Какие произведения нужно прочитать для сочинения в декабре 2019?

16 ответов на вопрос “Какие произведения нужно прочитать для сочинения в декабре 2019?”

  1. TheTigerPlay Ответить

    03.09.2018
    Итак, мы представляем вам максимально широкий обзор необходимой литературы, которую нужно прочитать и знать для успешного написания итогового сочинения в 2018-2019 учебном году.
    Представим вам несколько списков. Главный список – универсальная литература. Это та литература, которая подойдёт под ЛЮБОЕ из направлений этого года. Время прочтения каждого произведения – ДО ЧАСУ! Ну, за исключением Толстого :)))
    И далее представим литературу по каждому из направлений по отдельности.

    Универсальная литература:

    «Война и мир», Л.Н. Толстой;
    «Алые паруса», А.А. Грин;
    «Моцарт и Сальери», А.С Пушкин;
    «Чучело», В.К. Железников;
    «Телеграмма», К.Г. Паустовский;
    «Старый повар», К.Г. Паустовский;
    «Акварельные краски», К.Г. Паустовский.

    Выберите нужное направление:

    «Отцы и дети»

    «Гроза», А.Н. Островский
    «Война и мир», Л.Н. Толстой
    «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
    «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
    «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
    «Тёмные аллеи», И.А. Бунин
    «Обломов», И.А. Гончаров
    «Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
    «Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
    «Вишневый сад», А.П. Чехов
    «В дурном обществе», В.Г. Короленко
    «Детство», А.М. Горький
    «Расплата», В. Тендряков
    «Завтра была война», Б. Васильев
    “Безумная Евдокия”, “Шаги”, А. Алексин
    “Ночь исцеления”, “Пара осенней обуви”, Б. Екимов
    «Горе от ума», А.С. Грибоедов
    «Отцы и дети», И.С. Тургенев
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Отцы и дети»

    «Мечта и реальность»

    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    А.Н. Островский, «Гроза»;
    И.А. Гончаров, «Обломов»;
    М.Ю. Лермонтов , «Мцыри»;
    Н.В. Гоголь, «Шинель».
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Мечта и реальность»

    «Месть и великодушие»

    В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;
    Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    В.М. Гаршин, «Трус»;
    А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;
    В.Л. Кондратьев «Сашка».
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Месть и великодушие»

    «Искусство и ремесло»

    М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    М. Горький: «На дне»;
    А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
    М.Е. Салтыков-Щедрин% «Как один мужик двух генералов прокормил»;
    А. Куприн: «Гранатовый браслет»;
    Н.С. Лесков% «Левша».
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

    «Доброта и жестокость»

    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    В.П. Астафьев, «Людочка»;
    А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    В.М. Шукшин, «Чудик»;
    К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
    М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

  2. ___{ХулИ}ГанкА___ Ответить

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А.Н. Островский «Гроза»;
    Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»;
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»;
    И.А. Бунин «Тёмные аллеи»;
    И.А. Гончаров «Обломов»;
    В.Г. Распутин «Уроки французского», «Последний срок»;
    М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;
    А.П. Чехов «Вишневый сад»;
    В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
    А.М. Горький «Детство»;
    В. Тендряков «Расплата»;
    Б. Васильев «Завтра была война»;
    Л.Ф. Воронкова «Старшая сестра»;
    Б. Екимов «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви».
    дополнительный список по направлению «Отцы и дети» смотри здесь.

    «Мечта и реальность»

    А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»;
    А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
    Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»;
    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Мцыри»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Белые ночи»;
    А.Н. Островский «Гроза»;
    И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв».
    дополнительный список по направлению «Мечта и реальность» смотри здесь.

  3. Espardos Fiends Ответить

    По направлению «Добро и зло»

    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    В.П. Астафьев, «Людочка»;
    А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    В.М. Шукшин, «Чудик»;
    К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
    М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».

    По направлению «Он и она»

    «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
    «Евгений Онегин», А.С. Пушкин
    «Анна Каренина», Л.Н. Толстой
    «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков
    «Гордость и предубеждение», Дж. Остин
    «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
    «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
    «Обломов» И.А. Гончаров

    По направлению «Война и мир»

    «Война и мир», Л.Н. Толстой
    «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
    «Тихий дон», М. Шолохов
    «А зори здесь тихие», Б. Васильев
    «Судьба человека», М.А. Шолохов
    «Живи и помни», В.Г. Распутин
    «Молодая гвардия», А. Фадеев

    По направлению «Надежда и отчаяние»

    Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
    М.А. Шолохов «Судьба человека»
    В.Г. Распутин «Живи и помни»
    Ф. Абрамов рассказ «Надежда»
    А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
    В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    К. Симонов «Жди меня»
    М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
    Н.В. Гоголь «Шинель»
    А.Н. Островский «Гроза»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    М. Горький «На дне»
    А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
    И. А. Бунин рассказ «Надежда»
    Е. И. Замятин «Мы»

    По направлению «Гордость и смирение»

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», «Мцыри»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина».
    А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
    А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    А.И. Солженицын «Матренин двор»
    М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

    Как получить зачет за итоговое в 2019-2020?

    Одиннадцатиклассники готовятся к итоговому сочинению, которое пройдет 4 декабря 2019 года. Школьники активно ищут книги, ведь литературный аргумент – обязательное условие для того, чтобы получить необходимое количество баллов. Поскольку прочитать за короткий период десятки литературных шедевров невозможно, рекомендуется взяться за сокращенные варианты.

    Литература для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году

    Добро и зло

    Данная тема не теряет актуальности долгие года. Десятки мировых авторов к ней обращались. Рассматривая данную тему, главное, рассуждать, попытаться понять мысли и поступки героев литературных произведений. Список книг:
    Максим Горький, «На дне»;
    Федор Достоевский, «Преступление и наказание»;
    Михаил Булгаков, «Записки юного врача»;
    Антон Чехов, «Крыжовник»;
    Лев Толстой, «Война и мир».

    Война и мир

    Направление «Война и мир» посвящено 150-летию всеми известной книги Льва Толстого. Школьникам предстоит порассуждать о героизме, патриотизме, гармонии, любви и семейных разладах. Список книг:
    Лев Толстой, «Война и мир»;
    Александр Пушкин, «Капитанская дочка»;
    Валентин Распутин, «Живи и помни»;
    Михаил Шолохов, «Тихий дон».

    Надежда и отчаяние

    Направление «Надежда и отчаяние» не такое простое, как кажется. Ведь придется серьезно подумать над литературным примером. Школьникам предстоит поразмышлять на тему сложного выбора: смириться с обстоятельствами или идти против правил. Список книг:
    Михаил Шолохов, «Судьба человека»;
    Николай Гоголь, «Шинель»;
    Антон Чехов, «Вишневый сад»;
    Максим Горький, «На дне»;
    Александр Пушкин, «Евгений Онегин».

    Гордость и смирение

    Школьникам предстоит поразмышлять над философским знанием этих слов. Вспомнить героев литературных произведений, которым пришлось столкнуться с гордостью и смирением. Список книг:
    Лев Толстой, «Война и мир»;
    Николай Гоголь, «Тарас Бульба»;
    Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    Антон Чехов, «Вишневый сад»;
    Максим Горький, «На дне».

    Он и она

    Школьникам предстоит поразмышлять об отношениях мужчин и женщин с разных сторон: дружба, семья, любовь. Список книг:
    Александр Пушкин, «Капитанская дочка»;
    Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    Лев Толстой, «Анна Каренина»;
    Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени».

    Что нужно знать об итоговом сочинении

    Для того, чтобы набрать необходимое количество баллов, нужно запомнить несколько простых правил:
    объем сочинения – не менее 250 слов;
    сочинение должно быть написано самостоятельно, списанные тексты не будут проверяться, школьник автоматически получит «незачет»;
    свое мнение нужно обязательно подтвердить аргументом из литературного произведения. Важно не пересказать, а подтвердить свои тезисы из вступления анализом из книги;
    внимательно проверить сочинение на наличие ошибок;
    сочинение должно соответствовать предложенной теме;
    не использовать жаргонные слова;
    использовать конструкции-связки, предложения должны быть логически связаны друг с другом.
    Все выпускники российских школ напишут итоговое сочинение 4 декабря 2019 года. На сегодняшний день известно 5 направлений, точные темы буду известны за 15 минут до начала экзамена. Это сделано, чтобы у школьников не было возможности подготовить шпаргалки. На написание дается 3 часа 55 минут.

  4. Bludbinder Ответить

    08.09.2019
    Подборки примерных тем, которые могут быть на итоговом сочинении в 11 классе в 2019-2020 учебном году.
    Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).
    Реальные темы появятся на этой страничке в день проведения итогового сочинения. Сохраните ссылку!

    Выберите нужное вам направление:

    Темы «Он и она»
    Темы «Гордость и смирение»
    Темы «Добро и зло»
    «Надежда и отчаяние»
    Темы «Война и мир»

    Дополнительные ссылки:

    Всё об итоговом в 2019-2020
    Литература для итогового 2019-2020
    Ниже мы представили вам по 5 самых интересных тем из каждого направления

    Темы «Он и она»

    Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
    Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
    Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
    Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
    Согласны ли вы с утверждением: “У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
    Подробнее все темы…

    Темы «Гордость и смирение»

    Чем отличается гордость от гордыни?
    Как отличить гордость от высокомерия?
    Какого человека называют гордым?
    Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
    Стоит ли терпеть обиды?
    Подробнее все темы…

    Темы «Добро и зло»

    Что такое доброта?
    Чем доброта отличается от милосердия?
    Почему человек должен быть добрым?
    Может ли доброта принести человеку разочарование?
    Нужно ли сдерживать в себе доброту?
    Подробнее все темы…

    «Надежда и отчаяние»

    Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
    Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
    Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
    Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
    Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
    Подробнее все темы…

    Темы «Война и мир»

    Роль “Эпилога” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
    Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
    Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
    Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
    Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
    Посмотреть все темы…

    Подробный разбор итогового сочинения в 2020 году

  5. Cerezar Ответить

    Список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2018/19.
    Автор: Алексей Лямин | facebook.com/profile.php?id=100001738516298.
    Источник: группа ФБ “Методическая копилка”.
    ОТЦЫ И ДЕТИ
    Аксёнова Н., рассказ «Отец»
    Алексин А.А., рассказы: «Первый день», «Поздний ребенок», повести: «А тем временем где-то…», «Говорит седьмой этаж», «Безумная Евдокия»
    Бредбери Р., рассказ «Вельд»
    Воронкова Л.Ф., повесть «Старшая сестра»
    Высоцкий В., «Баллада о времени»
    Гарин-Михайловский Н.М., повесть “Детство Темы”
    Геласимов А., роман «Год обмана»
    Георгиев С., рассказ «Ошейник»
    Гоголь Н.В., повесть «Тарас Бульба»
    Гончаров И.А. роман «Обыкновенная история»
    Грибоедов А.С., пьеса «Горе от ума»
    Дубов Н.И., повесть «На краю земли»
    Екимов Б., рассказы: «Говори, мама, говори…», «Мальчик на велосипеде», «Ночь исцеления»
    Железников В., рассказ «Ночной ветер»
    Иванов А., роман «Географ глобус пропил»
    Коротков Ю., повесть «Головная боль»
    Крупин В., рассказ «Сбрось мешок!»
    Куликова Л., рассказ «Свиделись»
    Куприн А.И., рассказ «Святая ложь»
    Курамшина И., рассказ «Сыновний долг»
    Львов С.Л., художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (о гравюре «Блудный сын»)
    Осеева В.А., повесть “Динка”
    Паустовский К.Г., рассказ «Телеграмма»
    Пермяк Е.А., рассказ «Мама и мы»
    Платонов А., рассказ “Возвращение”
    Полянская И., рассказ «Утюжок и мороженое»
    Пушкин А.С., повести: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
    Санаев П.С., автобиографическая повесть «Похороните меня за плинтусом»
    Селивёрстова И., рассказ «О маме»
    Токарева В., рассказ «Ничего особенного»
    Толстой Л.Н., повесть «Детство»
    Тургенев И.С., роман “Отцы и дети”
    Турсун С., рассказ «Отец»
    Фадеев А., роман «Молодая гвардия» (лирическое отступление о матери)
    Шахназаров К.Г., повесть «Курьер»
    Шекспир В., драмы (трагедии): «Ромео и Джульетта», “Гамлет”, “Король Лир”
    Шолохов М.А. роман-эпопея “Тихий Дон”
    Яковлев Ю.Я., рассказы: «Сыновья Пешеходова», «Сердце земли»
    Тендряков В. повесть “Расплата”

    МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

    Бах Р., повесть “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”
    Гарин-Михайловский Н., рассказ «Гений»
    Георгиев С., рассказ «Ошейник»
    Гоголь Н.В., роман «Мертвые души» (Манилов)
    Гончаров И.А., романы: «Обломов» (Обломов), “Обыкновенная история” (Александр Адуев – Петр Адуев)
    Горький М., пьеса «На дне»
    Грин А., повесть «Алые паруса»
    Гришковец Е.В., рассказ «Дарвин»
    Драйзер Т., роман «Американская трагедия»
    Дубов Н.И., повесть «На краю земли» (судьба Клайда Грифитса)
    Екимов Б, рассказ «Белая дорога» (Степа-глухой)
    Железников В.К., рассказы: «Космонавт», «Вожак»
    Каверин В., роман «Два капитана»
    Крапивин В., книга «Самолет по имени Серёжа» (рассказ «Балконный житель»)
    Куприн А.И., повесть «Гранатовый браслет»
    Лермонтов М.Ю, поэма «Мцыри»
    Лубенец С.А., повесть «Любовь в сети и наяву»
    Островский А.Н., пьеса «Гроза»
    Паустовский К.Г., книга «Литературные портреты» (глава «Жизнь Александра Грина»)
    Полевой Б., «Повесть о настоящем человеке»
    Пушкин А.С., стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»
    Сервантес М., роман “Дон Кихот”
    Соловейчик С., книга «Педагогика для всех»
    Стругацкие А. и Б., роман «Трудно быть богом»
    Тузлуков В.А., притча «Сказка о мечте»
    Чехов А.П., рассказ «Крыжовник»
    Шаляпин Ф.И., книга «Я был отчаянно провинциален…» (о странничестве)
    МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
    Бим-Бад Б., статья «Благородство и сила духа»
    Гюго В., роман «Человек, который смеялся»
    Дюма А., роман “Граф Монте-Кристо”
    Куприн А.И., повесть «Суламифь»
    Пушкин А.С., повесть «Капитанская дочка» (Пугачев), роман «Дубровский» (Дубровский)
    Роулинг Дж.К., серия «Гарри Поттер» (Поттер – Петтигрю в «ГП и Узнике Азкабана»)
    Солоухин В.А., рассказ «Мститель»
    Толкин Дж., «Властелин колец» (Голлум: Бильбо не убил его, хотя имел возможность, Гэндальф предостерегал Фродо от убийства Голлума; Фарамир также не стал убивать это существо (предоставив возможность решать этот вопрос Фродо). И даже Сэм, который ненавидел Голлума за его двуличность и предательство, оставил его в покое, повинуясь запрету Фродо.)
    Трифонов Ю., повесть «Дом на набережной»
    Чехов А.П., рассказ «Месть»
    Шекспир В., трагедии: «Гамлет», «Ромео и Джульетта»
    Шолохов М.А., рассказ «Судьба человека»

    ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО

    Астафьев В.П., рассказы: «Гимн жизни», «Домский собор», «Далекая и близкая сказка»; повесть «Последний поклон» (скрипач Вася-поляк)
    Ахматова А.А, стихотворение «Когда б вы знали, из какого сора…»
    Бегбедер Ф., роман «99 франков»
    Бондарев Ю.В., статья «О формулах и красоте»
    Бруштейн А.Я., повесть «Дорога уходит в даль…» (безрукий художник)
    Брэдбери Р., рассказ «Улыбка»
    Булгаков М., роман “Мастер и Маргарита”
    Вересаев В., рассказ «Состязание»
    Генри О., рассказ “Последний лист”
    Гершензон М.О., статья «Мудрость Пушкина» (о форме и содержании в искусстве)
    Гоголь Н.В., повесть «Портрет»
    Готье Т., стихотворение «Искусство» (в переводе Н.С. Гумилева)
    Гранин Д., роман «Картина» (выставка живописи)
    Грибов Ю.Т., рассказ «Когда встает солнце»
    Грин А.С., рассказ «Победитель»
    Домбровский Ю.О., роман «Хранитель древностей»
    Друцэ И.П., очерк «Моцарт в конце лета»
    Железников В.К., рассказ «Мальчик с красками»
    Ильин И.А., слово «Духовный смысл сказки», произнесенное на «Вечере русской сказки» в Берлине 3 мая 1934 г.; книга «Путь к очевидности» (глава «О художественном совершенстве»)
    Конецкий В., роман-странствие «За доброй надеждой»
    Короленко В., повесть «Слепой музыкант»
    Крылов И.А., басня «Квартет»
    Лиханов А.А., повесть «Детская библиотека»
    Лихачев Д.С., «Письма о добром и прекрасном» (письмо 32 «Понимать искусство»)
    Лиходеев Л., очерк «Чистая душа»
    Львов С.Л., художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (о гравюре «Блудный сын»)
    Москвина М.Л., рассказ «Моя собака любит джаз»
    Носов Е.И., рассказ «Шопен, соната номер два»
    Носов Н.Н., повесть «Тайна на дне колодца»
    Осеева В.А., повесть «Динка прощается с детством»
    Пантелеев А.И., очерк «Гостиница «Лондонская»
    Пастернак Б.Л., стихотворение «Определение поэзии»
    Паустовский К.Г., повесть «Золотая роза» (главы: «Драгоценная пыль», «Молния», «Искусство видеть мир»); рассказы: «Медные доски», «Скрипучие половицы», «Струна», «Корзина с еловыми шишками», «Старый повар»
    Пришвин М.М., рассказ «Мои тетрадки»
    Пушкин А.С., стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», маленькая трагедия «Моцарт и Сальери»
    Распутин В., очерк «Культура: левая, правая где сторона?»
    Тендряков В., роман «Свидание с Нефертити»
    Толстая Т., рассказ «Кино»
    Толстой Л.Н., повесть «Альберт»
    Туберовская О.М., книга «В гостях у картин»
    Тургенев И.С., рассказ «Певцы»
    Успенский Г., рассказ «Выпрямила»
    Чехов А.П., рассказ «Скрипка Ротшильда»
    Шаламов В.Т., рассказ «Детские картинки»
    ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ
    Айна Н., рассказ «Сказка о честных»
    Алексин А., повесть «Безумная Евдокия»
    Астафьев В., статья «Ответ в «Пионерскую правду», рассказы: «Людочка», «На закате дня»
    Бахревский В.А., рассказ «Пятерка по нелюбимому предмету»
    Брэдбери Р., рассказы: «Карлик», «Всё лето в один день»
    Буйда Ю., рассказ «Продавец добра»
    Васильев Б.Л., книга «Летят мои кони» (доктор Янсен)
    Васильев П.А., рассказ «Уродина»
    Веллер М., роман «Мое дело»
    Вересаев В.В., книга воспоминаний «В юные годы» (тетя Анна)
    Воронин С.А., рассказы: «Неряха», «Стук в полночь»
    Габова Е.В., рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро»
    Гальего Р.Д.Г., автобиографический роман «Белое на черном»
    Гарин-Михайловский Н., повесть «Детство Тёмы» (про Жучку)
    Генри О., рассказ “Последний лист”
    Георгиев С.Г., рассказ «Собаки не ошибаются»
    Гранин Д., очерк «О милосердии» / статья «Потерянное милосердие»
    Гюго В., романы: «Отверженные» (епископ Мириель – Жан Вальжан), «Человек, который смеялся»
    Дементьев А., стихотворение «Пока мы боль чужую чувствуем»
    Достоевский Ф.М., рассказ «Мужик Марей», романы: «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» (Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова)
    Драгунский В.Ю., рассказ «Друг детства»
    Дроганов В., рассказ «Несостоявшийся подарок»
    Екимов Б., рассказ «Ночь исцеления»
    Ерофеев В., рассказ «Галоши»
    Железников В.К., повести: «Чучело», «Чучело-2», рассказы: «Мальчик с красками», «Первое письмо»
    Ильин И.А., книга «Путь к очевидности» (глава «О доброте»); книга «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (очерк «Его ненависть»)
    Искандер Ф., очерк «Милосердие»
    Кафка Ф., новелла «Превращение»
    Конецкий В., роман-странствие «За доброй надеждой» (Латышев)
    Крапивин В.П., рассказ «Почему такое имя?»
    Куприн А.И., рассказ «Чудесный доктор», повесть «Олеся»
    Лесков Н.С., очерк «Леди Макбет Мценского уезда»
    Лиханов А.А., повести: «Солнечное затмение» (Федор и голуби), «Голгофа» (тетя Груня); роман «Мой генерал» (про белку)
    Лихачев Д.С., «Письма о добром и прекрасном» (письмо 7 «Что объединяет людей», письмо 46 «Путями доброты»)
    Львов С.Л., художественно-публицистическая книга «Быть или казаться?» (размышления о сочувствии/сострадании; о своевременном добре)
    Никольская А., книга «Город собак»
    Островский Н.А., драма/пьеса «Гроза» («жестокие нравы», Дикой)
    Паустовский К.Г., повесть «Золотая роза» (глава «Драгоценная пыль»)
    Пермяк Е.А., сказка «Белая ворона»
    Пикуль В., роман «Барбаросса» (Нина Петрунина под завалом)
    Платонов А., рассказ “Юшка”
    Погорельский А., повесть-сказка «Чёрная курица, или Подземные жители»
    Полевой Б., «Повесть о настоящем человеке»
    Приставкин А., повесть «Ночевала тучка золотая…» (сцена убийства Сашки)
    Пушкин А.С., роман «Капитанская дочка», маленькая трагедия «Моцарт и Сольери»
    Распутин В.Г., рассказ «Уроки французского»
    Солженицын А.И., рассказ «Матренин двор»
    Сухомлинский В.А., книга «Сердце отдаю детям» (глава «Забота о живом и прекрасном»)
    Тендряков В.Ф., рассказ «Хлеб для собаки»
    Толстой Л.Н. рассказы: «После бала» (отец Вареньки полковник Петр Владиславич), «Сила детства»
    Троепольский Г.Н., повесть «Белый Бим Черное ухо»
    Тэффи Н.А, рассказ «О нежности»
    Улицкая Л., книга «Истории про зверей и людей» (рассказ «Дед-шептун»), рассказ «Бумажная победа»
    Ходасевич В.Ф., биографическая повесть «Державин»
    Чванов М.А., рассказы: «Бездомная собака выбирает хозяина», «Билет в детство»
    Черноречин В., рассказ «Уродливый»
    Шим Э., повесть «Ребята с нашего двора»
    Шолохов М.А., рассказ «Судьба человека»
    Яковлев Ю.Я., рассказы: «Черника», «Цветок хлеба», «Мальчик с коньками», «Урс и Кэт», «Театральный двор», «Он убил мою собаку», «Сердце земли», «Игра в красавицу»
    Тендряков В. повесть “Ночь после выпуска”

  6. Mentol00 Ответить

    Напоминаем, что итоговое сочинение проверяется по следующим критериям:
    «Соответствие теме»
    «Аргументация. Привлечение литературного материала»
    «Композиция и логика рассуждения»
    «Качество письменной речи»
    «Грамотность»
    Подробнее ознакомиться с техникой создания итогового сочинения и усовершенствовать навык его написания позволит сборник Е. С. Симаковой.

    Темы итогового сочинения 2019/2020 учебного года

    1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги

    Особенность бессмертного произведения Л. Н. Толстого в том, что в наши дни оно не потеряло актуальности, а следовательно, и интереса читателей. Проблематика «Войны и мира» весьма многогранна, роман охватывает множество тем. Подготовку к этому тематическому направлению предлагаем начать с разбора образов главных героев. Это позволит через хронологию событий, важных для отдельного героя, ознакомиться с проблемами и тематикой произведения в целом. К примеру, тема нравственных исканий, роли семьи, родительской любви, искусства в жизни человека и многие другие могут быть раскрыты через образ одной только Наташи Ростовой. Стоит уделить особое внимание ключевым эпизодам романа (первый бал Наташи, женитьба Пьера, участие Андрея Болконского в Аустерлицком сражении и др.)
    Что прочитать?
    «Война и мир» Л. Н. Толстого
    Полезные материалы:
    «Литература. Углубленный уровень, 10 класс, 2 часть» под ред. А. Н. Архангельского (стр. 129)
    «Литература. Базовый и углубленный уровни, 10 класс, 1 часть» под ред. М. В. Черкезовой (стр. 223)

    2. Надежда и отчаяние

    Сочинение внутри этого тематического направления следует начать с пояснения указанных понятий. Что такое надежда и отчаяние? Являются ли они противопоставленными друг другу? Часто литературные герои в жизненных метаниях теряют веру в себя, веру в лучшее. Выпускникам следует проиллюстрировать на конкретном примере, как некоторым персонажам всё же удаётся сохранить огонёк надежды, как это им помогает пережить трудности. Отчаяние же, наоборот, разрушает человеческие мечты, волю к жизни, делает человека бессильным и беспомощным. Интересным решением будет рассмотреть таких героев, образы которых являли бы собой яркую антитезу.
    Что прочитать?
    «Чудесный доктор» А. И. Куприна
    «На дне» М. Горького
    «Гроза» А. Н. Островского
    «Судьба человека» М. А. Шолохова
    «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
    Афоризмы для размышления:
    «Надежда — лучший врач из всех, какие известны» (А. Дюма)
    «Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться» (И. Гёте)
    «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния» (В. Гюго)

    3. Добро и зло

    Проблема понимания добра и зла занимала умы человечества тысячелетиями. И сейчас тема добра и зла не сходит со страниц литературных произведений. Она же — одна из вечных литературных тем. Понятия, заявленные в ней, многогранны и сложны. Поэтому советуем выпускникам заранее подумать, какой иллюстративный материал они будут использовать в своём сочинении — будут сравнивать характеры героев, их поступки, стремления или что-то иное. Также важно помнить, что противостояние добра и зла имеет место внутри самого человека. Сложный моральный выбор часто мотивирован целым рядом факторов. И интересной может оказаться эволюция одного героя, который меняется на протяжении произведения.
    Что прочитать?
    «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
    «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
    «Матрёнин двор» А. И. Солженицына
    «Война и мир» Л. Н. Толстого
    «Юшка» А. Платонова.
    Афоризмы для размышления:
    «Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни» (Ж.-Ж. Руссо)
    «Зло подавляй в зародыше!» (Назон)
    «Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья» (У. Шекспир)

  7. Tarn Ответить

    Подборка тем к новым направлениям 2019-2020 учебного года.
    Напомним, что экзаменационные темы станут известны за 15 минут до начала итогового сочинения 4 декабря. Их будет 5 на выбор, по одному к каждому направлению.
    «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    1. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: “… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…».
    2. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», – согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
    3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
    4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
    5. Особенности психологического анализа в романе “Война и мир”.
    6. Реализм Толстого в изображении войны в романе “Война и мир”.
    7. “Война и мир” как роман-эпопея.
    8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
    9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
    10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
    Надежда и отчаяние
    1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
    2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
    3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
    4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
    5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
    6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
    7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
    8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
    9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
    10. Что такое надежда?
    11. Как побороть отчаяние?
    Добро и зло
    1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
    2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
    3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
    4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
    5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
    6. Может ли зло помочь человеку понять себя?
    7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
    8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
    9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
    10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
    11. Что такое добро?
    12. Можно ли оправдать зло?
    13. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    14. В чём проявляется истинная доброта?
    Гордость и смирение
    1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
    2. Какого человека называют гордым?
    3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
    4. Помогает ли смирение понять себя?
    5. Гордость или смирение обогащают личность?
    6. В чём разница между гордостью и смирением?
    7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
    8. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
    9. Как был наказан Ларра – герой рассказа Максима Горького?
    10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
    11. Что такое смирение?
    12. Может ли гордость навредить человеку?
    Он и она
    1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
    2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
    3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
    4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
    5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
    6. Когда можно ли простить измену в любви?
    7. Легко ли быть любимым?
    8. Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
    9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
    10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Espardos Fiends Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *