Какие основные тенденции развития в стране и в мире вы видите сегодня?

22 ответов на вопрос “Какие основные тенденции развития в стране и в мире вы видите сегодня?”

  1. Cerdred Ответить

    4.Расширяется Евросоюз. Блок почти всегда действует в интересах США, изображая некое подобие биполярного мира, однако стратегическое партнерство Евросоюза и США – приоритетное направление. Партнерства с Россией не выходит по многим причинам
    5.Происходит навязывание демократического пути народам, менталитету которых чуждо все, что связано с американской системой ценностей. Особенно нецелесообразно навязывать американскую культуру Ближнему Востоку и Средней Азии. Привычная тенденция – обвинения РФ и других «неугодных» США стран в отходе от демократических принципов. Тем не менее, в США – самой демократической стране – вскрывают почту граждан, подслушивают переговоры. По американской конституции президентские выборы не прямые, а косвенные, а резолюции Конгресса не обязательны для Президента. В Англии – еще одном оплоте демократии – последние 2 года запрещены антивоенные демонстрации. Очевидно, демократия переживает кризис. В нарушение демократических принципов США в одиночку принимают решения, не считаясь с позициями других стран, Евросоюз готовит резолюцию о новом механизме утверждения решений, по которому «старые» члены ЕС будут иметь преимущества по отношению к «новичкам». Мнение последних будет учитываться в крайних случаях . Демократическая система выборов позволяет приходить к власти на законных основаниям политическим силам, неоднократно пробовавшим себя на террористической стезе. В Палестине на законных основания пришла к власти группировка («Хаммас», из-за чего уже через полгода разразилась гражданская война).
    Заметная тенденция – многоплановая атака на Россию. Цель – всесторонне ослаблять государство, не дать вернуть продукцию на мировые рынки
    Политику России сравнивают с маятником: Ельцин с его вседозволенностью и политическим курсом, направляемым западом – одно направление, Путин с его стремлением навести порядок и упрочить государство – другое
    · Много усилий прилагается для того, чтобы испортить отношения России с бывшими партнерами, союзниками и соседями. В 1991 г. НАТО дает обещание не расширять свое присутствие на Восток, тем не менее: а) все страны Восточной Европы ныне являются членами НАТО, б) при содействии Запада по странам бывшего СССР прокатилась волна «цветных» революций, в) обсуждается вопрос о размещении элементов американской системы ПРО в Восточной Европе, г) возможно, Запад хочет спровоцировать пересмотр границ и договоренностей, заключенных с участием СССР, по крайней мере, сознательно закрываются глаза на тот факт, что после II мировой войны фашизм был подвергнут осуждению
    · В апреле 2007 г. был обнародован доклад Государственного департамента США о поддержке демократии, в котором открыто заявлялось о поддержке прессы, неправительственных организации и оппозиционных партий в России. Англия потворствует деятельности Березовского, отказываясь выдать его российским властям. Нет сомнений в том, что Запад попытается реализовать еще один «революционный» сценарий, уже на территории России
    · Отдельные факты, свидетельствующие о недружелюбии к России и «двойных стандартах»
    Комиссии по правам человека в Чечне
    Арест российского самолета-истребителя на авиасалоне в Лебурже
    Аресты высокопоставленных российских чиновников на территории США и Евросоюза (Бородин, Адамов), а также несправедливости по отношению к рядовым гражданам
    Дело футбольного тренера Гуса Хигинга
    Спортивные допинговые скандалы
    Действия, направленные на введение моратория на приведение в исполнение смертной казни в России с одной стороны, и применение смертной казни в США без ограничений, а также решение Международного трибунала о казни Садама Хусейна и его сподвижников
    В последние годы позиция России становится более жесткой: на Саммите ЕС – Россия (Самара, май 2007) Путин говорил о том, что все проблемы решаемы, и что партнерство ЕС-США также не безоблачно. Ближайшие стратегические партнеры даже не скрывают проблем, таких как Гуантанама, Ирак, смертная казнь. Все это противоречит европейским ценностям
    * Кормление – способ содержания должностных лиц за счет местного населения (таким образом, они «кормятся» за счет подвластного населения)
    * Отходники – крестьяне с собственным хозяйством, временно уходящие на заработки туда, где есть сезонный спрос на рабочую силу
    * Фракция (от лат. fractio – разламывание) – составная часть политической партии или выборного органа власти
    * С ростом дохода возрастала и процентная ставка налога

  2. Vulabar Ответить

    Ведущей тенденцией мирового экономического развития в период после Второй мировой войны стала интернационализация производства, которая осуществляется как на частнохозяйственном (международные монополии), так и на межгосударственном уровне (интеграционные процессы).Процессы интеграции раньше всего возникли в Западной Европе. где достигли наиболее развитой формы. В настоящее время они отчетливо наметились в других регионах и на континентах Планеты.
    В конце XX в. ведущую роль в мировом хозяйстве играют три главных центра – США, Западная Европа, Япония, где по темпам развития США несколько отстают, что вызывает острую конкуренцию этих лидеров. Завершая XX столетие, современная цивилизация, достигнувшая высот в различных сферах общественной жизни, науке, технике, культуре, оказалась перед лицом глобальных проблем, для решения которых необходим переход к новым формам социал! жизни и формированию общечеловеческой цивилизации.
    Развитие науки. В XX веке развитие науки происходит особо быстрыми темпами. Ее развитие стимулируется потреб­ностями практики. Промышленность требовала новых тех­нологий, в основе которых лежало научное знание. Мощным стимулятором для развития науки и техники были мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. Развитые промышленные страны начинают выде­лять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Расширя­ется сеть научно-исследовательских учреждений, финанси­руемых как государством, так и частными компаниями. Научно-техническая революция. Научно-техническая революция (НТР) — кардинальное изменение, роли науки и техники в развитии общества в цивилизованных странах, произошедшее во второй половине XX века. На этом этапе наука становится непосредственной производительной си­лой общества, что значительно изменяет место и роль чело­века в производстве, характер его труда, особенности его профессиональной и гуманитарной подготовки в системах образования. Кроме того, НТР породила комплекс глобаль­ных проблем человечества, пути разрешения которых она и пытается найти. Развитие техники и глобальные проблемы современ­ности. Научно-техническая революция, сопровождающа­яся колоссальным прогрессом в области производитель­ных сил, породила и массу глобальных проблем, поста­вивших человечество на грань гибели. Современная тех­ногенная цивилизация основана на таком типе взаимоот­ношения между человеком и природой, при котором при­рода является объектом человеческой деятельности, объек­том эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом: больше. Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком.

  3. *ПоШлЫй ПрЕзИдЕнТ* Ответить

    XXI век стал временем складывания новой конфигурации геополитической экономической и цивилизационной ситуации, которая обусловлена влиянием ряда глобальных и локальных факторов. Их соотношение определяет вариативность сценариев развития мирового порядка, вероятность осуществления которых далеко неочевидна.
    1. Нарастающий разрыв между “Севером” и “Югом”, материальная зависимость громадного большинства от трех центров экономического развития: Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии.
    Глобальная конкуренция подстегивает экономическое соревнование, в котором Запад не отдаст своих привилегированных позиций. Острота этого противостояния будет приходиться на 2015– 2020 гг. Следствием нарастающего разрыва богатых и бедных стран станет неизбежная миграция бедного населения в Америку, Австралию. В условиях истощения природных ресурсов развитые страны постараются овладеть контролем над стратегически важным сырьем, что неизбежно приведет к обострению, противоречию между богатыми странами и бедными. Распространение ядерного оружия делает ситуацию практически не контролируемой. В связи с этим возникает опасность новой экономической холодной войны между индустриально развитыми странами во главе с США и развивающимися странами.
    2. Формирование новой системы мирового порядка, где гегемония США оспаривается рядом новых экономических гигантов: Китаем, ЮАР, Бразилией, Россией. Глобальное перераспределение политических сил в мире стало следствием крушения коммунизма и СССР. Гегемония США опасна имперским всевластием, жесткой гегемонией, склонностью к силовому диктату и доминированию абсолютного меньшинства над абсолютным большинством, которое ощущает безальтернативность будущего. Односторонние действия США и их союзников в Ираке, Афганистане и Ливии могут ускорить формирование невоенного треугольника Индия – Китай – Россия и даже стратегического треугольника. Китай, Россия, Британия и Франция чувствуют неспособность выйти на глобальный уровень доминирования. Переход к многополярному миру за счет подъема ЕС и Китая может оказаться долгим. Американской гегемонии объективно могут препятствовать три обстоятельства: 1) возможный отказ американского народа платить высокую цену за имперское всесилие; 2) отсутствие гарантированной солидарности союзников; 3) организованное противостояние потенциальных жертв.
    3. Слияние национальных экономик в общемировую. Глобализация рынка, растущая взаимозависимость на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, телекоммуникационных технологий, интернационального образования создают новые возможности политического влияния и доминирования. Центром усилий государств в XXI в. стало образование, развитие инфраструктуры, занятие конкурентноспособных позиций на мировом рынке информатики, микроэлектроники, биотехнологии, телекоммуникаций, космической техники, компьютеров. Процесс глобализации наиболее активно протекает сначала в XXI в., и в период 2000–2026 гг. она завершит общемировую консолидацию до уровня мировой федерации, которая будет развиваться в XXII в.
    Однако глобализация мирового информационного пространства и мирового рынка основана на экономическом доминировании экономически развитых стран. Это не устраивает большинство населения остального мира. Как следствие происходит разрастание этнического и конфессионального сепаратизма и радикального партикуляризма. При этом экономическое всевластие стран-лидеров, основанное на глобализации мировой экономики, автоматически не может проявиться в политико-военной сфере.
    4. Размывание государственного суверенитета государств- наций, который подорван растущим влиянием ТНК, неправительственных организаций, сепаратизмом регионов, неконтролируемой миграцией, международной преступностью, привело к ситуации хаоса, неуправляемости международных отношений. С одной стороны, это стало предпосылкой установления в 1990-е гг. однополярного мирового порядка во главе с США: в нем быстрее решаются возникающие конфликты, а сама система международных отношений становится более предсказуемой и управляемой. С другой стороны, глобализация, информационно-коммуникационная революция и рост могущества ТНК подрывают национальное государство и систему государств. Борьба за передел ресурсов, воинственное самоутверждение регионов и стран способно погрузить мир в хаос. Хаосу будут содействовать: подрыв авторитета международных организаций, распространение оружия массового поражения и поток обычных вооружений, расширение военных блоков, интенсификация международного терроризма и организованной преступности, самоопределение меньшинств, экономическое неравенство, неуправляемый рост населения, феноменальные технологические перемены, религиозный фундаментализм, национализм и расизм, ухудшение экономического положения на фоне миграционных процессов, крах жизненно важных экологических систем, истощение природных ресурсов, приоритет местного самоуправления, религиозное самоутверждение, этническая нетерпимость. При этом преступные сообщества могут заменить сугубо национально-государственные структуры. Разрушительному хаосу в международных делах противостоят три силы: суверенные государства, военно-политические блоки, международные организации (прежде всего ООН). Несомненно, что тенденции развития современных международных отношений требуют установления правил, запрещающих передачу высоких технологий в сомнительные руки. ООН должна стать гибкой, быстродействующей и эффективной международной организацией. Исторической предопределенности хаоса не существует. Несмотря на бурный поток конфликтов на протяжении XX в., мир не погрузился в безусловное отрицание всех правил. Трудно анализировать возможные пути исходя лишь из мировой непредсказуемости, враждебности. Существуют иные, более оптимистические глобальные тенденции.
    5. Крах прежней системы мировосприятия, которая рассматривала международные отношения в терминах “холодной войны”, потребовал поиска новых смыслов, новой идентичности. Очевидно, что холодная война была конфликтом социализма и классического капитализма. Крах коммунизма и окончание “холодной войны” с неумолимой остротой поставили вопрос о фундаментальных ценностях и смыслах человеческой цивилизации. В противовес глобализации и общечеловеческим ценностям освободившееся идейное пространство стали занимать партикулярные ценности и ментальные коды, ставшие маяками в нарастающем социальном многообразие. А религиозные воззрения и воспоминания об униженной гордости стали мотивами, вдохновляющими на исторические свершения. Учитывая наличие у каждой цивилизации аутентичного морально-психологического основания и собственных экономических, политических и военных требований, ожидать мира и спокойствия представляется вершиной стратегической наивности. Вперед выходит призрак предсказанного С. Хантингтоном столкновения цивилизаций: “Культурные разделительные линии цивилизаций станут фронтовыми линиями будущего”.
    “Арабская весна” 2011–2012 гг. показала, что в случае ускоренной и одобряемой извне перемены идентичности государства попадают в зону перманентной социальной нестабильности и конфликтов. Нечто гораздо более значимое может произойти в случае утверждения цивилизационной идентичности огромного Китая, ядерной Индии и миллиардного мусульманского мира. Цивилизационные различия действительно могут доминировать, их носителями выступают страны с различными культурными и религиозными традициями, которые по-разному реагируют на последствия глобализации.

  4. Artimador Ответить

    Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Естественное право – результат развития общества. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.Такие права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека.И. Кант (1724–1804 гг.) развивал положение теории естественного права на основании теории практического разума.
    Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Социологическая юриспруденция формировалась в трудах Е. Эрлиха, Т. Жени, К. Певеллина, Д. Фрэнка, О. Холмса и других. Сторонники этого подхода полагали, что закон, изданный государством, автоматически правом не становится. Он может стать правом, только воплотившись в конкретные правоотношения, реальные социальные действия. Нередко в данной теории преувеличивалась роль судов, т. е. только акты судов оценивались как реализация, как применение права. Среди всех форм права выделяется судебный (административный) прецедент. Сами же законы существуют только тогда, когда они воплощены в судебных решениях.
    Достоинством данного подхода к пониманию права является соединение права с социальной средой.
    Путь России к праву большей частью позитивистский. До Октябрьской революции Россия входила в романо-германскую правовую семью. Основные черты русской юриспруденции второй половины XIX века сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX века юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в отечественной и мировой юридической мысли.
    23. Сущность и признаки права.
    Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.
    Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:
    1) государственно-волевой характер;
    2) нормативность;
    3) взаимозависимость права и государства;
    4) общеобязательность;
    5) формальная определенность;
    6) системность и иерархичность;
    7) регулирующее воздействие;
    8) установление и обеспечение государством,
    Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

  5. Cehelm Ответить

    6) глобальный мир сегодня – это еще далеко не однородный социум
    7) первостепенная ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права, требуются изменения структуры ООН и других международных организаций.
    45. Неинституциональная сфера политики
    В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений.Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание».
    Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает всенеинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни.
    бихевиоральный подход рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти
    аксиологический, подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека
    Формы:
    Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников
    формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки по­литических изменений
    Функции:
    когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний)
    коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти);
    идейную (т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного ви­дения политического мира).
    Структура:
    гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности отражения ими реальной действительности.
    аксиологическон, отражающей духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта.
    социологической (функциональной), характеризующей все эле­менты политического сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных явлений на практике.
    (+ лекция в тетради!!!!!!!)))))
    46. Понятие политической идеологии
    Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания.
    В. Парето – ловкий словесный покров, оболочка, которая придает теоретическую форму человеческим эмоциям.
    К. Маркс – форма иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия, и в первую очередь производственных отношений
    Идеология – определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям
    Иными словами, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая групповую точку зрения на ход политического и социального развития общества и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок и склонностью к духов­ному экспансионизму.
    · является по преимуществу инструментом элитар­ых слоев, которые с ее помощью консолидируют групповые объединения граждан
    · с помощью идеологий политические цели группы символизируются и получают индивидуальные значения, а политические действия приобретают конкретную направленность
    · через идеологию канализируются массовые эмоции, чувства протеста или солидарности, негодования или поддержки
    · зависит от характера овладения ею общественным сознанием
    Функции:
    1. идейное овладение общественным сознанием;
    2. внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
    3. создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых партией, движением или другими силами целей и задач политического развития;
    4. стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач;
    5. активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям.
    Роль идеологии в мире политики меняется в зависимости от исторических условий, ситуации в стране, соотношения сил.

  6. Добавьлайк Ответить

    Такие внутрисоциальные изменения дополнялись складыванием неких глобальных тенденций, свидетельствующих, по мнению Э. Гидденса, о возникновении в этой части мира постдефицитной эконо­мики, о возрастании политического участия непрофессионалов в делах управления обществом (через экологические, демократические, тру­довые движения), о демилитаризации международных отношений и гуманизации технологии. Сочетание этих тенденций дало ученым ос­нование сделать вывод, что входящие в фазу постмодерна общества отличаются высоким уровнем риска, включающим и возможность экономического коллапса, и рост тоталитарной власти, и возникно­вение ядерных конфликтов, и ухудшение экологической ситуации. Их будущее стало абсолютно открытым и недетерминированным. «И никакие силы Провидения, – писал Гидденс, – не вмешаются, чтобы спасти нас… Апокалипсис стал банальностью … нашей ежед­невной жизни… подобно всем параметрам риска, он может стать ре­альностью».*
    * Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, 1990. P. 173.
    Эти признаки цивилизационного кризиса западного общества ус­ложнили и изменили отношение к опыту модернизированных стран со стороны государств и обществ с еще сильными патриархальными позициями: они, не решив пока многих задач классического «модер­на», оказались перед испытанием новыми целями и ценностями.
    Такие изменения не могли не сказаться и на полемике относи­тельно перспектив развития переходных обществ. Ввиду крайней про­тиворечивости целей, ориентиров и альтернатив перехода в науке возобладали более сложные подходы к пониманию перспектив и ди­намики переходных обществ. В целом «переход» (транзит) к совре­менности стал видиться еще более противоречивым и локально орга­низованным процессом, чем ранее. В этом смысле постулаты теории модернизации начали трансформироваться в положениятранзитологии – отрасли знания, исключающей какие-либо ценностные и це­левые критерии при описании процесса трансформации переходных государств и обществ.
    В то же время применительно к оценке внутренних механизмов и перспектив развития традиционных государств (и на основе сложив­шихся реалий) снова разгорелся спор сторонников демократии и ав­торитаризма. Приверженцы либеральных позиций стали рассматри­вать демократию уже не как цель, а как непременное условие осуще­ствления переходных преобразований. Обосновывая позитивность ориентации на демократию и ее последовательного развития, они ссылаются на тот факт, что в середине 90-х гг. из 24 государств с наиболее высокими среднедушевыми доходами 20 были демократи­ческими государствами. Факторами усиления демократических целей развития они считают и кризис легитимности авторитарных систем, беспрецедентный рост мировой экономики в 60-80-х гг., окончание «холодной войны» и проигрыш в ней тоталитарных государств, а также несомненный авторитет экономических и социальных достижений западных стран.
    По мнению сторонников либеральных преобразований, в любых переходных условиях рост экономического развития формирует у лю­дей новые ценности, которые в конечном счете так или иначе эво­люционируют к демократическим принципам и идеалам. Эту же пер­спективу отражают и такие факты, как повышение уровня образова­ния населения, развитие мирового рынка торговли, укрепление в обществе позиций средних слоев, политика международных инсти­тутов. Решение же тех проблем, которые возникают в связи с необходимостью конкретных структурных преобразований, относилось ими к качеству элитарных слоев, овладению ими консенсусными техно­логиями и к процессу формирования политической воли, т.е. тех про­блем, которые решаются за счет отбора соответствующих руководи­телей.
    В то же время, оставаясь реалистами, они признавали наличие не столько авторитарных тенденций, сколько «искушений», которые вызываются объективными обстоятельствами (но которые могут быть устранены чисто субъективными методами). Как пишет, например, А. Пшеворский, «шум несогласных голосов, задержки, вызываемые обязательствами следовать процедурам, …неотвратимо порождают не­терпение и нетерпимость в среде сторонников реформ. Сомнения, противодействия, настаивание на процедурах кажутся им симптома­ми иррациональности». Поэтому они «…обнаруживают склонность вести дело вопреки народному сопротивлению: …подавить гласность, чтобы продолжать перестройку. А с другой стороны, поскольку бед­ствия сохраняются, доверие исчезает, управление кажется все менее компетентным, постольку рождается соблазн… сделать все прямоли­нейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию дисциплиной, делать все рациональ­но…».*
    * Prwvorski A. Democracy and the Market. Political and Economic Reform in Eastern Europe and Latin America. N.Y., 1997. P. 187, 94.
    В противоположность либералам консерваторы полагают, что про­изошедшие в мире изменения, напротив, усиливают перспективы авторитаризма. Это вызвано тем, что усиление влияния цивилизационных факторов в переходных преобразованиях способствует нарас­танию политических форм защиты собственных ценностей и ведет к столкновению с Западом и его моделью модернизации. При этом ре­ально большинство стран продолжает жить при авторитарных режи­мах, когда отсутствие сильных классов, способных задать демократи­ческие ориентиры, и социальная гетерогенность неизменно способ­ствуют усилению роли авторитарного центра. Поэтому ни одно молодое государство не способно решить конфликт между укреплением де­мократии и экономическим ростом. Вынужденные вкладывать сред­ства в структурную перестройку экономики, а не в потребление, демократические режимы проигрывают борьбу за симпатии населения и тем самым снижают свою легитимность. Поэтому, считают консер­ваторы, мир находится на границе эпохи отката демократий, когда оказывается возможным установление этнических, религиозно-фундаменталистских, популистских, коммунистических и прочих дикта­тур. Поэтому в современных условиях развивающимся государствам необходима «ориентация на развитие», а не на демократию.

  7. ANGEL_DO_SLES Ответить

    В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы – может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи фаниц Российской Федерации и границ ее союзников.
    Возрастет риск увеличения числа государств – обладателей ядерного оружия.
    Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки.
    Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.
    На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного нрава, обеспечения надежной и равной безопасности государств.
    Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
    Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой – уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.
    Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как ООН, ОБСЕ, «Группа двадцати», БРИКС, ШОС, АТЭС, ОДКБ и др., а также использовать возможности неформальных международных институтов.
    Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами – участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интчмрации и координации на пространстве государств – участников Содружества Независимых Государств в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, фаничатцих с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.
    При этом Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военнополитического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
    Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения.
    Для России особое значение будут иметь укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества, стимулирование в ее рамках практических шагов, способствующих укреплению взаимного доверия и партнерства в Центрально-Азиатском регионе.
    Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно- правовой основе.
    Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.
    Россия готова к развитию отношений с Организацией Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе. Глубина и содержание данных отношений будут определяться готовностью альянса к учету законных интересов России при осуществлении военно-политического планирования, уважению норм международного права, а также к их дальнейшей трансформации и поиску новых задач и функций гуманистической направленности.
    Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.
    В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.
    Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России. Успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития.
    Для предотвращения у!роз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации нрава на жизнь, безопасность, груд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.

  8. Rockworm Ответить

    Важнейшие тенденции общемирового экономического развития

    Несмотря на определенные различия в условиях и тенденциях послевоенного развития стран Западной Европы, США и Японии, можно выделить ряд общих экономических процессов, характерных для всех развитых стран, которые были обусловлены общими объективными причинами общественного прогресса.
    Важнейшим фактором послевоенного развития мировой экономики был новый этап научно-технической революции. Предпосылками НТР явились фундаментальные открытия в области ядерной физики, квантовой механики, кибернетики, микробиологии, химии. Произошло качественное совершенствование материально-технической базы производства и технологических процессов. Научно-техническая революция оказала влияние на все сферы экономики, изменила функции и роль человека в производственном процессе, превратила науку в непосредственную производительную силу.
    Ускоренными темпами стали развиваться наукоемкие производства, возросли затраты на НИОКР и затраты государственных бюджетов на финансирование фундаментальных научных исследований. Степень использования достижений НТР, практическая реализация научных открытий и разработок, комплексное проведение НИОКР и своевременное внедрение их результатов в производство стали определять и качество экономического роста, эффективность производства и, в конечном счете, уровень социально-экономического развития стран.
    НТР сделала необходимым проведение структурной перестройки экономики. С середины 70-х гг. XX столетия в экономике развитых стран начинают осуществляться реиндустриализация, переход к наукоемким сложным технологиям – информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и т. п. Перестройка экономики в соответствии с требованиями НТР становится необходимым условием и важнейшим фактором дальнейшего динамичного экономического развития.
    Для второй половины XX в. становится характерным возрастание объема и роли сферы услуг и информационных технологий. Возрастание доли сферы услуг в национальной экономике приводит к перераспределению занятости в общественном производстве: к росту занятости в сфере профессиональных и деловых услуг, в исследовательских разработках, финансах, страховании, здравоохранении, образовании и т. д. Динамично развиваются производства, разрабатывающие и применяющие высокие технологии, – программные продукты и телекоммуникационные услуги.
    Изменяется характер циклического развития экономики. Особенностью в послевоенный период является его связь с появлением новых производств и технологий, необходимостью структурной перестройки экономики, старением ряда традиционных производств и т. д. Меняется характер экономических циклов. Под влиянием мер антикризисного регулирования уменьшается глубина кризиса, не происходит “обвального” падения цен, циклы становятся более “растянутыми” и т. д.
    Важной характеристикой послевоенного периода в развитых странах является рост государственного сектора экономики на основе проведения широкой национализации промышленности, банков, транспорта. Возрастает роль государственных предприятий в создании и потреблении ВВП. Однако в 70-80-е гг. эта тенденция превращается в свою противоположность – приватизацию, проводимую в ряде стран. Процесс приватизации связан с ограничением государственной предпринимательской деятельности, изменением методов и целей государственного регулирования экономики, необходимостью стимулирования частной инициативы, предпринимательства и инвестиционной активности. В конечном счете, речь идет о пересмотре функций и сфер государственного регулирования экономики, о более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным секторами экономики.
    Развитие системы государственного регулирования экономики приводит к формированию модели смешанной экономики, к сосуществованию государственного регулирования с рыночным механизмом хозяйствования, к сочетанию конкурентного рыночного регулирования с административным регулированием и активным использованием государством экономических инструментов. Меняется подход к методам государственного регулирования. Характерен переход от кейнсианской модели регулирования к неоконсервативной модели.
    Условием динамичного развития экономики становится возрастание роли среднего и малого бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса привело к активизации экономики многих стран. Этот сектор экономики обладает высокой мобильностью, гибкостью, приспособляемостью к изменениям рыночной ситуации, способностью обеспечивать занятость значительной части рынка труда и т. д. Одной из перспективных форм малого бизнеса является венчурное (рисковое) предпринимательство- специфическая форма организации НТП в виде небольших компаний, занятых созданием и внедрением нововведений. Получая средства от крупных финансовых институтов, венчурные предприятия инвестируют их в новые рисковые проекты, осуществляющие НИОКР.
    После Второй мировой войны усиливаются интеграционные процессы в Западной Европе на основе интернационализации производства. Происходит рост взаимозависимости экономики различных стран. Развиваются международная кооперация и специализация производства, международная миграция капиталов и рабочей силы, усиливается влияние международных монополий.
    Важным фактором послевоенного развития является формирование мировой социалистической системы, нарастание идеологического, политического и экономического противостояния.

  9. Fenrirr Ответить

    Основные проявления и последствия процесса глобализации. Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется сочетанием невиданных достижений технологического прогресса, способного привести к процветанию большинство стран мира и народов, и нарастанием социальной напряженности, что способно взорвать цивилизацию. Это явление названо «феноменом расколотой цивилизации» [21]. Кроме того, существует общемировая тенденция перехода к постиндустриальному обществу. Новый доминирующий класс постиндустриального общества – интеллектуальная элита, а технологические новшества – основа национального богатства. Но эти новшества не могут быть эффективно произведены, или скопированы, а в некоторых случаях даже использованы в рамках индустриальных, а тем более, аграрных стран. Однако именно они являются основой постиндустриального развития. В этом коренится важнейшая из причин разрыва между развитыми странами и всеми другими государствами. Наиболее эффективным оказывается взаимодействие постиндустриальных стран друг с другом, а не с государствами, находящимися на более низкой ступени развития. Большинство государств оказываются все в большей зависимости от постиндустриального мира как поставщика технологий и информации. Постиндустриальные страны вынуждены защищаться от наплыва иммигрантов из бедных стран. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что в современных условиях ни одна хозяйственная система не способна быстро развиваться без широкомасштабного заимствования технологий и знаний у развитых наций, без активного экспорта собственных продуктов на рынки постиндустриальных стран, поскольку именно они обладают достаточным платежеспособным спросом. Ни одна страна не может войти в постиндустриальное сообщество без его согласия и без его активной поддержки. С одной стороны, происходит «замыкание» постиндустриального мира, с другой – нарастающая неспособность других стран преобразовать свои хозяйственные системы в соответствии с требованиями времени. В связи с этим главная глобальная экономическая проблема современности связана с формированием в рамках ведущих западных стран замкнутой хозяйственной системы. Этот процесс может быть прослежен по следующим направлениям: концентрации в постиндустриальном мире большей части интеллектуального и технологического потенциалов человечества; сосредоточении основных торговых оборотов в пределах сообщества развитых государств; замыкании инвестиционных потоков и резком ограничении миграционных процессов из «третьего мира» в развитые страны планеты.
    В современном мире отношение к процессу глобализации неоднозначно. Ее негативные проявления для развивающихся стран заключены в следующем [34]:
    · Расширение торговли, но не количественно, а качественно. Рост цен на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы сопровождается волнами ресурсосбережения на основе новых технологий. Это в долгосрочном плане приводит к падению относительных цен на них и снижению их доли в международном товарообороте.
    · Выведение традиционных базовых отраслей в развивающиеся и новые индустриальные страны. Развитые страны сохраняют позиции в развитии новых идей и технологий.
    · Прямые инвестиции идут в подавляющей массе не в развивающиеся страны, а в развитые. Происходит замыкание товарных потоков.
    · Массовая миграция рабочей силы из слаборазвитых регионов в развитые страны. Переориентация местных жителей на престижные отрасли. Неквалифицированный тяжелый труд – удел мигрантов.
    · Утечка мозгов в развитые страны.
    · Формирование единого информационного пространства на основе парка компьютеров.
    · Серьезная угроза самобытности народов. Миру навязываются представления, что развитые страны представляют наилучший образец социально-политической организации общества и культуры.
    · Разрыв в экономическом развитии и уровне жизни народов стран мирового сообщества.
    Исходя из вышесказанного, получается, что страны ОЭСР находятся в наиболее выгодной ситуации от протекающего процесса глобализации. Это «золотой миллиард», который потребляет львиную долю мировых ресурсов топлива и сырья. К нему примыкают НИС, их быстрый экономический рост связан с развитием массового производства современной продукции на основе технологий, разрабатываемых в странах «золотого миллиарда». Выигрывают от глобализации поставщики на мировой рынок энергоресурсов и сырья, и, прежде всего, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Мощный рывок сделали Китай и Индия. За бортом оказались страны Африки «южнее Сахары», некоторые страны Азии, Латинской Америки – «миллиард бедности и нищеты». Однако причины нищеты здесь не в глобализации, а, напротив, в отстраненности этой части мира от современных процессов, незаинтересованности капитала и развитых государств в экономической деятельности в четвертом мире.
    Криминальная глобализация.На мировое развитие все сильнее воздействуют деструктивные силы, нарушающие правовые нормы, пренебрегающие принятыми в цивилизованном обществе «правилами игры». Криминальная глобализация ведет к тому, что мировое хозяйство начинает раздваиваться: одна его сторона – это легальные, «прозрачные процессы»; другая сторона – это процессы нелегальные, теневые. С этой точки зрения структура мирового хозяйства представлена в табл. 1.2. Появляется мировое криминальное хозяйство – система взаимосвязанных транснациональных преступных промыслов. Так, если главными субъектами легального мирового хозяйства являются транснациональные корпорации и национальные правительства, то их аналог в мире нелегального бизнеса – это международные криминальные группировки (итальянская мафия, колумбийские наркокартели, китайские триады и т.д.). Если в легальной экономике интернационализация ведет к формированию региональных блоков, то в нелегальной экономике возникают образования типа «Золотого треугольника» в Юго-Восточной Азии (Бирма, Таиланд, Лаос) или «Андского треугольника» в Латинской Америке (Перу, Колумбия, Боливия). Криминальный транснациональный промысел включает два блока: взаимоотношение «богатого Севера» и «бедного Юга» (развитых и развивающихся стран), и взаимоотношения между развитыми странами [27, с. 179].
    Таблица 1.2

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *