Какие способы связи слов лежат в основе образования следующих сложных слов?

2 ответов на вопрос “Какие способы связи слов лежат в основе образования следующих сложных слов?”

  1. prowind Ответить

    Причина комического эффекта в приведенных сочетаниях – нарушение правил соединения слов в составе сочинительной конструкции, то есть конструкции, компоненты которой связаны между собой сочинительными союзами или особой интонацией, например, перечислительной. Одно из таких правил хорошо известно из школьных учебников. Оно гласит, что сочинительные союзы соединяют друг с другом однородные члены предложения. В свою очередь, однородными считаются такие члены предложения, которые выполняют в предложении одну и ту же син¬таксическую функцию (то есть являются одинаковыми членами предложения) и зависят от одного и того же общего для них слова (либо – в случае с однородными подлежащими – имеют общее зависящее от них сказуемое). Во фразе Копать яму от забора и до обеда союзом и связаны между собой два обстоятельства, которые, однако, относятся к разным смысловым разновидностям обстоятельств: от забора – обстоятельство места, а до обеда – времени. Этот факт делает невозможным их соединение в составе сочинительной конструкции.
    Впрочем, фразы Пел по вечерам и громко, хотя в них союзом и также связаны неоднородные обстоятельства, не слишком комичны. Дело в том, что в рассматриваемой фразе имеется и еще один источник комического эффекта – употребление одного слова сразу в двух значениях; в данном случае таких слов даже два – это предлоги от и до. Действительно, эти предлоги могут иметь пространственное значение, которое они приобретают в сочетании с существительными, обозначающими место (от забора, дома, берега, вокзала и т. п.), и временное значение, представленное в сочетаниях с существительными, называющими интервалы или моменты на временной оси (до обеда, вечера, понедельника; от начала, от сотворения мира и т. п.) Сочетание от забора, использованное в приведенной в задании фразе и имеющее пространственное значение, формирует определенные ожидания у читателя (или слушателя): он предполагает, что и сочетание с предлогом до также будет обозначать место; однако эти ожидания не оправдываются, поскольку сочетание до обеда из-за значения слова обед может иметь только временное значение. В рассматриваемой фразе контекст сталкивает разные значения предлогов от и до друг с другом.
    Таким образом, второй причиной комического эффекта становится нарушение еще одного правила соединения слов, которое действует не только в составе сочинительных сочетаний: одно и то же слово не может быть употреблено в составе предложения или словосочетания сразу в нескольких значениях. Это правило может специально нарушаться для создания каламбура (от французского calembour), то есть «игры слов, основанной на нарочитой или невольной двусмысленности, порожденной омонимией или
    сходством звучания» (Словарь иностранных слов. – М., 1988).
    Обратимся теперь к первой из приведенных в задании фраз – предложению Шел дождь и два студента. Союз и соединяет в ней два подлежащих – дождь и два студента, имеющих при себе общее сказуемое шел. Таким образом, правило об однородности компонентов сочинительной конструкции соблюдено; действительно, предложения с этими же однородными подлежащими могут быть лишены всякого комического эффекта; ср. На этой картине нарисован сильный дождь и два совершенно вымокших студента.
    Однако второе правило, требующее употребления каждого из слов только в одном значении, а не сразу в нескольких, в рассматриваемом предложении не соблюдается. Слово шел использовано здесь в двух значениях. В сочетании со словом дождь, называющим вид осадков, оно практически ничего не значит, кроме того что дождь «имел место» (предложение Вчера шел дождь фактически не отличается по смыслу от предложения Вчера был дождь ), а в сочетании с подлежащим два студента, обозначающим людей, слово шел указывает на способ перемещения студентов.

  2. denn333 Ответить

    А. Марья Кирилловна, не успев одуматься, приняла её и раскаялась в ту(1) же минуту, но Дубровского не было уже в зале.
    Б. Однажды, пришед в залу, где ожидал её учитель, Марья Кирилловна с изумлением заметила смущение на его бледном лице.
    В. Марья Кирилловна пошла в свою комнату, развернула записку и прочла следующее: “Будьте(2) сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить.”
    Г. Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот, но Дубровский под предлогом головной боли извинился, прервал урок, и, закрывая(3) ноты, подал ей украдкою(4) записку.
    1. В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы восстановить отрывок из повести А.С. Пушкина “Дубровский”?
    1. В, Г, А, Б.
    2. Б, В, А, Г.
    3. Б, Г, А, В.
    4. В, А, Б, Г.
    2. Укажите сложноподчинённое предложение. Ответ запишите в бланке. 1. А. 2. Б. 3. В. 4. Г. 3.Укажите верный вариант ответа. Грамматическая основа предложения “Мне необходимо с вами говорить.” : 1) необходимо говорить 3) говорить с вами 2) мне необходимо 4) необходимо с вами говорить
    4. Укажите слово, которое является синонимом к существительному изумление в данном тексте. 1) восторг 3) восхищение 2) удивление 4) недоумение
    5. В каком словосочетании связь слов согласование? 1) заметила смущение 3) однажды заметила 2) в ту же минуту 4) открыла фортепьяно
    6. Выберите правильный вариант продолжения предложения. Закрывая ноты, 1) урок был прерван 2) смущение овладело ею 3) он подал ей записку 4) невозможно было продолжать урок
    7. В каком слове все согласные звуки звонкие? 1) беседка 3) предлог 2) учитель 4) изумление
    8. Укажите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова. Ответ запишите в бланке.
    9. Укажите слово, образованное приставочным способом. 1) одуматься 3) смущение 2) раскаялась 4) записка
    10. Укажите строку, в словах которой пропущена одна и та же буква. 1. П…томки, тр…диция. 2. Об…зательный, осв…щение (улицы). 3. П…триотический, пор…зить. 4. Сист…матический, нар…диться.
    11. Укажите строку, в словах которой пропущена одна и та же буква. 1. Об…рачиваться, нез…медлительно. 2. По…говорчивее, ра…сказчик. 3. Из…скательский, меж…нститутский. 4. Пр…вычный, пр…зидент.
    12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. Непром…каемый, проск…чить, р…внина. 2. Меж…ярусный, д…ячок, под…ём. 3. Всё нипоч…м, холщ…вый, ш…в. 4. Пристрас…ный, разномас…ный, сверс…ник.
    13. В каком слове на месте пропуска буква И ? 1) плюш…вый 3) завис…вший 2) солом…нка 4) увид…в 14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска буква У(Ю)? 1. Терп…щий бедствие, ребята ищ…т. 2. Прав…щий класс, паш…щий землю. 3. Клокоч…щий водопад, лен…тся ученики. 4. Щебеч…т воробьи, стел…щийся мох.
    15. В каких словах пропущен мягкий знак? а) лиш… один в) поеш…те д) хочет…ся петь б) кипуч… г) барсуч…им жиром е) сукон…щик 1. а, б, в. 2. г, д, е. 3. а, в, г. 4. а, г, е.
    17. Приставка НЕ пишется слитно со всеми словами в ряду:
    1) (не)далеко от леса, ничуть (не)ласково;
    2) (не)слышен в комнате; (не)озарённая лучами;
    3) (не)добрые помыслы, (не)годующие крики;
    4) (не)достаёт хлеба, (не)видя света.
    18. Укажите слова с частицей НЕ.
    Как бы то (н…)было(1), а осень мне очень нравится. В лесу как (н…)в чём(2) (н…)бывало(3) продолжалась весенняя жизнь. (Н…)раз(4) от скуки он свои мечты мне поверял.
    1. 1, 2.
    2. 3, 4.
    3. 1, 4.
    4. 2, 3.
    19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1. Что(бы) (в)последствии ещё прочитать интересного?
    2. На совещание они так(же) опоздали, (по)этому пришлось долго ждать начальства.
    3. (Не)смотря на позднее время, занятия (всё)же решили продолжить. 4. (По)этому берегу идти лучше (по)тому, что здесь больше тени.
    20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
    1.Ходил он всегда весёлой и мягкой походкой и любил одеваться по моде.
    2.В степи, за рекой, по дорогам везде было пусто.
    3.Сначала всё шло легко, однако потом начались трудности.
    4.Иней подолгу лежал на скатах крыш, и у колодца, и на листве.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *