Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох в чем их плюсы и минусы?

9 ответов на вопрос “Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох в чем их плюсы и минусы?”

  1. Дочь YouTube Ответить

    Какого именно прогресса?
    культурно духовного вот:
    Во всяком обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы образоваться в другом месте и в другое время. Каждая исторически определенная ‘культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в культурной жизни разных народов в разные исторические эпохи, не позволяют установить какие-то единые общие критерии духовного прогресса. Бессмысленно спрашивать, например, что “выше” пли “прогрессивнее” – – учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва Толстого, Библия или Коран. Любые явления культуры несут на себе печать своего времени, и без учета этого нельзя понять их значение в духовном развитии человечества. Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, то можно все же заметить некоторые общие тенденции этого развития. Они проявляются по-разному в разные периоды истории и у разных народов, их действие в одних культурно-исторических условиях усиливается, в других – – ослабевает. Однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества.
    В основе духовного прогресса лежит накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Одним из основных путей, по которому идет рост культуры, является развитие знаний. Оно совершалось сначала очень медленно и резко ускорилось с изобретением письменности. В современном мире добыча знаний, их хранение, распространение и использование становится делом, которым занимается все возрастающая часть общества. В перспективе “индустрия знания” превратится, по-видимому, в одну из главных сфер приложения человеческого труда. Знания – – это основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство общества не сводится просто к сумме знаний. Оно включает в себя социальные ценности и идеалы, нравственные установки, философские идеи и многое другое. Особенно важное место здесь принадлежит искусству, которое выступает как самосознание культуры. Мир искусства – – это творимый человеком духовный мир, “вторая Вселенная”, которая столь же необъятна, как космическая Вселенная. В центре мира искусства находится человек, который с точки зрения своей культуры воспринимает действительность и себя самого. А потому в искусстве каждый народ и каждая эпоха запечатлевают и осмысливают свой культурный облик. Рост культуры – – результат преемственности в культурно-историческом развитии человечества. Лучшие достижения культуры прошлого сохраняются в социальной памяти и благодаря этому продолжают жить в общественном сознании последующих эпох. Большое значение для роста духовного богатства человечества имеет разнообразие национальных культур. Каждая из них вносит в общечеловеческую сокровищницу культуры свойственные ей особенности видения мира, эстетических вкусов и идеалов, форм человеческого общения. Знакомство с особенностями различных культур расширяет кругозор, позволяет полнее, глубже, разностороннее воспринимать мир. Накапливая культурные ценности, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования. Можно выделить несколько важнейших направлений по которым оно идет.

  2. Vudosida Ответить

    Ответ оставил Гость
    Какого именно прогресса?
    культурно духовного вот:
    Во всяком обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы образоваться в другом месте и в другое время. Каждая исторически определенная культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в культурной жизни разных народов в разные исторические эпохи, не позволяют установить какие-то единые общие критерии духовного прогресса . Бессмысленно спрашивать, например, что «выше» пли «прогрессивнее» — учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва Толстого, Библия или Коран. Любые явления культуры несут на себе печать своего времени, и без учета этого нельзя понять их значение в духовном развитии человечества. Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, то можно все же заметить некоторые общие тенденции этого развития. Они проявляются по-разному в разные периоды истории и у разных народов, их действие в одних культурно-исторических условиях усиливается, в других — ослабевает. Однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества.
    В основе духовного прогресса лежит накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Одним из основных путей, по которому идет рост культуры, является развитие знаний. Оно совершалось сначала очень медленно и резко ускорилось с изобретением письменности. В современном мире добыча знаний, их хранение, распространение и использование становится делом, которым занимается все возрастающая часть общества. В перспективе «индустрия знания» превратится, по-видимому, в одну из главных сфер приложения человеческого труда. Знания — это основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство общества не сводится просто к сумме знаний. Оно включает в себя социальные ценности и идеалы, нравственные установки, философские идеи и многое другое. Особенно важное место здесь принадлежит искусству, которое выступает как самосознание культуры. Мир искусства — это творимый человеком духовный мир, «вторая Вселенная», которая столь же необъятна, как космическая Вселенная. В центре мира искусства находится человек, который с точки зрения своей культуры воспринимает действительность и себя самого. А потому в искусстве каждый народ и каждая эпоха запечатлевают и осмысливают свой культурный облик. Рост культуры — результат преемственности в культурно-историческом развитии человечества. Лучшие достижения культуры прошлого сохраняются в социальной памяти и благодаря этому продолжают жить в общественном сознании последующих эпох. Большое значение для роста духовного богатства человечества имеет разнообразие национальных культур. Каждая из них вносит в общечеловеческую сокровищницу культуры свойственные ей особенности видения мира, эстетических вкусов и идеалов, форм человеческого общения. Знакомство с особенностями различных культур расширяет кругозор, позволяет полнее, глубже, разностороннее воспринимать мир. Накапливая культурные ценности, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования. Можно выделить несколько важнейших направлений по которым оно идет.

  3. Terminat Ответить

    Применяя критерии прогресса к историческому процессу, на каждом его состоянии мы выделяем те общественные силы, которые называем прогрессивными. Вспомним, что, изучая революции XVIII в. во Франции и войну за независимость в североамериканских штатах, мм прогрессивной силой называли буржуазию. Именно представители этого класса создали документы, совершили большой шаг человечества к свободе. Декларация независимости 1776., Составленная в республиканском и демократическом духе, зафиксировала право людей на жизнь, свободу, равенство, стремление к счастью. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.. Говорила: “Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В ней говорилось о естественные и неотъемлемые права человека, суть которых свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
    С середины XIX в. многие общественные деятели считали главной прогрессивной силой общества рабочий класс. И действительно, руки рабочих создали современное производство, возвели и транспортные магистрали, создали многочисленные блага, необходимые человеку. Борьба рабочих побуждала правящие круги во многих странах расширять политические свободы, доступ к ценностям культуры.
    В XX в. некоторые мыслители отстаивали тезис о лице, прогрессивную роль интеллигенции. Несомненно, интеллекту, знаниям, творческим усилиям этой социальной силы человечество обязано многими великими открытиями и изобретениями, духовными ценностями, которые делали человека более независимой во внутренней жизни и более свободной в отношении природных и социальных условий.
    Широко распространенным стало разделение на прогрессивные и реакционные классы общества, прогрессивные и реакционные общественные системы. Однако многие ученые и общественные деятели считают теперь такой подход устаревшим. Линия разграничения сил прогресса и реакции во многом перестала совпадать с границами стран и классов в том виде, в каком они сложились исторически. Как прогрессивные силы рассматриваются сегодня сторонники реформ в странах порвали с тоталитарным прошлым, различные социальные и политические силы во всем мире, борющихся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в освобожденных от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека.
    Противники прогресса – это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, стремящихся урезать права и свободы человека, выступают с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, что достигается любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения.
    Применяя универсальный критерий прогресса, мы можем оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Если сказать коротко, то прогрессивной является деятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированная на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества в направлении все более совершенной организации.
    Основные понятия
    Прогресс. Регресс. Критерии прогресса.
    Сроки
    Прогрессивные силы. Реакционные силы.
    Вопросы для самопроверки
    1. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
    2. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
    3. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями разных эпох? В чем их “плюсы” и “минусы”?
    4. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным?
    Задача
    1. Сравните критерии прогресса, предлагавшиеся различными мыслителями. Противоречат друг другу? Свое мнение аргументируйте.
    2. Подумайте, прогрессивная деятельность Богдана Хмельницкого, Грушевского, Л. Кравчука, Л. Кучмы. Свою оценку аргументируйте.
    3. Философ XX в. М. Мамардашвили писал “Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: осуществиться как Человек. Стать Человеком”. Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
    4. Подумайте, какие идеи исследуемой темы могут быть проиллюстрированы следующими фактами: с 1868 с 1980 гг. Многие страны мира подписали целый ряд договоров, которые называют документами по международному гуманитарному праву, – конвенции о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых газов и бактериологических средств , о защите гражданского населения во время войны, а также другие документы, содержащие запреты применять оружие и методы ведения военных действий, способных причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания, убивать и наносить увечья пленным; требования помогать раненым и больным, в том числе и тех, кто оказался во власти противника и тому подобное. Почему такие нормы называют гуманитарным правом?
    Краткие выводы к разделу
    1. Свобода, которая понимается как отсутствие каких-либо норм и ограничений, в обществе невозможна. Наряду с внешними регуляторами поведения человека существуют внутренние. Важнейшая из них – чувство долга и ответственности.
    2. Историю творят люди. Субъектами исторического процесса есть народы, социальные группы, элиты, организации, выдающиеся личности. Деятельность всех субъектов истории порождает цепь сменяющих друг друга событий, составляющих исторический процесс.
    3. Политическая деятельность выражает интересы больших социальных групп и обществ в целом. Она включает в себя разнообразные действия, использование различных средств, которые не должны выходить за пределы, указанные в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве. Направление и содержание политической деятельности во многом определяется политической идеологией.
    4. Прогресс общества зависит от деятельности людей, от их усилий, направленных на развитие гуманизма, на создание условий для свободного развития личности.
    Вопросы к главе
    1. свободные люди в выборе путей и форм общественного развития? Если да, то может ли эта свобода быть безграничной? Что может ограничить свободу и или
    2. Каким должно быть общество, чтобы обеспечить свободное развитие личности? Какой смысл вы вкладываете в понятие “свободная личность”? Как человек пользуется этой свободой?
    3. Какую роль играет в развитии общества каждый из субъектов исторического процесса?
    4. Почему именно политическая деятельность может вызвать значительные изменения в жизни общества? Чем влияние на жизнь общества политической деятельности отличается от влияния деятельности экономической?
    5. Как связаны между собой общественный прогресс и рост свободы человека? Что означает рост свободы?

  4. .*°ViKuLyA°*. Ответить

    1. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
    2. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чем их плюсы и минусы?
    3. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
    5. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

    Ответы:

    какого именно прогресса?
    культурно духовного вот:
    Во всяком обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы образоваться в другом месте и в другое время. Каждая исторически определенная ‘культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в культурной жизни разных народов в разные исторические эпохи, не позволяют установить какие-то единые общие критерии духовного прогресса . Бессмысленно спрашивать, например, что «выше» пли «прогрессивнее» — учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва Толстого, Библия или Коран. Любые явления культуры несут на себе печать своего времени, и без учета этого нельзя понять их значение в духовном развитии человечества. Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, то можно все же заметить некоторые общие тенденции этого развития. Они проявляются по-разному в разные периоды истории и у разных народов, их действие в одних культурно-исторических условиях усиливается, в других — ослабевает. Однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества.
    В основе духовного прогресса лежит накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Одним из основных путей, по которому идет рост культуры, является развитие знаний. Оно совершалось сначала очень медленно и резко ускорилось с изобретением письменности. В современном мире добыча знаний, их хранение, распространение и использование становится делом, которым занимается все возрастающая часть общества. В перспективе «индустрия знания» превратится, по-видимому, в одну из главных сфер приложения человеческого труда. Знания — это основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство общества не сводится просто к сумме знаний. Оно включает в себя социальные ценности и идеалы, нравственные установки, философские идеи и многое другое. Особенно важное место здесь принадлежит искусству, которое выступает как самосознание культуры. Мир искусства — это творимый человеком духовный мир, «вторая Вселенная», которая столь же необъятна, как космическая Вселенная. В центре мира искусства находится человек, который с точки зрения своей культуры воспринимает действительность и себя самого. А потому в искусстве каждый народ и каждая эпоха запечатлевают и осмысливают свой культурный облик. Рост культуры — результат преемственности в культурно-историческом развитии человечества. Лучшие достижения культуры прошлого сохраняются в социальной памяти и благодаря этому продолжают жить в общественном сознании последующих эпох. Большое значение для роста духовного богатства человечества имеет разнообразие национальных культур. Каждая из них вносит в общечеловеческую сокровищницу культуры свойственные ей особенности видения мира, эстетических вкусов и идеалов, форм человеческого общения. Знакомство с особенностями различных культур расширяет кругозор, позволяет полнее, глубже, разностороннее воспринимать мир. Накапливая культурные ценности, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования. Можно выделить несколько важнейших направлений по которым оно идет.
    Противоречивость характера прогресса заключается в постоянном росте потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

  5. ПяТ@4oK Ответить

    Какого именно прогресса? Культурно духовного вот: Во всяком обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы образоваться в другом месте и в другое время. Каждая исторически определенная ‘культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в культурной жизни разных народов в разные исторические эпохи, не позволяют установить какие-то единые общие критерии духовного прогресса. Бессмысленно спрашивать, например, что «выше» пли «прогрессивнее» — учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва Толстого, Библия или Коран. Любые явления культуры несут на себе печать своего времени, и без учета этого нельзя понять их значение в духовном развитии человечества. Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, то можно все же заметить некоторые общие тенденции этого развития. Они проявляются по-разному в разные периоды истории и у разных народов, их действие в одних культурно-исторических условиях усиливается, в других — ослабевает. Однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества. В основе духовного прогресса лежит накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Одним из основных путей, по которому идет рост культуры, является развитие знаний. Оно совершалось сначала очень медленно и резко ускорилось с изобретением письменности. В современном мире добыча знаний, их хранение, распространение и использование становится делом, которым занимается все возрастающая часть общества. В перспективе «индустрия знания» превратится, по-видимому, в одну из главных сфер приложения человеческого труда. Знания — это основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство общества не сводится просто к сумме знаний. Оно включает в себя социальные ценности и идеалы, нравственные установки, философские идеи и многое другое. Особенно важное место здесь принадлежит искусству, которое выступает как самосознание культуры. Мир искусства — это творимый человеком духовный мир, «вторая Вселенная», которая столь же необъятна, как космическая Вселенная. В центре мира искусства находится человек, который с точки зрения своей культуры воспринимает действительность и себя самого. А потому в искусстве каждый народ и каждая эпоха запечатлевают и осмысливают свой культурный облик. Рост культуры — результат преемственности в культурно-историческом развитии человечества. Лучшие достижения культуры прошлого сохраняются в социальной памяти и благодаря этому продолжают жить в общественном сознании последующих эпох. Большое значение для роста духовного богатства человечества имеет разнообразие национальных культур. Каждая из них вносит в общечеловеческую сокровищницу культуры свойственные ей особенности видения мира, эстетических вкусов и идеалов, форм человеческого общения. Знакомство с особенностями различных культур расширяет кругозор, позволяет полнее, глубже, разностороннее воспринимать мир. Накапливая культурные ценности, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования. Можно выделить несколько важнейших направлений по которым оно идет.

  6. Mofyn Ответить

    Вопрос:

    1. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
    2. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чем их плюсы и минусы?
    3. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
    5. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

    Ответы:

    какого именно прогресса?
    культурно духовного вот:
    Во всяком обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы образоваться в другом месте и в другое время. Каждая исторически определенная ‘культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в культурной жизни разных народов в разные исторические эпохи, не позволяют установить какие-то единые общие критерии духовного прогресса . Бессмысленно спрашивать, например, что «выше» пли «прогрессивнее» — учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва Толстого, Библия или Коран. Любые явления культуры несут на себе печать своего времени, и без учета этого нельзя понять их значение в духовном развитии человечества. Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, то можно все же заметить некоторые общие тенденции этого развития. Они проявляются по-разному в разные периоды истории и у разных народов, их действие в одних культурно-исторических условиях усиливается, в других — ослабевает. Однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества.
    В основе духовного прогресса лежит накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Одним из основных путей, по которому идет рост культуры, является развитие знаний. Оно совершалось сначала очень медленно и резко ускорилось с изобретением письменности. В современном мире добыча знаний, их хранение, распространение и использование становится делом, которым занимается все возрастающая часть общества. В перспективе «индустрия знания» превратится, по-видимому, в одну из главных сфер приложения человеческого труда. Знания — это основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство общества не сводится просто к сумме знаний. Оно включает в себя социальные ценности и идеалы, нравственные установки, философские идеи и многое другое. Особенно важное место здесь принадлежит искусству, которое выступает как самосознание культуры. Мир искусства — это творимый человеком духовный мир, «вторая Вселенная», которая столь же необъятна, как космическая Вселенная. В центре мира искусства находится человек, который с точки зрения своей культуры воспринимает действительность и себя самого. А потому в искусстве каждый народ и каждая эпоха запечатлевают и осмысливают свой культурный облик. Рост культуры — результат преемственности в культурно-историческом развитии человечества. Лучшие достижения культуры прошлого сохраняются в социальной памяти и благодаря этому продолжают жить в общественном сознании последующих эпох. Большое значение для роста духовного богатства человечества имеет разнообразие национальных культур. Каждая из них вносит в общечеловеческую сокровищницу культуры свойственные ей особенности видения мира, эстетических вкусов и идеалов, форм человеческого общения. Знакомство с особенностями различных культур расширяет кругозор, позволяет полнее, глубже, разностороннее воспринимать мир. Накапливая культурные ценности, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования. Можно выделить несколько важнейших направлений по которым оно идет.
    Противоречивость характера прогресса заключается в постоянном росте потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

  7. Fordrelbine Ответить

    Какого именно прогресса?
    культурно духовного вот:
    Во всяком обществе создается своеобразная, уникальная и неповторимая духовная атмосфера, которая не могла бы образоваться в другом месте и в другое время. Каждая исторически определенная &#146культура имеет свои положительные стороны, которыми не обладает никакая другая. Разнообразие и уникальность процессов, происходящих в культурной жизни разных народов в разные исторические эпохи, не позволяют установить какие-то единые общие критерии духовного прогресса.  Бессмысленно спрашивать, например, что «выше» пли «прогрессивнее» — учение Спинозы или Гегеля, произведения Шекспира или Льва Толстого, Библия или Коран. Любые явления культуры несут на себе печать своего времени, и без учета этого нельзя понять их значение в духовном развитии человечества.  Но если рассматривать процесс духовного развития человечества в целом, на протяжении всей его истории, то можно все же заметить некоторые общие тенденции этого развития. Они проявляются по-разному в разные периоды истории и у разных народов, их действие в одних культурно-исторических условиях усиливается, в других — ослабевает. Однако в конечном счете они определяют духовный прогресс общества.
    В основе духовного прогресса лежит накопление культурных ценностей, которыми располагает человечество. Одним из основных путей, по которому идет рост культуры, является развитие знаний. Оно совершалось сначала очень медленно и резко ускорилось с изобретением письменности. В современном мире добыча знаний, их хранение, распространение и использование становится делом, которым занимается все возрастающая часть общества. В перспективе «индустрия знания» превратится, по-видимому, в одну из главных сфер приложения человеческого труда.  Знания — это основа духовного богатства, создаваемого людьми в ходе истории. Но духовное богатство общества не сводится просто к сумме знаний. Оно включает в себя социальные ценности и идеалы, нравственные установки, философские идеи и многое другое. Особенно важное место здесь принадлежит искусству, которое выступает как самосознание культуры. Мир искусства — это творимый человеком духовный мир, «вторая Вселенная», которая столь же необъятна, как космическая Вселенная. В центре мира искусства находится человек, который с точки зрения своей культуры воспринимает действительность и себя самого. А потому в искусстве каждый народ и каждая эпоха запечатлевают и осмысливают свой культурный облик.  Рост культуры — результат преемственности в культурно-историческом развитии человечества. Лучшие достижения культуры прошлого сохраняются в социальной памяти и благодаря этому продолжают жить в общественном сознании последующих эпох.  Большое значение для роста духовного богатства человечества имеет разнообразие национальных культур. Каждая из них вносит в общечеловеческую сокровищницу культуры свойственные ей особенности видения мира, эстетических вкусов и идеалов, форм человеческого общения. Знакомство с особенностями различных культур расширяет кругозор, позволяет полнее, глубже, разностороннее воспринимать мир.  Накапливая культурные ценности, увеличивая духовное богатство человечества, люди создают условия для своего духовного совершенствования. Можно выделить несколько важнейших направлений по которым оно идет.
    Противоречивость характера прогресса заключается в постоянном росте потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *