Какие органы чувств наиболее хорошо развиты у птиц?

10 ответов на вопрос “Какие органы чувств наиболее хорошо развиты у птиц?”

  1. СаМыЙ КаЙфОвЫй ЧеЛкАсТыЙ Ответить

    Органом слуха является ухо. Ухо птиц состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Ушной раковины у птиц нет, широкий слуховой проход прикрыт снаружи венчиком из маленьких перьев, а иногда еще и маленькой кожной складкой.
    Звук в виде звуковых волн поступает в наружное ухо и ударяется в барабанную перепонку среднего уха. Барабанная перепонка передает звук через особую косточку, лежащую в среднем ухе, внутреннему уху, которое имеет сложное строение. Далее через слуховые нервы раздражение  передается  в  мозг.
    С ухом соединен орган равновесия, который позволяет определять положение тела в пространстве. Он состоит из полукружных каналов. Внутри каналы наполнены лимфой. При передвижении тела лимфа в каналах перемещается и раздражает клеточки, которые по нервам передают раздражение в мозг. Слух у птиц развит хорошо.

    Орган осязания

    Органы осязания расположены у птиц по всей коже в виде особых осязательных клеток. Такие клетки имеются на конце клюва, на языке и на твердом нёбе.

    Орган вкуса

    Органы вкуса у птиц (группы клеток) в виде особых вкусовых почек находятся на языке и на задней части нёба. Эти вкусовые почки воспринимают вкусовые раздражения и передают их в мозг.

    Обоняние

    Орган обоняния находится в носовой полости, где расположены чувствительные клетки. У птиц обоняние, вкус и осязание развиты слабо.

  2. Dular Ответить

    ?
    Вопрос 1. Охарактеризуйте крупные изменения в строении, произошедшие в формировании класса птиц. Каково их значение?
    Возникновение класса птиц сопровождалось следующими ароморфозами:
    1. Прогрессивное развитие нервной системы птиц (развитие коры больших полушарий, мозжечка, появление центра терморегуляции) .
    2. Появление у птиц четырёхкамерного сердца и полное разделение кругов кровообращения.
    3. Формирование губчатых лёгких.
    4. Возникновение теплокровности (гомойотермности) как результата прогрессивных изменений в строении сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем.
    Вопрос 2. Опишите особенности внешнего вида и внутреннего строения птиц. Выделите особенности строения, обеспечивающие возможность полета.
    Птицы — специализированный класс высших позвоночных, приспособившихся к полету.
    Особенности внешнего вида птиц:
    • тело покрыто перьями;
    • передние конечности преобразованы в крылья;
    • укороченный хвост снабжен рулевыми перьями;
    • челюсти без зубов, одеты роговыми чехлами, образующими клюв, форма которого зависит от потребляемой пищи;
    • шея очень подвижна (количество шейных позвонков может достигать 25 и более);
    • строение ног зависит от среды обитания; обычно на ногах имеются 4 когтистых пальца; нижняя часть ног покрыта роговыми щитками;
    • кожа сухая; желез нет, за исключением копчиковой железы (ее секрет придает перьям водонепроницаемость).
    Вопрос 3. Каково строение пера птицы? Расскажите о значении различных типов перьев.
    По строению и функциям перья разных участков тела существенно различаются. Основу оперения образуют контурные перья, состоящие из очина (части стержня, погруженной в кожу), стержня и опахала. Опахало расположено по бокам стержня и состоит из упругих плоских нитевидных бородок первого порядка, на которых, в свою очередь, располагаются в обе стороны бородки второго порядка с крючочками. Крючочки сцепляют бородки между собой, обеспечивая цельность опахала и почти полную непроницаемость для воздуха. Благодаря такому строению, контурное перо птицы легкое, гибкое и почти непроницаемо для воздуха. Кроме того, при резком порыве ветра или ударе, например о ветку, бородки опахала расступаются, и перо не ломается. Затем птица протягивает перо клювом, крючки вновь сцепляются и структура пера восстанавливается. Контурные перья выполняют разные функции: маховые образуют плоскость крыла, рулевые — плоскость хвоста, покровные придают телу обтекаемую форму. Под контурными перьями лежат пуховые перья и пух. У этих перьев укороченный стержень и отсутствуют бородки второго порядка. Они прекрасно сохраняют тепло. Износившиеся перья заменяются новыми в период сезонных линек. У большинства видов перья меняются постепенно. А вот у уток, лебедей, гусей после выведения птенцов выпадают сразу все маховые перья. И в течение нескольких недель они не могут летать и скрываются в зарослях.
    Вопрос 4. Чем нервная система птиц отличается от нервной системы пресмыкающихся?
    По сравнению с рептилиями у птиц более развиты передний, средний мозг и особенно мозжечок. За счет развития переднего мозга усложняется приспособительное поведение. Увеличение среднего мозга обеспечивает хорошее зрение птиц. Развитие мозжечка дает возможность успешно координировать сложные движения при полете.
    Вопрос 5. Какие органы чувств наиболее хорошо развиты у птиц?
    У птиц очень хорошо развито зрение. Орган зрения — основной для ориентировки во внешней среде. Глазные яблоки крупные, снабжены двумя веками и мигательной перепонкой. Острота зрения очень высока, птицы способны различать цвета и оттенки.
    Орган слуха сходен с таковым рептилий — состоит из внутреннего и среднего уха, но отличается более высокой чувствительностью.
    Вопрос 6. Какие отделы составляют пищеварительную систему птиц? Что такое «птичье молоко»?
    В ротовой полости пища смачивается слюной и поступает в глотку. Длинный, растягивающийся пищевод иногда образует зоб, где пища накапливается и начинает перевариваться под действием секрета специальных желез. Пищевод ведет в желудок, состоящий из двух отделов — железистого и мускульного. В железистом отделе начинается переваривание пищи желудочным соком, механическая переработка пищи происходит в толстостенном мускульном желудке, выстланным изнутри плотной рогоподобной кутикулой. Здесь пища перетирается специально проглоченными мелкими камешками.
    Тонкий отдел кишечника относительно длинный, в него впадают протоки печени и поджелудочной железы. Короткая толстая кишка (приспособление к полету) открывается в клоаку.
    Так называемое «птичье молоко» — это жирное творожистое вещество, выделяемое из стенок зоба в период гнездования, которым птицы (например, голуби) кормят своих птенцов.
    Вопрос 7. Выделите из описания строения дыхательной системы птиц характерные особенности воздушных мешков. Дайте определение понятию «воздушные мешки».
    С легкими птиц связаны воздушные мешки – прозрачные эластичные тонкостенные выросты слизистой оболочки вторичных бронхов. Объем воздушных мешков примерно в 10 раз превышает объем легких. Один из воздушных мешков – межключичный – непарный, четыре парных – шейные, передне и заднегрудные, брюшные. Воздушные мешки расположены между внутренними органами, а их отростки проникают под кожу и в полости крупных костей (плечо, бедро и др.)
    Во время полета воздушные мешки предохраняют организм от перегревания и способствуют очищению толстого кишечника, периодически его сдавливая.
    В покое у голубя частота дыхания — 26 раз в минуту, а в полете — 400.
    Вопрос 8. В чем заключается механизм двойного дыхания птиц?
    Дыхательная система птиц очень своеобразна, она состоит из легких и воздушных мешков. Последние располагаются между внутренними органами, мышцами и заходят внутрь полых костей. Бронхи, войдя в легкие, ветвятся. Некоторые пронизывают легкие насквозь и впадают в воздушные мешки. При вдохе часть воздуха поступает в легкие, а часть направляется в воздушные мешки. Во время выдоха воздух из воздушных мешков поступает в легкие, где происходит газообмен. Таким образом, насыщение крови кислородом осуществляется как при вдохе, так и при выдохе. Это явление получило название двойного дыхания.
    Вопрос 9. Составьте таблиц «Сравнительная характеристика птиц и рептилий». (работа в малых группах)

  3. KreZZi Ответить

    Органы зрения в жизни птиц играют важную роль, поэтому они получили хорошее развитие. Глаз птицы отличается способностью к быстрой и точной аккомодации, которая осуществляется за счет изменения кривизны хрусталика и формы роговицы, однако острота зрения птицы ограничена коротким расстоянием: у кур крупных пород – 50 м, у мелких – 30 м. На расстоянии 30 м курица зрительно воспринимает другую курицу в таком же масштабе, как зерно кукурузы на расстоянии 4 м. Гуси узнают особей своего вида на расстоянии до 120 м, утки – до 70-80 м.
    Наружного уха у птиц нет, вместо него имеется кожная складка или пучок тонких перьев, окружающих вход в наружный слуховой проход. Слух у птиц развит очень хорошо. Хищные птицы слышат писк мыши даже на расстоянии 50 м. Из домашних птиц лучше всего развит слух у кур, цыпленок в яйце уже за сутки до вылупления реагирует на изменения во внешней среде слабым испуганным писком и утихает, когда наседка успокаивает его своим квохтаньем. Сразу после вылупления цыплята могут по слуху отыскать свою мать в темноте на расстоянии до 15 м. Знакомую птичницу, раздающую корм, цыплята узнают с расстояния 25 м. Если цыпленок потерял свой выводок, он издает пронзительные жалобные звуки, на которые наседка отвечает усиленным частым квохтаньем. Цыпленок определяет ее местонахождение, быстро бегая в различных направлениях, прослушивая голос наседки с разных сторон за счет гибкой шеи, позволяющей быстро поворачивать голову в разных направлениях.
    Осязание воспринимается осязательными тельцами, расположенными в неоперенных частях тела и особенно в восковице клюва. Но и в других частях тела в коже имеются рецепторы, воспринимающие тепловые и болевые раздражения. Значительно чаще органы осязания располагаются под крупными хвостовыми и маховыми перьями, а также в коже лап и бедра.
    Органы вкуса у птиц развиты слабо. Птицы всех видов могут различать четыре вкуса: соленое, кислое, горькое и сладкое. Но при выборе корма вкус у кур играет очень малую роль.
    Обоняние у птиц практически не развито. Куры-несушки могут пить навозную жижу, клевать испорченные яйца, фекалии и т.д.
    Память у птицы также развита слабо. Она зависит от вида птиц, возраста и др. Птица очень плохо запоминает знакомые места. До 10-недельного возраста цыплята, как правило, вообще не помнят свое любимое место на выгуле. Они быстро находят другие места и столь же быстро их забывают. Молодки помнят свое прежнее помещение или выгул примерно три недели, после чего относятся к ним, как к чужим и незнакомым. Период привыкания взрослых птиц друг к другу составляет примерно 3-4 недели.

  4. CEJ Ответить

    Пернатым присущи пять органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Некоторые органы чувств птиц развиты гораздо сильней, чем у человека. Органы чувств у птиц помогают им отслеживать добычу, нападать на нее и защищаться от врагов.
    Чтобы выжить, птицы должны охотиться. В этом им помогает зрение и слух. Глаза пернатых развиты хорошо, порой зрение птиц в несколько раз лучше зрения человека. Они способны видеть не просто цветную картину мира, но и невероятно точную. Птицы могут не только различать цвета, но даже оттенки. Они способны на большом расстоянии видеть мелкие детали. Вдали они видят с такой же точностью. Многие птицы могут за долю секунды оценить расстояние до добычи и спланировать атаку.
    Кроме этого, многие птицы имеют большое глазное яблоко. В некоторых случаях оно в несколько раз больше чем у человека. Большим глазами может похвастаться африканский страус: у него глаза даже больше, чем у слона.
    Зрение — это один из органов, который развит у птиц наиболее хорошо. Строение глаза птиц напоминает человеческий глаз, но есть несколько отличий. Птицы имеют два, а порой даже три чувствительных пятна, в то время как человек — одно. Пятно — это место скопления чувствительных окончаний, благодаря которым птицы имеют острый взгляд.
    У птиц, как и у человека, два глаза. Люди видят двумя глазами одну картину мира, в то время, как птицы видят каждым глазом по отдельности.
    Птицы имеют целых три века. Помимо верхнего и нижнего у них существует специальная перепонка, которая расположена во внутренней стороне глаза. Эта тонкая пленка предотвращает попадание в глаза инородных тел и увлажняет слизистую оболочку.
    Одним из доказательств того, что зрение — один из важнейших органов жизнеспособности птиц, служат глаза страуса. Они у этой птицы больше мозга.
    Хорошо развит у птиц и слух. Многие из них охотятся в темноте. Тогда зрение просто не может помочь им поймать добычу. Но идеальный слух спасает сложившуюся ситуацию — не видя ничего в темноте, птицы способны поймать добычу, полагаясь исключительно на орган слуха.
    По своему внутреннему строению уши птиц схожи с органами слуха всех млекопитающих. Есть лишь незначительные изменения. Крокодилы, кстати, имеют сходное строение органов слуха.
    Ученые проводили десятки исследований, чтобы определить остроту зрения птиц. Выводы к которым они пришли поразительны. Если человек обладал бы таким же зрением, как и большинство птиц, то таблицу, по которой офтальмологи определяют уровень зрения, можно было рассмотреть с расстояния более 80 метров.
    Почти все птицы способны уловить звуковые волны частотой от 20 до 30 тыс. Гц. Некоторые птиц могут улавливать и ультразвук. Обычно, слуховые органы защищают перья, которые не препятствуют точному улавливанию даже самых тихих звуков.
    Такой слух помогает пернатым не только охотиться, но и слышать опасность на расстоянии и предупреждать о ней остальных.
    Птицы умеют различать пение особей своего вида от другого. Особенно восприимчивы они к пению “своих”. Птицы способны издавать разнообразные по красоте звуки, которые несут в себе важную информацию. Например, пение матери, адресованное птенцу, отличается от пения влюбленной парочки и от других звуков. С помощью голоса и различных сигналов птицы способны на расстояние передавать звук, из которого другие делают вывод о приближающейся опасности.
    Некоторые виды, к примеру, дятлы, общаются при помощи трели. Со стороны кажется, что это совсем бесполезный звук, но он несет в себе массу информации, адресованную другим птицам.
    Принято считать, что обоняние развито у птиц слабо. Исследований по данному вопросу было проведено немного. Но точно одно — по сравнению со зрением и слухом, обоняние у птиц развито намного слабее. Хотя есть некоторые виды, которые могут похвастаться отличным обонянием. Например, утки, которые с помощью запаха могут найти корм. А новозеландские киви обладают настолько хорошим обонянием, что оно считается чуть ли не главным органом чувств.
    Вкус у птиц развит хорошо. Они способны различать большое количество вкусов. Рецепторы, отвечающие за вкусовые качества расположены в ротовой полости. Подобно человеку, птицы могут отличить сладкое от соленого и горького.
    Кожные рецепторы расположены по всему телу птиц, на оперенных и неоперенных конечностях. С помощью этих нервных окончаний пернатые способны улавливать изменения температуры окружающей среды. А у птиц, которые добывают еду в почве, нервные окончания присутствуют и в клюве. Они помогают определить и поймать добычу.
    У многих птиц обзор зрения превышает отметку в 300 градусов. Это позволяет пернатым контролировать ситуацию не только впереди, но и сзади. Если сравнивать обзор зрения птиц и человека, то у людей диапазон зрения превышает 120 градусов, но не превышает отметку в 180 градусов.
    Птицы обладают идеальным зрением и слухом, которые помогают им выжить в этом мире. Вкусовые рецепторы развиты у пернатых достаточно хорошо, в отличие от обонятельных рецепторов. А птичье пение несет в себе не только красоту, но и важную информацию.

  5. Ariuth Ответить

    Зрение – основной рецептор дальней и ближней ориентации птиц. В отличие от других позвоночных среди них нет ни одного вида с редуцированными глазами. Глаза очень велики по относительным и абсолютным размерам: у крупных хищников и сов по объему они равны глазу взрослого человека. Увеличение абсолютных размеров глаз выгодно потому, что позволяет получить большие размеры изображения, на сетчатке и тем самым яснее различить его детали. Относительные размеры глаз, отличающиеся у разных видов, связаны с характером пищевой специализации и способами охоты. У преимущественно растительноядных гусей и куриных глаза по массе примерно равны массе головного мозга и составляют 0,4-0,6% от массы тела, у ловящих подвижную добычу и высматривающих ее на больших расстояниях хищных птиц масса глаз в 2-3 раза превышает массу мозга и составляет 0,5-3% от массы тела, у активных в сумерках и ночью сов масса глаз равна 1-5% массы тела (М. Ф. Никитенко).
    У разных видов на 1 мм2 сетчатки находится от 50 тыс. до 300 тыс. фоторецепторов – палочек и колбочек, а в области острого зрения – до 500 тыс. – 1 млн. При разном сочетании палочек и колбочек это позволяет либо различать многие детали объекта, либо его контуры при низкой освещенности. Основной анализ зрительных восприятий проводится в зрительных центрах головного мозга; ганглиозные клетки сетчатки реагируют на несколько стимулов: контуры, цветовые пятна, направления перемещений и т. д. У птиц, как и остальных позвоночных, на сетчатке есть участок наиболее острого зрения с углублением (ямкой) в его центре. У некоторых видов, питающихся преимущественно подвижными объектами, есть две области острого зрения: у дневных хищников, цапель, зимородков, ласточек; у стрижей лишь одна область острого зрения, и поэтому их способы ловли добычи на лету менее разнообразны, чем у ласточек. В колбочках находятся масляные капли – цветные (красные, оранжевые, голубые и др.) или бесцветные. Вероятно, они выполняют роль светофильтров, повышающих контрастность изображения. Очень подвижный зрачок предотвращает излишнюю засветку сетчатки (при быстрых поворотах в полете и т. п.).
    Аккомодация (наводка глаза на резкость) осуществляется изменением формы хрусталика и его одновременным перемещением, а также некоторым изменением кривизны роговицы. В области слепого пятна (места вхождения зрительного нерва) расположен гребень – богатое сосудами складчатое образование, вдающееся в стекловидное тело. Основная его функция – снабжение стекловидного тела и внутренних слоев сетчатки кислородом и удаление продуктов метаболизма. Гребень есть и в глазах пресмыкающихся, но у птиц, видимо, в связи с большими размерами глаз, он значительно крупнее и сложнее. Механическая прочность крупных глаз птиц обеспечивается утолщением склеры и появлением в ней костных пластинок. Хорошо развиты подвижные веки, у некоторых птиц несущие ресницы. Развита мигательная перепонка (третье веко), двигающаяся непосредственно по поверхности роговицы, очищая ее.

    У большинства птиц глаза расположены по бокам головы. Поле зрения каждого глаза составляет 150-170°, но поле бинокулярного зрения невелико и составляет у многих птиц лишь 20-30°. У сов и некоторых хищных птиц глаза смещаются к клюву и поле бинокулярного зрения возрастает. У некоторых видов с выпуклыми глазами и узкой головой (некоторые кулики, утки и др.) общее поле зрения может быть 360°, при этом узкие (5-10°) поля бинокулярного зрения образуются перед клювом (облегчает схватывание добычи) и в области затылка (позволяет оценивать расстояние до приближающегося сзади врага). У птиц с двумя областями острого зрения они обычно расположены так, что одна из них проецируется в область бинокулярного зрения, а другая – в область монокулярного зрения.
    Все птицы обладают цветным зрением, распознавая не только основные цвета, но и их оттенки и сочетания. Поэтому в оперении птиц так часто встречаются яркие цветные пятна, выполняющие функцию видовых меток. Острота зрения птиц, видимо, превосходит в несколько раз остроту зрения человека. Например, сокол сапсан видит двигающуюся добычу размером с галку на расстоянии около 1 км. Птицы различают не только перемещения предметов и их контуры, но и детали формы и окраски, рисунок и фактуру поверхностей. Поэтому зрительные восприятия используются птицами и для получения разнообразной информации об окружающем мире, и как важное средство при внутривидовом и межвидовом общении.
    Орган слуха, подобно органу зрения, служит у птиц важным рецептором ориентации и общения. Анатомически орган слуха сходен с органом слуха пресмыкающихся, особенно крокодилов, но благодаря мелким преобразованиям функционально он не отличается от значительно более сложного и дифференцированного органа слуха млекопитающих. Внутреннее ухо птиц отличается от внутреннего уха крокодилов лишь несколько лучшим развитием улитки – удлиненного выроста круглого мешочка – и более сложным внутренним ее строением (увеличением числа чувствующих клеток). Возрастают размеры полости среднего уха, а единственная слуховая косточка – стремечко – имеет усложненную форму, увеличивающую ее подвижность при колебаниях барабанной перепонки, имеющей у птиц куполообразную форму и большие размеры. Барабанная перепонка погружена ниже уровня кожи и к ней ведет канал – наружный слуховой проход, по краю которого у части видов птиц образуется складка кожи – зачаток наружного уха (хорошо развит у сов). Контурные перья, прикрывающие наружный слуховой проход, по структуре отличаются от перьев близлежащих участков головы и служат не только для механической защиты слухового прохода, но и для организации звукового потока (могут приподниматься, выполняя роль рупора у открывшегося слухового прохода, или, наоборот, прижиматься, пропуская лишь звуковые волны ограниченного диапазона и т. п.).
    Птиц с плохо развитым слухом, видимо, нет. Большинство видов слышит в большом диапазоне – от 30 до 20 тыс. Гц, т. е. примерно в диапазоне обостренного человеческого слуха; некоторые виды, вероятно, способны воспринимать и ультразвуки до 35-50 кГц, присутствующие и в их голосе. В этом диапазоне орган слуха проявляет особую чувствительность к биологически важным для данного вида звукам (сигналам своего вида, звукам, издаваемым более обычными пищевыми объектами или врагами, и т. п.). Многие птицы с большой точностью (2-3°) способны определять положение источника звука. Особенно высока точность звуковой локации (около 1°) у сов, которые успешно ловят добычу “на слух”, не видя ее. У немногих птиц (гуахаро из козодоеобразных, стрижи саланганы), гнездящихся в глубоких темных пещерах, обнаружена звуковая локация: издавая в слышимом, а не ультразвуковом, как летучие мыши, диапазоне (1,5-7 кГц) отрывистые звуки и улавливая их отражение, птицы в темноте облетают препятствия и находят свое гнездо на слух.
    Острый слух и способность к акустическому анализу сочетается у птиц со способностью издавать разнообразные звуки, несущие емкую и биологически важную информацию (звуки общения родителей и птенцов, сигналы тревоги, звуки и позы, регулирующие территориальные отношения, взаимоотношения партнеров и т. д.). Голос и слух обеспечивают возможности звукового общения не только между особями своего вида, но и между разными видами. Так, например, звук тревоги, изданный в лесу сойкой или сорокой, воспринимается как сигнал, опасности птицами многих видов. Сходные по внешнему облику близкие виды (например, пеночки) обычно легко различаются по песням и позывам. Поэтому голос играет важную роль изолирующего механизма предотвращающего межвидовые скрещивания. Приобретение устойчивых отличий в позывах и песнях у разных популяций одного вида усиливает изоляцию (разобщение) этих популяций и в конечном счете может привести к их репродуктивной изоляции, т. е. к появлению новых видов. Запись сигналов тревоги или страха и последующее их воспроизведение позволяет отпугивать птиц от тех мест, где они в данный момент могут причинять ущерб (например, скворцов от вишневых садов и виноградников в период созревания ягод, многих птиц от аэродромов и т. п.).

  6. Kalkree Ответить

    Н.Ю. Захарова Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)
    ОТ АВТОРА
    1
    Условные обозначения, использованные при составлении данного пособия
    1
    ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 7 КЛАСС»
    1
    I четверть
    1
    УРОК 1 (1) ТЕМА: «Введение. Многообразие живых организмов»
    1
    УРОК 2 (2) ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»
    2
    УРОК 3 (1) ТЕМА: «Царство Прокариот. Система прокариот. Многообразие бактерий»
    3
    УРОК 4 (2) ТЕМА: «Прокариоты». Проверочная работа
    4
    УРОК 5 (1) ТЕМА: «Царство Грибы. Настоящие и паразитические грибы»
    5
    УРОК 6 (2) ТЕМА: «Лишайники»
    6
    УРОК 7 (3) ТЕМА: «Строение грибов и лишайников». Лабораторная работа
    7
    УРОК 8 (4) ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Царство Грибов»
    7
    УРОК 9 (1) ТЕМА: «Царство Растения. Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения, или Водоросли»
    8
    УРОК 10 (2) ТЕМА: «Отделы Водорослей»
    9
    УРОК 11 (3) ТЕМА: «Строение водоросли спирогиры». Лабораторная работа
    10
    УРОК 12 (4) ТЕМА: «Водоросли». Проверочная работа
    10
    УРОК 13 (5) ТЕМА: «Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные»
    11
    УРОК 14 (6) ТЕМА: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум». Лабораторная работа
    12
    II четверть
    12
    УРОК 15 (7) ТЕМА: «Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»
    12
    УРОК 16 (8) ТЕМА: «Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные»
    13
    УРОК 17 (9) ТЕМА: «Отдел Папоротниковидные»
    14
    УРОК 18 (10) ТЕМА: «Строение папоротника». Лабораторная работа
    14
    УРОК 19 (11) ТЕМА: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа
    15
    УРОК 20 (12) ТЕМА: «Представители, строение и образ жизни голосеменных растений»
    15
    УРОК 21 (13) ТЕМА: «Строение пыльцы, шишки и семени сосны». Лабораторная работа
    16
    УРОК 22 (14) ТЕМА: «Многообразие и прогрессивная организация покрытосеменных (цветковых) растений»
    16
    УРОК 23 (15) ТЕМА: «Особенности размножения цветковых растений, классы Однодольных и Двудольных»
    17
    УРОК 24 (16) ТЕМА: «Строение шиповника», «Строение пшеницы». Лабораторная работа
    18
    УРОК 25 (17) ТЕМА: «Прокариоты, грибы, растения». Проверочная работа
    18
    III четверть
    19
    УРОК 26 (1) ТЕМА: «Общая характеристика царства Животных. Подцарство Одноклеточные»
    19
    УРОК 27 (2) ТЕМА: «Строение инфузории туфельки». Лабораторная работа
    20
    УРОК 28 (3) ТЕМА: «Простейшие». Проверочная работа
    20
    УРОК 29 (4) ТЕМА: «Разнообразие подцарства Многоклеточных животных. Тип Губки. Особенности строения и жизнедеятельности»
    21
    УРОК 30 (5) ТЕМА: «Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных, их экологическое и геологическое значение»
    21
    УРОК 31 (6) ТЕМА: «Тип Плоские черви. Строение и жизнедеятельность свободноживущих и паразитических плоских червей»
    22
    УРОК 32 (7) ТЕМА: «Тип Круглые черви. Отличительные особенности строения и жизнедеятельности нематод»
    23
    УРОК 33 (8) ТЕМА: «Тип Кольчатые черви. Строение, образ жизни и значение»
    23
    УРОК 34 (9) ТЕМА: «Губки, кишечнополостные, черви». Проверочная работа
    24
    УРОК 35 (10) ТЕМА: «Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение»
    24
    УРОК 36 (11) ТЕМА: «Внешнее строение моллюсков». Лабораторная работа
    25
    УРОК 37 (12) ТЕМА: «Тип Моллюски». Проверочная работа
    26
    УРОК 38 (13) ТЕМА: «Тип Членистоногие. Разнообразие типа, общие особенности их строения и жизнедеятельности. Класс Ракообразные»
    27
    УРОК 39 (14) ТЕМА: «Класс Паукообразные»
    27
    УРОК 40 (15) ТЕМА: «Класс насекомые»
    28
    УРОК 41 (16) ТЕМА: «Класс нанасекомые. Общественные насекомые»
    28
    УРОК 42 (17) ТЕМА: «Внешнее строение насекомого». Лабораторная работа
    29
    УРОК 43 (18) ТЕМА: «Тип и глокожие. Общая характеристика типа»
    30
    УРОК 44 (19) ТЕМА: «Типы Членистоногие и Иглокожие». Проверочная работа
    30
    УРОК 45 (20) ТЕМА: «Тип Хордовые. Общая характеристика типа»
    31
    УРОК 46 (21) ТЕМА: «Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение»
    32
    УРОК 47 (22) ТЕМА: «Систематика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы»
    33
    УРОК 48 (23) ТЕМА: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промысловое значение»
    34
    УРОК 49 (24) ТЕМА: «Характеристика, систематика, особенности строения и образ жизни представителей типа Хордовые и надкласса Рыбы». Проверочная работа
    35
    IV четверть
    36
    УРОК 50 (25) ТЕМА: «Класс Земноводные, или Амфибии. Систематика, особенности образа жизни и строения»
    36
    УРОК 51 (26) ТЕМА: «Происхождение, разнообразие, образ жизни и практическое значение разных групп амфибий»
    37
    УРОК 52 (27) ТЕМА: «Характеристика, разнообразие, образ жизни и значение земноводных». Проверочная работа
    37
    УРОК 53 (28) ТЕМА: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Происхождение и эволюция рептилий, их систематика, особенности строения и образа жизни»
    38
    УРОК 54 (29) ТЕМА: «Разнообразие рептилий. Группы современных рептилий, особенности их строения, образа жизни и практическое значение»
    39
    УРОК 55 (30) ТЕМА: «Характеристика, систематика, особенности строения и образ жизни представителей класса Рептилий». Проверочная работа
    40
    УРОК 56 (31) ТЕМА: «Класс Птицы. Характеристика прогрессивной организации птиц, как высших (теплокровных, летающих) позвоночных животных»
    41
    УРОК 57 (32) ТЕМА: «Размножение и развитие птиц. Разнообразие устройства гнезд у птиц, строение яйца и развитие зародыша»
    42
    УРОК 58 (33) ТЕМА: «Экологические группы птиц. Рассмотрение примеров приспособления к жизни птиц степных, околоводных и болотных ландшафтов»
    44
    УРОК 59 (34) ТЕМА: «Разнообразие птиц. Систематика, характеристика отдельных отрядов, природное и экономическое значение»
    44
    УРОК 60 (35) ТЕМА: «Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения, образ жизни, природное и хозяйственное значение». Проверочная работа
    45
    УРОК 61 (36) ТЕМА: «Класс Млекопитающие. Характеристика млекопитающих, их прогрессивная организация, как высших позвоночных животных (на примере строения покровов, скелета, нервной системы и особенностей размножения)»
    46
    УРОК 62 (37) ТЕМА: «Особенности внутреннего строения млекопитающих (на примере пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем)»
    47
    УРОК 63 (38) ТЕМА: «Разнообразие млекопитающих. Деление класса Млекопитающие на подклассы и отряды, их характеристика, природное и экономическое значение»
    48
    УРОК 64 (39) ТЕМА: «Систематика, особенности строения, образ жизни млекопитающих». Проверочная работа
    48
    УРОК 65 (1) ТЕМА: «Царство Вирусы. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение»
    50
    УРОК 66 (1) ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМАМ «Царства Прокариоты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы»
    50
    УРОК 67 (1) Весенняя орнитологическая экскурсия в парк (лес)
    51
    УРОК 68 (2) Ботаническая весенняя экскурсия в парк (лес)
    52

  7. Bakus Ответить

    У птиц по сравнению с пресмыкающимися больший объем головного мозга, прежде полушарий, покрытых корой. У них лучше развит и мозжечок, что связано со сложными движениями, требующие совершенной координации Органы чувств птиц развиты хорошо, особенно зрения, слуха, равновесия. Зато, за некоторыми исключениями, хуже развиты обоняние и осязание.
    Птицы имеют острое зрение. Они способны четко различать предметы и их цвет даже на значительных расстояниях. Слуховое отверстие у птиц окруженный перьями, которые способствуют улавливания звуковых волн. У них хорошо развито и чувство равновесия: они очень тонко реагируют на изменения своего положения в пространстве, совершенно координируют все движения.

    Высокий уровень развития нервной системы и совершенные органы чувств обусловливают сложное поведение птиц. Она определяется не только сложными инстинктами (например, половыми, строительными или охотничьими), но и способностью к образованию условных рефлексов. Например, попугаи, скворцы, сойки могут запоминать и повторять отдельные слова и целые предложения.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *