Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье?

15 ответов на вопрос “Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье?”

  1. Faurn Ответить

    Светлана Абакумова
    О методах воздействия на ребенка в семье
    Конспект практикума для родителей
    «О методах воздействия на ребенка в семье»
    Цель. Вовлечь родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.
    Проведение практикума. (Слово берет педагог.) Чтобы говорить о конструктивности методов педагогического воздействия, их пользе для развития ребенка и гармоничных отношений с ним, давайте сформулируем главный показатель эффективности любого метода воздействия.
    После короткой дискуссии и предоставления возможности каждому родителю высказать свою точку зрения, сделать резюме:
    «Фундаментальная потребность ребенка – чувствовать к себе внимание близких, быть принятым всерьез и уважаемым в каждый данный момент времени, быть центром своей деятельности. Это законная потребность растущего ребенка, удовлетворение которой крайне важно для развития у него собственного положительного образа. Поэтому любое воздействие на ребенка, не дающее подпитки для его ощущения самоценности, чувства собственной значимости, укрепляющее его самопринятие, можно считать неудачным».
    Раздать родителям карточки, на каждой из которых приведен один из неконструктивных методов воздействия. Родители читают текст на карточке и приводят пример, иллюстрирующий указанный на ней метод воздействия.
    Методы воздействия на поведение ребенка
    Приказание, распоряжение, команда (использование их способствует зарождению у ребенка неуверенности в себе).
    Угроза, предупреждение, предостережение (провоцирует нарушение ребенком норм поведения).
    Проповедь, нотация, морализирование (подчеркивает низкий статус ребенка, его зависимое, подчиненное положение, его некомпетентность, а то и порочность. Ребенок при злоупотреблении этими методами может избегать общения со взрослыми).
    Советы и разъяснения (злоупотребление этими методами формирует зависимость ребенка от взрослого, неспособность самому разрешать трудности, проявлять инициативу).
    Наставления, логическая аргументация, поучения, описывающие образцы желаемого поведения ребенка (частое использование данных методов взрослым формирует у ребенка сознание собственной неполноценности, малоценности).
    Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка
    Негативная оценка, осуждение, порицание, «приговор» (ребенку навязывается негативное представление о себе и своих возможностях, что он не соответствует ожиданиям и требованиям окружающих).
    Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань (разрушают у ребенка образ «Я», вызывают чувство отверженности, незащищенности, формируют комплекс неполноценности).
    Похвала, содержащая прямую позитивную оценку личности ребенка (для старшего дошкольника целесообразна похвала, содержащая элемент доверия к его возможностям, которая задает лишь ориентиры и критерии для самооценки ребенка, иначе может развиться зависимость от похвалы, тревога потерять ее).
    Методы воздействия,
    интерпретирующие поведение ребенка
    Интерпретация, постановка диагноза (ребенку невольно навязывается превосходство взрослого в праве интерпретировать его чувства, переживания, поведение: «Я знаю, почему ты так ведешь себя, потому что.» Это вызывает тревогу, ощущение угрозы личной безопасности).
    Вопросы, расследование, допрос (вызывает ощущение дискомфорта, рождает чувство зависимости от взрослого).
    Методы воздействия,
    отвлекающие внимание ребенка от проблемы
    Утешение, успокаивание (происходит устранение эмоционального дискомфорта за счет отрицания значимости события, обесценивания чувств ребенка, это воздействие-приказ взрослого к чувствам ребенка, вторжение в его внутренние переживания: «Не стоит из-за этого так расстраиваться, плакать»).
    Отвлечение внимания, уход (вместо взрослого как союзника и помощника в решении проблемы ребенку предлагается уход от того, что его волнует, это вызывает желание отказаться от контакта со взрослым).
    Предложить родителям упражнение «Найди нужное».
    Задача. Поиск варианта замены фразы с негативной модальностью на позитивную.
    Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них – указание в категоричной негативной форме, другая – высказывание, имеющее позитивный характер.
    Например:
    «Не будешь слушаться — заболеешь». «Ты всегда будешь здоров». «Не твоего ума дело».
    «Твое мнение всем интересно».
    «Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».
    «Как ты относишься к людям, так и они к тебе».
    «Сильные люди не плачут».
    «Поплачь, легче будет».
    Родители сравнивают высказывания и оценивают педагогический эффект каждого.
    Предложить родителям упражнение «Скульптура».
    Задача. Моделирование способов установления взрослыми контакта с ребенком. Обсуждение того, что может отражать контакт с ребенком (диалог, опеку, взаимопринятие, противоборство, сосуществование и др., как такой контакт воспринимается взрослыми в роли «ребенка» и как со стороны – другими участниками встречи.
    Родители делятся на пары, договариваются, кто будет «ребенком“, а кто «взрослым». Участник упражнения в роли «взрослого» «строит скульптуру» своего способа контакта с ребенком. Инструкция родителям: работайте с телом партнера и его лицом, показывая ему, что и как надо делать, но не рассказывая. Во время обсуждения нужно дать название своей скульптуре, пояснить, что хотелось выразить в ней. Участники упражнения в роли «ребенка» рассказывают, какие чувства возникали у них в ходе упражнения.

  2. Dolkree Ответить

    Консультация для родителей
    Поощрение и наказание детей в семье.
    Задачи консультирования:
    – Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
    – Значение наказания и поощрения в семье.
    Этапы консультирования:
    1. Выяснение проблемы.
    2. Консультирование.
    3. Практические рекомендации.
    Можно предложить  детям сочинить рассказ по теме: «Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей …»
    Отдельно оформляются выдержки из рассказов детей о тех наказаниях, которые он хотел бы исключить из реалей нашей сегодняшней жизни. Важным показателем этих рассказов является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.
    «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно, и тогда дети плачут. Мне их жалко».
    «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без уголков. Детей частот ставят в угол. Я это знаю. Ведь я волшебник».
    «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».
    «Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу».
    Можно оформить плакат с мнением детей о поощрениях в их доме.
    Меня хвалят, если …
    Мне дарят подарки, если…
    Мне разрешают…, если …
    Консультирование.
    С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!», и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно повиноваться. Но они забывают или совсем не думают, о том, что их свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что в их силе их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязывать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям.
    Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания своё мнение. Так, в отношении детей и родителей приходит отчуждённость. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, живым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.
    Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с воспитателем, боясь сказать что-нибудь не так.
    Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
    Памятка: «Как поощрять ребёнка в семье»
    Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку, и когда он моет посуду, и когда играет со своими игрушками.
    Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во  время игры, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
    Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением.
    Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
    Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
    Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, новый год и т.д.
    Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег затраченных на подарок.
    Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.
    Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
    Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
    Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье безконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?»
    Правило первое
    Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.
    Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.
    Правило второе
    Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
    Родители прежде всего должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».
    Правило третье
    Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.
    Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка .Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно ,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.
    Правило четвертое
    Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.
    Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье.
    Правило пятое
    Тон, в котором сообщается требование или запрет., должен скорее быть дружественно-разъяснительным , а не повелительным.
    Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном.
    Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.
    Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать если ребенок, не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется?
    Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.
    1.Соблюдайте последовательность
    Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для вас.
    По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан.
    Внимание: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!
    2. Давши слово – держись. Обещали – выполняйте, то есть наказывайте.
    Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему – не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. “Я тебя сто раз предупреждала! Теперь предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!” – в подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка.
    3.Наказывайте только за конкретный проступок
    Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано “наказуемое” поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, – это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.
    А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен.
    4. Будьте искренни
    Если уж наказывать – так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так и не иначе.
    Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка.
    Часто родители наказывают четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли.
    Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных поступков.
    Наказания бывают:
    Физическое наказание.
    Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание – довольно эффективный способ воздействия на детей.
    В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке.
    Лишение любви
    Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и для детей, и для взрослых.
    Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.
    Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.
    Отказ или отсрочка удовольствий
    Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны.
    При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.

  3. unbeliever Ответить

    В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение – метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.
    В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.
    Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию.
    Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать – значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание – это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание – хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.
    Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упал, промок… Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *