Какие категории духовенства существовали в 17 веке кратко?

2 ответов на вопрос “Какие категории духовенства существовали в 17 веке кратко?”

  1. Yarrik68 Ответить

    В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей  сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.
    К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.
    Для белого духовенства она выглядит так:
    Патриарх
    Митрополит
    Архиерей/Епископ
    Иерей/протоиерей
    Диакон/протодиакон.
    Для черного:
    Патриарх
    Митрополит
    Епископ
    Архимандрит/Игумен
    Иеродиакон/Иеромонах
    В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

    Права белого и черного духовенства

    Священники имели право:
    жениться и заводить семьи;
    иметь личный дом и хозяйство;
    служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.
    Права монахов:
    проживать и трудиться на территории монастыря;
    пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

    Обязанности

    Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.
    В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

    Изменения в жизни духовенства в XVII веке

    XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.
    Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.
    Никон хотел большего: подчинить государство церкви, но Алексей Михайлович дал понять Патриарху, что не доволен его дальнейшими действиями. В итоге, с Никона был снят сан Патриарха, и он вынужден был отправиться в ссылку.

    Духовенство к концу XVII века

    Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.
    Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1
    Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *