Какие три вида оценивания существуют в современной школе?

11 ответов на вопрос “Какие три вида оценивания существуют в современной школе?”

  1. AlinGo Ответить

    Новые системы оценивания учащихся
    Пономарева Надежда Леонидовна, учитель истории и обществознания,
    МКОУ «Уралинская ООШ», с. Уралы, Большеуковского района, Омской области,
    В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций учащихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.
    Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда. Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания  отмечают все участники образовательного процесса: ученики, учителя, родители. Оценки являются неотъемлемой частью  учебного процесса.
    Существующая на сегодняшний день оценка знаний с помощью баллов, по мнению некоторых педагогов, имеет ряд преимуществ. Это наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.
    Однако, каждый учитель оценивает знания учащихся исходя из своих интуитивных  представлений. В школе не существует однозначных критериев оценки. Учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика. Постановка баллов портит отношения между учителем и учениками, создает почву для постоянных столкновений и обоюдного недоверия. Ученик привыкает видеть в учителе не источник знания, а в первую очередь контролера, который нередко ошибается и которого иногда удается обмануть. Баллы приносят вред и самому учителю. Они отвлекают его от основных обязанностей и превращают урок в скучное выспрашивание.[1]
    Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, – это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.[1]
    Как учесть и оценить качественное приращение каждого ученика? Безусловно, оценка качества должна заключаться не в оценке объема полученных знаний, а в оценке уровня сформированности комплекса компетентностей. При оценивании необходимо учитывать совокупность операционных действий: ЧТО достигнуто – результат, КАКИМ ОБРАЗОМ – постановка цели, планирование, использование источников, обработка информации, участие в диалоге; КАКОЙ продукт получен – его оригинальность, нестандартность, демонстрация личностной позиции.
    На всех этапах развития школы на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
    Предлагаются новые способы оценивания учащихся. Такие, например, как:
    Рейтинговая система
    Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.[11]
    Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:
    1) весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.
    2) по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.
    3) в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).
    На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.[11]
    Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
    Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
    Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
    Большую роль при работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из выше изложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащиеся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано – не сделано» или «сдано – не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.
    Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).[12]
    Итак, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.
    Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:
    – снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;
    – обучение становится личностно-ориентированным;
    – рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.
    Самооценка
    Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной и внеурочной деятельности. Воздействия учителей, воспитателей должны совпадать с собственными усилиями школьника в освоении учебной деятельности, с его активностью по “образовыванию” себя.
    Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения.
    Самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать.
    Прежде всего учащихся надо обучать предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований учителя. Ученику надо подсказать, что сделать это он может, задавая педагогу вопросы, уточняя у него условия задачи и исходные данные, а также проверяя готовность своего рабочего места, средств труда.
    На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи педагогу следует поощрять и “провоцировать” текущий (коррективный) самоконтроль учащихся.[] Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются слежение, сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, фиксация расходуемого времени, выбор адекватных средств достижения цели и способов решения учебной задачи и др.
    На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся следует нацеливать после выполнения определенного вида деятельности, после самостоятельной работы.
    Любой вид деятельности на уроке учитель может использовать для научения детей самоконтролю, самоанализу, самооценке.
    Поскольку способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, то третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в учебной работе планов.
    Планирование учения – сложный вид деятельности и вызывает у школьников определенные трудности. В сотрудничестве с учителем эти трудности могут быть преодолены, если ребят побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении разнообразных заданий.
    Необходимо подчеркивать важность плана в любом деле. Учитель объясняет ученикам, что составить план деятельности – это значит: во-первых, выделить главные моменты в том, что ты собираешься делать; во-вторых, наметить, в какой последовательности будешь их выполнять, то есть выделить этапы работы; в-третьих, решить, какими способами и приемами будешь пользоваться; в-четвертых, наметить, когда будет выполняться работа; сколько времени на нее будет затрачено, к какому сроку она должна быть сделана.
    Опыт показывает, что учащиеся успешнее справляются с планированием (а значит и самоконтролем) деятельности, если задана цель и выполняется работа прикладного характера. Практическая реализация плана, точное ему следование отождествляется, таким образом, с привитием навыков самоконтроля.
    Еще одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение школьников в разнообразные формы взаимопроверки. Взаимооценка –  важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
    Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.
    Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
    Необходимо помнить, что способности учащихся к самоконтролю и самооценке не могут развиваться независимо от остальных свойств и качеств личности, не могут быть не взаимосвязанными с другими компонентами личностной структуры. Эти способности прежде всего связаны с развитием интеллектуальной сферы и в целом умственных способностей, поскольку речь идет об осмыслении имеющейся информации о себе и других людях, “делании” умозаключения относительно себя и других людей. Кроме того, способности к самоконтролю и самооценке обуславливаются и развитием мотивационной сферы учащегося, так как опираются на потребность ребенка в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованность в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в учебной деятельности.
    Портфолио
    Из огромного разнообразия видов портфолио выделяются портфолио документов, а также портфолио работ.
    В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты, официально признанные на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад, документы об участии в грантах, об окончании музыкальных и художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования.
    «Портфолио работ» – это комплект различных исследовательских, проектных и других работ выпускника. Портфолио работ может включать:
    – проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
    -исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
    – техническое творчество: модели, макеты, приборы (практическое описание конкретной работы);
    – работа по искусству (даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках, театре, оркестре, хоре);
    – различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место её прохождения, продолжительность);
    – занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
    – участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях;
    Данный вид портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентирования на выбранный профиль обучения и другое. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере его предпрофильной подготовки.
    Не менее важен и следующий вид портфолио – «портфолио отзывов».[9] Именно в нём ученикам предлагается представить отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и в самых разных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности. Бывает, что ребёнок предоставляет неплохие результаты по каким – либо предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чём часто никто и не подозревает. В результате он может получить рекомендации, заниматься на профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребёнку найти себя, грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио, где будет представлена Саморефлексия ребёнка на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
    Виды образовательных портфолио разнообразны, педагоги и учащиеся вправе выбрать тот вид, который помогает организовать деятельность обучающихся. Но наиболее оптимальный вариант портфолио образовательных достижений обучающихся – это смешанный вид, в котором представлены его результаты обучения, активной социальной жизни и моменты самооценивания собственных результатов.[7]
    Таким образом, перед учителем возникает непростая задача – учесть множество аспектов и уровней деятельности учащихся на уроке, отследить эффективность и продуктивность произведённых действий и высказываний. При этом необходимо оценить работу каждого ученика, отследить степень его качественного приращения. Выход видится в применении комплексной оценки, которая не только характеризует знания, умения, но и учитывает систематичность, самостоятельность и творческое начало в учебной работе, степень проявления сформированных компетенций, мировоззренческую глубину, гражданскую позицию, оригинальность и нестандартность полученных образовательных продуктов. Конечный результат оценивания может быть представлен в интегрированном виде: оценка учителя, самооценка и взаимооценивание, рефлексия.
    Выставляя ребенку отметку  не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли  за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.[8]
    Таким образом, изменения системы оценивания в  школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.
    Кроме этого:
    – процессы итогового оценивания и выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению «процентомании»;
    – при текущем контроле будут созданы комфортные условия для ученика, преодолен его страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника;
    – при текущем контроле будет поощряться прежде всего продвижение в становлении компетенции личности;
    – учащимся будут заранее предъявляться «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания;
    – в содержание обучения будут включены методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям, выработанным совместно с учителем и остальными учащимися;
    – процедуры текущей и итоговой аттестации будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника.
    Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.
    Библиографический список
    1. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. – №1.
    2. Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 – №4
    3. Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003 – №6
    4. Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22).
    5. Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999
    6. Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000
    7.  Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений – «портфолио»// Директор школы.-2004. – № 7
    8. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – №5.
    9. Пейн С. Дж. Учебное портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 2000.- № 1.
    10.  Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа.- № 5. – 2004.
    11. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12
    12. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. – №6.

  2. бананчик Ответить

    ?
    Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.
    Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся начальной школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
    Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:
    ? Оценивание — это постоянный процесс, естественным образом интегрированный в образовательный процесс. Оценивание осуществляется на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
    ? Оценивание должно быть только критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям.
    ? Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно.
    ? Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке.
    По словамТ.И.Тишиной: «Принципы современной системы оценивания:
    ? в центре оценивания — ученик;
    ? учитель определяет, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;
    ? оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
    Цель оцениванияулучшить качество обучения».(13)
    От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и учителя.
    Я считаю, что оценивание на уроке — это процесс ирезультат. Процесс, т. к. учитель самостоятельно или вместе с детьми разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать свою работу учащихся, а результат, т. к. это показатель, на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Конечно, оценивание стимулирует учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание «подогревает» стремление узнать больше.
    Методы иприемы, которые использую я для привлечения учащихся в процесс оценивания, могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям и имеют универсальный характер.
    В своей работе я использую критериальные модели оценивания: самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.
    С какими же трудностями сталкиваются учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?
    Самая главная проблема — заниженная изавышенная самооценка учащихся. Также приходится сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику, но постоянная и регулярная работа помогает привести все оценки к единому «знаменателю».
    Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех. В первую очередь, не хватает времени на уроке. Однако — дорогу осилит идущий, мы с этим ничего не сможем сделать: не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но вместе искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой багаж знаний методик — вполне в наших силах.
    Уже с января 1 класса(т. к. дети уже «стали учениками»), ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
    Учимся ставить и вспоминать цель работы на урок.
    Учимся сравнивать результат с целью.
    Учимся находить и признавать ошибки.
    Учимся оценивать сам процесс.
    В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. Мои первоклассники имеют лист самооценки (возможны разные варианты), который мы заполняем при работе дома и на уроке. Работая на уроке, после каждого этапа, ребенок ставит пометку, сначала это были +, моим детям нравилась фигура звезда, 5 заданий- 5 плюсов, я — звезда

    Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке
    Оценка урока
    Я на уроке
    Моё отношение кгерою:
    1.Интересно
    1. Работал
    ВОСХИЩАЮСЬ
    2. Скучно
    2. Отдыхал
    ЖАЛЕЮ
    3. Безразлично
    3. Помогал другим
    ОДОБРЯЮ
    4. Свое мнение__________
    ОСУЖДАЮ
    Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль.
    Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики ирусского языка идругих на начальных этапах
    На уроке я работал
    активно/пассивно
    Своей работой на уроке
    я доволен/ не доволен
    Урок для меня показался
    коротким/длинным
    За урок я
    устал/ не устал
    Материал на уроке для меня
    понятен/ не понятен
    полезен/бесполезен
    скучным/интересным
    Домашнее задание мне кажется
    легким/трудным
    интересно/не интересно

    Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.

    Мои чувства:
    Моё отношение кгерою:
    Р А Д О С Т Ь
    О Б И Д А
    У Д И В Л Е Н И Е
    О Г О Р Ч Е Н И Е
    ВОСХИЩАЮСЬ
    ЖАЛЕЮ
    ОДОБРЯЮ
    ОСУЖДАЮ
    Оценка урока
    Я на уроке
    Итог урока
    1.Интересно
    1. Работал
    1. Понял материал
    2. Скучно
    2. Отдыхал
    2. Узнал больше о …..
    3. Безразлично
    3. Помогал другим
    3.Не понял ……
    4. Свое мнение__________
    На уроках русского языка часто использую листы самооценивания для проверки усвоения знаний как пройденного, так и нового материала.
    Использовать самооценку можно и во внеурочной деятельности. Практикую на своих уроках парное взаимооценивание, так называемая взаимопроверка.
    Я часто использую на уроках чтения карточкуТ.А.Тишиной:
    «Лист взаимооценки выразительного чтения»(13)
    Критерии чтения
    Я как исполнитель
    Мнение слушателя
    Названы автор и заглавие произведения
    Передано настроение автора и героя
    Голосом выделены ключевые слова каждой смысловой части
    Соблюдены паузы внутри и в конце высказываний
    Выбран необходимый темп чтения
    Текст прочитан с необходимой громкостью
    Удачно нарисован голосом словесный образ…
    Слушателям понятно то, о чём было прочитано
    Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность ученику правильно, логично построить свою работу, работать на свой результат. В любой момент ученик может улучшить достижения.
    Зная критерии оценивания, дети уже осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения и достижения своих одноклассников.
    В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей, и я слежу за тем, чтобы оценка была адекватной.
    В конце урока обучающиеся проводят самооценку своей деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.
    Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.
    1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел кконцу, и я хочу сказать…
    ? Мне больше всего удалось…
    ? Что я получил от этого урока, мероприятия?
    ? За что ты можешь себя похвалить?
    ? За что ты можешь похвалить одноклассников?
    ? За что ты можешь похвалить учителя?
    2. Мои достижения на уроке…
    Сегодня на уроке я (мне):
    ? научился…
    ? было интересно…
    ? было трудно…
    3. Урокпривлекменятем…
    ? показался интересным…
    ? взволновал…
    ? заставил задуматься…
    ? навел меня на размышления…
    4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
    ? они мне нравятся больше остальных;
    ? я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими заданиями;
    ? они легче (труднее) остальных заданий.
    Лучшим учителем, как известно, является свой собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим, своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие.
    Во 2 классе я использую уже как прогностическая оценка, так и ретроспективная оценка. Ретроспективная самооценка — это оценка уже выполненной работы; она намного проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее. Прогностическая самооценка — это «точка роста» способностей школьников к оцениванию себя. Предлагать ученикам оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована. Такого рода самооценку предлагаем детям в середине второго класса. Мы с детьми оценку строим от инструкции к заданию.
    Работу начинаем с того, что определяем, какими умениями мы должны обладать, чтобы выполнить данное задание правильно. Каждое умение мы фиксируем в виде шкалы на доске, дети у себя в тетрадке. Это и есть критерии. Затем я прошу детей подумать и предположить, на сколько, успешно они могут справиться с данной задачей, т. е. оценить, на сколько, хорошо у них сформировано каждое из перечисленных умений по уровням. Это и есть прогностическое оценивание.
    Затем, ученики выполняют упражнение, проверяют свою работу по эталону и еще раз возвращаются к оцениванию своих умений. У нас в классе «крестик» на шкале либо берется в круг, другим цветом, если оценка совпадает, либо на шкале чертится другой «крестик» и, конечно, комментируем свой результат.
    Далее проверку осуществляю я — либо соглашаюсь с оцениванием, либо нет. Не совпадение оценки — это предмет разговора между учителем и учеником.
    Новая система оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже в начале сентября на первом классном родительском собрании я, так же как и мои коллеги, работающие со мной в одно параллели, ознакомила родителей с новой формой накопительной оценки — портфолио, зачитала Положение о портфолио обучающихся начальной школы, назвала основные разделы портфолио «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это — я»; «Мое имя»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения», а так же указала целевые установки создания портфолио для ученика и для родителей.
    Портфолио — это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
    В течение учебного года на каждого ребенка оформляется «Лист индивидуальных достижений» по учебным предметам, который является основанием для итоговой аттестации в конце четверти, полугодия и учебного года. Здесь также фиксируется продвижение младшего школьника в освоении всех умений, которые необходимы для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др.
    Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки — значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было показать и научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и, конечно же, пути их исправления.
    Но главный успех моей деятельности вижу в том, что ребята с удовольствием идут на урок, хотят учиться, не боятся высказывать свои мнения, оценки, самостоятельно добывать информацию и стремятся знать больше.
    Литература:
    Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. — Томск: Томский государственный университет, 2007. — 368 с.
    Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Методические рекомендации. /М.: ОИРО, 2010. — 64 с.
    Воронцов А. Б.. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность? /– Вопросы психологии. — 1988. — 5. — с.75.
    Данилов Д. Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), Вита-Пресс, 2012 г., 168 стр.
    Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. /.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 215 с. — (Стандарты второго поколения).
    Иванов С. В., Карабанова О. А., «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Часть 1. ФГОС» 125 стр.
    Калинина Н. В., Прохорова С. Ю., Горбылёва А. Я. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. /– М.: АРКТИ, 2006. — 72 с. — (Школьное образование).
    Мылова И. Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие. — СПБ.: СПБ АППО, 2012
    Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009. 215 с. (Стандарты второго поколения).
    Пинская М. А., Улановская И. М.: Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС. — М.: Просвещение, 2013. — 80 с.
    Планируемые результаты начального общего образования / Под ред.. Ковалевой Г. С., Логиновой О. Б. — М.: Просвещение, 2009
    Эльконина Д. Б. — Давыдова В. В. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы — М., 2010. — С.5
    Карпенко М. П. Будущему образованию — технологию будущего. // Дистанционное образование. 2010 № 4, стр. 28–33.
    https://infourok.ru/doklad-s-prezentaciey-po-teme-
    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *