Какие методы изучения географии вы применяли в 6 классе?

10 ответов на вопрос “Какие методы изучения географии вы применяли в 6 классе?”

  1. Dr Karl Ответить

    Методы исследования в обобщенном представлении — это способы познания явлений и процессов.
    Методы географического исследования — способы анализа географической информации с целью выявления региональных особенностей и пространственно-временных закономерностей развития процессов и явлений в природе и обществе.
    Методы географических исследований можно разделить на общенаучные и предметно-географические, традиционные и современные (рис. 1.1).
    Основные методы географических исследований перечислены ниже.
    1. Сравнительно-географический. Это традиционный и широко распространенный в настоящее время метод в географии. Известное выражение «Все познается в сравнении» напрямую относится к сравнительно-географическим исследованиям. Географам часто приходится выявлять черты сходства и различия тех или иных объектов, проводить сравнительную оценку объектов и явлений на разных территориях, объяснять причины сходств и расхождений. Конечно, такое сравнение осуществляется на уровне описаний и не является строго доказанным, поэтому такой метод часто называют сравнительно-описательным. Но с его помощью можно заметить многие наиболее четко выраженные свойства географических объектов. Например, смену природных зон, изменение сельскохозяйственной освоенности территорий и т.п.
    2. Картографический метод — исследование пространственных объектов и явлений с помощью географических карт. Этот метод такой же распространенный и традиционный, как и сравнительно-географический. Заключается картографический метод в использовании разнообразных карт для описания, анализа и познания явлений, для получения новых знаний и характеристик, изучения процессов развития, установления взаимосвязей и про-

    Рис. 1.1. Основные методы географических исследований
    гноза явлений. Картографический метод имеет две составляющие: 1) анализ изданных карт; 2) составление собственных карт (картосхем) с последующим их анализом. Во всех случаях карта является уникальным источников информации. Классик отечественной экономической географии Н.Н. Баранский образно называл карты вторым языком географии. С помощью географических карт, представленных в различных атласах, учебных и научных изданиях, в интернете можно получить представление о взаиморасположении объектов, их размерах, качественных характеристиках, о степени распространения того или иного явления и о многом другом.
    В современной географии активно используется геоинформа- ционный метод исследования — использование геоинформационных систем для пространственного анализа. С помощью геоинформа- ционного метода можно оперативно получать новую информацию и новые знания о географических явлениях.
    3. Метод районирования — один из ключевых в географии. Географическое изучение страны, любой территории предполагает выявление внутренних различий, например, в плотности населения, доле городских жителей, специализации хозяйства и т.п. Результатом этого, как правило, является районирование территории — мысленное ее деление на составные части по одному или нескольким признакам (показателям). Это позволяет не только понять и оценить региональные различия в показателях, степени распространения объектов, но и выявить причины этих различий. Для этого, наряду с методом районирования, используются исторический, статистический, картографический и другие методы географических исследований.
    4. Исторический (историко-географический) метод исследования —
    это изучение изменений географических объектов и явлений во времени. Как и почему менялись политическая карта мира, численность и структура населения, как формировалась транспортная сеть, как менялась структура хозяйства? Ответы на эти и другие вопросы дает историко-географическое исследование. Оно позволяет понять и объяснить многие современные особенности географической картины мира, выявить многие причины современных географических проблем. В ходе исторического исследования каждый географический объект (явление) рассматривается во взаимосвязи с происходившими в тот или иной период политическими и социально-экономическими процессами и событиями. Именно поэтому для изучения современной географии необходимо знание всемирной и национальной истории.
    5. Статистический метод — это не только поиск и использование для иллюстрации региональных различий количественной (числовой) информации: например, данных о численности населения, площади территорий, объемах производства и т.д. Статистика как наука обладает многочисленными методами, позволяющими обобщать и систематизировать количественную информацию с той целью, чтобы характерные особенности стали легко заметными. Применительно к географии статистические методы позволяют классифицировать (группировать) объекты по величине показателей (страны по размеру территории, по объему ВВП и т.д.); рассчитывать среднее значение показателей (например, средний возраст населения) и размер отклонений от средней величины; получать относительные величины (в частности, плотность населения — количество человек на кв. км территории, доля городского населения — процент горожан от всего населения); сопоставлять одни показатели с другими и выявлять зависимость между ними (корреляционный и факторный анализы) и др.
    Ранее использование статистических методов в географии было очень трудоемким, приходилось вести сложные расчеты больших массивов информации вручную или с помощью специальных таблиц. С распространением компьютерных технологий использование этих методов очень облегчено, в частности, функции широко распространенных программ MS Excel и SPSS позволяют легко выполнять многие статистические операции.
    6. Метод полевых исследований и наблюдений является традиционным и не утратившим своего значения не только в физической, но и в социально-экономической географии. Эмпирические сведения — не только самая ценная географическая информация, но и возможность скорректировать, приблизить к действительности выводы, полученные в результате картографических, статистических и других исследований. Полевые исследования и наблюдения позволяют понять и более наглядно представить многие особенности изучаемых регионов, выявить многие самобытные черты территории, сформировать неповторимые образы регионов. Полученные в результате полевых исследований и наблюдений впечатления, документальные свидетельства в виде фотографий, зарисовок, фильмов, записей бесед, путевых заметок — бесценные материалы для географов.
    7. Метод дистанционных наблюдений. Современные аэро- и особенно космическая съемка — значительные подспорья в изучении географии. В настоящее время ведется непрерывное космическое зондирование территории нашей планеты со спутников, и эта информация эффективно используется в различных областях науки и сферах хозяйственной деятельности. Космические снимки используются в создании и оперативном обновлении географических карт, мониторинге природной среды (климат, геологические процессы, природные катастрофы), исследовании особенностей хозяйственной деятельности (сельскохозяйственная освоенность, урожайность культур, лесообеспеченность и лесовосстановление), экологических исследованиях (загрязнение окружающей среды и его источники). Одной из сложных проблем использования космических снимков является огромнейший поток информации, требующий обработки и осмысления. Для географов это — поистине кладезь информации и эффективный метод обновления географических знаний.
    8. Метод географического моделирования — создание упрощенных, уменьшенных, абстрактных моделей географических объектов, процессов, явлений. Наиболее известной географической моделью является глобус.
    По своим важнейшим характеристикам модели повторяют реальные объекты. Среди главных достоинств моделей — возможность представить географический объект, как правило, значительный по своим размерам, в его наиболее характерных чертах и с разных сторон, зачастую недоступных в реальности; осуществить с помощью модели измерения и вычисления (с учетом масштаба объекта); провести эксперименты с выявлением последствий для географического объекта тех или иных явлений.
    Примеры географических моделей: карты, трехмерные модели рельефа, математические формулы и графики, выражающие те или иные географические закономерности (динамику численности населения, взаимосвязь показателей социально-экономического развития и др.).
    9. Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Именно география, являющаяся комплексной наукой, обладающая целостным видением окружающего мира, способна обоснованно предвидеть многие изменения, происходящие на Земле.
    Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы в системе «природа-население-хозяйство».

  2. Douzragore Ответить

    Особенности изучения географии в 6 классе
    География очень интересный предмет. А вот полюбят ли его шестиклассники – это зависит от учителя. Каждый урок должен учитывать возрастные особенности детей.
    Характерной особенностью младшего подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Другая черта характера – склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Шестиклассники обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением всё самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. Младший подростковый возраст отличается повышением интеллектуальной активности, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить и продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этом возрасте учащиеся решают много дополнительных задач, которые с удовольствием объясняют своим одноклассникам, тем самым, показывая им свои способности. С удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах, турнирах, которые частично удовлетворяют их возрастную любознательность и очередной раз предоставляют им возможность продемонстрировать свои способности. Младшие подростки начинают формулировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе и учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности – стремление к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Успешной является работа в группах, где ученикам предоставляется возможность выдвигать гипотезы и отстаивать свои идеи среди одноклассников. Часто они считают свою идею правильной и с трудом соглашаются с гипотезами сверстников.
    Все это очень важно учитывать при подготовке к урокам в 6 классе.
    Хорошо бы удивить и заинтересовать ребят с первого урока. В этом поможет презентация. Учащимся, с учетом их возраста, легче воспринимать новую информацию не только на слух, но и визуально.
    На первом уроке нужно объяснить подробно, что они собираются изучать в последующие годы, и что интересно ждет их при изучении географии 6 класса в школе. Разговор идет о географии как школьном предмете, об основных вопросах, которые рассматриваются в курсе географии, требованиях учителя. Важно подробно объяснить ученикам требования к подготовке к уроку. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. В отличие от других предметов домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.
    Требования учителя к ведению тетрадей: Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов. Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета.  Рисунки выполняются простым и цветными карандашами. Тетрадь приносить на каждый урок.  В конце каждой триместра тетради будут проверяться и за их ведение выставляются оценки, которые будут учитываться при выведении триместрового балла.
    Помимо этого у учителя будет находиться ещё одна тонкая тетрадь в клеточку, в которой  выполняются все контрольные, проверочные и практические работы.
    Требования к работе в контурных картах: каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
    При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
    Все надписи на контурной карте делают мелко, чётко, красиво,  печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
    Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
    Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
    В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами.
    При ознакомление с учебником, я рассказываю ребятам, что учебник разделён на учебные разделы. Раскрыв содержание, мы знакомимся с  основными разделами, которые  будем изучать в этом учебном году.
    Каждый раздел разделён на параграфы.
    В конце каждого раздела имеются задания по изученному материалу, которые вы будете выполнять при подготовке к итоговой контрольной работе.
    Также в течение года вы много будете работать с дополнительной литературой, так как она является важным компонентом при изучении географии. В течение года вы будете готовить доклады, сообщения, материал для которых вы сможете найти в школьной библиотеке.
    Обязательно надо познакомить шестиклассников с критериями оценок.
    “5” – заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать
    “4” – есть небольшие недочёты по содержанию ответа.
    “3” – есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
    “2” – есть серьёзные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
    Критерии оценки практических и самостоятельных работ (раздаются учащимся на парты).
    Отметка “5”. Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
    Отметка “4”. Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.)
    Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
    Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
    Отметка “3”. Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполненных на “отлично” данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
    Отметка “2” выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
    К концу учебного года должны быть реализованы следующие задачи курса:
    – показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
    – приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
    – познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
    – научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
    Учитель географии
    ГБОУ гимназии №1504
    Мелешко И.Ю.

  3. Ironsmasher Ответить

    Как и любая наука, география постоянно развивается. Развитие предполагает наличие новых методов исследования.

    Рис. 1. Метеорологическая станция.
    К современным методам географических исследований относят:
    Методы дистанционных исследований – используют в своей работе аэрокосмическое исследование и составление подробных карт Земли с использованием летательных аппаратов;
    Метод географического прогноза и моделирования – дает возможность составить представление о возможном состоянии геосистемы. В рамках этого метода проектируются модели возможного состояния геосистем в будущем;

    Рис. 2. Компьютерное моделирование.
    Геоинформационный метод – способ создания базы данных из информации, которую передают космические спутники, метеорологические станции.

    Рис. 3. Спутник в космосе.

  4. Taktilar Ответить

    РАССМОТРЕНО                                                                  УТВЕРЖДЕНО
    на заседании методического                                       приказом директора
    совета протокол № 1                                                    МБОУ СОШ № 11
    от 30 августа 2014  г.                                                     с. Красногвардейского
    № 121  от 1.09.2014 г.
    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
    по курсу «География»
    для 6 класса
    на 2014-2015 учебный год
    Разработчик программы:
    учитель географии
    МБОУ СОШ № 11
    Марюхина С.Н.
    Пояснительная записка
    Преподавание учебного предмета «География. Начальный курс» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами.
    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
    Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год»,
    Рабочая учебная программа курса «География» составлена на основе Примерной программы по географии Домогацких: Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
    Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
    Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа, в неделю – 1 час.
    Вклад географии в достижение целей основного общего образования
    Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
    Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
    При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
    Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
    Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VIклассе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии
    природы и населения.
    Изучение географии в основной школе должно обеспечить:
    • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
    • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
    • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
    • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
    Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
    — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
    — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
    — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
    — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
    Общая характеристика учебного предмета
    Цель: заложить основы географического образования учащихся.
    Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
    Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
    Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
    Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
    Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
    А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
    Оценочные практические работы
    1. Составление таблицы «История географических открытий»
    2. Топографический диктант.
    3. Составление схематического плана участка местности.
    4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
    5. Определение географических координат ,точек.
    6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
    7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
    8. Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
    9. Изучение строения почвы местности.
    Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
    Результаты обучения географии
    Личностными результатами обучения географии в 6 классе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
    Важнейшие личностные результаты обучения географии:
    1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    2)формирование личностных представлений о целостности природы  Земли и её крупных районов;
    3)формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
    4)осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения  к членам своей семьи;
    5)развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
    Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
    важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
    I) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познании тельной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
    5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    6)умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    8)смысловое чтение;
    9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
    11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции).
    Предметными результатами освоения учащимися 6-х классов программы по географии являются:
    формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
    1)формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей;
    2)овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
    3)овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
    4)формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    5)формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
    Планируемые результаты учебного предмета
    В результате изучения географии ученик научится:
    – основные географические понятия и термины; различие географических карт по содержанию;
    – географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
    – ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения- географическую карту;
    – наблюдение за состоянием окружающей среды, решение географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
    – сравнения объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;
    Ученик получит возможность научиться:
    – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
    – находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений разных территорий Земли;
    – приводить примеры использования и охраны природных ресурсов;
    – определять на местности, плане и карте географические координаты;
    – применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
    ИКТ – компетенции на уроках географии
    Ученик научится:
    • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
    • учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
    • выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
    • проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;
    • осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
    • сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
    • осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
    • создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
    • создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
    • создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;
    • работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
    • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
    • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
    Ученик получит возможность научиться:
    • проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
    • понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники.
    Календарно-тематическое планирование
    Физическая география 6 класс

    Тема урока
    Кол
    -во
    ча-
    сов
    Тип урока
    Элементы
    обязательного
    минимума
    образования
    Требования к уровню подготовки обучающихся  (результат)
    Дополни-
    тельный
    материал
    Формы контроля
    Практические работы
    Дом.за-да-ние
    Дата проведения
    план
    факт
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    Введение ( 2 часа)
    1
    Что такое география
    1
    Урок изуче-
    ния нового материала
    Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического про-странства.
    Знать: основные географические  понятия и термины
    Вводная беседа
    §1р/тс.6
    2
    Из истории географиче-ских открытий
    1
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Представле-ние о мире в древности
    Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный опрос
    §2
    р/т с.8
    Земля как планета (5 часов)
    3
    Планеты Солнечной системы
    1
    Изучения нового материала
    Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.
    Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
    Знать: основные географические  понятия и термины.
    Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
    выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
    Сравнение Земли с об-ликом дру-гих планет Солнечной системы.
    Объяснение географиче-
    ских следст-вий движе-
    ния Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
    Вводная беседа
    Определение по карте географи-ческих коорди-нат различных географических объектов
    §3
    р/т с.10
    4
    Форма, размеры и движение Земли.
    1
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §4
    р/т с.13
    5
    Система географии-ческих координат
    1
    Практикум
    Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
    §5
    р/т с.14
    6
    Времена года
    1
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §6
    р/т с.17
    7
    Пояса ос-вещености
    1
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §7
    р/т с.19
    Способы изображения земной поверхности (4 часа)
    8
    Масштаб карты
    1
    Практикум
    Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; Градусная сеть на плане и карте. Способы картографи ческого изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
    Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и геогра-фических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
    Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
    1. Определение направлений и расстояний по карте.
    2. Определение географических координат.
    3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.
    §8
    р/т с.22
    9
    Виды условных знаков
    Практикум
    Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
    §9
    р/т с.24
    10
    Стороны горизонта
    Практикум
    Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
    §10
    р/т с.27
    11
    Изображение рельефа на карте.
    Практикум
    Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос
    §11
    р/т с.29
    Литосфера (6 часов)
    12
    Строение земного шара.
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли
    Разнообразие форм рельефа
    Движения земной коры
    Главные формы рельефа
    Рельеф дна океанов
    Человек и земная кора
    Знать: основные географические понятия и термины географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека
    Возникнове-ние и геоло-гическая ис-тория Земли. Развитие гео-графических знаний чело-века о Земле.
    Изучение свойств ми-нералов, гор-ных пород, полезных ис-копаемых.
    Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
    2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
    3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
    §12
    р/т с.31
    13
    Виды горных пород.
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §13
    р/т с.33
    14
    Полезные ископаемые
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §14
    р/т с.35
    15
    Движения земной коры
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §15
    р/т с.37
    16
    Выветрива-ние горных пород
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §16
    р/т с.40
    17
    Рельеф суши и дна океана
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §17
    р/т с.43
    Атмосфера (7 часов)
    18
    Строение атмосферы
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зави симость от атмосферного давления, воздушные массы, по года и климат. Распределения тепла и влаги на поверхно сти Земли.
    Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.
    2. Построение розы ветров, диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
    §18
    р/т с.46
    19
    Температу-ра воздуха
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §19
    р/т с.47
    20
    Атмосфер-ное давление
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §20
    р/т с.50
    21
    Движение воздуха
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §21
    р/т с.52
    22
    Вода в атмосфере
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §22
    р/т с.55
    23
    Погода
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §23
    р/т с.58
    24
    Климат
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §24
    р/т с.61
    Гидросфера (4 часа)
    25
    Единство гидросферы
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой кругово рот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его
    роль в формировании состава атмосферы и климатов Зем ли.
    Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
    Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обес-печенности водными ресурсами раз-ных регионов Земли
    Природные памятники гидросферы
    Вводная беседа
    1. Описание «пу-тешествия ка-пельки» из свое-го населённого пункта по боль-шому кругово-роту воды.
    2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
    3. Определение по карте окра-инных, внутрен-них и межост-ровных морей.
    4. Описание по карте географии-ческого положе-ния одной из крупнейших рек Земли: направле-ние и характер её течения, использование человеком.
    §25
    р/т с.63
    26
    Мировой океан
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §26
    р/т с.66
    27
    Воды суши: реки и озера
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §27
    р/т с.68
    28
    Воды суши: подземные воды и при-родные льды
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §28
    р/т с.71
    Биосфера (2 часа)
    29
    Царства живой природы
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Биосфера: распро-странение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами геогра-фической оболочки и способы адаптации рас-тений и животных к среде обитания.
    Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятель-ности человека; геогра-фическую зональность и поясность
    Наблюдения за раститель-ным и живот-ным миром  для определе-ния качества окружающей среды. Описа-ние расти-тельного и животного мира на мест-ности и по карте.
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    Ознакомление с наиболее рас-пространенными растениями и животными своей местности.
    §29
    р/т с.73
    30
    Биосфера и охрана природы
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §30
    р/т с.76
    Почва и геосфера (3 часа)
    31
    Почва
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Почва как особое приро-дное образование и усло-вия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высот-ная зональность, роль климата и рельефа в формировании природ-ных комплексов, изме-нение при родных комп-лексов в результате хоз-яйственной деятель ности человека
    Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
    Наблюдение за изменени-ем почвенно-го покрова
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    1. Изучение строения почв на местности.
    2. Описание природных зон Земли по
    географическим картам.
    3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
    §31
    р/т с.78
    32
    Природный комплекс
    Урок актуа-лизации знаний и умений
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §32
    р/т с.81
    33
    Природные зоны
    Практикум
    Индивиду-альный, фронталь-ный опрос
    §33
    р/т с.83
    Обобщающее повторение (1 час)
    34
    География Земли
    Урок повторения и обобщения
    Тестирова-ние
    Учебно-методический комплект и дополнительная литература
    1.Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –
    М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2013
    2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2013
    3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: «Русское слово», 2013
    4. Контурная карта по географии 6 класс.
    Для реализации практической части и контроля за уровнем обученности учащихся используются следующие учебные пособия:
    1.Г.П. Субботин «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993.
    2.В.И. Сиротин «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002.
    3.А.А. Летягин «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001.
    4.Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» — М.: «Дрофа», 2000.

  5. KROX@ Ответить

    Использование проблемного обучения на уроках географии в 6 классе.
    Для начального курса физической географии характерна конкретность изучаемых явлений и объектов. В данном учебном возрасте очень сильно прогресс познания связан с чувственным восприятием окружающего мира, значит и географических объектов и явлений.
    По уровню проблемности -это I и II уровень и, очень редко III уровень. По содержанию возможны все четыре варианта:x-цель, x-объект, x-способ деятельности, x-условие выполнения деятельности.
    Для учащихся этого возраста характерна готовность удивляться  и предполагать самое невероятное в явлениях и событиях, делать самые невероятные высказывания. Исходя из этих моментов в основном проблемная ситуация  создаётся на элементах неожиданности, предположения и опровержения. Методические особенности проблемных ситуаций: проблемное  изложение, эвристическая беседа, проблемные задания и др.
    Проблемная ситуация может быть создана на разных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении, при  закреплении знаний и умений.
    При изучении темы « Литосфера и мантия Земли» проблемный вопрос « Как можно объяснить, что вокруг Тихого океана располагается самое большое количество вулканов?» ставится после рассмотрения понятий «литосферная плита» и «границы литосферных плит» и соответствующих картосхем. Проблемный вопрос « Чем объясняется разнообразие рельефа Земли?» ставиться на первом этапе урока «Основные формы рельефа» при рассмотрении рельефа Земли как проявление взаимодействия внутренних и внешних сил .В целом  при изучении литосферы  постановка проблемных вопросов на уроке возможно при изучении 3-4 тем .Проблемные  ситуации можно создать в процессе работы с картами, их сопоставлением и «наложением» друг на друга, а так же со схемами и в процессе работы с интерактивными пособиями.
    Тема « Гидросфера» имеет так же возможности для проблемного обучения.
    На уроке по теме «Мировой океан-главная часть гидросферы Земли» проблемный вопрос « В чём проявляется единство всех частей Мирового океана?» в момент рассмотрения на карте и изучения отдельных частей Мирового океана. Деятельность учащихся последовательно состоит: 1.Рассматривание изображений океана 2.Работа с картой Мирового океана, нанесение на контурную карту частей Мирового океана.3.При нанесении внутренних морей обращают внимание на связь их  с Мировым океаном..4.Слушают объяснения учителя и работают с учебником.5.Делают вывод о единстве всех частей Мирового океана, как результат  взаимодействия вод всех его частей.
    При изучении Мирового круговорота воды проблемный вопрос «Может ли на планете закончиться вода?» вызывает интерес и дальнейшее рассмотрение темы урока проходит интереснее и успешнее.
    Всем известно, что изучение элементов климата в 6-ом классе , даётся учащимся совсем не просто. При изучении относительной и абсолютной влажности проблемный вопрос «Почему пасмурный день не всегда заканчивается дождём?» даёт возможность удерживать интерес к теме урока и процесс обучения делается намного эффективнее.
    Урок на тему «Климат Земли» успешнее проходит, если перед классом поставить проблемный вопрос «Почему на экваторе не бывает зимы (как мы  её знаем), а на полюсах лета?», то изучение зависимости климата от географической широты не вызывает затруднений у учеников.
    При обобщении и повторении знаний по теме «Биосфера Земли»  проблемное задание «Сравнивая тропические леса и леса умеренного пояса определить, что должно произойти на планете для того, чтобы эти леса поменялись местами?» учит системно применять свои знания и последовательно выстраивать ответ.
    Практически по всему курсу географии в 6-м классе можно применить метод проблемного обучения, но обязательное условие : 1) поставленная проблема должна опираться на уже имеющиеся знания 2) знаний этих не должно хватать для решения проблемы 3) сама проблема должна быть для ученика интересной.
    Проблемное обучение только тогда имеет эффект, когда является системным.
    .

Добавить комментарий для Ironsmasher Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *