Какие основные направления можно выделить в развитии современной культуры?

12 ответов на вопрос “Какие основные направления можно выделить в развитии современной культуры?”

  1. lancealtar Ответить

    «Категория культуры» – Культура. Культура и общество. Социальная реальность. Культура и мир ценностей. Категория культуры. Культура и человек. Культура и техника. Проблема. Универсальный язык общения. Познание. Культура и смысл. Этимология слова.
    «Развитие сферы культуры» – Указы президента Российской Федерации. Увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов. Формирование независимой системы. Количество выставочных проектов. Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий. Комплекс мер. Задачи по реализации. Увеличение средней суммы одного гранта.
    «Типология и функции культуры» – Контркультура – совокупность мировоззренческих программ. Типология культуры. Релаксационная – позволяет человеку абстрагироваться. Локально-исторические концепции цивилизации. Подходы к пониманию термина цивилизация. Динамика, типология, функции культуры. Социокультурные изменения (процессы) можно разделить на три группы.
    «Исчезающие языки» – Культурное многоголосие. Язык является частью культуры. Традиции. Участие в процессе сохранения языков. Культурное многоголосие и исчезающие языки. Сколько иностранных языков существует в мире. Исчезновение языков. Гибель языка. Средство общения. Центральная Сибирь. Почему исчезают культуры.
    «Социология культуры» – Россия vs Америка. «Блатная феня», шансон, распальцовка. Культурная депривация. Молодежная культура. Культура. Аккультурация. Ситуация в Великобритании. Классификация культуры. Рок-музыка. Функции культуры. Интеграция культуры. Элементы культуры. Система ценностей. «Культурная агрессия». Элементы культуры.
    «Понятие культуры общества» – Понятие культуры. А.Шютц о культуре. Значение понятия «цивилизация». Формы и виды культуры. Понятие цивилизации. Ж.Ж.Руссо о культуре. Функции культуры. Формы духовной культуры. План. Цивилизация как религиозная общность. И.В.Гёте о культуре. Культура – одно из сложнейших и многомерных явлений. Цивилизованное общество.
    Всего в теме
    «Культура»
    23 презентации

  2. Kathridor Ответить

    Культура является настолько сложным феноменом, что изучать ее необходимо с разных сторон, с разных позиций. Поэтому в современной культурологии обозначились несколько основных направлений в изучении культуры.
    Наиболее тесно исследование теоретических проблем культуры связано с философской мыслью. Поэтому ведущим направлением современной культурологии стала философская культурология, которая ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выделяет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д.
    Большой вклад в развитие философии культуры внесли немецкие философы Иоганн Готфрид  Гердер (1744-1803), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Фридрих Ницше (1844-1900), Эдмунд Гуссерль (1859-1938), Освальд Шпенглер (1880-1936), Эрнст Кассирер (1874-1945), Карл Ясперс (1883-1969).
    Важным направлением культурологии является история культуры. Главная ее задача – дать конкретное знание о той или иной культуре. Ее предметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или историческая эпоха.
    История культуры раскрывает процессы исторической последовательности развития явлений культуры, а также преемственности культурного развития разных эпох, стран, народов. Она теоретически воспроизводит логику развития культуры, формируя определенные типы и модели культурного развития, изучает культурный облик различных эпох.
    Историей культуры занимались английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975), нидерландский историк Иоганн Хейзинга (1872-1945), французский историк Фернан Бродель (1902-1985).
    Особым направлением в современной культурологии выступает социологическая культурология. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур – массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Социология культуры изучает современные тенденции развития культуры, выявляет те процессы, которые происходят в культуре под действием социальных изменений, национальных, этнографических показателей. Это научное направление связано с прогностической направленностью культурологии и с выработкой научных основ культурной политики в обществе.
    Социологию культуры разрабатывали в своих трудах немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), русские ученые Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) и Питирим Александрович Сорокин (1889-1968).
    К социологии культуры тесно примыкает психология культуры или психологическая антропология. Ее предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. Психология культуры выявляет закономерности становления и развития психологических параметров человека в зависимости от его культурных ориентаций.
    Основы психологии культуры заложили австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) и швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961).
    Широкое распространение в современной культурологии получила этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных обществ и так называемых «архаических» народов.
    Первоначально культурная антропология складывалась в форме этнологии, исследовавшей первобытные культуры.
    Анализ образа жизни, традиций ранее существовавших народов привели ученых к выводу о том, что различия между этими народами находятся главным образом в сфере культуры. Поставив проблему определения границ, существующих между миром человека и миром животных культур, антропологи выделили особый мир артефактов, искусственно созданных руками человека. Так они пришли к необходимости введения особого понятия – культуры для обозначения «второй природы», в условиях которой и происходит становление и формирование человека. Вот почему одно из первых научных определений культуры было дано в работе родоначальника эволюционной школы в этнографии английского этнографа Эдуарда Тайлора «Первобытная культура».
    Видное место в культурной антропологии занимают труды американского ученого Лесли Алвина Уайта (1900-1975) и французского этнолога Клода Леви-Строса (р. 1908).
    Особым направлением в современной культурологии является филологическая культурология, в которой та или иная национальная культура изучается через призму языка и литературы. В ней в последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические методы.
    Значительное влияние на развитие филологической культурологии оказали работы немецкого лингвиста Вильгельма Гумбольдта (1767-1835).
    Одно из направлений религиозно-философской мысли в современной культурологии представляет собой теология культуры, в которой проблемы культуры рассматриваются исходя из принципов вероучения религии.
    В христианской культурологической мысли различают католический, протестантский и православный варианты истолкования проблем культуры. Идеи православной культурологии были сформированы в работах отечественного ученого, философа, богослова Павла Александровича Флоренского (1882-1937).
    В связи с развитием технической цивилизации перед человечеством сегодня встали проблемы охраны и восстановления природы. Появилась особая отрасль научного знания – экология, в рамках которой идет поиск путей преодоления противоречий между деятельностью человека и природой, решаются задачи сохранения природной биологической среды. Экологический кризис оказался связанным с кризисом культуры. Так в современной культурологии появилась экология культуры как новое ее направление, ориентированное на разработку разнообразных проблем сохранения культурного наследия. Вопросы экологии культуры в нашей стране впервые были подняты академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым (1906-1999).
    И наконец, особым направлением современной культурологии является прикладная культурология, результаты исследования которой направлены на решение практических проблем развития культуры. В ее задачи входят развитие музейного дела, поддерживание народных традиций, анализ творчества писателей, художников, музыкантов и других деятелей культуры, изучение деятельности социальных институтов и учреждений культуры.
    В современном обществе и науке культурология обрела всевозрастающее значение. Неслучайно, характерным для науки, особенно общественной, стала сегодня ее культурологизация.

  3. VNIkaю В AlKogolь Ответить

    51. Современные
    тенденции развития культуры.

    Современное
    состояние культуры вызывает обоснованное
    беспокойство. Одной из глобальных
    проблем развития общества является
    эрозия духовной культуры, возникающая
    в результате тотального распространения
    однообразной информации, изолирующей
    ее потребителей от работы по развитию
    представлений о смысле существования
    в социо-культурном процессе, усугубляющей
    ситуацию “смыслоутраты” в культуре.
    Одна из основных
    тенденций внутреннего развития культуры
    связана с изменением баланса физических
    и умственных затрат энергии человека
    в пользу последних. Начиная с середины
    XX в. благодаря использованию достижений
    НТР стала резко сокращаться потребность
    в тяжелом физическом труде. Физические
    усилия человека играют все меньшую роль
    в воспроизводстве социокультурного
    процесса. Культура, таким образом, все
    больше определяет себя как продукт
    творчества человеческого духа, ума,
    души. Ценность духовных усилий в связи
    с этим будет неуклонно возрастать. И
    если прежде естественнонаучное знание
    нередко рассматривалось как критерий
    прогрессивности культуры, то теперь
    паритет его с гуманитарным знанием
    будет постепенно восстанавливаться.
    Другая внутренняя
    тенденция эволюции культуры – это переход
    от конфронтации “локальных”,
    “групповых”, “субъективных”
    культур к их диалогу. XX век внес в
    осмысление культурного процесса
    напряженный драматизм, трагическое
    ощущение невосполнимых утрат. Восприятие
    культур отдельных социальных субъектов
    как “загерметизированных организмов”
    основано на убеждении, что каждая из
    культур вырастает из своего собственного
    уникального “прафеномена” – способа
    “переживания жизни”. Конфликт,
    взаимное непонимание и неприятие культур
    рассматриваются как абсолютная
    неизбежность. Однако современная
    ситуация в социокультурном процессе
    демонстрирует бесперспективность и
    даже гибельность позиции взаимного
    игнорирования культур. Необходимость
    целостности культуры постигается “от
    противного” – через осознание
    невозможности в дальнейшем ее существования
    в виде конгломерата культур.
    Еще одна важная
    тенденция эволюции культуры может быть
    выражена как преодоление конфликта
    (при сохранении противоречия) между
    традиционной культурой и культурой
    новаторской. Эта тенденция находит
    воплощение в культуре постмодернизма.
    Наконец, последняя
    из выделяемых тенденций эволюции
    культуры на современном этапе отражает
    процесс изменения личности как субъекта
    культуры.
    Созидание личностью
    современной культуры предполагает
    удаленность ее как от попыток отказаться
    от стремления к целостности, так и от
    фальшивой имитации цельности. Внутреннее
    противоречие и стремление его разрешать
    – естественное состояние духовной жизни
    личности как субъекта культуры. На смену
    одномерному человеку приходит личность,
    воспринимающая противоречие не как
    трагедию, но как стимул для разворачивания
    творческого процесса.

  4. Flamebinder Ответить

    Кроме того, культура имеет свои закономерности развития и преемственность, она может иметь временное и пространственное продолжение. Развитие культуры идет неравномерно и не совпадает с развитием экономики общества, ее спадом или расцветом. Напротив, часто в моменты потрясений и катаклизмов, революционных ситуаций, наблюдается подъем духовной культуры (в нашей русской культуре это так называемый серебряный век). Порой расцвет культуры происходит при реакционном строе в виде протеста против существующей действительности – золотой ХIХ век в русской культуре. И бывает, когда расцвет культуры совпадает по времени с подъемом производства и качественным скачком в экономике и политике – эпоха Возрождения в Европе, давшая миру непревзойденные образцы человеческого гения.
    За всю историю развития человеческой культуры можно выделить четыре качественных скачка:
    1). Появление письменности, сначала в виде клинописи, затем появление закодированного в виде символов, букв, письма.
    2). Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в ХV веке, появление матриц или литеров, первых типографий, сделавших книгу доступной широкому кругу читателей.
    3). Появление телевидения и звукового кино, настоящая революция в области культуры.
    4). Достижение ХХ века – внедрение персональных компьютеров и глобальной сети «Интернет».
    Еще в древности было замечено свойство человеческого глаза – сохранять на сетчатой оболочке след увиденного и соединять быстро движущиеся картинки в единый ряд. В ХIХ веке изобрели тауматропы и стратоскопы – пробиры с движущимися картинками, затем изобрели фотографию. Наконец, в 1895 году появился синематограф братьев- французов Огюста и Луи Люмьеров.
    Культура, как уже говорилось, бывает народной и массовой, публичной и элитарной. Социологи Г. Лебон и Г. Тард писали, что культура ничего не значит для массы, кое-что значит для публики, и представляет огромную ценность для элиты.
    Массовая культура возникает с 20-х годов ХХ века в связи с обезличиванием и утратой в обществе чувства ответственности. Она фактически противостоит подлинной народной культуре, воплощающей все лучшее, что было создано человечеством и создается ради потребления. Главная ее функция – развлекательная, еще с древности известно, что плебс требует хлеба и зрелищ. Часто массовая культура имеет в своей основе социальный заказ конкретных групп населения, которым выгодно оболванивание людей, формирование ширпотреба в культурной области. Массовая культура в буржуазном обществе становится особым видом бизнеса, яркий пример этого – культура Голливуда, завоевавшего весь мир. Американские фильмы создают образ героя-одиночки (С. Сталлоне, А.Шварценегер, С. Сигал), который может победить один против всех в борьбе за справедливость, демонстрируя при этом накаченные мышцы. Боевики, эротика, порнография, фильмы – ужасы, Диснеевские мультики заполонили мир.
    В массовой культуре создается китч – штамп, безвкусица, формирующий у человека иллюзию счастья и наслаждения и ничего общего не имеющий с реальным удовлетворением, которое испытывает человек при общении с подлинными произведениями искусства. Пишутся книги – бестселлеры, смысл написания которых сводится к получению большой прибыли. Ценится не истинный талант, не высокое искусство, а денежный доход.
    Подлинная народная культура имеет славные традиции и непреходящие ценности. Мы любуемся храмами и старинными иконами, картинами Леонардо да Винчи, скульптурами Микеланджело, заслушиваемся стихами Есенина и Петрарки. Самобытна и интересна, например, культура Японии с развитыми народными традициями. Там изготовляют фарфор из черной глазури в печах 4-тысячелетней давности. Японцы создают кукол, одетых в многослойный бумажный наряд. Более, того, существует театр кукол – бунраб, где великолепными большими куклами с подвижными лицами и частями тела управляют три человека. Японцы куют в кузнице в Гасано полированные многослойные с орнаментами и украшениями сабли. Любят играть на като – японских арфах, как сотни лет назад.
    Художественная культура состоит не только из народной и массовой, но и элитарной. Элитарная – культура для избранных, подготовленных к тонкому восприятию произведений искусства, людей. Это художественные фильмы Феллини и Тарковского, картины Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, музыка Альфреда Шнитке. В этой области часто встречается новаторство, необычный взгляд на вещи. Простые люди порой считают это ненужным, непонятным, но свобода и человеческая индивидуальность безграничны. В западном мире простор для фантазии открыт. Выставки из покореженного металла, унитазов, бетона, балет обнаженных танцоров и т.п. новшества там не в диковинку. Надо отметить и положительные моменты – в области спорта, например, изобретение новых его видов (сноуборт), появление массы новых развлечений типа прыжков с моста на подвесном ремне, когда страх смерти щекочет человеку нервы, прыжки с парашютом с гор и т.д. Вечный поиск и стремление к новизне, к острым ощущениям – отличительная черта человека свободного мира.
    По отношению к господствующей культуре выделяются суб и контркультура – культура отдельных лиц и групп. Субкультура отличается от общепринятых норм и ценностей в обществе, часто она носит реформистский характер и носителями ее является молодежь. Молодежь выражает, таким образом, протест против существующих культурных стереотипов и устаревших по их понятию ориентиров, она предлагает свое видение мира. Яркий пример – поп-культура, рок-концерты. Порой, появившееся в форме протеста какое-либо направление в области культуры, завоевывает популярность и утверждается в качестве господствующей культуры, покоряя мир. Так было с джазом, ансамблем Битллс, певцом Элвисом Престли.
    Если назревает конфликт с господствующей культурой, то можно говорить о возникновении контркультуры, предлагающий альтернативные стили жизни, антитрадиционные формы творчества, противоположный взгляд на вещи. Это протест против существующей культуры и предложение противоположных ценностей и норм. Такое движение охватило западный мир в 60 годы ХХ века. Это наблюдается сегодня и в нашей стране, когда царит апатия, снизилась культура языка. Произошло обособление национальных культур, раздута и гипертрофированна роль религии.
    Если по международным стандартам интеллектуализации молодежи СССР в 50 годы ХХ века занимал 3 место в мире после США и Канады, то в 1985 году – мы опустились уже на 50 место.
    В нашей культуре царил принцип манкрутизма – забвения прошлого, своей истории, а это недопустимо.
    Культурные ценности создаются и по вертикали и по горизонтали (народная и элитарная – по вертикали, а национальные, региональные, локальные – по горизонтали). Без Эвклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачевского, без Ньютона – теории относительности Энштейна, и т.д. Культурные народные традиции живут и сохраняются, вопреки воле религий и государей. Например, языческая масленица, пережившая после принятия христианства на Руси тяжелые времена, но оставшаяся и сегодня любимым праздником народа.
    Общество может иметь открытую и закрытую культуру, консервативную и статистскую культуру, стабильную и динамично развивающуюся, все зависит от специфики страны, от позиций государства в этом вопросе. Долгое время СССР находился за «железным занавесом» от мира и, конечно, отечественная культура страдала от изоляции. Древний Китай тоже много времени прожил за каменной стеной, чтобы не выдавать свои секреты, но секрет изготовления шелка все же проник в Европу (как остроумно писал Л.Н.Гумилев, шелк необходим был Европе, чтобы избавиться от вшей, соскальзывающих со скользкой ткани).
    2). Культура имеет шесть основных функций:
    1. человекотворческую – развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности, человек творит культуру и культура создает человека, идет двусторонний процесс;
    2. гносеологическую (познавательную) – культура является средством познания и самопознания общества, группы людей или отдельного человека;
    3. информационную – это трансляция социального опыта при помощи средств массовой информации, которая обеспечивает связь времен и поколений;
    4. коммуникативную (средство общения) – она обеспечивает адекватность взаимопонимания людей;
    5. ценностно-ориентационную – культура задает определенную шкалу ценностей, в которых существует и на которые ориентируется человек;
    6. управленческую (нормативно-регулирующая) – культура выступает средством социального контроля за поведением человека.
    3). Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения:
    1. предметная точка зрения рассматривает культуру как статичное образование;
    2. ценностная точка зрения большое внимание уделяет творческому началу;
    3. деятельностная точка зрения вводит динамику;
    4. символическая точка зрения утверждает, что культура состоит из символов;
    5. игровая точка зрения рассматривает культуру как игру, где принято играть по своим правилам;
    6. текстовая точка зрения главное внимание уделяется языку.
    В культуре есть свои универсальные механизмы:
    – элементы, знаково фиксирующие ценностно-символическое содержание (тексты, эталоны, штампы);
    – элементы, связанные с конкретными формами коммуникативной деятельности (традиции, нормы, ритуалы, обряды, которые транслируются и трансформируются исполнителями, например, образ О. Бендера в исполнении А. Миронова для многих как бы и является настоящим О. Бендером);
    – механизмы структурно-организационного пространства (школы, религии);
    – и уровни (массовая, традиционная, народная, национальная).
    К базисным элементам культуры относят привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, ценности. Они предписывают членам общества, что делать и как поступать. Манеры, этикет, кодекс тоже входят в нормативную систему культуры. Например, дуэль можно отнести к этикету, возникла она в рыцарские времена и в переводе с французского означает «поединок».
    Обычай – это традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками, одобренные обществом образцы поведения, которые следует выполнять. Например, уступать место женщине, торжественно встречать Новый Год. Нравы – обычаи, приобретающие моральное значение, или самые священные обычаи. Безнравственно обидеть слабого, оскорбить старого человека. Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, он требует беспрекословного подчинения, Есть 2 вида законов: обычное право и защита самых дорогих ценностей (жизни, собственности, государственной тайны).
    Человеческая культура неотделима от традиций. Традиция (передача, предание) – это механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение культурных норм и черт: обычаев, манер, законов, нравов, языка. Традиция показывает вертикальную ось времени, что было в прошлом и что будет в будущем.
    Язык – праматерия культуры, на языке мы передаем информацию и модели поведения, благодаря языку происходит процесс социализации. Он возник на заре человеческой истории, и сегодня играет важную роль в определении социального статуса человека. Формы языка разнообразны: литературный, разговорный, просторечие, диалекты. Бывают еще «профессиональные» языки, корпоративные жаргоны, арго (тайный язык), жаргон деклассированных и воровской жаргон. Таким образом, определение культурно-речевого статуса человека, является важной задачей социолога.
    4). Что же ждет людей в ХХI веке?
    Известный футуролог Д. Нэсбит считает, что «визитной карточкой» ХХI века станет развитие многообразия культур самовыражения человека – творчества, религий, искусств.
    В наше время так же остро встал вопрос о культурах-трансляторах, каковой выступает для всего мира Америка, стремящаяся насадить эталоны американской культуры повсюду. Американский социолог
    К. Болдуинг даже ввел термин «суперкультура» – культура небоскребов, аэропортов, университетов. Для нее характерен мировой размах.
    Возможен вариант ассимиляции (поглощение одной культуры другой), аккомодации (вынужденного освоения языка другой культуры), культурного отбора (избирательного освоения ценностей другой культуры). Восприятие другой культуры, как выяснила М. Мид, известная представительница ученого мира, социолог, историк, психолог и этнограф, происходит только тогда, когда у обеих культур был общий прототип.
    Взаимодействия культур в наше время, по мнению Х. Ортега-и – Гассета могут быть: нейтральными, альтернативными или контркультурными, то есть, конкурентными или состязательными.
    Для современной России вопрос будущего связан с вопросом становления гуманистического общества, для которого главными станут не материальные, а духовные ценности. Представителем гуманизма был в нашей стране академик А.Д. Сахаров. Россия лишилась марксистко-ленинской идеологии, в обществе царит идеологический вакуум. Но хочется верить, что страна станет духовным центром гуманистической цивилизации, соединив прагматизм Запада и своеобразие Востока, и свершится, быть может, чудо единения всего человечества.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *