Какие слова из параграфа могли бы стать характеристикой образа бетховена?

13 ответов на вопрос “Какие слова из параграфа могли бы стать характеристикой образа бетховена?”

  1. kamera life Ответить


    4 В этих словах нет преувеличения. Истинное искусство действительно требует от художника полной самоотдачи и самозабвения. Дело не только в том, что создание художественного произведения поглощает много времени. Главное найти ту и с т и н н у ю фразу или мелодию, единственную, которая отвечала бы замыслу её создателя. Среди музыкантов не редкость признания в том, как порой после бесплодных долгих поисков нужные интонации или созвучия внезапно приходили как бы свыше, потрясая своей убедительностью, истинностью. Так, Йозеф Гайдн, когда его осенила мелодия (в оратории «Сотворение мира» выражающая рождение света), воскликнул, ослеплённый её блеском: «Это не от меня, это свыше!» Поэтому среди объяснений загадочной природы музыкального искусства одним из первых стои т признание его божественной сущности. И тот, кому судьба предназначила быть творцом, изначально носит в душе некий идеал, с которым он сверяет всё, что создаёт. Такой идеал некая «магическая единственность» замысла и его воплощения или, если воспользоваться научным определением, е д и н с т в о с о д е р- ж а н и я и ф о р м ы. Именно об этом о неразделимости содержания и формы в музыке написан наш учебник. В нём мы постараемся ответить на многие вопросы, от которых зависит не только наше понимание искусства, но порой и жизни вообще. Л. Гуттенбрунн. Портрет Й. Гайдна 5 О единстве содержания и формы в художественном произведении
    5 Что такое красота? В чём понятие истинности? Почему в искусстве открывается нам глубина жизни? Какие тайные силы рождают шедевры художественного творчества и почему над ними не властно время? Наконец, так ли уж необходимо обычному человеку приближаться к загадкам бытия, которые таит в себе искусство? Ответы на вопросы постараемся дать не только мы, авторы: в книге вы также найдёте размышления и признания великих мыслителей, писателей, композиторов всех тех, чьими усилиями и добрыми делами поддерживается вечный огонь культуры. Прислушайтесь к ним, ибо только они вправе наставлять нас и поучать. Вопросы и задания 1. Что составляет «магическую единственность» любого художественного произведения? 2. Внимательно рассмотри репродукцию картины И. Репина и И. Айвазовского «Прощание Пушкина с морем». Можно ли говорить о бесспорной убедительности художественного образа произведения? В чём, по-твоему, она состоит? 3. Послушай III (заключительную) часть концерта «Лето» А. Вивальди из цикла «Времена года». (Называется часть «Летняя гроза».) Какой предстаёт природа в этой музыке? 4. Соотнеси образы стихотворения Ф. Тютчева, картины И. Репина и И. Айвазовского, музыки А. Вивальди. Какая идея их объединяет? 6 О единстве содержания и формы в художественном произведении

    6 Часть первая Содержание в музыке 7 О единстве содержания и формы
    7 Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека. А. де Сент-Экзюпери 20 Каким бывает музыкальное содержание 38 Музыкальный образ 56 О чём «рассказывает» музыкальный жанр 8 О единстве содержания и формы
    8 2. Музыку трудно объяснить словами О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки музыке программной мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые даёт сам композитор. Однако сразу же, как начинается собственно музыкальное звучание, программная музыка становится недоступной нашим определениям, как и любая другая. Всё это делает музыку особым искусством среди других искусств. Но это же делает её и особым явлением среди других явлений жизни. Почему? Вероятно, потому, что только музыка умеет выразить невыразимое. Вспомните: на страницах предыдущих учебников мы не раз говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души. Теперь настало время поставить вопрос о с о д е р ж а- т е л ь н о й с у щ н о с т и музыкального искусства в центр нашего обсуждения. Настало время понять, в чём заключается особая роль музыки искусства, столь не похожего на остальные. Наконец, настало время определить её место в нашей жизни: ведь только то, что нам действительно нужно, имеет ценность и достойно изучения. Поэтому сначала давайте попробуем разобраться в себе самих в сложностях и хитросплетениях нашей натуры, в многообразии её запросов. 9 Музыку трудно объяснить словами

    9 И. Грабарь. Портрет М. И. Грабаря, сына художника Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги порой оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды. Все эти впечатления составляют огромный пласт человеческой жизни невидимый, но порой самый важный и значительный. Это то, с чем человек пребывает постоянно, что лишь в малой своей части может быть открыто окружающему миру. Как вырваться из самого себя, хотя бы ненадолго преодолеть это вечное одиночество собственных желаний, стремлений, снов, радостей и страданий? Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нём находят выражение чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь. Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. К счастью, среди многих ценно- 10 Музыку трудно объяснить словами

    10 Й. К. Штилер. Бетховен за сочинением Торжественной мессы стей, какими обладает искусство, есть и такая, может быть, главная, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает её к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования. Может быть, именно этого человек прежде всего ищет в произведениях искусства: ведь он взаимосвязан с миром, он ищет отклика и утешения. «Мы в вечном плену у источников, писал А. де Сент-Экзюпери в своей книге «Планета людей». Наша свобода так ограничена. Считается, что человек волен идти куда вздумается. Считается, будто он свободен… И никто не видит, что мы на привязи у колодцев, мы привязаны, точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг и умираешь». Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу. Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музы- 11 Музыку трудно объяснить словами
    11 ка музыка с её торжественной приподнятостью и тихой нежностью, с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас. Ведь бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя. Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое. Вот почему её саму так трудно объяснить словами. И в этом главная особенность её содержания, о котором пойдёт речь далее. Вопросы и задания 1. Почему музыку, в отличие от других видов искусства, трудно объяснить словами? 2. Что, по-твоему, составляет основу творчества в искусстве? 3. Какие слова из параграфа могли бы стать характеристикой образа Л. Бетховена, изображённого на картине Й. К. Штилера? Постарайся аргументировать ответ. 4. Послушай песню Ш. Азнавура «Вечная любовь». Что выражает эта музыка? В какие минуты жизни её хочется слушать? Согласен ли ты, что песня Азнавура воздействует, не только когда поётся со словами, но и когда звучит без слов? 12 Музыку трудно объяснить словами

    12 3. В чём состоит сущность музыкального содержания Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, сцены, о которых мы прочли С. дель Пьомбо. Несение креста 13 В чём состоит сущность музыкального содержания

    13 или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство. Зачастую какой-нибудь незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его самых длинных высказываний. Вспомните, например, знакомых вам по предыдущим учебникам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: что вас больше всего в них трогает и волнует? Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать. Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством. Однако какие бы глубины содержания ни открывали нам произведения литературы или живописи, какие бы пережи- 14 В чём состоит сущность музыкального содержания

    14 вания ни заключались в этих художественных иносказаниях, они возникают не просто из впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений. Ведь художественное произведение всегда м е т а ф о р а, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях, поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом. Музыка воздействует несколько иначе. И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт, только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти. И музыке это удаётся удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства. Потому что музыка воздействует на мир чувств, обладающих свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире. Вопросы и задания 1. В чём состоит существенное отличие в художественном воздействии произведений литературы, живописи и музыки? 2. Почему понимание художественного произведения нередко отождествляют с его разгадкой? 15 В чём состоит сущность музыкального содержания


    15 3. Какова роль деталей в художественном произведении? Расскажи на примере «Маленького принца» А. де Сент- Экзюпери и «Русалочки» Х. К. Андерсена. Можешь ли ты назвать произведения других видов искусства, в которых детали имеют большое значение? 4. В чём сила воздействия художественного образа, воплощённого на картине С. дель Пьомбо «Несение креста»? Какие события положены в основу содержания произведения? 5. Послушай Адажио Т. Альбинони. Можно ли говорить о содержательной общности музыкального и живописного образов, представленных в произведениях Альбинони и дель Пьомбо? При этом в чём состоит их принципиальное отличие? Что же является сущностью музыкального содержания? Очевидно, что это не предметы во всей их реальности предметы, имеющие вид, размер, очертания, окраску… Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит к другому, а здесь они разговаривают… И даже в тех случаях, когда мы имеем дело с программным описанием музыкальных событий, мы воспринимаем не сами конкретные события, а прежде всего переживаем их настроения, все оттенки чувств, которые эти события выражают. В поисках понимания музыкального содержания бессильны логические законы и методы анализа. Мы в е р и м музыке как раз вопреки всякой логике, верим лишь потому, что она воздействует на нас бесспорно и очевидно. Неизвестный автор. Портрет графини Джульетты Гвиччарди К. Хорнеман. Бетховен в 1803 г. 16 В чём состоит сущность музыкального содержания

  2. Mrjoliplay Ответить

    Бетховен был обязательным человеком. Он обязался исполнить осенью 1827 года на концерте три новых произведения:
    – Увертюру памяти Баха
    – Реквием
    – 10 симфонию.
    В письмах Бетховена указано, что он НАПИСАЛ 10 симфонию.
    Более того, есть человек, который слышал ее – это был КАРЛ ЧЕРНИ.
    История музыки знает музыкантов с удивительным слухом – молодой Моцарт запомнил и со слуха записал мессу, исполненную в покоях папы Римского, ноты которой было запрещено передавать.
    Подобным слухом обладал и Сергей Рахманинов.
    Они могли бы донести до нас новую симфонию.
    К сожалению, Карл Черни таким слухом не обладал и остался первым и последним слушателем 10 симфонии Бетховена.
    Симфония не найдена, мы ее никогда не услышим.
    Однако можно предположить характер этой музыки и образы ее породившие:
    Бетховен был одинок, но у него были великие собеседники – он общался с великими поэтами. Его любимцы – Шекспир, Гете, Шиллер – им он отдал должное в своем творчестве. Стихи Шиллера «Ода к радости». Он 17 лет готовился написать музыку на «Оду к радости» Шиллера.
    Еще один любимец Бетховена – Гомер.
    В 10 симфонии Бетховен и собирался отразить нежно любимые образы Одиссеи Гомера.
    Поэт Ленау именно это имел в виду, когда сказал:
    Видишь, Зевс летит на туче,
    Кровь стереть с лица Христова.
    Второе соображение общего порядка.
    Все нечетные симфонии Бетховена бурные и страстные – среди них энергетические бурные 3,5,7,9 симфонии.
    Иное дело четные симфонии:
    Это пейзаж после битвы, отдых после бури, пасторальная после 5 симфонии.
    10 симфония после грандиозной 9 симфонии с трагедией 1 части заставляет вспомнить жестокие слова Достоевского в романе «Братья Карамазовы»:
    – Земля пропитана кровью от коры до центра.
    И строки поэта Кедрова:
    – Война бетховенским пером чудовищные ноты пишет…
    2 часть – это скерцо, где хаос человеческой жизни подобен мчащимся под ветром осенним листьям.
    3 часть – глубокое созерцание в 4 части после трагического боя, музыка Бетховена приходит к голосу, как в его записных книжках.
    Много лет я размышлял о судьбе 10 симфонии Бетховена. Однажды мне приснился сон, где я увидел ученика Бетховена, Фердинанда Риса – именно он исполнил концерты Бетховена.
    Фердинанд невольно нанес рану своему учителю Бетховену, когда обратил внимание на звучание флейты пастуха, а Бетховен не услышал его. Этот эпизод был первым знаком наступающей глухоты и вызвал отчаяние Бетховена, он отразился в Гейлингенштадском завещании Бетховена.
    Фердинанд Рис вспоминал, как Бетховен мчался по сельской дороге, в восторге размахивая руками, и выкрикивая что-то (он создавал пасторальную симфонию). Вслед за странным человеком устремлялись крестьяне с вилами. Фердинанд Рис запомнил удивительную вещь – в те дни, когда Бетховен писал 5 симфонию, набрасывал 6 симфонию, он однажды вернулся с прогулки и что-то насвистывал – это была Аппассионата. В моем сне Рис был на концерте, где впервые исполняли 9 симфонию.
    Бетховен ничего не слышал, хотя пытался дирижировать – пришлось музыканту встать за его спиной и руководить оркестром. Музыка потрясла Риса, он ослеп от слез.
    Бетховена приветствовали 9 раз как императора, но он ничего не услышал – певице Каролине Унгер пришлось повернуть его лицом к публике, и только тогда он увидел, что происходит в зале.
    В моем сне Фердинанд пришел в квартиру Бетховена после его смерти. Квартира была раскрыта, валялись бумаги и ноты. Каждый желающий мог взять что хотел. Фердинанд взял на память пачку нот Бетховена – это и были наброски 10 симфонии.
    Феномен Скрябина
    Композитор Скрябин полагал, что существует связь между аккордами тональностей и цветами спектра.
    Он обладал цветным слухом и ощущал цветовую окраску тональных аккордов.
    Интуитивный выбор цвета и тональных аккордов, проведенный у 800 человек (пациентов и слушателей), позволил обнаружить феномен цветотонального восприятия.
    Интуитивному предпочтению определенного цвета соответствует интуитивный выбор определенного тонального аккорда.
    Очевидно, и цвет и аккорд имеют общую эмоциональную окраску, близкую человеку, их выбравшему.
    Изучение интуитивного выбора цвета и тональности послужило основанием системы интуитивного цветомузыкального восприятия. Ее основой стала идея ЛЮШЕРА об эмоциональном содержании цветовыбора, идея СКРЯБИНА о связи цвета и тональности, и прежде всего, выбор тональностей в мелодических шедеврах Бетховена.
    Люшер полагал, что выбор желтого цвета соответствует эмоциям радости. Скрябин считал, что желтый цвет соответствует тональности ре мажор. Бетховен воплотил мелодию финала 9 симфонии на «Оду к радости» Шиллера в тональности ре мажор. Люди, интуитивно выбравшие желтый цвет, отдают предпочтение тональности ре мажор, подобно Бетховену и Скрябину. Каждому цвету Люшера соответствовали три тональности.
    Люди, отобравшие по Люшеру красный цвет, предпочитают тональность выбранную Бетховеном для Героической симфонии. Выбравшие зеленый цвет – тональность, взятую Бетховеном для Пасторальной симфонии.
    Тональность трагических сонат Бетховена выбрали лица, поставившие в пробе Люшера первым черный цвет.
    Аналогично 8 цветам Люшера, мы стали пользоваться набором 8 тональных аккордов, каждый из которых соответствовал одному цвету Люшера. Выбор аккорда позволял предсказать, какие цвета выберет слушатель по Люшеру, иногда этот цвет преобладал в одежде слушателя.
    Мелодии выбранной пациентом тональности, воспринимались им как желанные, максимально близкие состоянию пациента, оказывая мощное психотерапевтическое действие. Слушатель интуитивно сам находил себе духовное лекарство.
    Подсознание интуитивно работает по законам музыки.
    Интуитивный выбор тональности – ключ к психологическому уровню, на котором в данный момент живет подсознание. Ключевая мелодия, отобранная многими слушателями, оказывается звучащим образом, воплощающим установку подсознания, звуковым воплощением архетипов Юнга.

  3. Agamardred Ответить


    «Лунная соната» была посвящена на самом деле не луне, а 18-летней девушке, и авторское название этой композиции – «Соната для фортепиано № 14 до-диез минор». Об этом известно только знатокам истории музыки – как, вероятно, и о том, что точная дата рождения Людвига ван Бетховена до сих пор остается загадкой. Тем не менее это не помешает всем меломанам и читателям Fashion-concert отметить 16 декабря появление на свет великого «сумрачного» гения музыки.

    Бетховен сказал новое слово в культуре, приведя музыку с подмостков развлекательного жанра к вершинам искусства. Он не только сделал основным инструментом фортепиано, имевшее более мощное, «оркестровое» звучание по сравнению с бывшим в моде клавесином, но и стал основоположником романтизма, с его яркими эмоциональными бурями в противовес изысканному классицизму.
    Столь же революционными для современников были внешность и характер немецкого композитора, и лучше всего, пожалуй, их сумел запечатлеть художник Йозеф Штилер. Портрет, созданный весной 1820 года, является самым растиражированным изображением Бетховена. И неудивительно – в этой картине бездна уникальных деталей.
    Во-первых, здесь показаны знаменитые непослушные вихры композитора: знакомые часто укоряли его за отсутствие «приличной» прически, однако Людвиг Бетховен не желал менять ее в угоду вкусам публики. Такое поведение было очень свойственно ему, нередко он открыто шел наперекор общественным устоям. Взять хотя бы случай в Теплице, ставший притчей во языцех и сюжетом для карикатурных рисунков. Легенда гласит, что однажды Бетховен и Гете во время совместной прогулки повстречали императора Франца в окружении его свиты. Гете, отойдя в сторону, отвесил глубокий поклон высочайшей персоне, Бетховен же прошел сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

    Во-вторых, выражение лица, горящие щеки и сосредоточенный взгляд портретируемого живо передают сильный характер и мятежный дух творца. Это, конечно, можно отнести и на счет условий, в которых работали художник с композитором. Известно, что Бетховен позировал для этого портрета четыре раза – необычно много, поскольку, по словам самого композитора, он был не в состоянии долго сидеть неподвижно. Он считал встречи с Штилером наказанием и согласился позировать ему только по просьбе друзей. Однако все-таки вышел из терпения раньше срока, и руки Бетховена Штилер писал уже по памяти.
    В-третьих, Бетховен изображен в процессе работы, в самый сокровенный момент творчества, что тоже отвечает идеалам романтизма. Композитор уверял, что общается с Богом во время сочинения музыки и не жалел времени и усилий, желая добиться совершенства. Однажды один из скрипачей пожаловался ему на очень неудобный пассаж в одном из его сочинений. «Когда я писал это, меня направлял Господь Всемогущий, – отвечал Бетховен. – Неужели вы считаете, что я мог думать о вашей маленькой партии, когда Он говорил со мной?»

    Портрет хранится в музее Beethovenhaus в Бонне, родном городе немецкого гения. Что интересно, эту и без того хрестоматийную картину настигла вторая волна популярности благодаря Энди Уорхолу, который в 1967 году взял ее за основу для своих изображений Бетховена.
    Портрет вместе с вами рассматривала Татьяна Буланова

  4. Aurigda Ответить

    Тема: Творчество Бетховена.

    План:

    1.

    Вступление.

    2.

    Раннее творчество.

    3.

    Героическое начало в творчестве Бетховена.

    4.

    На склоне жизни по-прежнему новатор.

    5.

    Симфоническое творчество. Девятая симфония

    1. Вступление

    Людвиг ван БЕТХОВЕН – немецкий композитор, представитель венской классической школы. Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано, (среди них т. н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).
    2. Раннее творчество
    Начальное музыкальное образование Бетховен получил под руководством своего отца, певчего придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне. С 1780 он учился у придворного органиста К. Г. Нефе. В неполных 12 лет Бетховен с успехом заменял Нефе; тогда же вышла его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в тогдашней музыкальной столице Европы было недолгим (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн).
    В 1789 он поступил на философский факультет Боннского университета, однако проучился там недолго. В 1792 Бетховен окончательно переехал в Вену, где он вначале совершенствовался в композиции у Й. Гайдна(с которым у него отношения не сложились), затем у И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери. До 1794 он пользовался финансовой поддержкой курфюрста, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии.
    Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: три фортепианных трио соч. 1 и три сонаты для фортепиано соч. 2. По отзывам современников, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано.
    До 1802 Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Лунную» (№2 из двух «сонат-фантазий» соч. 27, 1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть – менуэт или скерцо тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 были написаны также первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), 6 струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весенняя соната» соч. 24, 1801), 2 сонаты для виолончели и фортепиано соч. 5 (1796), Септет для гобоя, валторны, фагота и струнных соч. 20 (1800), множество других камерно-ансамблевых сочинений. К этому же периоду относится единственный балет Бетховена «Творения Прометея» (1801), одна из тем которого впоследствии была использована в финале «Героической симфонии» и в монументальном фортепианном цикле 15 вариаций с фугой (1806). Смолоду Бетховен поражал и восхищал своих современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к новому.
    3. Героическое начало в творчестве Бетховена.

    В конце 1790-х у Бетховена начала развиваться глухота; не позднее 1801 он осознал, что эта болезнь прогрессирует и грозит полной потерей слуха. В октябре 1802, находясь в деревне Гейлигенштадт под Веной, Бетховен направил своим двум братьям документ крайне пессимистического содержания, известный как «Гейлигенштадтское завещание». Вскоре, однако, он сумел преодолеть душевный кризис и вернулся к творчеству. Новый — так называемый средний — период творческой биографии Бетховена, начало которого принято относить к 1803, а конец к 1812 г., ознаменован усилением драматических и героических мотивов в его музыке. В качестве эпиграфа ко всему периоду мог бы служить авторский подзаголовок Третьей симфонии – «Героическая» (1803); первоначально Бетховен предполагал посвятить ее Наполеону Бонапарту, однако узнав, что тот объявил себя императором, отказался от этого намерения. Героическим, мятежным духом проникнуты и такие произведения, как Пятая симфония (1808) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио» на сюжет о плененном борце за справедливость (первые 2 редакции 1805-1806, окончательная — 1814), увертюры «Кориолан» (1807) и «Эгмонт» (1810), первая часть «Крейцеровой сонаты» для скрипки и фортепиано (1803), фортепианная соната «Аппассионата» (1805), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано (1806).
    Стиль Бетховена среднего периода характеризуется беспрецедентным размахом и интенсивностью мотивной работы, возросшими масштабами сонатной разработки, яркими тематическими, динамическими, темповыми, регистровыми контрастами. Все эти признаки присущи и тем шедеврам 1803-12 годов, которые трудно отнести к собственно «героической» линии. Таковы Симфонии №№ 4 (1806), 6 («Пасторальная», 1808), 7 и 8 (обе 1812), Концерты для фортепиано с оркестром №№4 и 5 (1806, 1809) Концерт для скрипки с оркестром (1806), Соната соч. 53 для фортепиано («Вальдштейновская соната» или «Аврора», 1804), три струнных квартета соч. 59, посвященные графу А. Разумовскому, по чьей просьбе Бетховен включил в первый и второй из них русские народные темы (1805-1806), Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соч. 97, посвященное другу и покровителю Бетховена эрцгерцогу Рудольфу (так называемое «Эрцгерцог-трио», 1811).
    К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 он дал свой фактически последний концерт в качестве пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Не желая допустить отъезда композитора, трое венских аристократов выделили ему высокое денежное содержание, которое, впрочем, вскоре обесценилось из-за обстоятельств, связанных с наполеоновскими войнами. Тем не менее Бетховен остался в Вене.
    4. На склоне жизни по-прежнему новатор

    В 1813-1815 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством матримониальных планов. Кроме того, в 1815 на его плечи легла забота о племяннике (сыне покойного брата), который обладал весьма тяжелым нравом. Как бы то ни было, в 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-1826).
    В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия.
    Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что, несомненно, связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.
    Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы – огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей.
    Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в 20 веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.
    В 1820-х слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Дж. Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек.

  5. Амазонка Ответить

    Цель конкурса: расширение кругозора,
    воспитание активного интереса к музыке,
    формирование представления о творчестве
    Бетховена через взаимосвязь музыки, поэзии и
    живописи.

    Используемый материал
    :

    Портреты
    композиторов Й.Гайдна, И.С.Баха,
    В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта.

    Картины:


    1. П.Пикассо. Старый еврей с мальчиком

    2. Э.Делакруа. “Свобода на баррикадах”.

    3. П.Брейгель старший. “Крестьянский
    танец”.

    4. И.Айвазовский. “Девятый вал”.

    5. Леонардо да Винчи. “Автопортрет”.

    6. В.Боровиковский. “Портрет
    Лопухиной”.

    7. А.Куинджи. “Лунная ночь на Днепре”.

    Таблицы с музыкальными инструментами.
    Стихи:
    Н.Заболоцкого, П.Михны, Л.Перова и
    И.Сельвинского.

    Записи сочинений композитора
    :
    Фрагменты: 1-й часть Пятой симфонии, 1 часть
    Патетической и Лунной сонат, 3 часть Пасторальной
    симфонии, 4 часть Девятой симфонии, исполнение
    фортепианных пьес “Сурок”, “К Элизе”, увертюра
    “Эгмонт”.

    Конкурс-викторина.

    Звучит Пятая симфония Бетховена.

    Ведущий:

    Безумная любовь моя, Бетховен!
    Как от тебя уйти, коль ты во мне.
    То я распят тобою на струне,
    То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.
    Ты – Прометей, сгорающий в огне,
    Перед богами, как и он греховен.
    Гореть в борьбе не пламенем жаровен,
    А факелом, с тобою наравне!
    Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней
    Уже манят свирели Пасторальной,
    И у себя в плену ты – сладкий плен!
    Нет больше счастья, чем отдаться людям
    И высекать огонь в груди у буден –
    И ничего не требовать взамен.
    В начале нашей встречи прозвучало
    стихотворение молдавского поэта Пауля Михны,
    посвящённое великому и гениальному композитору
    Людвигу Ван Бетховену.
    235 лет прошло со дня рождения “великого немца”
    – человека, музыканта, композитора. Музыка
    Бетховена: мятежная и бунтарская, лирическая и
    мужественная по-прежнему привлекает и волнует
    нас, – людей третьего тысячелетия.
    “Вся жизнь Бетховена, – писал французский
    писатель и исследователь творчества
    композитора, Ромен Роллан, – похожа на “грозовой
    день” полна борьбы: борьбы с недугом, борьбы за
    творчество. Мужеству и стойкости композитора
    можно только удивляться. Прожил Бетховен 57 лет и
    до последних дней жизни не переставал работать.
    Литовская поэтесса Саломея Нерис писала:
    “Ты необъятен, словно море,
    Никто не знал такой судьбы…
    Иду сквозь слёзы, кровь и горе
    Я с поколением борьбы”.

    1-й конкурс посвящён жизни великого
    композитора.

    Людвиг Ван Бетховен – младший из трёх
    гениальных музыкантов, которых называют
    венскими классиками. Назовите композиторов
    венской классической школы и найдите из
    предложенных фотографий их портреты.
    Назовите годы жизни композитора (1770 – 1827).
    Город, в котором родился Бетховен? (Немецкий
    город Бонн)
    Было ли счастливым детство будущего
    композитора (рассказать о занятиях с отцом, о
    первом концертном выступлении, о бедственном
    положении семьи).
    Кем работал Людвиг с юных лет (с 11 лет он служил
    помощником органиста,
    пианистом-концертмейстером в боннской капелле).
    В каком городе композитор получил признание и
    прожил до конца своей жизни (Вена).
    Кто из великих музыкантов оценил юного
    Бетховена такими словами: “Обратите внимание на
    него! Он всех заставит о себе говорить” (В.
    Моцарт).
    В одной газете была напечатана статья о юном
    музыканте с пророческими словами: “Мальчик
    многообещающего таланта. Если он будет
    продолжать так, как начал, то несомненно из него
    выйдет второй Моцарт”. Кто был автором этой
    статьи? (К.Г. Нефе – композитор, музыкант, учитель
    Бетховена).
    Кому принадлежат слова? “Со временем Бетховен
    займёт место одного из величайших композиторов
    Европы, и я буду гордиться правом называть себя
    его учителем” (Й. Гайдн).
    Назовите композитора, у которого учился не
    только Бетховен, но и Шуберт, Лист, один из
    сыновей Моцарта. История обвиняла его в зависти к
    таланту гениального Моцарта (Итальянский
    композитор Антонио Сальери).
    В каких областях музыкальной деятельности
    проявился талант Бетховена? (Бетховен –
    композитор, пианист-виртуоз, импровизатор,
    дирижёр, педагог).
    Что стало жизненной трагедией Бетховена?
    (Глухота, одиночество, непонимание музыки
    композитора коллегами-музыкантами,
    несостоявшаяся любовь и личная жизнь).
    Что помогло Бетховену пережить отчаяние?
    (любовь к музыке и творчеству).
    Бетховен писал: “Мне казалось немыслимым
    покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я
    чувствовал себя призванным”.

    2-й конкурс. “Знаменитые высказывания
    Бетховена”
    .
    В своих “разговорных тетрадях”, с помощью
    которых композитор общался с людьми, он нередко
    записывал свои мысли о жизни, музыке и
    музыкантах. Вспомните известные высказывания
    Бетховена.
    “Люби свободу больше жизни”.
    “Так судьба стучится в дверь” (о 5-й симфонии).
    “Я схвачу судьбу за глотку и не дам ей сокрушить
    меня”.
    “Музыка должна высекать огонь из груди
    человеческой”.
    “Не ручей! Море должно быть ему имя” (О И.С.
    Бахе).
    “От тьмы к свету, через борьбу к победе”.

    3-й конкурс. “Картинная галерея Бетховена”.

    А вы знаете, что такое картинная галерея? (Музей,
    в котором собраны картины художников).
    Изобразительное искусство существует с древних
    времён, и люди бережно собирают и пишут его
    историю. Мы постараемся составить картинную
    галерею музыки великого Бетховена. Прослушав
    фрагменты произведений композитора, отберите те
    картины, которые по вашему мнению передают
    образы и настроения бетховенской музыки.
    Звучит главная партия Патетической сонаты.

    Дети:
    Патетическая соната и картина
    Айвазовского “Девятый вал” передают буйство
    стихийных сил, могучий порыв, драматизм борьбы.
    мощь,
    Пьеса “К Элизе” и “Портрет Лопухиной”
    Боровиковского объединяет лирическое
    настроение: светлая печаль, поэтичность и
    красота образа и музыки.

    4-й конкурс. “Бетховен простой и великий
    Человек”.
    Ведущая:
    Записи “разговорных тетрадей”
    раскрывают перед нами личность великого
    музыканта. О каких качествах характера Бетховена
    говорят его слова:
    “Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока
    я что-нибудь имею” (сочувствие, забота о ближнем,
    щедрость).
    “С детства я научился любить добродетель,
    растите детей в добродетели, только она может
    дать счастье, а не деньги” (девиз жизни Бетховена
    порядочность, честность, доброта).
    “Князей существует и будет существовать
    тысячи. Бетховен же один” (гордость,
    независимость, чувство собственного
    достоинства)
    “Нет такого сочинения, которое было бы для меня
    чересчур учёно. Не претендуя, хотя бы в малейшей
    степени, на учёность я стремился с детства
    познать смысл всего лучшего и мудрейшего каждой
    эпохи. Позор тому, который не считает своей
    обязанностью, хотя бы постараться продвинуться в
    этом” (стремление к знаниям, самообразование).
    Жизненный девиз Бетховена, который стал для
    него священным, мы можем найти в альбоме 1792 г. (ему
    тогда исполнилось 22 года): “Творить добро, где
    только можно, любить свободу превыше всего,
    никогда не отрекаться от правды, хотя бы даже
    перед троном”. В самые драматические дни своей
    жизни он писал: “При всей слабости тела,
    господствовать всё же должен мой дух. Человек,
    помоги себе сам”.
    Каким должен быть человек, имеющий такие
    жизненные принципы?
    Бетховен человек сильный…(ребята продолжают)
    мужественный, решительный, энергичный, стойкий,
    упорный, настойчивый, добрый, человечный,
    честный, правдивый, гордый, независимый,
    свободолюбивый, любящий жизнь и людей.

    5-й конкурс “Картинная галерея”
    Ведущая:
    И вновь звучит музыка Бетховена, и мы
    продолжаем составлять экспозицию картин
    композитора. Звучит “Лунная соната”.
    Дети:
    Эта музыка созвучна картине А. Куинджи
    “Лунная ночь на Днепре”.
    Звучит фрагмент 3-ей части “Пасторальной
    симфонии”.

    Дети
    : Картина П. Брейгеля “Крестьянский
    танец” и музыка симфонии представляют собой
    картину деревенского праздника. В музыке этот
    образ передан через танцевальные ритмы
    австрийских крестьянских танцев.

    6-й конкурс “Зашифрованная депеша”
    Ведущая
    : К нам в школу пришло письмо, которое
    я вам зачитаю:
    Однажды, гуляя светлой летней ночью, мы в
    приподнятом возвышенном настроении страстно
    говорили о французском императоре Буонапарте
    ”.
    Неизвестный корреспондент спрашивает:
    “Название каких сочинений Бетховена
    зашифровано в этом послании”?

    Дети
    :
    Светлая летняя ночь – Лунная соната.
    Приподнятое, возвышенное настроение –
    по-гречески пафос – связано с Патетической
    сонатой.
    Страстная – Аппассионата.
    Император Буонапарте – Героическая симфония,
    первоначально посвящённая Наполеону.

    7-й конкурс “Стихотворение – загадка”
    Ведущая
    : Как вы думаете, кому посвящено
    стихотворение “Двое” Леонида Перова в переводе
    Маргариты Алигер?
    “Два гения. Два светила – своя у каждого сила
    У обоих душа кровоточит, на свой образец распята
    И вещие крылья вечность для них раскрыла –
    И Фауст не умирает, не молкнет раскат Девятой”…

    Дети
    : Гёте и Бетховен.

    Ведущая:
    Правильный ответ звучит в
    продолжении этого стихотворения:
    “Возвращаются с дальней прогулки два гения,
    два светила
    И каждый из них в расцвете могуч и силен,
    полнокровен,
    И собственного достоинства каждому бы хватило –
    Иоганн Вольфганг Гёте и Людвиг Ван Бетховен”.
    Вопрос: Какое сочинение родилось
    в содружестве с этим немецким писателем и поэтом?

    Дети
    : Музыка к трагедии “Эгмонт”, увертюра
    “Эгмонт”.

    Ведущая
    : Музыка Бетховена произвела на Гёте
    сильное впечатление: “Я никогда не встречал ни
    одного художника столь собранного, столь
    энергичного и столь проникновенного”, – писал
    поэт после встречи с композитором.

    8-й конкурс “Любимые писатели композитора”.

    Мы уже знаем, как всю жизнь Бетховен стремился к
    знаниям, изучал историю и литературу, очень много
    читал. Книги каких писателей могли бы составить
    библиотеку великого музыканта? (Эсхил, Пушкин,
    Гёте, Мольер, Шекспир, Шиллер, Гюго, Маяковский
    )?

    9-й конкурс “Оркестр Бетховена”.
    Ведущая
    : Все музыканты называют Й. Гайдна
    “отцом симфонического оркестра”. В XVII-XVIII веках
    состав инструментов мог быть самым
    разнообразным. Гайдн установил чёткие
    соотношения оркестровых групп. Назовите 4
    основные группы оркестра.
    А какие инструменты впервые появились в
    оркестре Бетховена?
    Нам говорят профессора.
    В чём тайна Бетховена?
    Что внёс он после Моцарта и Гайдна?
    В искусство симфонизма? – и в ответ показывают

    (Назовите инструменты, изображённые на
    таблицах).

    Пикколо, тромбон
    И контрфагот –
    Он эти инструменты
    Отважно ввёл в оркестр. Этим он
    И деревянный звук, и голос медный
    В три форте поднял. Что за глубина!
    Из океана эти волны льются!
    Вы ошибаетесь: Бетховена волна –
    Из глубины французской революции.
    Так об оркестре композитора писал Илья
    Сельвинский. Впервые эти инструменты зазвучали в
    5-ой симфонии и увертюре “Эгмонт”.

    10-й конкурс “Исправь ошибку!”

    Нерадивый ученик, рассказывая о творчестве
    Бетховена, всё перепутал.
    Помогите! Исправьте его ошибки.
    Опера “Кориолан” – (ответ детей: увертюра
    Кориолан).
    Крейцерова соната написана для флейты – (для
    скрипки).
    Вокальный цикл “К таинственной возлюбленной” –
    (К далёкой возлюбленной)
    Пасторальная песня – (Пасторальная симфония).
    Симфония для фортепиано – (симфония
    исполняется оркестром).
    Торжественная соната – (Патетическая соната).

    11-й конкурс “Картинная галерея Бетховена”.
    Ведущая
    : Продолжается конкурс “Картинная
    галерея Бетховена”.
    1. (Исполняется пьесаСурок”).

    Дети:
    Жалобно-печальная мелодия пьесы
    “Сурок” перекликается с трогательностью и
    беззащитностью мальчика и старика на картине П.
    Пикассо “Старый еврей с мальчиком”.
    2. Звучит фрагмент 4-й части 9симфонии.

    Дети:
    Образ восставшего народа. Призыв к
    борьбе в картине Э. Делакруа “Свобода на
    баррикадах” передан в музыке победным гимном,
    мощным звучанием хора и оркестра.

    Ведущая
    : Осталась лишь одна картина:
    “Автопортрет” Леонардо да Винчи. Каким
    предстаёт перед нами гениальный художник
    Возрождения? Это портрет человека, умудрённого
    жизненным опытом. Человек – мудрец, мыслитель,
    философ. Вспомните высказывания Бетховена. Ведь
    он тоже пытается разрешить философские вопросы:
    о смысле жизни, о назначении человека, о судьбе
    человечества. А как интересны его рассуждения о
    искусстве: “ Искусство объединяет весь мир.
    Создание истинного искусства ведёт к моральному
    прогрессу” – то есть к моральному
    совершенствованию людей. Так может говорить
    только мыслитель-мудрец. В музыке Бетховен стал
    первым композитором-философом.
    А теперь посмотрите на картины, которые
    составляют нашу выставку. О чём нам рассказывает
    бетховенская музыка? Какие образы и темы
    затрагивает композитор в своём творчестве?
    Кратко сформулируйте свои ответы.

    Дети:
    Героическая борьба, лирика, образы
    природы, картины народной жизни, философские
    раздумья.

    Ведущая:
    Вывод
    Музыка Бетховена рассказывает нам о
    героической борьбе не только одного человека (об
    этом нам повествует 5 симфония и музыка известных
    сонат), но и всего человечества как это
    происходит в 9 симфонии. Композитор писал: “Наше
    время нуждается в людях, мощных духом!”.
    Во многих сочинениях композитор рисует
    драматические картины народных восстаний и
    грандиозных народных празднеств. Вспомните 5 и 3
    симфонии и увертюру “Эгмонт”.
    Не чужда композитору и лирика, порой
    проникновенно светлая в пьесе К Элизе, порой
    сдержанная и мужественная в Лунной и
    Патетической сонате.
    Многие музыкальные образы Бетховена полны
    философского раздумья и углублённого созерцания
    природы. Это 5, 9 и Пасторальная симфонии.

    Заключение.
    Ведущая:
    Вспомните, с каким мифологическим
    героем сравнивал Бетховена автор стихотворения,
    прозвучавшее в начале нашей встречи?

    Дети:
    Прометей!

    Ведущая
    : Всем знакомое и гордое имя Прометей
    на древнегреческом языке означает – “вперёд
    смотрящий”. Своим подвигом он первый подал
    пример самоотверженной борьбы. Прометей
    оказался самым могущественным титаном – титаном
    духа, воли и непокорности. А в музыке таким
    титаном стал гениальный немецкий композитор
    Людвиг Ван Бетховен.
    Если бы мы спросили у автора музыки, о которой
    мы сегодня рассуждали о ком она, то мы бы услышали
    ответ: “Я писал о людях и о себе”.

    Звучит 9 симфония
    .
    Завершает нашу встречу стихотворение Николая
    Заболоцкого.
    Ты яростным охвачен вдохновеньем,
    В оркестрах гроз и трепета громов.
    Поднялся ты по облачным ступеням
    И прикоснулся к музыке миров.
    И сквозь покой пространства мирового
    До самых звёзд прошёл девятый вал…
    Откройся. Мысль! Стань музыкою слово,
    Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.

  6. Blackbringer Ответить

    Характеристика творчества Бетховена
    Роль революционных народно-освободительных движений в формировании
    мировоззрения Бетховена. Гражданская тема в его творчестве.
    Философское начало. Проблема бетховенского стиля.
    Преемственные связи с искусством XVIII века.
    Классицистская основа бетховенского творчества
    В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Мировоззрение Бетховена формировалось под воздействием революционного движения, распространившегося в передовых кругах общества на рубеже XVIII и XIX столетий. Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Ко-риолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая соната» и «Аппассионата» — именно этот круг произведений почти сразу завоевал Бетховену широчайшее мировое признание. Музыка Бетховена отличается прежде всего своей действенностью, трагедийной силой, грандиозными масштабами. Нет ничего удивительного в том, что его новаторство в героико-трагической сфере раньше, чем в других, привлекло общее внимание; главным образом на основе драматических произведений Бетховена выносили суждение о его творчестве в целом как современники, так и непосредственно следующие за ними поколения.
    История создания
    Соната №17 – психологический портрет композитора. В отличие от других сонат, она идет без посвящения. 1802 год – период трагических размышлений, чувств, мыслей о самоубийстве в связи с глухотой, крушений надежд на личное счастье – Бетховен был страстно влюблен в графиню Джульетту Гвиччарди, которой посвятил сонату №14. Именно в 1802 году композитор пишет знаменитое “Гейлигенштадтское завещание”
    Анализ произведения
    Соната №17 продолжает линию сонат-фантазий: лирико-психологический, страстный тон высказывания, психологические контрасты высокого уровня напряжения, приемы импровизационной, фантазийной музыки, но в отличие от сонаты №14 в ней нет заголовка “Sonata quasi una Fantasia”. Содержание сонаты – лирика страстного, бурного, драматизированного звучания, возврат к патетике, но с психологическим осмыслением.
    В цикле три части, внешне классической структуры:
    Largo — Allegro
    Adagio
    Allegretto
    Каждая часть написана в сонатной форме различных вариантов, усложненной признаками других форм: фантазии (элементы, структура, приемы развития), вариационности (все темы во всех частях на основе общих элементов как варианты), сквозной формы (нет точных репризных повторений).
    Первая часть
    Largo – Allegro. Тональность d-moll. Сонатная форма.
    Экспозиция
    Главная партия
    Главная партия строится на двух контрастных элементах: арпеджиато и ариозно-речитативные нисходящие секундовые интонации-вздохи. Первое построение – d-moll, начинается с доминантовой функции. Второе построение главной партии – вариант начального, но в тональности F-dur, с расширением структуры и интонационным и ладово-тональным развитием. Эти два построения имеют как бы вступительное значение – в ходе свободного импровизационного изложения происходит постепенная кристаллизация мысли. Четкое оформление она приобретает лишь в третьем построении, играющем связующую роль, но, несмотря на это, она не имеет ни одного устойчивого, в полном смысле слова, экспозиционного построения. Образ с самого начала раскрывается в процессе роста, развития.
    Связующая партия
    Общий характер с главной партией, более взволнованный образ, триольный ритм, перекличка двух ярких мотивов – баса и верхнего голоса (восходящее движение по звукам аккордов и ламентозные распевные фразы).
    Побочная партия
    Новый вариант развития лирических элементов главной партии. Тональность a-moll. Как и главная партия, начинается с доминантовой функции. Ариозно-монологический тип мелодики.
    Заключительная партия
    Содержит элементы всех предыдущих тем. Заканчивается на доминанте к основной тональности (звук ля).
    Разработка
    Разработка строится на первом мотиве главной партии и связующей партии. В конце разработки доминантовый предыкт.
    Реприза
    Все темы видоизменяются, особенно главная партия, к которой добавляются новые элементы: два выразительных лирико-психологических речитатива, изложенных одноголосно, словно речь от первого лица. Отсюда и название сонаты – “соната с речитативом”. Побочная партия и другие уже изложены в основной тональности d-moll с отклонениями.
    Вторая часть
    Adagio. B-dur, сонатная форма без разработки. Как и первая часть, начинается с арпеджиато. В основной теме используется прием диалога-переклички.
    Третья часть
    Allegretto. d-moll. Сонатная форма на основе образного и музыкально-тематического единства. Новый вариант развития основных тематических интонаций, близость с жанром прелюдии.
    История написания
    Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблен в юную графиню и хотел на ней жениться.
    Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною.
    — Бетховен, из письма Францу Вегелеру 16 ноября 1801 года
    В марте 1802 года соната № 14 — с посвящением Джульетте — была опубликована в Бонне, хотя с первых месяцев 1802 года Джульетта оказывала явное предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в итоге, вышла за него замуж. Через полгода после написания сонаты, 6 октября 1802 года, Бетховен в отчаянии пишет «хайлигенштадтское завещание». Некоторые бетховеноведы считают, что именно графине Гвиччарди композитор адресовал письмо, известное как письмо «к бессмертной возлюбленной». Оно было обнаружено после смерти Бетховена в потайном ящике его гардероба. Бетховен хранил миниатюрный портрет Джульетты вместе с этим письмом и «хайлигенштадтским завещанием». Тоска неразделенной любви, мука потери слуха — всё это выразил композитор в «Лунной» сонате.
    Иллюзия длилась недолго, и уже в сонате видно больше страдания и гнева, чем любви.
    — Ромен Роллан
    Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле.
    — Александр Серов
    Анализ
    Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии» (итал. quasi una fantasia): Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от классической сонатной формы.
    Соната состоит из трех частей:
    1. Adagio sostenuto. Соната начинается тем, что обычно является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно скорбной музыкой. Известный музыкальный критик Александр Серов находит в первой части сонаты выражение «смертельного уныния». Эта часть состоит из трех необычайно выразительных и очень ясно различимых музыкальных элементов:
    Спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое движением басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью проходящая через всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения, так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса. Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живёт самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу.
    — А. Б. Гольденвейзер
    2. Allegretto — вторая часть сонаты.
    «Утешительное» настроение второй части у недостаточно чутких учеников легко переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка.
    — Генрих Нейгауз, «Об искусстве фортепианной игры»
    Позабываю сказать, что в этой сонате есть ещё скерцо. Нельзя не удивляться, как тут замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему. «Это цветок между двух пропастей», сказал Лист. Пожалуй! Но такое место, я полагаю, не слишком эффектно для цветка, так что с этой стороны метафора господина Листа, может быть, и не лишена верности.
    — Александр Серов
    3. Presto agitato — третья часть сонаты.
    Внезапное адажио… пиано… Человек, доведенный до крайности, умолкает, дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа опустошена. В последних тактах остается только величественная сила, покоряющая, укрощающая, принимающая поток.

    Бетховен Л. Симфония №6

    Шестая, Пасторальная симфония

    Пасторальная симфония, или Воспоминание о сельской жизни (больше выражение чувства, чем живопись) I. Радостные чувства по прибытии в деревню. Allegro ma поп troppo.II. Сцена у ручья. Andante molto moto quasi Allegretto.III. Веселое сборище поселян. Allegro.IV. Гром, гроза. Allegro.V. Пастушья песнь. Благодарственная песнь божеству после грозы. Allegretto
    Шестая, Пасторальная симфония (F-dur, ор. 68, 1808) занимает особое место в творчестве Бетховена. Именно от этой симфонии в большой мере отталкивались представители романтического программного симфонизма. Восторженным поклонником Шестой симфонии был Берлиоз ‘.
    Тема природы получает широкое философское воплоще­ние в музыке Бетховена — одного из самых великих поэтов природы. В Шестой симфонии эти образы приобрели наиболее полное выражение, ибо сама тема симфонии — это природа и картины сельской жизни. Природа для Бетховена не толь­ко объект для создания живописных картин. Она была для него выражением всеобъемлющего, животворного начала. Именно в общении с природой Бетховен находил те часы чистой радости, которой он так жаждал. Высказывания из дневников и писем Бетховена говорят о его восторженном пантеистическом отношении к природе (см. стр. II31—133). Не раз мы встречаем в записках Бетховена высказывания о том, что идеалом его является «свободная», то есть естественная природа.
    Тема природы связана в творчестве Бетховена с другой темой, в которой он выражает себя последователем Руссо,— это поэзия простой, естественной жизни в общении с приро­дой, душевная чистота селянина. В заметках к эскизам Па­сторальной Бетховен несколько раз указывает на «воспоми­нание о жизни в деревне» как главный мотив содержания симфонии 2. Эта мысль сохранилась и в полном названии симфонии на титульном листе рукописи (см. ниже).
    Руссоистская идея Пасторальной симфонии связывает Бетховена с Гайдном (оратория «Времена года»). Но у Бет­ховена исчезает тот налет патриархальности, который наблю­дается у Гайдна. Тему природы и сельской жизни он трак­тует как один из вариантов основной своей темы о «свобод­ном человеке»- Это роднит его со «штюрмерами», которые вслед за Руссо видели в природе раскрепощающее начало, противопоставляли ее миру насилия, принуждения.
    В Пасторальной симфонии Бетховен обратился к сюжету, в музыке не раз встречавшемуся. Среди программных сочи-» нений прошлого многие посвящены образам природы. Но Бет­ховен по-новому решает принцип программности в музыке-От наивной иллюстративности он переходит к поэтическому одухотворенному воплощению природы. Свой взгляд на про­граммность Бетховен выразил словами: «Больше выражение чувства, чем живопись». Такое предуведомление и програм­му автор дал в рукописи симфонии.
    Однако не следует думать, что Бетховен отказался здесь от картинньж, изобразительных возможностей музыкального языка. Шестая симфония Бетховена — пример слияния выра­зительного и картинного начал. Образы ее глубоки по на­строению, поэтичны, одухотворены большим внутренним чув­ством, проникнуты обобщающей философской мыслью и вме­сте с тем картинно-живописны.
    Характерен   тематизм   симфонии. Бетховен   обращается здесь к народным мелодиям (хотя он очень редко цитировал подлинные народные мелодии): в Шестой симфонии исследо-ватели находят славянские народные   истоки. В частности, Б. Барток, большой   знаток   народной   музыки   различных стран, пишет о том, что главная партия I части Пасторальной — это детская хорватская песня. Другие   исследователи (Беккер, Шёневольф) также указывают на хорватскую мелодию из сборника Д. К. Кухача «Песни южных славян», ко- торая явилась прототипом главной партии I части   Пасто­ральной:
    Для облика Пасторальной симфонии характерно широкое претворение жанров народной музыки — лендлер (крайние разделы скерцо), песня (в финале). Песенные истоки виднытакже в трио скерцо — Ноттебом приводит бетховенский на­бросок песни «Счастье дружбы» («Gluck der Freundschafb, op. 88), который потом был использован в симфонии:
    Картинность тематизма Шестой симфонии проявляется в широком привлечении орнаментальных элементов — группет­то различных видов, .фигурации, длинные форшлаги, арпед­жио; такого типа мелодика, наряду с народно-песенной, является основой тематизма Шестой симфонии. Особенно за­метно это в медленной части. Ее главная партия вырастает из группетто (Бетховен говорил, что он запечатлел здесь на­пев иволги)-
    Внимание к колористической стороне ярко проявляется в гармоническом языке симфонии. Обращают на себя внимание терцовые сопоставления тональностей в разработочных раз­делах. Они играют большую роль и в разработке I части (B-dur — D-dur; G-dur — E-dur), и в разработке Andante («Сцена у ручья»), представляющей собой красочные орна­ментальные вариации на тему главной партии ‘. Много яркой живописности в музыке III, IV и V частей. Таким образом, ни одна из частей не выходит из плана программной картинной музыки, сохраняя при этом всю глубину поэтической идеи симфонии.
    Оркестр Шестой симфонии отличается обилием соло ду­ховых инструментов (кларнет, флейта, валторна). В «Сцене у ручья» (Andante) Бетховен по-новому использует богатст­во тембров струнных инструментов. Он применяет divisi и сурдины в партии виолончелей, воспроизводящих «журчание ручья» (авторская пометка в рукописи). Такие приемы ор­кестрового письма характерны для более позднего времени. В связи с ними можно говорить о предвосхищении Бетхове­ном черт романтического оркестра.
    Драматургия симфонии в целом сильно отличается от драматургии героических симфоний. В сонатных формах (I, II, V части) сглажены контрасты и грани между разде­лами. ‘Здесь нет конфликтов, борьбы. Характерны плавные переходы от одной мысли к другой. Особенно ярко это вы­ражено во II части: побочная партия продолжает главную, вступая на том же фоне, на котором звучала главная пар­тий:
    1 Тональный план разработки Andante: G-dur — Es-dur — Ges-dur — Ces-dur = H-dur—D7 B-dur.
    Беккер пишет в этой связи о приеме «нанизывания мело­дий». Обилие тематизма, господство мелодического начала— действительно, характернейшая черта стиля Пасторальной симфонии.
    Указанные особенности Шестой симфонии проявляются и в методе развития тем — ведущая роль принадлежит вариа­ционности. Во II части и в финале Бетховен вводит вариа­ционные разделы в сонатную форму (разработка в «Сцене у ручья», главная партия в финале). Такое объединение со-натности и вариационности станет одним из основополагаю­щих принципов в лирическом симфонизме Шуберта.
    Логика цикла Пасторальной симфонии, обладая типич­ностью классических контрастов, определяется, однако, про­граммой (отсюда ее пятичастное строение и отсутствие цезур между III, IV и V частями). Ее циклу не свойственно такое действенное и последовательное развитие, как в героических симфониях, где I часть является средоточием конфликта, а финал — его разрешением. В последовании частей большую роль играют факторы программно-картинного порядка, хотя они подчинены обобщенной идее единения человека с природой.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *