которые
    хорошо заметны у воробья.

    Учащиеся:
    Два крыла, две конечности с
    пальцами, маленькая головка с клювом и двумя
    глазами, на конце тела – хвост.

    Учитель:
    Что он делает?

    Дети:
    Клюет семена травы.

    Учитель:
    Растение называют горец птичий, или
    птичья гречишка потому, что многие птицы
    любят полакомиться его семенами.
    Вот и подходит к концу наше путешествие в
    осеннюю природу. Сколько разных признаков вы
    увидели в неживой и живой природе. Когда будете
    возвращаться из школы домой или гулять с
    друзьями, постарайтесь понаблюдать за
    проплывающими облаками, падающими листьями,
    отлетающими в теплые края птицами, последними
    насекомыми, послушайте звуки капель дождя и
    шелест листвы и многое другое, чем богата родная
    природа. На последующих уроках вы расскажите обо
    всем; что увидите и услышите в природном
    окружении. А в завершение послушайте
    стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова
    Промелькнуло быстро лето,
    Пробежало по цветам,
    За горами бродит где-то
    И без нас скучает там.
    В двери к нам стучится осень,
    А за осенью — зима
    Мы ее не ждем, не просим,
    А она идет сама.


    Учитель:
    Грустим ли мы с вами о лете?

    Дети:
    Конечно, но его уже не вернешь. Пришла
    осень.

    Учитель:
    Итак, мы завершили небольшую
    экскурсию в наш осенний дивный уголок природы.
    Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и
    услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома
    об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает
    небольшой рассказ или сказку, а на следующем
    уроке мы их послушаем.

    (Для
    учителя. Данный конспект может быть
    разделен на две экскурсии, или сокращено
    содержание. Это зависит от подготовленности
    детей к восприятию длительного объяснения
    учителя, умения держать дисциплину и рассуждать.)

    16.02.2005

  2. OZEDE Ответить

    Осенью Солнце поднимается над горизонтом ниже, чем летом. Дни становятся короче, ночи длиннее.
    В начале осени дни стоят тёплые и солнечные, затем заметно холодает.
    Небо покрывается низкими серыми облаками, идут кратковременные дожди.
    23 сентября – день осеннего равноденствия – день равен ночи. Тёплые солнечные дни чередуются с холодными, пасмурными.
    Становится вода холоднее в водоёмах. С вечера от земли поднимается густой туман.
    Солнце светит редко, а темнеет рано. Туманы стоят даже днём. По утрам всё бело от инея, на лужах появляются тонкие льдинки.
    Глубокая осень – время холодных дождей и сильных заморозков. Намокшая от частых дождей почва начинает замерзать.
    Выпадает первый снег. Морозы в это время чередуются с оттепелью, а снег с дождём. Замерзают водоёмы, начинается ледостав.
    Но лёд ещё очень тонкий, и выходить на него опасно.
    С приходом осени наряд деревьев и кустарников меняется на золотисто-багряный.
    Не изменяют окраску листья брусники, клюквы, земляники, а также хвоинки ели и сосны .Вслед за изменением окраски листьев начинается листопад.
    Почему у деревьев и кустарников опадают листья? Учёные установили, что в листьях постепенно накапливаются вредные для растений вещества.
    Осенью в том месте, где черешок листа прикрепляется к стеблю, образуется особый слой. Он отделяет черешок от стебля, и лист вместе с вредными веществами опадает
    Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени? Осенью Солнце стоит ниже над горизонтом, чем летом наступает похолодание небо покрывается серыми тучами, часто идут дожди вода в водоёмах становится холоднее.
    Обобщение наблюдений за объектами  неживой и живой природы, явлениями природы осенью. Влияние осенних изменений в неживой природе (положение солнца на небосклоне, похолодание, состояние водоемов, осадки) на изменения в жизни насекомых, птиц, рыб, земноводных, животных. Поведение насекомых, рыб на дне водоема, земноводных. Причины отлета птиц в теплые страны. Причины залегание в спячку некоторых животных: медведей, барсуков, ежей, сусликов.

  3. Huthris Ответить

    Осень – одно из самых красочных времён года. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени. В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. Осень является переходным периодом от лета к зиме.
    Листопад
    Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?
    Туманы
    Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея.
    Иней
    К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.
    Ветры и облака
    Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.
    Ледоход и гололед
    В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход. Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.
    Осенние изменения в живой природе
    У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
    Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
    Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.
    В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
    Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
    Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.
    Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.
    Прекрасно сказал об осени К. Паустовский:
    «Больше всех времен года я люблю и жалею осень, может быть, за то, что ей очень мало отпущено времени для ее шелестящей и облетающей жизни».
    ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
    В ПРИРОДЕ
    Подготовил:
    Минькин Егор
    Ученик 2 «А» класса

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *