Какие существуют основные типы величин в программировании?

3 ответов на вопрос “Какие существуют основные типы величин в программировании?”

  1. DONwerewolf Ответить

    Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Понятие о программировании
    Уроки 24 – 25
    Понятие о программировании
    (§ 9. Алгоритмы работы с величинами)
    Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

    Содержание урока

    Алгоритмы работы с величинами
    Компьютерный практикум ЦОР. Алгоритмы работы с величинами
    Компьютерный практикум ЦОР. Понятие программирования. Системы программирования








    Компьютер как исполнитель алгоритмов

    Вам уже известно, что всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя. Теперь в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке.
    Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе. Данные — это множество величин.

    Величины: константы и переменные

    Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти. Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) называется величиной.
    Всякая обрабатываемая программой величина занимает свое место (поле) в памяти компьютера.
    Значение величины — это информация, хранимая в этом поле памяти.
    Существуют три основных типа величин, с которыми работает компьютер: числовой, символьный и логический. Изучая базы данных и электронные таблицы, вы уже встречались с этими типами. В данной главе мы будем строить алгоритмы, работающие с числовыми величинами.
    Числовые величины в программировании, так же как и математические величины, делятся на переменные и константы (постоянные). Например, в формуле (а2 – 2аb + b2) а, b — переменные, 2 — константа.
    Константы записываются в алгоритмах своими десятичными значениями, например: 23, 3.5, 34. Значение константы хранится в выделенной под нее ячейке памяти и остается неизменным в течение работы программы.
    Переменные в программировании, как и в математике, обозначаются символическими именами. Эти имена называют идентификаторами (от глагола «идентифицировать», что значит «обозначать», «символизировать»). Идентификатор может быть одной буквой, множеством букв, сочетанием букв и цифр и т. д. Примеры идентификаторов: А, X, B3, prim, r25 и т. п.

    Система команд

    Вам известно, что всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен. Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд:
    • присваивание;
    • ввод;
    • вывод;
    • обращение к вспомогательному алгоритму;
    • цикл;
    • ветвление.
    Эти команды существуют во всех языках, поддерживающих структурное программирование: в Паскале, Си и др.

    Команда присваивания

    Команда присваивания — одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. Записывать ее мы будем так:
    :=
    Значок «:=» читается «присвоить». Например:
    Z:=X + Y
    Компьютер сначала вычисляет выражение, затем результат присваивает переменной, стоящей слева от знака «:=».
    Если до выполнения этой команды содержимое ячеек, соответствующих переменным X, Y, Z, было таким:

    Прочерк в ячейке Z обозначает, что начальное число в ней может быть любым. Оно не имеет значения для результата данной команды.
    Если слева от знака присваивания стоит числовая переменная, а справа — выражение, определяющее порядок вычисления числовой величины, то такую команду называют арифметической командой присваивания, а выражение — арифметическим выражением.
    В частном случае арифметическое выражение в правой части оператора присваивания может быть представлено одной переменной или одной константой. Например:
    Х:= 5
    Y:= Х

    Команда ввода

    Значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, как правило, задаются вводом.
    Команда ввода в описаниях алгоритмов выглядит так:
    ввод .
    Например:
    ввод А, Б, С
    Пользователю удобно, если ввод данных организован в режиме диалога, когда по команде ввода компьютер прерывает выполнение программы и ждет действий пользователя. Пользователь должен набрать на клавиатуре вводимые значения переменных и нажать клавишу . Введенные значения присвоятся соответствующим переменным из списка ввода, и выполнение программы продолжится.
    Вот схема выполнения приведенной выше команды.
    1. Память до выполнения команды:

    2. Процессор компьютера получил команду ввод А, Б, С, прервал свою работу и ждет действий пользователя.
    3. Пользователь набирает на клавиатуре:
    1 3 5
    и нажимает клавишу ().
    4. Память после выполнения команды:

    5. Процессор переходит к выполнению следующей команды программы.
    При выполнении пункта 3 вводимые числа должны быть отделены друг от друга какими-нибудь разделителями. Обычно это пробелы. Из сказанного выше можно сделать вывод:
    Переменные величины получают конкретные значения в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.
    Если переменной величине не присвоено никакого значения (или не введено), то она является неопределенной. Иначе говоря, ничего нельзя сказать о том, какое значение имеет эта переменная.

    Команда вывода

    Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.
    Команда вывода в алгоритмах записывается так:
    вывод
    Например:
    вывод X1, Х2
    По этой команде значения переменных X1 и Х2 будут вынесены на устройство вывода (чаще всего это экран).
    О других командах, применяемых в алгоритмах работы с величинами, вы узнаете позже.

    Коротко о главном

    Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд: присваивание; ввод; вывод; обращение к вспомогательному алгоритму; цикл; ветвление.
    Программа для компьютера — это алгоритм, записанный на языке программирования.
    Язык программирования — это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
    Всякая обрабатываемая программой величина занимает оцреде- ленное поле в памяти компьютера. Значение величины — это информация, хранимая в этом поле.
    Переменная величина получает значение в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.
    Формат команды присваивания:
    :=
    Сначала вычисляется выражение, затем полученное значение присваивается переменной.
    Ввод — это занесение данных с внешних устройств в оперативную память компьютера. Исходные данные для решения задачи обычно задаются вводом.
    Результаты решения задачи выносятся на устройства вывода (монитор, принтер) по команде вывода.

    Вопросы и задания

    1. Что такое величина? Чем отличаются переменные и постоянные величины?
    2. Чем определяется значение величины?
    3. Какие существуют основные типы величин в программировании?
    4. Как записывается команда присваивания?
    5. Что такое ввод? Как записывается команда ввода?
    6. Что такое вывод? Как записывается команда вывода?
    7. В схематическом виде (как это сделано в параграфе) отразите изменения значений в ячейках, соответствующих переменным А и B, в ходе последовательного выполнения команд присваивания:

    8. Вместо многоточия впишите в алгоритм несколько команд присваивания, в результате чего должен получиться алгоритм возведения в четвертую степень введенного числа (дополнительные переменные не использовать):
    ввод А … вывод А

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *