Какие изменения в отношениях человека и природы произошли при переходе?

7 ответов на вопрос “Какие изменения в отношениях человека и природы произошли при переходе?”

  1. Yuriymas Ответить

    С.64
    Вспомните
    1. Что такое природа?

    Ответ:
    Природа — материальный мир планеты Земля, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
    2. Что такое хозяйство?
    Ответ:
    Хозяйство — совокупность средств производства, используемых владельцем (или обществом) для обеспечения своих потребностей.
    3. Что такое природопользование?
    Ответ:
    Природопользование — 1) использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества; 2) наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом — комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.
    4. Какие существуют виды природопользования?
    Ответ:
    Основное значение имеет классификация природопользования по объектам пользования.
    По этому основанию выделяются землепользование (пользование землями), недропользование (пользование недрами), водопользование (пользование водными объектами), лесопользование (пользование лесами), пользование животным миром, пользование природно-заповедными и природно-рекреационными ресурсами, пользование воздушным пространством.
    Как вы думаете
    Возможно ли на современном этапе наличие общества, обособленного от природы?

    Ответ:
    На современном этапе не возможно общество, обособленное от природы. Мы нуждаемся в ресурсах природы ежедневно. Все предмета быта, которые нас окружают, созданы из полезных ископаемых, мы дышим кислородом, который дают нам зеленые растения, одеваемся в одежду, созданную из хлопка и т.д. Человек полностью зависит от природы.
    С.69
    Проверим знания
    1. Какие этапы выделяются в развитии взаимоотношений природы и общества?

    Ответ:
    Выделяют 4 этапа в развитии взаимоотношений природы и общества:
    Первый этап.
    Исторический этап во взаимодействии общества с природой называют биогенным или периодом «присваивающей экономики».
    Второй этап.
    В истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. Данный этап во взаимодействии общества с природой называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.
    Третий этап.
    Взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Это период, когда происходит переход к массовому использованию машин в промышленном производстве.
    Четвертый этап.
    Во взаимодействии общества с природой начинается (точнее сказать — еще только намечаются его контуры) в наши дни — под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов прошлого столетия.
    2. Что такое ноосфера?
    Ответ:
    Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера»).
    3. Кто предложил ввести понятие «ноосфера»?
    Ответ:
    Термин «ноосфера» предложил ввести В.И. Вернадский.
    4. Что такое природопользование?
    Ответ:
    Природопользование — 1) использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества; 2) наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом — комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.
    5. Какие существуют виды природопользования?
    Ответ:
    Основное значение имеет классификация природопользования по объектам пользования.
    По этому основанию выделяются землепользование (пользование землями), недропользование (пользование недрами), водопользование (пользование водными объектами), лесопользование (пользование лесами), пользование животным миром, пользование природно-заповедными и природно-рекреационными ресурсами, пользование воздушным пространством.
    А теперь более сложные вопросы
    1. Какие изменения в отношениях человека и природы произошли при переходе от этапа присваивающего хозяйства к этапу производящего хозяйства?

    Ответ:
    При переходе от присваивающего хозяйства к производящему, человек сделал первые попытки управления природой. Присваивающее хозяйство подразумевало только получение от природы всего готового, потребления. Производящее хозяйство было основано на земледелии и животноводстве. Зависимость человека от природы с их появлением значительно снизилась.
    2. В чем заключается суть теории о ноосфере?
    Ответ:
    Теория о ноосфере утверждает, что в природе планеты Земля появилась новая важная составляющая — ноосфера. Такая теория была создана, чтобы исследовать взаимодействие человека и природы. Ведь надо задумываться о том, что ждёт человечество и планету Земля в будущем. Ноосфера — это сфера интеллекта, сфера обитания человека разумного. В отличие от животных, конкретный человек является личностью, кто может думать, принимать решения и действовать. Развитие человечества привело к научно-техническому прогрессу, но влияние человечества на природу оказалось значительным и губительным. Появление ноосферы существенно повлияло на биосферу, а также на состояние атмосферы и даже литосферы.
    3. Каковы различия рационального и нерационального природопользования?
    Ответ:
    Рациональное и нерациональное природопользование предполагает хозяйственную деятельность, направленное на освоение и изучение географической оболочки Земли. Рациональное природопользование отличается тем, что при осуществлении хозяйственной деятельности предполагается снижение негативного влияния на природу, ведется прогнозирование последствий этой деятельности.
    4. В чем заключается сущность экологической проблемы?
    Ответ:
    Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир».
    5. Каковы пути решения экологических проблем?
    Ответ:
    Для кардинального улучшения экологической обстановки, как на земле в целом, так и в отдельно взятой стране, необходимо осуществлять меры такого характера:
    Правового. Они включают в себя создание законов об охране окружающей среды. Немаловажное значение имеют и международные соглашения.
    Экономического. Ликвидация последствий техногенного воздействия на природу требует серьезных финансовых вливаний.
    Технологического. В этой области есть, где разойтись изобретателям и рационализатора. Применение новых технологий в добывающей, металлургической и транспортной отрасли промышленности, позволит свести до минимума загрязнение окружающей среды. Основной задачей является создание экологически чистых источников энергии.
    Организационные. Они заключаются в равномерном распределении транспорта по потокам для недопущения его длительного скопления в одном мести.
    Архитектурные. Целесообразно озеленять большие и малые населенные пункты, делить их территорию на зоны с помощью насаждений. Немаловажное значение имеет высадка насаждений вокруг предприятий и вдоль дорог.
    Особое значение необходимо придавать защите флоры и фауны. Их представители просто не успевают приспосабливаться к изменениям окружающей обстановки.
    От теории к практике
    1. Составьте развернутый план параграфа.

    Ответ:
    1. Развитие взаимоотношений человека и природы.
    1.1 Присваивающее хозяйство
    1.2 Производящее хозяйство
    2. Понятие ноосфера
    3. Природопользование.
    4. Экологические проблемы.
    2. Выпишите в тетрадь десять ключевых тезисов из параграфа.
    Ответ:
    1. Вся история человечества — это история развития его отношений с природой.
    2. На этапе присваивающего хозяйства человек оставался частью природы.
    3. Развитие сельского хозяйства привело к существенному росту численности населения планеты.
    4. Ноосфера — это часть географической оболочки, вовлеченной в хозяйственную деятельность человека.
    5. Бесконтрольное разрушительное воздействие хозяйственной деятельности на среду обитания человека может в короткие сроки превратить нашу планету в непригодную для жизни.
    6. Различают нерациональное и рациональное природопользование.
    7. Рациональное природопользование не отрицает хозяйственной деятельности, но предполагает снижение негативного влияния на природу.
    8. Преобладающим видом природопользования на планете в настоящее время остается нерациональное природопользование.
    9. Два вида взаимодействия хозяйственной деятельности: изъятие вещества из природы и возврат измененного вещества в природу.
    10. Два типа экологических проблем: истощения природных ресурсов и загрязнение природной среды.

  2. jamal2005 Ответить


    § 9. История взаимоотношений между природой и обществом
    Вспомните: 1. Когда и где человек возник как биологический вид? 2. В каких странах началась «промышленная революция»? Когда это произошло?
    Развитие человеческой цивилизации, которое связано с возникновением всея новых и новых форм хозяйственной деятельности, меняло характер отношений природы и человеческого общества. Фактически вся история человечества — это история развития его отношений с природой. В этом развитии можно выделить несколько этапов.
    1. Первобытный этап. Это самый длительный этап. Он продолжался многие сотни тысяч лет и совпал с формированием человека, становлением его как биологического вида. На этом этапе человек занимался охотой и собирательством. Подобно животным, он использовал для своих нужд то, что сама природа давала ему. Такой тип хозяйственной деятельности получил название присваивающего хозяйства. В сущности, оно мало отличается от отношений животных с природой.
    На этом этапе человек оставался частью природы. Как все биологические виды, он эволюционировал, то есть изменялся под влиянием внешних факторов. Человек не изменял природу, а изменялся сам, не приспосабливал природу к своим нуждам, а приспосабливался сам. Конечно, как очень многочисленный и организованный вид, человек оказывал на природу гораздо большее влияние, чем любые животные. По мнению некоторых специалистов, еще находясь на первобытном уровне, занимаясь только охотой, человек мог изменять окружающую природу. Есть, например, версия, что в исчезновении мамонтов повинен именно человек. Мамонты были очень привлекательным трофеем для первобытных охотников (рис. 29). Но даже если и так, все равно это влияние носило присваивающий характер. Человек был самым активным, успешным и многочисленным хищником.

    Рис. 29. Охота на мамонта
    2. Аграрный этап. Около 40 тыс. лет назад возникла принципиально новая форма взаимодействия человека с природой. В каждом районе планеты и в разное время человек приручил разных животных и создал культуру выращивания разных растений (рис. 30). Появилось производящее хозяйство, при котором человек использовал не то, что ему давала природа, а то, что он производил сам. Охота постепенно вытеснялась животноводством, а собирательство — земледелием.

    Рис. 30. Введение в культуру растений и животных
    Производящее хозяйство — это такой способ ведения хозяйства, при котором природа дает человеку больше, чем она могла дать сама по себе, без участия человека. Фактически на аграрном этапе начинается насилие над природой, что приводит к ее изменению. Во-первых, из всего многообразия жизни человек выделил несколько полезных видов животных и растений, что сократило видовое разнообразие флоры и фауны. Если раньше на лугах паслись десятки видов животных, то теперь лишь 1—2 вида. На огромной площади полей в настоящее время выращивается несколько видов растений, хотя до аграрного периода они могли быть заняты степным разнотравьем или лесами.
    Во-вторых, некоторые природные ландшафты, вовлеченные в сферу сельского хозяйства, полностью изменили первоначальный облик и превратились в антропогенные ландшафты. Антропогенный ландшафт — ландшафт, созданный в результате хозяйственной деятельности человека (рис. 31). Например, в дельте Нила, в междуречье Тигра и Евфрата уже многие тысячи лет не найти клочка необработанной почвы. Здесь нет природных ландшафтов. Их место заняли антропогенные.

    Рис. 31. Антропогенный аграрный ландшафт
    Воздействие, которое оказывало сельское хозяйство на природу, было значительным, но его можно назвать мягким. Оно изменяло природу, но не разрушало ее. Как при сжатии пружины: при нагрузке ее форма полностью изменяется, а при устранении нагрузки — восстанавливается. Если человек по каким-либо причинам оставлял освоенные сельскохозяйственные угодья, то рано или поздно природные ландшафты па этих землях восстанавливались: зарастали поля, дичали домашние животные.
    3. Индустриальный этап. Развитие сельского хозяйства привело к существенному росту населения планеты. Ремесленничество перестало справляться с потребностями растущего населения, которому были необходимы гораздо большие объемы разнообразной продукции. Как следствие, началось зарождение повой формы производящего хозяйства — промышленности. В XVII веке, то есть триста лет назад, ремесленничество окончательно уступило место промышленности.
    Промышленное воздействие на природу оказалось более массированным и более жестким по сравнению с сельскохозяйственным. Из шахт и рудников на поверхность поднимаются огромные объемы разнообразных руд, угля, нефти. Промышленные предприятия перерабатывают природное вещество в новые материалы, которые природа не могла бы создать при всем своем желании. Разрастаются города, реки перекрываются плотинами электростанций.
    Главной особенностью этого этапа стало изменение характера воздействия хозяйства на природные ландшафты. Оно стало жестким, приобрело разрушительный характер. Возможности природы к восстановлению оказались исчерпаны. Пружину сжали так сильно, что она при снятии нагрузки восстановить прежнюю форму уже не может.
    4. Глобальный этап. Ранее сменявшиеся этапы отличались друг от друга изменением характера взаимоотношений между природой и обществом. Глобальный этап отличается от индустриального не качественно новым способом воздействия на природу, а новыми масштабами этого воздействия.
    Если на индустриальном этапе воздействие человека на природу имело жесткий, разрушительный, но локальный характер, то в настоящее время оно, оставаясь разрушительным, охватывает уже практически всю планету.
    В самом деле, первые испытания атомного оружия в 1945 году привели к повышению радиоактивного фона на всей планете, независимо от степени удаленности района от места ядерных взрывов. Массовое сжигание твердого топлива на предприятиях черной металлургии и угольной теплоэнергетики привело к образованию огромного количества зольных частиц в воздухе (рис. 32). Даже в Антарктиде отмечается повышенное содержание этих частиц, выпадающих на поверхность материка вместе со снегом. Наконец, сотни миллионов автомобилей, движущихся по дорогам всех стран и на всех материках, изменяют газовый состав атмосферы (рис. 33).

    Рис. 32. Никогда еще на планете не сжигалось так много топлива, как сейчас

    Рис. 33. Нью-Йорк затянут смогом
    Трудно сказать, когда индустриальный этап сменился глобальным, но осознание глобальности процесса воздействия на природу произошло в 1939 году, когда академик В. И. Вернадский создал учение о ноосфере*.
    * Ноосфера (от греч. ноо — разум) — это часть географической оболочки, вовлеченной в хозяйственную деятельность человека.
    Бесконтрольное разрушительное воздействие хозяйственной деятельности на среду обитания человечества может в короткие сроки превратить нашу планету в непригодную для жизни. Однако ситуация медленно, но меняется. Начинается новый этап во взаимодействии природы и общества, который можно назвать современным. Происходит осознание человечеством опасности и поиск путей выхода из сложной экологической ситуации. Удастся ли изменить характер взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы, решить проблему разрушения природы Земли, покажет будущее.
    * Автором термина «ноосфера» является французский философ Тейяр де Шарден. Но В. И. Вернадский обосновал, что ноосфера охватывает всю планету.
    ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
    1. Первобытный этап развития взаимоотношений между природой и обществом характеризовался отсутствием серьезного влияния человека на природу.
    2. Сельскохозяйственное влияние человека на природу было значительным, но неразрушительным (мягким).
    3. На индустриальном этапе нагрузка на природу превысила ее способность к самовосстановлению, привела к существенному разрушению природы.
    4. На глобальном этапе последствия хозяйственной деятельности человека начинают проявляться в масштабах планеты.
    5. В ноосфере — части географической оболочки — хозяйственная деятельность является главным фактором развития.
    ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
    1. Какие этапы выделяются в развитии взаимоотношений природы и общества?
    2. Какие ландшафты называются антропогенными?
    3. Что такое ноосфера?
    А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
    1. Какие изменения в отношениях человека и природы произошли при переходе от первобытного этапа к аграрному?
    2. А при переходе от аграрного к индустриальному?
    3. Существуют ли принципиальные различия во взаимоотношениях природы и общества на индустриальном и глобальном этапах?
    4. Что позволяет говорить о переходе от индустриального к глобальному этапу?
    5. В чем сущность современного этапа взаимоотношений природы и общества?
    ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ
    На основании карт атласа сделайте выводы о том, какие районы планеты испытывают самое сильное влияние со стороны хозяйственной деятельности человека.
    

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *