Какие слова части речи передают состояние бури в стихотворении парус?

1 ответ на вопрос “Какие слова части речи передают состояние бури в стихотворении парус?”

  1. Tern Ответить

    Перед нами изумительное по своей образности и
    выразительности стихотворение, могущее быть
    эпиграфом ко всей лермонтовской лирике.
    Н.М.Шанский.
    Парус
    Белеет парус одинокий
    В тумане моря голубом!..
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном?..
    Играют волны, ветер свищет,
    И мачта гнется и скрипит…
    Увы, он счастия не ищет,
    И не от счастия бежит!
    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой…
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бури есть покой!
    Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Эти двенадцать строк хорошо знакомы каждому культурному человеку. Их учат наизусть в детстве, любят всю жизнь и не забывают до глубокой старости. Стихотворение давно вошло в сокровищницу великого искусства слова в качестве одного из самых блистательных лирических произведений.
    «Парус» – поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
    Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус». Об этом он сообщил в письме М.А.Лопухиной .
    Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший: каждые две первые строчки строфы содержат описание объективной действительности (моря и паруса), каждые две последние – размышления по этому поводу поэта. Поэтической канвой «Паруса» является образ «море – жизнь».
    Лермонтов пользуется для обозначения жизни традиционным поэтическим образом моря, которое символизирует различные перипетии жизни (ее бедствия, перемены, волнения), а парус – символ брошенного в житейском море человека.
    Образующие «Парус» строфы складываются из антитезных по своему пейзажному и психологическому назначению двустиший. Противопоставлены друг другу основные герои произведения (парус, поэт, с одной стороны, и реальное, житейское море – с другой).
    Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет всякого типа повторы, анафору, синонимику.
    Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.
    1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул
    2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»
    3-е четверостишье: парус – «просит бури»
    В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.
    2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».
    Авторское Я в стихотворении спрятано.Оно лишь угадывается в первой половине стихотворения. Местоимения Я в тексте вовсе нет. Зато местоимение Он употребляется шесть раз.
    Художественное новаторство Лермонтова в организации словесно – образного материала приводит к созданию лирического шедевра, в котором поэт точно и просто высказал свои чувства в один из решающих моментов его жизни. Мятежный Лермонтов не ждет бури жизненных трудностей, а просит их, так как, по его мнению, именно в них заключен его покой, т. е. довольство, благоденствие и счастье.
    Прилагательное мятежный у Лермонтова – беспокойный, тревожный, мятущийся. Слово «мятежный» связано со словом «буря», которое также испытало на себе влияние эпохи. Поэтому стихотворение «Парус», дойдя до читателей, было воспринято в обществе более широко и вольно, и в нем нашли и отрицание окружающей поэта действительности, и революционные порывы.
    Обращаем внимание на синтаксис стихотворения. Для «Паруса» характерны параллельные конструкции:
    Белеет
    парус
    в тумане…
    Ищет
    он
    в стране…
    Кинул
    он
    в краю…
    или зеркально построенные:
    счастия не ищет – не от счстия бежит.
    Интересен синтаксис двух последних строк каждого четверостишия:
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в стране чужой?
    Но вместо ответа на первый вопрос в следующей строке читатель находит новый вопрос, который также пока остается без ответа.
    При чтении стихотворения сразу же бросается в глаза наличие многоточия. Эти многоточия призваны разделить паузой каждое из трех четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несет в себе глубокий смысл. Пейзаж, вполне реальный, не может слиться со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его к пейзажной лирике.

Добавить комментарий для Tern Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *