Какие политические и экономические реформы были проведены в период перестройки?

23 ответов на вопрос “Какие политические и экономические реформы были проведены в период перестройки?”

  1. Vova_Play_YT Ответить

    Политические реформы. Первым серьезным шагом Горбачева после прихода к власти стала кампания гласности, в рамках которой СМИ было разрешено критиковать старые скомпрометировавшие себя брежневские кадры, чтобы быстро сменить их. Однако на волне «гласности» стали всплывать многие ошибки и проблемы советского периода, что привлекло критику КПСС и социалистического строя в целом. Особенно острой стала проблема межнациональных отношений в СССР. Смена в 1986 г. руководившего Казахстаном казаха Д. Кунаева на русского Г. Колбина спровоцировала волнения на национальной почве в Алма-Ате. На волне «гласности» армянское население (77 %) Нагорного Карабаха стало требовать присоединения к Армении, против чего выступил Азербайджан, частью которого являлся Карабах. Вскоре это привело к вооруженному конфликту и гибели людей. В Прибалтике СМИ быстро подняли тему вхождения Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР накануне Второй мировой войны. Националисты активно пользовались «гласностью» для решения своих задач. Команда Горбачева не ожидала такого оборота и оказалась не готовой быстро и эффективно решать национальные проблемы.
    Главной идеей политических реформ была демократизация политической системы СССР и создание правового государства. В 1988 г. было принято решение о созыве нового органа – Съезда народных депутатов СССР.
    В марте 1989 г. состоялись выборы. Высшие партийные работники, включая Горбачева, были избраны безальтернативно по квоте КПСС, что породило недоверие к верхушке. В итоге на выборах в регионах это привело к тому, что за мандат обычно боролись местный партийный руководитель и коммунист, критиковавший партию и обещавший решительные реформы. Побеждали в основном рядовые коммунисты. На съезде часть оппозиционно настроенных делегатов организовала Межрегиональную депутатскую группу (А. Сахаров, Г. Попов, А. Собчак), лидером которой стал Б. Ельцин.
    В 1990 г. прошли альтернативные выборы в республиканские и местные советы уже без квот. В ряде республик у власти находились сторонники независимости, а в Прибалтике, Грузии, Молдавии – откровенные сепаратисты. В марте 1990 г. парламент Литвы принял акт «О восстановлении независимости». Союзный съезд не признал этот акт, но решительных мер предпринято не было. Последовала цепная реакция: парламенты Эстонии, Латвии, Грузии приняли решения о независимости.
    В этих условиях М. С. Горбачев согласился на разработку и подписание нового союзного договора взамен договора 1922 г. Эту идею с 1988 г. проталкивали прибалтийские руководители. До 1990 г. Горбачев сопротивлялся, понимая, что новый договор часть республик могут не подписать. Однако в марте 1990 г. он был вынужден уступить республикам, так как к требованиям нового договора присоединилась и Россия в лице Б. Ельцина.
    Весной 1990 г. Ельцин стал Председателем Верховного совета РСФСР. По его инициативе 12 июня была принята Декларация о суверенитете России, которая провозглашала верховенство российских законов над союзными, что привело к «войне законов». Декларации стимулировала суверенизацию союзных и автономных республик («парад суверенитетов»).

  2. Ferad Ответить

    3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления. Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).
    3.2. Экономическая реформа 1987 г. Радикальная, экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты -Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал:
    а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
    б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально – путем развития кооперативного движения);
    в) отказ от монополии внешней торговли;
    г) глубокая интеграция в мировой рынок;
    д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;
    е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.
    Итоги:
    А). Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. – индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация “теневой экономики”. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.
    Б). Реформирование сельском хозяйстве. В аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров (в Москве было введено их нормированное распределение).

  3. Mordred Ответить

    Проблемы реформирования экономики.Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Экономическая реформа 1987 г. осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Получили развитие арендные отношения. Однако не было принято закона о передаче земли в частную собственность. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его название программа “500 дней”) был предложен экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.
    Заключительный этап перестройки. Распад СССР.Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы факторов: неудачи экономических реформ, неэффективность унитарной централизаторской модели государственного управления, осуществлявшейся в горбачевский период; кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; отсутствие разработанной национальной политики; движение за национальное самоопределение республик, активизация местных политических элит, лидеров национальных движений; внешнеполитический фактор. Определенную роль в разрушении СССР сыграли субъективные причины: менталитет самого лидера перестройки и связанные с этим ошибки, непоследовательность в проведении курса реформ. К осени 1988 г. произошел раскол в лагере демократов. В нем выделилось радикальное крыло (во главе с лидерами – А.А. Сахаровым и Б.Н. Ельциным). Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете. Их деятельность ускорила начало дезинтеграционного процесса на территории СССР. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС. В течение 1989-1990гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. 19-21 августа 1991 г. произошла попытка переворота консервативными руководителями СССР с целью сорвать намеченное на 20 августа заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики. 8 декабря 1991 г. на Минской встрече трех президентов – России, Украины и Белоруссии было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали “Беловежское соглашение”. Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические контакты между республиками (суверенными государствами), последовал разрыв кооперационных связей. На территории постсоветского пространства произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией). Возникла проблема беженцев.
    Итоги. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

  4. Maximo Ответить

    Официальная коммунистическая идеология теряла свою исключительную господствующую позицию. Еще раньше, в начале перестройки, первым настоящим шагом в сторону демократизации режима стала политика гласности. Гласность – разрешенная властью и определенно дозированная свобода слова и печати – сыграла огромную роль в деидеологизации общества. Первоначально гласность была введена властью с целью «расшевелить» общество, так как его неготовность к восприятию серьезных перемен была очевидна. В основном гласность сводилась к критике современных реалий и к разоблачению преступлений сталинизма. Первоначально никто не выступал против системы и ее базовых социалистических ценностей, речь шла лишь о совершенствовании социализма, об очищении его от искривлений и деформаций. Однако постепенно нараставший процесс критики идеологических постулатов было уже не остановить. Гласность, вышедшая из под контроля, сделала разрушение официальной идеологии необратимым. В течение 1989 г. в массовом политическом сознании произошел резкий сдвиг вправо. Если в начале года социал-демократические идеи казались весьма радикальными, то уже к концу 1989 г. в общественном сознании распространилась убежденность в невозможности модернизации на социалистическом фундаменте вообще. Росту антисоциалистических настроений способствовали падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 1989 г., и очевидные неудачи экономических реформ внутри страны.
    В этот же период происходят радикальные изменения избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов. Был создан советский квазипарламент – двухуровневая система высшей законодательной власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избираемый из числа депутатов Съезда. Правда, депутаты Съезда представляли не политические партии, как в «буржуазных» странах, а в основном общественные организации. Из 2250 депутатов Съезда 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций.
    Самым радикально новым в политической реформе были выборы депутатов Съезда. Выборы получились соревновательными (на одно место было несколько кандидатов), и свободными (не было ограничений на выдвижение кандидатов и ведение предвыборной кампании).
    Таким образом, выборы и созыв I Съезда народных депутатов СССР – высшего законодательного органа власти – в июне 1989 г. стали переломным событием в политической жизни страны. На этом же Съезде появилась первая официальная оппозиция – Межрегиональная депутатская группа, идейная платформа которой быстро эволюционировала от либерализма к антисоциализму. Верховный Совет СССР стал постоянно действующим парламентом.
    На третьем этапе перестройки (1990–1991 гг.)происходит еще одно фундаментальное изменение режима – было покончено с монополией единственной политической партии на власть, и сделаны реальные шаги к многопартийности.
    12 марта 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе, и в октябре 1990 г. вышел закон «Об общественных организациях», признававший фактическое наличие многопартийности в стране.
    На III Съезде был учрежден новый пост главы государства – пост Президента СССР, на который Съездом был избран М. С. Горбачев. Таким образом, перестав быть руководителем страны на посту Генерального Секретаря партии, которая потеряла свое исключительное место, М. С. Горбачев остался главой СССР в роли Президента.
    Особенностью российского перехода от посттоталитаризма к демократии было отсутствие организованных и пользующихся широкой поддержкой населения движений, таких, как «народные фронты» в Прибалтике или «Солидарность» в Польше. Вместо этого имело место харизматическое лидерство Б. Н. Ельцина. Соединение этого лидерства с демократическим движением в стране сыграло огромную роль в падении коммунистической системы на заключительном этапе перестройки. Народ поддерживал Б. Н. Ельцина как «народного вождя» и антипода потерявшего авторитет М. С. Горбачева, но отнюдь не как носителя определенной программы. Кроме этого, он имел ореол «мученика» и «народного заступника».
    В марте 1989 г. Ельцин стал народным депутатом СССР и до конца 1990 г. был членом Верховного Совета СССР.
    В мае 1990 г. он был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. В период его председательства был принят ряд законов, повлиявших на дальнейшее развитие страны, например «Закон о собственности в РСФСР» 24 декабря 1990 г.
    В 1990 – 1991 гг. шло нарастание политического противоборства между республиканскими политическими элитами и союзным центром во главе с М. С. Горбачевым, в том числе и между руководством СССР и РСФСР. Так, 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, предусматривающая приоритет российских законов над союзными. Противостояние особенно обострилось после избрания Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР, которое произошло на первых в истории страны всенародных президентских выборах 12 июня 1991 г.
    Б. Н. Ельцин возглавил противодействие ГКЧП во время путча 19–21 августа 1991 г., после провала которого рычаги реальной власти постепенно стали переходить к Ельцину и главам других союзных республик. Окончательно ушло в прошлое всевластие коммунистической партии — 6 ноября 1991 г. был подписан указ о прекращении деятельности КПСС. Все это неизбежно вело к распаду союзного государства, который и произошел в декабре 1991 г. после подписания Беловежского соглашения между президентами Белоруссии, Украины и России. Чуть позже к соглашению присоединилось большинство союзных республик, и распад Советского Союза стал фактом.
    25 декабря 1991 г. Борис Ельцин получил всю полноту президентской власти в России в связи с отставкой Президента СССР М. С. Горбачева. После победы в политической борьбе с союзным центром Б. Ельцин совершил ряд стратегических просчетов. Вместо того чтобы сразу провести серьезные политические изменения – создать собственную политическую партию, провести новые выборы в парламент, скорректировать Конституцию – новое руководство приступило к радикальной экономической реформе. Молодые реформаторы (Е. Гайдар, Б. Федоров, А. Чубайс и др.), стоявшие на позициях идеологии классического либерализма, были убеждены, что частная собственность и свободные рыночные отношения смогут вывести Россию из экономического кризиса. «Новым либералам» в руководстве были свойственны игнорирование национальной специфики, стремление к копированию западного опыта, утопичные представления о международной политике того момента. Все это привело к кризисам в последующем развитии страны. Значительная часть российского общества демонстрировала негативную реакцию по отношению к экономическим реформам и их результатам.
    С окончанием периода перестройки закончилась целая эпоха в политической жизни России, ушли в прошлое тоталитарные и посттоталитарные режимы, страна приступила к формированию нового демократического порядка.
    2.6. Политический режим современной России (19912000-е гг.)
    Определение демократического режима, данное в разделе 2.3, имеет смысл дополнить понятием полиархии. Введение понятия полиархии необходимо для того, чтобы отличать демократию в широком, даже идеальном смысле (власть народа) от ее сущностных, институциональных характеристик. Другими словами, понятие «полиархия» объясняет инструментарий реализации власти в демократическом режиме. Полиархия – это правление, в максимальной степени приближающееся к демократическим идеалам.
    Принципы полиархического режима:
    1) правление большинства и уважение прав меньшинства означает, что лица, получившие санкцию на проведение политики, одобренной большинством, должны так или иначе учитывать мнения разных меньшинств. Чем надежнее защищены права и интересы меньшинства, тем эффективнее правление большинства, тем демократия более стабильна и приближена к идеалу;
    2) политическое и правовое равенство граждан означает установление общегражданских стандартов политического использования прав человека, отсутствие привилегий в политической деятельности по какому-либо признаку – сословий, расы, конфеccии, этноса и пр.;
    3) легитимизация власти происходит с помощью процедур выборов, референдумов, отзывов, а также с помощью механизма демократической делиберации, то есть проверки и критики посредством налаженной системы обратной связи «власть – общество»;
    4) представительный характер власти предполагает, что граждане делегируют свои властные полномочия выбранному ими лицу, которое осуществляет их от имени избирателя. Здесь особо важное значение приобретает институт выборов, создание и развитие политических партий, общественных, профессиональных и других объединений;
    5) выборность властей означает реализацию принципа представительства, осуществляется посредством всеобщего и равного избирательного права. Выборы – всеобщие, равные, конкурентные, их отличительные черты: неопределенность, необратимость, повторяемость;
    6) плюрализм и свобода политической деятельности предполагает свободную разработку и пропаганду любых политических взглядов и концепций. Ограничения в этой области вводятся законодательно и относятся к общественно-опасной деятельности, в том числе и угрожающей устоям демократии.
    Взаимодействие между властью и обществом в полиархическом режиме характеризуется обязательным регулярным обновлением правящей элиты и проводимой ею политики. Таким образом, полиархия – это такой способ функционирования власти, при котором общество обладает возможностью с помощью законных процедур влиять на деятельность и состав правящей политической элиты.
    Переход к демократии в России является частью глобального процесса крушения антидемократических режимов в разных регионах земного шара. Этот процесс – «третья волна демократизации» по С. Хантингтону – начался в 70-х годах XX в. и достиг своей кульминации в 1980 – 1990-х гг.
    Демократический транзит в России усложняется рядом проблем:
    1) неразвитость гражданского общества;
    2) высокая этническая неоднородность;
    3) примененная в России стратегия «двойного» перехода – одновременное реформирование экономической и политической сфер.
    Радикальные экономические реформы, начавшиеся в 1992 г. («шоковая терапия» Е. Т. Гайдара), привели к серьезному снижению жизненного уровня населения. Тяготы начального перехода к рынку породили политическую нестабильность, что выразилось в ряде кризисов власти:
    – декабрь 1992 г. – отставка Е. Т. Гайдара;
    – март – апрель 1993 г. – попытка отрешения Президента от должности и референдум о доверии властям;
    – сентябрь – октябрь 1993 г. – вооруженное противостояние законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент и Правительство) властей.
    В 1993 г. была осуществлена Конституционная реформа: принята новая Конституция Российской Федерации, и создан Парламент (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы).
    Возникает своего рода замкнутый круг: политическая нестабильность затрудняет создание правовых и институциональных основ дальнейших экономических реформ, мешает притоку иностранных инвестиций, способствует экономическому спаду, а это, в свою очередь, опять усиливает политическую нестабильность, что и подтверждается событиями периода 1994 – 1999 гг.:
    – экономическая дестабилизация и «дефолт» августа 1998 г.;
    – первая чеченская война;
    – правительственный кризис: с апреля 1998 по август 1999 г. сменились три премьер-министра – С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, С. В. Степашин.
    Сложившаяся к концу 1990-х гг. система «олигархического капитализма» в экономике, хоть и обладала некоторой стабильностью, но явно не соответствовала интересам и потребностям дальнейшего поступательного развития России. Чтобы оно стало реальностью, стране был необходим длительный период экономического роста с более высокими темпами, а это, в свою очередь, требует определенных социально-политических условий. Некоторые из этих условий стали реальностью в период с 2000 г. по настоящее время. За годы президентства В. В. Путина (2000–2008 гг.) и Д. А. Медведева (с 2008 г.), удалось остановить экономический спад, достичь роста экономики, несколько смягчить остроту накопившихся проблем.
    Произошли существенные сдвиги в политической жизни РФ. Была восстановлена управляемость происходящими в стране процессами, укреплена так называемая «вертикаль власти» с помощью некоторых реформ:
    – отмена губернаторских выборов;
    – реформа избирательной системы: отмена порога явки избирателей, повышение проходного барьера в Госдуму с 5 до 7 % и переход к исключительно пропорциональной избирательной системе на выборах в Государственную Думу.
    По вопросу о характере современного политического режима в России существуют различные мнения и оценки. Наиболее адекватной реальному положению дел представляется концепция о делегативной (или делегированной) демократии.
    Делегативная демократия как политический режим полностью соответствует критериям полиархии. Однако в отличие от представительной демократии при указанном режиме электорату отводится роль делегирования власти, прав и полномочий. Лидер, добившийся победы на президентских выборах, становится главным выразителем национальных интересов в том виде, как он их понимает, реальная власть сосредоточена в единственном центре. Можно констатировать на данный момент наличие политической стабилизации в России, что является важным условием социально-экономического развития с точки зрения теории политической модернизации.
    Контрольные вопросы
    1. Что означает понятие «политический режим»? Как соотносятся политический режим и политическая система?
    2. С. Хантингтон утверждает, что авторитарные лидеры, столкнувшись с кризисом легитимности, могут реагировать на него следующим образом:
    а) игнорировать углубляющийся кризис;
    б) усиливать репрессии по отношению к противникам режима;
    в) обращаться к национализму и провоцировать внешние конфликты;
    г) проводить выборы;
    д) инициировать демократизацию политической системы, стремясь сохранить контроль над происходящими процессами.
    Исходя из этого проанализируйте действия российского самодержавия в период революции 1905–1907 гг.
    3. Каковы были, по вашему мнению, причины падения демократического режима в России в 1917 г.?
    4. Каким образом происходило формирование черт тоталитарного режима в Советской России в период с октября 1917 до весны 1921 г.? Какие трансформации переживает политический режим в СССР в период НЭПа?
    5. Выделите причины, обусловившие возникновение тоталитарного политического режима в СССР.
    6. В каком направлении эволюционировал политический режим в СССР после 1953 г.?
    7. Какие характерные черты посттоталитарного режима сближают его с тоталитарным? С авторитарным?
    8. Какие изменения произошли в идеологической сфере позднего советского общества (1965–1985 гг.)?
    9. Какие социально-политические и идеологические факторы предопределили начало перестройки в СССР?
    10. Какие черты посттоталитарного режима подверглись кардинальным изменениям в годы перестройки?
    11. Каковы особенности демократического транзита в Россию?
    12. Назовите принципы полиархического режима.
    Литература
    1. Альмарик А. Идеология в советском обществе // Погружение в трясину: анатомия застоя / под. ред. Т. А. Ноткина. М., 1991.
    2. Арендт X. Истоки тоталитаризма : пер. с англ. М., 1996.
    3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм : пер. с франц. М., 1993.
    4. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964–1994 гг. М., 1996.
    5. Вебер М. Переход России к псевдоконституционализму // Полис. 2006. № 2.
    6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991 гг. М., 2002.
    7. Гаман-Голутвина О. В.Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. 2006. № 2–3.
    8. Громыко А. Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. М., 2003.
    9. Даль Р. О демократии : пер. с англ. М., 2000.
    10. Демократия / сост. С. Сироткин. М., 2001.
    11. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. № 6.
    12. Зимина В. Д. Белое дело взбунтовавшейся России: политические режимы Гражданской войны 1917–1920 гг. М., 2006.
    13. Зудин А. Истоки перемен: культурная трансформация «позднесоветского общества» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 5.
    14. Иванов А., Устименко С. Самодержавная демократия: дуалистический характер Российского государственного устройства // Полис. 2007. № 5.
    15. Капустин Б. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., 2000.
    16. Лейбович О. Л. Реформа и модернизация в 1953–1964 гг. Пермь, 1993.
    17. Мельвиль А. Ю., Стукал Д. К.Условия демократии и пределы демократизации. Факторы режимных изменений в посткоммунистических странах: опыт сравнительного и многомерного статистического анализа // Полис. 2011. № 3.
    18. Пивоваров Ю. С. Между казачеством и кнутом (к столетию русской конституции и русского парламента) // Полис. 2006. № 2.
    19. Пихоя Р. Г. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны. 1945 – 1985. М., 2007.
    20. Политология: учебник / А. Ю. Мельвиль [и др.] М., 2004.
    21. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие / под. ред. проф. Я. А. Пляйса. М., 2010.
    22. Российская историческая политология / отв. ред. С. А. Кислицын. Ростов н/Д., 1998.
    23. Салмин А. Российская Федерация и федерация в России // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №3.
    24. Согрин В. Западный либерализм и российские реформы // Свободная мысль. 1996. №1.
    25. Туровский Р. Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. 2009. №2.
    26. Хайек Ф. Дорога к рабству: пер. с англ. М., 1992.
    27. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: учеб. пособие. М., 1995.

  5. Kilix Ответить

    В 1985 г. была предпринята новая попытка осуществить модернизацию советского общества. К власти пришла команда М.С.Горбачева. Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм, на базе которого была сформулирована концепция «возврата России в цивилизацию» и ориентации на общечеловеческие ценности.
    Необратимость процесса перестройки объясняется в первую очередь тем, что широкое распространение получила гласность. Первоначально М.С.Горбачев видел главное содержание гласности в обновлении коммунистической идеологии. Гласность имела свои издержки – не все были готовы к радикальной переоценке ценностей, что привело к резкому столкновению интересов различных социальных групп. Широкое распространение гласности способствовало появлению политического плюрализма и раскрепощению сознания людей.
    «Перестройка» в политической сфере началась с традиционного лозунга «повышения руководящей роли КПСС» и «совершенствования советской политической системы». При этом базовые социалистические ценности и тезисы («Советский Союз – самая передовая и демократическая страна в мире», «социализм имеет огромные преимущества перед капитализмом» и др.) не подвергались сомнению. Постепенно к М.С.Горбачеву пришло понимание, что советская политическая система глубоко деформирована в результате сталинского правления. Предпринимается попытка перестроить тоталитарную политическую систему в демократическую с всевластием Советов. В широком смысле выдвигалась задача реформирования советской системы, перестройки сталинского административного социализма в демократический социализм с «человеческим лицом», который был «задуман Лениным».
    В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС были разработаны следующие меры, направленные на активизацию деятельности партийных и общественных организаций: альтернативные выборы; тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями. В результате никаких изменений в политической системе и обществе не произошло – народ не поддержал старые лозунги.
    В 1988 г. на Х1Х Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Провозгласили курс на создание правового государства и гражданского общества. Предполагалось учреждение съезда народных депутатов и превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент. Вводился принцип альтернативности в избирательную систему. В результате начались изменения государственно-политической системы.
    Росла оппозиция М.С.Горбачеву: 1. «справа» – коммунисты–ортодоксы, выступающие в защиту И.В.Сталина и традиционного социализма (Н.Андреева и др.); национал-патриоты, отстаивающие идеи русской самобытности, выступающие против «вестернизации России» (Ю.Бондарев, И.Глазунов и др.). 2. оппозиция «слева» – коммунисты-реформаторы радикального толка, критиковавшие М.С.Горбачева за медлительность и половинчатость реформ (Б.Ельцин, Ю.Афанасьев и др.) Стали активно возникать неформальные движения: народные фронты, клубы, кружки и т.п.

  6. Goodfriend Ответить

    – признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).
    Однако проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Но, несмотря на это, реформа способствовалаформированию частного сектора в экономике, к весне 1991 более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики.
    В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалось в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи. По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.
    В сельском хозяйстве изменения начались с реформирования совхозов и колхозов. Однако, в целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.
    Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы – всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. – народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было. После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 года происходит общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение.
    С 1990 года началось общее сокращение производства в промышленности. Летом взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 год, то есть к концу 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (программа 500 дней), нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Б.Н. Ельциным.
    Авторами очередного проекта выступила группа ученых-экономистов академик С. Шаталин, Г.Явлинский, Б.Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.
    62. «Перестройка»: политические преобразования.
    С 1987 г. обозначилась неизбежность реформы политической системы. Основные её положения были сформулированы в 1988 г. на XIX партийной конференции, которая рассмотрела проект конституционной реформы. С мая 1989 г. в СССР стала функционировать новая структура – съезд народных депутатов, но при сохранении монополии КПСС на власть он мог реально влиять только на общественное мнение, что было тоже немаловажно в тех условиях. XIX конференция пошла на такой революционный шаг как допущение многопартийности в политической жизни. Основой для создания новых политических партий зачастую становились многочисленные так называемые «неформальные объединения», некоторые из них существовали ещё в доперестроечный период. Для более эффективного руководства процессом реформ был учреждён пост Президента СССР. В марте 1990 г. на III съезде народных депутатов им был впервые избран М.С. Горбачёв, получивший достаточно большие полномочия.
    В истории перестройки выделяют три этапа:
    1985-1986 гг.: период ускорения: реформы необходимы, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Причем, первоначально речь не шла об изменении экономических основ социализма и политического строя, не подвергались сомнению социалистические ориентиры советского общества. Конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись, говорилось лишь о необходимости ускорить темпы продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации «человеческого фактора» и изменения порядка планирования.
    1987-1988 гг.: «гласность» и перестройка: идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма». Однако существенных сдвигов в экономике не происходило, сопротивление при этом росло.
    Новый импульс развитию политических событий дала XIX партийная конференция КПСС, состоявшаяся в июне – июле 1988 года. Выступая на ней с докладом, М.С.Горбачев подчеркивал, что все преобразования перестройки натолкнулись на мощный механизм торможения в лице командно-административной системы, для уничтожения которого необходимо провести реформу политической системы и уже в январе 1987 акцент был сделан на политике «гласности». Общество решительно выступало за углубление реформ и ускорение преобразований.
    1989-1991 гг.: поздняя перестройка: последняя попытка реформировать социалистическую систему, которая потерпела крах. В 1989 году состоялись выборы Съезда народных депутатов, которые впервые прошли на альтернативной основе. Распад СССР.
    Цели и задачи руководителей «перестройки», способы их достижения постоянно менялись и корректировались. В перестройке можно выделить три крупных этапа: 1) 1985-1986 гг.; 2) 1987-1988 гг.; 3) 1989-1991 гг.
    Первый этап характеризуется попытками крупномасштабных административных преобразований, не затрагивающих экономических и политических основ, направленных на «совершенствование общества развитого социализма» и «ускорение социально-экономического развития».
    Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 года и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. Предложенный им новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.
    Первоначально в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели – социализма с человеческим лицом. В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.
    Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.
    Неудачи первых лет заставили новое руководство страны скорректировать политический курс. На январском пленуме ЦК КПСС в 1987 года была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя.
    Новый импульс развитию политических событий дала XIX партийная конференция КПСС, состоявшаяся в июне-июле 1988 году. Выступая на ней с докладом, М.С.Горбачев подчеркивал, что все преобразования перестройки натолкнулись на мощный механизм торможения в лице командно-административной системы, для уничтожения которого необходимо провести реформу политической системы. I съезд народных депутатов начал свою работу 25 мая 1989 года. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки – умеренное, во главе с М.С.Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, Б.Н. Ельцин, В.А. Пальм и А.Д. Сахаров.
    Выступления народных депутатов все более накаляли общественно-политическую атмосферу, ситуация выходила из-под контроля. Начинался третий этап перестройки. Семимильными шагами шла радикализация общественного сознания, что проявлялось, прежде всего, в возникновениизабастовочного движения. Характерной чертой общественно-политической жизни страны в эти годы стало падение престижа комсомола и профсоюзов. В 1988-1990 гг. впервые за многие десятилетия советской власти наметился отток рабочих и служащих из официальных профсоюзов и были созданы альтернативные профессиональные организации.
    Осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д.Сахаров, Б.Н.Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов в 1990 в местные советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС – представители движенияДемократическая Россия (Е.Т.Гайдар). 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.
    Все основные партийно-политические партии и блоки были сформированы в период 1989-1991 гг.
    В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 году была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.
    Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР. На основе закона об изменении системы выборов от 1988 года вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые выборы проходили весной 1989 года, после этого в мае-июне 1989 года состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С.Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.
    В 1990 году в СССР был введен институт президентства. В марте III съезд народных депутатов СССР избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.
    В результате политических преобразований и неоднозначности оценок их результатов в обществе, развернулась борьба вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшаяся все более острой борьбой за власть.

  7. Zanaya Ответить

    Началась коренная перестройка руководства экономи­кой. Министерства должны были руководить предприя­тиями не директивно, а с помощью экономических ры­чагов: кредитов, госзаказов, системы цен.
    Летом 1989 г. коллективы предприятий получили пра­во брать их в аренду и выходить из состава министерств. Заводы и фабрики различных министерств могли теперь объединяться в концерны, акционерные общества. Пред­приятиям было разрешено выпускать акции.
    В сельском хозяйстве провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие арендных отношений на селе. Программа ускорения требовала для своего осущест­вления гигантских капиталовложений в промышленное развитие. Начали осуществляться крупные социальные программы: «Жилье до 2000 г.», повышение пенсий, стипендий студентам. Затраты на них не вели к увеличению выпуска товаров.
    Падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, привело к сокращению валютных по­ступлений. Правительство вынуждено было резко сокра­тить импорт, но сокращение это произошло за счет пред­метов потребления, лекарств, продовольствия – импорт же машин и оборудования продолжался. Это еще более осложнило положение на потребительском рынке.
    На руках населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. В то же время цены, установленные государством, согласно идеологии социализма, оставались неизменными. Теперь не успевали поставлять товары в магазин – прилавки мгновенно пустели. Магазины стояли без товаров, а домашние холодильники были полны. Все большие масштабы принимала теневая экономика – на перепродаже товаров наживались огромные состояния. Чтобы удовлетворить запросы потребителей был увеличен импорт потребительских товаров на кредитной основе. Государство влезло в долги, но стабилизировать рынок не удавалось.
    С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинооб­разный характер. Предприятия, стремясь избавиться от де­нег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежно­му товарообороту, отказывались от госзаказа.
    Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государ­ству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989 г. – 211 млрд. т., 1990 г. – 230 млрд. т. зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия.
    Стало ясно, что политика ускорения социально-эко­номического развития, провозглашенная XXVII съездом, потерпела крах, окончательно разбалансировала эконо­мику. Страна встала перед необходимостью резко ограни­чивать капиталовложения в строительство, свертывать производственный импорт и перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров.
    В связи с экономическим кризисом возросли сепара­тистские тенденции. Республики вводили таможенные барьеры, ограничивали вывоз со своих территорий про­мышленных товаров и продуктов питания, стали рушить­ся экономические связи.
    Недовольство народа отсутствием товаров вызывало массовые забастовки, что еще более усугубило положе­ние. Началось уже не замедление темпов, а сокращение производства.
    Все более утверждалось мнение, что социалистическая система не реформируема в принципе – надо менять ее в корне. Постепенно такая точка зрения все более утверждалась в общественном сознании. Единственный выход виделся в переходе к рыночной экономике.
    Программа такого перехода была разработана осенью 1990 г. группой С. Ша­талина и Г. Явлинского. Она пре­дусматривала в качестве первого шага приватизацию эко­номики как путем бесплатной передачи, так и путем про­дажи. Приватизация позволила бы связать денежные накопления населения, привела бы к демонополизации, к созданию конкуренции предприятий. Следующим шагом должна была стать либерализация цен, переход к свободному ценообразованию. Это привело бы к скачку цен, но в условиях конкуренции производителей и жест­кой дефляционной политики правительства, ограничи­вающей количество денег в обращении, скачок, по мнению авторов, был бы кратковременным – цены должны были стабилизироваться и начать снижаться. Все эти меры должны были сопро­вождаться твердой социальной политикой (повышением пенсий, стипендий студентам, индексации доходов). Вся программа была рассчитана на 1,5 года и получила назва­ние «500 дней».
    Этот план хорошо соответствовал стереотипу мышления, утвердившемуся в массовом сознании, обещая молниеносные изменения к лучшему. Проект Г. Явлинского был взят на вооружение Советом министров Российской Федерации и фактически превратился в орудие политической борьбы с центром, с «консерваторами, не хотевшими каких-либо преобразований».
    Экономика Союза ста­новилась неуправляемой. Правительство В. Павлова, сменившего Н.А. Рыжкова, не решалось на кардинальные шаги, провело лишь ряд конфискационных мер (замораживание вкладов в сберкас­сах, введение 5 % налога с продажи, повышение цен на 50 – 70 % и т.д.).
    Государственный долг СССР достиг астрономической цифры 60 млрд. долларов. Золотой запас страны за 1985 – 1991 гг. сократился в 10 раз и составлял всего 240 т. В 1991 г. по всей стране, включая Москву, были введены карточки на основные продукты питания, винно-водочные изделия, табак. Необходимы были кардинальные, решительные меры.

  8. Guliver Ответить

    Реформы политической системы СССР

    Реформа началась с разного рода политических и организационных мер, принятых на пленуме ЦК партии в январе 1987 г.: альтернативные выборы; тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями6.
    28 июня -1 июля 1988 г. состоялась Всесоюзная конференция КПСС, которая положила начало конституционным реформам в стране. Здесь развернулась борьба мнений сторонников и противников “перестройки” по вопросу о задачах развития страны.
    Был учреждён новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР, из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. I Съезд народных депутатов ( 1998 г.) сформировал Верховный Совет СССР, его председателем был избран М.С. Горбачев.
    Первый Съезд народных депутатов СССР завершился разделением сторонников перестройки на умеренных во главе с Горбачевым и радикалов, объединившихся в Межрегиональную группу народных депутатов, т.е. появилась оппозиция. Был избран координационный комитет группы и пять сопредседателей, ведущую роль, среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. Горбачев перестал быть единоличным лидером реформаторского процесса, у него появились конкуренты. Началась борьба за власть.

    Гласность и многопартийность

    Все эти перемены происходили в атмосфере демократизации общественной жизни, чему способствовали выработка и принятие ряда законов с целью учреждения “правового государства” и расцвет многочисленных “неформальных объединений” .
    В результате подъема политической активности народа происходит рост нетрадиционных, неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. в стране насчитывалось уже до 30 тыс. самодеятельных общественных объединений различной направленности.

    Реформы во внешней политике

    Годы “перестройки” стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. За несколько лет М.С.Горбачев завоевал огромный личный авторитет на международной арене, как на встречах “в верхах” с руководителями иностранных государств, так и во время пресс-конференций, которые позволили ему проявить свой несомненный талант общения и способности представлять новый облик Советского Союза.8
    Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы М.С. в его книге ” Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира”, вышедшей в 1987 г9. Утверждался приоритет общечеловеческих ценностей, их защита и защита мира над разногласиями между мировыми системами социализма и капитализма.
    В 1987 г. М. С. Горбачёв и Р. Рейган достигли соглашения о выводе советских войск из Афганистана и о прекращении американской помощи моджахедам, который состоялся 15 февраля 1989 г.
    В декабре 1989 г. М. С. Горбачёв встретился с новым президентом США Дж. Бушем на Мальте.
    В июле 1990 г. на встрече с канцлером ФРГ Г. Колем М. С. Горбачёв согласился на вхождение единой Германии в НАТО, взамен СССР получил обещание, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО. В августе того же года была разрушена “берлинская стена”, ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила своё существование как суверенное государство.
    Общим итогом внешнеполитической линии М. С. Горбачева стало окончание “холодной войны”.

    Экономическая реформа

    Гласность подняла на новый уровень недовольство существующим порядком и поощрила самые разнообразные формы протеста против него, происходившие на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса, Именно этот процесс определял социально-политическую динамику пяти последних лет.
    Попытки политических преобразований не привели к улучшению социально-экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления “перестройки”, в стране нарастал хаос, нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. Для преодоления этих негативных тенденций была предложена экономическая реформа, суть которой сводилась к введению свободных договорных цен. Высокие договорные цены предприятий-монополистов, за счет которых получались большие прибыли, направлялись, главным образом, на увеличение зарплаты, почти ничего не оставлялось на разработку и освоение достижений науки и техники. Это, в свою очередь, привело к нарушению пропорций роста денежной и товарной массы, к возрастающему дефициту товаров, дезорганизации потребительского рынка. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться.

    Повседневная жизнь в период “перестройки”

    Политика реформирования экономики привела к значительным социально-экономическим проблемам. Нарастающие трудности экономического характера неминуемо отразились на сфере потребления, из магазинов стали исчезать элементарные товары11. Резко сократилось производство как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Оставались нерешенными социальные проблемы. Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *