Какие отношения россии и белоруссии в настоящее время?

16 ответов на вопрос “Какие отношения россии и белоруссии в настоящее время?”

  1. Mikagore Ответить

    — У России нет никаких рисков. Это риски для самого Лукашенко, который готовится к 6-му президентскому сроку. Но заметьте, Запад использует чисто условные санкции против его тоталитарного режима, и то — иногда. Ни одно посольство не закрылось, ни с кем отношения не были разорваны, потому что Лукашенко всегда проводил антироссийскую политику. Под крики, что мы союзники, что мы танки остановим, он сдавал информацию Украине. Наши военные базы он не разместил, когда необходимо было немножко успокоить Киев. В этом понимании для Запада Лукашенко — уникальное, очень выгодное оружие против Москвы, которое сама Москва и оплачивает.
    Сейчас началась натуральная истерика в информационной среде Украины, которая поддержана на Западе. “Москва давит Минск, давит суверенитет, не дает ему газ, нефть”. Я сейчас смотрю видеосюжет из Украины. Какая-то мадам под маркой политолога-эксперта заявляет: “Представляете, сейчас поднимут цену на нефть для Белоруссии, так ведь Белоруссия нам поставляет топливо, и у нас поднимется цена. Это же невозможно!”. Так возмущается.
    — Можно рассчитывать, что прагматизм в наших отношениях с Белоруссией все-таки возобладает?
    — Конечно, мы рассчитываем, что там есть здоровые силы, которые поймут, что это государство не выживет без России, что надо быть реальным союзником, а не заниматься политическим мародерством. Нельзя же открыто нас обворовывать. На совещании 10-го числа Лукашенко сказал подчиненным, что, мол, россияне нам не дали компенсацию в этом году за невыполнение по поставкам российской нефти и норм ее переработки, так вы эти 300-400 миллионов, как хотите, но с России снимите. Как снять с России эти деньги? Значит, будут хватать колесный транзит. Начнут грабить, конфисковывать наши транзитные грузы. Это уже было.
    При этом на 1 января этого года общая сумма дотаций, которую Белоруссия получила за последние 20 лет (дотации, субсидии, всевозможные преференции) от России, уже составила 126 миллиардов долларов. Представляете, какая сумма! Скажите нашему какому-нибудь региону.
    — Четыре мешка картошки, переданные на Новый год Лукашенко Владимиру Путину символичны…
    — Это же демонстративное издевательство. Потому что в Белоруссии как это воспринималось? Голодают, типа — подбросил.
    Читайте по теме: Россия прекращает “кормить” Белоруссию
    Будет ли Россия присоединять Белоруссию
    Макей объяснил подход Минска к белоруссизации страны

  2. подростковая_тупость Ответить

    Какая кошка пробежала между россиянами и белорусами, нам рассказал Юрий Шевцов, директор белорусского Центра проблем европейской интеграции.
    – В 1990-х годах обсуждалась возможность объединения Белоруссии и России в единое государство – как считаете, сегодня эта дискуссия все еще может быть актуальной?
    – Сегодня Белоруссия и Россия являются очень разными государствами. Если в конце 1990-х годов Белоруссия была уже консолидирована под властью одного человека и была управляемым государством, то Россия тогда таковой не была. До прихода к власти Владимира Путина Россия была очень слабым государством. Сегодня оба государства сильные и хорошо управляемые. Поэтому ставить вопрос о каком-то быстром объединении просто невозможно.
    Если же копать еще глубже, то два государства развиваются на базе совершенно разного наследия 1990-х годов. В России в тот период проводилась радикальная реформа, которая сформировала местные бизнес-элиты таким образом, что в их основе стоят олигархи. В Белоруссии формирование подобного бизнес-класса было остановлено. Белорусская бизнес-среда формировалась под управлением государства. Сочетать эти две экономические модели практически невозможно.
    – То есть в конце 1990-х — начале 2000-х годов этих противоречий было меньше?
    – Тогда была другая ситуация в России. В конце 1990-х годов она проиграла Чеченскую войну, лежала в руинах после дефолта 1998 года, и во многих регионах страны начинался голод. Поэтому в конце 1990-х годов Белоруссия во главе с Лукашенко выглядела для многих россиян очень привлекательно. Им казалось, что остановить сползание России в еще больший хаос можно, если пойти путем Белоруссии. Сегодня же Минск не является для жителей России ни духовным, ни каким бы то ни было другим лидером. Сегодня у Москвы есть свой сильный лидер.
    – Как считаете, после присоединения Крыма к России и войны на Донбассе взаимоотношения Минска и Москвы изменились?
    Да. Россия находится в стадии своего очередного имперского цикла. Она консолидируется и ставит на мировой арене вопрос об уважении ее интересов, которые очень далеко выходят за границы России. В свою очередь Белоруссия — это маленькое государство, которое все больше ощущает себя частью Восточной Европы, частью конгломерата таких же небольших государств, как она сама. Отсюда берет начало разное отношение к внешнеполитическим проблемам, которые существуют у России и Белоруссии. Например, для Минска вовлечение в войну в Сирии или на Донбассе выглядит чем-то далеким и нереалистичным. У Минска очень невысокие внешнеполитические амбиции. Это можно назвать пацифизмом или чувством здравого смысла, но факт в том, что для Белоруссии подобный масштаб мышления сейчас является нормой.
    – На днях президент Александр Лукашенко заявил, что Украина воюет за свою независимость, а Белоруссия отстаивает ее на экономическом поприще. Если я правильно понял, он имел в виду взаимоотношения с Россией. Как считаете, его слова могут свидетельствовать о том, что уже не приходится говорить о братстве белорусов и русских?
    – Я бы не использовал такие жесткие выражения. Пока это не более, чем очередное заявление Лукашенко в момент, когда у Белоруссии и России очень обостренные взаимоотношения из-за поставок нефти и газа. Подобные торговые войны мы уже переживали несколько раз, причем тогда риторика была не менее воинственной. На деле все-таки у нас сохраняется Союзное государство с огромным комплексом заключенных соглашений и функционирующих институтов. Также страны состоят в военном союзе, который никто не собирается разваливать, а как раз наоборот, и так далее.
    – Почему же Лукашенко не приехал в Санкт-Петербург на заседание ОДКБ и Евразийского союза в конце прошлого года? Теперь в СМИ муссируют слухи о том, что Минск вообще может объявить о выходе из этих организаций.
    – Официально Лукашенко просто решил послать вместо себя премьер-министра, причем свое решение он никак не объяснил. При желании за этим можно увидеть определенный политический сигнал России, но я не хочу додумывать. В общем и целом это является элементом той тревожности, которая возникла в отношениях между Россией и Белоруссией в последнее время. Между странами проходит очередная торговая война из-за цен на газ, но этих войн за 20 с лишним лет было уже очень много.
    – Из-за чего вообще возникает эта торговая война, если Россия и Белоруссия приходятся друг другу давними стратегическими партнерами и союзниками?
    – В их основе лежат экономические противоречия. Например, Белоруссия входит в десятку мировых экспортеров молочных продуктов. Разумеется, основной молочный экспорт идет в Россию. Там это вызывает сопротивление конкурентов, причем как собственно российских, так и иностранных. Та же история с белорусскими тракторами. Таким образом, в основе торговых войн между Москвой и Минском, прежде всего, лежат интересы лоббистских групп. Точно такие же противоречия можно наблюдать и внутри России между различными экономическими субъектами, просто в случае с Минском эти споры очень быстро начинают переходить на межгосударственный уровень.
    – Пока разворачивалось торговое противостояние, в Белоруссии задержали сразу трех человек, пишущих для российского агентства Regnum. По мнению силовиков, они работали на раскол российско-белорусской дружбы, а в их редакции утверждают, что, наоборот, их целью было сблизить народы. Каждый из арестованных журналистов публиковался примерно около года. Как считаете, их задержание стало простым совпадением, или оно было элементом противостояния с Москвой?
    – Сейчас любой эпизод, в котором задействована Россия и Белоруссия, рассматривается в контексте необъявленной торговой войны. Вообразите себе, Белоруссия платит за газ столько, сколько считает нужным, то есть примерно половину цены, на которой настаивает «Газпром». В ответ на этот спор, где у Минска есть свои аргументы, а у российской компании свои, Москва резко сократила поставки нефти в Белоруссию. По некоторым оценкам, именно по этой причине ВВП страны сократился на 2%. Речь идет об очень глубоком споре, который длится уже больше года.
    – А ситуацию с блогером Александром Лапшиным, которого Минск хочет выслать в Азербайджан за посещение Нагорного Карабаха, можно поставить в эту же цепочку событий?
    – Я бы не смешивал все вместе, потому что если в случае с журналистами Regnum МИД России поддержал действия белорусских властей, то по второй ситуации, напротив – просят освободить человека. По дипломатическому рисунку это совершенно разные истории.
    – Каждый год Лукашенко по нескольку раз обвиняется российскими СМИ в предательстве Москвы, в том числе в развороте на Запад. При этом либеральные политики в самой Белоруссии подогревают эти настроения своим экспертным мнением. Как считаете, почему это происходит?
    – У Белоруссии есть противники в России. В основном это лоббисты тех компаний, которые вынуждены конкурировать с ней на внутреннем рынке своей страны. Им необходима определенная идеология, чтобы они могли отстаивать свои интересы на политическом уровне. Например, в последние лет 10 доказывается, что Белоруссия пытается предать интересы России. А раньше, когда РФ была еще слабой, та же по сути антибелорусская идеология опиралась на то, что в Минске «совок», у власти колхозник, красно-коричневые и так далее.
    Экономические интересы конкурентов Белоруссии всегда должны находить какое-то идеологическое воплощение. Возможно, в будущем придумают что-нибудь еще. Но на самом деле отношения между Белоруссией и Россией не обусловлены информационными войнами и клише, которыми стороны одаривают друг друга. Между странами существует прочная договорная база взаимоотношений. Об этом, например, свидетельствуют официальные заявления МИД России, которые по отношению к Белоруссии, как правило, бывают очень комплиментарными.
    – В последнее время стало известно о размещении в Белоруссии лагерей для сирийских беженцев и отмене виз для жителей 80 государств. Как думаете, почему Минск решил пойти на эти два шага, и как они могут отразиться на существовании открытой границы с Россией в рамках Союзного государства?
    – После начала войны на Украине геополитическое положение Белоруссии очень сильно изменилось. Минск стал донором региональной безопасности, за что получил свои дипломатические бонусы. В частности, началась нормализация отношений с Западом. До того Белоруссия находилась под санкциями Запада около 20 лет. Россия до такого еще не доходила. Во-первых, антироссийские санкции не такие болезненные, как для Минска, а во-вторых, Москва живет под ними меньше трех лет.
    Чтобы было понятнее, о чем идет речь: сейчас в Белоруссии почти нет американских дипломатов. Был момент, когда из 45 дипломатов посольства 40 было выслано, из страны уехал даже посол США. Также из Америки были отозваны почти все белорусские дипломаты, включая посла. До сих пор интересы обеих стран друг у друга представляют не послы, а временные поверенные. У России никогда не было и нет настолько серьезного конфликта с Западом.
    После начала войны на Украине между Минском, Евросоюзом и США началось примирение, в ходе которого отменили значительную часть санкций. Это обстоятельство не привело отношения Белоруссии и Запада к тому уровню доверия, который существует между Россией и Западом, но это уже лучше, чем было раньше. То есть Лукашенко до сих пор не ездит на Запад, как это делает Путин, но все равно это уже что-то.
    Параллельно с этим в Белоруссии произошла небольшая либерализация в сфере политики. В частности, было принято решение о пунктах для размещения беженцев и отмене виз. Для России это является проблемой, которую обязательно нужно решить как можно быстрее.
    – Решение ФСБ о размещении на границе с Белоруссией пунктов пограничного контроля ударит по российско-белорусским отношениям?
    – Само по себе оно не является каким-то ударом по Минску уже потому, что Белоруссия ввела точно такой же режим еще в 2014 году, и никаких возмущений это тогда не вызвало. Но есть дополнительные сложности, создаваемые Россией. Прежде всего, это отказ Москвы пропускать на свою территорию граждан третьих стран, которые въезжают в Белоруссию по белорусской визе. Чтобы эти люди могли на автомобиле въехать в Россию из Белоруссии, они должны пройти через пункт паспортного контроля на российско-белорусской границе, которые должны были бы быть расположены на шоссе, но их просто нет. В силу последнего решения ФСБ, Москва и Минск должны договориться о решении этой проблемы.
    – Как думаете, готов ли Минск пожертвовать открытой границей с Россией, если однажды к этому приведет его сотрудничество с Западом?
    – Если вспыхнет серьезный кризис, который поставит под угрозу российско-белорусские отношения, Белоруссия выберет Россию. Отношения между Минском и Москвой слишком глубокие, чтобы их можно было перечеркнуть в какой-то обозримой перспективе. Они основаны на такой глубокой общности, которой нет у Белоруссии ни с одним другим соседним государством или народом. Вся система ценностей ориентирована на союз с Россией.
    У Белоруссии есть некоторая свобода действий в этих отношениях, но она никогда не перейдет красную черту. В частности, речь идет о сохранении союза с Россией, сохранении русского языка, как одного из государственных языков республики, и сохранении той версии государственной идеологии, которая обращается к советской версии интерпретации Второй мировой войны. Если хотя бы одна из этих граней будет пройдена, Белоруссия взорвется.
    – Насколько тяжело будет Минску сохранять свою самостоятельность в будущем, если учесть очередной имперский цикл России, о котором вы говорили? Не станут ли торговые войны слишком тяжелыми для Белоруссии, чтобы она могла продолжать отстаивать свои интересы, и не превратится ли она в заложницу отношений с Россией, которая может оказаться участницей длительного конфликта с Западом?
    – Такая угроза, конечно, есть. И нынешняя торговая война, хоть она и не объявлена официально, является одной из самых острых за все время после распада СССР. Эта торговая война развивается на фоне открытой войны в Украине и просто тотальной вспышки антироссийской истерии в соседних с Белоруссией восточно-европейских странах. В этих странах появилось много сил, которые стараются углубить противоречия России и Белоруссии и перетянуть Белоруссию в свой лагерь. Такие настроения есть и в Белоруссии. Есть сторонники разрушения союза двух стран и в России, и они в последнее время активизировались под самыми разными лозунгами. Но все-таки влияние тех, кто не хочет распространения на Белоруссию украинской нестабильности, влияние тех, кто не хочет, чтобы Россия оказалась отрезана от остальной Европы воюющей полосой между двумя морями – сильнее. Нынешняя торговая война должна все же завершиться, как и все предыдущие торговые войны Белоруссии и России очередным витком взаимной интеграции.
    – Потепление отношений с Западом привело к либерализации Белоруссии?
    – Одним из элементов потепления отношений было прекращение репрессий против оппозиции. Отчасти благодаря этому стало возможным избрание двух оппозиционных кандидатов. Но они мало на что могут повлиять. Во-первых, их голосов ни на что не хватит. Во-вторых, в белорусской системе власти парламент – очень слабый государственный институт.
    Кроме того, война на Донбассе привела к тому, что общество отшатнулось от украинского примера политической борьбы. Никто не хочет, чтобы Белоруссия пошла по тому же пути. Те споры, которые сегодня развиваются в Белоруссии, происходят не из-за того, что тут укрепляются какие-то националистические силы, как считают некоторые в России, а наоборот – тут растут как раз больше пацифистские настроения.
    – Белорусское общество хочет либеральных реформ, или его устраивает тот государственный курс, который сейчас задает Лукашенко?
    – Если смотреть с точки зрения анализа политики, то мы должны обращать внимание на то, что мы можем пощупать. Такими маркерами являются две общенациональные предвыборные кампании, которые прошли за эти два года. Это парламентские и президентские выборы. На выборах не произошло ничего неожиданного. Общество в очередной раз продемонстрировало поддержку тех кандидатов, которые выступают за проведение курса Лукашенко. Никакого общественно-политического бурления в стране нет даже близко. В президентской кампании Лукашенко тоже победил с таким преимуществом, что затмил даже свою первую победу на выборах. Симпатии общества к нему, как к гаранту стабильности, особенно на фоне войны на Украине, оказались очень высокими.
    Проведение либеральных реформ, в том числе повышение тарифов ЖКХ, повышение пенсионного возраста и прочее, о чем во время переговоров с Минском говорит МВФ, может быть выполнено. Но все это может касаться исключительно экономической сферы, а не политической.
    То есть и здесь есть своя красная линия. В постсоветском понимании, либералами называют тех, кто выступает за ослабление роли государства в экономике, социальной сфере и так далее. Это такая ориентация на дикий капитализм. Сложно даже представить себе, чтобы Лукашенко допустил подобное движение, пока он у власти.
    – Недавно о проведении конституционной реформы заявили в Казахстане, еще раньше о превращении в парламентские республики заявили Армения и Киргизия. В Белоруссии ничего подобного не будет?
    – Последние белорусские выборы показали, что страна ни в каких подобных своего президента изменениях не нуждается, а общество консолидировано вокруг Александра Лукашенко. Но все равно такая необходимость может возникнуть, например, ради успешных переговоров с МВФ. Для этого Минск может усилить значение парламента, но это не приведет к изменению системы власти в принципе.
    На этот случай в Белоруссии есть аналог «Единой России», который называется «Белая Русь». В этом объединении состоит примерно 150-160 тысяч человек. Это полностью готовая структура, которую хоть завтра можно объявить партией, и она станет правящей в парламенте. То есть даже если руководство страны решит превратить Белоруссию в парламентскую республику, значимость Лукашенко все равно не снизится, так как «Белая Русь» полностью пропрезидентская организация.
    – Задумывается ли кто-то над тем, что будет после Лукашенко?
    – Этот вопрос существует столько же, сколько Лукашенко находится у власти. Однако чтобы этот вопрос встал действительно остро, общество должно перестать доверять ему или начать сомневаться в выбранном им курсе развития. Тогда в Белоруссии будут появляться новые оппозиционные лидеры и партии. Ничего подобного мы сегодня не видим. Более того, даже Запад, который ранее постоянно вмешивался во внутреннюю политику Белоруссии, поддерживая оппозицию и ища в ней альтернативу Лукашенко, сегодня фактически отказался от этой идеи.

  3. Moranin Ответить

    Наиболее застарелый спор — о ценах на энергоносители. Россия объявила о намерении сократить поставки нефти в Белоруссию с 4,5 до 4 миллионов тонн в первом квартале после того, как сторонам не удалось найти взаимопонимания в газовом вопросе. Дело в том, что с начала 2016 года Минск в одностороннем порядке снизил оплату российского газа, из-за этого образовалась задолженность в 550 миллионов долларов. Александр Лукашенко настаивает, что из-за падения цен на нефть стоимость газа для страны должна быть ниже, чем в 2016 году: 83 доллара за тысячу кубометров вместо 132 долларов, установленных «Газпромом».
    Остроты в отношения добавили недавние аресты в Белоруссии публицистов, печатавшихся в российских СМИ, и отказ Лукашенко от посещения саммита ОДКБ и ЕАЭС в Санкт-Петербурге в декабре. В итоге российско-белорусские отношения оказались в нижайшей точке за последние десятилетия. Лукашенко объясняет ситуацию опасениями Москвы, что «Беларусь уйдет на Запад». Определенные успехи в этом направлении у Минска действительно есть. Во-первых, белорусская столица стала центром переговоров о судьбе Донбасса, что позволило стране выйти из международной изоляции. Во-вторых, Брюссель в прошлом году снял ряд санкций с самого Лукашенко и других белорусских чиновников. Впрочем, денег от потепления выручить пока не удалось. Договоренности касаются только того, что международные структуры инвестируют семь миллионов евро в строительство лагерей для переселенцев.
    «Директор колхоза против райкома»Эксперты говорят, что наиболее острые углы Москва и Минск так или иначе сгладят, однако «отношений по любви» уже не будет. Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает, что кризис переживает вся система взаимоотношений двух стран. «На дворе экономический кризис. Сокращаются внутрироссийские расходы, и нашему самому близкому союзнику необходимо умерить аппетиты. Лукашенко, понятно, этого делать не хочет, рассчитывает на некое особое к себе отношение. Главные вопросы сейчас — экономические, но он очень любит все политизировать», — объясняет эксперт. Жарихин отмечает, что белорусский президент постоянно рисует картину полного бардака и развала российского государства, где чиновники принимают решения в обход президента Путина. При этом, по его словам, и создание пограничных зон, и установка цен на нефть и газ не могли произойти без ведома главы государства. «Думаю, Лукашенко выгодно выстраивать именно такую картину происходящего, чтобы при случае отыграть назад: он как бы создает Путину лазейку, чтобы можно было вернуться в исходную точку. Но это все дипломатия колхозного уровня. Это похоже на дискуссию председателя колхоза с секретарем райкома. В Москве это уже мало кого впечатляет, к этому привыкли, но все это неприятно из-за общей внешнеполитической ситуации, в которой находится Россия. Сейчас это выглядит немножко по-предательски», — говорит политолог.

  4. Latus Ответить

    По мнению опрошенных DW российских экспертов, в перечне проблем в отношениях России и Беларуси доминируют периодически вспыхивающие торговые конфликты. Белорусские же эксперты первостепенными называют проблемы, связанные с желанием России, чтобы Беларусь полностью следовала в фарватере внешней политики Москвы.
    Дистанцирование Минска от противостояния Москвы и Запада
    Политический фон отношений Минска с Москвой все больше задается контекстом конфронтации между Россией и Западом. При этом ожидания Беларуси от сотрудничества с Россией остаются завышенными и неисполнимыми, отмечают авторы “Минского барометра” (мониторинга внешнеполитической деятельности Беларуси и ситуации в области национальной и региональной безопасности), выпускаемого в рамках экспертной инициативы Минский диалог.
    Валерий Карбалевич
    На официальном уровне российская сторона ни разу не заявила о проблеме, которую большинство белорусских экспертов называют первостепенной. При экономической зависимости от Москвы, которая после аннексии Крыма если и сократилась, то совсем незначительно, Минск занял и продолжает выдерживать линию нейтралитета: Беларусь не поддержала РФ в ее конфликте с Украиной и Западом.
    Такая позиция, отмечает в интервью DW политолог Валерий Карбалевич, является ситуацией шпагата, и она не нравится России. В центре этого конфликта, по выражению эксперта, вопрос доверия Москвы к Минску – оно сокращается, и это сказывается на разных сферах, отравляя российско-белорусские отношения, в том числе и отношения Путина и Лукашенко. Пути мирного решения этой проблемы Карбалевич не видит: “Конечно, Россия может попытаться силовыми действиями принудить Беларусь к большему послушанию, но это неизбежно приведет к конфликту”.
    Андрей Федоров
    Однако РФ, по мнению эксперта, вряд ли будет предпринимать активные действия: конфликт останется “под ковром” как минимум до тех пор, пока Беларусь не зашла за “красные линии”, коими являются участие Минска во всех интеграционных объединениях, созданных по инициативе России.
    Кроме того, Минск принимает решения на фоне отсутствия твердой уверенности, что с Беларусью рано или поздно при тех или иных обстоятельствах не случится то, что произошло с Крымом и Украиной, полагает политический аналитик Андрей Федоров. По его мнению, у Москвы было и остается много рычагов, чтобы в случае необходимости “прищемить пальчики” Минску.
    Поставкироссийских нефти и газа Беларуси
    Постоянным поводом для конфликтов являются условия поставок российских энергоносителей в Беларусь. На 2018-2019 годы соглашение подписано и по нефти, и по газу. Проблема с подписанием соглашения о поставках с 1 января 2020 года, по оценке Карбалевича, есть уже сейчас: переговоры идут без успеха, поскольку позиции сторон разные, и об этом публично говорили высокопоставленные чиновники из обеих стран.
    Условия поставок российской нефти на белорусские НПЗ – традиционный предмет торга Минска и Москвы
    Решение этой проблемы эксперты видят в подписании соглашения, предусматривающего льготы для Беларуси, пусть даже и не такие, на которые претендует Минск. Так решалась эта проблема в прошлом, и аналитики не видят причин, чтобы подобным же образом не урегулировать ее и на сей раз.
    Постоянные конфликты в связи с экспортом продуктов из РБ в РФ
    На днях был погашен очередной конфликт из-за поставок белорусской молочной продукции на российский рынок, однако практика показывает, что проблема не закрыта, она возникала уже неоднократно. Россия нарушает правила функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предполагающие свободное движение товаров, капиталов, рабочей силы, считает в этой связи Карбалевич.
    Политолог, доцент МГИМО Кирилл Коктыш главной проблемой во взаимоотношениях РБ и РФ называет желание коммерческих субъектов хозяйствования политизировать экономические конфликты. Он видит их причину в том, что участники таких конфликтов – белорусские и российские – “стремятся защитить себя и свою зону влияния, требуя при этом чрезмерной заботы государства, что приводит к политизации хозяйственных споров”.

  5. Shiroi Ответить

    В то же время, несмотря на небольшое охлаждение отношений в конце года, политические связи двух государств не претерпели практически никаких изменений, если не обращать внимания на ряд моментов. Речь в данном случае идет как о вопросах признания виз и свободного пересечения белорусско-российской границы гражданами третьих стран, так и о всплывшей в конце осени тематике защиты независимости и суверенитета Белоруссии и желании некоторых политических сил представить поведение Кремля как стремление инкорпорировать республику в состав РФ. При этом весь год Минск и Москва не предъявляли друг другу сколько-нибудь серьёзных претензий в области политики. Более того, МИДы обоих государств неоднократно заявляли о стратегическом партнерстве, хотя в российском внешнеполитическом ведомстве и смотрели с определенной степенью раздражения на некоторые действия официального Минска. Например, в период обострения российско-американских и российско-европейских противоречий, связанных с делом Скрипалей, белорусские дипломаты только расширяли свои контакты с Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем. Правда, несмотря на это, а также приезды в Минск множества делегаций как из ЕС, так и из-за океана, никаких серьезных дивидендов это белорусскому режиму не принесло, а в Москве и вовсе решили не обращать внимания на происходящее, тем более что по основополагающим вопросам, например, по украинским резолюциям в ООН, Белоруссия продолжала оставаться на стороне России.
    Не сильно повлиял на двухстороннее сотрудничество и тот факт, что Минск крайне осторожно высказался по поводу инцидента в Азовском море, фактически в очередной раз отказав в поддержке своему военно-политическому союзнику. Более того, даже перепалка Путина и Лукашенко на саммите в Санкт-Петербурге не стала началом острого кризиса в политических отношениях двух стран. Неслучайно в Белоруссиии, осознав, что вопрос «поглощения» постсоветской республики Россией перестал будоражить общественное мнение, в медийное пространство был сделан вброс о возможном пересмотре руководством страны стратегии сотрудничества с Москвой в области совместной обороны. В частности, в СМИ все чаще стал упоминаться вопрос нахождения в республике двух российских военных объектов: узла связи военно-морского флота России «Вилейка» (радиостанция «Антей») и радиолокационной станции «Волга» (узел «Барановичи») в составе российской системы предупреждения о ракетном нападении — договор аренды которых истекает в 2021 году. И, несмотря на то, что Александр Лукашенко недвусмысленно заявил, что он даже и не думает как=либо пересматривать статус данных объектов, а глава Минобороны республики отметил, что вопрос о продлении договора будет решен в следующем году, эта тема, переплетаясь с темой новой российской военной базы в Белоруссии, весьма активно обсуждалась в информационном поле страны в уходящем году. При этом стоит отметить, что аналитики не склоны драматизировать ситуацию, так как вопросы обороны двух государств на протяжении всего периода их отношений никогда не подвергались каким-либо сомнениям. В Москве могут на многое закрывать глаза, однако любое изменение позиции официального Минска в данной сфере неизбежно приведет к серьезным последствиям, которые не нужны ни белорусской, ни российской сторонам. Поэтому с определенной долей уверенности можно говорить, что вопросы военно-технического и оборонного характера вряд ли станут предметом серьезного обсуждения Белоруссии и России в ближайшей перспективе.

  6. ^VLAD^ Ответить

    Политический фон отношений Минска с Москвой все больше задается
    контекстом конфронтации между Россией и Западом. При этом ожидания
    Беларуси от сотрудничества с Россией остаются завышенными
    и неисполнимыми, отмечают авторы «Минского барометра» (мониторинга
    внешнеполитической деятельности Беларуси и ситуации в области
    национальной и региональной безопасности), выпускаемого в рамках
    экспертной инициативы Минский диалог.
    На официальном уровне российская сторона ни разу не заявила
    о проблеме, которую большинство белорусских экспертов называют
    первостепенной. При экономической зависимости от Москвы, которая после
    аннексии Крымом если и сократилась, то совсем незначительно, Минск занял
    и продолжает выдерживать линию нейтралитета: Беларусь не подержала РФ
    в ее конфликте с Украиной и Западом.
    Такая позиция, отмечает в интервью DW политолог Валерий Карбалевич,
    является ситуацией шпагата, и она не нравится России. В центре этого
    конфликта, по выражению эксперта, вопрос доверия Москвы к Минску, оно
    сокращается, и это сказывается на разных сферах, отравляя
    российско-белорусские отношения, в том числе и отношения лидеров двух
    стран. Пути мирного решения этой проблемы Карбалевич не видит: «Конечно,
    Россия может попытаться силовыми действиями принудить Беларусь
    к большему послушанию, но это неизбежно приведет к конфликту».
    Однако РФ, по мнению эксперта, вряд ли будет предпринимать активные
    действия: конфликт останется «под ковром» как минимум до тех пор, пока
    Беларусь не зашла за «красные линии», коими являются участие Минска
    во всех интеграционных объединениях, созданных по инициативе России.
    Кроме того, Минск принимает решения на фоне отсутствия твердой
    уверенности, что с Беларусью рано или поздно при тех или иных
    обстоятельствах не случится то, что произошло с Крымом и Украиной,
    полагает политический аналитик Андрей Федоров. По его мнению, у Москвы
    было и остается много рычагов, чтобы в случае необходимости «прищемить
    пальчики» Минску.

    Поставки российских нефти и газа Беларуси

    Постоянным поводом для конфликтов являются условия поставок
    российских энергоносителей в Беларусь. На 2018-2019 годы соглашение
    подписано и по нефти, и по газу. Проблема с подписанием соглашения
    о поставках с 1 января 2020 года, по оценке Карбалевича, есть уже
    сейчас: переговоры идут без успеха, поскольку позиции сторон разные,
    и об этом публично говорили высокопоставленные чиновники из обеих стран.

    Решение этой проблемы эксперты видят в подписании соглашения,
    предусматривающего льготы для Беларуси, пусть даже и не такие,
    на которые претендует Минск. Так решалась эта проблема в прошлом,
    и аналитики не видят причин, чтобы подобным же образом не урегулировать
    ее и на сей раз.

    Постоянные конфликты в связи с экспортом продуктов из РБ в РФ

    На днях был погашен очередной конфликт из-за поставок белорусской
    молочной продукции на российский рынок, однако практика показывает, что
    проблема не закрыта, она возникала уже неоднократно. Россия нарушает
    правила функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
    предполагающие свободное движение товаров, капиталов, рабочей силы,
    считает в этой связи Карбалевич.
    Политолог, доцент МГИМО Кирилл Коктыш главной проблемой
    во взаимоотношениях РБ и РФ называет желание коммерческих субъектов
    хозяйствования политизировать экономические конфликты. Он видит
    их причину в том, что и участники таких конфликтов — белорусские
    и российские — «стремятся защитить себя и свою зону влияния, требуя при
    этом чрезмерной заботы государства, что приводит к политизации
    хозяйственных споров».
    Коктыш говорит, что решением проблемы является создание
    институциональных механизмов разрешения подобных споров. Правда,
    по этому поводу Андрей Федоров замечает, что вряд ли Россельхознадзор,
    вводящий санкции в отношении белорусских продуктов, можно назвать
    хозяйствующим субъектом.

    Контроль на российско-белорусской границе

    Проверки паспортов у граждан Беларуси в российских аэропортах
    и введение Россией контроля на сухопутной границе между странами
    в Москве объясняют разными визовыми правилами, так как Минск разрешил
    безвизовый въезд на 5 дней гражданам 80 стран, с которыми у РФ действует
    визовый режим.
    Помимо этого, добавляет Кирилл Коктыш, на такие действия России
    повлияли ситуация на Украине и ввоз из Беларуси санкционных товаров,
    произведенных в Европе. Учитывая последнее обстоятельство, Коктыш
    называет происходящее «частью коммерческой войны». По его мнению,
    существующий инструментарий контроля доверия не укрепляет, и необходимо
    вырабатывать новый.
    В Беларуси же принятые Россией меры считают проявлением недоверия.
    Формирование общего стоп-листа (для лиц, которым запрещен въезд),
    по выражению Коктыша, позволит Москве и Минску вплотную приблизиться
    к введению общих виз, что, возможно, и станет решением этой проблемы
    на длительный период.

  7. beautiful_lie Ответить

    В связи с увеличением случаев нелегального пересечения границы в 2010-х гг. на всех автомобильных переходах границы с 2013 г. вновь заработали российские посты, на них осуществлялся выборочный таможенный контроль. В 2014 г. таможенный контроль был усилен после того, как Россия установила запрет на ввоз продуктов из Евросоюза и других стран в рамках ответных мер на веденные ранее антироссийские санкции. Осенью 2016 г. российские власти ужесточили правила проезда граждан третьих государств через границу России и Белоруссии (из-за рисков, связанных с террористической угрозой и миграционными вопросами).
    В настоящий момент переходами через российско-белорусскую границу могут пользоваться только граждане России и Белоруссии. 29 декабря 2016 г. директором Федеральной службы безопасности России Александром Бортниковым был подписан приказ о введении погранзоны в приграничных с Белоруссией регионах РФ (вступит в силу 7 февраля 2017 г.). По версии ряда СМИ, организация погранзоны может быть связана с решением белорусских властей о введении с 11 февраля 2017 г. пятидневного безвизового режима для граждан США, ЕС и некоторых других стран.

    Объединенная система ПВО

    Между Россией и Белоруссией действует соглашение от 3 февраля 2009 г. о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны.
    В сентябре 2015 г. президент России Владимир Путин поручил Минобороны с участием МИД провести переговоры с белорусской стороной и по их итогам подписать проект соглашения о создании на территории Белоруссии российской авиабазы. Как ранее отмечали в правительстве РФ, соглашение должно способствовать организации совместной охраны границы Союзного государства в воздушном пространстве и созданию Единой региональной системы противовоздушной обороны России и Белоруссии.
    В апреле 2016 г. начальник Главного штаба – первый заместитель главкома Воздушно-космических сил России генерал-лейтенант Павел Кураченко сообщил, что Россия и Белоруссия завершили практическое формирование объединенной системы ПВО в рамках соглашения 2009 г. По его словам, в дальнейшем основные усилия двух стран будут сосредоточены на несении совместного боевого дежурства и проведении практических мероприятий.
    В июне 2016 г. пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил, что конкретных планов по размещению российской авиабазы в Белоруссии нет.

  8. FixxxPlayTv Ответить

    Это скорее неправда. По мнению экономиста и старшего преподавателя экономического факультета БГУ Михаила Чепикова, наши экономические отношения с Россией не такие очевидные и простые. И если бы они были чисто рыночными, то и претензий друг к другу бы не было.
    Он говорит, что у нас не было ни одного дефолта — отказа платить по долгам перед Россией. Если у нас нет денег заплатить сразу, мы берем в долг и долги потом погашаем.
    По последним данным, озвученным российской стороной, сумма задолженности Минска перед Москвой за поставки газа составила 550 миллионов долларов.
    — Там, скорее всего, проблема в том, что договор можно неоднозначно трактовать, — говорит он по поводу нефтегазового конфликта Беларуси и России. — К сожалению, в России и Беларуси правительство решает вопросы не в юридической плоскости, а в плоскости договоренностей. И поэтому они считают, что написанное на бумаге не так важно, как то, о чем договариваются руководители. О чем они между собой договорились, мы не знаем. Получается, что одним хочется одно, другим — другое, на бумаге это все не оформлено — и возникает конфликт. Избежать этого можно было бы, если бы наши отношения развивались в рыночном русле.

    Фото: Александр Васюкович
    По поводу обвинений в реэкспорте санкционных товаров эксперт также считает, что не все так очевидно.
    — Если мы находимся в едином союзе, то его члены не могут в одностороннем порядке закрывать рынок для третьих стран. Это нужно делать согласованно. Россия ввела санкции против товаров с Запада односторонне, не спрашивая об этом Беларусь. И Беларусь к этим санкциям не присоединялась. Если бы это было, как происходит в международной практике, то мы должны были или присоединиться к этим санкциям, или иметь легальный доступ на российский рынок с этими санкционными товарами. Есть еще один вариант — мы присоединяемся к санкциям и получаем компенсацию за то, что теряем на этом. Но эти вопросы никто не поднимал, — говорит он. — Россия приняла решение односторонне. Когда союзники попытались как-то из этой ситуации выйти, нас же и обвинили в том, что мы ведем себя не по-союзнически. А когда Россия пытается закрыть нас вместе в чулане, это по-союзнически?

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для beautiful_lie Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *