Какие орфограммы корня есть в словах текста?

7 ответов на вопрос “Какие орфограммы корня есть в словах текста?”

  1. BOJYKO Ответить

    Орфография в русском языке – это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.
    Орфограммы:
    1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).
    В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.
    2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).
    морской – мо́ре, пенал – проверочного слова нет
    3. Парная по звонкости – глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)
    кадка – кадушка, друг – дру́га
    4. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу (Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ – в разных частях слова)
    живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука
    5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)
    ворона, волосы, перепелка
    6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
    кочка, конечно, закончить, банщик
    7. Двойная согласная (Слова с двойными (удвоенными) согласными)
    аллея, суббота, класс, Марианна
    8. Непроизносимая согласная (Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова)
    честность, сердце
    9. Правописание предлогов (Предлог)
    по, за, от, над, чрез, из
    10. Раздельное написание предлогов (правописание предлогов и приставок)
    об локоть, без ума, за стеклом
    11. Правописание приставок (правописание предлогов и приставок, приставка)
    побежал, забежал, прибежал
    12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
    капель, вкусненький, день
    13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
    влюбляться, учиться
    14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)
    обезьянка, объезд, шампиньон
    15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)
    ложь, мышь
    16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)
    любишь, обнимаешься, споешь
    17. Падежные окончания существительных
    18. Падежные окончания прилагательных
    19. Правописание суффиксов
    20. Правописание “не” с глаголами
    21. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений

  2. taygeddar Ответить

    Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
    Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
    Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

    Список обязательных орфограмм первого класса

    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

    Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

    Образец устного разбора

    Мы  – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
    Чащу – щу пишем с У. Орфограмма –  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цвету́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
    Бежи́т – орфограмма  – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
    Колю́чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищáт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ши.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.

    Выделяем орфограммы

    1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
    2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
    3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.
    чашка
    4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
    очки
    5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
    лови́л – улóв
    6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*
    дуб – дубы, ложка – ложек
    7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*
    местный – место, опасный – опасен
    8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.
    семья
    9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
    коллаж
    *некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.
    С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.

  3. BuGzY1989 Ответить

    Безударные гласные.
    Орфограмма – ошибкоопасное место в слове. Это место в слове, в котором есть 2 и больше вариантов написания.
    Например:
    объявление или объевление или объивление?
    Орфограмма требует проверки. Проверка требует применения правила.
    Безударная гласная в корне.
    Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
    Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
    Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.
    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,
    надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.
    НАДО УЧИТЬ ПРАВИЛА ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ.
    Мы сейчас работаем с орфограммами в корне. Умение видеть корень – это необходимость.
    Безударные гласные в корне –а – о, и – е – я – это орфограмма.
    Если в корне гласная вызвала сомнение,
    Ты её немедленно поставь под ударение.
    При подборе проверочного слова надо быть внимательным: это слово должно быть родственным и на эту гласную должно падать ударение.
    Помнить! Корни в родственных словах – ОДИНАКОВЫЕ.
    Способы проверки:
    1)Подобрать родственное слово с ударным в корне.
    или
    2)Изменить форму слова так, чтобы на гласную падало ударение.
    Например:
    Ст(е,и)на – стены (изменили форму слов), стенка( подобрали родственное слово).
    ИТОГ:
    Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
    Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
    Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.
    Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,
    надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.
    ТРЕНИРОВКА.
    1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
    Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик
    2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция – на одной “ножке”), а ударную гласную в проверочном слове – двумя линиями (на двух ножках – устойчивая позиция).
    Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.
    3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
    р…скошный предст…влять, предназн..чение, дек…рация , уг…сать.
    4. Спиши. Замени одним словом.
    Холодное время года – …
    Капельки влаги на траве – …
    Ночная птица – …
    Домик крота –…
    Мальчик, который учится в школе – …
    5.Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.
    Желтели, золотились листочки в саду.
    Журавли летели через поля, леса, города.
    Дрозды поедают рябину, чернику.
    Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.
    Качает ветвями косматыми седая сосна.
    Вечерняя тишина висит над рекой.
    6. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

    Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
    7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
    Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.
    8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.
    Всю ночь л_тает,
    Мышей по_дает,
    А станет св_тло,
    Л_тит в дупло.
    9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.
    1 уровень.
    Корм – … (глагол) (что делать?)
    Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)
    Скрип – … (глагол) (что делают?)
    След – … (глагол) (что делает?)
    Косит – … (имя существительное) (что?)
    Горы – … (имя прилагательное) (какие?)
    Шалость – … (глагол) (что делал?)
    2 уровень.
    Корм – … (глагол)
    Ночь – … (имя прилагательное)
    Скрип – … (глагол)
    След – … (глагол)
    Косит – … (имя существительное)
    Горы – … (имя прилагательное)
    Шалость – … (глагол)
    3 уровень.
    Корм – …
    Ночь – …
    Скрип –…
    След – …
    Косит – …
    Горы – …
    Шалость – …
    10.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
    Среди кустов з_лёных
    У речки сер_бристой
    Гуляет ол_нёнок,
    Телёночек п_тнистый.
    11.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
    З_ма сп_шит, хл_почет,
    Укутала в сн_га
    Все кочки и п_нёчки,
    Скамейки и ст_га.
    12.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
    Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.
    13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

    Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.
    14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

    Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.
    15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
    Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.
    16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

    П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.
    17.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

    К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.
    18.Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
    Свет поб_дит тьму, а мир войну.
    Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.
    Не сп_ши языком, а тор_пись делом.
    Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.
    Курить – здоровью вр_дить.
    Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.
    Славу легче добыть, чем сохр_нить.
    Добрая слава л_жит, а худая б_жит.
    ***
    Найди сам(а) пословицы,в которых в глаголах есть б/гл, проеверяемая ударением.

    19.Спиши, вставляя гласную по смыслу.
    А)
    Папа сл_зал (л_з) с крыши.
    Кот сл_зал (л_жет) молоко.
    Выл_зал (л_жет) блюдце.
    Шарик выл_з (л_з) из будки.
    Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
    Мне подп_вал (п_ть) хор.
    В)
    Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
    Бабушка давно пос_дела (с_д).
    Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
    Не сп_ши (сп_шка) домой.
    Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.
    Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.
    20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.

    Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.
    Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.
    М…лыш др…жит от страха, о прыгает.
    Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.
    Мать лижет ему шёрстку.
    21.Спиши, вставь б/гл по смыслу.

    Мама простыни стирала
    И на речке пол_скала.
    К дочке кошка подбежала,
    Дочка кошку пол_скала.
    Гири брат мой поднимает,
    Свою силу разв_вает,
    А на крыше мой флажок
    Разв_вает ветерок.
    К старости наш дедушка очень пос_дел.
    Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.
    22.Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:

    клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка.
    23.Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).

    Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.
    С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.
    24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

    3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.
    Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.
    Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.
    Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
    Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
    Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
    Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
    Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.
    На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.
    Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.
    25. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочное слово.
    Н_чной (___), кр_чать (____), х_лодный (____), г_лодный (____), п_сьмо (____), сл_ненок (____), м_ряк (____), с_довник (____), ч_стота (____), л_сенок (_____).
    Д_машний (____), г_родок (____), в_селый (____), св_тлячок (___), т_желый (____), с_сновый (____), ч_рвяк (____), з_мля (_____), ст_кло (_____), гн_здо (____).
    К_рмить (____), д_лекий (____), з_рно (____), цв_тной (____), св_стеть (____), б_льшой (____), пл_щадка (____), к_нец (____), н_чевать (____), б_жать (____).
    26. Запиши, исправляя ошибки.
    Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.
    Тест «Безударные непроверяемые гласные» №1.

    1. Укажите слово, в котором пропущена буква А:
    1) г…товить
    2) зд…ровье
    3) ябл…ко
    4) в…гон в поезде
    2. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
    1) к…ртина
    2) яг…да
    3) с…лат
    4) т…релка
    3. Укажите слово, в котором пропущена буква И:
    1) ап…льсин
    2) очень вес…ло
    3) д…ван
    4) ж…лать
    4. Укажите слово, в котором пропущена буква Е:
    1) к…петь
    2) см…тана
    3) вас…лёк
    4) вкусный п…рог
    5. Укажите слово, в котором пропущена буква А:
    1) к…рзина
    2) р…машка
    3) к…мпот
    4) комн…та
    6. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
    1) зерк…ло
    2) манд…рин
    3) с…пог
    4) тр…ллейбус
    7. Укажите слово, в котором пропущена буква И:
    1) ул…ца
    2) ч…модан
    3) уч…ник
    4) п…трушка
    8. Укажите слово, в котором пропущена буква Е:
    1) уж…н
    2) кур…ца
    3) об…зьяна
    4) к…сель
    9. Укажите слово, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
    1) в…рм…шель
    2) авт…м…биль
    3) в…лос…пед
    4) п…здр…вляю
    10. Укажите слово, в котором на месте пропусков пишутся разные буквы:
    1) в…р…бей
    2) к…н…рейка
    3) к…лб…са
    4) м…к…роны
    Тест «Безударные непроверяемые гласные» №2.

    1. Укажите слова, в которых пропущена буква Е:
    яичн…ца
    с…годня
    б…лет на поезд
    изв…ните
    вет…р
    2. Укажите слова, в которых пропущена буква И:
    д…ревня
    к…петь
    картоф…ль
    п…нал
    учительн…ца
    3. Укажите слова, в которых пропущена буква А:
    чел…век
    тв…рог
    с…сиска
    м…шина
    л…пша
    4. Укажите слова, в которых пропущена буква О:
    кр…сиво
    в…круг
    л…пата
    к…ртошка
    зд…ровье
    5. Укажите слова, в которых пропущена буква Е:
    т…традь
    пом…дор
    м…дведь
    инт…ресно
    к…лограмм
    6.Укажите слова, в которых пропущена буква А:
    с…бака
    сах…р
    М…сква
    х…ккей
    …ккуратный
    7. Укажите слова, в которых пропущена буква О:
    б…рсук
    б…гаж
    г…рох
    дев…чка
    обл…ко
    8. Укажите слова в которых пропущена буква И:
    р…диска
    ц…лую
    за…ц
    праздн…к
    готов…ть
    9. Укажите слова, в которых пропущены две буквы А:
    м…л…ко
    м…нд…рин
    кр…к…дил
    к…лб…са.
    продуктовый м…г…зин
    10. Укажите слова, в которых пропущены две буквы О:
    к…б…чок
    в…р…бей
    ск…в…рода
    к…н…рейка
    п…жалуйст…

  4. kchen Ответить

    ОРФОГРАММЫ

    ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

    Для родителей
    (небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке –
    что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)
    Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки – в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!
    Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).
    Итак…
    Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:
    – этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;
    – фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.
    – учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.
    – и учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот – писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).
    Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.
    НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:
    1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;
    2) несмотря на 5 часов русского в неделю – получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам – так и жить с неграмотным членом семейства);
    3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);
    4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);
    5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).
    Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,
    если ваш ребёнок
    НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.
    Орфограмма – это “ошибкоопасное” место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим – так и пишем. А в слове ВОДА – непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.
    И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:
    – А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!
    – В кого ты такой пошёл?
    – Раз ты такой неумный – заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)
    – И чему тебя в школе учат?
    Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) – не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.
    Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.
    И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса – ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.
    В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ – не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.
    Особенно продвинутые родители – “пользователи” русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС
    Для учителей
    Чтобы добиться практически абсолютной грамотности, учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.
    Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.
    Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.
    Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой “проверяемая безударная гласная в корне слова” или “парная согласная в слабой позиции” и предложить придумать другие проверочные слова.
    Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.
    В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.
    На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.
    Список обязательных орфограмм первого класса
    для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ
    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

    Несколько слов о написании диктанта
    1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.
    2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.
    3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день.
    Диктант.
    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
    Образец устного разбора в классе
    Мы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Чащу – чу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цветут – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Быстро – словарное слово. Пишется БЫСТРО.
    Бежит – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Колючий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищат – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Книги с Диктантами
    Полезно прочитать

  5. samoilenko2008 Ответить

    Весна, озеро, заяц, дерево, деревня.
    Комната, облако, завтрак, трактор, сахар.
    Четыре, снегирь, восемь, сирень, мебель.
    8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. 
    Зимние забавы
    С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке была метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными оконцами. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку.
    Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
    Ответы по русскому языку. 3 класс

  6. spogi82 Ответить

    В русском языке выделяются слова с чередованием гласных букв в корне:
    А/О:
    Лаг / лож: полагаться – положиться
    Кас / кос: касаться – коснуться
    Раст (ращ) / рос: расти – вырос
    Гар / гор: загар – загореть
    Зар / зор: заря – зорька
    Е/И:
    Бер / бир: выберу – выбираешь
    Дер / дир: выдернуть – выдирать
    Мер / мир: умер – вымирающий
    Пер / пир: запер – запирать
    Тер / тир: протер – протирать
    Жег / жиг: выжег – выжигал
    Чет / чит: вычет – вычитал
    Блест / блист: блестела – блистал
    Стел / стил: постелил – застилать
    Чередование гласного звука с нулем звука (если в корне стоит беглая гласная):
    О / O: молоко – млечный
    Е / O: ветер – ветряной

    Правила выбора гласной в корнях с чередованием гласных

    Выбор буквы в корнях с чередованием гласных осуществляется не по проверочному слову, а различным по правилам:
    – Лаг / лож буква А пишется перед г, буква О – перед ж.
    – Кас / кос буква А пишется, если после корня идет суффикс а.
    – Раст (ращ) / рос буква А пишется перед ст, щ, буква О – перед с. Исключения: росток, отрасль.
    – Гар / гор буква А пишется под ударением, буква О – в безударном положении.
    – Зар / зор буква А пишется в безударном положении, буква О – под ударением.
    – Е / И во всех корнях с чередованием (бер/ бир, дер/ дир, блест/блист и другие) буква И пишется, если после корня идет суффикс а, буква Е – если этого суффикса нет.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *