Какие типы речи есть в русском языке?

11 ответов на вопрос “Какие типы речи есть в русском языке?”

  1. Deja vu Ответить

    Стиль речи
    Особенности
    Назначение и функция
    Сфера употребления
    Научный
    Логичность, системность, объективность, стремление к обобщению научного опыта.
    Передача научной информации, знаний, относящихся к определенной области. Реализация функции сообщения.
    Наука, техника, производство, учебная деятельность.
    Официально-деловой
    Точность, шаблонность, объективность, отсутствие эмоционально окрашенных слов.
    Обслуживание официально-деловых отношений. Реализация функции сообщения.
    Сфера официально-деловых отношений: документы, официальные бумаги, язык деловых совещаний и выступлений.
    Публицистический
    Эмоциональность, простота, ясность, оценочность.
    Информирование и воздействие. Реализация функций сообщения и воздействия.
    Сфера общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.
    Художественный
    Эмоциональность, образность, использование изобразительно-выразительных средств.
    Создание произведений, оказывающих эстетическое воздействие.
    Реализация воздействующей функции.
    Художественная литература.
    Разговорный
    Спонтанность, непринужденность, эмоциональность, оценочность, диалогичность, использование невербальных средств общения.
    Повседневное общение. Реализация функции общения.
    Неофициальные отношения между людьми.

  2. Gholar Ответить

    Художественный стиль:

    Публицистический стиль:

    Деловой стиль используется, чтобы точно передавать деловую информацию. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Область применения разговорного стиля – общение в неофициальной обстановке.
    Научный стиль речи — стиль, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, строгий отбор языковых средств, монологический характер. Характеризуется логичностью, последовательностью и ясностью.
    Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.
    Почему нет остальных? К тексту, помимо задания А29, относятся такие, как В8 (определение изобразительно-выразительных средств) и С1 (написание сочинения-рассуждения).
    Подумай, как можно говорить о достоинствах разговорного стиля или написать сочинение по тексту научного или официально-делового стиля?!
    Поэтому 5-ege.ru остановился именно на вопросе о том, как различить текст художественного и публицистического стилей (картинки выше).
    https://5-ege.ru/stili-i-tipy-rechi/

    Типы речи

    описание
    повествование
    рассуждение
    это словесное изображение кого-либо или чего-либо
    это рассказ о событиях
    это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли
    Вспомни, как ты описываешь фотографию или картину.
    Вспомни, как ты пересказываешь фильм или сюжет книги
    Вспомни, как ты строишь речь, когда пытаешься кого-либо убедить в своей точке зрения.
    ОПИСАНИЕ= ПРИЗНАК1+ПРИЗНАК2+ПРИЗНАК3
    ПОВЕСТВОВАНИЕ= СОБЫТИЕ1+ СОБЫТИЕ2+ СОБЫТИЕ3
    РАССУЖДЕНИЕ= СУЖДЕНИЕ1+ СУЖДЕНИЕ2+ СУЖДЕНИЕ3
    Разбор задания.
    Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
    1) описание
    2) повествование и рассуждение
    3) повествование и описание
    4) повествование
    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
    Рассуждаем так. С первого по третье предложения излагаются события в хронологической последовательности. Значит, перед нами – повествование. А в предложениях 4-5 представлен портрет отца, то есть это описание.
    Таким образом, правильным является вариант №3.
    Рекомендуем:
    Лексические нормы (употребление слова), паронимы
    Морфологический анализ слова, примеры
    Приставки в русском языке
    Способы словообразования слов в русском языке с примерами
    Типы подчинительной связи в словосочетаниях

  3. / смотри и завидуй. ©/ Ответить

    Со школьного курса известно, что в зависимости от манеры изложения и содержания речь можно разделить на 3 типа: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип имеет свои особенности.
    Повествование
    К повествованию следует отнести рассказ о каком-либо действии, что происходит в данный момент или охватывает определенный временной промежуток. В повествовании отображены статичные картины, передаются их детали, приводятся рассуждения относительно предмета мысли. Все повествования имеют начало (завязку), развитие и кульминацию события (развязку). Повествование может вестись от лица автора либо от третьего лица. Повествование как тип речи широко используется в воспоминаниях, письмах. Это основная часть эпических произведений.
    Описание
    Описание — это подробное изображение какого-либо явления, предмета, личности путем максимального перечисления и раскрытия его качеств. Цель описания ? усиление восприятия и воображения читателей, лучшее представление ими объекта. Те или иные качества, явления описываются такими, какими их увидел автор в данный момент.
    Описание может встречаться в разных стилях речи. При выполнении описания в научном стиле, например, какого-то вида растения дается очень детальная характеристика, приводятся отличительные черты этого растения по сравнению с близкими ему видами. В этом случае при выполнении описания используются существительные и прилагательные. В художественном стиле при описании природы, красивой женщины, знаменательного исторического события автор передает свои ощущения и эмоции, используя сравнения, гиперболы. При описании сражения автор часто останавливается на каких-то деталях, чтобы передать масштабы, значение битвы, дух воинов.
    Рассуждение
    Рассуждение — это изложение фактов, чтобы доказать правильность хода мыслей, убеждений. Его цель — убедить адресата в чем-либо. Рассуждение строится в такой последовательности: гипотеза, аргументы, заключение. Гипотеза — факт, который необходимо доказать или опровергнуть. Для достижения этой цели приводятся доводы, аргументы. При этом часто используются такими вспомогательными словами, как: во-первых, во-вторых, итак, следовательно. На основании приведенных аргументов и делается вывод о правильности той или иной гипотезы.

  4. Perilore Ответить

    Оснащение урока: таблицы 1, 2, 3, 4, распечатанные тексты.

    I. Организационный момент.

    Учитель психологически настраивает класс, просит сформулировать цели урока
    а) Лингвистическая разминка.
    1 ряд
    2 ряд
    3 ряд
    Дети на каждую букву придумывают словарное слово:
    аллея
    ноктюрн
    телефон
    интерес и т. д.
    т ….
    е ….
    з ….
    а ….
    «Свяжи слова»
    Дети должны логически связать в предложении два слова, совершенно разных по смыслу:
    Космонавт
    – огород
    Лужа – компьютер
    Космонавт с орбиты увидел свой необыкновенный огород, сплошь покрытый яркими подсолнухами.
    Подобрать эпитеты к словам:
    Лес (волшебный)
    Небо (свинцовое)
    Река ….
    Болото ….
    Воздух ….
    б) [дети работают 3 минуты, затем проверяем с классом].

    II. Повторение

    1) Итак, ребята, вы ранее уже знакомились с типами речи, сегодня мы повторим и углубим полученные сведения.
    Таблица 1
    (1 минута на обдумывание и запоминание, взаимоопрос в парах)
    Тип речи
    Отвечает на вопрос
    Описание
    Каков? Какой предмет?
    Повествование
    Что? Где? Когда? С кем произошло?
    Рассуждение
    Почему автор утверждает что-то?
    Таблица 2
    Подчеркните ключевые слова

    2) Практическая работа
    Текст записан на доске. Орфографическое чтение.
    Осень. Светит грустное солнце. На стройных березках еще дрожат желтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Земля покрыта разноцветным ковром. Тонкие паутинки блестят на солнце.
    – какой это тип речи? Почему?
    [Описание. Обратите внимание на детали – это не подробности (микротемы), с помощью которых организуется описание предмета. Ключевые слова – детали – помогут нам передать единство темы при изложении и организовать композицию пересказа.]
    выделите в тексте ключевые слова – детали;
    найдите языковые изобразительные средства;
    написать текст по памяти.

    III. Кто может ответить на вопрос: чем отличается повествование от описания?

    [К тексту-описанию можно нарисовать только одну картинку, к тексту повествованию ­несколько, т. к. он содержит рассказ о последовательно совершающихся событиях].
    Таблица 3
    Анализ таблицы

    Повествовательный тип речи используется во многих жанрах литературы: в описании путешествий, исторических событиях, в мемуарах, письмах и т. д. Но главный жанр литературы, для которого характерен повествовательный тип речи, – это рассказ.
    Главная мысль рассказа выражается через поступки героя, их оценку автором.
    Практическая работа в форме игры «Сочиняем детектив»
    Рассказ по цепочке. Учитель начинает повествование с вступления.
    – На деревню опустилась мертвая ночь. Легкий ветерок приводил в движение макушки деревьев. Круглая огромная луна как будто подмигивала и скептически ухмылялась. Вдруг что-то загромыхало … [продолжают дети].
    Большой оранжевый шар повис над лесом.
    Послышался крик птиц и треск сухих сучьев
    Несколько маленьких существ в коричневых костюмах стали спускаться на землю.
    В их руках были светящиеся коробочки…
    Вывод: Что же, на ваш взгляд, является главным в повествовании? [развитие действия, использование глаголов, обозначающих движение и т. д.]

    IV. Тип речи – рассуждение.

    Таблица 4.
    Анализ таблицы

    Закрепление в форме игры «Аргументы и факты»
    1) Учитель формулирует тезис, учащиеся приводят аргументы и факты.
    «Я здоровый человек» (назовите ключевое слово)
    а) делаю ежедневно зарядку;
    б) посещаю спортивную секцию;
    в) правильно питаюсь;
    г) у меня нет дурных привычек;
    д) не болею простудными заболеваниями.
    «В мире животных» – моя любимая передача
    а) узнаю много нового о жизни животных;
    б) ведущий интересно рассказывает;
    в) в программе всегда удивительные документальные сюжеты.
    [на последующих уроках развития речи анализируются связные тексты]
    2) Двое ребят работают у доски, приводят аргументы и факты к тезисам:
    «Литература (или другой) – мой любимый предмет».
    «Книга – мой лучший друг».
    3) В это время класс придумывает вступление на тему «Зима – прекрасное время года».
    [оно должно быть ярким, эмоциональным, отмечаться оригинальностью восприятия темы]
    Для этого они пользуются ранее записанным «Словариком настроений».
    Праздничное
    Торжественное
    Радостное
    Веселое
    Шутливое
    Смешное
    Светлое
    Прекрасное
    Сказочное
    Бодрое
    Приподнятое
    Мечтательное
    Задумчивое
    Таинственное
    Противоречивое
    Непонятное
    Сонное
    Ленивое
    Равнодушное
    Беспокойное
    Тревожное
    Печальное
    Грустное
    Хмурое
    Капризное и т. д.
    4) [Взаимопроверка, дети по желанию читают свои работы или рекомендуют работу напарника. Далее проверяем работавших у доски, делаем замечания, исправляем, уточняем]
    5) Обобщение.
    – какой тип речи, на ваш взгляд, является более сложным для использования в речи? Почему?
    Ответы детей:
    Я думаю, что рассуждение – наиболее сложный тип речи. Ученик должен обладать широким кругозором, умением логически мыслить, конкретно выражать свои мысли;
    В связном тексте сложнее найти тезис
    Мне трудно найти несколько аргументов

    V. Итоги урока. Задания на выбор.

    Ученики составляют по 2, 3, 4 вопроса по теме урока [в зависимости от уровня обучения]
    На доске спроецированы тексты, тип речи которых дети определяют самостоятельно.
    В тематическую тетрадь каждый выставляет оценку за урок. На следующем уроке защищают ее.
    Д/з: Написать мини-сочинение, самостоятельно выбрав тип речи на тему
    «Мой любимый наряд».
    «Зимнее утро»
    «Если бы я был директором … »
    Можно сформулировать тему по своему желанию.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *