Какие причины привели к объединению восточных славян в единое государство?

10 ответов на вопрос “Какие причины привели к объединению восточных славян в единое государство?”

  1. kote54rus Ответить

    
    Вспомните! Устройство восточнославянского общества.
    Соседская община. Племенные союзы, имевшие свои центры – Чернигов, Полоцк, Киев и др.
    Подумайте, почему торговые пути в древности проходили по воде, а не по суше.
    Здесь существовало большое количество рек и речушек, по которым можно было вести торговлю. В те времена территории восточных славян отличались от современных – было большое количество лесов и болот, что затрудняло передвижение по суше.
    Вспомните! Какую роль играли великие реки в образовании государств Древнего мира?
    Люди селились вдоль рек. Близость к воде и плодородные почвы позволяли заниматься земледелием. Позже там возникли государства.
    Найдите на карте (с. 51) и опишите территории культурных и политических центров государства Русь. Какая территория контролировалась Олегом? Обратите внимание, воевода объединил под своим началом земли прежде всего тех племён, что селились вдоль торгового пути «из варяг в греки». Какой вывод можно из этого сделать?
    Новгород – центр ильменских словен, находится на Севере Руси возле озера Ладога.
    Киев – центр полян по среднему течению Днепра.
    Олег смог подчинить территории кривичей, северян, древлян, радимичей, хорватов.
    Олег хотел держать под своим контролем путь «из варяг в греки».
    Какое значение имел поход Олега на Византию?
    Теперь местные купцы могли беспрепятственно вести торговлю в Византии.
    Вопросы и задания
    1. Объясните значение следующих слов и понятий: «государство», «полюдье», «путь из варяг в персы», «дружина».

    Государство – это организация жизни народа с помощью власти, осуществляемой профессионалами и опирающейся на вооружённую силу.
    Полюдье – дань, собираемая с населения в ходе ежегодного объезда подвластных земель древнерусскими князьями и их дружинниками.
    Путь из варяг в персы – Великий Волжский путь в страны Азии и Арабского Востока.
    Дружина – профессиональное войско князя; дружинник — член дружины.
    2. Какие причины привели к объединению восточных славян в единое государство?
    Последовательная концентрация власти в рука правителя, который смог подчинить себе восточнославянские племена. Некоторые племенные союз добровольно переходили под покровительство Олега в обмен на их защиту со стороны князя.
    3*. Составьте рассказ о купце, который ведёт торговые суда по Великому Волжскому пути. Опишите, откуда едет ваш герой; куда держит путь; какие товары везёт; какие опасности его могут подстерегать.
    Едет купец из Новгорода. Везет в основном меха. На торговый путь часто совершают набеги степные племена. Очень хочет купец в этот раз доехать спокойно. Самое опасное время – это ночь, когда напасть могут внезапно. Если подойдут кочевники, то купец лишится всего своего товара.
    4. Сравните роли Аскольда и Дира, Рюрика и Вещего Олега в образовании государства у восточных славян.
    Аскольд и Дир – первые князья Киева. Рюрик и его братья княжили в северных землях Руси. Олег смог объединить разрозненные племена и положит начало Древнерусскому государству.
    5. Какие события произошли в 862 г., в 882 г.? Дайте им свою оценку.
    862 г – призвание князя Рюрика на княжение в Новгород.
    882 г – создание Древнерусского Государства.
    Эти события способствовали объединению племен в одно государство. Известно, что Рюрик смог прекратить междоусобицы среди племен. А Олег объединил все племена в одно государство. Это способствовало экономическому и культурному развитию земель.

  2. 196509 Ответить

    1) рыболовством 2) бортничеством 3) скотоводством 4) земледелием
    2. Торговый путь «из варяг в греки» вел из моря
    1) Белого — в Каспийское
    2) Балтийского — в Черное
    3) Белого — в Черное
    4) Балтийского — в Ладожское озеро
    3. Как называлась община у восточных славян?
    1) полюдье 2) вервь 3) пожилое 4) стан
    4. Как назывались в Древней Руси свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство?
    1) рядовичи 2) закупы 3)холопы 4) люди
    5. Сведения из сочинения византийского историка:
    «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания», — свидетельствуют о том, что у восточных славян
    1) утвердилось христианство
    2) главными занятиями было рыболовство и мореплавание
    3) были распространены языческие верования
    4) отсутствовали контакты с другими странами
    6. Соседями восточных славян являлись
    1) поляне 2) хазары 3) арабы 4) древляне
    7. Система земледелия» применяемая восточными славянами в VI-VIII вв. в степной полосе
    1) трехполье 2) двуполье 3) подсечно-огневая 4) переложная
    8. К восточным славянам относятся
    1) кривичи 2) хазары 3) половцы 4) варяги

  3. Tech_de_Hikki Ответить

    К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.
    *Социально-экономические – родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, “соседской” общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
    *Политические – появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; в VI- VII вв. существовала “Держава волынян”; в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба – вокруг Киева, Славия – вокруг Новгорода, Артания – вокруг Рязани или Чернигова.
    *Внешнеполитические – важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.) .
    Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства.
    *Норманнский фактор.
    Завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями – жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция) . В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси – варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. У варягов также разложение родоплеменного строя, складывание предпосылок для образования государства.
    Итак, непосредственная ПРИЧИНА возникновения древнерусского государства – призвание варягов.
    Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Миллер, Байер ХVIII в. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси – результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М. В. Ломоносов.

  4. 28GoDziLLa28 Ответить

    К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.
    *Социально-экономические – родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, “соседской” общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
    *Политические – появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; в VI- VII вв. существовала “Держава волынян”; в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба – вокруг Киева, Славия – вокруг Новгорода, Артания – вокруг Рязани или Чернигова.
    *Внешнеполитические – важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.) .
    Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства.
    *Норманнский фактор.
    Завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями – жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция) . В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси – варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. У варягов также разложение родоплеменного строя, складывание предпосылок для образования государства.
    Итак, непосредственная ПРИЧИНА возникновения древнерусского государства – призвание варягов.
    Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Миллер, Байер ХVIII в. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси – результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М. В. Ломоносов.

  5. Jatys Ответить

    В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.
    Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.
    К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.
    Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.
    География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».
    В 4-8 вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги, дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).
    Племена славян складывались на основе этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство.
    Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились, по возможности, в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.
    Основа их хозяйственной деятельности – пашенное земледелие: в восточной части – подсечно-огневое, в лесостепной – переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.
    Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).
    Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта, и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8 вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.
    Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская, или территориальная община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.
    Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например «из варяг в греки»).
    Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.
    Во 2-й половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.
    Образование древнерусского государства
    Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
    Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
    Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
    Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.
    Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.
    Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
    В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.
    Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
    Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.
    Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
    Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
    Политический и социально-экономический строй Киевской Руси.
    В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) – раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.
    Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.
    Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период – кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.
    К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.
    Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.
    Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.
    Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.
    Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.
    В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.
    В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.
    Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, – «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.
    Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.
    Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг
    Введение христианства и его историческое значение.
    Язычество господствовало на Руси до середины 10 в. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления неразрывно связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла».
    Восточные славяне воспринимали мир на основе парных понятий – благоприятное и враждебное. Космос – порядок противопоставлялся хаосу – беспорядку. Символом защиты от всего враждебного служил круг. Этой геометрической форме приписывались магические свойства. Славяне носили кольца, цепи, венки, круговым валом обводили жилье.
    Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Отпечаток языческого видения Вселенной проявляется и в структуре городов. В верхней части города жили лучшие люди, в нижней – простолюдины.
    Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов – богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну – Даждьбог, Богородице – Мокош. Основными божествами считались Перун и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей.
    В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. В «Повести временных лет» имеется подробное описание этого события, в котором принимали участие князья и бояре.
    Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам – за строгие ограничения в еде и питье.
    Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией.
    Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.
    В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте.
    Предпочтение православия объясняется и тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская православная церковь давала возможность использования в служениях славянский язык.
    Одной из причин выбора православия стали политические претензии римской церкви и ее возвышение над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию на взаимодействии религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.
    Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Даже сын княгини Ольги отказался принимать христианство. Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян длительное время, они переплетались с христианскими праздниками на протяжении многих столетий.
    Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси.
    Древнерусская культура 10-13 вв.
    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.
    В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.
    Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).
    Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.
    Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.
    Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.
    Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.
    В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.
    Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. “В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.
    В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.
    Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.
    Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории – «Слово о законе и благодати».
    Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.
    Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).
    Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.
    На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.
    По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).
    При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.
    Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *