Какие просветительские идеалы отражены в комедии фонвизина недоросль?

18 ответов на вопрос “Какие просветительские идеалы отражены в комедии фонвизина недоросль?”

  1. Miranaya Ответить

    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
    этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию
    личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов,
    является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между
    чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался
    образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
    Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил
    Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих
    отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем
    государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
    Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания
    просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
    отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности.
    Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань
    моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на
    голубятне да жениться.
    То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и
    поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”.
    Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины
    нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
    Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство
    Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не
    пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются
    радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над
    крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
    А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие
    дворяне:
    1. “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
    2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего
    будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
    3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей
    беглости ума”.
    4. “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.
    5. “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в
    чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
    6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по
    числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает
    деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет
    нужного”.
    7. “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого
    зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела:
    есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых
    благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на
    свете не знаю”.
    Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

  2. Nightflame Ответить

    Просветительские идеалы в комедии “недоросль”
    Просветительские идеалы в комедии “Недоросль”
    В эпоху Просвещения ценность
    искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
    этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к
    развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках
    которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является
    воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.
    Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда
    в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро,
    идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
    Русские деятели Просвещения всегда
    активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин,
    …имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и
    предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей
    комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и
    спасителем сограждан своих и отечества”.
    Основная проблема, которую Фонвизин
    поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых
    людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
    отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности,
    самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у
    него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со
    стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме
    как поесть, побегать на голубятне да жениться.
    То же самое происходит при дворе.
    Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться
    в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном
    настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела.
    Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко
    выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
    Но автор не оставляет надежды, что
    что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой,
    запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным
    неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает
    Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры,
    которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых
    над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
    А вот сформулированные драматургом
    жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:
    1.
    …Имей
    сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
    2.
    Всякий найдет
    в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а
    там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
    3.
    Прямую цену
    ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо
    выше всей беглости ума”.
    4.
    …Любочестивый
    человек ревнует к делам, а не к чинам”.
    5.
    Одно почтение
    должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только
    тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
    6.
    Степени
    знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для
    отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По
    моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в
    сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет
    нужного”.
    7.
    …Что такое
    должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от
    кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать
    ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть
    отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых
    благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином!
    Подлее его ничего на свете не знаю”.
    Все эти постулаты соответствуют
    идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.
    Недоросль выходит далеко за рамки сложившихся у нас представлений о классицизме. Сатирическая направленность комедии Недоросль проблема воспитании в комедии. Недоросль выходит за рамки сложившихся у нас представлений о классицизме. Рефераты на тему Проблемы образования и воспитания в комедии Недоросль. Стародум как положительный идеал Фонвизина в комедии Недоросль. Особенности просветительской направленности комедии Недоросль. Просветительское и воспитательное значение эпохи классицизма. Высказываются ли просветительские идеи в комедии недоросль. Просветительская проблематика комедии фонвизина недоросль. Просветительское и воспитательное значение в классицизме. Социальный и нравственный идеал автора комедии недоросль. Роль положительных персонажей в произведении Недоросль. Идеал и антиидеал автора в комедии фонвизина недоросль. Просветительские идеалы в комедии фонвизина недоросль. Герои комедии недоросль Просветительские идеи комедии.

  3. IBUBUTIDO Ответить


    Просветительские идеалы в комедии “Недоросль”

    В эпоху Просвещения ценность
    искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства
    этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к
    развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках
    которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является
    воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.
    Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда
    в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро,
    — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
    Русские деятели Просвещения всегда
    активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин,
    “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и
    предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей
    комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и
    спасителем сограждан своих и отечества”.
    Основная проблема, которую Фонвизин
    поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых
    людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо
    отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности,
    самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у
    него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со
    стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме
    как поесть, побегать на голубятне да жениться.
    То же самое происходит при дворе.
    Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться
    в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном
    настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела.
    Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко
    выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
    Но автор не оставляет надежды, что
    что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой,
    запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным
    неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает
    Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры,
    которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых
    над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
    А вот сформулированные драматургом
    жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:
    1.
    “…Имей
    сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
    2.
    “Всякий найдет
    в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а
    там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
    3.
    “Прямую цену
    ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо
    выше всей беглости ума”.
    4.
    “…Любочестивый
    человек ревнует к делам, а не к чинам”.
    5.
    “Одно почтение
    должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только
    тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
    6.
    “Степени
    знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для
    отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По
    моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в
    сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет
    нужного”.
    7.
    “…Что такое
    должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от
    кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать
    ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть
    отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых
    благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином!
    Подлее его ничего на свете не знаю”.
    Все эти постулаты соответствуют
    идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

  4. Duwert Ответить

    Просветительские идеалы в комедии “Недоросль”
    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
    Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
    Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
    То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
    Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
    А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:
    1. “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.

  5. Gavinrariel Ответить

    Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была – фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже.
    Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

    Фонвизин как драматург

    1764 год – дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион. Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений – это переработка французской комедии.
    После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир. По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания – подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, – воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии – это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой.
    Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.

    Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

    Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении – комедии Недоросль, написанной в 1781 году. Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина.
    Главная проблема, которая поднимается в этой комедии – воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.
    В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.
    Фонвизин стремится доказать, что образованность – синоним счастья.
    Главный герой комедии – молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова – жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна – рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин – дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.
    Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

    Недоросль как произведение классицизма

    Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма, но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства – единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых.
    Присутствуют герои-маски: Софья – госпожа, Стародум – отец (хотя он не глуп!), он же – герой-резонер, Милон – герой-любовник, Митрофан и Скотинин – отрицательные женихи, Правдин – бог из машины. Нет здесь амплуа субретки.
    В пьесе, как и положено, пять действий: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову).
    Классицистический конфликт чувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше.
    В комедии присутствует множество говорящих фамилий: Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д.
    Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

    Нужна помощь в учебе?


  6. Tautaxe Ответить

    На уровне жанрообразования поэтика «Недоросля» продолжает пребывать своеобразной: сатирико-бытовые по типу художественной образности персонажи комедии предстают в полном ореоле трагедийных ассоциаций и жанрообразующих мотивов, тогда как герои-идеологи по своему эстетическому статусу восходящие к бесплотному голосу высоких жанров оды и трагедии целиком погружены в стихию комедийных структурных элементов.
    Бытовые персонажи здесь – архаисты и даже первая характеристика от Правдина дает архаизмами точное описание Простаковой. Правдин изъясняется словами, которые автор позаимствовал у Сумарокова, который, в свою очередь, ими же (словами) пользовался для реплик своих трагических тиранов (напр. «Димитрий Самозванец»).
    Эмоциональную доминанту действия для бытовых персонажей определяет мотив тоски, распространившийся до понятия «состояние души». Он возникает от момента больного диареей Митрофанушки вплоть до самого финала. Хотя начинается комедия с радостно готовящегося к свадьбе Скотинина. Состояние героев усугубляется типично трагедийной пластикой – стояние на коленях, обморок, простирание рук – это все характеризует образ Простаковой как трагедийный. Также со слов героев не сходят всякие идиомы, намекающие на смерть и кровопролитие: «Я чаю, тебе жмет до смерти», «И не деревеньки, а то, что в её деревеньках водится, и до чего моя смертная охота». Самоубийство тоже не чуждо бытовым персонажам. Простакова играет смерть в конце комедии, когда её, мертвую уже в душевном плане, добивает до обморока Митрофанушка. Эта смерть как лавина нарастает по ходу всего действия и в конце Простакова все твердит, что пропала и умерла. И, наконец, тут присутствует древнегреческо-литературный рок, ибо мы уже с самого начала комедии знаем, чем она кончится, нам на это Правдин намекает – «Не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры».
    Семество простаковых все время уповает на случай, но эти надежды противоречивы и случай им служить отказывается, что актуализирует мотив рока. Финал тривиален для трагедии – утрата того, чем персонаж обладал при завязке. Ничего не теряют только те, кто ничего не имел. Простаков и Еремеевна остаются при своем, но свое у них – личное бессловесное рабство. В итоге что мы имеем? Комедию рока. Так как все комические персонажи выстроены трагедийной структурой.
    И тут же мы видим, что герои-идеалисты, созданные по жанру оды и трагедии развернуты в действии сугубо комедийной структуры. Разворот картины на 180 градусов. Не смотря, что Стародум обладает фамилией-архаизмом, он является героем-новатором.Его род не идет дальше Петра 1, императора-новатора. Милон и Софья появляются на сцене в горе и несчастии, но потом их настроения резко меняется в противоположную сторону к концу действия (привет, смена настроений героев-антагонистов). Это чисто комедийная фишка (поворот от несчастья к счастью) в противопоставление трагедийной фишке (от счастья к несчастью). Им не страшна смерть (автором нарочито вырезано это слово из реплик протагонистов), даже война у них служит исправлением нравов. Ну, и, конечно же, на стороне протагонистов находится случай – многочисленный СЛУЧАЙНЫЕ встречи героев в одном доме. Исследователи говорят – автор с ними перестарался и этими встречами перегрузил полотно пьесы. И речь героев также изобилует словом «Случай». Для того. Чтобы добить полифонию курсов персонажей, автор дарит каждому протагонисту в конце что-нибудь: Стародуму – племянницу, честную сердцем, Милон и Софья приобретают друг друга, Правдин получает «утрату иллюзий относительно человеколюбивых видов высшей власти».
    Разве это не трагедия – когда идеальная добродетель должна жить, уповая на случай.
    Между персонажами, чьи среды обитания столь различны, уровни владения словом сформулированы столь разными критериями и чьи уровни владения словом исключают какой бы то ни было диалог, что есть основа любого действия, между ними невозможен личностный конфликт, только надличностный и его дробление.
    Начнем с конфликта. Как и любая драма, «Недоросль» должен обозначить сферу своих конфликтов в самом начале. Однако все мелочные споры бытовых героев в первых 5 действиях, не находят развития (спор о кафтане, крепостница и крепостной). Конфликт переходит на уровень бытового нравоописания (борьба Митрофанушки и Скотинина за деньги Софьи). Когда на сцену выходят Правдин и Стародум и начинают говорить о болезни власти, конфликт переходит в ранг идеологического.
    Но из трех возможных линий конфликта реализуются только две – бытовая нравоописательная и понятие о природе и идеальной власти. Бунт же крестьян в 18 веке было просто немыслим.
    И даже самостоятельных действий в комедии тоже два. Они повторяются по методу кривозеркального, каламбурного отображения. Если госпожа Простакова проводит тираническую власть над крестьянами на деле, то Стародум и Правдин обсуждают, как власть может придти к тирании; экзамен Митрофанушки предварен экзаменом Милона на право зваться честным человеком; драка Скотинина и Митрофана соответствует внутренней борьбе Милона за счастье с любимой. Причем каждое это действие имеет полный набор композиционных элементов – первоначальная ситуация, завязка, развитие, кульминация, развязка. А в финале все результаты, к которым пришли герои, имеют две стороны – как положительную, так и отрицательную.
    Также следует отметить, что письмо Стародума в начале пьесы творит живой мир комедии, а в конце приезд наместника дает воскрешает на миг мертвые души, чтобы снова бросить их в пропасть. Это церковный отклик – как действие архетипа Евангелия и Апокалипсиса.
    Комедия Фонвизина, совместив в себе две жанровые структуры, два угла зрения, два способа словесного моделирования жизненных связей, создала эффект стереоскопический, отсюда комедия приобрела доселе невиданную в русской литературе объемность, всеохватность, универсальность.

  7. Truestaff Ответить

    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
    Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
    Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
    [sms]
    То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
    Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
    А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:
    “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
    “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
    “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.
    “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.
    “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
    “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.
    “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.
    Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.
    [/sms]

  8. WYWAJIG Ответить

    Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.
    Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.
    Подводя итог, стоит отметить, что Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Пьеса привлекает все новых читателей и исследователе своей глубиной и злободневностью осветляемых вопросов.

  9. Shaktisho Ответить

    Данное сочинение (Просветительские идеалы в комедии “Недоросль” ) было добавлено в коллекцию So4.Ru зарегистрированными пользователями. Для удобства чтения сочинение разбито на страницы, пройдите по ним всем, чтобы прочитать сочинение.
    Текст сочинения (страница 1):
    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
    Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
    Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
    То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
    страницы: 1 | 2 | 3

  10. Granindis Ответить

    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
    [sms]
    Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
    Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
    То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
    Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
    А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:
    “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
    “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
    “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.
    “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.
    “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
    “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.
    “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.
    Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин. [/sms]

  11. Prost Ответить

    ИДЕИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПЬЕСЕ “НЕДОРОСЛЬ”
    В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его вос­питательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.
    Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в по­литической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреб­лений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с да­рованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
    Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмо­сфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со сторо­ны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных же­ланий, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
    То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном на­стоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
    Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей вла­ствовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограни­чить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
    А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:
    1)    “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
    2)    “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
    3)    “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.
    4)    “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.
    5)    “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
    6)    “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, кото­рый отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нуж­ного”.
    7)    “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечест­во, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых бла­городство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.
    Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *