Какие проблемы поднимает пушкин в капитанской дочке?

9 ответов на вопрос “Какие проблемы поднимает пушкин в капитанской дочке?”

  1. Kazirn Ответить


    Из опыта работы

    У каждого из нас свой Пушкин. И первое
    знакомство с ним у каждого происходит по-своему,
    по-разному. Всё, наверное, начинается с детства,
    со сказки. Помните:
    У Лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом…
    Как хотелось тогда, в детстве, узнать, где же оно
    находится, это Лукоморье, побродить там, посидеть
    под знаменитым дубом, послушать сказки, которые
    рассказывает волшебный кот.
    А как хотелось поймать золотую рыбку и
    попросить её исполнить хотя бы одно желание! Но
    детство заканчивается, и ты узнаёшь, что все эти
    герои, эти события останутся с тобой навсегда,
    благодаря волшебной фантазии замечательного
    поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.
    Ты взрослеешь, а вместе с тобой “взрослеют” и
    его произведения. Только теперь это другие книги
    и иные герои, вместе с которыми размышляешь о
    смысле жизни, любишь, страдаешь, которым
    сочувствуешь и за которых переживаешь.
    Произведениям Пушкина суждена долгая жизнь,
    ведь проблемы, которые автор ставит в них, не
    являются проходящими, сиюминутными. Взять хотя
    бы “Капитанскую дочку”. За годы работы в школе
    при изучении этого произведения я использовала
    традиционный путь разбора: по отдельным главам
    (по ходу действия), “по образам” (когда в центре
    внимания находится герой произведения). Но
    однажды, отступив от традиции, выбрала путь
    разбора произведения по проблемам. Несмотря на
    то, что события, описанные в романе, относятся к
    XVIII веку, проблемы, поставленные Пушкиным, не
    потеряли своей актуальности и сегодня. Это
    проблема чести и долга, нравственного выбора
    человека; проблема насилия и сострадания;
    проблема любви и милосердия.
    Изучение “Капитанской дочки” является
    логическим продолжением знакомства с “Историей
    Пугачёвского бунта”, ставшего основой для
    романа, в котором главной темой являются люди, их
    взаимоотношения, характеры, а также вечные
    ценности, без которых невозможна жизнь человека.
    Каждому герою романа пришлось многое испытать.
    И все эти испытания связаны с понятиями чести,
    долга, человеческого достоинства.
    Главной герой “Капитанской дочки” Пётр Гринёв
    проходит путь от вчерашнего недоросля, гонявшего
    голубей да бегавшего по девичьим, до человека,
    ставшего честным и порядочным офицером.
    Нравственные понятия, сформированные в семье
    Гринёвых, помогают ему с честью выйти из сложных
    ситуаций. А необдуманные шаги, совершённые
    Гринёвым, привели к поступку, определившему всю
    его последующую жизнь.
    Заячий тулуп! Какая, казалось бы, ценная вещь! Но
    дело не в ценности тулупа, а в человечности, в
    сострадании, в милосердии, наконец. Бродяга ведь
    тоже человек, оказавшийся в данный момент в
    сложной ситуации. Так что же, разве такой человек
    не заслуживает сочувствия? Помогая ему, Пётр
    Гринёв не думал о последствиях своего поступка.
    Просто помог. Потому что долг любого человека –
    помочь в беде другому. Но у бродяги оказалась
    хорошая память. И чувство долга ему тоже не было
    чуждо. Наверное, судьбе было так угодно, чтобы
    встретились эти два человека: дворянин и беглый
    крестьянин. Такие разные по происхождению,
    воспитанию, отношению к жизни, политике, власти.
    Но понятия о чести, долге, честности, просто о
    человеческой порядочности сближают этих людей.
    Гринёв в своих поступках честен и открыт, прямо
    заявляет, что не может перейти на сторону
    Пугачёва. Не этому учил его отец, ведь главное для
    старика Гринёва – беречь дворянскую честь и
    верно служить Отечеству. Надо отдать должное, что
    Пугачёв понимает состояние Гринёва, не
    заставляет его изменить своим принципам,
    переступить через себя.
    Но совсем не такой Швабрин, у которого свои
    понятия о чести, долге, человеческом достоинстве.
    А есть ли вообще эти качества у него? Что же
    двигало им, когда он перешёл на сторону Пугачёва?
    Сочувствие угнетённому народу, поднявшемуся
    против произвола властей? А может быть,
    совпадение политических взглядов с восставшими?
    Или все его поступки можно объяснить
    исключительно пылкой любовью к Марье Ивановне?
    Но разве любовь делает людей жестокими и
    бездушными? Можно ли совершить преступление,
    даже во имя неё? Ведь любовь призвана дарить свет
    и тепло, делать людей добрыми, благородными, а
    значит, счастливыми. Именно этим и объясняется
    нежелание Гринёва говорить о Марье Ивановне на
    суде, когда решается его собственная судьба. Ведь
    счастье любимой девушки, её незапятнанное имя –
    что может быть дороже для истинной любви!
    Наверное, человек будет счастлив только в том
    случае, если он в состоянии сделать счастливыми
    близких ему людей. Несмотря ни на что! Даже если
    ему самому грозит смертельная опасность.
    Можно только восхищаться смелостью и
    решительностью Марьи Ивановны, когда она, будучи
    любимой и любящей, отправляется на защиту своего
    жениха. Она не требует правосудия, а просит
    милости, милосердия.
    Тема милосердия раскрывается при
    сопоставлении характеров двух правителей –
    императрицы Екатерины II и Емельяна Пугачёва,
    Петра III, как он называл себя. Императрица добра и
    заботлива, но это не мешает ей отдавать приказы,
    жестоко наказывая восставших. Пугачёв тоже может
    быть как милосердным, так и жестоким. Достаточно
    вспомнить захват Белогорской крепости,
    многочисленные казни. Но ведь они были как со
    стороны восставших, так и со стороны
    правительственных войск. Невозможно оставаться
    равнодушным, когда читаешь и представляешь
    изувеченного башкирца, казнь капитана Миронова,
    смерть Василисы Егоровны… Жестокость и зверство
    не есть проявление врождённых пороков только
    непросвещённых мужиков. Одна жестокость не
    оправдывает другую, ведь в результате такой
    вражды теряется самое главное – обесценивается
    человек, человеческие чувства, возникает угроза
    уничтожения главных качеств человека: чести,
    достоинства, долга перед своим Отечеством.
    Простым людям тоже не чуждо представление о
    чести и долге. Савельич, преданный своему барину
    слуга, лучшие годы прослуживший ему верой и
    правдой, готовый жизнь отдать “за барское дитя”,
    становится ему в конце романа верным другом.
    Так что же должно быть основой истинных
    человеческих отношений? По мнению А.С. Пушкина,
    необходима такая форма государственной жизни, в
    основе которой лежат подлинные человеческие
    качества: честь, совесть, уважение друг к другу,
    взаимопонимание, терпимость.
    Пусть прошло уже более 170 лет, но роман не
    потерял своей актуальности. Ведь выбор
    правильного пути любого человека состоит не в
    том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного
    лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях
    сохранить в себе человеческое достоинство,
    гуманность, умение уважать и ценить жизнь других
    людей. Формированию таких нравственных понятий у
    школьников поможет изучение романа А.С. Пушкина
    “Капитанская дочка”.

  2. Met Ответить

    “Капитанская дочка” — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории. Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко.
    Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат “История Пугачевского бунта” воспринимался современниками Пушкина как научный труд.
    Если “История Пугачевского бунта” — историческое сочинение, то “Капитанская дочка” написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, — это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде “Капитанской дочки” можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом/
    Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать “пугачевщину” в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.
    Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. Но он и отвергает восстание “как бессмысленный и беспощадный бунт”, кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в. одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты… ”
    Образ Гринева дан в динамике: Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.
    Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий. Первая встреча происходит в главе “Вожатый”, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: “Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать”.
    В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании. И т. д

  3. MaGNuS_TV Ответить

    В повести не только описаны события 1773— 1774 гг. , но и затронуты вечные проблемы чести, долга, человеческого достоинства, роли личности в истории, эти проблемы интересовали и всегда будут интересовать человечество. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего… » Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду» . Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.
    Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения.
    В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу.
    Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку» , который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.
    Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он клевещет на Машу Миронову, бросает тень на ее мать. Он наносит Гриневу вероломный удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневу-отцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать при нем карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.
    Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.
    Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован. “Капитанская дочка” — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории. Пугачевского восстани

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *