Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке приведите примеры?

12 ответов на вопрос “Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке приведите примеры?”

  1. Lemon4ik_YT Ответить

    Цивилизационный
    подход к изучению истории.

    В
    основе его заложена идея уникальности
    социальных явлений, своеобразия пути,
    пройденного отдельными народами. С этой
    точки зрения исторический процесс есть
    смена целого ряда цивилизаций,
    существовавших в разное время в разных
    регионах планеты и одновременно
    существующих в настоящее время. Сегодня
    исследователи склоняются к тому, что
    цивилизация – это качественная специфика
    (своеобразие духовной, материальной,
    социальной жизни) той или иной группы
    стран, народов на определенном этапе
    развития. “Цивилизация – это совокупность
    духовных, материальных и нравственных
    средств, которыми данное сообщество
    вооружает своего члена в его противостоянии
    внешнему миру.” (М.Барг)
    Любая
    цивилизация характеризуется специфической
    общественно-производственной технологией
    и, в не меньшей степени, соответствующей
    ей культурой.
    В
    XX в. капитальным трудом, исследующим
    цивилизационный подход к изучению
    истории, была и остается работа А.Тойнби
    (1889-1975) “Постижение истории”. В
    результате анализа многочисленных
    исторических фактов он приходит к
    выводу, что существовала 21 цивилизация.
    А.Тойнби анализирует генезис и упадок
    цивилизаций. Понятие цивилизации, по
    его мнению, базируется на двух основных
    столпах: цивилизация – это устойчивая
    во времени и пространстве (территории)
    совокупность людей с характерным
    способом производства, во-первых, и
    своеобразным нравственно
    -(духовно)-культурно-религиозно-этническим
    аспектом, во-вторых. А.Тойнби выделяет
    западную цивилизацию: православную
    христианскую (Русь, Россия), исламскую,
    китайскую, индскую; цивилизации-спутники:
    иранскую, корейскую, японскую,
    юго-восточно-азиатскую, тибетскую.
    Стадиально-цивилизационный
    подход

    Дикость
    Варварство
    Аграрная
    цивилизация
    Индустриальная
    цивилизация
    Постиндустриальная
    цивилизация
    Напротив,
    цивилизационный подход, по их мнению,
    имеет следующие недостатки:

    при своем последовательном применении
    ведёт к тому, что становится невозможным
    взгляд на всемирную историю как единый
    процесс исторического развития
    человечества в целом;

    создает возможность полного отрицания
    единства человеческой истории, изоляции
    целых народов и обществ;

    сводит к минимуму возможности исследования
    закономерностей исторического развития
    человеческого общества.
    В
    свою очередь, сторонники цивилизационного
    подхода видят его преимущества в том,
    что он дает возможность решить следующие
    проблемы:

    позволяет глубоко изучать историю
    конкретных обществ и народов во всем
    их многообразии и специфике;

    ориентирует на изучение тех сторон
    общественной жизни которые обычно
    выпадают из поля зрения сторонников
    формационного подхода (ценности,
    национальные особенности, духовная
    жизнь, психология и др.);  

    ставит в центр исследования человеческую
    деятельность и человека. 
    2. Проблема периодизации всемирной истории: основные подходы
    Расхождения
    во взглядах на то, что выступало движущей
    силой мирового развития и что в нем было
    главным, определяло существование
    различных подходов к принципам
    периодизации всемирной истории.
    Формационный:
    В советской исторической науке наибольшее
    распространение получила схема пяти
    формаций (так называемая «пятичленка»),
    которая была разработана советскими
    учёными на основе произведений Маркса
    и Энгельса. Суть концепции заключалась
    в том, что любое человеческое общество
    проходит в своём развитии пять
    последовательных этапов —
    первобытно-общинную,рабовладельческую,феодальную,капиталистическуюикоммунистическуюформации.
    Цивилизационный:
    см. выше
    Мир-системный:
    Мир-системный анализ исследует социальную
    эволюцию систем обществ, но не отдельных
    социумов, в отличие от предшествующих
    социологических подходов, в рамках
    которых теории социальной эволюции
    рассматривали развитие прежде всего
    отдельных обществ, а не их систем. В
    этом мир-системный подход сходен с
    цивилизационным, но идет несколько
    дальше, исследуя не только эволюцию
    социальных систем, охватывающих одну
    цивилизацию, но и такие системы, которые
    охватывают более одной цивилизации
    или даже все цивилизации мира. Этот
    подход был разработан в 1970-е гг.
    А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С.
    Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом.
    3.
    Эпоха первобытности. Общая характеристика,
    источники.
    Первобытность
    – самая ранняя и продолжительная стадия
    развития чело­веческого общества.
    Данные современной науки относят
    существование древ­нейшего человека
    на 2—2,5 млн. лет назад. Именно это – нижняя
    грань перво­бытности. Верхняя ее грань
    колеблется в пределах последних 5 тыс.
    лет, до изобретения письменности.
    Поскольку, по определению, о данном
    периоде нет письменных источников,
    оставленных его современниками,
    информацию о нём получают, опираясь на
    данные таких наук, как археология,этнология,палеонтология,биология,геология,антропология.
    Дискуссионным
    является вопрос о периодизации
    первобытности. Это объясняется тем, что
    в различных регионах нашей планеты
    историческое раз­витие происходило
    не синхронно. Из специальных периоди­заций
    первобытности при изучении истории
    культуры наиболее важна археоло­гическая,
    основанная на различиях в материале и
    технике изготовления орудий труда.
    Согласно ей, история человечества
    делится на три века: каменный, бронзовый
    и железный. Характерной особенностью
    первобытной культуры является синкретизм,
    то есть такое состояние, когда все
    стороны духовной культуры существуют
    в синтезе, настолько тесно переплетены,
    что только ус­ловно можно говорить
    отдельно об изобразительном искусстве,
    танцах, пении, мифологии, религиозных
    верованиях.

    4. Теории происхождения человека. Социогенез.

    Антропогенез
    процесс
    выделения человека из мира животных,
    как сложный и комплексный процесс на
    основе тесного взаимодействия
    биологических и социальных факторов.
    Социогенез
    – теория происхождения и формирования
    общества. Это процесс появления новой,
    отличной от природы, реальности,
    разительным образом воздействующей на
    человека, вызывающей его антропогенез.
    Появление социальной жизни связано с
    производством орудий труда. Человек
    становится постольку человеком, поскольку
    он создает «вторую природу» – свои
    производительные силы и формы отношений
    между людьми, возникающие по поводу их
    производства.
    Существует
    несколько подходов к вопросу о
    возникновении человека:
    А)
    Религиозная – божественное происхождение
    человека
    Б)
    Теория палеовизита (общекосмическая)
    – человек это неземное создание,
    занесенное на Землю пришельцами из
    космоса.
    В)
    Естественно-материалистические теории:
    человек, как биологический вид, возник
    в результате эволюции млекопитающих
    (Ч. Дарвин); главная причина возникновения
    человек – труд (Ф. Энгельс)
    Антропосоциогенез
    двуединый
    процесс развития человека и общества.

  2. Ice-Ice Baby Ответить

    Формационный (марксистский) подход
    Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.
    Первобытная община (первобытный коммунизм) – бесклассовое общество, основанное на присвоении или примитивном производстве, при котором все его члены находятся в одинаковом отношении к средствам производства, отсутствует частная собственность, общественная и политическая иерархия, и соответственно единым для всех является способ получения доли общественного продукта.
    Древневосточный (азиатский) строй – ранне-классовое закрытое общество, основанное на сельскохозяйственном ирригационном производстве азиатского типа, при котором землепользователи (свободные общинники) зависимы от государства, и характеризующееся централизованной натуральной экономикой, слабым разделением труда, самообеспечиваемостью общин, неразвитой торговлей, ранговым землевладением, обусловленным несением службы, и восточной деспотией.
    Рабовладельческий строй – ранне-классовое закрытое общество, основанное на сельскохозяйственном производстве, использующем рабский труд, при котором непосредственные производители (рабы) являются частной или общественной собственностью владельцев производства (рабовладельцев), и характеризующееся рыночной экономикой и западной деспотией.
    Феодализм – закрытое классовое общество, основанное на сельскохозяйственном производстве, использующем крепостной труд, при котором землепользователи (крепостные) прикреплены к земле и зависимы от землевладельцев (феодалов), и характеризующееся натуральной экономикой, служебным вассально-ленным землевладением и существованием жёсткой иерархии политической власти, основанной на договорных правах и обязанностях.
    Капитализм – открытое классовое общество, основанное на промышленном производстве, капитале, использующем наёмный труд, при котором наёмные работники (пролетариат) работают на средствах производства, принадлежащих частным владельцам (буржуазии (капиталистам)), и характеризующееся рыночной экономикой, стремлением к максимизации прибыли.
    Социализм – открытое полуклассовое общество, основанное на промышленном производстве, использующем наёмный труд, общественной собственности на орудия и средства производства, власти трудящихся, при котором отсутствует социальное угнетение и эксплуатация человека человеком, и характеризующееся диктатурой одного класса.
    Посткапитализм – открытое стратификационное общество, основанное на высокотехнологичном и информационном производстве, капитале, использующем наёмный обслуживающий и интеллектуальный труд, и характеризующееся развитой системой охраны окружающей среды, высокой степенью урбанизации.
    Развитой коммунизм – бесклассовое общество, основанное на высокотехнологичном и информационном производстве, использующем сознательный обслуживающий и интеллектуальный труд, общественной собственности на орудия и средства производства, и характеризующееся развитой системой охраны окружающей среды, высокой степенью урбанизации.
    Цивилизационный подход
    Цивилизация – это высшая ступень организации и развития человеческого общества, высшая и в логическом, и в историческом плане.
    Цивилизация (от латинского «гражданский, государственный») – 1) синоним культуры; 2) высший уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) определённая система ценностей, выработанная и подкрепленная длительным историческим опытом, общими или близкими условиями существования и развития; 4) определённая стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством.
    Пространственно-временные уровни цивилизаций:
    глобальная (всемирная) – всё человечество (или его наиболее развитая часть), достигшее уровня цивилизационного развития и проходящее определённые ступени, фазы жизненного цикла; глобализированная цивилизация;
    локальные – составные части человечества, различающиеся по системе ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту, которые проходят через смену поколений и фаз жизненного цикла;
    мировые – крупные этапы развития глобальной цивилизации и циклы поколений локальных цивилизаций, эпохи в развитии человечества как единой мегасистемы.
    Доисторическая эпоха (праистория) – этап развития человечества до появления письменности. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд. лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека.
    Протоистория – переходный этап между доисторической эпохой и эпохой письменной истории, когда рассматриваемое общество ещё не создала своей письменности, однако уже попало в поле внимания других, имеющих письменность обществ, и, таким образом, оказывается засвидетельствованной в письменных источниках.
    Однолинейный эволюционизм определяет наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем:
    дикость (состоит из низшей, средней и высшей стадий) – праистория – господство охоты, рыболовства и собирательства, отсутствие частной собственности, существование всеобщего равенства;
    варварствопротоистория – появление скотоводства и земледелия, возникновение частной собственности и общественной иерархии;
    цивилизацииистория – возникновение письменности, городов, государственности, классового общества.
    Универсальный эволюционизм заключается в обнаружении общемировых изменений в социокультурном развитии.
    Многолинейный эволюционизм (неоэволюционизм) допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития.
    Ойкумена – освоенная человечеством часть мира.
    Спираль цивилизационного прогресса – единство пространственно-временной динамики цивилизаций, витки которой расширяются в пространстве и изменяются во времени.
    Закономерность сжатия исторического времени – каждый очередной шаг в истории цивилизаций характеризуется более коротким жизненным циклом, ускорением темпа исторического прогресса, учащением пульса цикличной динамики общества.
    Локальные
    цивилизации
    Виток
    развития
    мировых
    цивилизаций
    Поколение
    развития
    локальных
    цивилизаций
    Сверхцикл
    развития
    общемировой
    цивилизации
    Древнеегипетская, шумерская,
    эламская,
    ассирийская,
    мидийская,
    урартская,
    хеттская,
    парфянская,
    древнееврейская,
    вавилонская,
    мероитская,
    крито-минойская,
    микенская,
    скифская,
    протоиндийская,
    протокитайская,
    протокорейская,
    протояпонская
    Первый
    (X-IV тыс. до н. э.)
    Неолитическая
    и ранне-классовая
    (X тыс. –
    VII вв. до н. э.)
    Первый
    (X тыс. до н. э. – V вв. н. э.)
    Второй
    (XXX-VII вв. до н. э.)
    Греко-римская,
    древнеперсидская,
    финикийская,
    древнеиндийская,
    древнекитайская,
    древнекорейская, древнеяпонская,
    древнеамериканская
    Третий
    (VI в. до н. э. –
    V вв. н. э.)
    Античная
    (VI в. до н. э. –
    V вв. н. э.)
    Древнерусская,
    западноевропейская,
    византийская,
    тюркская,
    древнеарабская,
    индийская,
    китайская,
    корейская,
    японская,
    индокитайская,
    американская
    Четвёртый
    (VI-XIV вв.)
    Средневековая
    (VI-XIV вв.)
    Второй
    (VI- XX вв.)
    Российская,
    западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская,
    исламская,
    индийская,
    буддийская,
    японская
    Пятый
    (XV-XVII вв.)
    Ранне-промышленная
    и развитая
    промышленная
    (XV- XX вв.)
    Шестой

    (XVIII-XX вв.)
    Евразийская,
    западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская,
    исламская,
    индийская,
    буддийская,
    японская,
    африканская,
    океаническая
    Седьмой
    (с XXI в.)
    Постпромышленная
    (информационная)
    (с XXI в.)
    Третий
    (с XXI в.)

  3. mnnkuf Ответить

    Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Делили историю на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации.В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на кaмeнный, бронзовый и железный века. Сторонники теории мировою цивилизационного развития видят в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переходными этапами.Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э.Она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству. Вторая стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая ею более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития. Третъя стадия началась во второй половине ХХ века и была связана с возникновением новoгo типа общества (eгo чаще вceгo называют информационным), когда с внедрением компьютеров качественно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний. Сторонники восприятия истории под углом зрения смены локальных цивилизаций (античной, гpеко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется в промежутке от нескольких веков до тысячелетий, А. Тойнби считал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивилизациЙ, обладавших уникальными особенностями (остальные он рассматривал как их ответвления). Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества. Каждая из этих эпох рассматривалась как более прогpессивная по сравнению с предыдущей.

  4. АпельсинкА Ответить

    Второй период Нового времени наступает после Великой французской революции (1789—1794). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национального интереса.
    Третий период Нового времени наступает в конце XIX начале XX века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Наступает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, роста социальных противоречий в промышленных странах. Начинается и обостряется борьба между ними за передел мира.
    Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Его показателем им представлялась первая мировая война 1914—1918 гг. и связанные с него потрясения, прежде всего революция 1917 г. в России.
    5. В рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.
    Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации Нового времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину XX века. Это — раннее Новейшее время. Острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать. Великий кризис 1929—1932 гг. поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939—1945 гг., еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угрожать гибелью всему роду человеческому.
    Качественные перемены, связанные с изменением характера социального, общественно-политического развития ведущих государств мира, начинают проявляться лишь во второй половине конце XXвека.
    В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального труда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интеграционные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др.). С крушением СССР и его системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают развиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций.
    В то же время симптомы кризиса индустриального общества дают о себе знать во многих районах мира и в начале XXI века, в том числе и на территории бывшего СССР.
    Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.
    Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.
    Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как “науку о людях во времени”, причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории” в точном и последнем смысле – сознание людей”.
    Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса.
    В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе – исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное – деятельность сторических личностей.
    Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп.
    Например, американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Тибор. Самуэли так определили исключительность истории (и место во всемирно-историческом процессе) России:
    1. Бедность почвенно-климатических условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления.
    2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства.
    3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию “аналитического разума”, к упрочению авторитарной власти.
    4. Особые, свойственные русской нации, этнические характеристики. В силу этих причин – в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.
    На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки, все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории “историческое время”. В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс – это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.
    С понятием “историческое время” неразрывно связана периодизация – как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки – гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего – упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.
    Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.
    Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк Альфред Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.
    В марксистской историко-материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга.
    Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.
    В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах:
    1) как явление, имевшее место в истории;
    2) как его отражение в исторической науке (факт-знание).
    Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе “голые факты” как говорят “фрагменты действительности” могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение – интерпретация. Именно она (интерпретация) превращает факты истории в факты науки. Не означает ли само наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки едет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и “последней главы” истории.
    Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.
    Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.
    Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
    1. Наиболее многочисленная группа источников – это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).
    2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).
    3. Этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
    4. Фольклорные материалы – памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)
    5. Лингвистические памятники – географические названия, личные имена и т.д.
    6 Кинофотодокументы.
    Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.
    “История – писал в свое время русский историк Сергей Федорович Платонов – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества”.
    Подведем итог по первому вопросу. Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.
    Тема 1.
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни. Достоверно известно, что наши предки в I – VI вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов – Плиния Старшего и Тацита (I в. н.э.) – сообщается о венедах, обитающих между германскими и сарматскими племенами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.
    Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавини антов– к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и “давлением” других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства – восточной, западной и южной – участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам “Повести временных лет” (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую помещает в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с “вавилонским столпотворением”, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их “рассеиванию” по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей – “волохов”.
    Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне,поселившиеся в Среднем Поднепровье “в полях” и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи – между Припятью и Западной Двиной; полочане – в бассейне р. Полоты; кривичи – в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода “ляхов” (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который “пришел и сел” на р. Соже (приток Днепра) и Вятко – на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты – в Прикарпатье; уличи и тиверцы – между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.
    О занятиях восточных славян известно, что осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота.
    Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско – волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути “из варяг в греки”, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

  5. Whitebrew Ответить

    В эпоху античности история рассматривалась как цикл, круговорот. Само слово «история» греческого происхождения и означало «рассказ о прошлом». Платон, Аристотель, Гесиод развивали идею циклизма истории. У Гераклита были эсхатологические идеи (о грядущей гибели мира).
    Христианская традиция преодолевает идею циклизма истории. История рассматривалась как прямая линия либо луч («летящая стрела»), т.к. у истории есть цель – достижение «богочеловечества». Все предопределено Богом – в этом суть божественного провиденциализма.
    В дальнейшем сложилось два подхода к периодизации исторического развития: стадиально-поступательный и цивилизационный.
    Стадиально-поступательный подход Цивилизационный подход История – единый процесс поступательного, восходящего развития. Историческое развитие проходит по этапам, сходным для всего человечества.
    Вариант стадиально-поступательного – формационный подход. История человечества предстает как существование множества отдельных, уникальных цивилизаций. Несходство эволюции различных народов и регионов.
    Идея цикличности развития. Фазы отдельных цивилизаций: возникновение (молодость), расцвет (зрелость), упадок; дикость – варварство – цивилизация.
    Рассмотрим особенности стадиально-поступательного подхода. Сторонники данного подхода считают, что история – закономерная смена одной стадии другой, и эти стадии между собой связаны.
    В эпоху Возрождения и Просвещения возникают идеи естественных законов истории и прогрессивного развития. Итальянский мыслитель Д. Вико выделял: век богов (первобытное варварство), век героев (феодализм), век законов и разума. Развитие истории идет по расширяющейся вверх спирали. О прогрессе в общественном развитии писали французские просветители XVIII в. Тюрго и Кондорсе. О закономерностях в истории писали также Вольтер, Гердер, Кант, Гегель.
    В XIX в. К. Марксом был создан формационный подход. Это вариант стадиального понимания человеческой истории. Формационный подход подчеркивает роль экономического строя в развитии человечества. Формационный подход делает акцент на единстве человеческой истории, на похожести истории разных народов. Формационный подход показывает общую тенденцию развития человечества.
    Цивилизационный подход возникает в конце XIX – начале XX вв. Акцент делается на уникальности, неповторимости культуры, истории отдельных стран и народов.
    «Когда мы говорим о человеческом обществе с использованием термина «общественно-экономическая формация», то рассматриваем его в первую очередь с точки зрения развития и смены типов производства и форм собственности. При первобытном строе – общинная собственность, в эпоху рабовладения – полная собственность рабовладельца на средства производства и раба, в период феодализма – полная собственность феодала на средства производства и неполная на работника – крепостного крестьянина.
    При цивилизационном же подходе выявляются иные существенные грани социума. Здесь важны прежде всего качественные различия в духовной и материальной культуре народов, образе и уровне жизни людей, в социально-политических институтах, нравах и традициях этносов».
    В рамках цивилизационного подхода в истории выделяют следующие ступени: дикость (присваивающее хозяйство), варварство (скотоводство и земледелие), цивилизация (появление «ремесла, городских поселений, развитие средств труда, промышленного производства, искусства, науки»).
    Формация – экономический тип развития общества. Цивилизация – культурно-исторический тип развития общества. В рамках одной формации могут существовать разные цивилизации.
    Слово «цивилизация» от лат. civilis – гражданский. Первоначально понятие «цивилизация» привлекло внимание вместе с понятием «культура» в XVIII в. Французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) писали, что цивилизованное общество – общество разума и справедливости. Под цивилизацией французские просветители понимали гражданское общество, в котором царят свобода, справедливость, право.
    Когда говорят о цивилизации, то исходят из «взаимосвязанных аспектов этого понятия: 1) как единой мировой цивилизации постпервобытного этапа человеческой истории; 2) отдельных (локальных) цивилизациях». Первые в истории человечества или древние цивилизации относят к традиционным обществам.
    Первые цивилизации появились на Востоке в IV тыс. до н.э.: Древний Египет, Месопотамия (где возникли Шумер, Вавилон, Ассирия, Хеттское государство), Древняя Индия, Древний Китай. Все эти цивилизации возникли в долинах великих рек, знаменовали собой появление первых государства (централизованные деспотии), были письменными культурами, в них появились первые города и архитектурные сооружения. Первой цивилизацией в Европе была крито-ми- кенская цивилизация.
    «Цивилизация – общество с развитой культурой, возникшей с переходом от первобытности (дикости) к производящему хозяйству; конкретный культурно-исторический тип. Истории известны традиционные и техногенные цивилизации».
    Какие мыслители внесли вклад в разработку цивилизационного подхода?
    Со времен французских просветителей, которые первыми стали употреблять термин «цивилизация», представления о цивилизации менялись. Так, Л. Морган и Ф. Энгельс «определяли цивилизацию как стадию развития человеческого общества, которая наступила вслед за эпохой первобытности. По мнению этих ученых, цивилизация, в отличие от жизни первобытных людей с их примитивной культурой и неразвитыми социальными отношениями, характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности».
    Одна из первых разработок цивилизационного подхода – труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (1871г.). Н.Данилевский считал, что нет единой всемирной истории, есть история замкнутых цивилизаций – культурно-исторических типов. Культурно-исторические типы бывают региональные и национальные. В основе культурно-исторического типа лежат: язык, этническое своеобразие, политическая независимость.
    Н. Данилевский выделял три периода эволюции культурно-исторического типа (этнографический, политический, цивилизационный) и 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития: египетская культура, китайская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская, или европейская, культуры. Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимали мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития.
    О. Шпенглер написал труд под названием «Закат Европы» (1914 г.), в котором рассмотрел цивилизацию в негативном плане: как противоположность культуре, заключительную стадию ее развития, ее закат, «упадок». Цивилизация есть упадок культуры. Исторический процесс – это рождение, рост, упадок культур. Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская; вавилонская; египетская; индийская; античная (греко-римская), или «аполлоновская»; арабская, или «магическая»; западно-европейская, или «фаустовская»; культура народа майя. В особый тип, как находящийся еще на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял «русско- сибирскую» культуру.
    Рождение культур – это тайна, каждая культура живет около тысячи лет, а затем перерождается в цивилизацию. Черты цивилизации: развитие индустрии и техники, деградация искусства, урбанизация, массовая культура.
    А. Тойнби – сторонник теории локальных цивилизаций – приравнивал цивилизацию и культуру. Тойнби писал о локальных цивилизациях как различных культурно-исторических системах. Он определял цивилизацию как «неотделимую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей». Тойнби выделял следующие цивилизации: китайскую, вавилонскую, египетскую, античную, арабскую, западно-европейскую, русско-сибирскую.
    В труде «Исследование истории» Тойнби описывает историю относительно замкнутых цивилизаций. Он выделял 21 тип локальных цивилизаций. Жизнеспособность цивилизаций зависит от последовательного освоения жизненного пространства. Движущая сила истории – творческое меньшинство, элита. Распад цивилизации происходит из-за недостатка творческих сил элиты. Тойнби также описал закон «вызова и ответа»: цивилизация сталкивается с внешними и внутренними вызовами, на который должна дать адекватный ответ.
    П. Сорокин под цивилизацией понимал культурную суперсистему. Цивилизация – это тип исторической целостности, который отличается единством идей, представлений о природе и бытии, человеческих потребностей. Критерий разграничения типов культур – система ценностей, тип мировоззрения. Основные ценности: истина, красота, польза.
    Итак, есть несколько трактовок понятия цивилизация: 1) гражданское общество, в котором царят свобода, справедливость, право (французские просветители); 2) ступень исторического развития, следующая за дикостью и варварством (Морган, Тоффлер, Энгельс); 3) стадия в развитии локальных культур – их упадок (Шпенглер, Ницше); 4) синоним понятия «культура» (Тойнби); 5) уровень развития региона, этноса.
    (.(.Культура – всеобщая форма отношения человека к миру, представленная в высших достижениях творческой деятельности, мера развития человека». А универсальной формой передачи культурного опыта является традиция. О. Шпенглер, Ф. Ницше, Х.О. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, Д. Белл противопоставляли понятия «цивилизация» и «культура». М. Вебер благодаря разработке понятия «ценности» сблизил понятия «цивилизация» и «культура».
    Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, которое отличается общностью духовно-нравственных ценностей, культурных традиций; экономическим и технологическим базисом; общими этническими признаками, географическими рамками. Кратко цивилизация – это определенный культурно-исторический тип развития народа или народов в определенном географическом пространстве и историческом времени.
    Термин «культура» применим и к этапу дикости человеческого общества, о цивилизации можно говорить тогда, когда человек стал переходить от собирательства к производящим формам труда. «Дикий» человек был в первобытной культуре, «цивилизованный» человек возникает с появлением государства и его дальнейшим развитием. «О цивилизации можно говорить, когда человек стал переходить от собирательства к производящим формам труда, которые привели к возникновению классов, государства, права. С появлением государств возникли первые ранние цивилизации (конец IV—III тыс. до н.э.)». «Таким образом, следует отличать человека «дикого» с его первобытной культурой от человека «цивилизованного», порожденного государством и его дальнейшим развитием».
    Можно сказать, что стадиально-поступательный и цивилизацион- ный подходы не противоречат, а дополняют друг друга. Такое совмещение прослеживается в трудах К. Ясперса. К. Ясперс обосновывает всемирно-исторический подход, показывает, что на определенном этапе развития (в «осевое время») происходит переход от истории локальных цивилизаций к единой всемирной истории. В осевое время (800- 200 гг. до н.э.) возникают мировые религии, философия, формируются единая духовная сущность современного понимания человека.
    Четыре стадии человеческой истории по Ясперсу: 1) доисторическая стадия – начало использования огня, изобретение орудий труда, появление языка; 2) возникновение великих культур древности в IV тыс. до н.э; 3) «осевая эпоха» (800-200 гг. до н.э.) – закладываются основы всемирной эпохи и духовные основы человечества. Это время рождения мировых религий, философии и науки (распадается синкретизм мифологического сознания). Закладывается понимание единой природы человека; 4) эпоха техники стала началом всемирной эпохи (начинается в XVII в., а всеохватывающий характер приобретает в XVIII в.). Эта эпоха знаменовала переход к единой мировой истории. Таким образом, в истории человечества произошел переход от замкнутых, локальных цивилизаций к единой мировой истории. Те народы, которые сумели освоить ценности «осевого времени», пошли вперед в своем историческом развитии, те же, кто не сумел этого сделать, идут «вдоль истории», оставаясь в «доистории».

  6. OsTApi Ответить

    Вводная
    Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
    Функции исторического познания
    Методология науки и курса всеобщей истории
    Принципы изучения исторических данных
    Этапы развития исторической науки
    Варианты периодизации истории
    Первобытная эпоха человечества
    Варианты периодизации древнейшей истории
    Палеолит
    Мезолит
    Неолит
    Энеолит
    Разложение первобытно-общинного строя
    История государств древнего Востока
    Эпоха ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.)
    Египет
    Шумеро-аккадский период
    Первые цивилизации на территории Индии и Китая
    Эпоха расцвета древних государств (конец II – конец I тыс. до н.э.)
    Месопотамия
    Персидская держава Ахеменидов
    Индия
    Китай
    Эпоха поздней Древности
    История античных государств
    Античная Греция (III тыс. до н.э. – 30 г. до н.э.)
    Период архаики
    Классический период и эпоха эллинизма
    Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
    Период Республики
    Период Империи
    Цивилизация древней Руси
    Цивилизация древней Руси
    Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н.э.)
    Прародина славян и их этногенез
    Восточные славяне на пороге образования государства (VI – IX вв.)
    Расселение восточных славян
    Хозяйственная деятельность
    Общественный строй
    Торговля, города
    Обычаи, нравы и верования
    Становление европейской цивилизации
    Становление европейской цивилизации
    Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V-XVII вв.)
    Система вассалитета
    Нравы, обычаи
    Раннее Средневековье(V – Х вв.)
    Классы раннего феодального общества
    Классическое Средневековье (XI-XV вв.)
    Крестьянские восстания
    Экономика. Сельское хозяйство
    Средневековые города
    Средневековое ремесло
    Торговля и купечество
    Средневековые университеты
    Особенности исторического развития ведущих стран Европы
    Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
    Торговля
    Сельское хозяйство
    Реформация церкви
    Развитие науки
    Русь в эпоху средневековья
    Киевская Русь (IX – ХII вв.)
    Норманнская теория
    Общественный строй
    Хозяйственная жизнь
    Христианизация Руси
    Становление цивилизации в Русских землях (XI – XV вв.)
    Основные княжеские земли
    Борьба с монголо-татарскими завоевателями
    Формирование и возвышение Московского государства (ХIII – XV вв.)
    Становление Московского централизованного государства
    Государства Востока в средние века
    Особенности развития стран Востока в Средние века
    Индия (VII – XVIII вв.)
    Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII – нач. XVI вв.)
    Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.)
    Китай (III – XVII вв.)
    Имперский период (конеч VI-XIII вв.)
    Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.)
    Минский Китай (1368-1644)
    Япония (III – XIX вв.)
    Эпоха Фудзивара (645-1192 гг.)
    Япония в эпоху первого сёгуната Минамото (1192-1335 гг.)
    Второй сёгунат Асикага (1335-1573 гг.)
    Объединение страны; сегунат Токугаева
    Арабский халифат (V – XI вв. н.э.)
    Европа: переход к новому времени
    Европа: переход к новому времени
    Последствия Великих географических открытий
    Колониальная система зарождающего капитализма
    Развитие науки
    Нидерланды
    Англия
    Источники первоначального накопления капитала
    Причины буржуазной революции
    Ход буржуазной революции
    Итоги революции
    Франция
    Особенности социально-экономического развития
    Экономическая политика. Генрих IV. Ришелье. Кольбертизм.
    Германия
    Реформация
    Тридцатилетняя война
    Россия в XVI-XVII вв.
    Россия в XVI веке
    Начало царствования Ивана IV
    Реформы 50-х годов
    Аграрный переворот. Опричнина
    Внешняя политика
    Экономика России
    XVII век в истории России
    Окончание интервенции. Борьба за Смоленск
    Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия
    Внешняя политика
    Внутриполитическая обстоновка
    Экономика России в XVII в.
    Европа в XVIII в.
    Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии
    Английское Просвещение
    Французское Просвещение
    Просвещенный абсолютизм
    Великая французская революция
    Этапы Революции
    Важнейшие мероприятия якобинцев
    Итоги Революции ее значение
    Экономическое развитие стран Европы в XVIII в.
    Начало промышленного переворота в Англии
    Сельское хозяйство
    Сдвиги в социальной структуре
    Россия в XVIII веке
    Россия при Петре I
    Развитие мануфактурного производства
    Денежная реформа
    Социальная политика
    Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в
    Промышленность
    Внутренняя и внешняя торговля
    Развитие банковских систем
    Укрепление феодального землевладения и диктатуры дворянства
    Просвещенный абсолютизм в России
    Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения
    Российские просветители

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *