Какие организации имеют право реализовывать дополнительные общеразвивающие программы?

11 ответов на вопрос “Какие организации имеют право реализовывать дополнительные общеразвивающие программы?”

  1. Rexfang Ответить

    11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Порядок разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ высшего образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

  2. Kirat Ответить

    6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, дети сотрудников органов внутренних дел, дети сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, дети граждан, которые уволены со службы в органах внутренних дел или в войсках национальной гвардии Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел или войсках национальной гвардии Российской Федерации, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность службы которых составляет двадцать лет и более, дети сотрудников органов внутренних дел, дети сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел или в войсках национальной гвардии Российской Федерации, дети, находящиеся на иждивении указанных лиц, дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в Следственном комитете Российской Федерации либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, а также иные лица в случаях, установленных федеральными законами, пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

  3. EVIM Ответить


    Как следует из ст. 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон N 273-ФЗ), дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. При этом содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность*(1).
    Согласно ч. 1 ст. 91 Закон N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Аналогичные требования содержатся и в п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
    Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ). В силу ч. 4 ст. 91 Закона N 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
    В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года N 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению. В приложении к указанному Положению в перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ включена в том числе реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ.
    Кроме того, как следует, из разд. 5 Приложения к Методическим рекомендациям по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, содержащихся в письме Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672, дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться во всех видах образовательных организаций, в организациях, осуществляющих обучение, получивших соответствующие лицензии на реализацию данного подвида образования – дополнительное образование детей и взрослых.
    Таким образом, для реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых требуется соответствующая лицензия на осуществления образовательной деятельности. В этой связи обратите внимание на судебную и правоприменительную практику, например: решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 июня 2015 г. по делу N А81-1711/2015, решение Костромского областного суда от 25 июля 2016 г. по делу N 12-96/2016, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17 февраля 2017 г. N 03-21/03-2017, а также письмо Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 апреля 2014 г. N 14-26/5565 “О получении лицензии”.
    Указание в приложении к лицензии подвида дополнительного образования “дополнительное образование детей и взрослых” дает право образовательной организации осуществлять образовательную деятельность по всем дополнительным общеобразовательным программ, включая дополнительные общеразвивающие программы различной направленности (смотрите, ответ на вопрос “Каким образом указывается в лицензии реализация образовательными организациями дополнительных общеразвивающих программ?” в разделе “Часто задаваемые вопросы” на официальном сайте Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области http://irkobl.ru/sites/skno/faq/328/#24818).
    Полагаем, что в случае, если у образовательной организации имеется лицензия на дополнительное профессиональное образование, то для осуществления деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ образовательной организации необходимо внести изменения в лицензию, указав соответствующий подвид дополнительного образования.
    Приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения иных специалистов. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в территориальный отдел органа контроля и надзора в сфере образования, а также Федеральную службу по надзору в сфере науки и образования РФ (http://obrnadzor.gov.ru/ru/).
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Парасоцкая Елена
    Ответ прошел контроль качества
    1 ноября 2017 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
    ————————————————————————
    *(1) Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года N 1008 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам” организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально.

  4. ДРАКОН Ответить

    Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
    Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
    Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
    Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
    Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
    Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
    Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
    Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
    Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
    Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
    Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
    Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
    Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

  5. Agamatus Ответить

    18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.
    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.
    Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами*(11).
    Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии – для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации – для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

  6. Nikitos Ответить

    Римма, добрый день!
    Разработку, утверждение дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ осуществляет администрация образовательного учреждения, а так же педагоги. Главное условие, это соответствие программы требованиям письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
    В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
    в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
    в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
    Содержание дополнительных образовательных программ
    Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
    Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
    — обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
    — формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
    — интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    — формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    — воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
    Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
    Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
    — достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
    — соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
    — направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
    — современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
    быть направлено на:
    — создание условий для развития личности ребенка;
    — развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
    — обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    — приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
    — профилактику асоциального поведения;
    — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
    — целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
    — укрепление психического и физического здоровья ребенка;
    — взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
    Структура программы дополнительного образования детей
    Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
    1. Титульный лист.
    2. Пояснительную записку.
    3. Учебно-тематический план.
    4. Содержание изучаемого курса.
    5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
    6. Список литературы.
    Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
    1. На титульном листе рекомендуется указывать:
    — наименование образовательного учреждения;
    — где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
    — название дополнительной образовательной программы;
    — возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
    — срок реализации дополнительной образовательной программы;
    — ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
    — название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
    — год разработки дополнительной образовательной программы.
    2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
    — направленность дополнительной образовательной программы;
    — новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
    — цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    — отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
    — возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
    — сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    — формы и режим занятий;
    — ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
    — формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
    3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
    — перечень разделов, тем;
    — количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
    4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
    5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
    — обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
    — рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
    — дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
    Являясь воспитателем, Вы можете реализовывать дополнительные общеразвивающие программы.
    С Уважением, С.А. Шведов

  7. Vom Ответить

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    ПИСЬМО
    от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
    О направлении информации
    Во исполнение пункта 17 Плана мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ», Минобрнауки России направляет методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование».
    Заместитель директора
    Департамента государственной политики
    в сфере воспитания детей и молодёжи
    С. В. Мозглякова
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
    (ВКЛЮЧАЯ РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ПРОГРАММЫ)
    В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Согласно пункту 4 статьи 75 Закона об образовании, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
    В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция) на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
    создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
    удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
    формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
    обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
    формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
    подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
    Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок), регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
    Согласно Порядку, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее – объединения), а также индивидуально.
    СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41, установлены требования к организации образовательного процесса.
    Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).
    Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.
    Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования
    N п/п
    Направленность объединения
    Число занятий в неделю
    Число и продолжительность занятий в день
    1.
    Техническая
    2–3
    2 по 45 мин.
    1.1.
    Объединения с использованием компьютерной техники
    1–3
    2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет;
    2 по 45 мин. для остальных обучающихся
    2.
    Художественная
    2–3
    2–3 по 45 мин.
    2.1.
    Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства
    2–3
    2–4 по 45 мин.
    2.2.
    Музыкальные и вокальные объединения
    2–3
    2–3 по 45 мин. (групповые занятия);
    30–45 мин. (индивидуальные занятия)
    2.3.
    Хоровые объединения
    2–4
    2–3 по 45 мин.
    2.4.
    Оркестровые объединения
    2–3
    30–45 мин. (индивидуальные занятия);
    репетиция до 4 часов с внутренним перерывом 20–25 мин.
    2.5.
    Хореографические объединения
    2–4
    2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
    2 по 45 мин. – для остальных обучающихся
    3.
    Туристско-краеведческая
    2–4; 1–2 похода или занятия на местности в месяц
    2-4 по 45 мин.;
    занятия на местности или поход – до 8 часов
    4.
    Естественно-научная
    1–3
    2–3 по 45 мин.;
    занятия на местности до 8 часов
    5.
    Физкультурно-спортивная
    5.1.
    Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта
    2–3
    1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
    2 по 45 мин. – для остальных обучающихся
    5.2.
    Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта)
    2–3
    1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет;
    2 по 45 мин. – для остальных обучающихся
    5.3.
    Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта
    2–3
    2 по 45 мин.
    5.4.
    Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта
    2–3
    2 по 45 мин.
    6.
    Культурологическая
    1–2
    1–2 по 45 мин.
    6.1.
    Тележурналистика
    2
    2–3 по 45 мин.
    7.
    Военно-патриотическая
    2–4
    1–3 по 45 мин.
    занятия на местности – до 8 часов
    8.
    Социально-педагогическая
    1–2
    1–3 по 45 мин.
    8.1.
    Предшкольное развитие
    2–3
    1–4 по 30 мин.
    8.2.
    Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР)
    2–4
    1–2 по 45 мин.
    Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
    Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
    1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
    2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
    3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
    Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
    Дифференцированный по соответствующим уровням учебный материал может предлагаться в разных формах и типах источников для участников образовательной программы. Предлагается предусматривать при разработке и реализации образовательной программы размещение методических и дидактических материалов на ресурсах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»); в печатном виде (учебники, рабочие тетради, методические пособия и т. д.); в машиночитаемом виде, в формате, доступном для чтения на электронных устройствах (на персональных компьютерах, планшетах, смартфонах и т. д. в форматах *pdf, *doc, *docx и проч.); в наглядном виде, посредством макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности.
    Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
    Более подробная дифференциация материала по многообразию уровней (ступеней) сложности осуществляется исходя из содержательно-тематической специфики программы. Другими словами, программа дополнительного образования должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.
    При реализации многоуровневых программ для повышения мотивации обучающихся необходимо разработать систему стимулирующего поощрения достижений, в которой ребенок, осваивающий программу, будет получать отличительные знаки за освоение каждой ступени программы.
    Согласно пункту 4.1 приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением», нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Законом об образовании особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).
    Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ и основных программ профессионального обучения определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющую образовательную деятельность, в соответствии с частями 6 и 13 статьи 76 и частью 8 статьи 73 Закона об образовании, если иное не установлено федеральными законами.
    Минобрнауки России считает, что ребенок, завершивший обучение по программе, разработанной образовательной организацией, является охваченным услугой дополнительного образования детей. Сроки реализации программы определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возрастом, особенностями здоровья, особенностями географического расположения образовательной организации, «уровнем» программы.
    Приложения
    ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
    Приложение 1
    Департамент образования администрации ___________ области
    Муниципальное образовательное учреждение
    дополнительного образования детей
    Дом детского творчества
    Принята на заседании
    методического (педагогического) совета
    от «__» ______________ 20__ г.
    Протокол № ___________________
    Утверждаю:
    Директор МОУ ДОД ДДТ
    _____________________ /Ф.И.О./
    «__» ______________ 20__ г.
    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
    программа художественной направленности
    «Рукодельница»
    Возраст обучающихся: 10–12 лет
    Срок реализации: 2 года
    Автор-составитель:
    Петрова Мария Степановна, педагог
    дополнительного образования
    г. ____________, 201__
    Приложение 2
    ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
    N п/п
    Название раздела, темы
    Количество часов
    Формы аттестации/контроля
    Всего
    Теория
    Практика
    ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
    Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
    Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
    Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др.
    Эстафета. Спортивные игры.
    Приложение 3
    ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА
    N п/п
    Месяц
    Число
    Время проведения занятия
    Форма занятия
    Кол-во часов
    Тема занятия
    Место проведения
    Форма контроля

  8. Conjunrad Ответить

    Кроме этого, рассматриваемые программы различаются по своим целям.
    Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени (ч. 1 ст. 75 Закона).
    Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 ст. 83 Закона).
    Соответственно, слово «предпрофессиональные» в наименовании данной разновидности программ означает, что, несмотря на то что данные программы не повышают уровень образования обучающихся, они готовят их к получению профессионального образования в соответствующей области.
    Еще одной особенностью предпрофессиональных образовательных программ является то, что прием на обучение по ним проводится на основании результатов индивидуального отбора. Целью такого отбора является выявление лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные или способности в области физической культуры и спорта (ч. 6 ст. 83, ч. 5 ст. 84 Закона об образовании).
    Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области искусств утвержден приказом Минкуль- туры России от 14.08.2013 № 1145. Согласно п. 9 данного Порядка для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные прослушивания, просмотры, показы, предусмотренные образовательной организацией. Формы проведения отбора по конкретной предпрофессио- нальной программе устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом федеральных государственных требований.
    Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области физической культуры и спорта утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 № 731. В соответствии с п. 4 указанного Порядка индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ. Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией.
    Статьей 83 Закона об образовании дополнительно установлен ряд особенностей реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Частью 3 указанной статьи очерчен круг образовательных организаций, в которых могут реализовываться указанные программы:
    • образовательные организации дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
    • профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
    • образовательные организации высшего образования.
    Еще одной особенностью рассматриваемых программ является то, что их освоение, в отличие от иных дополнительных общеразвивающих программ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливается Миикультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 83 Закона об образовании). Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Миикультуры России от 09.02.2012 № 86. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Их количество и виды для конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств устанавливаются федеральными государственными требованиями. При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, просмотр, выставка, показ, постановка, письменный и (или) устный ответ. В п. 7 указанного Порядка отдельно подчеркивается, что итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.
    Часть 14 ст. 60 Закона об образовании устанавливает, что лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минкультуры России.
    Каких-либо специальных документов, которые могут выдаваться лицам, освоившим дополнительные общеразвивающие программы, законодательство не предусматривает. Вместе с тем ч. 15 ст. 60 Закона предусматривает возможность выдачи таким лицам документов об обучении по образцу и в порядке, которые самостоятельно устанавливаются реализующими такие образовательные программы организациями.

  9. Flamehunter Ответить

    1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
    2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
    1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
    2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
    3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
    4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
    3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
    1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
    2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
    4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
    1) дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;
    2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
    3) профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
    4) образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
    5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
    6) организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
    5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
    6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

  10. Archail Ответить

    Согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о подвидах дополнительного образования. Новый Федеральный закон не предусматривает указание в приложении к лицензии конкретных дополнительных общеразвивающих программ той или иной направленности.
    Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Таким образом, в приложении к лицензии указывается подвид образования – «дополнительное образование детей и взрослых».
    Дополнительное образование детей и взрослых представляет собой реализацию дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных предпрофессиональных программ (п. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Регламентация дополнительного образования детей и взрослых предусматривается ст. 75 Федерального закона.
    Указание в приложении к лицензии подвида дополнительного образования «дополнительное образование детей и взрослых» дает право образовательной организации осуществлять образовательную деятельность по всем дополнительным общеобразовательным программ, включая дополнительные общеразвивающие программы различной направленности.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *