Какие существуют варианты поведения в конфликтной ситуации?

10 ответов на вопрос “Какие существуют варианты поведения в конфликтной ситуации?”

  1. Lightfont Ответить

    Трудно найти двух людей с абсолютно одинаковыми вкусами, привычками или интересами, поэтому в любых продолжительных отношениях между людьми рано или поздно возникают разногласия, противоречия, конфликтные ситуации.
    С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания.
    Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.
    Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:
    I Соревнование (конкуренция) – «акула»;
    II Приспособление (улаживание) – «плюшевый мишка»;
    III Избегание (уклонение) – «черепаха»;
    IV Компромисс – «лиса»;
    V Сотрудничество – «сова».
    Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
    I Соревнование
    Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.
    Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех. В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может помочь оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.
    В виде образа соревнование – это конкуренция “акула”.

    Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.
    Тактические действия «Акулы»:
    – жестко контролирует действия противника и его источники информации;
    – постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
    – использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
    – провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
    – выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
    При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.
    Качества личности:
    – властность, авторитарность;
    – нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
    – ориентировка на сохранение того, что есть;
    – боязнь нововведений, неоднозначных решений;
    – боязнь критики своего стиля поведения;
    – использование своего положения с цепью достижения власти;
    – игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.
    II Приспособление
    Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
    Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.
    Приспособление в виде образа – улаживание “плюшевый мишка”

    Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Стратегия улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум в постижении личных цепей. Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сил противников. Если соотношение сил не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя». Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу. Бывают и такие случаи, когда нужно сохранить добрые отношения. Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения. В случае же серьезного конфликта стратегия поведения «Плюшевого мишки» приводит к тому, что не затрагиваются главные спорные вопросы и конфликт остается неразрешенным.
    Тактические действия «Плюшевого Мишки»:
    – постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки;
    – постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;
    – потакает противнику, льстит.
    Качества личности:
    – бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
    – желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
    – идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
    – преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.
    III Избегание
    Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.
    Плюсы и минусы данной стратегии: такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен («Если Вы не можете договориться, какую программу по телевизору смотреть, можно заняться чем-нибудь другим» – пишет американский психолог С. Кови), либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения (если Вы считаете, что вещь, которую Вам нужно купить в этом магазине слишком дорого стоит, то Вы можете пойти в другой магазин). Но в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.
    В виде образа избегание можно представить как уклонение “черепаха”.

    Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.
    Стратегия поведения «Черепахи» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.
    С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.
    Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.
    Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.
    Тактические действия «Черепахи»:
    – отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
    – избегает применения силовых приемов;
    – игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;
    – отрицает серьезность и остроту конфликта;
    – систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
    Качества личности:
    – застенчивость в общении с людьми;
    – нетерпение к критике – принятие ее как атаки на себя лично;
    – нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;
    – неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.
    IV Компромисс
    Компромисс – это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
    Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.
    В виде образа компромисс – это “лиса”.

    Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у нее нет своей позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным способом разрешения конфликта.
    Тактические действия «Лисы»:
    – торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;
    – использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;
    – ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».
    Качества личности:
    – предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;
    – настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
    – ожидание мягких формулировок, красивых слов;
    – желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.
    V Сотрудничество
    При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добится, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
    Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.
    В виде образа сотрудничество – это “сова”.

    Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю… А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. «Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию. Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.
    Тактические действия «Совы»:
    – собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
    – ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
    – обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;
    – если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
    Качества личности:
    – в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
    – положительно относится к новациям, переменам;
    – умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;
    – использует свои способности для достижения влияния на людей.
    Ссылка на онлайн-тест
    https://onlinetestpad.com/ru/test/98-test-opisaniya-povedeniya-k-tomasa

  2. Ворчун Ответить

    Пять
    стратегий поведения в
    конфликтной ситуации
    Оказавшись
    в конфликтной ситуации, человек выбирает,
    часто неосознанно,
    одну
    из пяти стратегий поведения:
    избегание
    или уход; приспособление;
    соперничество
    или конкуренция; компромисс; сотрудничество.

    Выбор
    часто происходит на основе прошлого
    опыта. Но опыт решения конфликтов
    в детстве не всегда подходит к новым
    ситуациям.
    Если
    Вам в детстве, чтобы родители прислушивались
    к Вашему мне­нию,
    приходилось кричать или топать ногами,
    то вряд ли это подойдет при споре
    с коллегами. А когда Вас ругали, Вы
    обиженно уходили в свою комна­ту или
    вступали в жаркий спор?
    При
    встрече с раздраженным, агрессивно
    настроенным пациентом мо­жет
    сработать стереотип. Когда Вы находитесь
    в конфликтной ситуации, для эффективного
    решения проблемы необходимо сознательно
    выбирать страте­гию
    поведения. При этом, конечно, следует
    учитывать свой собственный стиль,
    стратегию других, вовлеченных в конфликт
    людей, а также природу самого
    конфликта.
    Избегание

    это поведение в конфликтной ситуации,
    которое выражает­ся
    самоустранением, игнорированием или
    фактическим отрицанием кон­фликта.
    Формы
    ухода могут быть разными: Вы молчите,
    выключаясь из обсуж­дения
    вопроса, демонстративно удаляетесь с
    переговоров или обиженно ухо­дите
    с полным отказом от дальнейших дружеских
    и деловых сношений с конфликтующей
    стороной, язвительно отпуская замечания
    по поводу оппо-
    нентов за “их
    спиной”.
    Причиной
    выбора этой стратегии может являться:
    неуверенность в себе и
    своих силах, боязнь проиграть;
    неопределенность собственной позиции
    по данному конфликтному вопросу;
    стремление выиграть дополнительное
    вре­мя
    для серьезной подготовки к участию в
    конфликте; отсутствие полномо­чий,
    времени.
    Если
    Вы выбрали избегание в качестве своей
    стратегии поведения, то Вы
    сэкономите время и “нервные клетки11,
    но можете лишиться в дальней­шем
    влияния на ход событий. Конфликт либо
    решится без учета Ваших ин­тересов,
    либо не решится и будет разрастаться и
    углубляться.
    Однако
    в ситуации, не затрагивающей впрямую
    Ваших интересов, уход может быть полезен.
    Вполне вероятно, что если Вы попытаетесь
    проигнори­ровать конфликт, не выражать
    своего отношения к нему, то проблема
    решит­ся
    сама собой. Если нет, то Вы сможете
    заняться этим позже, когда будете готовы
    к этому.
    Приспособление

    это поведение, проявляющееся в изменении
    дейст­вий
    и установок под реальным или воображаемым
    давлением противопо­ложной
    стороны, податливость чужому мнению в
    ущерб собственным интере­сам.
    Выглядит
    это так. Вы делаете вид, что все в порядке,
    даже если что-то очень сильно задевает
    Вас, предпочитаете мириться с происходящим,
    чтобы не
    испортить отношения: сначала молча
    соглашаетесь, а потом вынашиваете план
    мести или стараетесь найти обходные
    пути, чтобы добиться своей цели.
    К
    стратегии приспособления прибегают,
    если конфликтная ситуация не затрагивает
    жизненно-важных ценностей; сохранение
    отношений является более значимым, чем
    отстаивание своих интересов; осознание
    того, что пра­вота
    на стороне оппонента; имеются более
    важные в данный момент интере­сы; у
    другого больше власти; полагают, что
    другой человек может извлечь из этой
    ситуации полезный урок; могут добиться
    цели обходным путем.
    Приспособление,
    сглаживание конфликта может быть
    разумной такти­кой, если спор по поводу
    незначительных разногласий может
    испортить взаимоотношения.
    Бывают случаи, когда конфликты сами
    разрешаются за счет
    того, что люди продолжают поддерживать
    дружеские отношения. Но в ситуации
    серьезного конфликта, стратегия
    приспособления мешает разреше­нию
    спорного вопроса, так как не разрешает
    ситуацию и не дает партнеру уз­нать
    подлинную причину вашего недовольства.
    Этот
    стиль лучше использовать тогда, когда
    Вы чувствуете, что, немно­го уступая,
    Вы теряете мало. Если Вы считаете, что
    уступаете в чем-то важ­ном
    для себя и чувствуете в связи с этим
    неудовлетворенность, то в этом случае
    стратегия приспособления неприемлема.
    Она также не подходит, если Вы видите,
    что другой человек не оценит сделанного
    Вами и не собирается в свою очередь
    поступиться чем-то.
    Стратегия
    приспособления немного напоминает
    уход, поскольку может быть
    использована для отсрочки и разрешения
    проблемы. Основное отличие в
    том, что Вы действуете вместе с другим
    человеком, участвуете в ситуации и
    соглашаетесь делать то, что хочет другой.
    Когда
    же Вы выбираете стратегию избегания,
    Вы не делаете ничего для удовлетворения
    интересов другого человека. Вы просто
    отталкиваете от себя проблему,
    уходите от нее.
    Соперничество
    или конкуренция

    отличается сильной личной вовле­чённостью
    в борьбу, активизацией всех Ваших
    потенциальных возможностей при
    игнорировании интересов оппонента.
    Основной
    принцип этой стратегии: « Чтобы я выиграл,
    ты должен про­играть”.
    Соперничество
    проявляется тем, что Вы или Ваш партнер
    стремитесь во что
    бы то ни стало доказать свою правоту,
    прибегаете к давлению на сопер­ника,
    стараетесь переубедить его, перекричать,
    применить физическую силу, требуете
    безоговорочного согласия и послушания.
    Причины
    выбора человеком этой стратегии могут
    быть самыми разны­ми:
    потребность защитить свои интересы:
    жизнь, семью, благополучие, имидж
    и т.п.; желание установить приоритет в
    коллективе; стремление к ли­дерству;
    недоверие к людям вообще, в том числе к
    оппонентам; эгоцентризм, неумение
    взглянуть на проблему с другой точки
    зрения; критическая ситуа­ция,
    которая требует немедленного решения.
    Эта
    стратегия оправдана, если Вы берете
    контроль в свои руки для того, чтобы
    оградить людей от насилия или опрометчивых
    поступков. Это может быть
    эффективным, когда Вы обладаете
    определенной властью и знаете, что ваше
    решение в данной ситуации наиболее
    правильно и Вы имеете возмож­ность
    настаивать на нём.
    Когда
    Вы используете такой подход, Ваша
    популярность может упасть, но
    Вы завоюете сторонников, если быстро
    получите положительный резуль­тат.
    Однако, эта стратегия редко приносит
    долгосрочные результаты – про­игравшая
    сторона может не поддержать решение,
    принятое вопреки ее воле.
    Компромисс

    это разрешение конфликтной ситуации
    путём взаимных уступок.
    Каждая из сторон снижает уровень своих
    притязаний. Оба оппонен­та
    с самого начала ищут справедливого
    исхода конфликтной ситуации. При­чинами
    выбора компромиссного решения обычно
    являются: стремление хотя бы
    к частичному выигрышу; признание
    ценностей и интересов других лю­дей,
    как и своих собственных, желание быть
    объективным; когда переговоры зашли
    в тупик, и компромисс – единственный
    выход.
    Выбор
    стратегии компромисса может оказаться
    полезным в ситуации, когда
    обе стороны обладают одинаковой властью
    и имеют взаимоисклю­чающие
    интересы. Компромисс бывает иногда
    последней возможностью прийти
    к какому-то решению, которое позволит
    Вам сохранить взаимоотно­шения
    и получить хоть что-то.
    Такой
    подход подразумевает, что каждый участник
    чего-то добился. Но если
    компромисс был достигнут без тщательного
    анализа других возможных вариантов
    решения или на недостаточно равноправных
    условиях, он будет не самым
    оптимальным исходом переговоров. Ни
    одна сторона не будет при­держиваться
    решения, которое не удовлетворяет ее
    нужд.
    Сотрудничество
    это
    стратегия поведения, при которой на
    первое ме­сто
    ставится не решение конкретной конфликтной
    ситуации, а удовлетворе­ние
    интересов всех её участников.
    Стратегия
    сотрудничества будет наиболее эффективной,
    если: решение проблемы
    очень важно для обеих сторон, и никто
    не хочет полностью от него отстраниться;
    конфликтующие стороны имеют длительные
    и взаимозавися-щие отношения; есть время
    поработать над возникшей проблемой;
    стороны способны
    изложить суть своих интересов и выслушать
    друг друга; участники конфликта
    обладают равной властью или хотят
    игнорировать разницу в по­ложении
    для того, чтобы на равных искать решение
    проблемы.
    Целью
    сотрудничества является выработка
    долгосрочного взаимовыгод­ного
    решения. Иногда внешне сотрудничество
    напоминает компромисс или приспособление.
    Это происходит, когда в результате
    обсуждения Вы изме­няете первоначальную
    позицию и частично или полностью
    уступаете парт­неру.
    Это происходит не потому, что он оказался
    сильнее Вас или более прав, а
    потому, что Вы нашли другое, более
    оптимальное для Вас решение своих
    проблем.
    Сотрудничество
    не всегда приводит к успеху, но если Вы
    начнете реше­ние
    конфликтной ситуации таким способом,
    то скорее всего, достигните большего.
    КАКАЯ ЖЕ ПОЗИЦИЯ
    НАИБОЛЕЕ КОНСТРУКТИВНА?

    Легче
    разрешить конфликтную ситуацию, чем
    конфликт. Если Вы нача­ли
    действовать конструктивно до того, как
    разгорелись эмоции, а истинные противоречия
    скрылись за личными оскорблениями или
    прошлыми обидами – конфликта можно
    избежать.
    Чтобы
    выбрать наиболее эффективную стратегию
    поведения, можно оценить
    плюсы и минусы каждой стратегии в данном
    конкретном случае.
    Пример:
    Вы идете по коридору отделения и слышите
    во время «тихого часа»
    шумный разговор в одной из палат. Затянув
    в нее, Вы обнаруживаете, что
    они азартно играют в карты. Ваши действия?
    Можно просто уйти,
    попросив быть чуточку потише. Конфликта
    не воз­никает, если не произойдет
    каких-либо негативных последствий.
    Выбрав
    стратегию приспособления, Вы можете
    присоединиться к паци­ентам в палате,
    посидеть и посмотреть на их игру, помочь
    им с чайком, поси­деть
    и послушать. Это поможет налаживанию
    более теплых, уверительных отношений,
    поможет Вам больше узнать о своих
    пациентах. Но: более близ­кие
    отношения могут повредить Вашему
    авторитету, могут повлечь за собой
    последующие
    нарушения дисциплины, а также этот
    поступок может быть не­гативно оценен
    Вашими коллегами.
    Запретив
    же пациентам игру в карты, нарушающую
    больничный режим, Вы
    вступаете в соперничество со своими
    пациентами. Вы заботитесь о здо­ровье
    пациентов, обеспечиваете отдых соседям
    по палате. Вы подтвердите свой
    статус и избежите повторения нарушения
    дисциплины. Но, возможно, появится
    напряженность в отношениях, а нарушения
    будут продолжаться, только
    скрывать их будут тщательнее, а значит,
    сложнее будет проконтроли­ровать
    их. Компромиссом будет договор с
    пациентами, при котором Вы ог­раничите
    время их “игры”, а также проследите
    за тем, чтобы не было нару­шения
    режима питания, процедур и т.п. Взамен
    Вы уделите им немного сво­его
    времени, помогая почувствовать, что
    болезнь не должна нарушать привычную
    жизнь.
    Если
    Вы выберете путь сотрудничества, то,
    немного пообщавшись с иг­рающими
    в палате, Вы объясните свою позицию
    медсестры и свое отноше­ние
    к карточной игре во время “тихого
    часа”. Высказав свои пожелания и
    опасения,
    Вы спросите их предложения по поводу
    выхода из этой ситуации и совместно
    выберете самые подходящие.
    Как
    творчески (бесконфликтно) реагировать
    на замечания пациен-
    тов?
    1. Метод
    «Да

    но»
    Выявление
    односторонности доводов оппонента.
    2. Метод
    «кусков»

    Расчленение
    высказываний оппонента таким образом,
    чтобы были явно различимы
    части верные и ошибочные.
    3. Метод
    «бумеранга»
    Использование
    «оружия» оппонента.
    4. Метод
    «выведения»

    Постепенное
    объективное изменение существа дела.
    5. Метод
    Сократа

    Сущность в том,
    чтобы в ходе рассуждений не дать
    собеседнику сказать «нет» и побудить
    его все время говорить «да».
    6. Ссылка
    на авторитет

    Умение своевременно
    защититься посредством обращения к
    чужому ав­торитетному опыту и
    высказываниям.
    7. «Сжатие»
    нескольких замечаний

    Ответ
    одной фразой сразу на несколько замечаний.
    Иногда ответ может выходить
    за пределы реальной ситуации, в которой
    было сделано замечание.
    8. Психологическая
    пауза

    Откладывание
    ответа на более благоприятное время,
    если он не может быть
    ни опровергнут (аргумент), ни принят.
    9. Открытость
    высказывания

    10. Метод
    видимой поддержки

    После
    высказывания оппонента приводите новые
    доказательства в поль­зу
    его решения, а потом – свое решение и
    доводы в пользу своего решения, которые
    опровергают все, сказанное оппонентом.
    Метод апелляции
    к сочувствию

    Позитивное
    мышление как умение мыслить категориями
    успеха

    Перефразирование
    Повторение и
    одновременное смягчение замечаний, на
    которые мы мо­жем дать ответ.
    14. Метод
    «эластичной обороны»

    Надо
    дать выговориться собеседнику, не
    перебивать и не отвечать на замечания,
    чтобы он еще раз вернулся к своим
    замечаниям.
    Техника анекдота
    Попались
    на анекдот – смейтесь громче всех и
    дольше всех на одну се­кунду.
    Затем повторите всю аргументацию.
    Примеры:
    «Я
    тоже представляю себе все то, что Вы
    перечислили как недостатки,
    но
    Вы забыли упомянуть о ряде преимуществ
    лечения в стационаре» “.
    «Это
    верно; а об этом существуют различные
    точки зрения; а вот это,
    на
    мой взгляд , является ошибочным.»
    «Вы
    тратите слишком много времени, чтобы
    доказать мне это» –
    «Это
    оттого, что Вы делаете слишком много
    замечаний (задаете много
    интересных
    вопросов).
    Вносить
    коррективы так, чтобы они были восприняты,
    как свои, собст­
    венные.
    5.
    Обращаться к пациенту, предварительно
    выяснив для себя, что все от­веты
    на вопросы могут быть только положительными:
    Вас зовут Олег
    Николаевич ? – ДА
    А фамилия ваша
    Иванов ? -‘ДА
    А Вы уже позавтракали
    ? -ДА ( выяснено предварительно,
    что
    пациент действительно завтракал)
    Итак, Вы поступили
    к нам 2 дня назад на «скорой». Да? -ДА
    Сегодня на обходе
    у Вас уже был доктор ДА? – ДА
    Вы поступили с
    жалобами на боль в груди Да? – ДА
    ЭКГ уже сделали
    да ? – ДА
    Нет
    лучшего авторитета для собеседника,
    чем он сам. «Да Вы и сами
    говорили»
    или «Такой ученый еще тогда-то сказал
    то-то»…
    «
    Спасибо. Вы были вежливы». При этом
    очень важно избежать из­
    девки
    в своем голосе.
    «Позвольте
    вернуться к этому интересному вопросу
    позднее. В даль­
    нейших наших беседах
    мы снова коснемся с Вами этой проблемы,
    и я поста­
    раюсь
    дать ответ на Ваш вопрос».
    «Меня поражает
    ваша осведомленность» или « Ваш вопрос
    пугает».
    Пациент
    «У меня болит сердце. Я плохо сплю. Я
    очень беспокоюсь».
    Мне,
    наверное, уже не выздороветь» – « Да, с
    сердцем шутить нельзя. Пло­
    хой сон
    тоже может быть причиной беспокойства.
    Я понимаю Ваше беспо­
    койство.
    Но, во-первых, Вы не курите, у Вас нет
    сахарного диабета, давление
    у
    Вас нормальное. Вы заболели недавно,
    стало быть, болезнь еще не запуще­
    на
    и органические изменения пока, наверное,
    невелики. Значит вполне мож­
    но
    рассчитывать на хорошие результаты,
    если будете аккуратно лечиться».
    11.«Ты же все знаешь».
    «Ты же специалист, помоги мне».
    12.«Спасибо
    за замечание! Ваша критика помогла мне
    своевременно увидеть
    свои недостатки. Это безусловно, поможет
    мне в будущем сделать мою
    точку зрения более убедительной»…
    «Вы
    неряшливы!» «Как я Вас поняла, я не всегда
    бываю аккуратна. Не всегда хватает
    времени, а в результате – неряшливость».
    13.«Я
    слышу, что Вам нужно позвонить, и хочу,
    чтобы Вы вовремя при­шли
    на процедуру»
    14.«Прекрасный
    анекдот, который только сближает наши
    позиции».

  3. YRAVUR Ответить

    Разделы:
    Классное руководство, Школьная психологическая служба
    Цель: ознакомление учащихся с понятием
    “конфликт”, с различными стилями реагирования в
    конфликтных ситуациях.

    Задачи:

    формирование представления о сущности
    конфликтов, о естественности их возникновения в
    повседневной жизни;
    помочь осознать собственную стратегию
    поведения в конфликтных ситуациях;
    формирование навыков конструктивного решения
    конфликтных ситуаций.

    1. Введение
    Беседа “Поговорим о конфликтах”

    Какие причины возникновения конфликта?
    Всегда ли конфликт – это плохо?
    Можно ли жить без конфликтов?
    В чем отличия понятий “спор” и “конфликт”?
    Найдите доказательства или опровергните
    убеждение “В споре рождается истина”.
    Какие способы решения конфликта вы знаете?
    Невозможно представить себе жизнь любого
    человека без конфликтов, свободную от каких-либо
    серьезных переживаний, разногласий,
    недопониманий. Конфликт – это столкновения,
    серьезные разногласия, во время которых человека
    обуревают неприятные чувства или переживания.
    Конфликты неизбежны, они появляются при любых
    жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на
    протяжении всей жизни.
    Конфликт в отличие от спора имеет более
    обостренное, часто до предела обостренной
    противоречие.
    Спор – словесное состязание, обсуждение
    чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое
    мнение.
    Необходимо выбрать определенную стратегию
    поведения в конфликте, которая бы отражала Ваше
    отношение к данной ситуации. Таким образом, надо
    ответить на свой же поставленный вопрос: “Как
    конфликт может повлиять на мое течение жизни?
    Если я буду участвовать в нем, я что-то получу или,
    наоборот, потеряю?” Только поэтапно ответив на
    эти вопросы, поразмыслив, Вы можете сделать
    выбор, от которого зависит, будет ли конфликт
    продолжительным и обременительным или он так же
    быстро закончится, как и начнется.

    2. Упражнение “Два барана”

    Цель: выявить ведущую стратегию поведения в
    конфликте
    Перед выполнением упражнения на полу
    раскладываются листы А4 формирую узкую дорожку.
    Выбираются двое учащихся, которые становятся по
    разные стороны дорожки, друг напротив друга
    Инструкция учащимся: “Представьте, что вы
    стоите на разных берегах и вам нужно перейти по
    мосту на другую сторону. Вы одновременно
    начинаете движение”.
    Учащиеся решают конфликт как им перейти на
    середине моста. По итогам делаются выводы о
    стратегии.

    3
    . Стратегии поведения в конфликте.
    В конфликте каждый участник оценивает и
    сравнивает свои собственные интересы и интересы
    оппонента, анализируя ответы на следующие
    вопросы: что я могу выиграть, а что потерять,
    так ли важен предмет спора моему противнику.
    Базируясь на своих ответах, он отдаст
    предпочтение той или иной стратегии поведения
    (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или
    принуждение). Часто отражение этих интересов
    происходит на подсознательном уровне, и тогда
    поведение в конфликтном взаимодействии очень
    эмоционально и непредсказуемо.
    Важное место в оценке моделей и стратегий
    поведения личности в конфликте занимает
    значимость для нее межличностных отношений с
    противоборствующей стороной. Если для одного
    соперника межличностные отношения с другим
    соперником (дружба, партнерство, любовь и т.д.)
    безразличны, то его поведение в конфликте будет
    отличаться деструктивным содержанием или
    крайними позициями в стратегии (принуждение,
    борьба, соперничество). И наоборот, если субъект
    ставит превыше всего межличностные отношения,
    то, как правило, это является существенной
    причиной конструктивного поведения в конфликте
    или направленности на компромисс,
    сотрудничество, уход или уступку.
    Одна из типологий рассматривает стратегии
    взаимодействия как двумерную модель:
    ориентация на собственные
    интересы, их удовлетворение

    ориентация на интересы
    другого человека, оказание помощи в
    их удовлетворении

    Выделяют пять основных стратегий
    взаимодействия в конфликте в процессе его
    разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от
    конкретной ситуации.
    1. Соперничество — ориентация на свои
    интересы, получение результата только для себя.
    Интересы другого человека, общение с ним
    игнорируются, абсолютно не учитываются. Это
    активный индивидуальный тип поведения.
    Соперничество может приводить к доминированию, к
    выигрышу, победе одного участника конфликта над
    другим. В то же время в нем проявляется
    естественная потребность человека отстаивать
    свои интересы, позицию, точку зрения.
    2. Сотрудничество — одновременная
    направленность на удовлетворение интересов
    другой стороны и своих собственных. При этом для
    участника конфликта одинаково значимы
    достижение результата, сохранение и укрепление
    взаимоотношений. Сотрудничество протекает в
    форме активной совместной деятельности, а любое
    предложение по разрешению конфликта
    предполагает интеграцию интересов всех
    возможных участников. Интересы одной стороны не
    могут быть удовлетворены без удовлетворения
    нужд другой. В ситуации сотрудничества обе
    стороны остаются в двойном выигрыше:
    удовлетворяют интересы и развивают
    взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от
    остальных, требует больше временных затрат, так
    как необходимо изучить внутренние позиции всех
    участников, а затем последовательно их обсудить.
    Сложность заключается в том, что трудно выявить
    истинные потребности и выработать альтернативы,
    устраивающие все стороны.
    Сотрудничество является адекватным типом
    поведения тогда, когда решение проблемы важно
    для всех сторон, а конфликт для его участников
    всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях,
    стороны исходят из того, что впереди предстоит
    работа над долгим проектом и т. п. (Пример,
    когда в споре действительно рождается истина, а
    не ссора.)
    3. Компромисс — половинчатая
    стратегия. Частичный отказ от собственных
    интересов позволяет также частично
    удовлетворить их. Компромисс затрагивает более
    поверхностные уровни, чем сотрудничество,
    поскольку обсуждаются в основном внешние
    позиции, без выявления глубинных нужд и
    интересов. Часто решение принимается исходя из
    приемлемости варианта для обеих сторон,
    поскольку полное удовлетворение интересов
    невозможно. Этот тип поведения предполагает
    равноценное применение индивидуальных и
    совместных, активных и пассивных действий.
    Чаще всего компромисс продуктивен тогда, когда
    обе стороны имеют противоположные интересы и им
    надо быстро принять решение или их устраивает
    временное соглашение.
    4. Избегание как стратегия поведения
    демонстрирует уход от удовлетворения
    собственных интересов, что не позволяет другому
    участнику удовлетворить свои интересы. При этом
    участник отказывается как от достижения
    результата, так и от продолжения
    взаимоотношений. Таким образом, избегание
    является индивидуальной пассивной стратегией.
    Это просто временный или постоянный выход за
    рамки конфликта, но может приводить к тому, что
    ответственность за дальнейшие действия
    автоматически перекладывается на другую
    сторону.
    5. Приспособление — это прежде всего
    отказ от собственных интересов в пользу
    удовлетворения интересов другого человека.
    Здесь результатом взаимодействия является не
    достижение реальной цели, а сохранение
    взаимоотношений, которые имеют значительно
    большую ценность для участника конфликта,
    избравшего приспособление. Действия этого типа
    поведения оцениваются как совместные пассивные.
    Человек действует совместно с другим человеком,
    соглашаясь выполнять его требования.
    Приспособление целесообразно в тех случаях,
    когда проблема для одного участника конфликта
    незначима или его доминирующей потребностью
    является сохранение мира и дружеских отношений,
    а для другого исход конфликта намного важнее.
    Общемировые тенденции гуманизации общества,
    управления производством, образованием
    свидетельствуют о том, что особую ценность
    приобретает готовность сотрудничать с
    окружающими, налаживать совместную
    деятельность, находить компромиссы.

    4. Беседа “Правила поведения в конфликтных
    ситуациях”
    Что мешает вам или другим людям разрешать
    конфликты с пользой для обеих сторон?
    Как можно разрешить конфликт, не ущемляя права и
    чувств достоинства всех людей, задействованных
    конфликте?
    С какой целью создаются правила поведения?
    Какие правила решения житейских конфликтов
    существуют в вашей семье?


    5. Решение конфликтов ситуаций

    Учащиеся составляют способы решения
    конфликтов.
    Ведущий предлагает участникам ознакомиться с
    “Беспроигрышным методом решения конфликтов”
    Выясните как можно точнее, в чем именно дело,
    какова причина разногласий.
    Постарайтесь найти как можно больше вариантов
    решения конфликта.
    Дайте оценку всем вариантам и выберете тот, что
    наиболее соответствует интересам всех
    конфликтующих сторон, договоритесь действовать
    в соответствии с ними.
    Обязательно следуйте достигнутым
    договоренностям.
    Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут
    не так, как вы хотели

    7. Заключительная часть

    – Какие качества помогают легко решать
    возникающие конфликты? (Учащиеся составляют
    список)
    Возможные варианты ответа:
    Умение слушать собеседника.
    Умение воспринимать критику.
    Уважение.
    Тактичность.
    Самоконтроль.
    Отзывчивость.

    Мини-сценки “Решение конфликтов”

    Для выполнения упражнения группу необходимо
    разделить на подгруппы по 3-4 человека.
    Инструкция для учащихся: “Каждая команда
    сейчас должна привести пример одного из типичных
    житейских конфликтов и разыграть сценку, в
    которой этот конфликт будет решаться на основе
    “Беспроигрышным методом решения конфликтов””.
    Примеры могут быть такими:
    – Твой брат играет за компьютером уже второй
    час, а тебе срочно нужно сделать доклад по
    предмету.
    – На контрольной работе сосед по парте просит
    тебя решить ему контрольную работу, но ты сам не
    успеваешь по времени решить все задание своей
    работы.
    – Сегодня твоя очередь убирать в классе, а ты
    очень спешишь на занятия в спортивной секции, но
    классный руководитель настаивает на том, чтобы
    ты задержался.

    8. Подведение итогов

    Презентация
    4.02.2015

  4. PeaceDeath Ответить

    Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстоятельств оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители – 71% и 46% соответственно. Иногда конфликт начинается с кооперативного поведения, однако в случае неудачи начинается соперничество, что может оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит возвращение к сотрудничеству, которое ведет к успешному разрешению конфликта.
    Соперничество – наиболее часто применяемая стратегия. Оппоненты пытаются добиваться своих целей таким образом в более чем 90% конфликтов. Да это и понятно. Собственно, конфликт и состоит в противоборстве, подавлении соперника. Поэтому лицо или группа идут на конфликт, поскольку другими способами договориться с оппонентом не удается.
    В период открытого развития конфликта используйте именно эту стратегию, особенно в ходе его эскалации. В перед конфликтный ситуации и в период завершения конфликта расширяется спектр средств воздействия на оппонента. Однако в целом такие стратегии, как компромисс, избегание и приспособления, используемые в несколько раз реже, чем соперничество, сотрудничество (только в 2-3% ситуаций).
    В случае невозможности предотвращения конфликта возникает задача его регулирование, т. е. управление его ходом с целью наиболее оптимального разрешения противоречий.
    Грамотное управление ходом конфликтных взаимодействий предусматривает выбор стратегии такого поведения, которое будет использоваться для завершения конфликта.
    Выделяют три основные стратегии, которые используются в управлении конфликтом:
    – стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает. Такая стратегия редко имеет длительный эффект, потому что побежден, скорее всего, спрячет свой образ и не поддержит принятое решение. В результате через некоторое время конфликт может разгореться снова. В отдельных случаях, когда лицо, наделенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия, использование этой стратегии является целесообразным;
    – стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Проигрыш может быть и частичным. В этом случае стороны действуют в соответствии с поговорки: «Половина лучше, чем ничего»;
    – стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников. Австралийские специалисты в области конфликтологии Х. Корнелиус и Ш. Фэйр детально разработали технологию разрешения конфликтов с помощью стратегии «выиграть – выиграть» и определили четыре этапа ее использования. На первом этапе следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, на втором – определить, компенсируются различия в каком-либо аспекте, на третьем нужно разработать новые варианты решений, наиболее устраивающие обе стороны, и на последнем этапе при условии сотрудничества сторон вместе решить проблемы конфликта.
    Использование стратегии «выиграть-выиграть» возможно только в том случае, если участники признают ценности друг друга как свои собственные, уважительно относятся друг к другу, если они видят в первую очередь проблему, а не личные недостатки оппонентов.
    Стратегия «выиграть-выиграть» превращает участников конфликта на партнеров. Преимуществом этой стратегии является то, что она вполне этическая и одновременно эффективная.
    Помимо трех описанных выше основных стратегий, выделяют и дополнительную стратегию, когда человек сознательно соглашается на уступки или на проигрыш, т. е. выбирает позицию жертвы. Этот вариант поведения возможен в отношениях с людьми, которые для участника конфликта дорогие и которым не хочет причинить боль своим выигрышем.

  5. Юлия Ответить

    Первый – это сотрудничество. Я считаю, что он самый лучший. Второй – это компромисс. Третий – это приспособление. А четвертый – это избегание.
    1. Четкая формулировка требований.  Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы. 2. Использование координирующих механизмов.  Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к “третейскому судье” – их общему начальнику (об этом методе мы чуть ниже поговорим подробнее). В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений. 3. Становление общих целей, формирование общих ценностей.  Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы “Макдональдс” считают главной целью своего нелегкого труда – вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества). Осознание этой “социальной миссии” сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. К сожалению, мы пока еще не можем привести аналогичный пример из практики отечественных организаций.

  6. Line Ответить

    Наверное, на всей планете невозможно встретить ни одного человека, который бы ни разу ни с кем не поссорился. Каждому свойственно свое поведение в конфликтной ситуации, однако при всем великом многообразии эти модели легко поддаются классификации и оценке: одни наиболее эффективны и приводят к примирению, а другие способны разжечь самую настоящую войну.
    Именно от поведения личности в конфликтной ситуации зависит, способны ли конфликты разрушить отношения или напротив, привнесут в них новую степень взаимопонимания. Важно осознать свое типичное поведение в конфликтной ситуации и уметь трансформировать его в другое по ходу ситуации.
    Существует классификация способов поведения в конфликтной ситуации:
    Соревнование (попытка удовлетворить свои интересы в ущерб другому). Эта стратегия поведения людей в конфликтной ситуации ведет к тому, что человек временно удерживает верх, но недолго, и к длительным отношениям такой подход не применим, т.к. ведет к разрушению отношений.
    Приспособление (стремление поступиться своими интересами в угоду другому). Это допустимо только в том случае, если предмет спора на самом деле не является важным для участника конфликта. Уступившая против своей воли сторона сохранит обиду, потеряет уважение ко второму участнику конфликта.
    Избегание (попытка отложить решение на другое время). Эта стратегия поведения в конфликтных ситуациях работает позитивно только в тех случаях, когда предмет конфликта не слишком важен, или в том случае, когда с нет длительных отношений со второй конфликтующей стороной. В долгосрочных отношениях стратегия неприменима, т.к. заставляет накапливать негатив и ведет к взрыву эмоций.
    Компромисс (частичное удовлетворение интересов каждой из сторон). Не смотря на всю привлекательность, компромисс – это лишь промежуточный этап разрешения конфликта, который позволяет снизить накал до отыскания решения, которое полностью устроит всех.
    Сотрудничество (попытка решить конфликт так, чтобы в выигрыше остались все). Это, пожалуй, самая продуктивная позиция, но вместе с тем на практике добиться этого достаточно сложно. Однако для длительных отношений именно этот вариант является оптимальным.
    В любом случае, не забывайте об этике поведения в конфликтных ситуациях: не переходите на личности, не повышайте голос, не «припоминайте» прошлое, не обвиняйте вторую сторону. Чем спокойнее проходит беседа, тем проще найти общее решение.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *