Какие нравственные проблемы затронуты в поучении владимира мономаха?

12 ответов на вопрос “Какие нравственные проблемы затронуты в поучении владимира мономаха?”

  1. Aralanim Ответить

    Введение
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее – иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    М.Ю.Лермонтов. «Дума»
    Эти строки были написаны почти 200 лет тому назад ,в 1838 году. Однако их можно отнести и к нашему времени. Сегодня молодые люди зачастую не имеют высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов. Самым ярким проявлением бездуховности является приоритет личного над общественным. Многие люди совершенно не задумываются о любви к Родине, о всеобщем благе. В нашем классе часто бывает так, что, когда нужно готовиться к какому-либо важному мероприятию, большинство рассуждает, что это их якобы не касается, хотя это совместное дело и от сплоченности коллектива зависит успех любого начинания. Мои ровесники зачастую не проявляют уважения к старшим, а, становясь более взрослыми, молодые люди забывают и о собственных родителях, когда те так сильно нуждаются в их помощи. Настоящие ценности утеряны, душа разучилась трудиться. Я стал задумываться: «Почему мы не прислушиваемся к советам старших , более опытных людей, ведь они, воспитывая нас, желают нам добра, хотят, чтобы мы были лучше, чище, добрее?» После изучения на уроках литературы «Поучения Владимира Мономаха», я не только увидел мудрого правителя и писателя Древней Руси, но и понял, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно. Наставления Владимира Мономаха можно воспринимать как советы- назидания для потомков всех времен. Так появилась данная исследовательская работа на тему: «Нравственные заветы «Поучения Владимира Мономаха».
    Цель нашего исследования – осмысление значения древнейшего культурного и литературного памятника Древней Руси как руководства к воспитанию современной молодежи.
    Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:
    -вспомнить, что мы знаем о Владимире Мономахе из истории;
    -познакомиться с поучениями;
    -найти общее в моральных устоях древности и в сегодняшних нравственных нормах;
    -составить поучения своему сверстнику;
    Предметом работы является исследование художественного текста «Поучения Владимира Мономаха». В качестве объектаисследования послужили изречения- назидания писателя Древней Руси.
    Гипотеза исследовательской работы: я предполагаю, что «Поучение Владимира Мономаха» способно повлиять на умы людей современной России.
    В работе были использованы такие методы, как описательный, поисковый, включающие следующие приемы: анкетирование, анализ, поиск, обработка информации, обобщение.
    Практическая ценность работы состоит в возможности использовании материала и результатов данного исследования на уроках литературы, истории, МХК, в воспитательных мероприятиях нравственного и патриотического характера. В ходе исследования использовались работы Водовозова Н.В «История древней русской литературы», Грушевского М. «Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия», Переверзеева«Литература ДревнейРуси», а также Большой Энциклопедический Словарь под редакцией А.Д.Прохорова.
    Глава 1. «Поучение Владимира Мономаха» -памятник Древней Руси
    §1.1.Князь Владимир Мономах (немного истории)
    В те давние-давние времена, когда земля русская терпела постоянные набеги от захватчиков – кочевников, когда христианству на Руси было всего около ста лет, государством правил Владимир Всеволодович (1053-1125),прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын В.Ярославича- самый талантливейший из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память. Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец-Всеволод Ярославич. По матери – внук византийского императора Константина 9 Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю. Современники любили и уважали князя Владимира за его ратные подвиги во имя объединения русских земель, за то, что сумел усмирить кочевников.
    За 12 лет княжения (1113-1125) Владимир Мономах
    Усмирил половцев;
    Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и возводил новые;
    Построил мост через Днепр под Киевом;
    Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и от пассивной обороны переходит к активному наступлению на Степь;
    Написал духовное завещание детям своим
    Этот князь снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения русских земель тем, что усмирил кочевников. Прожив жизнь, полную подвигов, он пишет поучение для своих сыновей, где перечисляет примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания: «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет…Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил.
    Два тура рогами меня бросали с конем. Олень один меня бодал, и два лося один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил.
    И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал…» (Перевод А.Ю.Карпова)
    § 1.2. «Поучение Владимира Мономаха» как литературное произведение
    Прежде всего обратимся к энциклопедическим изданиям и выясним значение слова «поучение». Согласно Толковому словарю Ефремовой «поучение – это назидательный совет, наставление». Аналогичное определение этого слова звучит и в словаре под редакцией Ушакова: «поучение – назидательный совет, наставление». А в литературной энциклопедии это понятие трактуется как «дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям». Если говорить о Поучении с точки зрения литературоведения, то нужно отметить ,что поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки1 и прославляются добродетели2.
    «Поучение» Владимира Мономаха – это литературный памятник 11-12 веков, написанный великим князем Мономахом. Это произведение называется первой светской проповедью.Владимир Мономах предстает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, замечательно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит. Постепенно “Поучение” перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, личностью, борющейся за просвещение. Он полагает, что в быту князь должен быть эталоном для всех, отношения в семье нужно строить на доверии и уважении. В “Поучении” Мономах охватывает широкий круг разнообразных явлений жизни, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своей эпохи.
    Структура «Поучения» представлена следующим образом:
    -вступление-смиренная просьба не посмеяться над его рассуждением
    -само наставление;
    –объяснение смысла поведения
    “Поучение” повествует о событиях 1096 года. Оно искусственно вставлено в летопись. А написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. Поводом к написанию первой части его “Поучения” послужил приход послов от его братьев с предложением:
    “Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы – сами по себе будем, а ты – сам по себе”. И ответил я: “Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить”.
    “Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh”. И рhхъ: “Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити”
    Князь Владимир для того, чтобы понять волю Божью, по традиции открывает Псалтирь и читает первые строки, воспринимая их как руководство к действию:
    “Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него”. “Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей”.
    “Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему”. “Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, – ти обладають землею.
    Основные наставления «Поучения»
    Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
    Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
    Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
    Напоите и накормите просящего
    Убогих не забывайте и подавайте сироте.
    Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..
    Соблюдайте свое слово…
    Гордости не имейте в сердце и в уме..
    Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью
    Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев
    Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны
    Не пропустите человека, не приветив его
    Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь
    Размышления о прочитанном
    В центре внимания князя – семейственность и государственность. В государственный принцип он возводит библейский завет: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены». Князь также учит «увлекающихся властью» избегать суеты и «ни во что ставить общий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, – другие собранное нами разделят».
    В первую очередь Мономах адресует свое поучение своим детям, ибо надеется на то, что они прислушаются к его слову:
    .
    «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».
    Молодым своим современникам он советует: :
    «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь»А властителям, т.е. сильным мира сего он со свойственной ему мудростью указывает:«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу»
    Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам
    Фразой «Дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив» великий князь дает понять, насколько важно быть в жизни гуманным и милосердным.
    Очень гневно обличает князь Владимир леность, которая губит все добрые начинания и призывает к трудолюбию: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; пусть не застанет вас солнце в постели». Далее идет ряд самых разных поучений, которые немедленно нужно прочитать моим современникам. Он выступает против гордыни в сердце, просит почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев. В хозяйстве не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.
    Предлагает Мономах поучения и военного характера – не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.
    Он также советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.
    Во время военных походов Владимир Мономах советует поить и кормить нищих людей, которые будут встречаться на пути и почитать гостя, откуда бы ни был гость и кем бы он ни был. Именно подобными поступками приобретается доброе имя человека. Так считал Владимир Мономах: «ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым». Встречаем мы также призывы со стороны старого князя навестить больного, не пропустить человека, не поприветствовав его. Все эти советы- назидания очень уместны и сегодня, особенно, если вспомнить, что в 21 веке люди, погрузившись в компьютерные технологии, совершенно перестали замечать друг друга, что в свою очередь не может не вызывать тревогу в обществе.
    Выводы: Таким образом, изучив литературу по произведению «Поучение Владимира Мономаха» можно сделать следующие выводы:
    -Мономах представлен как великий князь, древнерусский государственный деятель, военачальник, храбрый воин, законодатель. Он:
    – мудрый политик, заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;
    – – миротворец, желающий Отечеству мира и добра: «Русскую землю не погубим»;
    – истинный патриот Отечества: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле»;
    – человек Совести, не желающий гореть на ее костре;
    – человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый;
    « «Поучение Владимира Мономаха» – произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений.
    §1.3. В чем смысл «Поучения»?
    Зачем людям 21 века нужно читать «Поучение» Владимира Мономаха?
    Поучение» великого князя Владимира – это не скучное нравоучение, а настоящий русский духовно-нравственный кодекс. Напомнить о нём особенно важно в нынешней российской ситуации, когда все больше людей становится эгоистов, думающих лишь о собственном благополучии, но никак ни о том, что происходит с ближним твоим. Именно от этого вся разруха, рушатся семьи, искажены все ценности и понятия.
    Великий князь – собиратель русских земель – уже в древности осознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа. К сожалению, эти простые и ясные истины сегодня размываются. Обесценивание наших национальных духовных сокровищ, в том числе – крепких семейных основ – ведет к вымиранию страны. Конечно же, очень трудно порой бывает нам, подросткам, действовать и поступать так, как нас воспитывают. Есть такое выражение «ум с сердцем не в ладу», т.е. разумом ты понимаешь, что нужно меняться в лучшую сторону, но пылкий юный дух противится и не желает жить в ладу с разумом. Можно вспомнить, сколько раз обещал сам себе не привирать, быть дисциплинированным, соблюдать режим дня. А сколько раз подростки оговариваются со старшими, когда им делают замечания. Оказывается, идти дорогой добра – это великий труд. И для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно неустанно работать над собой
    Глава 2. Практическое исследование
    §2.1. Анкетирование на тему «Мое отношение к «Поучению» Владимира Мономаха»
    Мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ п.Дуки на тему «Мое отношение к «Поучению Владимира Мономаха». Было опрошено 40 учащихся (6-9 классов) В анкете был вопрос: «Как вы считаете, люди в наше время проявляют милосердие?»
    54 % опрошенных ответили «нет»;
    16 % воздержались от ответа
    Лишь 30 % сошлись в ответе «да»;
    На вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту семью, в которой вы растете?» положительный ответ «да» дали лишь 18 %, 82 % учащихся дали отрицательный ответ
    На вопрос «Какие качества можно воспитать в себе современному школьнику, читая «Поучение» Владимира Мономаха?» ответы распределились следующим образом: «дисциплинированность» – 36% (из 100%)
    «уважительное отношение к старшим» – 63 % (из 100%);
    «трудолюбие» – 52% (из 100);
    «патриотизм» – 28 % (из 100%);
    «доброта и любовь к людям» – 32 % (из 100%)
    «Нужно ли вашим сверстникам сегодня читать наставления «Поучения» Владимира Мономаха?» Наш опрос дал следующие результаты:
    – 72 % ответили «да»
    -28 % ответили «нет».
    Вывод: Результаты опроса неутешительные. Роль семьи в наше время потеряла свою ценность, если ребята в большинстве своем не желают видеть свою нынешнюю семью эталоном для подражания (82%). Семейные узы не имеют прежней силы, а ведь великий мудрец Мономах говорил о семье как об основе государственности.
    Нынешние ребята уже не верят в силу милосердия. Только 30% учащихся посчитали, что милосердие имеет место в современной жизни. Хорошо было бы надеяться, что столь категоричные ответы свойственны подростковому максимализму моих ровесников. Однако этот пессимизм имеет ,как нам кажется, под собой определенную почву.
    Очень замечательно, что ребята увидели положительное воспитательное воздействие «Поучения» Владимира Мономаха. Они увидели все те добродетели, которые воспитывает в нас «Поучение» (дисциплинированность, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, доброта и любовь людям). И ответ на последний вопрос, когда 72 % учащихся посчитали, что их сверстникам необходимо читать наставления «Поучения» говорит о том, что «Поучение» требует неоднократного перечитывания и переосмысления, ибо это тот источник, который поможет стать нам чище и добрее.
    Заключение
    Подводя итоги всему сказанному, следует сказать, что нравственность – это категория вечная. Именно от ответа на вопрос «Какой ты, Человек?» зависит и наше настоящее, и наше будущее. Жить по чести и совести –вот основы духовно-нравственных традиций русского народа еще с древних времен. А «Поучение» Владимира Мономаха – это заветы прошлых веков о морали, это забота о нас с вами. И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет как никогда огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу. Вновь и вновь хочется вернуться к его словам: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»
    Я убедился в величии духовно-нравственного подвига создателя «Поучения», а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.
    Приложение № 1
    2.2.Памятка современным подросткам на тему:
    «Как нужно вести себя в обществе?»
    (собственного сочинения)
    На основе прочитанного я решил составить свой свод советов. И вот что у меня получилось.
    1. Ни при каких обстоятельствах не лги родителям, ибо все тайное со временем становится явным.
    2. Твори каждый день добро, и все благое, что ты делал людям, непременно вернется к тебе через этих и других людей.
    3. Береги природу, ибо даже во сне человек не может представить ничего прекраснее природы.
    4. Относись хорошо к животным и не обижай их, ведь они не способны высказать печаль и боль свою.
    5. Не имей привычки судить о других, научись судить о себе самом.
    6. Не смейся над старостью, т.к. когда- то мы все становимся немощными.
    7. Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.
    8.Будь трудолюбивым, помни, что труд – это основа
    9.Не причиняй никому зла, так как наступит тот день, когда будешь испытывать страдание, но люди от тебя отвернутся.
    10.Люби свою Родину, так как родная земля –это колыбель твоя, помнить о которой ты будешь всю жизнь
    .
    Список источников:
    1.Брюсова В.Г.К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. – Византийский временник. Т. 8, 1968.
    2.Водовозов Н.В. История древней русской литературы. – М., 1968.
    3.Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. – Киев, 1891.
    4.Древнерусская литература. Изображение общества. – М., 1991.
    5.Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. – М., 1968.
    6.Ищенко А.С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. – Ростов-на-Дону: Антей, 2014.
    7.Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1986.
    8.Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л., 1986.
    9.Памятники литературы Древней Руси. – М., 1978.
    10.Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. – М., 1971.
    11.Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. – СПб., 1992.
    12.Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012.
    :

  2. Lindsy Ответить

    Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах (1053–1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.
    Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» . Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

  3. Silversinger Ответить

    Князь поучал, чтобы его дети не имели гордости ни в сердце, ни в уме. Ведь гордыня – это порок, который ожесточает сердце и затуманивает ум.
    Одним из худших недостатков автор считал лень. Так как лень ведет к убыткам, деградации. Ленивый человек не стремится стать лучше сам и не хочет делать что-либо для других людей или страны в общем. А значит, он просто бесполезен.
    Помогать просящим – обязанность каждого христианина. Князь хотел, чтобы его дети и другие потомки следовали этому моральному правилу. И первый, кто должен соблюдать его, – это князь. В своей книге Владимир Мономах дает описание идеального князя, который должен жить в соответствие с основами христианской морали.
    Несмотря на то, что князь был хорошим военным стратегом, он предпочитал сохранять мир. Поэтому за его правление было заключено немалое число мирных договоров. Только в мирное время страна может развиваться, – так думал мудрый древнерусский правитель.
    Владимир Мономах сумел сократить количество междоусобных распрей. И детям он советовал жить в мире со своими братьями. Семья должна жить в единстве и любви. Поэтому Владимира Мономаха однажды очень огорчил визит послов братьев, которые желали изгнать родственника Ростиславича ради своей корысти. Это и стало толчком к написанию книги «Поучение». Владимир Мономах остерегал от таких ошибок детей.
    Автор дает детям как общие советы, так и практичные. Например, ценным является назидание не топтать чужие посевы. Владимир Мономах понимал, как важно сохранять дружеские отношения с другими странами, поэтому советовал вести себя всегда вежливо и осторожно в другой стране.

  4. Makvidison Ответить

    и вот ротшильд , отвергнув флейту , играет теперь на скрипке якова ту его печальную, щемящую мелодию, а люди охотно слушают музыку и плачут. почти весь рассказ “скрипка ротшильда” – это поток мыслей семидесятилетнего злого и завистливого накопителя, который вдруг под влиянием определенных событий сознает, что потерял собственная и чужая жизни, тоскует, раскаивается и умирает. вмешательство автора в раздумья, воспоминания, нехитрые философские соображения героя минимальное. авторское слово, конечно, есть, и при внимательном чтении можно даже заметить кое-что в мыслях якова иванова, который глубже и мудрее от него. но вообще писатель психологически точно показывает трудное, мучительное пробуждение в заскорузлой, почти мертвой душе совести и таких человеческих чувств – жалости, тоски по неосуществленному, раскаяние.
    в этом аспекте заглавие рассказа приобретает новый смысл. на протяжении всего повествования скрипка принадлежит якову. причём она принадлежит ему не только материально, как мы узнаём по ходу развития действия, она составляет основную, большую часть внутреннего мира героя, его души. передавая скрипку ротшильду, который в силу глупых и умозрительных убеждений всегда вызывал у якова неприязнь, он передаёт ему свою душу. избавившись от лжеубеждений, освободившись от предрассудков, яков обретает ту народную, житейскую мудрость, которую предполагал в начале рассказа его портрет. сочиняя мелодию и передавая её вместе со скрипкой ротшильду, как наследство, яков подтверждает идею бессмертия человеческой души. скрипка, доставшаяся ротшильду, – это памятник якову, постоянное напоминание о нём. называя произведение «скрипка ротшильда», чехов называет его «душа якова».

  5. Voodookazahn Ответить

    Власть в Древней Руси воспринималась как часть духовной жизни общества: “Для домонгольской ситуации специфична модель власти, которую можно обозначить как “Государь – совершенный человек”, подразумевающая понимание властителя как персонификации физических и душевных достоинств коллектива” Одесский М.П. Поэтика власти на Древней Руси // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2000. № 1. с. 5. . Полагаем, что “совершенным” правителем для Руси был князь христианин. Главным в воспитании христианина считалось приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. В своем сочинении Владимир Мономах раскрывает самые разные темы: важность соблюдения церковно-нравственных правил жизни, отношение к другим людям, требования к себе, обязанности князя, семейные отношения, отношения с половцами, поэтому “Поучение” мы можем считать своеобразной “программой”.
    Программа – это краткий предварительный очерк, предначертание, краткое изложение, план того, что предполагается исполнить Рамзевич Н.К. Словарь гуманитария. – М.: «Былина», 1998. – 320 с. .
    Рассмотрим “Поучение” как программу воспитания правителя.
    В то же время, “Мономах создает сочинение очень своеобразное, глубоко личное, обращенное не только к собственным сыновьям, но и к другим князьям” Карпов А.Ю. Великий князь Владимир Мономах С. 243. .
    Что же заставило Владимира Мономаха взяться за перо? По всей вероятности, влияние оказала политическая ситуация, сложившаяся на Руси.
    Мономах сам называет причину, побудившую его взяться за написание “грамотки”.
    Ряд исследователей склоняются к мнению, что Мономах приступил к написанию поучения после Витичевского съезда 1100 года.
    На Витичевском съезде произошел открытый разрыв между большинством князей (Святополком, Владимиром Мономахом, Олегом и Давыдом Святославичами) и братьями Ростиславичами: последние решительно отказались выполнять волю князей.
    Отступление от христианских заповедей, непрекращающиеся распри, разногласия между князьями сильно огорчали Владимира Мономаха. И как всегда в таких случаях, пытаясь найти какое-либо решение для разрешения проблемы, он обращается к Псалтири:
    Мономах не расставался с Псалтирью, сыгравшей большую роль в воплощении его замысла:
    Таким образом, автор сообщает нам о структуре своего поучения.
    В первой части своего наставления Владимир Мономах ссылается на учения отцов церкви, переводную нравоучительную литературу, псалмы Псалтири; во второй части последовательно излагает свои наставления, опираясь на богатый жизненный опыт, приводя из него яркие образные примеры.
    Рассмотрим первую часть поучения.
    Владимир Мономах напоминает об истинном пути человека.
    В исследованиях педагогов, изучающих исторические аспекты воспитания в Древней Руси, задача наставника “заключается в том, чтобы поставить человека на путь спасения, научить преодолевать греховную сущность” Кошелева О.Е. Основы православной педагогики в Древней Руси. С. 13. (с.13 О.Е. Кошелева).
    Это справедливо и для анализа “Поучения” Владимира Мономаха.
    Цитируя Псалтирь, которую он хорошо знал, Владимир Мономах сравнивает жизнь праведника и нечестивого:
    Таким образом, Владимир Мономах убеждает в необходимости вести праведный образ жизни: уклоняться от зла, совершать добрые дела.
    Ссылаясь на труды Василия Великого, Мономах показывает необходимость послушания, смирения, терпения, воздержания от зла, которые ведут по пути спасения человека:
    “наоучис? в?рнъэи чл?вче бъэти. бл?гочс? тно Б д?латель. наоучис? по єван?гльскому словеси. ?чима оуправленьє. ?зъэку оудержаньє. оуму см?реньє. т?лу порабощеньє. гн?ву погубленьє. помъэслъ ч с? тъ им?ти. понужа?с? на добра? д?ла Г с? а ради. лиша?мъ не мьсти. ненавидимъ. любо гонимъ терпи. хулимъ моли. оумертви В гр?хъ” Там же. Стб. 243. .
    Создавая “Поучение” Мономах выбирает из своего опыта то, что должно служить примером на жизненном пути его детям и потомкам, но строг к себе, а потому надеется, что они примут хотя бы часть его советов:
    Свое “наставление” Мономах начинает с совета всегда помнить и каяться о грехах своих, то есть с напоминания о религиозно-нравственных нормах, выполнение которых необходимо для спасения души:
    Далее Мономах сообщает о важности ежедневного богослужения:
    После напоминания о важности соблюдения духовно-нравственных правил, Мономах переходит к мирским обязанностям князя. Обязанности князя заключены в краткие советы, касающиеся всех сфер жизни и деятельности.
    Мы считаем, что упор в программе воспитания делается на соблюдении христианских заповедей, в основе которых нравственное отношение к другим людям.
    Сферы деятельности правителя
    Рекомендации Владимира Мономаха
    Отношение к другим людям
    Более же всего убогих не забывайте
    Вдовицу сами оправдывайте, не давайте сильным погубить человека
    Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет достоин смерти, не губите никакой души христианской
    Говоря что-либо – дурное ли, доброе, не клянитесь богом, не креститесь – нет в том тебе никакой нужды
    Если же будете крест целовать братии или еще кому, то проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте, а дав целование, соблюдайте его, чтобы, нарушив, не погубить души своей
    Куда же пойдете и где остановитесь, напоите, накормите жаждущего
    А более всего гостя чтите, откуда бы он к вам ни пришел: простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не можете одарить – то пищей и питьем: они ведь, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым
    Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны
    Мимо человека не пройдите, не поприветствовав, доброе слово ему скажите
    Административно-хозяйственная деятельность
    В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите
    Не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим
    Военная деятельность
    На войну выйдя, не ленитесь
    На воевод не полагайтесь
    Ни питью, ни еде не потворствуйте, ни спанью
    И сторожей сами наряжайте и ночью, повсюду наряд расставив, около воинов ложитесь, а вставайте рано
    И оружие не снимайте с себя сразу, не оглядевшись, по беспечности – ибо внезапно человек погибает
    Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда: оттого ведь душа погибает и тело
    Куда бы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам ни своим, ни чужим вред причинять ни селам, ни посева, чтобы не начали проклинать вас
    Семейные отношения
    Жену свою любите, но не дайте им над собою власти
    Безусловно, особое внимание Владимир Мономах обращал на личные качества правителя.
    Невозможно в отдельной работе дать анализ всех идей и требований к личностным качествам человека. Мы остановимся на наиболее значимых, как их трактовал Мономах.
    · Более всего гордости не имейте в сердце и уме.
    · И в земле ничего не прячьте – то нам великий грех.
    · Старых почитай, как отца, а молодых – как братьев.
    · Страх божий имейте превыше всего.
    С нашей точки зрение, эти качества и требования к человеку актуальны и для сегодняшнего дня.
    Важны для нас и дидактические наставления (советы) Мономаха:
    · Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне будет не стыдно, и вам будет добро.
    · Чего умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Как отец мой, дома сидя, выучил пять языков – оттого и честь от иных земель.
    · Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
    · Добро же творя, не ленитесь ни на что доброе, прежде всего к церкви: да не застанет вас солнце в постели.
    В процессе обучения, учит Мономах, нельзя лениться, важно добросовестно, ответственно относиться к делу.
    В завершении перечисления мирских советов Мономах возвращается к религиозно-нравственным нормам:
    Подробно перечислив и объяснив “полномочия” князя и требования к правителю, Владимир Мономах останавливается на своей деятельности, вспоминает походы, взаимоотношения с “братией”, половцами. Ярко и образно приводит эпизоды сцен охоты, описывает свое бесстрашие, мужество, ловкость во время лова “всякого зверя”. Подведение итогов своих “трудов” завершает снова обращением к религиозно-нравственным правилам:
    Это свидетельствует о том, что религиозно-нравственные представления занимают ведущее место в требованиях к правителю государства.
    Вывод, к которому подводит Владимир Мономах:
    Таким образом, целью написания “Поучения” было привлечение внимание будущих претендентов на престол к соблюдению религиозно-нравственных заповедей жизни, призыв к деятельной жизни, неустанному выполнению обязанностей правителя. Для достижения поставленной цели используются разные способы: на примере цитат из Библии показана жизнь праведника и грешника, поощрения и наказания за тот или иной образ жизни, Владимир Мономах ссылается на учение Василия Великого, на собственном опыте дает советы как вести хозяйство, управлять, осуществлять суд, выстраивать взаимоотношения между людьми.
    Перечисляя личностные качества, обязанности князя в различных сферах деятельности, советы о том, как вести себя в отношении различных категорий людей, Мономах создает своеобразный образ идеального правителя, к которому должен стремиться наследник престола.
    Поучение Владимира Мономаха мы можем рассматривать как программу воспитания правителя.
    В целом, его советы подходят и для воспитания человека. В этом несомненная педагогическая ценность произведения.

  6. TvOR Ответить

    Важной чертой “Поучения” Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.. .Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите» . Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы.
    Все, что указано выше, я считаю необходимым для человека в наше время.
    Советы.
    “не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам” – не должно быть вседозволенности, люди не должны причинять вред друг другу, не должны посягать на чужое, завидовать.
    “напойте и накормите просящего” , “убогих не забывайте” – эти советы говорят о том, что нужно, чтобы в душе человека было сострадание к людям, которые нуждаются в помощи, что человек должен помогать, он не должен оставаться равнодушным к просьбам, а протянуть руку помощи.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *